Научная статья на тему 'Безнадзорные дети крупного города: по материалам исследований г. Барнаула 2006-2009 гг'

Безнадзорные дети крупного города: по материалам исследований г. Барнаула 2006-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковальчук Илья Фёдорович

В статье охарактеризованы причины появления детской безнадзорности, а также изложены результаты социологических исследований детской безнадзорности в городе Барнауле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasons of appearance of childrens neglect are characterized in the article and also results of sociological investigations of childrens neglect in the City of Barnaul are stated.

Текст научной работы на тему «Безнадзорные дети крупного города: по материалам исследований г. Барнаула 2006-2009 гг»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 316.37

Ковальчук Илья Фёдорович

Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова

^ valchuk. 82@.mail. т

БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ КРУПНОГО ГОРОДА: ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ Г. БАРНАУЛА 2006-2009 ГГ.

В статье охарактеризованы причины появления детской безнадзорности, а также изложены результаты социологических исследований детской безнадзорности в городе Барнауле.

Возникшая в последнее десятилетие проблема детской безнадзорности - явление не столь новое, сколько неожиданное. Россия переживает третью волну детской безнадзорности и беспризорности. В отличие от прежних периодов, которые сопровождались революцией, гражданской и отечественной войнами, современная безнадзорность является феноменом мирного времени.

Основная причина сохранения остроты проблем, связанных с детской безнадзорностью, связана с ослаблением института семьи, как основной формы существования и развития детей. Семья вынуждена отказаться от выполнения основных функций (репродуктивной и воспитательной), так как необходимо концентрировать силы на осуществлении хозяйственно-экономической функции, а иногда и простого выживания.

Особенно болезненно факторы социального и экономического неблагополучия отражаются на социализации детей и подростков. Наиболее остро проблема социального неблагополучия проявляется в феномене детской безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации подростковой среды, курении, сквернословии и других формах социальной депривации несовершеннолетних.

Развитие различных форм отклоняющегося поведения свойственно именно городам. «В средних и более крупных городах наблюдаются все виды отклоняющегося поведения; велико число неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); распространены проституция и увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой

коммерции, реально или потенциально криминализированной» [1. с. 108]. Эти обстоятельства создают предпосылки для нарушения процесса социализации детей и подростков и как следствие появление безнадзорных детей.

Для выявления основных причин и закономерностей развития детской безнадзорности автором были проведены социологические исследования в августе 2006 (п=334) и ноябре 2009 гг. (п=88) в форме анкетного опроса подростков, состоящих на учете в отделах по профилактике безнадзорности и беспризорности в центрах социальной помощи семье и детям г. Барнаула.

Основанием для постановки несовершеннолетнего на учет является Федеральный закон Российской Федерации «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №°120-ФЗ, в котором определены категории лиц, в отношении которых должна проводится индивидуальная профилактическая работа. Согласно этому закону, безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Выборочные совокупности исследований 2006 и 2009 гг. по составу исследуемых признаков адекватны пропорциям генеральной совокупности. Применение количественных методов основано на предположении о том, что изучаемая совокупность признаков подчиняется определенному статистическому закону распределения, в данном случае - нормальному закону (гауссовское распределение). Проведенный анализ в виде теста хи-квадрат показал, что для уровня значимости а = 0,01 х2 > х2 [2].Таким образом, с ве-

© Ковальчук И.Ф., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

245

роятностью 0,99 можно утверждать, что выборочные совокупности исследований 2006 и 2009 гг. распределены по нормальному закону.

Обработка собранной эмпирической информации показала, что одной из основных причин, толкающих подростков на безнадзорность, является наличие в семье постороннего для подростка человека. В большинстве опрошенных нами семей безнадзорных подростков проживает отчим. Внимание матери частично «переключается» на отчима, при этом подросток получает меньше любви и внимания. Так, по результатам исследования, число уходов из семей, где присутствует отчим, гораздо выше, чем в полных «родных» семьях. Исследования, проведенные в 2006 и 2009 годах показывают, что в полных «родных» семьях часто (более 2-х раз) совершают побеги около 6% детей, в то время как в полных «неродных» семьях, где присутствует отчим, совершают побеги около 22% детей.

Дети часто не приемлют нового «отца», это вызывает состояние напряженности как с отчимом, так и с матерью, что, в свою очередь, заставляет подростка убегать от проблем на улицу. Полученные дома негативные эмоции «выплескиваются» на улице в виде агрессии. Уровень проявления агрессии в семьях, где присутствует отчим, и в полных «родных» семьях заметно отличается. Процент детей из полных «родных» семей, которые часто или периодически причиняют физическую боль, равен 5 и 31,2% соответственно, тогда как в полных «неродных» семьях -9,4 и 39,6% соответственно.

