Научная статья на тему 'Ожидания россиян от нового президента России'

Ожидания россиян от нового президента России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЖИДАНИЯ РОССИЯН / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЭЛИТА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боков М. Б.

Михаил Боков анализирует, чего российская общественность ожидает от вновь избранного президента страны. Автор изучает ожидания различных идеологических и политических групп общества и сравнивает политические взгляды общества в целом с ожиданиями элиты. И приходит к выводу, что объединяет общество требование развивать сильное, социально ориентированное и экономически успешное государство. Склонность элит к манипуляциям и стремление выдавать свои интересы за интересы всего общества в современной России в значительной степени нейтрализуется, но не политической культурой элит, а верховной исполнительной властью. Если бы власть в России не была достаточно сильной и централизованной, она не смогла бы выполнить эту функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ожидания россиян от нового президента России»

М.Б. Боков ОЖИДАНИЯ РОССИЯН ОТ НОВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Тема настоящей статьи является простой и сложной одновременно. Простой в том смысле, что ответ на вопрос об ожиданиях населения от нового президента в принципе ясен. Люди ждут улучшения своего материального положения и расширения своих жизненных возможностей. Однако нет такой простой проблемы, которая не имела бы сложной стороны, некой скрытой сути. Если несколько переформулировать тему и спросить, каковы запросы общества в связи с выборами нового президента, то над ответом придется задуматься.

Дело в том, что "ожидания населения" есть нечто эмпирическое, добываемое и доказываемое в ходе опросов общественного мнения, результаты которых при соблюдении стандартных правил могут претендовать на объективность и научность. Если кто-то не доверяет инструментарию из закрытых вопросов, он может обратиться к инструментарию из открытых вопросов, где респонденты формулируют свои ответы сами. Здесь фантазии, предлагающей респондентам "тенденциозные" ответы, в чем порой упрекают социологов, просто нет места.

В отличие от "ожиданий общества", "запросы общества" — это нечто другое. Близость данных понятий не отменяет их различий. "Ожидания" идут снизу, от самого общества, "запросы" — сверху, поскольку являются результатом некой рефлексии и обязательно должны быть кем-то сформулированы. Поэтому выражение "запросы общества" получило широкое распространение в сфере доктрин, журналистских рассуждений и заявлений политиков.

Все бы ничего, но только взбудораженные выборами президента российские элиты склонны выдавать свои интересы и ожидания за интересы, ожидания и даже запросы всего российского общества. Однако поводов, чтобы сетовать на них за это и тем более обличать, в принципе, нет, ведь все они, кроме политических маргиналов, делают это в деликатной и безболезненной форме, можно сказать, понарошку, без политических демаршей, с оглядкой на центральную власть.

Понятие "запрос общества" полезно для нас методологически тем, что, имея более субъективную аналитическую природу, чем понятие "ожидания", заставляет подходить к обществу более дискретно. Оно ставит перед необходимостью четко и ясно понимать, каким политическим классом, слоем, какой группой влияния или политиками-единомышленниками некий политический тезис сформулирован как "запрос общества".

Понятие "запрос" порождает желание узнать автора формулировки. Как только мы это выяснили, то при дальнейшем анализе понятия "ожидания" и "запросы" могут употребляться как синонимы и применительно к обществу в целом, и применительно к конкретному социальному слою или группе.

Сняв с себя ограничения на взаимозаменяемость упомянутых терминов, но помня, что в нужный момент их следует развести, поставим перед собой другой вопрос: ожидания (запросы) каких политических течений в современной России можно было бы рассмотреть?

БОКОВ Михаил Борисович — кандидат философских наук, ведущий аналитик ВЦИОМ.

Если мы станем анализировать ожидания отдельных социальных слоев, то неизбежно выйдем на ожидания общества в целом, поскольку обеспокоенность проблемами, связанными с уровнем жизни, характерна для большинства населения страны. И на этом фоне "ожидания", например, бизнесменов стояли бы особняком и выглядели бы как ожидания узкого слоя "статусных" людей.

Если же мы возьмемся за изучение ожиданий различных политических течений и групп, то найдем здесь определенную дискретность. Правда, нас ожидает одно затруднение лингвистического плана — отсутствие адекватности современного политического языка. Почти все политические термины, имевшие конструктивный смысл в 90-х годах, в нынешней политической реальности в значительной степени потеряли свой изначальный смысл.

