Научная статья на тему 'Бюро кредитных историй: экономические и организационные аспекты развития'

Бюро кредитных историй: экономические и организационные аспекты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2602
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ / БЮРО КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ / СКОРИНГ / ТРИГГЕРЫ / HIT-RATE / CREDIT HISTORY / CREDIT BUREAU / USER OF CREDIT HISTORY / SCORING / TRIGGERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябов Юрий Петрович, Жаннель Эта Кристиан

В статье предлагается информация о тенденциях развития рынка кредитных историй и особенностях предлагаемых бюро кредитных историй продуктов пользователям кредитных историй. Авторы дают разъяснения по механизму получения информации из бюро кредитных историй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREDIT BUREAU: ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

In article information on tendencies of development of the market of credit stories and features of offered credit bureaus of products to users of credit stories is given. Authors make explanations after the mechanism of obtaining information from credit bureau.

Текст научной работы на тему «Бюро кредитных историй: экономические и организационные аспекты развития»

БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

Ю. П. РЯБОВ, ЭТА КРИСТИАН ЖАННЕЛЬ

В статье предлагается информация о тенденциях развития рынка кредитных историй и особенностях предлагаемых бюро кредитных историй продуктов пользователям кредитных историй. Авторы дают разъяснения по механизму получения информации из бюро кредитных историй.

Ключевые слова: кредитная история, бюро кредитной истории, пользователь кредитной истории, скоринг, триггеры, Ьк-га1е.

Рынок информации о кредитной истории заемщиков продолжает динамично развиваться в России. К тенденциям развития рынка кредитных историй можно отнести следующие:

- консолидация бюро кредитных историй (создание ЗАО «Объединенное кредитное бюро», покупка ОАО «Национальное бюро кредитных историй» ООО «Восточное бюро кредитных историй»);

- активно развиваются кэптивные бюро кредитных историй, принадлежащие банкам;

- применение административных рычагов для развития рынка кредитных историй, что привело к росту доли информации о кредитных историях юридических лиц в общем объеме кредитных историй (к кредитам, по которым заемщик не

дал согласие на предоставление информации в бюро кредитных историй, применяется повышающий коэффициент риска при оценке достаточности капитала Н1) [7];

- развитие информационных технологий, направленных на борьбу с кредитным мошенничеством, а также на развитие опііпе-сервисов.

В результате консолидации количество бюро кредитных историй (далее - БКИ) снизилось с 31 в 2012 г. до 25 в 2013 г. (рис. 1).

По данным Центрального каталога кредитных историй во всех бюро кредитных историй по состоянию на начало 2012 г. было накоплено 134 млн титульных частей кредитных историй, 62 млн из которых являются уникальными (рис. 2) [3].

Количество БКИ

Рис. 1. Динамика количества БКИ [8; 10]

Рис. 2. Динамика количества кредитных историй, зарегистрированных в БКИ

Более 95 % информации о кредитных историях россиян сосредоточено в четырех крупнейших БКИ: «Эквифакс Кредит Сервисиз», «Националь-

ное бюро кредитных историй», «Экспириан-Интерфакс» (совместно с БКИ «Инфокредит») и БКИ «Русский стандарт» (рис. 3).

Русский Восточное ПрочиеБКИ;

36%

Рис. 3. Распределение долей БКИ по количеству кредитных историй [6; 10]

Так как БКИ не получают выгоду просто от хранения кредитных историй, показатель доли БКИ историй по количеству кредитных историй недостаточно полно отражает картину распределения сил на данном рынке и не показывает эффективность работы БКИ. Для оценки активности БКИ на рынке следует оперировать долей БКИ в объеме продаж кредитных отчетов (рис. 4).

Из рисунка 4 видно, что концентрация на рынке кредитных историй по уровню продаж кредитных отчетов выше концентрации по объему количества кредитных историй.

Приведенные на рисунках 3 и 4 данные позволяют предположить, что на рынке кредитных историй продолжится консолидация путем поглощения мелких БКИ крупными.

Кроме рыночной доли, показателями деятельности БКИ, характеризующими их эффективность, выступают показатель hit-rate и «чистый» Ыt-rate.

