Научная статья на тему '\ без купюр \ попали в историю'

\ без купюр \ попали в историю Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ без купюр \ попали в историю»

Попали в историю

Пойдет ли российский рынок бюро кредитных историй (БКИ) по пути таких стран, как Великобритания или США, где кредитная история — фактически «паспорт» человека? Или мы предпочтем популярный в Европе вариант, когда обмен информацией о заемщиках происходит только между кредиторами? Рассказывает Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного кредитного бюро.

— На каком этапе находится развитие в России рынка услуг БКИ?

— С развитием рынка розничного кредитования и обострением конкуренции в этом сегменте у банков повышается потребность в информации о заемщиках. Пять-шесть лет назад кредитные организации, как правило, принимали решение о выдаче кредита «вручную» — это делали кредитные комитеты либо эксперты (причем такой принцип был свойством не только российского рынка, но и многих других). Сегодня внедряют автоматизированные системы принятия решений о выдаче кредитов, например, в рамках развития таких технологий, как «Кредитная фабрика» Сбербанка. И теперь необходимым условием развития такого бизнеса, как розничное кредитование, стало получение в опИпе-режиме максимально полной информации о заемщике — не только внутренней, но и внешней, о взаимоотношениях клиента с другими кредиторами. Такие данные банки могут получить с помощью кредитных бюро. При этом БКИ предоставляет кредиторам информацию, позволяющую принимать решения последовательно и по определенному стандарту. Таким образом, миссия БКИ заключается в создании культуры обмена кредитной информацией между кредиторами.

Рынок БКИ достаточно молодой — ему чуть более шести лет (образовался со вступлением в силу в 2005 году закона о кредитных историях; см. справку).

В России зарегистрировано более 30 кредитных бюро. Но в действительности этот сегмент принадлежит

Даниэль ЗЕЛЕНСКИЙ,

гендиректор ЗАО «Объединенное кредитное бюро»

Анастасия АСТАХОВА

трем основным участникам — БКИ «Объединенное кредитное бюро» (ОКБ), БКИ «Эквифакс» и ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ), — на долю которых приходится более 90% рынка.

Центральный каталог кредитных историй в ЦБ РФ содержит информацию о более чем 60 млн россиян (это около 90% экономически активного населения).

Начальный этап развития российского рынка БКИ можно разделить на три этапа. На первом — после принятия закона — банки еще не желали делиться информацией, так как из-за отсутствия культуры обмена существовало недоверие к самому принципу и институтам обмена информацией о своих клиентах. Как правило, такое происходит на многих рынках. В России этот период прошел достаточно быстро, за три-четыре года после принятия закона.

Именно нежелание банков делиться информацией обусловило такое значительное количество кредитных бюро на российском рынке — 33 БКИ. Многие кредитные организации создавали собственные — так называемые кэптивные — бюро, поскольку по закону обязаны передавать информацию хотя бы в одно БКИ. Они исполняли закон, но при этом устанавливали высокие, фактически «запретительные» цены на отчеты бюро. В результате на этом этапе участники рынка получили ограниченный доступ к информации о заемщиках.

На следующем этапе участники рынка начали делиться информацией о своих клиентах — страх уже прошел, но эти данные не использовали при принятии решений по выдаче кредитов (а если использовали — то в незначительных объемах).

На третьем этапе, который мы сейчас проходим, в условиях значительного объема информации в бюро и с переходом банков к автоматизированному принятию решений о выдаче кредитов, все участники рынка розничного кредитования по своим внешним заявкам, а часто и по своим существующим клиентам, запрашивают информацию в кредитном бюро.

В частности, ситуация, иллюстрирующая различные этапы развития рынка БКИ, была в Сбербанке, который сначала создал свое собственное бюро «Инфокредит». Но с началом преобразований и развитием проекта «Кредитная фабрика» банк вошел в капитал нашего ОКБ и тем самым значительно ускорил развитие рынка кредитных бюро.

