Научная статья на тему 'БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ'

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВОДООТВЕДЕНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОТЕРИ / СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ / УСЛУГИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / LEAN PRODUCTION / WATER DISPOSAL / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / LOSSES / COST REDUCTION / SERVICES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамина Ольга Викторовна

Введение: жилищно-коммунальное хозяйство это одна из наиболее важных областей социально-экономической системы, влияющая на все стороны человеческой жизни. В настоящее время первостепенным фактором успеха предприятий ЖКХ является повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В то же время соотношение цены и качества, а также доступность ЖКУ для потребителя являются основополагающими факторами, которые характеризуют качество жизни населения. Материалы и методы: материалами для исследования послужили научные труды отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам внедрения бережливых технологий, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, публикации в периодической печати. В исследовании использовались и применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, экономико-статистический, наблюдения, сравнения. Результаты: проведенное исследование заключается в выявлении основных проблем обеспечения жителей г. Княгинино услугами холодного водоснабжения. Как показал анализ деятельности МУП «Княгининское ЖКХ», главной проблемой является большое количество затраченного времени на обнаружение аварийного участка на трубопроводе, который ведет к водонапорной башне. Для решения данной проблемы было предложено внедрение дистанционного управления насосом водонапорной башни. Обсуждение: на основе обобщения исследований были выявлены основные проблемы в предоставлении качественных услуг населению предприятиями ЖКХ. Был определен план мероприятий, которые необходимы для решения проблем, выявленных при анализе текущего состояния предприятия. Реализация мероприятий подразумевает использование методов бережливого производства. В ходе проделанной работы установлено, что данный проект является экономически выгодным, при его внедрении сократится время на устранение аварий водоснабжения, а также снизятся финансовые расходы, связанные с утечкой воды в процессе поиска и устранения аварии. Заключение: на основе анализа деятельности предприятий отрасли ЖКХ предложено внедрение элементов Lean-технологий, которые позволят улучшить качество услуг, предоставляемых населению, и повысить эффективность функционирования организаций в этой отрасли.Introduction: housing and communal services are one of the most important areas of the socio-economic system, affecting all aspects of human life. Currently, the primary factor for the success of housing and utilities enterprises is to improve the quality of housing and communal services (HCS). At the same time, the ratio of price and quality, as well as the availability of housing for the consumer are fundamental factors that characterize the quality of life of the population. Materials and methods: the research materials were the scientific works of domestic scientists and economists devoted to the problems of implementing lean technologies, materials of international, all-Russian and regional scientific and practical conferences, publications in the periodical press. The following methods were used and applied in the study: monographic, abstract-logical, computational-constructive, economic-statistical, observations, comparisons. Results: the research is aimed at identifying the main problems of providing residents of knyaginino with cold water disposal services. As shown by the analysis of the activities of the municipal unitary enterprise "Knyagininskoe housing and communal services", the main problem is the large amount of time spent on detecting an emergency section on the pipeline that leads to the water tower. To solve this problem, it was proposed to implement remote control of the water tower pump. Discussion: based on the generalization of research, the main problems in providing quality services to the population by housing and utilities enterprises were identified. A plan of measures that are necessary to solve the problems identified in the analysis of the current state of the enterprise was determined. Implementation of measures implies the use of lean production methods. In the course of the work done, it was established that this project is cost-effective, its implementation will reduce the time to eliminate water supply accidents, as well as reduce the financial costs associated with water leakage during the search and elimination of accidents. Conclusion: based on the analysis of the activities of enterprises in the housing and utilities sector, it is proposed to introduce elements of Lean technologies that will improve the quality of services provided to the population and improve the efficiency of organizations in this industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ»

08.00.05 УДК 332.8

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ

© 2020

Ольга Викторовна Шамина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация

Введение: жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из наиболее важных областей социально-экономической системы, влияющая на все стороны человеческой жизни. В настоящее время первостепенным фактором успеха предприятий ЖКХ является повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В то же время соотношение цены и качества, а также доступность ЖКУ для потребителя являются основополагающими факторами, которые характеризуют качество жизни населения.

Материалы и методы: материалами для исследования послужили научные труды отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам внедрения бережливых технологий, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, публикации в периодической печати. В исследовании использовались и применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, экономико-статистический, наблюдения, сравнения.

Результаты: проведенное исследование заключается в выявлении основных проблем обеспечения жителей г. Княгинино услугами холодного водоснабжения. Как показал анализ деятельности МУП «Княгининское ЖКХ», главной проблемой является большое количество затраченного времени на обнаружение аварийного участка на трубопроводе, который ведет к водонапорной башне. Для решения данной проблемы было предложено внедрение дистанционного управления насосом водонапорной башни.

