ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-10-4-14 УДК 614.2
БЕРЕЖЛИВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЦИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ЦЕНТРА АМБУЛАТОРНОЙ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В.Ю. Петрова а Р.К. Коготыжев ь, К.А. Барсегова с, И.Н. Костенко <|, Г.М. Жирнова е
а, ь, с, й гбуз «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия; е ГБУ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия.
а https://orcid.org/0000-0001-8822-1294; ь https://orcid.org/0000-0002-1589-6423; с https://orcid.org/0000-0002-4416-3309; й https://orcid.org/0009-0005-5461-8628.
И Автор для корреспонденции: Петрова В.Ю.
АННОТАЦИЯ
В деятельности медицинской организации важно придерживаться пациентоцентричного подхода как в общении между врачами и пациентами, так и в самой организации лечебно-диагностических процессов. Для определения проблем в организации медицинских процессов и их совершенствования могут быть использованы инструменты бережливого производства. Цель исследования: изучение возможности применения бережливого производства для совершенствования пациентоцентричного подхода к деятельности Центра амбулаторной онкологической помощи.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы по теме с использованием научных платформ РиЬМес1, СуЬеНетпка, ЕЬЬгату. Изучены показатели деятельности Центра амбулаторной онкологической помощи. Результаты. В ходе исследования были изучены показатели деятельности Центра амбулаторной онкологической помощи, их изменение вследствие применения современных инструментов бережливого производства. Были отмечены положительные тенденции в части роста доступности диагностических исследований и консультативных приемов врачей-специалистов, а также улучшение показателей медицинского и пациентского рейтинга организации.
Выводы. Таким образом, применение бережливого производства актуально не только в условиях городских поликлиник, но и в деятельности центра амбулаторной онкологической помощи. Его инструменты позволяют улучшить процессы деятельности организации, сделать их более пациентоцентричными.
Ключевые слова: бережливое производство, бережливые технологии, пациентоцентричный подход, онкологическая помощь, центр амбулаторной онкологической помощи
Для цитирования: Петрова В.Ю, Коготыжев Р.К., Барсегова К.А., Костенко И.Н., Жирнова Г.М. Бережливые технологии как инструмент организации пациентоцентричного подхода к оказанию медицинской помощи пациентам центра амбулаторной онкологической помощи. Менеджер здравоохранения. 2024; 10:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-4-14
Введение
□ казание качественной, безопасной и доступной помощи пациентам - одна из основных задач медицинской организации. Интересы пациентов должны быть в приоритете у сотрудников организации и приниматься во внимание при осуществлении лечебно-диагностической деятельности.
Пациент, обратившийся в медицинскую организацию, должен получить необходимую помощь своевременно, безопасно и в комфортной обстановке.
При этом важно учитывать влияние на ход лечебно-диагностического процесса и результаты психоэмоционального состояния пациентов, и их впечатления от окружающей обстановки [1]. Единый стандарт оснащения специалистами и оборудованием, требования к квалификации врачей, порядок организации и проведения консилиумов, требования к четкой маршрутизации пациентов, качеству и срокам выполнения исследований, а также создание комфортных мест для ожидания и отдыха пациентов создают благоприятную атмосферу и среду
© Петрова В.Ю, Коготыжев Р.К, Барсегова К.А, Костенко И.Н., Жирнова Г.М., 2024 г.
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024 а
для пациентов. Особенно актуально это для организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями [2].
В деятельности медицинской организации важно придерживаться пациентоцентричного подхода как в общении между врачами и пациентами, так и в самой организации лечебно-диагностических процессов. Принимая организационные решения, администрация должна в первую очередь оценить их пользу для пациентов. Для определения проблем в организации процессов и их совершенствования могут быть использованы инструменты бережливого производства.
В Российской Федерации внедрение бережливых технологий в здравоохранении получило активное развитие в 2016 году с разработкой и осуществлением соответствующего экспериментального проекта [3]. В 2017 году был утвержден паспорт проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» [4], стартовавшего в 2018 году в поликлинических организациях Российской Федерации. Данный проект продолжает развиваться и в настоящее время. Так, в 2023 году были обновлены методические рекомендации по внедрению бережливых технологий [5].
Бережливое производство в медицинских организациях направлено на реорганизацию внутренних процессов учреждения с целью выделения и улучшение элементов, приносящих ценность пациентам и посетителям, и устранения действий и затрат ресурсов, не несущих в себе ценности.
Инструменты бережливого производства дают возможность оценить текущее состояние медицинской организации или ее отдельного подразделения и внести в него организационные изменения, изменив отдельные процессы или подход к оказанию медицинской помощи в целом.
