Научная статья на тему 'БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
365
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПНЫЕ ДРОБИ / ПРОФИЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ахметзянова Айнара Тюлегеновна, Кургузов Виталий Александрович

Некоторое время назад возрос интерес к теории чисел, так как многие красивые решения по математике можно выполнить, владея аппаратом цепных дробей. Иногда, чтобы научиться решать некоторые задания, нужно годы безупречной учебы, и работая в школе, задаешься порой вопросом: как научить решать задания через простое, через понятное ученику. Цепные дроби - это именно тот материал, с которым нужно познакомить школьника и откроется огромное многообразие решения, казалось бы, таких сложных заданий на ЕГЭ по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ КАК ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ахметзянова А.Т.1, Кургузов В.А.2

1Ахметзянова Айнара Тюлегеновна - учитель математики;

2Кургузов Виталий Александрович - кандидат географических наук, учитель географии, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 1, г. Оренбург

Аннотация: некоторое время назад возрос интерес к теории чисел, так как многие красивые решения по математике можно выполнить, владея аппаратом цепных дробей. Иногда, чтобы научиться решать некоторые задания, нужно годы безупречной учебы, и работая в школе, задаешься порой вопросом: как научить решать задания через простое, через понятное ученику. Цепные дроби - это именно тот материал, с которым нужно познакомить школьника и откроется огромное многообразие решения, казалось бы, таких сложных заданий на ЕГЭ по математике.

Ключевые слова: цепные дроби, профильная математика, государственная итоговая аттестация.

Теория чисел является наукой о числовых системах с их связями и законами. При этом в первую очередь уделяется внимание числам натурального ряда, которые являются основой для построения других числовых систем: целых, рациональных и иррациональных, действительных и комплексных.

Теория чисел изучает числа с точки зрения их строения и внутренних связей, рассматривает возможности представить одни числа через другие, более простые по своим свойствам, между тем строгое логическое обоснование понятия натурального числа и его обобщений, а также с ним теория действий рассматриваются отдельно в основаниях арифметики.

Поскольку упомянутые вопросы изучаются в школьном курсе, они объединяются под одним названием арифметики, хотя, как наука, арифметика отождествляется с теорией чисел.

Следует отметить, что в последнее время бурно развиваются новые области математики. В связи с этим возрастает интерес к теории чисел.

Бесконечные цепные дроби - один из разделов теории чисел. Впервые цепные дроби были описаны в алгебре Бомбелли (около 1530-1572), вышедшей в 1572 году. Но современное обозначение для непрерывных дробей встречается у Катальди (1545-1626) в 1613 году, только вместо знака «+» он писал «^ж

Широкое применение цепные дроби получили, начиная с работ известного физика, астронома и математика Христиана Гюйгенса (1629-1695). Гюйгенс рассматривал цепные дроби в связи с задачей подбора зубчатых колес, у которых отношение числа зубцов было возможно ближе к некоторому заданному числу. Число зубцов в таких колесах нельзя было брать слишком большим, так что приходилось отыскивать два сравнительно небольших натуральных числа, отношение которых было близко к заданному числу. Решение задач такого рода, естественно, приводит к рассмотрению цепных дробей и подходящих к ним. Подбор таких зубчатых колес был нужен Гюйгенсу в связи с его намерениями построить модель, имитирующую движение планет в солнечной системе.

Также теория цепных дробей была систематически разработана Эйлером (17071783), а затем Лагранжем (1736-1813). Разложение в цепную дробь числа е также принадлежит Эйлеру.

Теория чисел изучает саму природу числа, то есть строение и внутренние связи, находит возможное представление одних чисел через другие, которые более простые по своим свойствам.

Непрерывные дроби широко применялись в работах известного астронома, физика, математика Христиана Гюйгенса. Теория цепных дробей значительно расширена и более глубоко изучена Леонардом Эйлером, а затем Лагранжем.

Конечной цепной дробью называется число, записанное в виде

а0 +-Ц- (1)

а1+-Й7+-

где а0,аг,..,,а5 — целые числа, а1 > 1 ,. . ,,а5_ г > 1 ,а5> 1 . [5,с. 59]

Справедлива следующая теорема: Любое рациональное число равно некоторой конечной цепной дроби. Выполняется и обратная теорема: Существует одна и только одна конечная цепная дробь, равная данному рациональному числу.