Обсуждение: на основе обобщения исследований были выявлены основные проблемы в предоставлении качественных услуг населению предприятиями ЖКХ. Был определен план мероприятий, которые необходимы для решения проблем, выявленных при анализе текущего состояния предприятия. Реализация мероприятий подразумевает использование методов бережливого производства. В ходе проделанной работы установлено, что данный проект является экономически выгодным, при его внедрении сократится время на устранение аварий водоснабжения, а также снизятся финансовые расходы, связанные с утечкой воды в процессе поиска и устранения аварии.

Заключение: на основе анализа деятельности предприятий отрасли ЖКХ предложено внедрение элементов Lean-технологий, которые позволят улучшить качество услуг, предоставляемых населению, и повысить эффективность функционирования организаций в этой отрасли.

Ключевые слова: бережливое производство, водоотведение, жилищно-коммунальное хозяйство, потери, снижение затрат, услуги, эффективность.

Для цитирования: Шамина О. В. Бережливое производство как способ повышения эффективности работы предприятий ЖКХ // Вестник НГИЭИ. 2020. № 5 (108). С. 39-49.

LEAN PRODUCTION AS A WAY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF HOUSING AND UTILITIES ENTERPRISES

© 2020

Olga Viktorovna Shamina, Ph. D. (Economy), associate Professor of Department «Economics andautomation of businessprocesses» Nizhny Novgorod state engineering-economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract

Introduction: housing and communal services are one of the most important areas of the socio-economic system, affecting all aspects of human life. Currently, the primary factor for the success of housing and utilities enterprises is to improve the quality of housing and communal services (HCS). At the same time, the ratio of price and quality, as well as the availability of housing for the consumer are fundamental factors that characterize the quality of life of the population.

Materials and methods: the research materials were the scientific works of domestic scientists and economists devoted to the problems of implementing lean technologies, materials of international, all-Russian and regional scientific and practical conferences, publications in the periodical press. The following methods were used and applied in the study: monographic, abstract-logical, computational-constructive, economic-statistical, observations, comparisons. Results: the research is aimed at identifying the main problems of providing residents of knyaginino with cold water disposal services. As shown by the analysis of the activities of the municipal unitary enterprise "Knyagininskoe housing and communal services", the main problem is the large amount of time spent on detecting an emergency section on the pipeline that leads to the water tower. To solve this problem, it was proposed to implement remote control of the water tower pump.

Discussion: based on the generalization of research, the main problems in providing quality services to the population by housing and utilities enterprises were identified. A plan of measures that are necessary to solve the problems identified in the analysis of the current state of the enterprise was determined. Implementation of measures implies the use of lean production methods. In the course of the work done, it was established that this project is cost-effective, its implementation will reduce the time to eliminate water supply accidents, as well as reduce the financial costs associated with water leakage during the search and elimination of accidents.

Conclusion: based on the analysis of the activities of enterprises in the housing and utilities sector, it is proposed to introduce elements of Lean technologies that will improve the quality of services provided to the population and improve the efficiency of organizations in this industry.

Keywords: lean production, water disposal, housing and communal services, losses, cost reduction, services, efficiency.

For citation: Shamina O. V. Lean production as a way to improve the efficiency of housing and utilities enterprises // Bulletin NGIEI. 2020. № 5 (108). P. 39-49.

Глобальная конкуренция резко увеличила темпы бизнеса. Каждый шаг по доставке продуктов или услуг на рынок имеет стратегически важное значение. Организации, стремящиеся занять устойчивое положение на рынке, должны создавать ценность для клиентов, оптимизируя процессы и сокращая отходы, используя современные модели управления [1, с. 43].

Введение

(Toyota Production System). В основе бережливого производства находится не сокращение затрат предприятия, поскольку это может негативно отразиться на качестве продукции, а предотвращение потерь или брака.

Центральные аспекты бережливого производства представлены в работах Дж. Вумека, Дж. Крав-чика, Д. Лайкера, Д. Теппинга, М. Коленсо, М. Имаи и др. [3; 4; 5].

Одним из современных методов повышения эффективности производственного процесса является применение концепции бережливого производства (Lean Production). Уровень внедрения lean-технологий в отечественных компаниях на сегодняшний день не достаточно значителен - большая часть организаций пока ведут работы на «пилотных» участках или в отдельных производственных подразделениях, применяя при этом 1-2 инструмента из арсенала бережливого производства. Одна из основных причин недостаточно инициативного внедрения бережливого производства в российских организациях обнаруживается в непонимании концепции бережливого производства [2, с. 160].

За счет внедрения технологии бережливого производства повышается гибкость производственных процессов, улучшается качество продукции, устанавливаются долгосрочные отношения с потребителями. Главной целью концепции бережливого производства является непрерывное улучшение производственных процессов за счет исключения потерь от перепроизводства, ожиданий, излишней обработки деталей, избытков запасов, дефектов,

Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам внедрения бережливых технологий, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, публикации в периодической печати. В исследовании использовались следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчётно-конструктивный, экономико-статистический, наблюдения, сравнения.

