Научная статья на тему 'Безопасная экономическая политика привлечения иностранных инвестиций'

Безопасная экономическая политика привлечения иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INVESTMENTS / FOREIGN INVESTMENTS / INVESTMENT CLIMATE / ECONOMIC SAFETY / INVESTMENT SAFETY / POLICY OF INVESTMENT SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горностаева Людмила Александровна

Статья посвящена проблемам повышения экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций, обусловленным многогранностью, сложностью и недостаточной изученностью влияния глобальных процессов международной миграции капитала и транснационализации производства на развитие национальных экономик. Обозначены требования и условия, которые необходимо учесть при формировании системы инвестиционной безопасности национальной экономики. Кроме того, в рамках реализации политики инвестиционной безопасности выделен ряд обобщенных индикаторов, отражающих пороговые уровни безопасности, которые можно охарактеризовать системой критериев общеэкономического и отраслевого плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE ECONOMIC POLICY OF FOREIGN INVESTMENTS ATTRACTION

Article is devoted to problems of increase of economic safety of foreign investments attraction, caused by many-sided nature, complexity and insufficient study of influence of global processes of the international movement of capital and production transnationalization on development of national economies. Requirements and conditions which are necessary for considering at formation of system of national economy investment safety are designated. Besides, within realization of investment safety policy a number of the generalized indicators reflecting threshold levels of safety which can be characterized by system of criteria of the alleconomic and industry plan is allocated.

Текст научной работы на тему «Безопасная экономическая политика привлечения иностранных инвестиций»

БЕЗОПАСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Л. А. ГОРНОСТАЕВА

Статья посвящена проблемам повышения экономической безопасности привлечения иностранных инвестиций, обусловленным многогранностью, сложностью и недостаточной изученностью влияния глобальных процессов международной миграции капитала и транснационализации производства на развитие национальных экономик.

Обозначены требования и условия, которые необходимо учесть при формировании системы инвестиционной безопасности национальной экономики. Кроме того, в рамках реализации политики инвестиционной безопасности выделен ряд обобщенных индикаторов, отражающих пороговые уровни безопасности, которые можно охарактеризовать системой критериев общеэкономического и отраслевого плана.

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, экономическая безопасность, инвестиционная безопасность, политика инвестиционной безопасности.

На заседании Совета Федерации 9 ноября внесены изменения в ст. 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный закон призван способствовать упорядочению процедур привлечения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства.

Федеральный закон касается уточнения видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, порядка рассмотрения ходатайства о предварительном согласовании сделки и заключения соглашения об обеспечении выполнения заявителем обязательств.

В соответствии с законом из перечня видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, исключаются сделки с участием международных финансовых организаций, деятельность банков, в уставном капитале которых отсутствует доля России. Исключаются также сделки по приобретению иностранным инвестором в уставном капитале хозяйственного общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения, в результате которых доля участия этого иностранного инвестора или этой группы лиц в уставном капитале не увеличивается.

Нарастающие процессы глобализации мировой экономической системы создают новые вызовы экономической безопасности и требуют адекватного понимания природы тех глубоких изменений, которые наиболее рельефно проявились в начале XXI в.

В Законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что безопасность - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни, которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер.

Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости в равной степени страны, индивида и предприятия.

Экономическая безопасность государства тесно связана с такими понятиями как «развитие» и «устойчивость» экономики. Развитие национального хозяйства - один из компонентов экономической безопасности. Совершенно очевидно, что если экономика не развивается, то у государства резко со-

кращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям. Устойчивость национального хозяйства страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки [1].

Традиционное понимание экономической безопасности характеризуется функцией обеспечения выживаемости страны в случае форс-мажорных обстоятельств или экологических катастроф. Однако благодаря разработкам российских ученых широкое распространение получил новый подход, в рамках которого экономическая безопасность трактуется как обеспечение «живучести» национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов, включая воздействие глобальных факторов, внешних и внутренних вызовов, рыночной конкуренции, форс-мажорных и других обстоятельств [7].

В качестве подсистемы экономической безопасности выступает инвестиционная безопасность. «Инвестиционная безопасность обеспечивает экономически безопасное обновление и воспроизводство основного капитала, определяет способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирование благоприятного инвестиционного климата, выступает базисом инвестиционной экономики» [6].

Процесс эффективного использования российских и зарубежных инвестиций требует координации соответствующих направлений и приоритетов (речь в данном случае идет о прямых инвестициях), что реализуется через политику привлечения прямых иностранных инвестиций, формирования соответствующего инвестиционного климата и выработки концепций (программ) развития тех или иных сфер экономики [3].

Для любой страны представляется весьма важным обеспечивать правильный выбор направлений безопасной экономической политики привлечения иностранных инвестиций и ориентиров собственного развития, повышающих уровень национальной безопасности страны.

