Научная статья на тему 'Безальтернативность демократии и общественного мнения'

Безальтернативность демократии и общественного мнения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / УЗКАЯ ГРУППА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кутыбаева Елизавета Дуйсенбаевна, Сапаров Дуйсенбай Толыбаевич

В последние годы в связи с усилением геополитических интересов общественное мнение уходит на «второй план». Эта проблема больше осложняется некоторыми факторами внутри государства. Таковыми явлются корыстные интересы «узких групп единомышленников» и коррупция. Решение таких системных проблем требует не только усилия и умения со стороны государственных руководителей, но и объективной, бескорыстной помощи со стороны развитых государств и влиятельных международных организаций. Анализ политической ситуации развивающихся стран показывает трудности точки нахождения баланса и среду конструктивного диалога с обществом, другими странами и международными организациями. Распространение через СМИ необъективной (пропитанной) информации и усиление мощи недемократично организованных «узких групп единомышленников» приводят общество в заблуждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безальтернативность демократии и общественного мнения»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Кутыбаева Е.Д.1, Сапаров Д.Т.2

1Кутыбаева Елизавета Дуйсенбаевна - доктор юридических наук; 2Сапаров Дуйсенбай Толыбаевич - старший преподаватель,

кафедра правоведения, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в последние годы в связи с усилением геополитических интересов общественное мнение уходит на «второй план». Эта проблема больше осложняется некоторыми факторами внутри государства. Таковыми явлются корыстные интересы «узких групп единомышленников» и коррупция. Решение таких системных проблем требует не только усилия и умения со стороны государственных руководителей, но и объективной, бескорыстной помощи со стороны развитых государств и влиятельных международных организаций. Анализ политической ситуации развивающихся стран показывает трудности точки нахождения баланса и среду конструктивного диалога с обществом, другими странами и международными организациями. Распространение через СМИ необъективной (пропитанной) информации и усиление мощи недемократично организованных «узких групп единомышленников» приводят общество в заблуждение. Ключевые слова: демократия, узкая группа единомышленников, коррупция.

В результате глобализации некоторым правительствам стало жить тесно, находясь в одном помещении под названием Земля. Коридор этого помещения всегда занят теми, кто имеет сильное влияние. От всего этого у правительств и простых граждан некоторых развивающихся демократических государств такое ощущение, что он живёт под одной крышей со сразу несколькими хозяевами. Это очень плохо. По идее так не должно быть. Может быть, во всем этом образно говоря, есть вина Аристотеля, А.Д. Сахарова, Энрико Ферми или Эдварда Теллера - потому что во многом благодаря их идеям и изобретениям политика стала меняться так стремительно. Не сомневаюсь, эти личности хотели, чтобы их идеи и изобретения служили на благо всего человечества, одновременно не подозревая, что они находятся в оппозиции один к Платону и всем софистам Греции, и остальные друг другу. Правда, Сахаров был противником не только вышеназванных учёных, он был и противником тогдашнего существовавшего в СССР строя. В большинстве демократических государствах с развивающейся экономикой общественное мнение не играет особой роли.

Олигархи и «узкие группы единомышленников» во многом предопределяют основные направления государственной власти. Олигархи везде олигархи. За счёт «узких групп единомышленников» разница в несходстве очень велика. В Америке или некоторых странах западной Европы действительно существуют узкие группы, но они отличаются от «узких групп единомышленников», которые существует пост советских республик. Этому способствуют следующие факторы:

• Прозрачная пресса;

• Уровень жизни, ВВП;

• Влияние общественного мнения.

Парадокс состоит в том, что задав вопрос, вы не подозреваете, что находитесь буквально в шаге от ответа. Чем отличаются «узкие группы единомышленников» от западных аналогов? Вот вам быстрый ответ: Понятнее будет, если мы поставим вопрос иначе. Чем занимаются «узкие группы единомышленников» которое существует пост советских республик. «Узкие группы единомышленников» это та группа которая способна оказать давление на действующую власть, не все решения, но многие решения идут через него. Обычно состоит не более трёх даже пяти доминирующих лиц. Естественно члены этой группы образованные, умелые, умные, состоятельные люди. Внедрят своих людей в разные структуры власти, способен подавать решение «узкой группы» - как мнение общества, на всех уровнях власти. Причины появления «узких групп единомышленников» разные. Одно из них считается следствие «плохого наследия СССР» Это некая мутация на местных уровнях способа правления «членов политбюро СССР». Второй немаловажной причиной является недостаточные демократические реформы проводимых отдельно взятых государствах и т.д. В большинстве случаев «узкие группы единомышленников» которые существуют у пост советских республик, преследуют корыстные цели, и более склонны к коррупции.