Изучены и проанализированы положительные результаты применения инструментов бережливого производства как в Российской Федерации, так и в зарубежных клиниках.
Так, например, использование бережливого производства (картирование потока ценности, диаграмма спагетти) в отделениях реанимации Медицинского центра Эпплтона позволило снизить стоимость оказания медицинской помощи в расчете на одного пациента на 15-28%, сократить среднюю продолжительность пребывания пациента в отделении на 10-15%, повысить долю пациентов, дающих оценку «отлично» деятельности центра с 68% в 2006 году
до 95% в 2010 году [6]. Они также позволили усовершенствовать деятельность аптечного пункта онкологического центра Иордании [7], повлияв на удовлетворенность пациентов деятельностью аптеки (с 62% до 69%) и значительно снизив время ожидания пациентов - с 22,3 до 8,1 минуты (при назначении <3 препаратов), с 31,8 минут до 16,1 (при >3 препаратов). Результаты, полученные в клинике лечения боли онкологического центра в Иордании, также продемонстрировали снижение времени ожидания пациентами приема специалиста в среднем с 72,5 минут до 21 минуты и повышение удовлетворенности пациентов с 75% до 96,7% [8].
Большинство исследований, описывающих применение бережливого производства с участием электронных технологий (автоматизация, симуляция) продемонстрировало значительный положительный эффект на деятельность подразделения, выражавшийся в снижении длительности ожидания, сокращении времени между приемами пациентов, укорочении длительности пребывания пациента в организации, минимизации количества пациентов, покинувших организацию, не дождавшись своего приема [9].
В Российской Федерации также описано успешное применение бережливых технологий для совершенствования деятельности медицинских организаций, например, внедрение их на основании проведенного SWOT-анализа в ГБУЗ «Городская поликлиника № 210 ДЗМ» позволило повысить охват прикрепленного населения мероприятиями по диспансеризации на 14,1%, а время ожидания исследований и приема врачей-специалистов уменьшить в среднем на 19% [10].
Исследование, проведенное в медицинских организациях Федерального медико-биологического агентства, продемонстрировало положительное влияние оптимизации процессов при помощи технологий бережливого производства на сокращение времени ожидания пациентов в регистратуре (с 30 до 5 минут), в очереди (с 2 часов до 30 минут), а также на скорость проведения исследований (промежуток времени между выдачей направления и получением результатов анализа крови сократился с 7 дней до 2 дней) [11].
Вышеперечисленные примеры демонстрируют положительный опыт применения бережливого производства в здравоохранении, в том числе с целью организации пациентоцентричного подхода к оказанию медицинской помощи посредством снижения времени ожидания, улучшения удовлетворенности пациентов.
С
•КС
Цель исследования:
изучение возможности применения бережливого производства для оптимизации работы Центра амбулаторной онкологической помощи (далее -ЦАОП) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы (далее - ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ») и совершенствования пациентоцентричного подхода к деятельности организации.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования проведен анализ научной литературы по теме с использованием научных платформ PubMed, Cyberleninka, Elibrary.
Описан опыт применения инструментов бережливого производства в ЦАОП и изучены показатели его деятельности.
Результаты
Центр Амбулаторной онкологической помощи ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» располагается в Юго-Западном округе города Москвы и обеспечивает оказание медицинской помощи более чем 120 тыс. прикрепленного населения. Деятельность ЦАОП направлена не только на обеспечение хорошей доступности и высокого качества оказываемой помощи, но и на организацию и соблюдение пациентоцентричного подхода, на создание в медицинской организации комфортных, безопасных условий для пациентов и посетителей.
С этой целью в ЦАОП активно применяются методы бережливого производства, направленные на минимизацию потерь и организацию эффективных процессов, все этапы которых несут ценность для пациентов.
В ходе организации работы подразделения используются следующие инструменты Lean Six Sigma: диаграмма Исикавы (рыбья кость) [12], процессные карты [13], картирование потока ценностей.
ЦАОП стремится оказывать пациентам медицинскую помощь в максимально удобных для пациента этого условиях. С этой целью, например, в здании ЦАОП располагается Аптека Центра лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы, где пациенты могут централизованно получить льготные противоопухолевые и сопроводительные препараты без необходимости тратить время и силы на посещение аптек по другим адресам.
Использование электронных медицинских систем также положительно влияет на работу с пациентами, поскольку улучшает процесс информирования пациентов путем открытия им доступа к электронной медицинской карте. С момента внедрения во всех лечебных учреждениях, подконтрольных Департаменту здравоохранения города Москвы, АРМ ЕМИАС медицинским работникам стало удобнее проводить анализ всех нозологических заболеваний пациента и отслеживать весь путь посещения им медицинских организаций, включая амбулаторную, стационарзамещающую и стационарную часть.
