О МИРОВОМ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ
А.Ю. Хайченко, магистрант
Е.А. Смирнова, д-р экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-11-3-166-169
Аннотация. В настоящей статье рассмотрен опыт разных государств по внедрению беспилотного транспорта в сфере логистики. Изучены правовые особенности использования автономных автомобилей. Изучены особенности правового регулирования автономного транспорта России. Рассмотрены проекты внедрения автономного транспорта в России, предложены варианты расширения возможностей использования беспилотных транспортных средств в логистике России.
Ключевые слова: транспортная логистика, автономный транспорт, беспилотный транспорт, большие данные, транспортно-логистическая инфраструктура, цифровизация.
В настоящее время, на рубеже 20202022 годов, в эпоху повсеместного распространения эпидемии новой коронавирус-ной инфекции, во многих, если не во всех отраслях экономик мира, наблюдается нехватка человеческих ресурсов. С такими сложностями столкнулись во многих странах мира логистические компании, занимающиеся грузоперевозками. Так, например, в Великобритании потребители вследствие нехватки водителей столкнулись с пустыми полками продовольствия в супермаркетах, а в Северной Америке дефицит водителей привел к росту цен на транспортировку продовольствия. [1,2]
Такие все более часто встречающиеся в последнее время проблемы подталкивают как производителей автомобилей, в частности, грузовиков, так и компании, занимающиеся транспортировкой товаров и грузов, в том числе ритейлеров, к поиску вариантов решения возникающих трудностей.
И наиболее явным, и эффективным, на наш взгляд, способом разрешения проблемы является внедрение и использование беспилотных технологий, например, эксплуатация автономных грузовиков. Так, в Соединенных Штатах Америки, в стране, которая не ратифицировала Конвенцию о дорожном движении, заключенную в Вене в 1968 году, положения которой преду-
сматривают в том числе обязательное нахождение водителя транспортного средства в кабине во время движения, уже на протяжении нескольких лет происходит активное внедрение автономных грузовиков, что примечательно, и на дороги общего пользования, а не только на закрытых территориях складов или каких-либо торговых площадей, где подобный транспорт не сталкивается с другими автомобилями под управлением водителей и не пересекается с пешеходами. Наиболее интересен, и, на наш взгляд, практически применим, опыт американской компании Embark. [3] Данная компания не является производителем грузовиков, а только лишь программного обеспечения для таких автомобилей. Основная идея компании состоит не в том, чтобы научить грузовик ездить везде и в любых условиях, в том числе и городских, где все условия предусмотреть практически невозможно, и, тем более, научить «правильно себя вести» электронным системам, а в том, чтобы правильно настроить алгоритмы системы для движения трейлера по магистралям, соединяющим города или штаты. Идея компании обоснована и понятна, ведь наибольшее время транспортировки грузов затрачивается именно на трансфер между населенными пунктами. А в случае движения грузовика под управлением водителя движе-
ния машины становится далеко не равномерным ввиду потребностей человека и вытекающем из них режиме сна и отдыха, когда в том числе и груз вынужден некоторое время простаивать, испытывая терпение клиента, ожидающего свой груз как можно быстрее. Механизм реализации состоит в том, что водитель осуществляет загрузку трейлера на складе, «выгоняет» грузовик за пределы города на трассу, запускает программу и отправляет до границ другого нужного населенного пункта, где данное авто, соответственно, уже встречает другой водитель и доводит уже в условиях другого города до нужного конечного пункта назначения. В данном случае остается открытым вопрос автономности хода автомобилей, выраженный в расстоянии, которое грузовики могут проехать на одном баке топлива или заряде батарей в случае использования электродвигателей. Однако, напомним, в США использование таких технологий уже сейчас возможно во многом благодаря нормативно-правовому регулированию, допускающему участие в движении по дорогам общего пользования автомобилей без водителей.
На территории же Российской Федерации, напротив, иные условия допуска к участию в дорожном движении автомобилей без водителей, поскольку Россией ратифицирована Конвенция о дорожном движении, и в настоящее время по дорогам общего пользования с юридической точки зрения автономные автомобили самостоятельно передвигаться не могут. Однако, все же некоторые шаги в регулировании правового поля в части запуска на дороги общего пользования на территории страны уже делаются. Так, уже действует постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 1415 [4], которое, соответственно, устанавливает, возможность проведения экспериментальных испытаний по использованию высокоавтоматизированных транспортных средств на территории 13 субъектов Российской Федерации. В данном случае речь идет именно о высокоавтоматизированных транспортных средствах, под которыми понимаются автомобили, способные двигаться самостоятельно, в том числе и по дорогам общего поль-
зования, однако, учитывая международные нормы, действующие и на территории нашей страны, за рулем таких машин обязательно должен находиться водитель, готовый в любой момент взять на себя управление. Также в настоящее время проходит стадию публичных обсуждений и проект Федерального закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который также вводит новое понятие - «полностью автоматизированное транспортное средство», предполагаемое к участию в дорожном движении уже без возможности вмешательства людей к управлению такими транспортными средствами. Однако, данный законопроект также требует, на наш взгляд, доработок, в частности, в части определения ответственности владельцев, водителей, операторов таких транспортных средств, поскольку данные пробелы в законодательстве так и не устранены. Более того, в данном законопроекте имеется понятие «среда штатной эксплуатации», на наш взгляд, сформулированное не совсем корректно и однозначно.