Результаты исследования

Материалы и методы

Бережливое производство, или Lean Production (LP), относится к управленческой концепции, позволяющей оптимизировать бизнес-процессы, устранить потери и разработать новые инструменты, позволяющие осуществлять взаимодействие с поставщиками и клиентами. Эта концепция известна во всём мире под названием TPS

неэффективного использования ресурсов. Устранение перечисленных потерь приводит к повышению качества производственных процессов и позволяет ускорить выпуск готовой продукции [6, с. 180].

Факторы, определяющие успех внедрения технологии бережливого производства:

1) поддержка внедрения технологии руководством;

2) грамотное управление персоналом со стороны руководства всех уровней;

3) развитие понимания системы бережливого производства среди рядовых сотрудников за счет реализации пилотных проектов;

4) выделение достаточного объема ресурсов на реализацию перехода к системе бережливого производства [7, с. 196].

Нижегородская область стала первым регионом России, где внедряются «бережливые» технологии сразу в нескольких ключевых сферах: промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, социальной защите, государственном и муниципальном управлении. 18 предприятий региона внедрили к началу 2019 г. «бережливое» производство. По предварительным оценкам, новый подход к работе повысил их производительность труда на 7-21 %. По сравнению с 2017 г. объем заказов всех предприятий-участников программы вырос с 1 до 8,9 млрд руб. [8].

Как отмечается, в 2019 году в регионе в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» осуществлено почти 1 800 проектов по внедрению бережливых технологий. Большая часть из них, особенно в социальной сфере, призваны сделать государственные услуги более доступными для нижегородцев [9].

Положительный опыт имеется и в других регионах России. Например, в Белгородской области бережливые технологии применяются во всех областях социальной и экономической жизни, при этом уже виден многоплановый эффект. Более 88 организаций уже используют бережливые технологии, реализовано 750 проектов в муниципалитетах [10].

В Липецкой области успешно осваивают Lean-технологии как медицинские организации, так и промышленные компании, такие как ПАО «НЛМК», АО «Липецкий хладокомбинат» [11].

Активно включились в эту работу Самарская, Рязанская, Кемеровская, Сахалинская области и Республика Башкортостан.

На сегодняшний день вопрос внедрения бережливых технологий в сферу ЖКХ является весьма актуальным, что подтверждается положительным российским и зарубежным опытом такой практики [12].

В Нижегородской области таким примером может служить АО «Теплоэнерго» (крупнейший поставщик тепловой энергии в Нижнем Новгороде), применяющий элементы бережливого производства уже более двух лет. За это время предприятию удалось снизить стоимость текущего ремонта и увеличить объемы работ по замене сетей [13].

Для правильной адаптации бережливого производства в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо определить характерные особенности этих процессов в данной сфере услуг:

• важность информации, и эта информация должна быть полной, понятной и достоверной;

• значительная вариативность задач;

• большое число этапов передачи информации;

• скрытые выгоды и издержки от более эффективного предоставления услуг;

• отсутствие явной мотивации для ускорения оказания услуг [14, с. 84].

В настоящее время по оценкам экспертов около половины затрат в организациях сферы услуг - это затраты, вызванные низкой скоростью удовлетворения нужд потребителя или переделками.

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из наиболее значимых и кризисных отраслей страны. Особое значение ей придает тот факт, что представление жилищно-коммунальных услуг оказывает определяющее значение на уровень жизни населения. А именно данный показатель в последние годы принято рассматривать в качестве одного из критериев эффективности государственного регулирования в экономике.

«Экономический механизм, сложившийся сегодня в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не обеспечивает эффективную и надежную работу коммунальных предприятий, их своевременную модернизацию и удовлетворение растущих требований потребителей. Несмотря на то, что сейчас активно апробируются различные организационно-правовые формы функционирования ЖКХ, выстраивающиеся обновленные бизнес-процессы не всегда способствуют повышению эффективности работы коммунальных предприятий. Вместе с тем «цифро-визация», охватившая все сферы экономической деятельности, серьезно меняет экономический механизм в сфере управления предприятиями ЖКХ.

Под понятием «цифровизации» предприятий ЖКХ подразумевают использование любых информационных технологий, которые улучшают, автоматизируют и роботизируют проекты и бизнес-процессы. Причем, если несколько прошлых десятилетий развитие происходило под трендом

автоматизации проектов и бизнес-процессов, то сейчас актуально частичное либо полное исключение из управляющей цепочки процессов, исполняемых человеком (англ. Robotics process automation, RPA). RPA представляет собой уже автоматизацию (роботизацию) повторяющихся бизнес-процессов путем установки программного обеспечения, которое при помощи пользовательских интерфейсов работает с приложениями и компонентами «поверх» основной ИТ-архитектуры, реплицируя действия, которые традиционно осуществляются человеком» [15, с. 233].

Существенной ценностью для организаций, внедряющих бережливое производство, является удовлетворенность потребителя предоставляемыми услугами [16, с. 200].

Особенностью услуги в отрасли ЖКХ является ее востребованность, так как нет ни одного жителя в стране, который бы не пользовался коммунальными услугами [17, с. 49].