Своевременность оказания пациенту медицинской помощи является одним из ключевых факторов благоприятного исхода заболевания. В городе Москве одним из инструментов организации качественной и своевременной помощи пациентам с онкологическими заболеваниями или с подозрениями на них является составление, утверждение и применение клиентских путей, строго описывающих этапы и сроки лечения пациентов в зависимости от нозологии [14].
Медицинские организации города Москвы, в числе которых и ЦАОП, обязаны соблюдать клиентские пути и установленные ими сроки, что часто бывает непросто в связи с высокой нагрузкой на медицинскую организацию вследствие большого количества обращающегося впервые населения, а также прикрепленного населения, требующего диспансерного наблюдения. С целью недопущения затягивания сроков по обследованию, верификации диагноза и начала последующего специализированного лечения пациента производится мониторинг доступности приема врачами-онкологами первичных и «Д» пациентов с четким параллельным мониторингом доступности инструментально-лабораторной диагностики.
В процессе нахождения пациента в медицинской организации с целью прохождения исследования или лечения пациент также может встретиться с избыточной потерей времени по причине длительного ожидания приема или вследствие плохой организации внутренних процессов, которые могут потребовать от пациента лишних передвижений внутри ЦАОП или между филиалами. Подобные аспекты получения помощи могут негативно повлиять на настрой пациента, его психологическое состояние.
Перечисленные проблемы особенно актуальны для ЦАОП ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» в связи с ростом количества прикрепленного населения. За период с 01.01.2023 по 01.01.2024 численность
Менеджер / Manager № 10
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024 *
пациентов, прикрепленных к ЦАОП, выросла на 18,3% со 104 867 до 124 054, что привело к повышению спроса на диагностические исследования и лечение и к необходимости дополнительной оптимизации внутренних процессов с целью удовлетворения данного спроса. Более того, необходимо также обеспечить доступность консультативных приемов и исследований в объеме не менее 21%, то есть обеспечить достаточное количество незанятых слотов, которые были бы доступны первичным пациентам сверх удовлетворения спроса пациентов, проходящих клиентские пути.
Для решения выявленной проблемы была составлена диаграмма Исикава (рис. 1) с целью определения возможных факторов, способствующих возникновению лишних временных затрат пациентов (необходимость частого личного посещения ЦАОП, избыточное назначение диагностических исследований и длительное их ожидание, временные затраты, приходящиеся на процессы навигации по территории медицинской организации и на попытки узнать необходимую информацию, длительные ожидания в очереди).
Были выделены следующие возможные векторы усовершенствования:
- персонал (увеличение количества персонала, проведение его обучения);
- кабинеты (открытие новых кабинетов для приема/ осуществление исследований на месте кабинетов для административного или вспомогательного персонала, изменение размещения кабинетов);
- технические средства (обеспечение возможности записи по телефону, активное использование телемедицинских технологий);
- пропускной режим и паркинг (совершенствование пропускной системы, организация паркинга на территории ЦАОП);
- материальные средства (совершенствование навигации на основании отзывов пациентов, создание доступной среды для пациентов и посетителей с ограничениями жизнедеятельности);
- организация (снижение количества посещений ЦАОП пациентами, обеспечение более рационального расходования времени приема специалистами, мониторинг и актуализация численности прикрепленного населения).
Ряд данных усовершенствований был признан сложным в осуществлении в связи с ограниченностью финансовых или территориальных ресурсов
(к ним относятся значительное увеличение количества кабинетов или расширение штата), другие же оказалось возможным осуществить посредством внедрения организационных изменений.
В ЦАОП были предприняты следующие меры для снижения времени ожидания исследования пациентами:
- открытие дополнительных ресурсов для осуществления исследований (забор крови, ЭКГ);
- дооснащение манипуляционных кабинетов аппаратами УЗИ экспертного класса с целью обеспечения возможности выполнения биопсии под УЗ-навигацией;
- обучение врачей-онкологов ЦАОП современным диагностическим методам забора биоматериала (панч-биопсия, стереотакси-ческая биопсия), что позволило проводить данные виды биопсии в условиях ЦАОП без необходимости направления пациента в другие медицинские организации;
- осуществление забора биоматериалов посредством биопсии предстательной железы в условиях ЦАОП (ежедневно в среднем 8-10 пациентов проходят данное исследование в амбулаторных условиях, и не более 3 пациентов направляются для этого в стационар краткосрочного пребывания);
- организация возможности записи на прием или на исследование посредством колл-центра и онкопомощников (что особенно актуально для пожилых пациентов, не пользующихся современными цифровыми возможностями);
- информирование пациентов о благоприятных результатах гистологических исследований и о решениях онкоконсилиума с помощью телемедицинских технологий;
- организация выписки электронных рецептов на лекарственные препараты с помощью телемедицинских технологий.