— Как дальше будет развиваться рынок БКИ?

— Следующий этап — повышение качества услуг. Здесь речь о наполнении кредитной истории, в частности, о количестве кредитных записей в отчете. Так, на рынке кредитных бюро Великобритании (который, по общим оценкам, является наиболее развитым — индустрии более 30 лет) кредитная история одного человека содержит в среднем около девяти записей. В России, где этой индустрии всего шесть лет, — около 3,5. Поэтому ничего не сделаешь, надо просто ждать. Но в целом российская индустрия развивается достаточно быстро. В условиях высоких темпов роста, БКИ — некий инструмент, который позволяет повышать качество данных.

— Что означает «повышать качество данных»?

— Это задача совпадает с задачей банков. Есть такое выражение: «скоринговая карта настолько хороша, насколько хороши данные клиента».

ч

(

1

"Ису,

Ц^ьч"

'КоН

&7<

Банки в условиях перехода от ручного процесса принятия решений о выдаче кредитов к автоматизированному заинтересованы в улучшении качества данных о заемщиках. Бюро выступает как институт, позволяющий создавать некие стандарты, и в каких-то сферах стимулировать банки, чтобы они улучшали это качество.

Следующий момент — развитие новых продуктов и услуг бюро. Мы развиваем разного рода скоринги: аналитические услуги, уведомления об изменениях кредитной истории, системы противодействия мошенничеству и др. Наша задача — превратить информацию (кредитные истории) в некие инструменты помощи принятия решений на всех этапах работы с розничным клиентом — от выдачи кредита до управления кредитным портфелем.

В США или Великобритании человек, перед тем как взять ипотеку, получает свою кредитную историю и смотрит на свой скоринг или скоринговую карту. По ней БКИ может дать совет, на какие условия заемщик имеет возможность претендовать, как ему улучшить кредитную историю, чтобы получить недорогую ипотеку.

— Что, по вашему мнению, препятствует развитию рынка БКИ в России?

— Один из негативных факторов рынка — я всегда об этом говорю открыто — очень низкая в нашей стране (самая низкая в мире) средняя цена кредитного отчета при продаже кредитным учреждениям (около 20 доллароцентов). Показатель ниже европейского почти в 10 раз. В Европе оплачивается даже запрос (его стоимость — около 1 евро). Это уже сектор В2С (Визтевв^о-Сопвитег (Бизнес для потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи для потребителя. — Ред.), поэтому цены другие.

— Представители ЦБ оценивают российскую модель БКИ как конкурентную именно на основании снижения стоимости кредитных отчетов...

— Я согласен с тем, что российский рынок БКИ является конкурентным. Например, в Европе зачастую присутствует только одно-два бюро. У нас три

крупнейших бюро, и это максимум в мировой практике. По-моему мнению, цена не должна являться единственным фактором конкуренции — это будет тормозить развитие индустрии в целом. Бюро должны конкурировать за счет качества, количества и глубины данных, по уровню сервиса (доступности бюро, качеству и времени реагирования на потребности банков), линейки продуктов и услуг.

Что касается следующего препятствия для развития российского рынка БКИ — это определенные законодательные ограничения. Одно из них — кто может пользоваться информацией кредитного бюро. В соответствии с законом пользоваться информацией БКИ может только организация, которая выдает кредит. И соответственно есть ограничения по источникам данных.

Круг источников и пользователей услуг кредитного бюро на Западе, например в США и Великобритании, выходит за рамки финансовой индустрии. Информацией БКИ пользуется даже ЖКХ. Кредитный отчет необходим также при заключении договора аренды квартиры или дома. В Великобритании информацию БКИ использует, в частности, налоговая полиция, которая сверяет декларацию физлица о доходах с его сведениями о заработанных средствах, которую он указал при получении кредита.

Кредитная история, таким образом, становится неким «паспортом» человека.

Если у тебя хорошая кредитная история, ты добросовестно исполнял свои обязательства, значит, в принципе, с тобой можно работать по любым направлениям. Бюро влияет практически на каждый аспект деятельности человека.

