DOI 10.24412/2227-7315-2024-1-89-95 УДК 342.951:351.82
С. H. Зайкова, Д.Д. Виноградский
БЕСПИЛОТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (АППАРАТЫ) КАК УГРОЗА ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Введение: использование беспилотных транспортных средств и беспилотных летательных аппаратов в современных условиях все чаще становится угрозой для защищенности стратегически важных объектов, в том числе объектов транспорта. Становятся актуальными задачи по совершенствованию правового регулирования в области защиты транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Цель — исследовать правовые основы внедрения и использования беспилотных транспортных средств (аппаратов), выявить новые потенциальные угрозы в области защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры. Методологическая основа: системный подход, формально-юридический, сравнительно-правовой методы познания. Результаты: авторами систематизированы возможные риски при использовании беспилотных транспортных средств (аппаратов) в случаях незаконного вмешательства. Выводы: предложено наделить уполномоченных работников подразделений транспортной безопасности правом пресечения функционирования беспилотных транспортных средств (аппаратов) в целях отражения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; установить для физических лиц запрет использования указанных средств (аппаратов) на объектах транспортной инфраструктуры; внести соответствующие изменения в действующее законодательство в области транспортной безопасности.
Ключевые слова: беспилотные летательные аппараты (БПЛА), беспилотные транспортные средства (БПТС), обязательные требования, дроны, транспортная безопасность.
S. N. Zaikova, D. D. Vinogradsky
UNMANNED VEHICLES (AIRSHIPS)
AS A THREAT TO TRANSPORTATION SECURITY
Background: the use of unmanned vehicles and unmanned aerial vehicles in modern conditions is increasingly becoming a threat to the security of strategically important facilities, including transportation facilities. The tasks to improve legal regulation in the field of protection of transport infrastructure from acts of unlawful interference are becoming urgent. Objective — to investigate the legal basis for the introduction
© Зайкова Светлана Николаевна, 2024 2
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права S
имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); ^
e-mail: [email protected]
© Виноградский Давид Денисович, 2024
Обучающийся (Саратовская государственная юридическая академия) © Zaikova Svetlana Nikolaevna, 2024
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy) © Vinogradsky David Denisovich, 2024
Student (Saratov State Law Academy) 89
and use of unmanned vehicles (airships), to identify new potential threats in the field of transportation and transportation infrastructure security. Methodology: systems approach and specific scientific methods (formal legal, comparative legal) were used. Results: the authors systematized possible risks when using unmanned vehicles (airships) for acts of unlawful interference. Conclusion: it was proposed to give authorized employees of transport security departments the right to suppress the operation of unmanned vehicles (airships) in order to repel acts of unlawful interference in the activities of the transport complex; to establish a ban on the use of these vehicles (apparatuses) at transport infrastructure facilities for individuals; and to make appropriate amendments to current legislation in the area of transport security.
Keywords: unmanned aerial vehicles (UAVs), unmanned vehicles (UMV), mandatory requirements, drones, transport security.
Беспилотные летательные аппараты и беспилотные транспортные средства становятся все более распространенными в современном мире. Они используются в различных областях промышленности и сельского хозяйства, в спасательных1 и иных целях. В последние годы технология беспилотных транспортных средств активно развивается, и все больше компаний вкладывают собственные средства в исследования и разработки в этой области. Преимуществом беспилотных средств (аппаратов), безусловно, является их способность беспрерывно работать в условиях высоких перегрузок, они способны выполнять свои функции, согласно заложенной в компьютерный комплекс программе [1, с. 86].
Беспилотные транспортные средства (БПТС) — это автомобили, грузовики, автобусы и другие транспортные средства, которые могут перемещаться без физического участия водителя. Эта технология становится все более популярной, имеет массу преимуществ, но и представляет определенную общественную опасность. Первоначально БПТС были разработаны для уменьшения количества аварий на дорогах, вызванных человеческим фактором. Несмотря на это, в их работе наблюдаются технические сбои и ошибки, которые могут привести к еще большим авариям, поэтому важно обеспечить надежность и безопасность данных транспортных средств путем массовых испытаний перед внедрением их на дороге.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) представляют собой летательные аппараты, которые перемещаются по воздушному пространству без экипажа на борту. Для обеспечения безопасности полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов утверждена концепция интеграции БПЛА в единое воздушное пространство, которая предполагает «формирование и введение в действие нормативно-технической и нормативно-правовой базы Российской Федерации
1 См.: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2023 г. № 301 «Об утверждении Правил привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ 90 РФ. 2023. № 9, ст. 1513.