Перечисленные выше изменения позволили, несмотря на увеличение количества прикрепленного населения, сохранить цифры доступности диагностических исследований в интервале 0-7 дней на хорошем уровне, соответствующем оптимальным цифрам ежедневной безубыточной и достаточной доступности в 25-30% от общего количества слотов, а в отдельных случаях даже значительно улучшить их. На рис. 2 и 3 представлена понедельная информация о доступности исследований в интервале 0-7 дней за период с 7 недели 2023 года по 20 неделю 2024 года.
С
•КС
в?
со
дата?
«2
|8 ¡ГО
ЙГ 1 □ ^
ВРЕМЕННЫЕ
ЗАТРАТЫ ПАЦИЕНТОВ ЦАОП
Сотрудники
Недостаточно врачей-специалистов
Недостаточно администраторов
—^Низкая скорость работы персонала
Недостаточная компетентность персонала
Не организована пропускная система и паркинг
Зоны пребывания
Рис.
та
ф
Кабинеты
Технические средства
Нехватка кабинетов
специалистов/
кабинетов для
исследований
Неравномерное размещение востребованных кабинетов *
Нет возможности записи через колл-центр
Нет возможности проведения телемедицинских консультаций нужном объеме
Недостаточно информации на официальном сайте
Затруднения в части навигации пациентов
Отсутствие элементов маршрутизации пациентов/ посетителей с нарушениями подвижности/ зрения/ слуха
Нерациональное количество посещений пациентами ЦАОП
Решение организационных вопросов в процессе посещения специалистов (заполнение ИДС, запись на исследование)
Организация
Отсутствие на информационных стендах нужной информации/ памяток
Материальные средства
/. Диаграмма Исикавы
На рис. 2 представлены данные по доступности забора крови, биопсии, электрокардиографии (далее - ЭКГ). Наилучших показателей удалось добиться в части улучшения доступности для пациента биопсий - на графике наблюдается стойкое повышение доступности биопсий, тогда как доступность забора крови и ЭКГ стабильно сохраняется, что является положительным признаком с учетом увеличения количества пациентов ЦАОП.
К данным благоприятным результатам привело не только выделение дополнительных ресурсов, направленных на проведение исследований, но и осуществление организационных мероприятий с целью определения настоящей потребности пациентов в исследованиях. Мониторинг назначений исследований продемонстрировал избыточное назначение врачами-онкологами диагностических исследований, которое возникало вследствие назначения пациентам полного пакета исследований без учета результатов исследований, полученных при обследовании пациента в поликлинике. Устранение данного дублирования исследований позволило снизить нагрузку на ЦАОП, а также выявить количество ресурсов, необходимое для прикрепленного населения с учетом вновь прибывающего населения.
На рис. 3 представлены данные по доступности ультразвуковых исследований (далее - УЗИ), КТ-и МРТ-исследований.
В начале 2023 года в ЦАОП отмечался высокий спрос на КТ- и МРТ-исследования, который
медицинская организация не могла удовлетворить, в результате чего список пациентов, ожидающих КТ-исследования, составлял более тысячи человек, а тех, кто ожидал МРТ - более пятисот человек. Организационные мероприятия, проведенные в условиях ЦАОП позволили элиминировать необходимость этого списка путем оптимизации процесса назначения и проведения исследований. Назначение данных исследований было проанализировано, были выявлены случаи необоснованного назначения исследований, с врачами были проведены обучающие мероприятия с целью профилактики подобной ситуации.
На графике видны колебания доступности исследования, связанные не только с вопросами организации процесса, но и с работоспособностью медицинского оборудования (КТ-, МРТ-аппараты), а в случае с УЗИ - с чрезвычайно высоким спросом на исследование со стороны пациентов. Сложность обеспечения доступности УЗИ связано с тем, что данный метод диагностики активно применяется не только врачами-онкологами ЦАОП, но и врачами-акушерами-гинекологами женских консультаций, пациентки которых при наличии направлений могут записаться на исследование в любой филиал ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ», тем самым занимая слоты, предусмотренные для пациентов с онкологическими заболеваниями.
Достаточной может быть признана степень доступности таких специалистов, как онкомаммоло-гов (рис. 4) и общих онкологов (рис. 5).
Доступность исследований в горизонте 0-7 дней, %
о а ш
90 80 70 60 50 40 30 20 10
о
Недели (с 7 недели 2023 г. по 20 неделю 2024 г.)
