Научная статья на тему 'Безопасность и конституционные права личности'

Безопасность и конституционные права личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
937
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / права и свободы человека и гражданина / правовая безопасность / информационная / экономическая / финансовая / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / safety / human and civil rights and freedoms legal safety / environmental safety / ECONOMIC security / Information security / National security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лях Светлана Михайловна

Обосновывается неразрывная связь юридической безопасности с идеей прав человека, свобод личности. Рассматривается многозначность термина «безопасность», выделяется «правовая безопасность», пронизывающая все составы прав и свобод человека и гражданина, дается характеристика различных уровней безопасности, закрепленных в Конституции РФ, рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лях Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the inextricable connection between the idea of human rights and freedoms and legal safety is proved. The multiple meaning of the expression «safety» is considered, the «legal safety» which concerns all the kinds of human rights and freedoms is pointed out, the different safety rates enshrined in the Russian Constitution are determined, the issues of the improvement of legal basis of national security is analyses.

Текст научной работы на тему «Безопасность и конституционные права личности»

УДК 342.721

БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ

© 2010 г. С.М. Лях

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007, Gorkiy St., 88, Rostov-on-Don, 344007,

lyakh-sm@yandex. ru lyakh-sm@yandex. ru

Обосновывается неразрывная связь юридической безопасности с идеей прав человека, свобод личности. Рассматривается многозначность термина «безопасность», выделяется «правовая безопасность», пронизывающая все составы прав и свобод человека и гражданина, дается характеристика различных уровней безопасности, закрепленных в Конституции РФ, рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования национальной безопасности.

Ключевые слова: безопасность, права и свободы человека и гражданина, правовая безопасность, информационная, экономическая, финансовая, экологическая безопасность.

In the article the inextricable connection between the idea of human rights and freedoms and legal safety is proved. The multiple meaning of the expression «safety» is considered, the «legal safety» which concerns all the kinds of human rights and freedoms is pointed out, the different safety rates enshrined in the Russian Constitution are determined, the issues of the improvement of legal basis of national security is analyses.

Keywords: safety, human and civil rights and freedoms legal safety, environmental safety, economic security, information security, national security.

Содержание ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации как демократического государства, должно трактоваться во взаимосвязи с принципами гуманизма, законности, признания, соблюдения, защиты прав и свобод человека и гражданина, правовой безопасности личности, правового государства. Взаимосвязь фундаментальных категорий законности, национальной безопасности и прав человека выходит за рамки чисто теоретической значимости проблемы и представляет интерес для определения путей и способов развития и укрепления государственности Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях обострения международных и внутренних вызовов и угроз обеспечение национальной безопасности России остаётся важнейшим условием её существования как суверенного и единого государства, продолжения и реализации многообразных реформ.

Юридическая безопасность, ее цель, приоритеты неразрывно связаны с идеей прав человека, свобод личности, усилением социально-правовой защищенности граждан.

Термином «безопасность» принято называть положения или состояние личности, общества, государства [1], в котором им не угрожает опасность, т. е. их фактическую безопасность как защищенность их прав, свобод и интересов от социальных природных, экономических и иных известных опасностей, их угроз.

Безопасность в теории права трактуется весьма неоднозначно. А.А. Фомин отмечал многозначность термина «безопасность»: как состояние правовой защищенности интересов и жизненного пространства субъектов правоотношений; как правовая информированность и способность юридическими средствами противодействовать опасностям; как система мер, органов, функций обеспечений безопасности; как юридическая защищенность и стабильность правовой системы; как обеспечение безопасности сферой юридической деятельности и т.д. Представляется, что предложенные

определения выходят за возможные пределы объема содержания термина «безопасность» [2].

Исследователи в трактовке термина «правовая безопасность» выделяют узкое и широкое понимание, когда под узким понимают собственно состояние «защищенности правовой системы (аспект ее совершенствования и развития)» и под широким - особое состояние, которое необходимо обеспечивать применением мер принуждения « как мер обеспечения безопасности в экономической, экологической и других сферах...» в рамках правовой системы, посредством правового регулирования [3].

Различают фактическое и юридическое понимание правовой безопасности. Фактическая «правовая безопасность» - это материализованное юридической практикой социально-правовое содержание юридических составов и комплексов прав, свобод, интересов личности, общества, государства, содержанием которых в качестве неотъемлемой составляющей является и фундаментальное право на безопасность [4, с. 16]. Юридическое понимание «правовой безопасности» -это защищенность элементов правовой системы (законов, юридических форм их применения и т.д.), создающая качественно правовое (лишенное юридико-правовых опасностей) законодательство, социально безопасную юридическую практику его применения, т.е. единство качества правового и юридического как особого рода безопасности (от опасностей юридико-правовой природы), опосредующей обеспечение всех урегулированных правом видов прав, свобод, интересов личности, общества, государства или социальной безопасности [4, с. 20]. И здесь усматривается тесная связь принципа законности и юридически обеспеченной социальной безопасности.

Кроме этого, предлагалось в рамках безопасности как единого социально-юридико-правового явления рассматривать ее и как право, и как принцип. Право на безопасность - это фундаментальное естественное право человека и гражданина, коллективных субъектов, общества, государства. Впервые оно было закреплено в Декларации прав Вирджинии (США) «как право стремления к счастью и безопасности» [5, с. 75].

