УДК 159.923+159.9
Белокопытов Юрий Николаевич
Доктор психологических наук, профессор кафедры теории и методики социальной работы юридического института, Сибирский федеральный университет, [email protected], ORCID 0000-0001-9914-2065, Красноярск
Панасенко Галина Васильевна
Доктор философских наук, профессор, Сибирский федеральный университет, [email protected], ORCID 0000-0002-1837-8656, Красноярск
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩАЯ СПОНТАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется не контролируемая нашим сознанием темная сторона психики. Этот феномен многослоен и играет важную роль в определении вероятностного поведения личности. Анализируются концепции выдающихся ученых З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Лакана. Исследуются особенности слоев пока малоизученного психического и душевного явления. Прослеживаются взаимосвязи между слоями бессознательного: личного, коллективного, психоидного и тремя мирами Л. Бинсвангера. Особое внимание уделяется архетипам проявления бессознательного, связи бессознательного и творчества личности. Личность исследуется на целостной модели, с рассмотрением аспектов ее нормального и патологического проявления. Обосновывается, что чередование хаоса и порядка «прописано в памяти» коллективного бессознательного. Это находит свое проявление в хаотических потрясениях, т. е. периодической смене одной социальной структуры другой. Выстраивается гипотеза связи бессознательного с физическим миром.
Ключевые слова: бессознательное, коллективное бессознательное, социальные разрушения, гармония и дисгармония, архетипы.
Введение. Темой данной статьи является сложный малоисследованный феномен психики человека. Мы наивно думаем, что именно сознание человека определяет наше поведение. На самом деле это не так. Психолог К. Юнг часто для пояснения сути сложного явления использовал образное сравнение. В качестве доказательства приведем своеобразный пример известного ученого Р. С. Немова, по учебникам которого учатся студенты-психологи в России. Много лет назад в Костроме, во время переподготовки актива, он иллюстрировал нам, еще молодым преподавателям, этот своеобразный феномен бессознательного.
Участники эксперимента, под воздействием гипноза, должны были взять зонтик и раскрыть его. Это очень простое элементарное действие, которое показывает, как это делает тот или иной человек. Результаты же анализа эксперимента
удивили всех. Поведение человека в этой ситуации интерпретировалось участниками по-разному. После снятия гипноза все принявшие участие в нем дали объяснения акта своего поведения, но сделали это, опираясь не на уровень бессознательного, а на уровень сознательного. Один из участников пояснил, что сделал это, так как хотел посмотреть устройство замка зонтика. Другая девушка пояснила, что раскрыла его, так как хотела осмотреть расцветку внутри зонтика. Третья девушка вышла и раскрыла зонтик на балконе, впоследствии же она пояснила, что раскрыла его не от дождя, которого не было, а от палящего солнца. Объяснение участников эксперимента можно было бы продолжать, но вывод напрашивается один: человек часто выдумывает витиеватые пояснения своих поступков и поведения, и связывает их именно с проявлением своего созна-
ния. На самом же деле, бессознательное оказывает влияние на поведение человека в гораздо большей степени, чем сознание. В этом сила бессознательного и слабость сознания. Образно говоря, маленький островок сознания в океане бессознательного.
При обилии существующих определений этого явления нам импонирует следующий его смысл: это состояние человека с полным отсутствием сознания. Если сознание графически отобразить вертикальным отрезком вектора, то на противоположном его конце, в точке 0, будет ничто, в нем нет сознания. Это и будет бессознательное. Весь отрезок вектора можно поделить на множество состояний интенсивности, так называемый континуум, который описывает все множество значений от нуля до максимума. Континуум от полного бессознательного до полного сознания. Самое удивительное, что эти две противоположности не могут раздельно существовать друг без друга. Изучение их взаимодействия является важнейшей исследовательской задачей в современной психологии.
Результаты исследования. Бессознательное как виртуальная реальность личности. Для углубленного понимания феномена бессознательного необходимо его исследовать как в историческом, так и в логическом аспектах. Важно при этом отметить, что исследовательский интерес ученых к нему проявлялся волнообразно, периодически возникая и угасая. Яркий пример тому - всплески во времена греческой античности и Нового времени. Для более подробного их изложения мы отсылаем читателей к нашим публикациям по Платону [1, с. 156-166] и Лейбницу [2, с. 122-132]. Психология в то время существовала только в русле философии. Отметим лишь то, что Платон был убежден в анамнесисе - знании-припоминании, а Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Он допускал существование «малых перцепций», так называемых «неосозна-
ваемых восприятий». Открыв дифференциальное и интегральное исчисление, он применяет его для описания закономерностей душевной жизни. Душа, интеграл, представлена у Лейбница как автономная целостность «монада». Душа-монада отражает и воспринимает всю Вселенную, но большая часть ее дифференциальных восприятий все-таки остается неосознанной.