Динамичное развитие производства с использованием преимуществ привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из конкурентоспособных стран выступает основой для развития внешней торговли, международных экономических отношений и одновременно является фактором усиления взаимозависимости национальных экономик, что вызывает необходимость создания особых механизмов обеспечения экономической безопасности всех стран, участвующих в процессах глобализирующегося мира.

Сказанное приобретает особую актуальность для новых формирующихся рынков в развивающихся странах, к которым относится Россия, где особенно важно укреплять основы экономической безопасности реализации инвестиционной политики, в том числе при поиске направлений притоков иностранного капитала и механизмов выхода из финансового кризиса [5].

Благодаря приходу новых технологий межстра-новые притоки иностранных инвестиций не только ускоряют экономическое развитие, но могут являться источником нестабильности и причиной обострения кризисов. В известной мере это связано с тем, что под воздействием глобализации государство теряет контроль над движением факторов производства и их участием в экономическом росте. Учитывая, что транснациональный капитал не привязан к определенному месту, а финансовые потоки находятся вне контроля национальных правительств, многие традиционные рычаги экономической безопасности теряют свою жизнеспособность. В отдельных случаях влияние международных организаций и ТНК столь велико, что ставит под угрозу перспективы и масштабы политического и экономического суверенитета национальных образований. Новые угрозы национальной безопасности и получение значительных экономических выгод, обусловленных процессами интернационализации и притоками иностранных инвестиций, теперь напрямую зависят от конкурентоспособности страны на мировом рынке и от механизмов создания фундамента безопасности всех субъектов национальной экономики.

Экономическая глобализация испытывает влияние со стороны множества факторов, которые, в свою очередь, предопределяют направление, динамику, содержание и специфику процессов формирования глобального экономического пространства. В этой связи на систему мирохозяйственных связей оказывают влияние: политические, международные, экономические, научно-технические, информационные и другие социально-общественные факторы.

Россия обладает высоким потенциалом развития, что открывает ей значительные перспективы по участию в мировом рынке ПИИ. Широкомасштабное привлечение ПИИ, научнотехнических знаний и ноу-хау, организационного опыта позволит быстрее компенсировать недостаток внутренних источников частного инвестиционного капитала, преодолеть отставание России в ряде ключевых секторов хозяйства и кардинально трансформировать их, а также создать качественно новые отрасли и производства, основанные на высоких технологиях. В этой связи актуализиру-

ется задача разработки политики привлечения прямых иностранных инвестиций, адекватной долгосрочной стратегии государства - переходу российской экономики с сырьевых на инновационные рельсы [4].

Как свидетельствуют официальные источники, характеризующие потребность России в иностранных капиталовложениях, экономика страны способна ежегодно осваивать 50-60 млрд долл. Общая потребность в иностранных инвестициях на 5-7 лет равна 200-300 млрд долл.

Иностранные инвестиции в экономике России должны способствовать разрешению ряда проблем в социально-экономическом развитии, а именно:

- освоению потенциала в научно-технической сфере, в частности, конверсируемых предприятиях в военно-промышленном комплексе;

- продвижению отечественных товаров и технологических новинок на зарубежные рынки;

- содействию, расширению, а также диверсификации экспортных потенциалов и формирование производств, способных заменить импортные товары в некоторых отраслях;

- притоку денежных средств в трудоизбыточные регионы, а также районы богатые полезными ископаемыми, чтобы ускорить их разработку и добычу;

- созданию мест трудоустройства, а также освоению передовых систем организации производства;

- обучению цивилизованным отношениям в сфере бизнеса;

- развитию производственной инфраструктуры.

По состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд долл., что на 15,7 % больше по сравнению с предыдущим годом.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,1 % (на конец 2010 г. - 58,3 %), доля прямых инвестиций составила 40,1 % (38,7 %), портфельных - 2,8 % (3,0 %).

В 2011 г. в экономику России поступило 190,6 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 66,1 % больше, чем в 2010 г. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика иностранных инвестиций, млн долл. США1

В Россию в том числе поступило 18,415 млрд долл. прямых инвестиций, что на 33,3 % больше, чем в прошлом году. Портфельные инвестиции снизились на 25,1 % и составили 805 млн долл. Прочие инвестиции выросли в 1,7 раза, или на 71,7 %, - до 171,423 млрд долл.

Больше всего иностранных инвестиций в 2011 г. было направлено в финансовую деятельность - 86,885 млрд долл. В обрабатывающие производства было направлено 41,086 млрд долл. В оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 24,456 млрд долл.

1 По данным Федеральной службы госстатистики.

В российскую экономику активно вкладывали средства следующие страны: Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, а также Виргинские (Британские) острова. В общем объеме инвестиций доля этих государств достигла 84,4 %. Лидером по накопленным инвестициям в Российской Федерации в прошлом году стал Кипр - 78,245 млрд долл. Затем следуют Нидерланды - 49,066 млрд долл., Люксембург - 36,952 млрд долл.