Теорема: Если а0, а1(. . ., ах — элементы цепной дроби (1), то последовательность чисел

Р = Р а + Р 1

Рп и <2И (б = 0 , 1 ,. . ,,к) , определенная формулами лп _ .П_ 1 п , ¡П _ 2 ' |,2 < п < б и

Чп ~ Чп-1ап + Чп-2)

Р0 = а0, <20 = 1 ,Р1= а0а¡¡^ + 1 , <2 1 = а¡¡^ , обладает тем свойством, что при всех этих б р

отношение равно п-й подходящей дроби.

Бесконечной цепной дробью называется выражение вида

1

а0 +-^--(2)

где целое число, а все остальные натуральные числа, т. е. при

1 ,2 ,. . ..

Бесконечная дробь (2) называется сходящейся, если существует предел ее подходящих дробей, то есть где а называют величиной бесконечной сходящейся цепной дроби.

Нтп_> ^ = а. [ 5 , с . 2 1 1 ]

Конечные и бесконечные цепные дроби объединяют общим понятием цепных или непрерывных дробей, понимая под этим выражения вида

[а0; а^аг,...],

где последовательность целых чисел может быть конечной или

бесконечной, если последовательность конечная, то последний член .

Теорема. Для любого действительного числа а существует одна и только одна цепная дробь, равная .

Данная теорема устанавливает взаимно-однозначное соответствие между действительными числами и цепными дробями: рациональное число однозначно раскладывается в конечную цепную дробь, иррациональные числа - единственно в бесконечную цепную дробь.

Одна из особенностей подходящих дробей: они являются лучшими приближениями к действительным числам по сравнению с десятичными дробями, имеющие примерно те же знаменатели, что и подходящие дроби.

Объяснение этому то, что непрерывные дроби более гибкие, так как знаменатели подходящих дробей зависят от природы самого числа, а знаменатели десятичных дробей имеют стандартный вид

Число а называется квадратической иррациональностью, если а — иррациональный корень некоторого уравнения

ах2 + Ьх + с = О (1)

с целыми коэффициентами, не равными одновременно нулю.

Цепная дробь [а0,,а1,а2,...] называется периодической, если периодической является последовательностью элементов а0, аг, а2,... .

Теорема 4 (Лагранжа). Любая квадратическая иррациональность разлагается в периодическую цепную дробь.

Теорема Лагранжа позволяет утверждать, что для любой квадратической иррациональности после некоторого количества действий обязательно получим совпадение двух неполных частных и, тем самым, найдем периодическую цепную дробь. [5, с. 218]

Результатом моей работы является элективный курс на тему «Цепные дроби».

Общая характеристика курса: программа курса предусматривает знакомство с новыми дробями - цепными, которые в школьном курсе математики не изучаются. Рассматриваются решения различных задач с применением цепных дробей, в частности вводится понятие диофантового уравнения, так как цепные дроби являются одним из способов решения уравнений такого вида. Данный материал направлен на расширение кругозора у обучающихся и повышение интереса к предмету математика.

Курс «Цепные дроби» может быть предложен учащимся 10 класса и отдельным обучающимся 11 класса для подготовки к олимпиадам. В процессе изучения этого материала могут быть использованы: индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Методы обучения, используемые в процессе проведения занятий - школьная лекция, рассказ, беседа, метод упражнений и др. В ходе изучения курса используются современные информационные технологии.

Контроль и система оценивания проводится по завершению элективного курса в форме контрольной работы.

Цель курса - углубленная подготовка обучающихся по математике на этапе подготовки к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием цепной дроби, и историей их возникновения.

2. Рассмотреть применение цепных дробей при решении диофантовых уравнений и олимпиадных задач.

3. Формирование познавательного интереса у обучающихся среднего общего образования.

4. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ на профильном уровне.