По исследованиям экспертов важнейшими вопросами в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

- неудовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг;

- большая изношенность инженерной инфраструктуры;

- неэффективная система управления [18].

Одним из видов услуг, предоставляемых

МУП «Княгининское ЖКХ» Княгининского района, является услуга водоснабжения, которая является единственной отраслью организации, приносящей даже в существующих условиях прибыль и являющейся рентабельной.

Главной целью предприятия является обеспечение надежного функционирования централизованного водоснабжения и водоотведения.

Для усовершенствования качества предоставляемой услуги водоснабжения потребителю, снижения затрат на устранение аварийности и улучшение жизнедеятельности населения необходимо не только разработать проект предотвращения аварийности водоснабжения, но также снизить затраты предприятия на устранение аварий. Внедрение системы бережливого производства в систему ЖКХ позволит усовершенствовать процесс быстрого реагирования на аварии, а также меньше затрачивать ресурсов на устранение аварий.

Для снижения потерь водных ресурсов и сокращения времени на поиск аварии и ее устранение было предложено внедрение дистанционного

управления насосом водонапорной башни в МУП «Княгининское ЖКХ».

В ходе проведения исследования нами были выявлены наиболее актуальные проблемы функционирования ЖКХ:

- очень низкая система планирования, которая, в свою очередь, предполагает необходимость четкого определения целей и задач функционирования жилищно-коммунального хозяйства на год;

- недостаточно эффективная деятельность управления службы ЖКХ, которая должна определять четкое распределение задач и работы между подразделениями, работниками, более качественные разработанные должностные инструкции;

- низкий уровень координации деятельности отдельных подразделений и работников этой отрасли, низкий контроль со стороны руководства ЖКХ, который должен проводить проверку, выявлять нарушения при выполнении должностных инструкции;

- нехватка средств на различные виды ремонта;

- нецелевое использование денежных средств.

Автоматизация традиционных методов устранения аварийности систем позволяет решить все эти проблемы, а также повышает производительность труда сотрудников за счет сокращения времени устранения, обработки и поиска мест аварий; обеспечивает слаженную работу всех подразделений, повышая ее эффективность. Внедрение системы бережливого производства в отрасль ЖКХ позволит усовершенствовать процесс быстрого реагирования на аварии и снизить количество затрачиваемых ресурсов на устранение аварий.

Обсуждение

В МУП «Княгининское ЖКХ» Княгининского района Нижегородской области существует отдельная водопроводно-ремонтная служба в составе начальника службы, бригадира, трех слесарей, водителя и экскаватора с экскаваторщиком. За год на водопроводах и сетях в среднем по району происходит около 90 аварийных ситуаций. Норматив устранения аварийной ситуации 8 часов.

Анализ исследования данного предприятия показал, что главной проблемой является большое количество затраченного времени на обнаружение аварийного участка на трубопроводе, который ведет к водонапорной башне. Для устранения этого недостатка нами были применены методы бережливого производства. Первоначально нами была разработана карта проекта, состоящая из 4-х разделов (табл. 1).

Таблица 1. Карта проекта Table 1. Map of the project

1. Вовлеченные лица и рамки проекта / Persons involved and the scope of the project. Заказчик проекта: МУП «Княгининское ЖКХ» / Customer: MUP «Housing and communal services of Knyagininskiy». Периметр проекта: г. Княгинино и Княгининский район / The perimeter of the project: city of Knyaginino and Knyagininskiy district 2. Обоснование выбора / Rationale for the choice. Ключевые риски: высокая трудоемкость процесса установки оборудования, обучение сотрудников / Key risk: high labor intensity of the equipment installation process, training of employees. Проблемы / Problems: 1) отсутствие оповещения о произошедшей аварии / no notification of an accident; 2) большие затраты времени на обнаружение места аварии / large time spent on detecting the accident site; 3) потери финансовых ресурсов за счет утечки воды во время аварийной ситуации / loss of financial resources due to water leakage during an emergency

3. Цели и задачи проекта / The goals and objectives of the project. Цель: сокращение потерь, связанных с обнаружением и устранением аварийной ситуации и её последствий / Goal: to reduce losses associated with the detection and elimination of an emergency and its consequences. Задачи / Tasks: 1) обоснование необходимости внедрения дистанционного управления насосом / justification of the need to implement remote control of the pump; 2) закупка оборудования и его установка / purchase of equipment and its installation; 3) обучение сотрудников в сфере обслуживания данного программного продукта / training of employees in the field of maintenance of this software product; 4) проверка работы оборудования / checking the operation of the equipment; 5) подведение итогов проведенной работы / summing up the results of the work carried out 4. План мероприятий / The action plan: 1) обоснованность необходимости внедрения дистанционного управления насосом / justification of the need to implement remote control of the pump; 2) покупка оборудования / purchase of equipment; 3) установка оборудования дистанционного управления насосом водонапорной башни / installation of remote control equipment for the water tower pump; 4) адаптация оборудования дистанционного управления насосом водонапорной башни под специфику работу ЖКХ / adaptation of remote control equipment for the water tower pump to the specifics of housing and communal services; 5) обучение сотрудников ЖКХ работе с программным продуктом и электронным датчиком давления / training of housing and utilities employees to work with a Pro-gram product and an electronic pressure sensor; 6) внесение сведений в базу данных программного продукта / entering information into the software product database; 7) подведение итогов внедрения системы и разработка мероприятий по устранению проблем / summarizing the implementation of the system and developing measures to eliminate problems

Источник: составлено автором.