Hit-rate - доля результативных отчетов в структуре запросов кредитных историй. Данный показатель характеризует вероятность того, что информация о кредитной истории ее субъекта будет на найдена в БКИ. Выделяют нетто hit-rate (доля предоставленных кредитных отчетов от общего количества полученных запросов) и брутто hit-rate (доля предоставленных ответов на запросы о кредитной истории, в том числе кредитных отчетов, а также информации о запросах кредитной истории другими банками по указанным в запросе субъектам кредитной истории, информа-

ция о которых отсутствует в БКИ). Показатель брутто hit-rate показывает уровень заинтересованности в информации о субъектах кредитной

истории со стороны пользователей кредитных историй (кредитные и иные организации, предприниматели).

Рис. 4. Распределение долей БКИ по количеству продаж кредитных отчетов, 2Q11 г. [9]

По состоянию на середину 2008 г. показатель нетто hit-rate оценивался по наиболее крупным БКИ на уровне 35-40 % [4]. По состоянию на 2012 г. данный показатель вырос. Так, Национальное бюро кредитных историй заявляет о показателе hit rate на уровне 80 %, правда, без уточнения, учитывает ли данный показатель только предоставленные

отчеты или все ответы по предоставленным запросам. БКИ «Эквифакс» также без уточнения заявляет о показатели hit-rate на уровне 82 %. Если ориентироваться на данные объединенного кредитного бюро, то показатели нетто и брутто hit-rate отличаются на 15-20 п. п. (рис. 5).

Рис. 5. Динамика показателя hit-rate по объединенному кредитному бюро [2]

Высокий уровень показателя hit-rate по БКИ в целом согласовывается с достаточно высоким уровнем проникновения кредитных услуг, возросшим отношением кредитного портфеля банков к ВВП и высокими темпами роста потребительского кредитования. Кроме того, это косвенно указывает на тенденцию роста выдачи кредитов заемщикам, ранее уже его получавшим или обращавшимся за его получением.

Разница между брутто hit-rate и нетто hit-rate частично отражает тенденцию обращения в кредитные организации новых лиц, ранее не пользовавшихся кредитными услугами.

Интересным для изучения и анализа представляется информация о продуктах и услугах, которые реализуют на рынке БКИ.

Сегодня на рынке БКИ предлагают следующие продукты:

- кредитный отчет;

- скоринг;

- мониторинг событий кредитной истории на основе триггеров;

- противодействие мошенничеству;

- базы данных по залогу.

Кредитный отчет является наиболее востребованным продуктом, предлагаемым БКИ [9]. Стоимость кредитного отчета для банка может составить от 7 до 20 руб. [4]. Это ниже, чем в таких странах, как США, Аргентина, Италия.

Вторым по популярности продуктов БКИ выступает скоринг, представляющий статистическую модель оценки кредитоспособности заемщика. Здесь применяются модели FICO, Experian, а также собственные модели БКИ. Скоринг БКИ в отличие скоринга банка проводится по более широкой базе данных. В тоже время Скоринг БКИ не адаптирован к конкретным банковским продуктам.

На сегодняшний день интересным и перспективным продуктом БКИ выступает мониторинг событий кредитной истории на основе триггеров. Триггеры БКИ позволяют пользователю кредитной истории отслеживать события, происходящие с субъектом кредитной истории. Данный механизм получения информации о заемщиках позволяет банкам осуществлять процедуры мониторинга кредитного портфеля и своевременно реагировать на изменение его качества. Кроме того, банки используют триггеры БКИ для своевременного и оперативного предложения своих услуг потенциальным клиентам при погашении ими кредитов в других банках.

Системы противодействия мошенничеству позволяют БКИ сравнивать информацию, изложенную субъектами кредитных историй в заявках на кредит, поданых в разные кредитные организации. Наличие расхождений является основанием подозревать субъекта кредитной истории в мошенничестве.

Новым и перспективным продуктом, предлагаемым БКИ своим клиентам, являются базы данных о залоге имущества. Данный продукт будет активно пользоваться спросом, если в законодательство РФ примут изменения в части регистрации уведомлений о залоге или об ином обремени движимого имущества.

Далее целесообразно подробнее рассмотреть механизм получения субъектами кредитных историй кредитных отчетов из БКИ и информации о БКИ, в которых хранится их кредитная история.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее - закон № 218-ФЗ), а также с зако-

ном № 218-ФЗ «Об источниках формирования кредитной истории и о пользователях кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты», субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история о нем, один раз в год бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей деятельности кредитной истории [6].

Кредитный отчет предоставляется в срок, не превышающий 10 дней со дня обращения в бюро кредитных историй с запросом о его предоставлении (статья 6 закона № 218-ФЗ).