БКИ «ЭКспирИАн-ИнтерфАКс» создано в 2004 году. В 2009 году начался процесс слияния кэптивного бюро сбербанка «Инфокредит» и БКИ «Экспириан-Интерфакс». Юридически процесс слияния пока не завершен. новое бюро создано на базе БКИ «Экспириан-Интерфакс», где 50% акций получил сбербанк, 25% — информационная

компания Experian, 25% — «Интерфакс». 20 октября 2011 года БКИ «Экспириан-Интерфакс» переименовано в Объединенное кредитное бюро. ОКБ объединяет возможности крупнейшего банка страны сбербанка, ведущего мирового оператора кредитных бюро Experian и крупнейшего российского информагентства «Интерфакс».

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

прямые инвестиции / № 4 (120) 2012

77

Скоринговая карта

(англ. scoring card) — набор характеристик (возраст, доход, профессия, стаж работы,наличие имущества и т.д.) заемщика и соответствующих весовых коэффициентов, выраженных в баллах. Соискатель кредита сообщает о себе необходимые сведения, и ему начисляют определенное количество скоринг-баллов. В зависимости от их числа рассчитывается максимальная сумма кредита, которую банк готов предоставить заемщику.

— Данные кредитных историй 60 млн человек — конфиденциальная информация. Насколько высок риск злоупотребления ею?

— Абсолютно точно — это конфиденциальная информация, и злоупотреблять ею нельзя. Но всем известно, что на Горбушке продают базы данных о российских гражданах. Таким образом, нарушается закон «О персональных данных». Откуда эти данные, как их можно проверить и как они хранятся — неизвестно.

А БКИ — это институт легализации работы с данными о человеке. Во-первых, соблюдаются все нормы законодательства работы с персональными данными и меры безопасности по хранению этих сведений, а также у человека есть возможность проверить информацию о себе.

Вопрос, который, скорее всего, рано или поздно будут поднимать, — это масштаб использования информации БКИ, выход за рамки кредитных организаций. То есть пойдет ли наш рынок по пути таких стран, как Великобритания или США, где кредитная история — фактически «паспорт» человека, или мы предпочтем европейский вариант, где обмен информацией ограничивается кредиторами? На мой взгляд, имеет смысл расширить круг источников и пользователей информации кредитных бюро. Например, предоставить БКИ возможность работать с коллекторскими агентствами, страховыми, телекоммуникационными компаниями, то есть с теми, кто связан кредитными отношениями.

— Российские коллекторские агентства заинтересованы в получении доступа к данным БКИ. Для этого нужно внести изменения в закон о персональных данных, закон о БКИ, закон о банковской деятельности. В настоящее время коллекторы работают

федеральный закон от 30 декабря 2004 года №218-фЗ «О кредитных историях» вступил в силу 1 июня 2005 года. В соответствии с документом, организации, предоставляющие кредиты, займы или оказывающие услуги в кредит, обязаны представлять данные кредитных историй своих заемщиков хотя бы в одно БКИ, включенное в госреестр. Кредитная история — информация, характеризующая исполнение принятых обязательств по договорам займа (кредита).

БКИ (юридическое лицо) — коммерческая организация, оказывающая услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг. федеральная служба по финансовым рынкам россии — уполномоченный государственный орган, регистрирующий БКИ, осуществляющий контроль и надзор за их деятельностью. существует Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ).

практически бесконтрольно. Мошенники очень часто выдают себя за коллекторов. Как изменения в законодательстве скажутся на бизнесе БКИ?

— Положительно. БКИ сможет предоставлять более полную информацию кредитным учреждениям, что в свою очередь будет способствовать улучшению портфелей банков. Те, кто в итоге выполнил свои обязательства по информации коллекторских агентств, будут иметь возможность получения новых кредитов.

— А как быть людям, которые не берут кредиты?