Программа курса предусматривает изучение темы цепные дроби: само определение, свойства дробей такого вида, расширение знаний о решениях неопределенных уравнениях первой степени в целых (натуральных) числах. Учитывается необходимость иллюстрации примерами при решении задач. Программа состоит из двух частей: программы минимум и программы максимум. Программа максимум предполагает объединение части I с частью II плана проведения занятий.

Форма проведения занятий - классно-урочная.

Содержание курса

Программа минимум

Находить по цепным дробям соответствующие несократимые дроби и задача обратная, сократить дробь, находить погрешность замены рационального числа подходящей дробью. Решение неопределенных уравнений первой степени с помощью цепных дробей, текстовых задач.

Программа максимум

Решать задачи олимпиадного уровня, задания из ЕГЭ.

Некоторые задания из элективного курса.

Задача 1. Сократить с помощью разложения в непрерывную дробь следующие обыкновенные дроби:

а 3653

3107

_ а 3653

Решение: - =-

Ъ 3107

3107|1

3653|3107 31071546

2730|5

546|377

377|1

3771169 338|2

169|39 156|4 39|13 39|3 0

3653

3107

= 1 +■

5 + ■

281 239

1 +■

2 +

„ 3653 281

Ответ: -= — •

3107 239

Задача 2. Решить уравнение 3 х + 7у = 2 . Решение:

4 + 1

3|7

0|0 7|3 6|2 3|1 3|1 о

= [0; 2,3]

-2 -1 0 1 2

<?5 0 2 3

Р5 0 1 0 1 3

<35 1 0 1 2 7

(х = <гп_1(-1)п-1с-К, Ъ = Рп-Л-Т-Т ■ с + ас. (х = -2- а, ( у = 4 + 3£;.

х = —2 ПУсть С = 0: у = 4.'

Ответ: (- 2 , 4) .

Задача 3. Имеются детали массой 8 кг и 3 кг. Сколько необходимо взять тех и других деталей, чтобы получить груз 32 кг?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение: Пусть х — деталей, массой 8 кг, тогда у — деталей, массой по 3 кг. По условию задачи известно, что необходимо получить груз 32 кг из деталей по 8 кг и по 3 кг.

8х + 3 у = 32

8|3

б|2 3|2 2|1 2|1 2|2 О

8

з = [2;1'2]

-2 -1 0 1 2

Чз 2 1 2

р5 0 1 2 3 8

& 1 0 1 1 3

1. Пусть £ = — 1 1 : (Х I ' {у = 6,

Гх = -32 - ъг, ( у = 96 + 8£\

= 1 деталей по 8 кг, 6 деталей по 3 кг. Ответ: (1 , 6 )

Задача 4. Решить уравнение Пелля: а) х2 — 2 6у 2 = 1 ; б) х 2 — 1 9у 2 = 1 . Решение: а)

Представим л/26> в виде цепной дроби:

а1 = л/26 = 5 Н--

«2

1 л/26 + 5 1

«г = -¡=-=-л-= Ю + —

л/26 - 5 1 аз

1 _ 1

а, = -==-= л/2 6 + 5 = 10 Ч--, а, = а7

л/26 - 5 а4

а = л/26 = [5; (10)]

к = 1

-2 -1 0 1

5 10

Рп 0 1 5 51

<2п 1 0 1 10

х = Рг = 51] У = (¿1 = ю|

(¿1

51 10

наименьшее положительное решение

Ответ: .

б) х2 — 1 9у 2 = 1

Представим //19 в виде цепной дроби:

а = л/19 = 4 + —

«2

1 л/19 + 4 1

«2 = -=---= 2 Н--

л/19 - 4 3 а3

Зл/19 + 6 л/19 + 2

йо =

«5 =

=

а7 =

л/19 + 4 3 15 2 5

1 5 л/19 + 3

л/19 + 2 5 л/19 - 3 2

1 2л/19 + 6 л/19 + 3

л/19 + 3 2 10 3 5

1 5л/19 + 10 л/19 + 2

л/19 + 3

- 1

15

1

Ь —

а4

1

«5 1

ь —

«6

= 2 + —

а7

л/19 + 2

Зл/19 + 12 ___1

---= л/19 + 4 = 8+ —

3 «я

1 л/19 + 4 1 ая = -=---= 2 Н--, а8 = а2

а9

л/19 - 4 3 а = л/19 = [4; (2,1,3,1,2,8)]

к = 6

^_&

-2 -1 0 1 2 3 4 5 6

4 2 1 3 1 2 8

0 1 4 9 13 48 61 170

<2п 1 0 1 2 3 11 14 39

х = Рг = 170] У = & = 39]

170 ~39~

наименьшее положительное решение.