«Узкие группы единомышленников» западного аналога действительно существует. «Общение с другими единомышленниками в небольших целенаправленных группах для подавляющего большинства мужчин и женщин является источником глубокого психологического удовлетворения» - Олдос Хаксли. Политическая элита - высоко интегрированная группа (хотя внутри неё существует жёсткая внутренняя конкуренция): это социальная группа, контролирующая основную часть политических, экономических, символических ресурсов общества, группа определяющая государственную политику, влияющая на управление всеми сферами социальной жизни, принимающая важнейшие стратегические решения. Эта группа сплочённая, связанная взаимными интересами по сохранению общественно-политической системы, которая обеспечивает ей привилегированное положение в обществе. Но начать необходимо с ядра административной организации, который Острогорский называет «кокус». «Кокус» представляет собой механизм, позволяющий небольшому числу людей контролировать и направлять поведение масс. Здесь проблема не в паттерне, а аттитюде. И у нас, и у запада есть «узкая группа единомышленников». Разница в том, что на «узкие группы единомышленников западного аналога» (в политическом контексте) ощутимо большое влияние общественного мнения. Это результат демократического развития.

Везде есть «непотизм» и «кронизм». Раньше интеллигенцию, прессу, органов государственной власти нашей страны в ключе демократии винили во многом. Наблюдалась и объективная, и субъективная критика. Времена меняются. И на политику присущи старение. После избрания нового лидера страны общая картина стала меняться. Он не цеплялся за старое. Конечно моментально решить все проблемы очень трудно. Люди хотят перемен, улучшения жизни. Сравнивают уровень демократии и экономики своей страны с уровнем демократии и экономики других стран. Настроение общества и намерение президента совпали.В истории развитии Узбекской государственности были и хорошие примеры на счет «узких групп единомышленников» и общественного мнения. Например Джадиды, но это в корне отличаються чем нынешных, и количество участников было шире.

Учитывав множество факторов в стране осуществляются системные реформы. Такое ощущение, как будто мы заново строим государство, государственные органы власти, но на этот раз совсем иначе. Достичь ожидаемого результата в

государственной политике и экономике очень трудно. От Президента требуется креативность, умение, дальновидность; от общества - активность, зрелость и т.д., но никак не терпимость.

Идеальную формулу демократии ещё никто не придумал. Реформы внедряются в жизнь через законы. Что хотят люди XXI века от всех законов и реформ? В этом контексте больше всего мы симпатизируем школе «свободного права». Представители школы «свободного права» утверждали, что закон «ещё не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка» (О. Бюлов), «не все действующее право действенно и не все действительное право выражено в писаных нормах» (Г. Зинцгеймер). В законе неизбежны пробелы, к тому же закон - не единственный источник права. Противопоставляя «мертвой букве закона» практику, они призывали искать право в жизни, общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества; в право включались «обычаи оборота», «жизненные интересы», «природа вещей», «фактические отношения» и т.д.

Мы не беремся твердо утверждать, но нам кажется, правовой и экономический курс руководителя нашей страны больше подходит к идеям школы «свободного права». Об этом свидетельствуют нижеследующие документы и курс политики президента:

а) постановление Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2019 года № 4197 «Об утверждении положений, связанных с деятельностью Народных приемных Президента Республики Узбекистан;

б) закон Республики Узбекистан от 3.01.2017 года № ЗРУ-419. «О противодействии коррупции»;

в) постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 2016 года № 62 «Об утверждении типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах»;

г) предвыборные дебаты и пресс-клубы (такого формата дискуссии у нас еще не было).

Когда-то Демосфен сказал: «Законы сильны нами, а мы - законами».

Законы должны искоренять не только преступность, но и беззаконие. От норм закона должна быть польза к обществу, способность решить наиболее острейшие проблемы жизни общества. Законодатели должны размышлять креативно.

В результате креативной деятельности руководителя страны была создана «Народная приемная» Президента Республики Узбекистан. Деятельность народных приемных неоценима. Народная приемная входит в структуру подразделений советника Президента Республики Узбекистан по вопросам защиты прав граждан, контроля и координации работы с обращениями. Народная приемная не рассматривает обращения, на которые не распространяется закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», в том числе обращения, порядок рассмотрения которых установлен в законодательстве об административной ответственности, гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, экономическим процессуальным законодательством и другими законодательными актами.

Основными задачами Народной приемной являются: организация прямого диалога с населением, выявление и решение проблем посредством подворного обхода, изучения социальных и иных объектов, направленных на полноценную защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также обеспечение функционирования эффективной системы работы с обращениями.

Народные приемные по правовому существу являются альтернативным государственным органом, действующим на основании постановления Президента Республики Узбекистан по вопросам защиты прав граждан, контроля и координации работы с обращениями, исходя из возложенных задач, и обеспечивающих противовес

6

внутри государственных органов. Такая практика применяется и в других органах государственной власти. Например, МВД - Национальная гвардия, Прокуратура -Министерство юстиции, Налоговая инспекция - Бюро принудительного исполнения и т.д.