Забор крови
Биопсия
ЭКГ
С
#хс
Рис. 2. Доступность исследований в горизонте 0-7 дней, %
№ 10 Manager /Менеджер
2024 ZdrevoochrBnenie / здравоохранения
0
Доступность исследований в горизонте 0-7 дней (УЗИ, КТ, МРТ), %
^ 140
к 120
о 100
ш
§ 80
CD
| 60 5 40
L)
° 20
^ 0
и О
ч
• МРТ
КТ •УЗИ
0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)
^ ^ ^ ^
0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)
Недели (с 7 недели 2023 г. по 20 неделю 2024 г.)
Рис. 3. Доступность исследований в горизонте 0-7 дней (УЗИ, КТ, МРТ), %
60
50
40
8 30 S3
сэ 20
о
Доступность онкомаммолога в горизонте 0-3 дней, %
<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D
<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХхХХХХХХХХХ СО LO г--. О ■— СО LO г--. О ■— СО 1-П Г-- О ■— СО "-О г--. О ■— ^Г --о СО О CN ^Г "О со о
■—■—■—■—■— CNCNCNCNCNCOCOCOCOCO^T^r^r^r^ri-n
Недели (с 7 недели 2023 г. по 20 неделю 2024 г.)
— — — — — CN
Рис. 4. Доступность онкомаммолога в горизонте 0-3 дней, %
Доступность общего онколога в горизонте 0-3 дней, %
о
CD<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<D<DCD<D<D<D<D<D<D<D<D<D 131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313131313 CDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCDCD
к о СО Ю К 1
^sDCOOCN^sDCOO
Недели (с 7 недели 2023 г. по 20 неделю 2024 г.)
Рис. 5. Доступность общего онколога в горизонте 0-3 дней, %
Менеджер / Manager № 10
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024 *
0
5
0
Количество проведенных телемедицинских консультаций, ед.
2000
о
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
Выписка
лекарственных
препаратов
Онкологический консилиум
Результаты
гистологических
исследований
лллллллллллллллллллллл
ееееееееееееееееееееее дддддддддддддддддддддд
еееееееееееееееееееее ннннннннннннннннннннн
О СО 43 О 01 ио 00
О СО 43 О 01 ^ О СО 43 о
Недели (с 7 недели 2023 г. по 20 неделю 2024 г.)
Рис. 6. Количество проведенных телемедицинских консультаций, ед.
Положительная динамика была зафиксирована в количестве телемедицинских консультаций, проводимых с целью информирования пациентов о решении онкологического консилиума и о положительных результатах гистологических исследований (рис. 6).
Организационные изменения, которые были осуществлены в рамках совершенствования работы ЦАОП, оказали положительное влияние на медицинский и пациентский рейтинги ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ», которые формируются на основании совместных результатов работы амбулаторных и стационарных подразделений медицинской организации и могут использоваться руководством в качестве инструмента самодиагностики для оценки динамики деятельности организации. При сравнении рейтингов за период январь-июнь 2023 года с аналогичным периодом 2024 года было отмечено улучшение общих оценок (в медицинском рейтинге - с 2,7 до 3,3 баллов по пятибалльной шкале, в пациентском - с 2,4 до 3,6 баллов).
Согласно пациентскому рейтингу за изучаемый период произошло улучшение процессов информирования пациентов о результатах онкологического консилиума (с 2 баллов до 4), о плане лечения (с 2 баллов до 3), а также было отмечено повышение удовлетворенности пациентов объяснениями плана лечения (с 3 баллов до 4).
Медицинский рейтинг продемонстрировал рост ряда показателей своевременности и доступности диагностических этапов оказания медицинской помощи: срок верификации (с 2 баллов до 3), срок
определения тактики лечения (с 3 баллов до 5), доступность для неприкрепленных (с 2 баллов до 5). По пункту, связанному с доступностью помощи для прикрепленного населения, на данный момент не удалось добиться значимого прогресса, поэтому работа в этом направлении продолжается.
Пункты рейтинга, связанные с осуществлением лечения пациентов в условиях стационара, не рассматривались в ходе данного исследования, работа над ними будет продолжаться на последующих этапах совершенствования деятельности ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ».
Обсуждение
Бережливые технологии - это ценные инструменты для руководителя медицинской организации, позволяющие рационально и эффективно использовать имеющиеся в доступе ресурсы с целью организации оказания качественной медицинской помощи.
С помощью бережливых технологий можно достичь хороших результатов в части организации лечебно-диагностических процессов, сократив трату ресурсов или же повысив производительность труда при сохранении прежнего уровня потребляемых ресурсов.
Но экономическая выгода - это не единственная положительная сторона перехода к бережливости. Применение бережливых технологий и методологий также позволяет повысить пациентоцентрич-ность деятельности медицинской организации, позволив настроить процессы так, чтобы они максимально удовлетворяли потребности пациентов.