в области использования беспилотной авиации, учитывающей стандарты и рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации»1.
Наряду с перспективами и преимуществами использования БПТС и БПЛА появляются и новые риски [2, с. 17]. Как отмечают ученые, увеличение количества беспилотных средств (аппаратов) приводит к происшествиям, часто имеющим тяжелые последствия: столкновение в районе аэродрома с пилотируемыми самолетами и вертолетами, падение БПЛА в скопление людей, столкновение БПЛА с электрическими проводами, потеря БПЛА тяжелых грузов [3, с. 95].
Одним из главных аспектов, который требует особого внимания со стороны органов публичной власти при использовании беспилотных средств (аппаратов), является защищенность транспорта и транспортной инфраструктуры.
Анализ состояния защищенности транспортного комплекса показывает существование следующих возможных рисков совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ) с использованием беспилотных средств (аппаратов): умышленное использование БПЛА в целях доставки взрывчатых веществ и боеприпасов в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ);
технологический сбой, неисправность систем управления БПЛА или средств связи, приводящие к его падению в зону транспортной безопасности ОТИ. Указанные транспортные средства полностью зависят от технических систем, любая неисправность или сбой в работе может привести к непредвиденным ситуациям, опасным для пассажиров и окружающих;
человеческий фактор, например ошибки оператора БПЛА, связанные с его неправильными действиями или неверной оценкой ситуации, влекущие аварии в зоне транспортной безопасности ОТИ;
кибератаки на системы управления и связи БПЛА, в результате которых происходит использование БПЛА, принадлежащих третьим лицам, в целях совершения АНВ в деятельность ОТИ.
Указанные риски обусловлены как техническими, так и правовыми проблемами. Проведение видеомониторинга ОТИ технически осложнено тем, что видеокамеры ориентированы на съемку земной поверхности ОТИ без захвата воздушного пространства.
В условиях цифровизации и компьютеризации необходимо уделить особое внимание защите данных, собираемых беспилотными транспортными средствами. Они используют множество датчиков и камер для определения маршрута и обнаружения препятствий, это означает, что могут быть собраны большие объемы конфиденциальной информации [4, с 133].
В настоящее время действующее законодательство в области обеспечения транспортной безопасности не предусматривает требования по защите транспорта и транспортной инфраструктуры от угроз, исходящих от БПЛА. Планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ не содержат порядка принятия решений и нейтрализации негативных последствий совершения АНВ с использованием беспилотных средств (аппаратов). Должностные инструкции сотрудников подразделений транспортной безопасности не содержат последовательных действий
1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 5 октября 2021 г. № 2806-р «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции в части развития технологий» (в ред. от 5 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2021. № 42, ст. 7159; 2022. № 50, ч. 4, ст. 8998. 91
по противодействию БПЛА. Пассажиры и посетители ОТИ не информируются о порядке действий при наступлении АНВ или иных инцидентов с использованием БПЛА [5, с. 4].
Еще одной правовой проблемой, связанной с массовым использованием беспилотных средств (аппаратов), является отсутствие единого порядка их использования. Представляется целесообразным внедрить правила и стандарты для эксплуатации и гражданского оборота БПЛА, установить четкие требования к маршрутам и времени их движения, зонам, запрещенным для использования БПЛА. Следует поддержать предложение о разработке геопорталов, предоставляющих доступ к пространственно-временной и атрибутивной информации о структуре воздушного пространства Российской Федерации для планирования полетов БПЛА [6, с. 362].
Дискуссионным остается вопрос о субъекте ответственности в случае аварии или АНВ. Это, безусловно, может привести к сложностям в правовой сфере и затруднить установление виновных. Между тем владелец беспилотных средств (аппаратов) несет ответственность за его безопасное использование, что подразумевает соблюдение всех правил и ограничений. Например, в большинстве стран существуют ограничения на высоту и расстояние полета дрона от аэропортов и других запрещенных зон [4, с. 4]. Владелец также обязан следить за состоянием беспилотных средств (аппаратов) и обеспечивать их надлежащее функционирование. Производитель беспилотных средств (аппаратов) тоже может нести ответственность за причинение вреда. Если авария произошла из-за технического сбоя или дефекта, допущенного при производстве, то производитель может быть привлечен к ответственности за недостатки в конструкции.
