Научная статья на тему 'БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: СЛОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: СЛОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
380
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОНОМНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / БЕСПИЛОТНАЯ ЛОГИСТИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова К.В., Макарова А.С., Мельников С.А.

В статье рассматриваются вопросы значимости перехода к применению автономных грузовых транспортных средств в условиях цифровизации. Выделены основные преимущества по использованию беспилотных грузовых транспортных средств, что выступает фактором уменьшения трудоемкости работ, снижения рисков и минимизации логистических издержек. Анализируется практика готовности к внедрению беспилотных грузоперевозок на территории Российской Федерации. Обозначаются не решенные вопросы в отношении транспортной безопасности, в пространстве законодательных инициатив, оптимизации развития и минимизации возможных побочных эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNMANNED CARGO TRANSPORTATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: DIFFICULTIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article discusses the importance of the transition to the use of autonomous cargo vehicles in the context of digitalization. The main advantages of using unmanned cargo vehicles are highlighted, which acts as a factor in reducing the complexity of work, reducing risks and minimizing logistics costs. The practice of readiness for the introduction of unmanned cargo transportation on the territory of the Russian Federation is analyzed. Unresolved issues are identified in relation to transport security, in the space of legislative initiatives, optimization of development and minimization of possible side effects.

Текст научной работы на тему «БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: СЛОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

БЕСПИЛОТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: СЛОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

К.В. Акимова, студент А.С. Макарова, студент С.А. Мельников, студент

Научный руководитель: А.А. Мигел, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-4-46-49

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы значимости перехода к применению автономных грузовых транспортных средств в условиях цифровизации. Выделены основные преимущества по использованию беспилотных грузовых транспортных средств, что выступает фактором уменьшения трудоемкости работ, снижения рисков и минимизации логистических издержек. Анализируется практика готовности к внедрению беспилотных грузоперевозок на территории Российской Федерации. Обозначаются не решенные вопросы в отношении транспортной безопасности, в пространстве законодательных инициатив, оптимизации развития и минимизации возможных побочных эффектов.

Ключевые слова: беспилотные грузоперевозки, цифровизация, автономный транспорт, беспилотный транспорт, транспортная логистика, беспилотная логистика, искусственный интеллект.

Всеобщая цифровизация экономики выступает ключевым направлением развития страны. Разработка и внедрение новых технологических решений - важный источник повышения конкурентных преимуществ, благодаря которым уменьшается трудоемкость работ, время на выполнение операций, производственные и коммерческие затраты.

Одним из направлений оптимизации грузовых перемещений выступает применение автономных транспортных средств, управляемых без прямого участия человека. Автономные транспортные средства запрограммированы на четкое выполнение определенного ряда операций. Использование такого вида транспорта повышает маржинальность перевозок, так как это приводит к устранению необходимости оплаты труда водителей, нивелирует ограничения на количество часов вождения в сутки, а также снижает риск срывов сроков поставки, что влечёт за собой устранение возможных выплат неустоек и нарушения нормального режима работы складов, хабов и так далее [1].

Немаловажным является фактор сокращения дорожно-транспортных происше-

ствий (ДТП). В 2021 году произошло 11,8 тыс. дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, в которых погибло 1349 человек. По статистике, в 90% случаев ДТП происходят из-за человеческого фактора, в том числе отвлечений во время поездки на разговоры по телефону, усталости, финансовой ориентированности, желания исполнить работу в сроки, установленные руководством транспортных организаций. До тех пор, пока все грузовые транспортные средства не будут оснащены бесперебойно работающими системами безопасности, водитель будет подвержен существенным рискам. При этом профессиональные водители будут находиться в кабине во время езды, но при возникновении внештатной ситуации они смогут принять управление на себя.

Еще в 2019 году ПАО «КАМАЗ» приступил к испытанию беспилотной техники. На территории шахты «Листвяжная» в Кемеровской области начались первые испытания беспилотных грузовых автомобилей. Одновременно на территории заводов «КАМАЗа» в Набережных Челнах приступили к тестированию беспилотного грузо-

вика. Проект по перевозке комплектующих с помощью автомобилей-роботов получил название «Одиссей».

В 2020 году на Восточно-Мессояхском нефтяном месторождении были проведены испытания беспилотного воздушного комплекса для доставки тяжелых и негабаритных грузов в условиях Арктики.

В 2021 году Правительство РФ одобрило создание беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных правовых режимов, так называемых «цифровых песочниц». Это открывает реальную возможность продолжать тестирование грузовиков в беспилотном режиме, одновременно формируя новые нормы правового и технического регулирования, организационно-технические решения и логистические бизнес-модели [2].

Министерство транспорта РФ вместе с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» с 2022 года планируют начать тестовые заезды беспилотных грузовиков на участках трассы М-11 «Нева». В 2022 году ПАО «КАМАЗ» выпустит первые прототипы беспилотных грузовиков «Континент» для тестовых перевозок по трассе М-11 «Нева», связывающей Москву и Санкт-Петербург (РИА Новости). Отметим, что в планах законотворческой деятельности Правительства РФ на 2021 год отсутствовали мероприятия, направленные на создание нормативно-правовой базы в сфере регулирования беспилотных грузоперевозок.

На начальных этапах развития нормативно-правовой базы следует наделить беспилотные транспортные средства таким же правовым статусом, каким обладает ученик автошколы, осваивающий управление транспортным средством. Другими словами, транспортное средство (ТС) будет осуществлять перевозку в присутствии водителя с необходимой квалификацией, который будет «страховать» беспилотное ТС в случаях, если программа даст некоторый сбой. Отметим, что первые шаги для создания нормативно-правовой базы были сделаны еще в 2018 году с принятием Постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах об-

щего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств».