Весь процесс устранения аварии начинается с того, что главный инженер с ремонтной бригадой отправляется к водонапорной башне для проверки уровня воды. Так происходит обнаружение аварии. После этого определяется место аварии и осуществляется отключение воды, поступающей к аварийному участку трубопровода.

На данном этапе были выделены следующие проблемы:

- временные затраты на дорогу (это означает, что для того, чтобы найти место аварии, инженеру необходимо сначала добраться до башни);

- большие потери времени на поиск аварии;

- потеря воды и финансовых ресурсов за время нахождения аварийного участка трубопровода.

Далее бригада ремонтников отправляется непосредственно на место произошедшей аварии и начинает подготовку к устранению самой аварии и ее последствий. Завершающим этапом процесса устранения аварии является проверка результатов ремонта участка трубопровода, для того чтобы исключить возможность появления аварийной ситуации на трубопроводе вновь.

Нами был определен план мероприятий, которые необходимы для решения проблем, выявленных при анализе текущего состояния предприятия. План мероприятий:

1. Обоснованность необходимости внедрения дистанционного управления насосом.

2. Покупка оборудования.

3. Установка оборудования дистанционного управления насосом водонапорной башни.

4. Адаптация оборудования дистанционного управления насосом водонапорной башни под специфику работу ЖКХ.

5. Обучение сотрудников ЖКХ работе с программным продуктом и электронным датчиком давления.

6. Внесение сведений в базу данных программного продукта.

7. Подведение итогов внедрения системы и разработка мероприятий по устранению проблем.

Актуальность идеи заключается в том, что дистанционное управление насосом водонапорной башни позволит в кратчайшие сроки извещать собственника о возникновении аварийной ситуации, что, в свою очередь, способствует более быстрой ликвидации аварии и её последствий, что повлияет на улучшение финансового состояния организации

за счет сокращения затрат по ликвидации последствий аварий.

На карте целевого состояния нами был представлен процесс устранения аварийности водоснабжения в г. Княгинино. Сначала информация поступает диспетчеру на компьютер, после чего он сообщает о ней главному инженеру. Главный инженер вместе с бригадой отправляется и отключает воду, поступающую к месту аварии. После этого они отправляются на место аварии и приступают к ее устранению. После того как работники устранили аварию, происходит проверка, чтоб авария не случилась вновь, и только после этого происходит завершение работ. При данной системе время устранения аварийности снизится на 1 час 3 мин., что существенно для данного предприятия.

В ходе работы была разработана смета проекта, согласно которой общие затраты составили 548 835 руб., из них стоимость работ составила 11 300 руб. или 2,1 % от всех расходов, стоимость оборудования 524 035 руб. или 95,5 %, стоимость обучения сотрудников составила 13 500 руб. или 2,4 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее мы рассмотрим проектирование плана мероприятий проекта, расписанного с помощью Microsoft Project.

Рис. 1. Разработка оптимизации процесса аварийности водоснабжения и внедрения диспетчерской службы и программного продукта в МУП Княгининское ЖКХ Fig. 1. Development of optimization of the process of accidents of water supply and implementation of dispatching service and software product in Knyagininskiy MUP housing and communal services Источник: составлено автором с помощью Microsoft Project

Первый этап анализа и сбора необходимых данных является самым большим по длительности (62 дня), так как в нем рассматривается весь про-

цесс полностью. Трудозатраты всего проекта составляют 424 часов, а трудоемкость этого анализа составила 303 часа.

Название задачи ▼ | Длительност ▼ Начало ▼ Окончание ▼ Затраты т Трудозатраты ▼ 9 Апр'19 Май "19 10 17 24 31 07 14 21 28 05 12 19 1 Июн '19 26 02 09 16

* Разработка оптимизации процесса аварийности водоснабжения и внедрение диспетчерской службы и програмного продукта Точка Точка 75 дней Пт 15.02.19 Чт 30.05.19 548 835,00р. 424 часов 1

[> Этап анализа и сбор необходимых данных 62 дней Пт 15.02.19 Пн 13.05.19 0,00р. 303 часов

12 * Закупка оборудования дней Пн 13.05.19 Вт 21.05.19 524 035,00р. 33 часов ы

13 Связь с поставщиком для пкупки 0,5 дней Пн 13.05.19 Пн 13.05.19 0,00р. 4 часов [

оборудования

14 Обсуждение сроков доставки 0,25 дней Пн 13.05.19 Пн 13.05.19 9 035,00р. 2 часов L

15 Доставка оборудования 7 дней Пн 13.05.19 Вт 21.05.19 515 000,00р. 24 часов т

16 Проверка прибывшего оборудования 0,38 дней Вт 21.05.19 Вт 21.05.19 0,00р. 3 часов

17 и Этап внедрения 8 дней Вт 21.05.19 Чт 30.05.19 24 800,00р. 88 часов

Рис. 2. Этап закупки оборудования Fig. 2. Stage of purchase of equipment Источник: составлено автором с помощью Microsoft Project.