Следует отметить, что в зависимости от конкретных обстоятельств ответственность может нести и оператор беспилотных средств (аппаратов), осуществляющий функции внешнего пилота.
Авторы отдельных научных работ обращают особое внимание на качество подготовки внешних пилотов к использованию беспилотных воздушных судов и предлагают их обучение дифференцировать в зависимости от массы БПЛА, территории и времени его использования [7, с. 8; 8, с. 17]. С указанным предложением можно согласиться, поскольку от уровня подготовки внешнего пилота зависит безопасность полетов БПЛА.
С 1 сентября 2023 г. впервые определен профессиональный стандарт специалиста по летной эксплуатации беспилотных авиационных систем1, который предъявляет серьезные требования к его знаниям и умениям. Он должен уметь анализировать информацию о метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановке, использовать специальное программное обеспечение для составления полетного задания и ввода его в бортовой навигационный комплекс, оценивать техническое состояние и готовность к использованию беспилотных средств (аппаратов). Для обеспечения безопасной эксплуатации БПЛА оператор должен знать: воздушное законодательство, в том числе порядок получения разрешения на использование воздушного пространства, правовые акты, регла-
1 См.: Приказ Минтруда России от 27 апреля 2023 г. № 358н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по летной эксплуатации беспилотных авиационных систем (внешний пилот) в составе с одним или несколькими беспилотными воздушными суднами максимальной взлетной массой более 30 кг». URL: https://sovetvt.ru/profstandarty (дата об-92 ращения: 09.11.2023).
ментирующие обеспечение транспортной безопасности, безопасности полетов, радиотехническое обеспечение полетов.
Возможно, требуется также рассмотреть законодательное закрепление лицензирования деятельности по внешнему пилотированию, что позволит исключить ошибки внешних пилотов, вызванные несоблюдением требований, установленных профессиональным стандартом.
Анализируя существующие проблемы в области использования беспилотных транспортных средств и беспилотных летательных аппаратов для минимизации угрозы транспортной безопасности, представляется целесообразным:
наделить уполномоченных работников подразделений транспортной безопасности правом пресечения функционирования беспилотных транспортных средств (аппаратов) в целях отражения АНВ в деятельность транспортного комплекса. Для этого потребуется внести изменения в ст. 12.3 Федерального закона «О транспортной безопасности»1, дополнив ее ч. 9.1 следующего содержания: «9.1. Уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства имеют право пресекать функционирование беспилотных транспортных средств (аппаратов) посредством их повреждения или уничтожения. Порядок пресечения функционирования беспилотных транспортных средств (аппаратов) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.»;
установить для физических лиц, следующих в транспортном средстве или находящихся на ОТИ, запрет создавать препятствия функционированию транспорта, в том числе с использованием беспилотных транспортных средств (аппаратов). Для этого предлагается подп. «г» п. 3 требований2 изложить в следующей редакции: «г) совершать действия, создающие препятствия (в том числе с использованием транспортных и других технических средств, беспилотных транспортных средств (аппаратов)) функционированию транспортного средства или ограничивающие функционирование объектов транспортной инфраструктуры, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также действия, направленные на повреждение (хищение) элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые могут привести их в негодное для эксплуатации состояние либо состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала субъекта
1 См.: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ^ (в ред. от 24 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 2007. № 7, ст. 837; 2023. № 31, ч. 3, ст. 5813.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры» (в ред. от 4 сентября
2020 г.) // СЗ РФ. 2014. № 47, ст. 6565; 2020. № 37, ст. 5718. 93
транспортной инфраструктуры или подразделений транспортной безопасности, пассажиров и других лиц;»;
внести изменения в Типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности1, в части реализации оперативных мер, направленных на пресечение функционирования беспилотных транспортных средств (аппаратов) в случае совершения AHB. Дополнить утвержденные2 перечни вопросов, подлежащих применению органами аттестации для проверки соответствия знаний аттестуемых лиц — работников подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, вопросами о порядке пресечения функционирования беспилотных транспортных средств (аппаратов).
Внедрение беспилотных транспортных средств (аппаратов) может принести значительные преимущества для общества, однако необходимо уделить особое внимание транспортной безопасности. Разработка единого стандарта и законодательства, защита данных, обеспечение надежности технических систем и обучение персонала — это лишь некоторые из мер, которые необходимо принять для обеспечения безопасности при использовании беспилотных транспортных средств (аппаратов). Только при соблюдении всех перечисленных условий можно гарантировать их успешное и безопасное внедрение.