с
«КС
Осуществление телемедицинских консультаций, совершенствование деятельности са11-центра, активное развитие медицинских информационных систем и расширение возможности по взаимодействию с ними со стороны пациентов, рациональное размещение кабинетов, аптек ЦЛО - все эти мероприятия направлены в первую очередь на улучшение доступа пациента к медицинской помощи и к повышению удобства её получения.
Но бережливые технологии имеют свои ограничения: медицинская организация не может решить все свои проблемы лишь с помощью их применения. В определенный момент исчерпываются возможности организационных изменений, и возникшая проблема начинает требовать расширения ресурсной базы.
Солидные рейтинги организации, публикуемые Департаментом здравоохранения города Москвы, продемонстрировали улучшение диагностических процессов в условиях ЦАОП, но показали, что в ходе совершенствования деятельности ЦАОП не удалось значительно повысить доступность диспансерного наблюдения для прикрепленного населения по причине постоянного роста данной группы пациентов и высокой востребованности слотов на консультации и исследования как среди этой группы, так и среди пациентов, впервые обратившихся в ЦАОП с целью подтверждения диагноза и получения лечения.
Возможным решением данной проблемы станет организованный Департаментом здравоохранения города Москвы проект, нацеленный на перевод диспансерного наблюдения в телемедицинский формат, что позволит расширить охват населения без необходимости территориального расширения ЦАОП.
Медицинский рейтинг дает и другой вектор для дальнейшего совершенствования деятельности медицинской организации, заключающийся в применении инструментов бережливого производства на стационарные подразделения ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» с целью улучшения пунктов рейтинга, связанных с лечением.
Еще одной проблемой, которая была выявлена в процессе организационной работы ЦАОП, стало отсутствие возможности ограничивать доступ пациентов ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» к слотам конкретного филиала. Результатом сложившейся ситуации стала низкая доступность ультразвуковых методов исследования, которую не удалось исправить посредством внутренних организационных
изменений, в том числе увеличения количества ресурсов, направленных на проведение подобных исследований. В данном случае решением возникшей проблемы может стать внесение изменений в медицинскую информационную систему ЕМИАС, которые дали бы возможность настраивать доступ пациентов к консультациям и исследованиям филиалов, в которых они не проходят лечение.
Потому не представляется возможным считать бережливое производство инструментом по решению всех организационных проблем медицинской организации. Его использование приносит пользу и позволяет внести усовершенствование в деятельность учреждения, но в ряде случаев не способно полностью компенсировать нехватку ресурсов и рост нагрузки на клинику.
Выводы
Применение бережливых технологий позволяет повысить эффективность деятельности медицинской организации, а также сформировать паци-ентоцентричный подход к оказанию медицинской помощи.
На исход лечения пациентов влияет не только профессиональное и своевременное оказание им медицинской помощи, но и эмоциональное и психологическое состояние пациента, которое может ухудшиться вследствие отрицательного опыта пациентов в процессе диагностики и лечения заболевания (длительное ожидание, частые посещения специалистов, долгий путь в медицинскую организацию, некомфортная обстановка в медицинской организации).
Для предупреждения ситуаций, приводящих к подобному негативному опыту, могут быть использованы инструменты бережливого производства для определения проблемных процессов, изучения предпосылок и причин их возникновения, внесения корректировки в их организацию. Это позволяет повысить качество медицинской помощи, удовлетворенность пациентов.
Так, применение бережливых технологий в ЦАОП ГБУЗ «ММКЦ «Коммунарка» ДЗМ» позволило улучшить доступность исследований и консультаций специалистов, а также улучшить показатели медицинского (с 2,7 до 3,3 баллов) и пациентского (с 2,4 до 3,6 баллов) рейтинга организации.
Данные результаты позволяют говорить об актуальности бережливого производства не только в поликлинических учреждениях, но и в условиях центра амбулаторной онкологической помощи.
Менеджер / Мападег № 10
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024 а
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Агаларова К.Н. Субъективные параметры оценки больничной среды и их влияние на психологическое благополучие пациентов // Клиническая и специальная психология. 2015. Vol. 4, № 2. P. 84-97.
2. Edvardson D., Sandman P., Rasmussen B. Caring or uncaring - meanings of being in an oncology environment // Journal of Advanced Nursing. 2006. Vol. 55, № 2. P. 188-197.
3. Метельская А.В., Камынина Н.Н. Бережливая поликлиника: аспекты оптимизации медицинских процессов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Vol. 28, № 5. P. 994-999.
4. Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26 июля 2017 г. № 8)). Ссылка активна на 04.09.24. URL: https://base.garant.ru/71735156/
5. Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Ходырева И.Н., Крошка Д.В. и др. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (3-е издание с дополнениями и уточнениями). Методические рекомендации. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России; 2023. 146.