Этот общетеоретический фундамент феномена бессознательного, в западноевропейском понимании, на две с половиной тысячи лет определил траекторию исследований десяткам ученых. Среди них маяками, определяющими углубленное изучение идей для последующих научных умов, выступили именно Платон и Лейбниц. Собственно их идеи, развитые в дальнейшем плеядой ученых, предопределили интеллектуальную парадигму бессознательной картины мира. Наиболее полное системное описание противоречивых теорий, концепций и идей о сущности бессознательного в историческом плане систематизировано в двух статьях исследователя Х. Лучак [8, с. 179-186]. В основном эти идеи бессознательного самоорганизуются в русле парадигмы З. Фрейда.
Необходимо отметить еще одну грань исследований: проблема бессознательного становится междисциплинарной и фрактально исследуется целым рядом наук, таких как философия, психология, психофизиология, психология личности, социальная психология, социология, психоанализ, клиническая психология и психотерапия. Термин «бессознательное», как невидимый феномен, в XIX в. проникает даже в категории естественно-научных дисциплин.
Рассмотрим феномен в физике. Например, элементарные виртуальные частицы обычно не наблюдаемы в процессе своего взаимодействия с другими частицами, поэтому их регистрация возможна только косвенно, в частности по видимому, тонкому, конденсировавшемуся следу тумана, кото-
рый они оставляют в водяном паре камеры Вильсона. Эта траектория и подтверждает существование элементарных виртуальных частиц. В психологии, по аналогии, также существует адекватная методика как инструмент выявления сферы бессознательного, что можно наблюдать на основе изменения поведения личности. Психотерапия своим воздействием направлена на сферу бессознательного человека. По мнению ученого М. Е. Бурно, можно выделить четыре основные области психотерапии [12]. Мы их связываем со сферами бессознательного, проникая в которые можем изменять поведение человека. Для этого существуют определенные специфические техники (более 400), которые как ноты музыканта заставляют вибрировать струны бессознательного. Кратко охарактеризуем, каким психологическим смыслом мы наделяем каждую из четырех сфер, условно интерпретируемых как бессознательные.
Первая - это клиническая сфера бессознательного. Оперирование в этой сфере базируется на естественно-научном, материалистическом основании. Острие воздействия психотерапевтов направлено на характерологическую составляющую бессознательного. Яркими представителями этого направления являются Ф. Алексан-дер, В. М. Бехтерев, Э. Кречмер и др.
Вторая - это психологическая сфера бессознательного. Особенностью деятельности в этой сфере является то, что она не связана с клиникой характера, а определяется теоретической системой, выстроенной на философских, социологических, педагогических и психологических моделях. Эта тенденция больше тяготеет к гуманитарному циклу наук. Сюда можно также добавить и религии народов мира. Список ученых может получиться довольно длинным, поэтому приведем лишь некоторых из них: А. Адлер, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Третья - это полифоническая сфера
бессознательного. Она размыта, так как одновременно опирается на идеалистическое и материалистическое мироощущения исследователей, таких как личность Лакана, Перлза, Райха, Юнга и др. Собственно в личностном характере ученых заложена причина такого «расщепления» на две составляющие.
Именно в трех перечисленных направлениях заложена серьезная, глубокая деятельность врачей-психиатров, клинических психологов, психотерапевтов, целью которых является улучшение психического здоровья человека с нарушениями головного мозга, соматических органов, девиантного поведения. Предметом их воздействия являются психопатологические механизмы бессознательного. Психокоррекция осуществляется для предотвращения «деградации личности».
Четвертая - это прагматически-техническая сфера бессознательного. Эта деятельность не требует глубокого личностного сопереживания психотерапевта и пациента, а следовательно, и создания продуманной системы работы с бессознательным. Клиенты в основном здоровые люди, которые хотят «здесь и сейчас» быстро научиться зарабатывать деньги. Удивительно то, что после сеансов психотерапевта или посещения психотерапевтических групп механизмы бессознательного участников вновь возвращаются в первоначальное функционирование. В своем арсенале психотерапия в условно-рефлекторных формах содержит гипнотически-эриксонианские, когнитивно-поведенческие, гештальт-техники и техники НЛП. Это массовое современное увлечение и мода, позволяющее манипулировать человеком на основе некоторых психологических механизмов бессознательного.