Присутствие отчима повышает уровень напряженности у подростка, и он пытается «выплеснуть» её вне дома, это проявляется в виде повышенной вербальной и невербальной агрессии. Частое проявление вербальной агрессии в виде «оскорбления кого-то» в «родных» семьях отмечено гораздо реже, чем в «неродных», - 5,5 и 20,8% соответственно. Эти тенденции прослеживаются в исследовании 2009 года, частота проявление вербальной агрессии в «родных» и «не родных» семьях отличается, - 4,2% и 11,8% соответственно, проявление невербальной агрессии - 2,8% и 5,9% соответственно.

Помимо этого, дети из полных «родных» семей гораздо лучше усваивают школьный материал. Так, процент детей, учащихся на «4» и «5», в «родных» полных семьях составляет 44,5%, в то время как в полных «неродных» семьях - 13,2%.

«В сводных семьях существует множество дополнительных проблем и факторов риска в сравнении с семьями, основанными на первом браке. Это и супружеские, и родительские проблемы... Зарубежными исследователями было установлено, что взаимоотношения в сводных семьях более сложны и потенциально конфликтны, что, в частности, объясняется фактам привнесения в новый брак сценария «конфликта и насилия», заимствованного из прежних отношений. Кроме того, возникают проблемы взаимоотношений с прежними семьями и родственниками, конфликты по поводу распределения финансов. Сводный родитель, обычно отчим, должен материально помогать ребенку от прежнего брака» [3, с. 216-217].

Наличие в семье неродного человека является не единственной причиной совершение побегов из дома. Наличие у родителей вредных привычек в виде алкоголизма и наркомании становится одной из главных причин ухода из дома. Так, около 72% подростков, которые часто уходят из дома (более 2-х раз), и около 53% подростков, которые периодически уходят из дома (1-2 раза), указали на наличие вредных привычек у своих родителей.

Исследования, проведенные Ф.Э. Шереги [4, с. 170] среди беспризорных детей, указывают на тот факт, что 40,5% опрошенных беспризорников указали на пьянство родителей как главную причину, толкающую их на бродяжничество. Постоянные либо периодические уходы детей из дома с целью избегания конфликтов с пьяными родителями в дальнейшем могут перерасти в беспризорность, крайнюю форму детского неблагополучия. В исследовании 2006 года 37,7% опрошенных детей указали на присутствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания) у своих родителей и 37,5% в исследовании 2009 года.

О семейном неблагополучии в семьях с безнадзорными детьми можно судить по тому, что желающих видеть свою будущую семью, похожей на настоящую, оказалось всего около трети подростков (31,4%), тогда как «не хотели, чтобы будущая семья была похожа на настоящую» оказалось около половины подростков (45,2%). Похожая ситуация прослеживается в исследовании 2009 года - 36,4% и 42% соответственно.

Отношение респондентов к своим родителям можно проследить через анализ ролевых взаимодействий в семье. В этой связи представляется

246

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

целесообразным проследить, чей авторитет преобладает в современной семье. Результаты исследования показывают, что больше прислушиваются к советам матери (55,1%) и бабушки (20,8%), и в меньшей степени - к советам отца (18,4%) и деда (5,7%).

Среди причин безнадзорности одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Родители обычно плохо знают своих детей, недостаточно хорошо понимают их чувства и состояние, уделяют им мало времени и внимания, не умеют управлять их поведением, практически не знают или мало знают их друзей и как они проводят свободное время.

Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе: для ребенка они всегда будут наиболее правильными, поскольку у него отсутствует жизненный опыт в иной социальной среде.

Современное состояние сферы досуга подростков показывает, что на первое место выходит бессодержательный досуг, который в основном посвящен прогулками на улице с друзьями (около 60%), на втором месте просмотр телепередач (около 10%) и прослушивание музыкальных композиций (около 6%). И, как следствие бесконтрольного досуга, - приобщение к курению и употреблению спиртных напитков. Среди наших респондентов постоянно либо периодически курят около 60%, и употребляют спиртные напитки 55% подростков.

Тенденция к асоциальному поведению прослеживается в отношениях респондентов к соблюдению законов. Так, более половины подростков считают, что законы не должны неукоснительно соблюдаться (около 58%).

Несмотря на негативные моменты в поведении подростков, основная масса безнадзорных детей оптимистично смотрит в будущее, хочет в дальнейшем создать семью и профессионально реализоваться.

Исследования, проведенные в 2006 и 2009 годах среди безнадзорных детей, указывает на желание изменить свою жизнь в лучшую сторону. Около 60% опрошенных подростков надеются, что их жизнь в будущем изменится к лучшему, и только около 5% пессимистично смотрят в будущее. Большинство подростков хотят в будущем получить высшее образование, что способству-

ет успешной адаптации в обществе. В целом, ответы респондентов о желаемом уровне образования распределились следующим образом: 2,4% подростков хотят поступить в аспирантуру, 64,4% -получить высшее образование, 27,5% - закончить техникум, колледж и 5,7% считают достаточным образованием окончание средней школы.