Информация о том, в каком бюро кредитных историй хранится кредитная история, субъект кредитных историй вправе получить в Центральном каталоге кредитных историй (далее - ЦККИ).

ЦККИ представляет информацию о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, этому субъекту кредитной истории (кредитных историй) и пользователям кредитной истории (кредитных историй) по форме и в порядке, которые установлены Банком России на безвозмездной основе [1].

Запрос на получение сведений из ЦККИ можно направить следующими способами:

1. Посредством передачи заявления через нотариуса (Указание Банка России от 14.04.2009 № 2214-У (ред. от 17.01.2011)) «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством передачи заявления через нотариуса»).

2. Посредством обращения в кредитную организацию. (Указание Банка России от 31.08.2005 № 1612-У (ред. от 03.05.2011) «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в кредитную организацию»).

3. Путем направления запроса в ЦКИИ через

отделения почтовой службы «Указание Банка России от 25.04.2007 № 1821-У (ред. от

17.01.2011) «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории посредством обращения в отделение почтовой связи»).

4. Посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет (Указание Банка России от 31.08.2005 № 1610-У (ред. от 23.11.2010) «О порядке направления запросов и

получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения в Представительство Банка России в сети интернет»).

Наиболее удобным и доступным в текущих условиях представляется способ обращения через интернет-сайт Банка России.

Порядок направления запроса и получения информации из ЦККИ посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет следующий.

Для направления запроса и получения информации из ЦККИ посредством обращения в Представительство Банка России в сети Интернет, необходимо на сайте Банка России (www.cbr.ru) выбрать раздел «Центральный каталог бюро кредитных историй» (ckki.www.cbr.ru) открыть меню «Запрос бюро кредитных историй» и заполнить электронную форму запроса [1].

Важно: если субъект кредитной истории не знает свой код субъекта кредитной истории, направить запрос и получить информацию из ЦККИ посредством обращения в Представительство Банка России в сети Итернет невозможно.

ЦККИ направляет ответ с информацией о БКИ, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, или об отсутствии такой информации по электронной почте не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в ЦККИ запроса.

В заключении отметим, что кредитные отчеты - это наиболее важный продукт, реализуемый БКИ, на основе которого разрабатываются дополнительные более сложные информационные продукты и сервисы. Роль БКИ в кредитном процессе сегодня значительно возросла, особенно в условиях высоких темпов роста потребительского кредитования и применения скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика. На текущий момент имеются четкие регламентированные процедуры по получению кредитных отчетов. Субъектам кредитной истории можно рекомендовать пользоваться предоставленным им правом запрашивать один раз в год на безвоз-

мездной основе кредитный отчет в целях контроля и мониторинга кредитной истории.

Литература

1. Банк России: официальный сайт. Центральный каталог бюро кредитных историй: электронные данные. М., сор. 2000-2013. иЯЬ: http://ckki.www.cbr.ru

2. ЗАО Объединенное кредитное бюро: официальный сайт. М., 2013. иЯЬ: http://www.bki-okb.ru

3. Коротков Б. С. Бюро кредитных историй и их продукты - настоящее и будущее // Банковское кредитование. 2012. № 2.

4. Маковская Н. Не бюро, а находка (интервью главы Центрального каталога кредитных историй) // Прямые инвестиции. 2008. № 4. С. 86-89.

5. Национальное бюро кредитных историй: официальный сайт. М., 2006-2011. иКЬ: http://www.nbki.ru

6. О кредитных историях: федер. закон от 30.12.2004 №218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.01.2005. №1. ст. 44.

7. Об обязательных нормативов банков: инструкция Банка России от 03.12.2012 №139-И // Вестник Банка России. 2012. № 74.

8. Прахов А. А. Эффективное взаимодействие банков и бюро кредитных историй // Банковский ритейл. 2012. № 1.

9. Российский рынок бюро кредитных историй в 2010 г. Аналитический отчет / РосБизнесКонсалтинг. М., 2011. иЯЬ: http://marketing.rbc.ru

10. Федеральная служба по финансовым рынкам: Официальный сайт. М., 2010. иЯЬ: http://www.fcsm.ru

* * *

CREDIT BUREAU: ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

Yu. P. Ryabov, Eta Kristian Janel

In article information on tendencies of development of the market of credit stories and features of offered credit bureaus of products to users of credit stories is given. Authors make explanations after the mechanism of obtaining information from credit bureau.

Key words: credit history, credit bureau, user of credit history, scoring, triggers, hit-rate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.