Принцип правовой безопасности пронизывает все составы конкретных прав, свобод и интересов человека, гражданина, различных субъектов права, государства, образуя целую систему различных видов национальной безопасности, в которой первичной является правовая безопасность личности. Все разновидности правовой безопасности - личности, общества, государства в различных сферах, например в военной, информационной, экологической, экономической сферах, образуют внешнюю и внутреннюю национальную безопасность.

В наши дни основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей [6]. Однако принципы общественной и личной безопасности могут вступать в противоречие друг с другом.

Борьба с преступностью, а также усиление и развитие правовых основ борьбы с такими видами угроз, как терроризм, экстремизм - наиболее важные и перспективные компоненты обеспечения национальной безопасности. Правовая безопасность личности есть условие свободы человека и гражданина, а для обеспечения общественной безопасности государственные органы должны применять ограничительные меры в отношении прав и свобод личности. Как известно, основы разрешения данного конфликта заложены в Конституции РФ, в которой предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности государства (ч. 3, ст. 55). Эти ограничения применяются в режимах закрытого административно-территориального образования, экономической зоны, оборота оружия, взрывчатых веществ, государственной границы РФ, при введении чрезвычайного положения и т.д. Обеспечение при этом законности позволяет избегать необоснованного установления ограничений, нарушения конституционных прав и свобод в различных сферах жизнедеятельности, права на безопасность личности, как их составной части, а также предотвращать применение методов и способов правового регулирования, не адекватных данному конкретному режиму, выходящих за рамки той или иной формы правового режима.

В целом идея правовой безопасности представляет собой единство требований безопасности законов, безопасности правоприменения и обеспечения безопасности личности, общества, государства (видов правовой национальной безопасности) от неправовых и юридико-правовых опасностей посредством социально безопасных законов, социально безопасного их применения [4, с. 23].

Как отмечает Н.С. Бондарь, понятие «безопасность» - категория конституционная. «И это не случайно. Сама сущность конституции как политико-правового явления, призванного отражать основополагающие качественные характеристики общества, государства и личности в их соотношении и взаимосвязях, предопределяет необходимость восприятия конституционных явлений во всей их многогранности и противоречивости, когда конституция может рассматриваться как порождение, своего рода нормативно-правовой результат социальных противоречий и одновременно - нормативно-правовая основа для их разрешения и достижения безопасности личности, общества и государства» [7].

В конституции отражаются различные уровни безопасности, как самих участников конституционно-правовых отношений, например физическая безопасность личности (ст. 20 - 23), так и иных отношений в обществе и государстве, например информационная (ст. 24, 29), экономическая (ст. 34, 35), финансовая (ст. 75), экологическая безопасность (ст. 58), и т.п.

Однако базовой, системообразующей основой юридической безопасности является Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 (ред. от 02.03.2007) «О безопасности». Действующий в настоящее время закон

устарел и во многом не отвечает требованиям определенности терминологии, на его основе невозможно определить задачи совершенствования законодательства и правовой базы на современном этапе развития, которые могли бы дать важнейшие направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах деятельности государства и общества. В нем весьма поверхностно и нечетко охарактеризована система обеспечения национальной безопасности, ее структура и состав, принципы функционирования, недостаточно освещены вопросы координации работы отдельных составляющих ее элементов. Требует расширения и уточнения раздел, посвященный Совету Безопасности, в связи с чем закономерно появление законодательной инициативы президента по данному вопросу. Дмитрий Медведев внес в нижнюю палату парламента проект нового федерального закона «О безопасности».

В предложенной Президентом редакции федерального закона «О безопасности» определяются основные принципы обеспечения безопасности государства, общественной, экологической, безопасности личности, иных ее видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и устанавливаются полномочия всех органов власти в этой области. Документ закрепляет статус Совета безопасности РФ как конституционного совещательного органа, осуществляющего подготовку решений президента по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, а также по другим вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, и вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности [8].

Поступила в редакцию

Совершенствование правового регулирования вопросов национальной безопасности, путем принятия нового федерального закона «О безопасности», позволит в конечном итоге получить в лице данного закона нормативный правовой акт высшей юридической силы, крайне необходимый для укрепления национальной безопасности России и приведения всего остального законодательства в этой области в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, превращения его в эффективный правовой инструмент решения важнейших государственных задач в вопросах обеспечения прав и свобод человека, гражданина, интересов общества и государства.

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 41.

2. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов, 2005. С. 88 - 89.

3. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. № 2. С. 11 - 19.

4. Галузин А.Ф. О соотношении понятий «правовая безопасность» и «юридическая безопасность» // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестн. Нижегородской академии МВД России. 2006. № 6.

5. Общая теория прав человека / отв. ред. Е.А. Лукаше-ва. М., 1996. 520 с.

6. Моздаков А.Ю. Социальная безопасность и безопасность личности // Государство и право. 2008. № 6. С. 103.

7. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства // Конституционное правосудие. 2003. № 4 (22).

8. Шкель Т. Режим безопасности // Рос. газ. 2010. 19 июля.

28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.