6. Bielaszka-DuVernay C. Redesigning acute care health services in Wisconsin // Health Affairs. 2011. Vol. 30, № 3. P. 422-425.
7. Hammoudeh S, Amireh A., Jaddoua S, Nazer L, Jazairy E, Al-Dewiri R. The Impact of Lean Management Implementation on Waiting Time and Satisfaction of Patients and Staff at an Outpatient Pharmacy of a Comprehensive Cancer Center in Jordan // Hospital Pharmacy. 2021. Vol. 56, № 6. P. 737-744.
8. Al Hroub A., Obaid A., Yaseen R, El-Aqoul A., Zghool N, Abu-Khudair H. et al. Improving the Workflow Efficiency of An Outpatient Pain Clinic at A Specialized Oncology Center by Implementing Lean Principles // Asia Pacific Journal of Oncology Nursing. 2019. Vol. 6, № 4. P. 381-388.
9. Tlapa D, Tortorella G, Fogliatto F, Kumar M, Mac Cawley A, Vassolo R. et al. Effects of Lean Interventions Supported by Digital Technologies on Healthcare Services: A Systematic Review // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 19, № 15.
10. Евдаков В.А, Алленов А.М, Артемьева Г.Б, Львова Д.П, Алехин С.Г, Гущин М.В. Cовершенствование деятельности городской поликлиники на основе бережливых технологий // Наука молодых - Eruditio Juvenium. 2020. Vol. 8, № 4. P. 481-494.
11. Уйба В.В., Забелин М.В, Миронова В.В., Касымова О.А., Кретов А.С. Технологии бережливого производства в здравоохранении (опыт ФМБА России) // Медицина экстремальных ситуаций. 2018. Vol. 20, № 3. P. 248-252.
12. Taghizadegan S. Mastering Lean Six Sigma: Advanced Black Belt Concepts. Momentum Press. 2013. 400.
13. Colligan L, Anderson J.E., Potts H.W.W., Berman J. Does the process map influence the outcome of quality improvement work? A comparison of sequential flow diagram and a hierarchical task analysis diagram // BMC Health Services Research. 2010. Vol. 10, № 1.
14. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.01.2022 г. № 16 «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «Онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы». Ссылка активна на 04.09.24. URL: https://base.garant.ru/403620046/
ORIGINAL PAPER
USING LEAN TECHNOLOGIES TO CREATE PATIENT-CENTERED APPROACH TOWARDS MEDICAL CARE FOR PATIENTS OF OUTPATIENT CANCER CENTER
V.Yu. Petrova a : , R.K. Kogotyzhevb, K.A. Barsegova c, I.N. Kostenko d, G.M. Zhirnova e
a b q d Moscow State Budgetary Institution of Healthcare «Moscow Multidisciplinary Clinical Center «Kommunarka» of Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia; e Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management, Moscow, Russia. a https://orcid.org/0000-0001-8822-1294; b https://orcid.org/0000-0002-1589-6423; c https://orcid.org/0000-0002-4416-3309; d https://orcid.org/0009-0005-5461-8628.
И Corresponding author: Petrova V.Yu.
ABSTRACT
It is crucial to implement and use patient-centered approach towards communication between doctors and patients and towards management of treatment and diagnostics. The instruments of lean production can be used in order to find problems of organizational processes and to solve and improve them.
Purpose of the study is to evaluate the possibility of using lean production to improve patient-centered approach towards the work of Outpatient Cancer Center.
Materials and methods. The scientific articles from databases pubmed, cyberleninka, elibrary were studied. The performance results of Outpatient Cancer Center were analyzed.
Results. During research the performance of Outpatient Cancer Center and its change as a result of using lean production instruments was analyzed. The positive results including the improvement of availability of diagnostics and consultations were found out. The medical and patient ratings of organizations have also shown significant improvement.
Findings. Thus, the use of lean production not only in outpatient clinic but also in Outpatient Cancer Center is relevant nowadays. The instruments of lean production can improve healthcare processes and make them more patient-centered. Keywords: lean production, lean technologies, patient-centered approach, oncology, outpatient cancer center
For citation: Petrova V.Yu., Kogotyzhev R.K., Barsegova K.A., Kostenko I.N., Zhirnova G.M. Using lean technologies to create patient-centered approach towards medical care for patients of Outpatient cancer center. Manager Zdravookhranenia. 2024; 10:4-14. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-10-4-14
•КС
№ 10
2024
Manager
Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
змо зЯо
зио
REFERENCES
1. Agalarova K.N. Subjective Factors of the Hospital Environment and Their Influence on Psychological Well-being of Patients // Clinical Psychology and Special Education. 2015. Vol. 4, № 2. P. 84-97.
