Научная статья на тему '\ без купюр \ страховка от недобросовестной конкуренции'

\ без купюр \ страховка от недобросовестной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ без купюр \ страховка от недобросовестной конкуренции»

\ БЕЗ КУПЮР \

Страховка от недобросовестн конкуренции

ВСК — одна из крупнейших российских страховых компаний — отмечает в 2012 году 20-летний юбилей. О достижениях компании, о проблемах и перспективах страхового рынка в России размышляет Сергей Цикалюк, председатель совета директоров ВСК.

Сергей ЦИКАЛЮК,

председатель совета директоров Страхового Дома «ВСК»

— С какими результатами компания подошла к своему 20-летию?

— ВСК — одна из немногих российских компаний с 20-летней историей. Мы рассматриваем нашу организацию как достаточно молодой организм, тем не менее компания прошла серьезный путь. Самое главное — и этим мы можем гордиться — за 20 лет не произошло смены собственников, а состав нашей команды не претерпел каких-либо значительных изменений.

Все это обусловило формирование высокотехнологичной компании, которая выросла из организации, нацеленной на работу с госорганами, в разветвленную многоотраслевую структуру, представленную во всех субъектах Российской Федерации. ВСК предлагает практически все виды страхования и является одним из лидеров российского страхового рынка. Среди наших клиентов сегодня — различные финансовые институты, крупные предприятия и, конечно, граждане.

Я считаю очень важным тот факт, что в самом начале нашей деятельности была принята правильная стратегия развития, — это помогло нам преодолеть неблагоприятные периоды, в том числе два финансовых кризиса. Даже в кризисные годы по некоторым видам страхования компания показывала 100%-ный рост. Это подтверждает правильность избранной линии поведения на рынке страховых услуг и стратегии в разработке технологий и программ.

— В чем это проявлялось?

— Мы не ошибались в своих прогнозах по экономическому росту, по наиболее интересным для страхования секторам — какие продукты нужно предлагать, как конкурировать. Сейчас на рынке конкуренция жесткая. Определенные успехи говорят о том, что команда компании, исполнительный орган четко и своевременно принимали верные решения.

— Вы ориентировались на западные стандарты или разрабатывали свои?

— Что-то делали интуитивно, в чем-то использовали западный опыт. Очень помогло то, что в 1993 году 11 наших сотрудников в течение трех месяцев прошли стажировку в Германии, изучая страховое дело. В тот период, после развала СССР, в обществе было сильное желание учиться, постигать основы новой экономики. Мы и сами с 1993 года начали проводить семинары по обучению страхованию. Первый семинар, на котором присутствовали представители 47 регионов, я открыл 4 января 1993 года на базе Финансовой академии. Конечно, он не был похож на те семинары, которые мы проводим сегодня, готовя и андеррайтеров, и продавцов, и IT-специалистов. Но главное — люди приехали, прошли обучение, а в дальнейшем получили документы на регистрацию наших филиалов. И уже в 1993 году было зарегистрировано больше половины структур нашей региональной сети. В настоящее время более 90% страховых сборов компании дают регионы, поэтому мы не зависим от бизнеса, который генерируется в Москве или Санкт-Петербурге. Мы никогда не стояли на месте, несмотря на сложность ситуации. Все эти годы шла напряженная работа, постоянное обучение финансовым дисциплинам, методикам продаж, освоение новых продуктов, новых технологий в IT-решениях. И сегодня мы пожинаем плоды этих усилий.

— Какое место ВСК сегодня занимает на рынке?

— Согласно рейтингу по сбору страховых премий ВСК входит в пятерку лидеров. Однако для нас самое важное — эффективность, прибыльность компании, постоянный рост капитализации и получение доходов. Поясню: мы с коллегами сделали почти невозможное, так как развивались за счет собственных средств. И капитализация компании с нуля, и процесс обучения, и развитие персонала, региональной сети, IT-технологий — все это осуществлялось за счет капитала, который генерировала наша компания. Среди акционеров ВСК нет крупного нефтегазового холдинга. Все 20 лет мы росли за счет интеллекта сотрудников, топ-менеджеров нашего центрального офиса и филиалов. И компания сегодня соответствует всем требованиям, предъявляемым Минфином и ФСФР.

76

прямые инвестиции / № 2 (118) 2012

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

Кстати, последний финансовый кризис еще раз продемонстри ровал, что мы не должны увле каться гонкой за страховыми премиями. Сегодня можно и не входить в пятерку или в десятку лидеров по этому показателю. Самое главное условие устойчивости компании — ее высокая капитализация. Но даже среди лидеров, к сожалению, встречаются СК, у которых практически отсутствует капитал. Это просто обман граждан и юридических лиц.

— Какие этапы в истории компании вы могли бы выделить?

— Первый этап — заключение в 1993 году первых договоров с федеральными министерствами, ведомствами по страхованию жизни и здоровья. Второй — соглашение в 1995 году со Сбербанком России. Третий серьезный этап — кризис 1998 года, когда наша компания, как и многие другие, осталась без средств и нам нужно было правильно построить свою работу, так как обязательств с нас никто не снимал. Требовалось выплачивать средства по страховым обязательствам, практически не имея резервов. Следующий важный этап — рубеж веков, когда в компании появилась внутренняя телефонная связь, электронная почта. В 2000 году мы уже восстановили все резервы и активы, потерянные в кризис. Очень значимой вехой, и не только для нас, но и в истории страхования, стал 2008 год, когда была принята новая стратегия развития Сбербанка, давшая импульс развития всему банковскому сообществу. Я имею в виду Bank Insurance — банковское страхование (организация системы кросс-продаж страховых полисов через сеть банковских филиалов и отделений). После заключения договоров со Сбербанком многие страховые компании стали продавать таким образом свои продукты, что стало серьезным шагом для всех участников рынка. Сегодня практически все банки пошли по этому пути.