— Во-первых, более 60 млн граждан РФ уже воспользовались кредитами, а во-вторых, у нас сейчас нет такой

экстремальной ситуации, как в США, когда вы не можете открыть текущий счет без кредитной истории.

— Может случиться так, что отсутствие кредитной истории будет сказываться на условиях кредитования?

— Такая ситуация уже существует. Банки используют информацию кредитного бюро для дифференцирования условия кредитования. Другое дело, что пока БКИ работают, в основном, с источниками информации для кредитных учреждений, а работа с населением еще впереди. И граждане, которые получают займы, не понимают, каким образом кредитная история влияет на условия кредитования. На мой взгляд, опыт Великобритании и США здесь полезен. В этих странах БКИ фактически занимаются обучением населения кредитной грамотности, обеспечивают возможность online-доступа к кредитной истории, а также выступают экспертами по чтению и интерпретации этих документов. Мое мнение: это следующий этап развития рынка, мы обязательно будем работать с населением.

— Какова стратегия Объединенного кредитного бюро на ближайшую перспективу?

— Стремиться быть лидером и задавать стандарты индустрии. С 2010 года мы являемся самым быстрорастущим бюро в России. Количество кредитных записей о человеке выросло в 2010 году на 22,2 млн (177%), а в 2011 году — еще на 21,52 млн (73%). По числу запросов ОКБ выросло еще более значительно. Если в 2010 году количество запросов увеличилось на 9 млн (72%), то в прошлом году — на 27 млн (125%) до 48 млн. Сегодня мы работаем с 300 крупнейшими банками. При этом рынок функционирует так, что банки, как правило, запрашивают информацию из трех крупнейших бюро,

среди которых и ОКБ. Поэтому здесь встает вопрос

конкуренции: какое бюро первое. Для многих банков в последние два года мы стали номером один. Мы вывели на рынок несколько новых продуктов и услуг. Так, наш сервис противодействия мошенничеству уже задает стандарт работы в этой области.

— Как вы планируете развивать бюро? Какие дополнительные услуги будете предоставлять?

— В последние годы значительно выросла наша база данных. Одна из причин такой динамики — вхождение Сбербанка в состав акционеров бюро и получение БКИ данных Сбербанка. Такое событие обусловило повышенное внимание к нашим услугам со стороны других крупных банков. Мы начали активно сотрудничать с ними. За счет роста базы данных существенно повысился наш хит-рейт —

процент попадания запроса на кредитную историю —

до 80%, что соответствует планке лидеров российского рынка, но не достигло мировых стандартов — более 90%. Кроме того, мы много тратим сил и средств на повышение качества обслуживания клиентов. Сейчас мы завершаем работу по запуску систем бюро в новом дата-центре с возможностью переключения систем на резервный центр. Цель этого проекта — достичь уровня доступности бюро на уровне 99,9%.

В последние два года мы вложили значительные средства в развитие новых продуктов. Выведены на рынок новое поколение скоринга, сервис по уведомлениям об изменении кредитных историй. Наши конкуренты тоже имеют

аналогичные сервисы. Но если мы, например, отправляем уведомления при изменении истории по одному из 60 параметров, то уровень наших конкурентов не превышает 5-10 параметров.

Кроме того, мы запустили национальную систему по борьбе с мошенничеством. В ее рамках мы работаем на уровне сущностей кредитной заявки, то есть определяем не только потенциально подозрительную заявку (как это делают наши конкуренты), а конкретно адрес, телефон и т.д., что значительно снижает затраты банка на расследование.

— Расскажите о проекте подробней.

— ОКБ начал реализацию пилотного проекта «Сервис по борьбе с заявочным мошенничеством в розничном кредитовании «Национальный хантер» (от англ. hunter — охотник. — Ред .). 1 октября 2011 года и завершил в конце февраля 2012 года. В проекте приняли участие пять банков. Сбербанк стал первым среди банков — участников «пилота» использовать эту систему в режиме реального времени.