Библиографический список
1. Пшеничных Г.С. Современные способы обнаружения и мониторинга беспилотных летательных аппаратов // Научная мысль. 2022. Т. 22, № 4-1(46). С. 86-88.
2. Яковлев A.A. Беспилотные летательные аппараты как новый тип угроз учреждениям уголовно-исполнительной системы: организационно-правовые вопросы противодействия // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2022. № 1(31). С. 16-19.
3. Гетманцев A-Ю. Классификация показателей эффективности контроля безопасности испытаний и эксплуатации беспилотных воздушных судов (беспилотных летательных аппаратов) // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 1(65). С. 94-104.
4. Хачатрян A.B. К вопросу об оснащении подразделений охраны важных объектов средствами обнаружения и нейтрализации беспилотных летательных аппаратов // Вестник НИЦ ВА РВСН. 2021. № 3. С. 128-133.
5. Белякова C.B., Колотова A.C., Трунов Л..Д. Правовое просвещение детей и молодежи в вопросах использования беспилотных гражданских воздушных судов // Наука и образование. 2021. Т. 4, № 2. С. 4-11.
6. Maksimova S.E. Geoportals for unmanned aerial vehicles planning flights in the Russian Federation airspace // Slavic Forum. 2023. No. 2(40). P. 362-369.
S 1 См.: Приказ Минтранса России от 29 декабря 2020 г. № 578 «Об утверждении типовых допол-
нительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности». URL: https://docs.cntd.ru/document/573339456 (дата обращения: 09.11.2023).
2 См., например: Приказ Росжелдора от 22 ноября 2022 г. № 625 «Об утверждении перечней вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)». URL: http://publication.pravo.
94 gov.ru/Document/View/0001202302200034 (дата обращения: 09.11.2023).
7. Topical issues of personnel training in the field of unmanned aircraft systems / I.V. Blagodaryashchev, M.A. Kiselev, R.S. Naumov, V.S. Shapkin // Civil Aviation High Technologies. 2022. Vol. 25, no. 4. P. 8-19.
8. Ragulina Yu.V., Papaskiri T.V., Leschuk O.P. Management solutions for the development of Russian unmanned aviation // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Vol. 2, no. 6(138). P. 17-22.
References
1. Pshenichnykh G.S. Modern Detection Methods and Monitoring of Unmanned Aerial Vehicles // Scientific thought. 2022. V. 22, no. 4-1(46). Р. 86-88.
2. Yakovlev AA. Unmanned Aerial Vehicles as a New Type of Threat to Institutions of the Penal System: Organizational and Legal Issues of Counteraction // Penitentiary Law: Legal Theory and Law Enforcement Practice. 2022. No. 1(31). Р. 16-19.
3. Getmantsev A.Yu. Classification of Performance Indicators for Safety Control of Testing and Operation of Unmanned Airships (Unmanned Aerial Vehicles) // Problems of Risk Management in the Technosphere. 2023. No. 1(65). Р. 94-104.
4. Khachatryan A.V On the Issue of Equipping Security Units of Important Facilities with Means of Detecting and Neutralizing Unmanned Aerial Vehicles // Bulletin of the Scientific Research Center of the Strategic Missile Forces. 2021. No. 3. P. 128-133.
5. Belyakova S.V., Kolotova A.S., Trunov A.D. Legal Education of Children and Youth Regarding the Use of Unmanned Civil Aircraft // Science and Education. 2021. V. 4, no. 2. P. 4-11.
6. Maksimova S.E. Geoportals for Unmanned Aerial Vehicles Planning Flights in the Russian Federation Airspace // Slavic Forum. 2023. No. 2(40). P. 362-369.
7. Topical Issues of Personnel Training in the Field of Unmanned Aircraft Systems /
I.V. Blagodaryashchev, M.A. Kiselev, R.S. Naumov, V.S. Shapkin // Civil Aviation High е Technologies. 2022. Vol. 25, no. 4. P. 8-19. U
8. Ragulina Yu.V., Papaskiri T.V., Leschuk O.P. Management Solutions for the Develop- а ment of Russian Unmanned Aviation // Economics and Management: Problems, Solutions. О 2023. Vol. 2, no. 6(138). P. 17-22. к
о
О
д
т
5
д
а
д
№
ю
5
)
2
4