Ответ: (1 70,39) .

Задача 5. Решить в натуральных числах уравнение х + —Ц- = —.

У+; 7

10 10 1 Решение: 1) способ. Разложим — в цепную дробь: — = 1 +

„ , 1 ю , 1 . , 1 3 Из уравнения х +--т = — получим х +--т = 1 +--т ,

У+г 2+з

и из единственности разложения рационального числа в цепную дробь следует х = 1 ,у = 2 = 3 .

г 3

2) способ. Преобразуем уравнение х + = 1 + -. Тогда х — целая, —дробная часть, поэтому

( х = 1 г 3

11 + уг 1 Из в

Ответ:

ТХ 1+У2 7 I 1 О I 1 о о

Из второго уравнения следует -= - или у + - = 2 + - откуда у = 2 , г = 3 .

Задача 6. Имеется 3 3 коробки массой 1 9 кг каждая и 2 7 коробок массой 49 кг каждая. Все эти коробки раскладываются по двум контейнерам. Пусть 5 — модуль разности суммарных масс коробок в контейнерах. Найдите наименьшее значение 5 :

а) если дополнительно требуется, что в контейнерах должно находиться одинаковое количество коробок;

б) без дополнительного условия пункта

Решение: а) Всего имеется 3 3 + 2 7 = 60 коробок. Значит, в каждом контейнере должно находиться по коробок.

Пусть х — количество лёгких (по 1 9 кг) коробок в первом контейнере. Тогда число тяжёлых (по кг) коробок в первом контейнере равно . Во втором контейнере лёгких коробок получается , а тяжёлых коробок:

27 - (30 - х) = х - 3. Суммарные массы коробок в первом и втором контейнерах равны соответственно: т1 = 19х + 49(30 - х) = 1470 - ЗОх; т2 = 19(33 х) + 49(х - 3) = 480 + ЗОх:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда:

5=|т2- т^ = |60х - 990| = 30|2х - 33| : Число | 2 х — 3 3 | является нечётным и принимает наименьшее возможное значение 1 при

или . Следовательно, наименьшее значение равно .

б) Пусть в первом контейнере находится лёгких коробок и тяжёлых коробок. Тогда во втором контейнере будет и лёгких и тяжёлых коробок соответственно. Имеем:

т1 = 19х + 49у; т2 = 19(33 - х) + 49(27 - у) = 1950 - 19х - 49у: При этом имеют место неравенства:

х < 33; у < 27 (1)

Величина равна:

5 = |38х + 98у - 1950| = 2|19у + 49у - 975|: Требуется найти минимальное значение при условии, что выполнены оба неравенства

(1).

Заметим, что возможен прямой перебор всех значений и

, то есть последовательное рассмотрение всех вариантов. Вообще, исчерпывающий перебор конечного числа вариантов — это полноценное решение задачи. Прежде всего, проверим, не может ли 5 равняться нулю. Для этого рассмотрим уравнение:

19х + 49у = 975 (2)

Будем использовать остатки от деления на 7. Перепишем уравнение (2) следующим образом:

5х + 14х + 49у = 975 (3) Нетрудно проверить, что 975 даёт остаток 2 (975 = 139 -7 + 2). Значит, и слагаемое 5х

даёт остаток 2 (ведь остальные слагаемые в левой части делятся на 7). Перебор остатков от

0 до 6 показывает, что единственная возможность — это остаток 6, то есть

х = 7к + 6 (4)

Подставляем (3) в (4)

19(7 к + 6) + 49у = 975; 19 ■ 7к + 49у = 861;

и после сокращения на :

19 к + 7у = 123 (5)

Благодаря этому сокращению уравнение (5) проще уравнения (3). Давайте повторим всю эту процедуру — теперь уже применительно к уравнению (5). Начинаем так же:

5к + 14к + 7у = 123

Правая часть 123 даёт остаток 4 (123 = 17-7 +4). Значит, и 5 к даёт остаток 4. Тогда к может давать только остаток 5:

к = 7т + 5 (6)

Подставляя (6) в (4), получим: х = 7 (7т + 5 ) + 6 = 49 т + 4 1 . Таким образом, оказывается, что х > 4 1 — вопреки первому неравенству (1). Итак, уравнение (2) не имеет решений, удовлетворяющих условию (1).