Анализ вышеперечисленных сфер бессознательного дает нам возможность представить направление вектора и глубину его проникновения в сферу бессознательного. Так, бессознательное, по К. Юнгу состоит
из трех слоев: личностного, коллективного, психоидного [17, с. 103-110]. Первый -это поверхностный слой, имеющий индивидуальную природу. Это эмоциональные комплексы душевной жизни личности.
Второй слой бессознательного - это ядро психики. Включает в себя опыт предшествующих поколений людей, их всеобщую природу, сверхличные универсальные образцы всеобщего основания душевной жизни (вспомните Платона). Такими инте-гративными наследуемыми стереотипами психической деятельности и поведения, по мнению К. Юнга, выступают архетипы.
Третий слой бессознательного - это фундаментальный уровень бессознательного, но со свойствами органического мира. Он только частично принадлежит физиологическим и психическим структурам. Данный уровень вообще недоступен нашему сознанию. Учитывая современное состояние науки, а также нейтральный характер слоя, воздействовать на это бессознательное практически невозможно.
Считаем, что эта классификация трех слоев бессознательного согласуется с тремя мирами психиатра и психотерапевта Л. Бинсвангера [4, с. 81-95]. Первый мир, который включает самого человека вместе с телом. Именно через него строятся взаимоотношения с двумя другими мирами. По-иному его можно назвать субъективным миром самости. Второй мир содержит внешнюю среду человеческих отношений. Так называемый социальный мир, сфера общения с другими людьми. Он четко отделяется от социального мира животных. Третий мир - мир пространства или ландшафт, представляет собой биологическое или физическое окружение, его с нами разделяют все живые организмы [16, с. 70]. Далее в статье мы проанализируем, как три выделенных мира отражаются в трех слоях бессознательного.
Философско-гуманитарное направление в исследовании бессознательного личности. По мнению ученого-философа
М. Хайдеггера, существует и другая траектория мировоззрения (на западе ее суть представлена в лице Гераклита), которая в античности бифуркационно отделилась от аналитической западно-европейской философии и оформилась в восточную философию с ее целостным взглядом на мир. Попытаемся под несколько иным взглядом представить целостную картину бессознательного.
Русский философ и психоаналитик В. Руднев утверждает, что существуют три концепции бессознательного. Именно они заслуживают особого внимания для анализа. В основе теории З. Фрейда заложено понятие вытеснения [18]. Система К. Юнга выстроена на понятии архетипа [21]. Концепция Ж. Лакана опирается на понятие речи [6]. Бессознательному довольно трудно дать классическое научное определение, т. к. какие-то признаки все равно будут ускользать из содержания определения; поэтому бессознательное у каждого исследователя будет свое. В идеале понять поток бессознательного можно только посредством самого бессознательного [13, с. 2-3], также как сознание пытаются понять посредством сознания.
Рассмотрим концепцию бессознательного Ж. Лакана, менее известную в научных кругах, чем соответственно концепции З. Фрейда и К. Г. Юнга. Французский ученый Ж. Лакан модифицировал классический психоанализ З. Фрейда. Его структурный психоанализ базируется на трех теоретических положениях:
1) бессознательное структурировано как язык;
2) бессознательное - это речь Другого;
3) желание человека является желанием Другого [7, с. 890].
Если З. Фрейд писал рафинированно и захватывающе, то Ж. Лакан писал по-гегелевски витиевато и непонятно. В то же время он обновил психоаналитическую концепцию и оказал огромное воздействие на постмодернистскую философию таких
знаменитых французских философов, как Делез, Гваттари и Деррида. Специалисты считают это четвертой топикой психоанализа.
У Ж. Лакана в научных трудах выстроена теоретическая триада «Воображаемое - Символическое - Реальное». Воображаемое близко фрейдовскому Я. Символическое соответствует фрейдовскому СверхЯ. Это суть языковые структуры. Реальное больше похоже на фрейдовское Оно. Это тайные желания и влечения человека [14, с. 353-366]. Как мы видим, это несколько иная интерпретация бессознательного, в отличие от З. Фрейда.
Лауреат Нобелевской премии по литературе Анри Бергсон через концепт бессознательного проводит уточнение нормальной и анормальной личности. «Но очень часто эта необычная личность, называемая анормальной, как раз и является подлинной, поскольку личность, называемая нормальной, есть только суждение, ограничение первой. Назовем их А и В. А не может охватить все содержание В, зато В, когда оно осознает само себя, полностью знает А. Значит, нет двух личностей, живущих рядом. Есть единая личность, которая, однако, способна сузиться, уступив часть самой себя бессознательному» [3, с. 280]. Таким образом, модель личности для адекватного исследования должна быть шире, чем нормальная модель личности.