Наряду с формирование требуемой инфраструктуры и развитием нормативно-правовой базы стоит вопрос о создании соответствующих программ страхования [3]. Безусловно, изначально страховые компании столкнутся с определенными проблемами, например, с отсутствием статистики результатов эксплуатации автономных ТС, необходимостью применения новой терминологии, с отсутствием должного количества прецедентов и т.д.

Сложность перехода на беспилотные ТС обуславливает и проблема покрытия 3-х видов ответственности:

- производителя аппаратнотехнических, электронных и информационно-коммуникационных компонентов для автономных транспортных средств;

- настройщика и тестировщика компонентов для беспилотного транспорта на базе коммерческого промышленного образца легкового или грузового транспортного средства;

- эксплуатанта автономных транспортных средств.

В настоящий момент продолжаются разработки модели страхового продукта для автономных транспортных средств. Предполагается, что первично будет рассматриваться вопрос страхования ответственности водителя-оператора беспилотного транспортного средства. В дальнейшем планируется разработать комплекс мер страхования, где будут учтены накопленные данные о передвижении грузового ТС, поведении водителя и работе системы автономного транспортного средства.

Следует отметить и важность создания современного понятийного аппарата, в рамках которого будут разграничены такие определения, как «водитель» и «оператор». Ведь изначально под действиями водителя подразумевали полную вовлеченность и ответственность за транспортное средство, в то время как оператор - это обслуживающее лицо, несколько отстраненное от прямого контроля за автомобилем и, следовательно, лишь косвенно отвечающее за результаты его передвижения.

С появлением на дорогах беспилотного транспорта рынок автомобильного страхования ждут существенные изменения. К тому же, к 2030 году формирование беспилотных логистических коридоров, по расчетам Министерства транспорта РФ обеспечит рост ВВП страны на 2,4 млрд. рублей ежегодно [4]. Использование автономных грузовиков на М-11 увеличит на четверть коммерческую скорость доставки грузов. А при дальнейшем развитии сети дорог для беспилотников данный показатель вырастет на 150% для поездок более одного дня за счет движения в ночное время. При этом проект позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай - Европа и на 15% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний [5].

Ежегодная экономия перевозчиков оценивается в размере 1,3 млрд. рублей. Формирование беспилотных логистических коридоров, по расчетам Министерства транспорта РФ, обеспечит к 2030 году дополнительный доход бюджета страны в размере 0,7 млрд. рублей и рост ВВП на 2,4 млрд. рублей ежегодно. Проект планируется обеспечить финансовыми инстру-

ментами со стороны лизинговой компании России ГТЛК, что привязано к поставкам цифрового оборудования для создания инфраструктуры функционирования беспилотного и подключенного транспорта, а также поставок автономной техники с учетом развития коммуникаций и связи [6].

Некоторая скептика исходит от водителей дальнего следования, потому что зимой после движения за другой машиной по сложной дороге даже в течении 10 минут, видеокамеры и лидары беспилотника будут покрыты соляно-песчаным налётом, и высокоавтоматизированное транспортное средство практически лишится видимости. Поэтому отдельные зарубежные компании проводят тестирование в теплом климате, чтобы избежать данных проблем.

Несмотря на поэтапное развитие отрасли беспилотного транспорта, имеется ряд вопросов, не решенных в полной мере, в том числе по обеспечению транспортной безопасности. Тем не менее, внедрение искусственного интеллекта в транспортном комплексе уже нельзя отменить. Остается принять взвешенные решения по оптимизации развития и минимизации возможных побочных эффектов.

Библиографический список

1. Тютин Д.В. Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в РФ: оценка состояния и направления стимулирования // Калужский экономический вестник. - 2016. - №2. - С. 21-24.

2. Непарко М.В., Галстян Н.А. Перспективы и тенденции развития таможенно-логистических кластеров в России // Вестник Академии знаний. - 2021. - №1 (42). -С. 232-236.

3. Филиппов М.И., Мосеенкова А.О., Мигел А.А. Международный рынок страхования: состояние и новые тренды в условиях глобализации// Дневник науки. - 2019. - №11 (35). -С. 49.

4. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Проблемы интеграции России в международные транспортно-логистические системы // Вестник Академии знаний. - 2021. - №4 (45). - С. 137-142.

5. Петрушина О.М., Меркулова А.И., Тер-Оганесян К.А. К вопросу об особенностях таможенной логистики // Вестник Калужского университета. - 2020. - №4 (49). - С. 14-16.

6. Чаусов Н.Ю. Оценка развития связи в регионе в контексте цифровой трансформации // Российский экономический интернет-журнал. - 2019. - №3. - С. 83.

- Экономицеские HayKU-

UNMANNED CARGO TRANSPORTATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: DIFFICULTIES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

K.V. Akimova, Student A.S. Makarova, Student S.A. Melnikov, Student

Supervisor: A.A. Miguel, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the importance of the transition to the use of autonomous cargo vehicles in the context of digitalization. The main advantages of using unmanned cargo vehicles are highlighted, which acts as a factor in reducing the complexity of work, reducing risks and minimizing logistics costs. The practice of readiness for the introduction of unmanned cargo transportation on the territory of the Russian Federation is analyzed. Unresolved issues are identified in relation to transport security, in the space of legislative initiatives, optimization of development and minimization of possible side effects.

Keywords: unmanned cargo transportation, digitalization, autonomous transport, unmanned transport, transport logistics, unmanned logistics, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.