Этап закупки оборудования состоит всего из 9 035 руб. на доставку и 515 000 руб. за само обору-

несколько задач. Основные из них - это связь с по- дование, время этого этапа составило 7 дней, трудо-

ставщиком и доставка оборудования на место для затраты данного этапа составили 33 часа. дальнейшей эксплуатации. Расходы составили

1 Название задачи т Длительно™ т Начало т Окончание - Затраты • Трудозатраты - 9 Апр'19 Май 19 Июн '19 10 17 I 24 I 31 I 07 I 14 I 21 28 05 12 19 2В 02 09 16

' Разработка оптимизации процесса аварийности водоснабжения и внедрение диспетчерской службы и програмного продукта Точка Точка > Этап анализа и сбор необходимых данных 75 дней Пт 15.02.19 Чт 30.05.19 MS 835,00р. 424 часов

2 62 дней Пт 15.02.19 Пн 13.05.19 0,00р. 303 часов

12 Закупка оборудования 7 дней Пн 13.05.19 Вт 21.05.19 524 035,00р. 33 часов В

17 ' Этап внедрения 8 дней Вт 21.05.19 Чт 30.05.19 24 800,00р. 88 часов

18 Установка обрудования Зднеа Вт 21.05.19 4i 23.05.19 4500,00р. 24 часов 1

19 Проверка ра&оты оборудования 1 день Чт 23.06.19 4i 23.05.19 0,00р. 8 часов 1

20 Исправление ошибок 1 день Чт 23.05.19 4i 23.05.19 0,00р. б часов

21 Обучение персонала 4 дней Чт 23.05.19 Ср 29.05.19 20300,00р. 32 часов 1 1

22 Ввод в эксплуатацию 2 дней Ср 29.05.19 4i 30.05.19 0,00р. 16 часов 1

Рис. 3. Этап внедрения Fig. 3. The implementation phase Источник: составлено автором с помощью Microsoft Project

Последний этап внедрения состоит из таких задач, как установка оборудования, проверка работы оборудования, исправление ошибок, обучение персонала и ввод в эксплуатацию. На данном этапе затраты на установку оборудования составили 4 500 руб. и обучение персонала 20 300 руб. Время, затраченное на выполнение данного этапа, 8 дней. Трудозатраты составили 88 часов.

Дисконтированный срок окупаемости проекта составит 2 года 11 месяцев. В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что данный проект является экономически выгодным, при его внедрении сократится время на устранение аварий водоснабжения, а также снизятся финансовые расходы, связанные с утечкой воды в процессе поиска и устранения аварии [19].

Таблица 2. Сравнение запланированных и реальных показателей KPI Table 2. Comparison of planned and actual KPIs

Показатели KPI / Запланированное KPI/ Реальные результаты KPI /

KPI indicators Planned KPI Actual KPI results

1 2 3

KPI результата / Result KPI

Сокращение времени бизнес-процесса Сокращение времени бизнес-процесса «Устранение аварийности водоснабжения» «Устранение аварийности водоснабже-на 10 % / reducing the time of the business ния» на 11,8 % / reducing the time of the process «Elimination of emergency water sup- business process «Elimination of emergen-ply» by 10 % cy water supply» by 11.8 %

Окончание таблицы 2 / End of table 2

1

2

3

KPI затрат / Cost KPI

KPI

функционирования/ KPI of functioning

производительности / Performance KPI

Затраты на реализацию проекта не должны превышать 600 000 рублей / Project implementation costs should not exceed 600,000 rubles

Выполнение и окончание работ должно производиться в соответствии с планом / Execution and completion of works must be carried out in accordance with the plan Сокращение времени на бизнес-процесс до 7 часов / Reducing the business process time to 7 hours

NPV должно быть не меньше 200 000 рублей, PI должно быть не меньше 1,3. Дисконтированный срок окупаемости не должен превышать 3 года 5 месяцев / The NPV must be at least 200,000 rubles, and the PI must be at least 1.3. the Discounted payback period must not exceed 3 years and 5 months Источник: составлено автором.