2. Edvardson D, Sandman P., Rasmussen B. Caring or uncaring - meanings of being in an oncology environment // Journal of Advanced Nursing. 2006. Vol. 55, № 2. P. 188-197.
3. Metelskaia A.V., Kamynina N.N. The lean polyclinic: aspects of optimization of medical processes // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020. Vol. 28, № 5. P. 994-999.
4. Passport of the priority project "Creation of a new model of a medical organization providing primary health care" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects (Protocol No. 8 dated July 26, 2017)). - URL: https://base.garant.ru/71735156 / (Date of access: 04.09.24).
5. Karakulina E.V., Vvedensky G.G., Khodyreva I.N., Kroshka D.V., etc. A new model of a medical organization providing primary health care (3rd edition with additions and clarifications). Methodological recommendations. M.: Federal State Budgetary Institution "NMIC TPM" of the Ministry of Health of the Russian Federation; 2023. 146.
6. Bielaszka-DuVernay C. Redesigning acute care health services in Wisconsin // Health Affairs. 2011. Vol. 30, № 3. P. 422-425.
7. Hammoudeh S, Amireh A, Jaddoua S, Nazer L, Jazairy E, Al-Dewin R. The Impact of Lean Management Implementation on Waiting Time and Satisfaction of Patients and Staff at an Outpatient Pharmacy of a Comprehensive Cancer Center in Jordan // Hospital Pharmacy. 2021. Vol. 56, № 6. P. 737-744.
8. Al Hroub A., Obaid A., Yaseen R, El-Aqoul A., Zghool N, Abu-Khudair H. et al. Improving the Workflow Efficiency of An Outpatient Pain Clinic at A Specialized Oncology Center by Implementing Lean Principles // Asia Pacific Journal of Oncology Nursing. 2019. Vol. 6, № 4. P. 381-388.
9. Tlapa D, Tortorella G, Fogliatto F, Kumar M, Mac Cawley A., Vassolo R. et al. Effects of Lean Interventions Supported by Digital Technologies on Healthcare Services: A Systematic Review // International journal of environmental research and public health. 2022. Vol. 19, № 15.
10. Evdakov V.A., AllenovA.M., Artemyeva G.B., Lvova D.P., Alekhin S.G., Gushchin M.V. Improvement of municipal outpatient activity on the basis of lean technologies // Science of the young (Eruditio Juvenium). 2020. Vol. 8, № 4. P. 481-494.
11. Uyba V.V., Zabelin M.V., Mironova V.V., Kasymova O.A., Kretov A.S. Lean manufacturing technologies in healthcare (experience of FMBA of Russia) // Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations). 2018. Vol. 20, № 3. P. 248-252.
12. Taghizadegan S. Mastering Lean Six Sigma: Advanced Black Belt Concepts. Momentum Press. 2013. 400.
13. Colligan L, Anderson J.E., Potts H.W.W., Berman J. Does the process map influence the outcome of quality improvement work? A comparison of sequential flow diagram and a hierarchical task analysis diagram // BMC Health Services Research. 2010. Vol. 10, № 1.
14. Order of the Moscow Department of Health dated 14.01.2022 No. 16 "On the organization of medical care in the field of "Oncology" in medical organizations of the state healthcare system of the city of Moscow". - URL: https://base.garant. ru/403620046/(Date of access: 04.09.24).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Петрова Вероника Юрьевна - врач-методист, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия.
Veronika Yu. Petrova - physician, Moscow State Budgetary Institution of Healthcare «Moscow Multidisciplinary Clinical Center «Kommunarka» of Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Коготыжев Рустам Казбекович - заместитель главного врача по онкологии, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия. Rustam K. Kogotyzhev - deputy chief physician, Moscow State Budgetary Institution of Healthcare «Moscow Multidisciplinary Clinical Center «Kommunarka» of Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Барсегова Карина Арменовна - начальник отдела «Проектный офис», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия. Karina A. Barsegova - head of department «Project office», Moscow State Budgetary Institution of Healthcare «Moscow Multidisciplinary Clinical Center «Kommunarka» of Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Костенко Ирина Николаевна - старшая медицинская сестра Центра амбулаторной онкологической помощи, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка» Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия.
Irina N. Kostenko - head nurse of Outpatient cancer center, Moscow State Budgetary Institution of Healthcare «Moscow Multidisciplinary Clinical Center «Kommunarka» of Moscow Healthcare Department», Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Жирнова Галина Михайловна - канд. мед. наук, доцент, Государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», г. Москва, Россия. Galina M. Zhirnova - Ph.D. (Medicine), associate professor, Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Менеджер / Manager № 10
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2024 j