Несмотря на то, что с 2000 г. наблюдается устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в Россию, ни достигнутые масштабы ПИИ, ни их отраслевое и территориальное распределение пока не обеспечивают условий для кардинальной

структурной перестройки отечественной экономики, обновления основных фондов и технологической базы [4].

Продолжает сохраняться невысокая эффективность и несбалансированность притоков объемов иностранных инвестиций в российскую экономику. Официальная политика правительства предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные компании испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить свои капиталы в российскую экономику.

Проблемы повышения экономической безопасности привлечения ПИИ обусловлены многогранностью, сложностью и недостаточной изученностью влияния глобальных процессов международной миграции капитала и транснационализации производства на развитие национальных экономик. Для России особенно важно научное обоснование этих проблем, поскольку в стране реализуется стратегическая задача перехода на инновационный путь развития и достижения уровня конкурентоспособных государств мира, что определяет высокую актуальность и научнопрактическую значимость избранной темы исследования экономической безопасности привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию.

Привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата и в то же время обеспечение экономической безопасности страны, сохранение и развитие технологического потенциала - весьма сложная и комплексная задача, включающая обеспечение политической и социальной стабильности в стране, формирование общего благоприятного режима иностранных инвесторов, и четко определенной государственной экономической и политической стратегии по привлечению зарубежных инвестиций, создание современной отраслевой структуры, формирование современной, конкурентоспособной, деловой, технической, организационной инфраструктуры, образование системы подготовки кадров для обеспечения инвестиционной деятельности и проведения скоординированной политики по привлечению иностранных инвестиций на федеральном, региональном и местном уровнях [5].

Естественно, что объем и структура иностранных инвестиций должны формироваться не только по критерию экономической эффективности, но и учитывать проблемы национальной безопасности.

Итак, политика взаимоотношений с иностранными инвесторами и система приема капитала должны отвечать требованиям инвестиционной безопасности.

При формировании системы инвестиционной безопасности должны быть учтены следующие требования:

- система должна быть управляема, наблюдаема и идентифицируема;

- при создании системы возможно существование дестабилизирующих элементов или подсистем, поэтому должны быть предусмотрены меры по обеспечению устойчивости системы в целом;

- необходимо выделение уровней безопасности по принципу их относительной самостоятельности, так как каждый уровень представляет собой локальную подсистему, соединенную с другими структурными элементами;

- необходим контроль всех элементов системы. Высокое качество динамических процессов в них обеспечит эффективность работы всей системы при ее правильной организации.

В рамках реализации политики инвестиционной безопасности необходимо выделить ряд обобщенных индикаторов, отражающих пороговые уровни безопасности, которые можно охарактеризовать системой критериев общеэкономического и отраслевого плана, включающих:

- экономическую активность;

- динамику объема производства;

- интенсивность инвестиционных и инновационных процессов;

- уровень и качество жизни населения;

- состояние экологии и др. [3].

В конце текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, особенно перед мировым финансовым кризисом, а также столкнулась с внутрирегиональными вызовами на макроуровне, в субъектах Федерации и на микроуровнях развития национальной экономики, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития [2]. Преодоление этих вызовов методами экономической безопасности потребует активных действий как со стороны России, так и всего мирового сообщества и мобилизации глобальных факторов роста во всех странах мировой экономики, как минимум, в течение трех-пяти лет. Для решения этих проблем необходима разработка долгосрочной стратегии экономической безопасности России в соответствии с перспективными планами.

Литература

1. Гордиенко Д. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России. URL: http:// www.fondiv.ru/articles/245

2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Прогноз социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 гг. Раздел 2. Условия развития российской экономики в долгосрочной перспективе. иРЬ: www.intelros.ru

3. Нарышкин С. Е. Иностранные инвестиции и развитие экономики России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. СПб., 2010.

4. Рудь Н. Ю. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию в условиях глобальной экономики: автореф. дис. ... д-ра. эконом. наук. М., 2008.

5. Саяпин А. В. Инвестиционный климат как проявление экономической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4.

6. Экономическая безопасность России: общий курс. М.,2005.

7. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 2008.

* * *

SAFE ECONOMIC POLICY OF FOREIGN INVESTMENTS ATTRACTION

L. A. Gomostayeva

Article is devoted to problems of increase of economic safety of foreign investments attraction, caused by many-sided nature, complexity and insufficient study of influence of global processes of the international movement of capital and production transnationalization on development of national economies.

Requirements and conditions which are necessary for considering at formation of system of national economy investment safety are designated. Besides, within realization of investment safety policy a number of the generalized indicators reflecting threshold levels of safety which can be characterized by system of criteria of the all-economic and industry plan is allocated.

Key words: investments, foreign investments, investment climate, economic safety, investment safety, policy of investment safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.