В рамках проекта решали несколько задач: создание первоначальной исторической базы данных заявлений и известных подозрительных случаев, отработка процесса передачи данных, отработка контроля качества данных, настройка процессов на стороне банков-участников.

По результатам пилотного проекта был проведен анализ, который показал, что 7% всех заявлений, отправленных участниками, содержат признаки подозрительных заявок. И это с учетом того, что на момент прохождения пилотного проекта в систему не подгружались заявления по продуктам экспресс-кредитования. Полученные результаты совпадают с ожидаемым нами уровнем мошенничества на рынке розничного кредитования.

В настоящее время система запущена в промышленную эксплуатацию. Подключение к системе производят четыре новых участника, и еще несколько находятся на стадии подписания контрактов.

— Каков принцип работы сервиса?

— Работа сервиса основывается на передаче новых заявлений от банков-участников в Бюро и поиске признаков потенциального мошенничества посредством сравнения новых заявлений с уже хранящимися в базе «Национального хантера». В результате выявляются специфические совпадения и расхождения, указывающие на риск мошенничества. Результат поиска адресуют банку, направившему запрос, в виде блока данных,

содержащего сработавшие правила и дополнительную служебную информацию, позволяющую судить о риске мошенничества и строить комплексные стратегии проверки кредитных заявлений. Сервис построен на основе программного обеспечения Hunter, хорошо известного и зарекомендовавшего себя на российском рынке.

— Есть ли взаимосвязь между развитием кредитных бюро и позицией Сбербанка на рынке?

Вопрос, который рано или поздно надо будет обсуждать, — это масштаб — использования информации БКИ.

— Сбербанк — системообразующий банк страны. Поэтому и наша задача, как его дочерней организации, быть лидером и создавать некие индустриальные стандарты во всех услугах, сервисах, которые мы запускаем. Несомненно, здесь есть синергия. Второй момент — деятельность кредитных бюро оказывает очень сильное влияние на рынок кредитования в целом. В отчете Всемирного банка говорится, что увеличение на 10 п.п. доли населения, имеющего кредитные истории, приводит к росту объема кредитования в частном секторе на 6%. То есть чем крупнее становимся мы, тем масштабнее индустрия розничного кредитования. Чем больше будет у нас качественных услуг и сервисов, тем лучше будут портфель банков и условия для граждан, исполняющих свои кредитные обязательства.

— Решаются ли с помощью БКИ проблемы на рынке кредитования юрлиц (особенно в условиях отсутствия системы залога движимого имущества)? Насколько активно запрашивают банки данные о юрлицах?

— Наше бюро во основном ориентировано на работу с розничным портфелем кредитования. Информацию БКИ зачастую используют для принятия решений о выдаче займов малому и среднему предпринимательству. Когда нет возможности оценить кредитоспособность бизнеса (допустим, в случае кредитования индивидуальных предпринимателей), оценивают владельца.

В то же время есть организации на рынке, которые ориентированы на предоставление информации о юридических лицах. Например, структура нашего акционера — «СПАРК-Интерфакс».

доля трех участников рынка бки — 90% н на кредитные отчеты — наибольшим спрос н потребность в скоринге будет расти

Рис. 1. Доля бюро кредитных историй в объеме продаж кредитных отчетов, на начало 2011 года, %

«Эквифакс Кредит Сервисиз»

«Экспириан-Интерфакс» Прочие

Рис. 2. Наиболее востребованные продукты БКИ

Рис. 3. Перспективы развития продуктов БКИ на российском рынке

Кредитный Скоринги Верифи- Продукты отчет бюро кация противодей-данных ствия мошенничеству

? ■ ■ _

э Умеренные

I I I ■

Кредитный Скоринги Продукты Услуги по П

отчет бюро противодей- мониторингу ан

Продукты Услуги по Прочие

противодей- мониторингу аналити-

ствия мошен- кредитного ческие

ничеству портфеля продукты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (120) 2012

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.