KPI эффективности / Efficiency KPI

Затраты на реализацию проекта составили 548 035 рублей / The cost of the project amounted to 548 035 rubles

Выполнение и окончание работ было произведено в соответствии с планом / The execution and completion of the work was carried out in accordance with the plan Сокращение времени на бизнес-процесс было снижено 1 час и 3 минуты / Reduced business process time was reduced by 1 hour and 3 minutes NPV составил = 243 901,03 рублей, Pl = 1,5, дисконтированный срок окупаемости проекта составил 2 года 11 месяцев / NPV was = 243,901. 03 rubles, Pl was = 1.5, the discounted payback period for the project was 2 years 11 months

Заключение

Отрасль ЖКХ непосредственно влияет на качество жизни населения. От эффективной работы всех направлений данной сферы зависит качество предоставляемых услуг [20, с. 200]. Важность отрасли для экономики и социальной сферы определяет необходимость постоянно искать новые пути повышения ее эффективности. Одним из таких пу-

тей стало использование методов и инструментов бережливого производства, которое на практике доказало эффективность применения.

Проведенный расчет экономической эффективности предлагаемого проекта показывает положительную динамику снижения потерь финансовых ресурсов организации, что положительно скажется на прибыльности данного предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малышев Р., Пономарева О. С. Разработка стратегии развития как фактор повышения конкурентоспособности организации // Современная модель управления: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 43-46.

2. Пономарева О. С. Управление компанией на основе принципов бережливого производства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 11-2 (57). С. 160-163.

3. Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании (серия MUST READ). М. : Альпина Паблишер, 2013. 472 с.

4. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М. : Альпина Паблишер, 2012. 400 с.

5. ИмаиМ. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. М. : Альпина Паблишер, 2019. 276 с.

6. Солунина Т. И., Баленко О. В. Проблемы внедрения технологии бережливого производства на малых и средних предприятиях России // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2012. № 1. С. 180-185. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20285801_96400277.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

7. Саломатин В. А., Дробышевская Л. Н., Исаева Л. А. Развитие производственных систем: роль бережливого производства (на примере табачной промышленности) // Экономика устойчивого развития. 2018. № 1 (33). С. 196-202.

8. Материалы официального сайта Деловой квартал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nn.dk.ru/news/sploshnaya-ekonomiya-pravitelstvo-razygraet-pravo-sozdat-berezhlivoe-proizvodstvo-237119035 (дата обращения 01.04.2020).

9. Материалы официального сайта Правительства Нижегородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://government-nnov.ru/?id=248555 (дата обращения 18.04.2020).

10. Никитенко Е. Бережливые технологии - двигатель производительности труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chr.rbc.ru/chr/25/02/2020/5e54c9059a7947e90d6adc7d (Дата обращения: 25.03.2020).

11. Материалы официального сайта Gorod48.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gorod48.ru/news/1458154/ (дата обращения 08.04.2020).

12. Лутцева В. А. Применение принципов бережливого производства в государственных учреждениях // Методы менеджмента качества. 2006. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=7596 (Дата обращения: 8.02.2020).

13. Материалы официального сайта Управление производством. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/production_management/lean/uchastok-na-teploenergo.html (дата обращения 01.03.2020).

14. Царенко А. С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. № 45. 2014. С.74-109.

15. Сухоруков А. И., Богданова Е. Н. Особенности проектов роботизации бизнес-процессов предприятий жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. Под редакцией д-ра экон. наук В. И. Ресина. 2019. С. 233-240.

16. Шибанов К. С., Лосев А. Н. Анализ предпосылок использования методов бережливого производства // Экономика и предпринимательство. 2019. № 7 (108). С. 199-201.

17. Мирончук В. А., Сычанина С. Н., Шолин Ю. А. Перспективы применения методов и инструментов бережливого производства в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 7-2. С. 48-55.

18. Шлычков Д. С., Яндлечева О. В. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и перспективы его социально-экономического и учетного развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. № 2 (332) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-zhilischnokommunalnogo-hozyaystva-i-perspektivy-ego-sotsialno-ekonomicheskogo-i-uchetnogo-razvitiya (дата обращения: 30.03.2020).

19. Ганин С. А., Шамина О. В Оптимизациия процесса устранения аварийности водоснабжения в МУП «Княгининское ЖКХ» методами бережливого производства // Инновационное развитие экономики. Будущее России: Материалы VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Княгинино. 2019. 187 с.

20. Шолин Ю. А., Шульга С. К. Управление жилищно-коммунальным хозяйством и его совершенствование (на примере муниципального образования Северский район) // Сборник статей третьей международной школы молодых ученых в области экономики и права на юге России 2016. С. 200-202.

Дата поступления статьи в редакцию 18.02.2020, принята к публикации 16.03.2020.

Информация об авторе: Шамина Ольга Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»

Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: Sh-oly2009@mail.ru Spin-код: 1747-9536

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Malyshev R., Ponomareva O. S. Razrabotka strategii razvitija kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti organizacii [Development of the development strategy as a factor of increasing the organization's competitiveness], Sovremennaja model' upravlenija: problemy i perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Modern management model: problems and prospects: Materials of the International scientific and practical conference], 2017, pp. 43-46.