Возьмем, например, слово "либерал". Почему сейчас оно крайне непопулярно? Потому что наш политический бомонд хорошо понимает, что либерализм как идейно-политическое учение и, соответственно, либералы как его носители после "либеральных гайдаровских реформ" и дефолта 1998 г. в России невозможны. В нашем политическом лексиконе продолжает функционировать не слово "либерал", а слова "либеральный", "либерализация", которые употребляются чаще всего в экономическом контексте. Намного реже эти термины используются в сфере политики. Если термин "свобода" в публичном политическом языке сохраняет свой актуальный статус, то термин "либерализм" существует лишь в качестве главы учебника по политологии. В аспекте ожиданий от нового президента больше оснований говорить не о "либералах" как таковых, а о либерально настроенном бизнесе.

Через свои корпоративные организации и СМИ российский бизнес доносит свои ожидания до властей. Запрос бизнеса — больше экономической свободы: ослабление давления госструктур, создание благоприятных налоговых условий, отказ от госкапитализма как главного пути развития экономики. На февральском 2008 г. съезде РСПП Александр Шохин заявил, что "бизнес серьезно волнует тема государственных корпораций и их роли в экономике". В международном плане российский бизнес заинтересован в смягчении отношений с Западом и в защите своих интересов за рубежом. Он за сильную Россию, но против конфронтационной риторики.

Теперь о "правых" и "демократах". Здесь ясности немного больше, чем с либералами. Однако эти термины в сегодняшней России так же непопулярны, как и слово "либерал". А смысл слова "демократы" под влиянием событий 90-х настолько искажен, что означает в публичном пространстве нечто почти маргинальное. Постсоветская история распорядилась так, что говорить о демократии в России можно, а называть себя демократом нельзя.

Близкие по значению, в нашем политическом лексиконе слова "правые" и "демократы" представлены традиционными СПС и "Яблоко", хотя и те и другие в предвыборной публичной риторике избегают этих терминов, опасаясь непонимания со стороны электората. По данным ВЦИОМ, в совокупности эти две партии отражают интересы 5,5% российских избирателей — тех, кто "симпатизирует правозащитникам и демократам, выступающим против угрозы диктатуры и произвола со стороны государства", а также "сторонникам сокращения вмешательства государства в экономику и свободное развитие бизнеса" (сентябрь 2007 г.).

Таким образом, "правые" ожидают от нового президента радикального расширения политической и экономической свободы, освобождения от власти "силовиков", недопущения авторитаризма в управлении государством.

Запрос "правых" следует понимать как запрос соответствующих партий, их членов и лидеров. Что касается самого "правого" электората, то он в силу своей

малочисленности и слабоидейности выступить в качестве субъекта ожидания или запроса не в состоянии. Это как раз тот случай, когда запрос политической группы не является запросом общества, хотя и может выдаваться за таковой.

В противоположность СПС и "Яблоко" сейчас появились новые претенденты на правую политическую нишу: так называемые "настоящие правые" из Демократической партии России Андрея Богданова и партия "Гражданская сила" Михаила Барщевского. И те и другие, отличаются спокойным политическим характером и лояльностью властям.

Политологи выделяют еще один сегмент в идейно-политической структуре российского общества: "русские патриоты-державники" или "почвенники". Поданным ВЦИОМ, они отражают интересы 6% российского электората. Эта группа ожидает от Д. Медведева продолжения политики В. Путина на возрождение национальных традиций и усиление роли православной церкви, восстановление величия России на основе укрепления армии и особый путь развития "российской державы". На политическом уровне адекватной сильной партии у них нет. Поэтому сторонники этой идеологии голосуют на парламентских выборах кто за ЛДПР, кто за КПРФ, кто за "Единую Россию", а на президентских выборах — за В. Путина и Д. Медведева.

И, наконец, "левые". О них можно говорить в узком и в широком смысле слова. В узком смысле — это коммунисты и их сторонники. КПРФ позиционирует себя как "левопатриотическая альтернатива" в противовес "олигархическому капиталу". Ожидания коммунистов в предвыборном аспекте построены на критике всего, что делается властями.

Но если говорить об ожиданиях большинства населения России, то "левые" взгляды можно рассматривать в широком смысле. Социологические опросы показывают, что хотя тотальная и структурированная коммунистическая идеология осталась за рубежом 1999 г., "левые" взгляды населения продолжают существовать и набирать силу. Особенность этих взглядов в том, что они по своему характеру не политические, а скорее мировоззренческие и не связаны с коммунистической идеологией и деятельностью КПРФ.