В. П. Руднев в статье «Бессознательное психотика» пишет, что «бредовое бессознательное это диалог. Поэтому психотик никогда не бывает внутренне одиноким, он окружен внутренними персонажами, например архетипами Юнга. Они все разные, и они говорят друг с другом, они -враги или друзья, по большей части, конечно, враги, но важно при этом то, что традиционное монологическое понимание психоза, свойственное клинической психиатрии, оказывается неадекватным». Далее автор продолжает: «Неверно, что бессознательное психотика - это выжженная
земля. Скорее оно напоминает поле битвы. На этом огромном поле... бьется Оно и СверхЯ. За что они бьются? За наследство умершего собственного Я» [15, с. 30, 32]. Поэтому так важно выяснить, кто и с кем говорит «Я» или «Оно».
По мнению некоторых психологов, между гениальностью и патологией существует тонкая, едва различимая грань, напоминающая папиросную бумагу. Вспомните, к примеру, изобретение атомной и водородной бомбы и ненужную бомбардировку ими японских городов Хиросима и Нагасаки. В ядерном костре заживо сгорели десятки тысяч мирных людей. Только часть ученых физиков выступали против бесчеловечных методов уничтожения неповинных людей.
Бессознательное и творчество личности. Известный американский психолог и психотерапевт Ролло Мэй затрагивает важную проблему соотношения между бессознательным и технической цивилизацией. Явления, связанные с бессознательным, представляют опасность для механизации. Машинный порядок и единообразие несовместим с хаотическим, бессознательным творчеством. В потоке сознания хаос сменяется порядком, а порядок сменяется хаосом. Внутренний мир психики и внешний мир должны дополнять друг друга. Ученый делает акцент, что «бессознательные, иррациональные влечения по самой своей природе являются угрозой рациональности», и далее психолог продолжает: «по вполне понятным причинам современные физики и математики продвинулись дальше всех в осуществлении связей между бессознательным, иррациональным прозрением и научным открытием» [10, с. 76].
Ролло Мэй перебрасывает мостик между бессознательным и творчеством. Он, как и многие другие психологи, считает, что творческая мысль освобождается из-под уровня сознания. Возникает момент озарения. Вероятность проявления разрешения сложной проблемы возрастает,
если функционирование сознания и бессознательного периодически сменяет друг друга. Психолог делает анализ научной деятельности знаменитого математика Анри Пуанкаре и приходит к важным тезисам рождения мысли из бессознательного. Этот опыт характеризуется «1) неожиданным озарением; 2) возможностью или же необходимостью появляться вопреки теориям, которых мы неуклонно и сознательно придерживаемся; 3) остротой происходящего, а также обостренностью восприятия всей окружающей обстановки; 4) кратковременностью и концентриро-ванностью опыта, сопровождающегося мгновенной уверенностью; 5) тяжелой работой над разрешением проблемы перед наступлением «перелома»; 6) отдыхом, во время которого «бессознательная работа» имела возможность «действовать по собственному усмотрению», что и могло привести к перелому (частный случай более общей проблемы); 7) необходимостью чередования периодов работы и отдыха (при этом озарение часто приходит в момент перехода от одного периода к другому или, по крайней мере, в перерыве между ними)» [10, с. 69-70].
При реализации последнего тезиса для человека важны одиночество и тишина. Удивительно также и то, что именно конкретной мысли, пришедшей из бессознательного «Я», присуща гармония и красота. Это ее отличительная особенность от обилия других бессознательных, эстетически бесформенных мыслей. Данная Платоновская идея бесконечно существовала вне нас и на какое-то мгновение из Вселенной открылась конкретно нам. В этом сила бессознательного.
Архетипы коллективного бессознательного и спонтанное поведение личности.
В классической «топической» точке зрения З. Фрейда на психику человека преобладала триада, а именно сознание, пред-сознательное и бессознательное. Разрыв К. Юнга со своим учителем произошел
потому, что он ввел в научную литературу феномен коллективного бессознательного [7, с. 205-234]. В классическом психоанализе оно вообще не принималось во внимание. Личное сознательное, ввиду потери своей интенсивности, оказывается бессознательным. Содержание личного бессознательного проявляется через комплексы. Они эмоционально окрашены и создают повышенную напряженность в психике. В коллективном же бессознательном дремлют общечеловеческие изначальные образы, что является всеобщим, повторяемым в различных культурах. Это психическая жизнь предков, каркас бессознательной психики, который не может быть осознан. Содержание коллективного бессознательного проявляется в свою очередь через архетипы. Личностное бессознательное в определенном смысле оторвано от коллективного. Это коренное отличие во взглядах двух талантливых ученых на проблему бессознательного.
