Научная статья на тему 'Безопасность как категория конституционного права'

Безопасность как категория конституционного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
402
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / CONSTITUTIONAL SAFETY / POLITICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Д. С.

В данной статье рассматривается безопасность как общеправовая и конституционно-правовая категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY AS A CATEGORY OF CONSTITUTIONAL LAW

The article deals with safety as a legal and constitutional category.

Текст научной работы на тему «Безопасность как категория конституционного права»

ПРАВО

Д.С. ВОРОБЬЕВ, помощник прокурора, г. Белгород

Тел. (8-4862) 76-12-25

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

В данной статье рассматривается безопасность как общеправовая и конституционно-правовая категория.

Ключевые слова: безопасность, конституционная безопасность, политическая безопасность.

Безопасность не только общеправовая, но и конституционно-правовая категория. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина имеет свои объект и предмет, методологию, специфические цели, задачи и функции. Предотвращение опасности - не основная цель конституционно-правового регулирования общественных отношений. Однако угроза опасности может наблюдаться применительно к различным конституционно-правовым институтам - основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, федеративному устройству, организации публичной власти и гражданского общества, местному самоуправлению. Кроме того, конституционно-правовое регулирование может выступать в качестве средства, обеспечивающего безопасность общества, личности и государства, причем не только в конституционной, но и в иных сферах общественных отношений. Во всех указанных случаях проблема обеспечения безопасности приобретает конституционно-правовое содержание. Несомненно, безопасность в обществе может быть обеспечена только на конституционной основе.

Н.С. Бондарь верно подчеркивает, что безопасность — «категория конституционная, нормативно-правовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования». В подтверждение высказанной точки зрения автор ссылается на такие конституционные объекты, как физическая безопасность (статьи 20-23 Конституции Российской Федерации), безопасность государства (часть 3 статьи 4, часть 5 статьи 13, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), безопасность общества (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации)1. Данному выводу корреспондирует Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации, в которой под национальной безопасностью понималась «безопасность многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти»2. Нетрудно заметить, что при подобном определении понятия «национальная безопасность» цитируется значительная часть нормативного содержания статьи 3 Конституции Российской Федерации, что не может не указывать на органическую связь между национальной и конституционной безопасностью.

На наш взгляд, безопасность в качестве категории конституционного права следует понимать следующим образом: это обеспечиваемое конституционными средствами состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Конституционные отношения здесь не выступают единственным объектом правовой защиты. Напротив, объект правозащитной деятельности охватывает все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства. В данном случае конституционно-правовое регулирование выступает преимущественно в качестве средства обеспечения личной, общественной, государственной и в конечном итоге национальной безопасности. К таким механизмам, в частности, относятся: верховенство прав человека, народный суверенитет, разделение властей, разграничение предметов ведения и полномочий между публично-территориальными образованиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, возложение компетенции по обеспечению безопасности на соответствующих лиц,

© Д.С. Воробьев

учреждение специализированных служб безопасности и определение их конституционно-правового статуса.

Несколько иной трактовки в конституционном праве заслуживает институциональный аспект обеспечения безопасности личности, общества и государства. В данном случае именно конституционные отношения вы-ступают специфическим объектом, нуждающимся в правовой защите, причем не только конституционно-правовыми, но и другими средствами. Наиболее удачной правовой категорией для обозначения сути данного феномена является, по мнению большинства авторов, понятие «конституционная безопасность».

По мнению С.А. Дмитровой, конституционная безопасность - это часть государственной и национальной безопасности. При этом автор полагает, что конституционная безопасность означает состояние защищенности конституционного строя от угроз «прежде всего внутреннего характера»3. В приведенной точке зрения можно выделить не только достоинства, но и недостатки. С одной стороны, исследователь верно придерживается ограничительной интерпретации термина «конституционная безопасность», избегая его отождествления с более широкими понятиями «государственная безопасность» и «национальная безопасность». С другой - автор увлекается узким толкованием исследуемого термина и ограничивает его рамками внутренних угроз конституционному строю, что исключает ряд иных конституционноправовых институтов, нуждающихся в адекватной правовой защите.

В частности, Ю.А. Голик правомерно обращает внимание на такую угрозу конституционной безопасности, как «распад на государственные образования, утрата суверенитета» и «зависимость страны от иностранных государств»4. Здесь понятие конституционной безопасности приобретает более ярко выраженную внешнеполитическую природу, особенно если учитывать то обстоятельство, что государственный суверенитет составляет объект конституционно-правового регулирования общественных отношений.