Характер "левых" настроений в российском обществе определяют две идеи: первая — приоритет социальной справедливости над принципами демократии и свободы; вторая — сильное и социально ориентированное государство. По данным ВЦИОМ, сторонники этой идеологии составляют 42% от населения страны. Однако в электоральном плане за политические силы, выступающие за приоритет социальной справедливости, готовы голосовать гораздо больше избирателей. У них нет однозначных партийных предпочтений. В большинстве своем они голосуют за "Единую Россию", часть — за КПРФ, другие — за ЛДПР или "Справедливую Россию". Можно считать, что большинство электоратов всех основных партий являются в широком смысле слова "левыми".

Опираясь на данные опросов, постараемся проанализировать, что ожидает от нового Президента России "левое" большинство, т.е. массовый российский избиратель. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим сначала проблемный рейтинг, который был зафиксирован ВЦИОМ в январе 2008 г., и сравним его с проблемным полем на январь 2004 г.

В первую пятерку проблем как в 2004-м, так и в 2008 г., входят в основном проблемы, связанные с низким уровнем жизни населения. Это "рост цен на товары и услуги, инфляция", "рост жилищно-коммунальных услуг", "низкий уровень жизни населения", "сокращение доступа к бесплатному образованию и медицинскому обеспечению".

Рисунок 1.

Какие события и процессы, происходящие в последнее время в жизни страны, вызывают у Вас тревогу? (закрытый вопрос, не более пяти вариантов ответа)

Рост цен на товары и услуги, инфляция

Рост алкоголизма, наркомании

Кризис системы ЖКХ, рост жилищно-коммунальных платежей

Низкий уровень жизни значительной части населения Сокращение доступа к бесплатному образованию, медицинскому

обеспечению Коррупция, засилье бюрократии

Снижение морали и нравственности Низкая гражданская и правовая культура людей, неумение бороться за свои права Рост нерусского населения в традиционно русских областях

Реформирование пенсионной системы

Возможность новых террористических актов

Сохранение напряженной ситуации в Чечне и вокруг нее Нестабильность отношений со странами СНГ - Грузией, Молдавией, Украиной и другими Нестабильность курса доллара

Ограничение свободы слова в центральных и региональных СМИ Поражение на парламентских выборах КПРФ, «Яблока», СПС, снижение роли оппозиции Охлаждение отношений России с Западом

Преследования представителей крупного бизнеса

Ничего не волнует

Затрудняюсь ответить

152 ] 55

□ 67

Пзб"

-|31 ИЗ 32

Иго-

□ зо

ИГТ

—120 □ 19

27

17

□ м

15

13

11

□ 28

26

11

?23

334

]|

124

32

□49

□47

44

□ Январь 2008 г.

□ Январь 2004 г.

7

За четыре прошедших года наблюдается рост показателей по вариантам ответа "рост цен, инфляция" (с 52 до 67%) и "низкий уровень жизни населения" (с 36 до 44%). В 2008 г. россияне гораздо меньше, чем в 2004 г., обеспокоены "возможностью террористических актов" (11% против 28%) и проблемами Чечни (26% против 10%).

Что касается инфляционных процессов, то они больше всего тревожили россиян и перед выборами в Государственную думу. По данным ВЦИОМ на октябрь 2007 г., "рост цен на товары и услуги, инфляция" также стоят в рейтинге на первом месте (65%).

Рост обеспокоенности населения уровнем цен отражает реальные инфляционные процессы в стране. Темпы инфляции в 2008 г. будут оставаться главным макроэкономическим вызовом для России. Если в конце 2007 г., по официальному прогнозу Минэкономразвития, рост инфляции составлял 7,5-8,5% в год, то уже в январе текущего года — 10,5-11%.

Проблемный рейтинг в целом коррелирует с ожиданиями населения от деятельности властей. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы респондентов на вопрос: "Какую проблему в первую очередь должен решить следующий после Владимира Путина Президент России?".

В таблице 1 представлена традиционная картина ожиданий россиян. Проблемы, связанные с низким уровнем жизни, которые должен решить новый президент, во всех замерах 2007-2008 г. занимают первые строчки рейтинга. Наблюдается постепенное "перетекание" ответов от варианта "рост доходов населения" к варианту "снижение инфляции". Что касается самого показателя "снижение инфляции", то за последние 8 месяцев он увеличился на 15% (с 12% в июне 2007 г. до 27% в феврале 2008 г.).

Из таблицы 1 также следует, что за 2007 г. снизился показатель обеспокоенности ростом безработицы (с 13 до 8%). Общественное мнение подтверждает данные Росстата, согласно которым официальный уровень безработицы в России в 2007 г. сократился на 10% и составлял на конец прошлого года 1,5 млн. человек. Общая безработица в России снизилась с начала 2007 г. с 5,3 млн. до 4,5 млн. человек. Таким образом, хотя экономическая проблематика остается для населения главной, люди делают больший акцент не на "бедности" и "безработице", а на инфляции и росте цен, которые "съедают" часть их доходов.

