Научная статья на тему 'БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безнадзорность / правонарушения / девиантное поведение / несовершеннолетние / neglect / offenses / deviant behavior / minors

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Менщикова Алина Николаевна, Есеева Ольга Владимировна

В статье представлена актуальность проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современном обществе. Раскрыта сущность понятий безнадзорности, правонарушений ненормативного поведения в контексте социальной проблематики. Выявлены деструктивные факторы, лежащие в основе социальной природы безнадзорности и правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Менщикова Алина Николаевна, Есеева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY AS A SOCIAL PROBLEM

The article presents the relevance of the problem of neglect and juvenile delinquency in modern society. The essence of the concepts of neglect, offenses of non-normative behavior in the context of social issues is revealed. Destructive factors underlying the social nature of neglect and delinquency have been identified.

Текст научной работы на тему «БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

УДК 316.62+376.5

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Менщикова Алина Николаевна

студент,

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Архангельск, Россия E-mail: alinamensikova96@gmail. com

Научный руководитель: Есеева Ольга Владимировна

доцент кафедры социальной работы и социальной безопасности, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

Архангельск, Россия E-mail: o. eseeva@narfu. ru

NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY AS A SOCIAL PROBLEM

Menshchikova Alina Nikolaevna

student,

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov,

Archangelsk, Russia E-mail: alinamensikova96@gmail. com

Scientific adviser: Yeseeva Olga Vladimirovna

Associate Professor of the Department of Social Work and Social Security, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov,

Archangelsk, Russia E-mail: o. eseeva@narfu. ru

Аннотация. В статье представлена актуальность проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современном обществе. Раскрыта сущность понятий безнадзорности, правонарушений ненормативного поведения в контексте социальной проблематики. Выявлены деструктивные факторы, лежащие в основе социальной природы безнадзорности и правонарушений.

Abstract. The article presents the relevance of the problem of neglect and juvenile delinquency in modern society. The essence of the concepts of neglect, offenses of non-normative behavior in the context of social issues is revealed. Destructive factors underlying the social nature of neglect and delinquency have been identified.

Ключевые слова: безнадзорность, правонарушения, девиантное поведение, несовершеннолетние.

Keywords: neglect, offenses, deviant behavior, minors.

Проблема развития у детей поведения, не соответствующего принятым социальным нормам, является крайне актуальной для современного общества. По данным официальных источников органов правопорядка, в сферу профилактического воздействия системы внутренних дел России ежегодно попадает свыше 140 тысяч подростков, совершающих те или иные правонарушения, а также более 80 тысяч родителей, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетних. На сегодняшний день несовершеннолетние дети группы риска являются наиболее уязвимой частью общества, так как их неустойчивая психика и не сформированная система ценностей делают их объектом влияния криминогенных факторов. Отсутствие у таких детей возможности удовлетворять свои потребности законным способом приводит к противоправным действиям. Сказанное

подтверждается печальной статистикой. По состоянию на конец 2018 года в исправительных учреждениях отбывают наказание в возрасте 14-15 лет 100 заключенных, в возрасте 16-18 лет - 900 человек [11]. Как сообщает уполномоченный при президенте Российской Федерации (РФ) по правам ребенка Анна Кузнецова, к 2017 году на 23% выросло число детей-сирот, отбывающих наказание в воспитательных колониях: с 220 до 271 человека. И эти показатели имеют тенденцию непрерывного роста [8].

Основная часть работы, проводимой в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, опирается на специалистов по социальной работе, в функции которых входит оказание бытовой, семейной, моральной и правовой поддержки неблагополучным семьям и другим незащищенным слоям населения [3]. Именно поэтому мы будем рассматривать безнадзорность и правонарушения в контексте социальной проблематики.

Основы правового регулирования отношений по профилактике безнадзорности и правонарушений в России регламентируются федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. Данный документ раскрывает понятия безнадзорности и правонарушений.

Правонарушение рассматривается как антиобщественное действие несовершеннолетнего, проявляющееся в систематическом употреблении психотропных и одурманивающих веществ (наркотиков, алкоголя), занятиями бродяжничеством, проституцией или попрошайничеством, а также другими деяниями, нарушающими законные права и интересы других членов общества [1, 10].

Безнадзорными называют несовершеннолетних, в отношении которых отсутствует со стороны родителей или должностных лиц надлежащий контроль за воспитанием, обучением и содержанием. Либо таковые обязанности со стороны указанных лиц выполняются ненадлежащим образом [1, 10]. В случае, когда у безнадзорного несовершеннолетнего отсутствует постоянное место

жительства (пребывания), он представляет социальную категорию «беспризорный».

Социальная проблема детской безнадзорности тесно взаимосвязана с опасностью развития у несовершеннолетних девиантного поведения. Современные отечественные исследования в области девиантного поведения, в основном направлены на детей и подростков как группу повышенного риска. Как полагает Б.С. Братусь (2019), девиантное поведение подростков представляет собой отклонение в функционировании механизмов личностно -смысловых устремлений с деформированием системы взаимосвязи реальных и идеальных целей [5]. По мнению Л.Г. Агеевой (2010), девиантное поведение следует рассматривать как дефект социализации личности под влиянием развития критической ситуации [2].

