Научная статья на тему 'Бесплатная Медицина: миф или реальность'

Бесплатная Медицина: миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
141
17
Поделиться
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА

Текст научной работы на тему «Бесплатная Медицина: миф или реальность»

11.2. БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Никитина И.О., ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин

Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Конституция РФ (статья 41) закрепляет, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1(в ред. Федерального закона от от 29.12.2006 N 258-ФЗ) также устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Медицинская помощь на территории Российской Федерации осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Ежегодно правительством РФ выносится постановление об утверждении программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на следующий год.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 885 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год» бесплатно гражданам предоставляются следующие виды медицинской помощи:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения граждан), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов;

в) стационарная медицинская помощь:

- при острых заболеваниях, обострениях хронических болезней, отравлениях, травмах, требующих интенсивной

терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

- при плановой госпитализации граждан с заболеваниями, требующими круглосуточного медицинского наблюдения, с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, в том числе в санаториях, детских санаториях, а также в санаториях для детей с родителями;

- при патологии беременности, родах и абортах; в период новорожденности.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, осуществление мероприятий по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения граждан, в частности здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний, а также по профилактике абортов.

Несмотря на государственные гарантии бесплатного здравоохранения, расходы граждан на медпомощь растут из года в год. Большинство граждан не знают, на какую медицинскую помощь они могут рассчитывать, и платят врачам.

В Законе о медицинском страховании граждан в РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 ( в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) предусматривается также персонификация пациента через страховой полис обязательного медицинского страхования (ст. 5). Полис является основным документом в системе ОМС, который юридически оформляет права пациента и обязательства системы ОМС по оказанию медицинской помощи. Страховой полис является именным и персонализирует права пациентов и обязательства системы ОМС по оказанию медицинской помощи надлежащего качества и объема, установленных территориальной программой ОМС, что является определенной гарантией равнодоступности медицинской помощи. В рамках обязательного медицинского страхования граждане имеют право выбора медицинского учреждения и врача, получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса и т.д. (статья 6).

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года № 1499-1 страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

соглашения о медицинском страховании граждан. Действительно, на всех страховых медицинских полисах (часто с обратной стороны листа) указано, что «данный страховой медицинский полис имеет действие на всей территории Российской Федерации». Указанное положение весьма часто нарушается медицинскими организациями, особенно в отношении граждан, временно пребывающих на территории субъекта Российской Федерации, в котором они не зарегистрированы по месту жительства.

Обычно медицинский полис не признается вне пределов субъекта Российской Федерации, его выдавшего, так как, отмечает, профессор Акопов В.И., региональные фонды друг другу не подчиняются и друг другу не помогают, между субъектами нет соответствующих взаимных договорных обязательств1.

Необходимо также отметить, что аттестованные сотрудники МВД России, МО России, ФСБ России, ФАПСИ России, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязательному медицинскому страхованию не подлежат. Медицинская помощь этой категории населения оказывается в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях. При необходимости оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения стоимость лечения указанной категории населения оплачивается из средств соответствующих федеральных органов исполнительной власти2. Однако, указанным сотрудникам зачастую отказывают в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения в оказании медпомощи, ссылаясь на отсутствии у них полиса, либо предлагают заплатить за лечение деньги из «собственного кармана».

Врачи не стесняются требовать оплаты за бесплатные медицинские услуги даже в условиях угрожающих жизни и здоровью больного. Причем деньги нередко вымогаются и в тех случаях, когда врач заведомо знает, что пациент обречен, что после операции он погибнет. В условиях тяжелого состояния больного, как правило, либо сам больной, либо его родственники соглашаются произвести оплату врачу за счет личных средств. Полагая, что бесплатно «только сыр в мышеловке», граждане не предъявляют требования соблюдения государственных гарантий в получении бесплатной медицинской помощи.

В настоящее время практически при каждом государственном или муниципальном лечебном учреждении созданы частные медицинские структуры. Причем, как правило,

1Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, юристов и пациентов. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С. 30.

Постановление Правительства Нижегородской области от 1 февраля 2005 г. № 14 «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования населения нижегородской области» (в ред. постановлений правительства Нижегородской области от 11.05.2006 г. № 163, от 23.08.2006 г. № 273) статья 2.5

один и тот же врач оказывает услуги в рамках обязательного медицинского страхования и эти же услуги платно. Нетрудно догадаться, что наибольшее количество платных клиентов выгодно как для врача, так и для организации. Это очень удобная система для людей с деньгами, когда не надо стоять в очереди, приходить к определенному времени, чтобы попасть к врачу в рамках обязательного медицинского обслуживания. Просто, заплатив деньги, можно получить любую медицинскую услугу, избежав всех трудностей. В итоге, для «бесплатных» пациентов создаются условия, при которых они вынуждены заплатить деньги за ту услугу, которая должна быть предоставлена бесплатно (ограничено время приема, предварительная запись на пол года вперед, огромные очереди на прием к врачу и т.д.). Таким образом, пациент платит дважды: первый раз - отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, второй раз - чтобы получить необходимую медицинскую помощь.

Положение пациента усугубляется еще и тем, что недобросовестный врач, получив незаконное вознаграждение не чувствует ответственности за выполнение своих обязательств.

Интересен пример, приведенный врачом, юристом О.А.Кубликовой, связанный с предприимчивостью медицинского учреждения РФ. В одно из медицинских учреждений г. Краснодар была доставлена врачами скорой помощи 80-летняя женщина с диагнозом «острый холецистит с желчнокаменной болезнью». По результатам осмотра больной в приемном покое медучреждения требовались госпитализация в экстренном порядке и оперативное вмешательство. Однако, перед тем как госпитализировать больную, сотрудники медицинского учреждения потребовали получить страховой медицинский полис добровольного медицинского страхования как условие для получения медицинской помощи в данном учреждении, несмотря на то, что у женщины был полис обязательного медицинского страхования и указанное медицинское учреждение, было включено в Перечень учреждений здравоохранения (юридических лиц), оказывающих медицинские услуги по территориальной программе обязательного медицинского страхования Краснодарского края. Учитывая экстренность ситуации для больной, родственники заплатили за оказание медпомощи, которая должна быть оказана бесплатно, в кассу медучреждения, получив на руки только квитанцию, самого же страхового свидетельства родственникам больной не дали. Несмотря на все усилия родственников, оплативших лечение в данном медицинском учреждении, помощь больной в этом медицинской учреждении так и не была оказана надлежащим образом.

В результате этого, женщина через 20 дней поступила в хирургическое отделение другого лечебнопрофилактического учреждения, где ей и была оказана бесплатно помощь соответствующего объема и качества в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования3.

Нарушения, подобного рода, не редкость для медицинских учреждений РФ. Для предупреждения нарушения конституционного права граждан на бесплатную медпомощь, на наш взгляд необходимо:

- ввести полисы единого образца, защищенные от подделок и обязать руководителей медучреждений и дежурных

3«Монополис» добровольного медицинского страхования - обман пациента О. А. Кубликова// Правовая Система «Консультант Плюс»

бригад оказывать помощь обладателю полиса любой точки страны.

- признать незаконное взимание или требование платы за лечение уголовно-наказуемым деянием.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