Поэтому S Ф О.Подставим (6) в (5):

19(7гп + 5) + 7 у = 123;

19 ■ 7т + 7у = 28;

19 т + у = 4:

Отсюда видно, что единственная возможность — это т = О и у = 4. Остаётся найти х. Из (6) и (4) последовательно получаем:

х = 7-5 + 6 = 41.

Итак, уравнение (3) имеет единственное решение (4 1 , 4) в натуральных числах. Это решение не удовлетворяет условию (1). Поскольку является чётным числом, имеем оценку: S > 2 . Равенство достигается, например, в случае х = 2 3 и у = 1 1: 5 = 2|19 ■ 23 + 49 ■ 11 - 9751 = 2|976 - 975| = 2

Следовательно, наименьшее значение S равно 2.

Ответ: а) 30; б) 2.

Цепные дроби имеют огромное значение в теории чисел, но также такого вида широко применяются и в других науках. Цепные дроби использовали: при решении задачи древности о построении квадрата, равновеликого данному кругу, это повлияло на нахождение значения числа , при составлении календаря, при построении модели Гюйгенса, имитирующей движения планет в солнечной системе, при вычислении затмений, с их помощью обобщены некоторые алгоритмы (Евклида, Остроградского, Эйлера). Решили классическую задачу об алгебраических иррациональностях высших степеней, отыскали некоторые решения диофантовых уравнений и их систем, применяются при приближенном нахождении корней квадратных уравнений, при решении сравнений первой степени. Помимо теоретического использования правильных цепных дробей существуют и практические приложения цепных дробей. Среди всего их множества можно отметить следующие:

• Решение обратных задач теплопроводности;

• Наблюдение механических колебаний в валопроводах различных энергетических установок;

• Синтез устройств частотной селекции на функциональных времязадающих элементах;

• Исследования: устойчивости, установившихся и переходных процессов, стабилизации систем, качества систем, случайных процессов, оптимизации параметров и ряд других проблем в технике, радиоэлектронике, приборостроении.

Пример применения наилучших приближений, полученных с помощью цепных дробей, -математическое объяснение того, почему со времен Баха в музыке используют равномерно темперированную шкалу, содержащую 12 полутонов в каждой октаве.

Применение цепных дробей в других науках огромное, своей статьей я хочу привлечь внимание учителей математики, работающих в старших классах и учеников, которые сдают ЕГЭ профильный уровень, для тщательной подготовки к этому испытанию.

Список литературы

1. Алфутова Н.Б., Устинов А.В. Алгебра и теория чисел. Сборник задач для

математических школ / Н.Б. Алфутова, А.В. Устинов. М.: МЦНМО, 2002.

2. Арнольд И.В. Теория чисел / И.В. Арнольд. М.: Издательство Московского центра непрерывного математического образования, 2001.

3. БалкМ.Б. Математика после уроков / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. М.: Просвещение, 1971.

4. Боднарчук П.И. Успехи и задачи теории цепных и ветвящихся цепных дробей / П.И. Боднарчук, В.Я. Скоробогатько // Цепные дроби их применения: сб. научных трудов / под ред. В.Я. Скоробогатько. Институт математики АН УССР. Киев, 1976.

5. БухштабА.А. Теория чисел / А.А. Бухштаб. СП.: Издательство «Лань», 2008.

6. Виленкин Н.Я. Алгебра и теория чисел / Н.Я. Виленкин. М.: Просвещение, 1984.

7. Виленкин Н.Я. и др. Алгебра. 8 класс. С углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло. М.: Просвещение. 2010.

8. Виноградов И.М. Основы теории чисел / И.М. Виноградов. СП.: Издательство «Лань», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.