Напомним, что в философии Платона под архетипом понимался эйдос, начало, умопостигаемый образец. Когда же такие архетипы, по современным понятиям, активизируются и оказываются на поверхности бессознательной психики, то они полностью подчиняют себе индивидуальность человека. Именно они становятся великими силами, как для истории развития человечества, так и событий в жизни конкретного человека. В более общем определении архетипы - это образцы инстинктивного поведения, эмоций и установок. Психолог К. Юнг даже гипотетически связал для этого структуры человеческого мозга и адаптацию к внешнему миру. Духовность (душа) - более тонкий феномен, чем психический. Он больше характеризуется формой, а не содержанием и определяется специфической энергией. Форма предопределена до его появления. В архетипах заложены связи, которые утрачиваются в сознании. Важную роль в бессознательных психических процессах играют
архетипы: Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость и другие. Архетипов, по мнению специалистов и самого К. Юнга, может быть бесконечное множество. Остановимся подробнее на пяти перечисленных архетипах и их влиянии на особенности поведения человека.
Персона - это роль, которую претворяет в жизнь коллективная психика человека. Другими словами - это маска, навязываемая архетипом, компромисс между индивидом и обществом. В то же время великолепно исполненная роль раздваивает сознание личности. Это приводит к надломам, расстройствам и неврозам. Персона - это временная функциональная роль, сам же человек как стабильная индивидуальность совсем другое.
Тень в какой-то мере напоминает сферу бессознательного «Оно» З. Фрейда. По его мнению, тень - это наиболее темная половина личности, но необходимая ему в реальной жизни. Тень необходимо рассматривать в двух ипостасях, как проявление его личного бессознательного и проекцию негативного, уходящего корнями в коллективное бессознательное. Если в первом случае содержимое архетипа в какой-то мере поддается осознанию, то во втором случае его познание - дело бесперспективное. Хотя эти негативные характеристики подавляются, но темные силы бесформенно периодически прорываются в мир сознания. В снах и проекциях на других людей смысл архетипа ускользает от сознания. При неврозе Тень, изнанка психики, становится очень большой по объему и ассоциируется с чем-то низким, темным. Необходимо интегрировать ее в «Я», не подавлять, а сосуществовать с ней. Таким образом, Тень расположена очень близко к «Я», сознанию. Другие архетипы расположены в более глубинных слоях коллективного бессознательного и практически не осознаются.
Анима - это бессознательные представления, которые выступают в мужчине
в образах женского начала. В свою очередь, Анимус - это бессознательные представления, которые выступают в женщине в образах мужского начала. Эти архетипы из наследственного опыта женственности и мужественности. В этом мире рождение и смерть не берутся в расчет. Их функционирование прописано ближе к ядру коллективного бессознательного. Посредством этих архетипов можно познать особенности психологии мужчины и женщины. Вместе эти архетипы образуют неразрывную пару. Их проникновение в сознание человека равнозначно психозу. Например, необходимо уточнить, что в отличие от классического психоанализа, где анализируется конкретный человек - мать, в центре внимания аналитической психологии находится архетип матери. Данный архетип имеет множество аспектов, образов, как в позитивных, так и в негативных смыслах. Особенно ярко это проявляется в сновидениях.
К ядру коллективного бессознательного следует отнести архетип Самости. Если у З. Фрейда центр сознания это «Я», то у К. Юнга Самость представлена в единстве сознательного и бессознательного. Следовательно, «Я», всего лишь часть целого Самости. Самость - это центральный архетип личности, его целостность и одновременно единство субъекта и объекта в личности. «Я» не должно поглощаться Самостью, так же как и Самость не должна поглощаться «Я». Нельзя возвеличивать и недооценивать одно или другое. «Я» остается центром сознания, а Самость -центр всех проявлений личности на сознательном и бессознательном уровнях.