Предвыборная кампания прошлого года показали важность политических дебатов и значимость пресс-клубов до выборов и после выборов. Это привело к росту общественного мнения. Общество осознало свою роль пока еще на недостаточно высоком уровне, но ощущаются заметные признаки, которые у нас не наблюдались до прихода Шавката Мирзиёева. Борьба с коррупцией является «самой болевой» точкой внутренней политики, и у нас и пост советских республик. Вот некоторые моменты сложности этой проблемы:

а) в советское время все проблемы решались наверху, на деле никого не интересовало «общественное мнение». К тому же этим синдромом заразились местные элиты общества (вошел во вкус)

б) за долгое время в стране осуществлялись недостаточные демократические реформы. Все решения принимало государство, что привело к проявлению «правового нигилизма»

в) низкий уровень общественного контроля

Эти проблемы существуют не только у нас. Посмотрите политическую карту поста советских стран, везде есть беда с общественным мнением. Провал Порошенко, цветные революции, расцвет коррупции и т.д. Кстати, в цветных революциях делать виновным запад и США — это некорректно. Это на наш взгляд, результат недостаточности демократических реформ и расцвет деятельности «узких групп единомышленников».

Теперь о том, как обстоят дела у нас в Узбекистане! Президент и Правительство борется с этой проблемой. Ощущается требования общества к решению этой проблемы. После прихода к власти Шавкат Мирзиёев инициировал принятие закона «О противодействии коррупции». Сначала все думали это типичный рядовой закон. Оказалось, не так. В этом законе в первый раз была применено юридическое понятие «Конфликт интересов». Особое уважение вызывает не само понятие «конфликт интересов», а его область применения. Радует то, что простые люди осознали, что такое «конфликт интересов» и с чем можно бороться с его помощью. Один из проявлений «конфликта интересов» - это и есть интересы (не демократично организованной) «узкой группы единомышленников».

Проблемами современной демократии считаются:

а) неравенство;

б) эмиграция;

в) терроризм;

г) национализм;

д) деятельность некоторых международных организаций;

е) переходный период.

По нашему мнению, в этот ряд можно отнести «искусственное затягивание», потому что демократия и экономика нуждается в непрерывных реформах. Лидеры некоторых стран под предлогом неготовности общества и экономики искусственно затягивают осуществление либеральных реформ. Во многом благодаря усилиям США, Европейских стран и влиятельных международных организаций. Руководство Узбекистана с 2013 года приняло радикальные меры по искоренению детского и принудительного труда. Некоторые болезненные проблемы остаются нерешенными:

а) занятость населения (безработица);

б) коррупция;

в) низкие доходы населения и т.д.

Критика в адрес страны насчет демократии - это всегда полезно для граждан, но она не должна носить корыстный характер. При решении проблем демократии и экономики руководитель нашей страны опирается на помощь не только нынешних

7

новоизбранных депутатов; он одновременно делает ставку и на помощь общества. В январе 2020 года в своем послании Олий Мажлису Президент иницировал создание Общественной Палаты Республики Узбекистан для усиления общественного контроля, установления более тесного взаимодействия между государством и обществом. Президент еще иницировал создание отдельного антикоррупционного органа. - «Само время требует создать в целях организации системного выполнения данных задач отдельный антикоррупционный орган, подотчетный парламенту и Президенту». Это радует. Узбекистан после прихода нового руководителя отошел от стиля работы «Проблемы везде есть, они сами постепенно решаются». Люди требуют незамедлительных реформ с его непосредственным участием. Учитывав это, не только Президент и правительство, но и в парламенте постепенно внедряется новый подход в законотворческую систему. В государстве налажена практика общественных обсуждений по каждому внесенному в нижнюю палату Парламента закона. Высшие должностные лица государства отходит от практики единоличного одобрения законов. Общество приобретает новые демократические качества. И это является неотъемлемым элементом демократического образа жизни.

Список литературы

1. Fermi Laura. Atoms in the Family. Chicago. University of Chicago Press, 1954. Р. 123.

2. Teller Edward. Memoirs: A Twentieth - Century Journey in Science and Politics. Basic Books, 09.09.2009. 672 р.

3. American elections are battle of billionaires. We are merely spectators. David Callahan. The Guardian. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https//www.theguardian.com>commentisfree>july>american-elections-bat/ (дата обращения: 03.02.2020).

4. Domhoff G. William. The Higher Circles: The Governing Class in America. N.Y. Vintage books. 1970. P. 223.

5. New Media and American Politics Richard Davis. Diana Owen. New York. Oxford. Oxford University Press, 1998.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Aldous_Huxley/ (дата обращения: 03.02.2020).

7. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Том I. Москва, 1927.

8. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Том II. Москва, 1930. Стр. 223.

9. Острогорский М.Я. О проблеме политической элиты. Д.В. Покатов. Известия Саратовского университета, 2008. Политология. Выпуск I. 5 стр.

10. История политических и правовых учений. Ответственный редактор: Доктор юридических наук, профессор О.Э. Лейст. Издательство «Зериало», 2006. 517 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.