Мировой газомоторный рынок
k\\\\\\\\\\\\\\\V
В перспективе возможно продление маршрута до Китая, который в последнее время активно занимается строительством мини-заводов по производству СПГ, а значит формирует рынок сбыта этого топлива. Так, в 2010 году в КНР построено два новых мини-завода по производству сжиженного природного газа. Производимый на них СПГ предназначен для внутреннего рынка. Новые заводы расположены в Эрдосе (Внутренняя Монголия) и Жухае (провинция Гуандун). Заводы построены с помощью американской фирмы Chemtex, предоставившей также оборудование и инжиниринговые услуги на основе запатентованной технологии PRICO американской фирмы Black&Veatch.
Предприятие в Эрдосе, принадлежащее местной частной фирме Xinxing Energy Co, имеет производственную мощность 200 тыс. т СПГ в год, в то время как мощность стандартного
завода по производству СПГ составляет по меньшей мере 3 млн т в год. Коммерческая эксплуатация завода началась 30 ноября 2010 года, и уже 10 декабря предприятие вышло на проектную мощность. Для переработки на завод поступает попутный газ из ближайших провинций Шэнси, Ганьсу и Нинся. Готовая продукция транспортируется потребителям в специальных автоцистернах, каждая вместимостью 53 м3.
Завод в провинции Гуандун рассчитан на производство 600 тыс. т СПГ в год, его продукция предназначена для Шанхая.
КНР рассматривает возможности строительства еще четырех мини-заводов по производству СПГ в провинциях Сычуань (500 тыс. т в год), Шэнси (500 тыс. т в год), Ганьсу (300 тыс. т в год) и на северо-западе в Синьцзян-Уйгур-ском автономном районе (1 500 тыс. т в год).
Берлинский разворот в сторону СПГ
Е.Н. Пронин, координатор проекта «Голубой коридор»
16 февраля в Бундестаге Германии состоялся круглый стол на тему «Сжиженный природный газ на автомобильном транспорте». Встреча проходила под эгидой и при финансовой поддержке Международного делового конгресса. Организаторами круглого стола стали энергетические компании ООО «Газпром экспорт», Uniper SE и германская газомоторная ассоциация Zukunft ERDGAS e.V.
На круглый стол были приглашены около 60 человек. О том, какое значение уделяется проблемам перевода транспорта на природный газ в Германии, говорит то, что проходило мероприятие в Парламентском центре Бундестага и в нем приняло участие большое количество депутатов от различных фракций.
От российской стороны выступили эксперты из ПАО «Газпром» (Г. Бердин, А. Михайлов), ООО «Газпром экспорт» (Е. Пронин), ООО «Газпром газомоторное топливо» (Д. Воробьев), ПАО «Сбербанк» (В. Гаврилов), ПАО «КАМАЗ» (Е. Пронин), ООО «СПГ Горская» (С. Уржумцев).
чЧШШШШШШШ
75
Отчет о работе представил Делеф Весслинг, Uniper SE, Германия
От Германии выступали депутаты Бундестага, представитель Министерства экономики и энергии Германии, координатор Еврокомиссии по вопросу инноваций, представители немецких отделений компаний IVECO и Scania, руководители автотранспортных фирм, сотрудники энергетических компаний, дистрибьюторы малотоннажного СПГ.
2016 год был не самым лучшим для газомоторного рынка Германии. Наблюдался определенный спад в реализации природного газа автотранспорту, снизился объем продаж новых газовых автомобилей. В связи с низкими ценами на нефть степень неопределенности ГМТ-бизнеса повысилась, к тому же рынок готовился к отмене льготного акциза на природный газ.
Неблагоприятную ситуацию на газомоторном рынке усугубляла мощная компания политической и финансовой поддержки идей электромобильности, декарбонизации за счет отказа от двигателей внутреннего сгорания, перехода исключительно на энергию из возобновляемых источников. На таком фоне было крайне сложно продвигать природный газ на рынок моторного топлива.
Из выступлений на круглом столе стало ясно, что у многих экспертов произошел драматический разворот к природному газу.
Накануне встречи стало известно, что правительство Германии одобрило продление срока действия льготного акцизного сбора на природный газ для автомобилей еще на девять лет. Это может стать мощным положительным сигналом для потенциальных покупателей газовых автомобилей и девелоперов газозаправочной сети.
Технико-экономический анализ и здравый смысл убеждают многих в том, что достоинства и потенциал электромобилей сильно преувеличены по следующим причинам:
• Возобновляемые источники энергии не могут дать необходимого количества требуемой для электромобилей энергии.