Самость определяет гармоничную точку нового равновесия между сознанием и бессознательным. Это цель развития личности, протекающего вне сознания и осуществляемого помимо сознательных суждений. Иначе в личности возникают внутрипсихические конфликты и наступает психическая катастрофа. Такой смысл
был заложен талантливым психологом К. Г. Юнгом под влиянием понятия «ат-ман» древнеиндийской философии и «дао» древнекитайской философии. Сознательные и бессознательные компоненты графически соответственно выражаются человеческими фигурами и абстрактными символами.
Коллективное бессознательное как разрушитель. Проанализируем проявления архетипов коллективного бессознательного в массовых революционных событиях. В качестве примера возьмем работу ученых О. Кабанеса и Л. Насса «Революционный невроз». В ней приводится детальное описание поведения как масс, так и отдельных индивидов в эпоху Великой французской революции 1793 г. [19]. В индивидуальном и массовом поведении мы усматриваем аналогии борьбы между рождением и смертью, по З. Фрейду, и битвой архетипов коллективного бессознательного, по К. Г. Юнгу. В самоорганизующейся толпе у ее участников исчезает сознание и активизируется страшное масштабное проявление коллективного бессознательного. Из триады эмоционально-смысло-волевого поля начинает проявляться или эмоциональный или волевой аспект. Иногда они усиливают друг друга и накладываются друг на друга. Первые два архетипа Персона и Тень предстают во всей своей жестокости. Человек, особенно в западной культуре, испытывает страх бессознательного и иррационального опыта.
Вывод, который следует из анализа пяти архетипов К. Юнга: отрицание их существования приводит к тому, что в поведении личности начинают проявляться невротические и психотические расстройства как на индивидуальном, так и на массовом уровне. В массовых исторических событиях, садизм и массовая истерия сопровождала революционные потоки толпы. В научной и художественной литературе в поведении толпы ярко проявлялись патологические влечения и низменные по-
требности людей.
Таким образом, в коллективном бессознательном также «прописано» чередование хаоса и порядка, где на обломках хаоса выстраивается новый социальный порядок. По мнению А. Л. Чижевского периодические вспышки на солнце синхронно увеличивают интенсивность массовых социальных потрясений [20]. Добавим, что проявляется третий слой бессознательного, излучение Космоса, так мало исследованный современной наукой.
Проблема бессознательного в естественных науках. Известный в России философ и математик В. В. Налимов, чья философская система сознания пронизана вероятностной окрашенностью, ставит перед наукой проблему: «почему описание Мироздания должно базироваться только на Аристотелевой логике? Может быть, необходимо разрабатывать также и вероятностную логику, ценность которой состоит в том, что она выходит за рамки причинности и оперирует со спонтанностью, опираясь на вероятностную размытость описания явлений, открывая новый взгляд на Мир» [11, с. 277]. Что исследователь и реализует в конструктивистских аспектах математической модели сознания [5, с. 99-109]. Так как сознание - всего лишь часть всеобъемлющего бессознательного, то можно гипотетически распространить его вероятностную структуру и на бессознательное.
Теперь можно перебросить мостик из психологии в квантовую физику. По мнению ученого М. Б. Менского, феномен сознания можно объяснить при помощи положений квантовой механики. Квантовое сознание может явиться этим мостиком, который и соединит естественные и гуманитарные науки. Так как сознание связано с бессознательным, то возникает общий предмет исследования многоуровневого феномена в ипостасях материи и духа. Кстати, эти содержательные идеи обсуждались в течение нескольких десятков лет
нобелевским лауреатом физиком В. Паули и психологом К. Юнгом. Документы из закрытых, еще не опубликованных материалов подтверждают, что кроме встреч для психотерапии их связывала еще неразрешенная проблема, которую они обсуждали совместно. Это единство духа и материи [9, с. 19, 182, 288-290].
Заключение. В данной публикации мы предприняли попытку обобщить самые разнообразные концепции, теории и идеи, касающиеся сложнейшего феномена бессознательного. Это явление исследовалось как в историческом, так и в логическом аспектах. В историческом плане развертывалось последовательное приращение знаний по формированию адекватного полного понятия бессознательного. В логическом плане выявилось ядро личностного бессознательного, и прослеживалась самоорганизация влияния внешнего мира на слои бессознательного.
В исследовании проводится мысль, что бессознательное является очень мощной малоизученной силой, которая определяет особенности поведения личности. Раскрываются концепции ведущих ученых З. Фрейда, К. Г. Юнга, Ж. Лакана о тех или иных гранях бессознательного. Особое внимание уделяется коллективному бессознательному, в частности юнговским архетипам и их влиянию на поведение личности. Кроме того, вскрывается концепция малоизвестного в России Ж. Лакана. В ее основе заложена взаимосвязь языка и бессознательного. Выстраивается целостная, многослойная структура бессознательного, в ядре которой личностное, коллективное и психоидное. Взаимодействуя с внешним миром, самоорганизующаяся структура элементов, связей
и отношений личности выстраивает уникальный и неповторимый внутренний мир бессознательного. Этот мир в корне отличен от мира сознания. В отличие от «реального» мира сознания он является «виртуальным» миром бессознательного.