По мнению А.А. Беженцева (2010) социальная природа безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлена рядом деструктивных факторов. В качестве основополагающего фактора, определяющего рост безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, автор называет разрушение существующей ранее системы социализации и досуга в условиях новой рыночной экономики. Следует вспомнить, что в первые годы 21 столетия прекратила существование бесплатная система детских секций и кружков, были закрыты многие досуговые учреждения, а также клубы семейного отдыха [4]. Кроме того, негативное влияние на распространение рассматриваемого явления оказала реформа системы образования, когда школа перестала нести ответственность за обучающихся, выпущенных после 9 класса. Фактически, 15-летние подростки получили право не учиться и не работать.

Еще одним деструктивным фактором является уменьшение так называемого «подросткового пространства» в городах. Несмотря на активное строительство детских площадок во дворах, как правило, подростки на них не допускаются.

В качестве третьего важного негативного фактора автор выделяет ухудшение финансового и материального положения семей, что влечет за собой

разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семьи.

На основании вышесказанного можно выделить три основные причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [10]:

1) социально-экономические (разрушение инфраструктуры занятости и досуга молодежи, военные конфликты, активизация миграционных процессов);

2) социально-педагогические (снижение ценности семьи и школы);

3) психологические (рост числа подростков с выраженными аномалиями психофизиологической сферы).

По мнению специалистов, в основе всех правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, лежат так называемые процессы десоциализации -аномально протекающей социализации личности [7, 10]. Дети и подростки легко подвержены криминогенному воздействию со стороны взрослых. В отношении роста числа правонарушений специалисты органов внутренних дел выделяют следующие причины [4]:

1) стремление подростков к самоутверждению, лидерству и «ложному» героизму;

2) отрицательное влияние интернета и средств массовой информации, пропагандирующих проявления насилия и агрессии как средства разрешения конфликтов;

3) несвоевременное выявление со стороны правоохранительных органов случаев семейного насилия, криминальных бытовых ситуаций;

4) неадекватные меры воздействия за совершенное ранее правонарушение, повлекшие возникновение у несовершеннолетнего чувства безнаказанности;

5) отсутствие возможностей к получению права на отдых и досуг;

6) отсутствие мер по выявлению детей и подростков с психическими заболеваниями;

7) распространение групп неформальной противоправной направленности.

По мнению Д.А. Курчатовой и Э.В. Королевой (2014), суть социальной

47

проблемы роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит в опасности развития у таких детей склонности к наркомании, девиантному поведению и прочим асоциальным явлениям. Для того, чтобы не только остановить, но и устранить данную проблему, требуются эффективные профилактические меры [9].

Таким образом, на современном этапе развития общества безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних превратись в острую социальную проблему, решение которой требует совместных усилий государственных, правоохранительных и общественных организаций. В основе возникновения и развития данной проблемы лежат социально-экономические (разрушение инфраструктуры занятости и досуга молодежи, военные конфликты, активизация миграционных процессов), социально-педагогические (снижение ценности семьи и школы) и психологические (рост числа подростков с выраженными аномалиями психофизиологической сферы) факторы. Опасность проблемы усугубляется еще и тем фактом, что безнадзорность ведет не только к росту числа правонарушений среди несовершеннолетних, но может привести к формированию у них стойкого асоциального поведения и зависимостей. По этой причине, проблема требует своевременного решения средствами эффективных профилактических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 01.04.2023).

2. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины / Л.Г. Агеева; под общ. ред. проф. Ю.А. Клейберга. -Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 180 с.

3. Афанасьева К.А. Роль социальной работы в системе органов

48

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как важный ресурс в обеспечении социальной безопасности подростков / К.А. Афанасьева // Исследование современных проблем общества в контексте задач социальной работы и социальной безопасности: сб. научных статей студентов и преподавателей Всероссийской XIV открытой молодежной научно -практической конференции. - М.: Перо, 2019. - С. 234-238.

4. Беженцев А.А. Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2010. - № 3 (7). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-priroda-i-osnovnye-prichiny-beznadzornosti-i-pravonarusheniy-lits-ne-dostigshih-sovershennoletiya (дата обращения: 01.04.2023).

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход [Текст] / Б.С. Братусь ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Никея, 2019. - 907 с.

6. Бурцев П.В. Технология формирования и развития правового сознания современных подростков / П.В. Бурцев // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 19-21.

7. Зинурова Р.И. Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними: педагогический аспект / Р.И. Зинурова, Ю.П. Филатова // Управление устойчивым развитием. - 2017. - № 5 (12). - С. 114-117.

8. Известия. В России растет преступность среди детей-сирот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/news/718571 (дата обращения: 31.03.2023).

9. Курчатова Д.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как социальная проблема / Д.А. Курчатова, Э.В. Королева // Сб. конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 29. - С. 81-85.

49

10. Понятие беспризорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mr-verhneviljujskij.sakha.gov.ru/informatsija-dlja-naselenija/ne-stanovites-vinovnikom-lesnogo-pozhara/ponjatie-besprizomosti-i-pravonarushenij-nesovershennoletnih (дата обращения: 01.04.2023).

11. Статистика подростковой преступности в России 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://taverna174.ru/semeynoe-pravo/1832-statistika-podrostkovoy-prestupnosti-v-rossii-2021.html. (дата обращения: 31.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.