— Чем вызвано решение об интеграции с ОСАО «РЕСО-Гарантия»?

— Сегодня нашими первоочередными задачами являются увеличение капитала и выполнение обязательств перед клиентами. ФСФР ужесточает требования к страховщикам. (С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в закон «Об организации страхового дела в России», установившие требования по увеличению минимального уставного капитала страховщиков с 30 млн руб. до 120 млн. — Ред.) По итогам прошлого года около 200 компаний не выполнили свои обязательства перед клиентами. Мы свои обязательства выполняем, но нам также требуются дополнительные капиталовложения. В прошлом году мы направили значительные средства на реализацию различных программ — развитие региональной сети, 1Т-вложения, поэтому не могли увеличить капитал на 17-20%, чтобы соответствовать новым требованиям закона. Одним из путей привлечения капитала стало соглашение с ОСАО «РЕСО-Гарантия». 5 декабря 2011 года состоялось собрание акционеров ВСК, на котором был избран новый состав совета директоров. В него вошли пять представителей «РЕСО-Гарантии», при этом контрольный пакет акций, управление деятельностью и стратегией развития остается за мной. Далее мы в установленном порядке будем получать разрешение Федеральной антимонопольной службы и ФСФР на проведение сделки.

— В рамках присоединения к ВТО Россия взяла на себя обязательства открыть страховой рынок

\ ВАШИ ДЕНЬГИ \

прямые инвестиции / № 2 (118) 2012

77

\ БЕЗ КУПЮР \

19 сентября 2011 года открытое страховое акционерное общество «РЕСО-Гарантия» и страховое открытое акционерное общество «ВСК» объявили о создании объединенной «Страховой Группы РЕСО-ВСК». К ОСАО «РЕСО-Гарантия» перейдет контроль над 25% + 1 акция

Страхового Дома ВСК. Компании сохранят полную независимость в рамках Страховой Группы, но будут координировать стратегические планы. Контрольный пакет акций, управление деятельностью и стратегией развития ВСК сохраняются за Сергеем Цикалюком.

для иностранных поставщиков страховых услуг. Через девять лет будет разрешена работа в России филиалов иностранных СК. Как вы оцениваете это обстоятельство?

— В течение многих лет с различных трибун, в прессе я говорил о том, что этого нельзя допускать. Во всех государствах, имеющих амбиции на определяющую роль в мировой экономике, национальный рынок страховых услуг защищен. В России этого нет. Пять лет назад я направил письмо в администрацию президента о необходимости поддержки и защиты национального страхового рынка, на которое до сих пор не получил ответа. Я могу только констатировать: решение принято. И в рамках принятых государством обязательств мы будем работать.

— Каков же ваш прогноз: смогут ли российские страховые компании конкурировать с зарубежными?

— Мы можем проиграть только в капитализации. Если посмотреть на страховой рынок Германии — там работает

более 2 тыс. СК, в США — около 4 тыс., но на слуху всегда две-пять компаний. В каждом регионе лидирует своя небольшая компания, однако крупных СК — единицы. У нас также отмечается тенденция к уменьшению числа региональных СК, вероятно, она сохранится. Если бы меня спросили, что будет через 20 лет, я бы сказал: скорее всего, останутся одна-две очень мощные российские компании, которые ни в коей мере не уступят западным игрокам, будут конкурировать с ними на равных и соревноваться. — Какие меры необходимо принимать госорганам, чтобы российский страховой рынок приблизился к европейскому уровню?

— Я считаю, что этим должно заниматься Министерство экономического развития. Сегодня все делается очень робко. Если по доле страхового бизнеса в ВВП (2,3% в 2010 году) мы отстаем от развитых государств в десятки раз, это говорит о том, что необходимые меры не принимают. Например, по развитию услуги страхования жизни мы находимся на уровне африканских стран. В первую очередь необходимы налоговые стимулы для граждан, желающих пользоваться услугами страхования.

— Какие первоочередные задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

— По итогам прошлого года объем подписанных страховых премий компании превысил $1 млрд. И сегодня мы ставим перед собой серьезную задачу — войти в число первой тройки компаний, генерирующих самую высокую прибыль на рынке страховых услуг.

В мартовском номере журнала

«Прямые инвестиции»

Вниманию организаций

Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.park.ru. Тел.: 8(495) 234-02-22. Подписаться на журнал можно через редакцию.

1. Название организации

2. Адрес для доставки Индекс

Область/республика

Город, поселок

Улица

Дом | квартира | офис

Доп. информация

3. Ответственный за подписку Ф.И.О.

Тел.

4. Количество экз.

5. Начало подписки (отметьте месяц) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 месяц 2012 г.

6. КПП

7. ИНН плательщика

8. Юридический адрес

9. БИК банка плательщика

10. Банк плательщика

11. К/с банка плательщика

12. Р/с банка плательщика

Кого из министров вы бы оставили в новом правительстве?

Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату. Факс: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.

Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ.

Стоимость подписки на 1 мес. в г. Москве -120 руб., в других регионах России - 140 руб.

ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 773301001, р/с 40702810438040105482,

Московский банк ОАО «Сбербанк России», г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

При оформлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода.

Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: 8(495) 637-90-29 отдел подписки.

Подписка по почте оформляется по каталогам.

Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180, 82540.

Объединенный каталог «Пресса России» - индекс 44343, 44348.

Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381. В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», тел.: 8(495) 500-00-60, 580-95-80.

Добрый доктор Гааз

№3 2012

прямые инвестиции / № 2 (118) 2012

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.