Гармония и дисгармония данной бессознательной структуры определяет и задает нормальное и патологическое поведение личности. Обнаруживаются творческие возможности личности и условия их реализации. Выявляются разрушительные аспекты коллективного бессознательного, как для социальных структур, так и для структур психики. Гипотетически выстраивается связь бессознательного с физическим миром, с Космосом. Периодичность смены хаоса и порядка можно наблюдать при вспышках на Солнце. Активизируется «память бессознательного», что проявляется как в коллективных феноменах, войнах, волнениях, эпидемиях, так и индивидуальных аспектах бессознательного, таких как суицид, рост преступности и психических заболеваний.
Предлагаемая нами трактовка бессознательного переводит в новую плоскость основания развития здоровой и деградации патологической личности, что предопределяет новое видение проблем в духовной сфере, т. к. классическая парадигма ориентировала нас в основном на тело и психику личности. Разработанный нами синергети-ческий подход по самоорганизации структур, в отличие от системного и кибернетического, открывает новые возможности психологам, психиатрам и психотерапевтам в решении назревших проблем поведения здоровой и девиантной личности.
Библиографический список
1. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Бес- цептуальная модель сознания как самооргани-сознательный мир идей личности Платона // Фи- зация монад Лейбница // Философия образова-лософия образования. - 2015. - № 4. - С. 156-166. ния. - 2015. - № 3. - С. 122-132.
2. Белокопытов Ю. Н., Панасенко Г. В. Кон- 3. Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. -
М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 400 с.
4. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. - М.: КСП +; СПб.: Ювента, 1999. - 300 с.
5. Золотухина-Аболина Е. В. В. В. Налимов. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 128 с.
6. Лакан Ж. Образование бессознательного. Семинары. Книга 5 (1957/1958). - М.: Гнозис: Логос, 2002. - 608 с.
7. Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 1022 с.
8. Лучак Х. Бессознательное // GEO. -2005. - № 4-5. - С. 179-186.
9. Менский М. Б. Сознание и квантовая механика: Жизнь в параллельных мирах (Чудеса сознания - из квантовой реальности). - Фрязи-но: Век 2, 2011. - 320 с.
10. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 152 с.
11. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 344 с.
12. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. - М.: Акаде-
мический проект, ОППЛ, 2003. - 880 с.
13. Руднев В. П. Новая модель бессознательного. - М.: Гнозис, 2012. - 288 с.
14. Руднев В. П. Полифоническое тело: Реальность и шизофрения в культуре XX века. -М.: Гнозис, 2010. - 400 с.
15. Руднев В. П. Энциклопедический словарь безумия. - М.: Гнозис, 2013. - 560 с.
16. Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998. - 238 с.
17. Филатов Ф. Р. Бессознательное (бессознательное психическое) // Психоанализ: новейшая энциклопедия. - Минск: Книжный Дом, 2010. - 1120 с.
18. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
19. Фулье А., Кабанес О., Насс Л. Психология французского народа. Революционный невроз. - М.: КСП+, 1998. - 576 с.
20. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976. - 367 с.
21. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. -М.: Академический проект, 2009. - 188 с.
22. Jung C. G. Word and Image Jaffe Aniel-la. C. G. Jung: Word and Image. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1979. - 238 p.
Поступила в редакцию 11.01.2018
Belokopytov Yuriy Nikolaevich
Dr. Sci. (Psycholog.), Prof., Department of Theory and Methods of Social Work, the law Institute of Federal State Autonomous educational institution of the Siberian Federal University, [email protected], ORCID 0000-0001-9914-2065, Krasnoyarsk
Panasenko Galina Vasilievna
Dr. Sci. (Psycholog.), Prof., Siberian Federal University, [email protected], ORCID 00000002-1837-8656, Krasnoyarsk
UNCONSCIOUS AS VIRTUAL REALITY, WHICH IS RESPONSIBLE FOR SPONTANEOUS BEHAVIOR OF A PERSON
Abstract. In the content of the article the unconscious is concerned as a virtual reality, the dark side of the psyche which is not controlled by our consciousness. This phenomenon is multi-layered and plays an important role in determining the probabilistic behavior of an individual. The concepts of outstanding scientists Z. Freud, K. Jung, J. Lacan are analyzed. The peculiarities of the psychic and psychical phenomena layers, which are little researched, are studied. The interrelations between the layers of the unconscious are traced: personal, collective, psychoid, and three worlds by L. Binswanger. Particular attention is paid to the archetypes of the manifestation
of the unconscious, the connection of the unconscious and the creativity of an individual. The personality is examined on an integral model, aspects of its normal and pathological manifestation. It is justified that the alternation of chaos and order is «registered in the memory» of the collective unconscious. This finds its manifestation in chaotic upheavals, that is the periodic change of one social structure by another. A hypothesis of the connection of the unconscious with the physical world is being constructed.