Большинство безнадзорных и беспризорных детей хотят иметь в будущем свою семью (около 82%). Создание собственной семьи занимает первое место в структуре ценностных предпочтений как у безнадзорных, так и беспризорных детей. 56,2% [4, с. 187] опрошенных беспризорных детей указали на важность создания семьи. Хотят в будущем иметь собственных детей 93,7% безнадзорных (среди них 95,2% мужского и 92,9% женского пола) и 81,2% [4, с. 186] беспризорных детей (среди них 79,4% мужского и 85,2% женского пола). Среди основных причин нежелания иметь собственных детей беспризорные назвали: «дети будут мешать»; нежелание нести ответственность за детей; не хотят, чтобы дети повторяли их судьбу; не уверены в своем будущем [4, с. 187].

Ценностные предпочтения безнадзорных и беспризорных детей свидетельствуют о благоприятном ценностном облике. В структуре ценностных предпочтений безнадзорных и беспризорных детей первое место занимает создание собственной семьи, на второй план отодвигаются материальное благополучие и желание иметь хорошую профессию.

Современный этап развития российского общества характеризуется отсутствием комплексной эффективной социальной политики по предупреждению и преодолению детской безнадзорности. Деятельность различных министерств и ведомств носит непостоянный характер, и в связи с этим снижается эффективность проводимых мероприятий. Для создания эффективной системы предупреждения детской безнадзорности, с целью получения здорового и полноценного поколения от государства и общества потребуется мобилизация всех общественных ресурсов.

Библиографический список

1. МудрикА.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004. - 304 с.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 6-е изд. - М.: ИКЦ «Ака-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

247

демкнига», «Добросвет», 2003. - 596 с. 4. Шереги Ф.Э. Социология девиации: при-

3. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - кладные исследования. - М.: Центр социального

М.: Институт социологии РАН, 2008. - 325 с. прогнозирования, 2004. - 334 с.

УДК 342.9

Сиверская Людмила Анатольевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

lsiverskaya@mail. т

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭВОЛЮЦИЮ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «РАССМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ»

В статье автор анализирует генезис уголовно-процессуального института рассмотрения сообщения о преступлении.

Ключевые слова: стадия возбуждения уголовного дела, эволюция уголовно-процессуального института, расcмотрение сообщения о преступлении.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ рассмотрение сообщения о преступлении должностными лицами правоохранительных органов является «важным, необходимым и обязательным элементом процессуальной деятельности первоначальной стации процесса по каждому поводу о преступлении» [3, с. 118]. Целью данной деятельности является защита прав и законных интересов граждан, обеспечение беспрепятственного доступа к правосудию, установление наличия или отсутствия условий, необходимых для возбуждения уголовного дела, отказе в таковом или передаче по подследственности. Выполняя предписания закона, «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3-х суток со дня поступления указанного сообщения» (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Обращение к истокам зарождения исследуемого уголовно-процессуального института, последующей диалектике и эволюции законодательного регулирования, на наш взгляд, столь уместно, сколь и необходимо. Не стоит отрицать, что использование исторического подхода к анализу отечественного уголовнопроцессуального законодательства предыдущих веков позволит сфокусировать объективный взгляд на современное его состояние и определиться с поиском путей выхода из многих современных проблемных ситуаций. «Изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть бу-

дущее и на основе этого осмыслять развитие науки как целенаправленный исторический процесс» [9, с. 2.] Ретроспектива истории необходима еще и потому, что большинство используемых в современном законодательстве юридических терминов и понятий, законодательных конструкций и процедур начальной стадии досудебного производства возникли, развивались и действовали в предыдущие столетия, подтвердили право на существование, пройдя через острые научные дискуссии, накопив богатый исторический опыт практической апробации. В этой связи представляется уместным в целях «сохранения и развития прежней парадигмы уголовно-процессуального законодательства» [14, с. 19], регулирующего порядок возбуждения уголовного дела, исторически проследить начало зарождения исследуемого института, выявить причины возникновения и закономерности процесса развития. Многие ученые-процессуалисты отправной точкой зарождения стадии возбуждения уголовного дела и ее нормативно-правового регулирования считают источники, относящиеся к XIX веку: Свод Законов Российской империи 1832 года и Устав уголовного судопроизводства 1864 года. Однако заслуживает внимания и позиция М.Г. Ковалевой, которая, рассматривая гл. 2 «О процессе или тяжбе» Краткого изображения процессов или судебных тяжб 1715 года, полагает, что еще в «период правления Петра 1 получили законодательную регламентацию некоторые аспекты деятельности по возбуждению уголовного дела» [10, с. 40] Основополагающие изменения порядка возбуждения уголовного преследования связывают

248

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2011

© Сиверская Л.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.