Еще одним важным показателем являются ожидания населения от политического и экономического курса нового президента. Социологи задавали соответствующий вопрос в открытом варианте. Напомним, что специфика открытых вопросов заключается в том, что варианты ответа набирают небольшие величины, поскольку респонденты сами, без списка, формулируют ответы. В данном случае ключевую роль играют не величины, а порядок следования ответов. Как видно из таблицы 2, среди основных направлений деятельности нового президента россияне называют "борьбу с бедностью" и "снижение инфляции" — соответственно — 19 и 18%.

Результаты опросов, характеризующие ожидания населения от деятельности властей, не дают социологам широкой и разнообразной палитры мнений. В отли-

Таблица 1.

Какую проблему в первую очередь должен решить следующий после Владимира Путина Президент России? (один ответ), %

Варианты ответа 24-25 марта 2007 г. 30 июня -1 июля 2007 г. 16-17 февраля 2008 г.

Рост доходов населения 45 44 38

Снижение инфляции 14 12 27

Снижение уровня коррупции 11 12 10

Снижение безработицы / риска потерять работу 13 11 8

Рост политической стабильности 4 4 4

Укрепление международного положения России 4 5 3

Повышение уровня личной безопасности / 3 2 2

замедление роста преступности Реформа армии* 2

Отношения России и Запада 1 1 1

Отношения России и стран СНГ 1 2 1

Другое 1 3 2

Затрудняюсь ответить 3 4 2

* Весной и летом этот вариант ответа не предлагался. Данные ВЦИОМ.

Таблица 2.

Какие основные направления, на Ваш взгляд, должны стать главными в политическом и экономическом курсе нового президента?

(открытый вопрос, не более трех ответов), %

Повышение благосостояния населения, борьба с бедностью 19

Снижение инфляции, стабильность 18

Улучшение ситуации в сфере здравоохранения, образования, социального развития 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Борьба с коррупцией 10

Развитие экономики, высоких технологий, энергетики 10

Пенсионная реформа, повышение пенсий 7

Укрепление международных позиций России 7

Решение проблемы безработицы 6

Развитие сельского хозяйства 6

Укрепление вооруженных сил, обеспечение обороноспособности России 3

Борьба с преступностью 2

Решение жилищных проблем, развитие ипотеки, реформа ЖКХ 2

Возрождение науки и культуры 1

Реализация национальных проектов 1

Молодежная политика 1

Укрепление демократических свобод 0

Другое 4

Данные ВЦИОМ, февраль 2008 г.

чие от запросов политических элит, ожидания наших сограждан просты и приближены к повседневной жизни. Они ожидают от властей прежде всего социально ориентированной экономической политики, направленной на повышение уровня жизни людей.

Предложим вниманию читателя еще одну таблицу, где вопрос об ожиданиях населения ставится в аспекте социальной политики. Это понятие показалось респондентам не столь понятным, как "экономический курс", поэтому половина опрошенных затруднились ответить. Однако среди тех, кто смог определить свою позицию, больше всего считающих самым большим достижением будущего президента в области социальной политики "повышение благосостояния населения и борьбу с бедностью" (табл. 3).

Социологические опросы в 2007-2008 гг. зафиксировали, на мой взгляд, важный сигнал, идущий от общества. Он пока слабый и может быть оставлен в статусе гипотезы, которая должна быть верифицирована дальнейшими исследованиями. Суть этого сигнала в том, что отношение населения к инфляции и росту цен приобрело более спокойный характер. Они уже не воспринимаются в кризисном, "катастрофическом" аспекте, как это было в 90-х годах. В некотором смысле это "конструктивная" озабоченность людей, когда при планировании семейного бюджета отслеживаются инфляционные процессы. Можно утверждать, что не только официальные статистические отчеты говорят об улучшении экономических показателей роста доходов населения, но и само население ощущает такой рост.

На это указывает индикатор оценок населения экономического положения в стране. Несмотря на усиление обеспокоенности инфляцией, данный показатель за последние четыре года имеет устойчивую тенденцию к улучшению: с 11% в 2004 г. — "положение хорошее" — до 18% в 2008 г. Негативные же оценки — "положение плохое", наоборот, сократились с 34 до 20%. И хотя по-прежнему доминируют "средние" оценки, перераспределение положительных и отрицательных ответов в пользу положительных является заметным сдвигом в общественных настроениях (табл. 4).