Однако, несмотря на указанные проблемы в регулировании российским законодательством беспилотного транспорта, на территории России все же создаются государственно-частные проекты с использованием автономных автомобилей, но с учетом перечисленных трудностей. Так, между Москвой и Санкт-Петербургом к 2024 году планируется создание логистического коридора для полностью автономных грузовиков. Но, учитывая действующие нормативно-правовые нормы, такой коридор будет реализован в рамках одной выделенной полосы трассы М-11 «Нева» в целях исключения пересечения таких машин с автомобилями, управляемыми водителями. В какой-то степени данный проект повторяет вышеупомянутую концепцию, предложенную компанией Embark, так как в данном случае также автономные машины будут курсировать от границы одного города до другого без заезда в городскую черту. На протяжении коридора также планируют создать так
16S
называемые «хабы» для заправки и допол- протяжении нескольких лет успешно при-нительного обслуживания таких автомо- меняется в порту Гамбург, Германия. В билей. На наш взгляд, выгода использова- данном порту движение автомобильного ния такого коридора очевидна, поскольку, транспорта как на территории самого пор-как было сказано выше, задержки в дви- та, так и на подъездах к нему полностью жении подобных грузовиков минимальны подчинено системе, за счет чего менедж-и связаны в основном только с заправкой менту порта удалось сократить время за-либо зарядкой. Так, специалистами уже грузки одного грузовика на 10 минут, что подведены подсчеты, что в результате вве- суммарно экономит до 5000 часов в день в дения данного коридора скорость доставки рамках всего порта [8]. Таким образом, ес-грузов увеличится на 25%, а себестои- ли подобную систему внедрить также и в мость доставки снизится примерно на транспортный коридор, планируемый к 10% [5]. созданию между Санкт-Петербургом и
В этой связи полагаем возможным рас- Москвой, возможно будет дополнительно ширить функционал автономного транс- сэкономить как время разгрузки-загрузки порта путем использования технологии грузового транспорта, так и средства на Big Data, под которой следует понимать обслуживание этого самого транспорта. систему, способную собирать, обрабаты- Также, на наш взгляд, целесообразно к вать и анализировать такой набор данных, технологии Big Data организовать в части размер которых превосходит возможности касающейся доступа грузоотправителей и типичных баз данных по занесению, хра- грузополучателей в целях удовлетворения нению, управлению и анализу информа- растущих запросов клиентов и расширения ции. [6] Так, данная технология уже на клиентской базы.
Библиографический список
1. Кризис грузоперевозок затянулся. Компаниям пора локализовать производства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/6195b2469a7947863c79b69d, ограниченный (дата обращения: 25.11.2021).
2. Почему компании всего мира вынуждены повышать цены на еду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/6047aafd9a79476d36ef8fc2, ограниченный (дата обращения: 27.11.2021).
3. Embark [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://embarktrucks.com/, свободный (дата обращения 27.11.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2018 г. № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/, свободный (дата обращения 24.11.2021).
5. Минтранс России приступил к реализации проекта беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 «Нева» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9940, свободный (дата обращения: 27.11.2021).
6. McKinsey and Company [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/, свободный (дата обращения 28.11.2021).
7. Паспорт проекта «О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regulation.gov.ru/, свободный (дата обращения: 27.11.2021).
8. Тоскин А. Большие грузы - Большие Данные. Big Data для транспортно-логистических узлов / А. Тоскин // Логистика и управление цепями поставок. - 2015. - № 1 (66). - Режим доступа: http://lscm.ru/, свободный (дата обращения 04.11.2021).
ON THE GLOBAL EXPERIENCE OF USING UNMANNED VEHICLES IN THE FIELD OF LOGISTICS AND THE POSSIBILITY OF ITS IMPLEMENTATION IN RUSSIA
A.Yu. Haychenko, Graduate Student E.A. Smirnova, Doctor of Economic Sciences, Professor Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)
Abstract. This article discusses the experience of different states in the implementation of unmanned vehicles in the field of logistics. The legal features of the use of autonomous vehicles have been studied. The features of the legal regulation of autonomous transport in Russia have been studied. Projects for the introduction of autonomous transport in Russia are considered, options for expanding the possibilities of using unmanned vehicles in Russian logistics are proposed.
Keywords: transport logistics, autonomous transport, unmanned vehicles, big data, transport and logistics infrastructure, digitalization.