В этой связи наиболее убедительной выглядит позиция коллектива авторов под руководством

С.В. Степашина, которые предпочитают говорить

о «безопасности государства, общества и личности от действий антиконституционного характера»5. При таком подходе конституционная безопасность понимается прежде всего как политико-правовая безопасность личности, общества и государства, а в качестве основных ее компонентов выделяются, во-первых, специфический

объект регулирования, охраны и защиты (политические и правовые отношения в их единстве и системной взаимосвязи); во-вторых, особый субъектный состав конституционных правоотношений (личность, общество, государство).

М.А. Краснов, анализируя опыт конституционного строительства в современной России, отмечает, что «отечественная история - это история постоянных попыток прорваться не к анархии или тирании, а к праву в его самом высоком смысле. К праву как разумному балансу между свободой, равенством и справедливостью, к праву как основному способу защиты достоинства личности»6. Реализация отмеченных ценностей обеспечивается механизмом действия различных отраслей российского права, включая конституционное право. Вместе с тем конституционное право обеспечивает координирующую роль в отношении других отраслей права, стимулирует их развитие, гарантирует демократические и справедливые основы регулирования административных, гражданских, уголовных, финансовых и иных правоотношений. Ключевую функцию при этом выполняет совокупность национальных интересов России, выражаемых в конституционных принципах, институтах и нормах.

По справедливому убеждению Л.Ю. Кузнецовой, национальные интересы — это не только совокупность «сбалансированных интересов личности, общества и государства» в различных сферах государственной деятельности. Важно, что они «носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства»7. Таким образом, политико-правовая предопределенность является важным ориентиром в механизме обеспечения конституционной безопасности, причем вне анализа внутренней и внешней политики государства сложно определить границы конституционного регулирования указанных общественных отношений.

Отечественное государствоведение длительное время избегало упоминания о политических отношениях как об объекте конституционного (государственно-правового) регулирования. Одним из первых в советской науке признал политические отношения предметом государственного права И.Е. Фарбер8. В современном конституционном праве позиция о политических отношениях как предмете конституционного регулирования наиболее полно обоснована С.А. Ава-кьяном. Автор подчеркивает, что «предметом конституционного права России как отрасли отечественного права являются наиболее фун-

даментальные общественные отношения, которыми характеризуются: основы конституционного (общественного) строя Российского государства, сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, «можно назвать политическими отношениями». Однако «не все политические отношения регулируются конституционным правом. Многие из них не имеют, а то и не могут иметь правового характера»9.

Исходя из изложенной точки зрения С.А. Ава-кьяна, логично утверждать, что понятия «конституционная безопасность» и «политическая безопасность» имеют общую сферу действия и одновременно с этим различные области приложения. Не во всех случаях конституционная безопасность является одновременно политической безопасностью, равно как не всегда политическая безопасность выражается в форме конституционной безопасности. Но политический компонент является наиважнейшим в понятии «конституционная безопасность». В большинстве случаев именно политические отношения нуждаются в адекватной правовой защите от внешних и внутренних угроз конституционному строю государства.

Примечания

1 См.: Бондарь Н.С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия, обеспечения социальной справедливости, равенства и прав человека // Законодательство и экономика. - 2004. - № 4. - С. 15.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 170. Утратил силу.

3 См.: Дмитрова С.А. Обеспечение конституционной безопасности федеративного государства в условиях современного развития Российской Федерации (конституционно-правовой аспект). Автореф. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2007. - С. 7.

4 См.: Голик Ю. Глобализация преступности и преступность глобализации // Федерализм. - 2002. - № 1. -С. 135.

5 См.: Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина. - М.: Финансовый контроль, 2003. - С. 40.

6 См.: Конституционный строй России: пятнадцать лет пути. - М.: ТЕИС, 2008. - С. 5-6.

7 См.: Кузнецова Л.Ю. Экономическая безопасность Российского государства как конституционное условие реализации экономического строя // Конституционное развитие России. - Саратов: СГАП, 2008. - С. 82.

8 См.: Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. - Саратов, 1979. - С. 31.

9 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1. - М.: Норма, 2010. - С. 21-22.

D.S. VOROBYOV SAFETY AS A CATEGORY OF CONSTITUTIONAL LAW

The article deals with safety as a legal and constitutional category.

Key words: safety, constitutional safety, political safety

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.