• Электроэнергия для контактной сети и пунктов подзарядки может быть получена вдали от места использования. Перемещение производства электроэнергии из экономических центров в глубинку позволяет улучшить локальную экологическую обстановку. Однако на региональном уровне все останется
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)
ЙУ V//////////////////////
Мировой газомоторный рынок
к\\\\\\\\\\\\\\\\ч
Первый СПГ-тягач компании МеуеЛс^Ик на новой КриоАЗС в Берлине (Ишрег SE)
по-прежнему или даже ухудшится в связи с дополнительным потреблением углеводородов. Кроме того, вместе с воздушными массами выбросы от электростанций могут быть перенесены в города1.
• Для обеспечения перевозок электромобилями требуется создать не только значительные генерирующие мощности, но и систему транспортировки, хранения и распределения (заправка) электроэнергии.
• Сфера применения колесных электромобилей ограничивается легковым пассажирским и грузовым транспортом преимущественно в городах. Это связано с ограничением дальности пробега и длительным временем заправки.
• Батареи имеют ограниченный
запас мощности, что делает их неэффективными для тяжелых транспортных средств.
• Утилизация энергетических элементов - дорогостоящий процесс, для которого нужно создавать соответствующую инфраструктуру.
• Электрификация транспорта повышает риски массового сокращения рабочих мест.
В сегменте тяжелого автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта реальной коммерческой альтернативой дизельному топливу является сжиженный природный газ (СПГ). Об этом говорили все без исключения выступающие на берлинском круглом столе в Бундестаге.
Действительно, интерес к СПГ на тяжелом транспорте в Европе продолжает расти, хотя темпы роста пока носят умеренный характер. Развивается заправочная инфраструктура. В рамках проекта «Голубые коридоры на СПГ» Евросоюз принял 50-процентное участие в строительстве девяти КриоАЗС: по две во Франции, Италии, Португалии и по одной в Швеции, Испании и Бельгии. На этих станциях с начала эксплуатации реализовано более 4,15 тыс. т сжиженного природного газа, что эквивалентно примерно 5,7 млн кубометров2.
Напомним: проект предусматривает строительство 14 демонстрационных станций (при софинансировании со стороны ЕС) и формирование парка из 100 грузовиков на СПГ, которые будут работать в этих коридорах.
1. Атмосферные течения вместе с воздушными массами переносят на огромные расстояния и загрязняющие вещества. Достаточно вспомнить, что пеплом после извержения исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в 2010 году накрыло Великобританию (1900 км от вулкана), Данию и Швецию (2100 км). А ведь вулканические аэрозоли и взвешенные частицы тяжелее выбросов СО2 и N0^ от тех же электростанций.
2. http://lngbc.eu
чЧШШШШШШШ
Опыт эксплуатации показал, что расход топлива на газовых грузовиках составляет 28,3 кг СПГ на 100 км, средний расход на газодизельных грузовиках - 10,7 кг СПГ + 20,5 л дизтоплива на 100 км. Современные грузовики на СПГ соответствуют нормам выбросов Евро-6, их пробег между ТО увеличен с 60 до 90 тыс. км, что позволяет снизить совокупную стоимость владения на 10 %.
Средние цены на газовое топливо на заправках в Нидерландах следующие: СПГ стоит 1,049 евро/л; КПГ -1,079 евро/кг; СУГ - 0,715 евро/л3. Средняя заправка грузовика сжиженным метаном составляет 100 кг, а расход СПГ - 23,5 кг/100 км4.
Пробег нового тягача 1УБСО на одной заправке достиг 1400 км, что повышает коммерческую привлекательность и машины, и СПГ.
В целом сегмент грузовиков на СПГ выглядит примерно так. По данным ЕЭК ООН, в 2015 году в Европе насчитывалось примерно 1,5 тыс. грузовиков на СПГ массой более 16 т5. Предполагается, что к 2018 году парк таких машин увеличится до 5 тыс. единиц, а к 2020-му - до 35 тыс. Европейский парк автомобилей, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ, в ближайшие годы будет расти. Наблюдаемый рост числа большегрузных автомобилей на СПГ позволяет прогнозировать дальнейшее повышение спроса на СПГ в Европе до 1,2 млн т к 2020 году.
Конечно, это значительно меньше, чем, например, в Китае. Парк грузовых
Проект «Голубые коридоры на СПГ»
автомобилей на СПГ там оценивается примерно в 160 тыс. единиц, что составляет 3,2 % общего парка метановых машин в КНР. Суммарное годовое потребление СПГ составляет 23 млрд м3.
Для сравнения общий спрос на природный газ для автотранспорта России6 составил в 2016 году 550 млн м3.
Европейский рынок сжиженного природного газа для автотранспорта продолжает развиваться. Приведенные факты являются весомыми аргументами в пользу СПГ. Берлинский круглый стол показал, что сейчас и политики, и менеджеры начали открыто объективно и прагматично обсуждать перспективы альтернативных видов моторного топлива. Разворот в направлении реализма набирает масштаб.
3. http://www.pitpoint.nl
4. http://lngbc.eu
5. https://www.unece.org
6. ООО «Газпром газомоторное топливо
НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА) убУ У/////////////////////