Таблица 3.

Что бы Вы сочли самым большим достижением будущего Президента РФ в области социальной политики? (один ответ), %

Повышение благосостояния населения, борьба с бедностью Увеличение пенсий, сделать жизнь пенсионеров достойной Сохранение бесплатного образования

Возвращение льгот социально незащищенным группам населения Создание бесплатного, качественного медицинского обслуживания Создание доступного жилья Снижение инфляции Другое

Увеличение детских пособий, пособий для матерей

Создание рабочих мест

Развитие промышленности

Стабилизация ситуации в стране

Улучшение демографической ситуации

Реализация национальных проектов

Развитие сельского хозяйства

Борьба с коррупцией, преступностью

Снижение уровня беспризорности

Снижение безработицы

Затрудняюсь ответить

Данные ВЦИОМ, февраль 2008 г.

Таблица 4.

Как бы Вы оценили экономическое положение России? (один ответ), %

Варианты ответа Февраль 2008 Февраль 2007 Февраль 2004

Очень хорошее 1 1 1

Хорошее 17 13 10

Среднее 56 57 55

Плохое 18 22 28

Очень плохое 2 2 6

Затрудняюсь ответить 6 5 0

Данные ВЦИОМ.

Однако этот сдвиг лучше интерпретировать как позитивный симптом, а не как коренное изменение ситуации. Проблемы уровня жизни населения еще долго будут доминировать во внутреннем проблемном поле России, что получило свое отражение в планах развития страны до 2020 г.

Что касается ожиданий населения от деятельности президента в международной сфере, то эта проблематика волнует людей меньше экономических вопросов. Например, задача "укрепления международных позиций России" в таблицах 1 и 2 занимает, соответственно, 6-е и 7-е места с минимальными показателями.

Отвечая на более конкретные вопросы о характере внешней политики страны, россияне выражают желание добрососедских отношений со всеми странами мира, прежде всего со странами СНГ (табл. 5).

По мнению подавляющего большинства граждан, рост влияния России в международных делах не должен строиться на конфронтации с Западом, люди выступают за сбалансированную внешнюю политику, которая является условием для успешного решения внутренних социально-экономических проблем.

Таким образом, в каком бы аспекте ни ставился вопрос об ожиданиях населения — в политическом, экономическом, социальном, — общественное мнение

17

12

5

4

4

4

3

3

2

0

54

Таблица 5.

Как Вы считаете, каких внешнеполитических ориентиров должен придерживаться новый Президент РФ? (один ответ), %

Укрепления позиций на постсоветском пространстве 28

Интеграции России в Европу 17

Сближения с новыми экономическими лидерами: Китаем, Индией, Бразилией 17

Укрепления стратегического партнерства с США 9

Затрудняюсь ответить 29

Данные ВЦИОМ, февраль 2008 г.

акцентирует свое внимание прежде всего на проблемах, связанных с уровнем жизни россиян.

Можно ли сказать, что запросы элит, различных политических групп и ожидания населения совпадают? В широком смысле — да. Желание видеть Россию богатой, сильной и мирной объединяет и примиряет всех. В понимании же приоритетов неизбежны расхождения и противоречия. Ожидания населения и бизнеса, населения и политических групп при иных условиях могли бы разойтись в разные стороны достаточно далеко.

Склонность элит к манипуляциям и стремление выдавать свои интересы за интересы всего обшества в современной России в значительной степени нейтрализуются. Но не политической культурой или зрелостью этих элит, а верховной исполнительной властью, которая минимизирует расхождение между объективными запросами обшества и запросами политических и экономических классов. Если бы власть в России не была достаточно сильной и централизованной, она не смогла бы выполнить эту функцию. Это хорошо понимают элиты. Это хорошо чувствует народ. Поэтому запрос на сильное и экономически успешное государство являет интегрируюшим ожиданием всего российского обшества.

Mikhail Bokov analyses what the Russian public expects from the newly elected President of the country. He structures these expectations by various ideological and political groups in the society/ and also compares the general public views with the expectations of the elite. He comes to the conclusion that the combining demand is to develop strong, socially oriented and economically successful state.

Е.А. Кулагина ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РАБОТЫ ЦИК РФ НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2007 Г.

Избирательная кампания 2007 г. стала пятой по счету в истории постсоветской России. За последние 15 лет в политическом и правовом сознании населения произошли большие изменения, связанные со сложным процессом адаптации к новым социально-политическим и экономическим реалиям. Однако

КУЛАГИНА Екатерина Анатольевна — руководитель отдела прикладных политических исследований ВЦИОМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.