Keywords: unconscious, collective unconscious, social destruction, harmony and disharmony, archetypes.
References
1. Belokopytov, Yu. N., Panasenko, G. V., 2015. The unconscious world of Plato's personality ideas. Philosophy of Education, 4, pp. 156-166. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Belokopytov, Yu. N., Panasenko, G. V., 2015. Conceptual model of consciousness as a self-organization of Leibniz monads. Philosophy of Education, 3, pp. 122-132. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Bergson, A., 2016. Favorites: Consciousness and Life. Moscow; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives Publ., 400 p. (In Russ.)
4. Binswanger, L., 1999. Genesis-in-the-world. Moscow: KSP+ Publ., St. Petersburg: Ju-venta Publ., 300 p. (In Russ.)
5. Zolotukhina-Abolina, E. V. V. V. Nalimov. 2005. Moscow: ICC "Mart"; Rostov on Don: MarT Publ., 128 p.
6. Lacan, J., 2002. Education of the unconscious. Seminars. Book 5 (1957/1958). Moscow: Gnosis Publ.; Logos Publ., 608 p. (In Russ.)
7. Leibin, V., 2009. Postclassical psychoanalysis: encyclopedia. Moscow: AST Publ., AST MOSCOW Publ., 1022 p. (In Russ.)
8. Luchak, H., 2005. Unconscious. GEO, 4-5, pp. 179-186. (In Russ.)
9. Mensky, M. B., 2011. Consciousness and quantum mechanics: Life in parallel worlds (Miracles of consciousness: from quantum reality). Fry-azino: Century 2 Publ., 320 p. (In Russ.)
10. Mae, R., 2015. Courage to create: an essay on the psychology of creativity. Moscow: Institute for General Humanitarian Research Publ., 152 p. (In Russ.)
11. Nalimov, V. V., 2000. I scatter thoughts.
On the way and at a crossroads. Moscow: Progress-Tradition Publ., 344 p. (In Russ.)
12. Burno, M. E., Dobrolyubova, E. A., ed., 2003. Practical guide to the therapy of creative expression. Moscow: Academic Project Publ., OPPL Publ., 880 p. (In Russ.)
13. Rudnev, V. P., 2012. A new model of the unconscious. Moscow: Gnosis Publ., 288 p. (In Russ.)
14. Rudnev, V. P., 2010. Polyphonic body: Reality and schizophrenia in the culture of the 20th century. Moscow: Gnosis Publ., 400 p. (In Russ.)
15. Rudnev, V. P., 2013. Encyclopedic Dictionary of Insanity. Moscow: Gnosis Publ., 560 p. (In Russ.)
16. Tikhonravov, Yu. V., 1998. Existential psychology. Moscow: ZAO Business School In-tel-Sintez Publ., 238 p. (In Russ.)
17. Filatov, F. R., 2010. Unconscious (unconscious mental). Psychoanalysis: the newest encyclopedia. Minsk: Book House Publ., 1120 p. (In Russ.)
18. Freud, Z., 1989. Psychology of the unconscious. Moscow: Education Publ., 448 p. (In Russ.)
19. Fouille, A., Cabanes, O, Nass, L., 1998. Psychology of the French people. Revolutionary neurosis. Moscow: PCB+ Publ., 576 p. (In Russ.)
20. Chizhevsky, A. L., 1976. Earth echo of solar storms. Moscow: Thought Publ., 367 p. (In Russ.)
21. Jung, K. G., 2009. Consciousness and the unconscious. Moscow: Academic Project Publ., 188 p. (In Russ.)
22. Jung, C. G., 1979. Word and Image Jaffe Aniella. C.G. Jung: Word and Image. Princeton, New Jersey: Princeton University Press Publ., 238 p.
Submitted 11.01.2018