2. Ponomareva O. S. Upravlenie kompaniej na osnove principov berezhlivogo proizvodstva [company Management based on lean manufacturing principles], Jekonomika i biznes: teorija i praktika [Economics and business: theory and practice], 2019, No. 11-2 (57), pp. 160-163.

3. Dzhejms P. Vumek, Djeniel Dzhons. Berezhlivoe proizvodstvo: Kak izbavit'sja ot poter' i dobit'sja procvetan-ija vashej kompanii (serija MUST READ) [Lean production: How to get rid of losses and achieve prosperity for your company (MUST READ series)]. Moscow : Publ. Al'pina, 2013, 472 p.

4. Lajker Dzh. Dao Toyota: 14 principov menedzhmenta vedushhej kompanii mira [Toyota: 14 principles of management of the world's leading company]. Moscow : Publ. Al'pina, 2012, 400 p.

5. Imai M. Kajdzen: Kljuch k uspehu japonskih kompanij [The key to the success of Japanese companies]. Moscow : Publ. Al'pina, 2019, 276 p.

6. Solunina T. I., Balenko O. V. Problemy vnedrenija tehnologii berezhlivogo proizvodstva na malyh i srednih predprijatijah Rossii [Problems of implementing lean manufacturing technology in small and medium-sized enterprises in Russia], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomicheskie nauki [Bulletin of the Samara state technical University. Series: Economic Sciences], 2012, No. 1, pp. 180-185. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20285801_96400277.pdf (Accessed 30.03.2020).

7. Salomatin V. A., Drobyshevskaja L. N., Isaeva L. A. Razvitie proizvodstvennyh sistem: rol' berezhlivogo proizvodstva (na primere tabachnoj promyshlennosti) [Development of production systems: the role of lean production (on the example of the tobacco industry)], Jekonomika ustojchivogo razvitija [Economics of sustainable development], 2018, No. 1 (33), pp. 196-202.

8. Materialy oficial'nogo sajta Delovoj kvartal [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://nn.dk.ru/news/sploshnaya-ekonomiya-pravitelstvo-razygraet-pravo-sozdat-berezhlivoe-proizvodstvo-237119035 (Accessed 01.04.2020).

9. Materialy oficial'nogo sajta Pravitel'stva Nizhegorodskoj oblasti [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://government-nnov.ru/?id=248555 (Accessed 18.04.2020).

10. Nikitenko E. Berezhlivye tehnologii - dvigatel' proizvoditel'nosti truda. [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://chr.rbc.ru/chr/25/02/2020/5e54c9059a7947e90d6adc7d (Accessed 25.03.2020).

11. Materialy oficial'nogo sajta Gorod48.ru [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://gorod48.ru/news/1458154/ (Accessed 08.04.2020).

12. Lutceva V. A. Primenenie principov berezhlivogo proizvodstva v gosudarstvennyh uchrezhdenijah [Application of lean manufacturing principles in state institutions], Metody menedzhmenta kachestva [Quality management methods], 2006, No. 6. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=7596 (Accessed 8.02.2020).

13. Materialy oficial'nogo sajta Upravlenie proizvodstvom. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://www.up-pro.ru/library/production_management/lean/uchastok-na-teploenergo.html (Accessed 01.03.2020).

14. Carenko A.S. «Berezhlivoe gosudarstvo»: perspektivy primenenija berezhlivyh tehnologij v gosudarstven-nom upravlenii v Rossii i za rubezhom, Gosudarstvennoe upravlenie [«Lean state»: prospects for the application of lean technologies in public administration in Russia and abroad]. Jelektronnyj vestnik [Electronic Bulletin], No. 45, 2014,pp.74-109.

15. Suhorukov A. I., Bogdanova E. N. Osobennosti proektov robotizacii biznes-processov predprijatij zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva [Features of projects of robotization of business processes of housing and communal services enterprises], Sovremennye problemy upravlenija proektami v investicionno-stroitel'noj sfere i pri-rodopol'zovanii. Materialy IXMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 112-letiju RJeU im. G. V. Plehanova. Pod redakciej d-ra jekon. nauk V. I. Resina [Modern problems of project management in the investment and construction sphere and environmental management. Materials of the IX International scientific and practical conference dedicated to the 112th anniversary of Plekhanov Russian University of Economics. Under the editorship of the Dr. Ekon. science V. I. Resina], 2019, pp. 233-240.

16. Shibanov K. S., Losev A. N. Analiz predposylok ispol'zovaniya metodov berezhlivogo proizvodstva [Analysis of prerequisites for using lean production methods], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneur-ship], 2019, No. 7 (108), pp. 199-201.

17. Mironchuk V. A., Sychanina S. N., Sholin Ju. A.Perspektivy primenenija metodov i instrumentov berezhlivogo proizvodstva v sfere zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva [Prospects of application of methods and tools of lean production in the sphere of housing and communal services], Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and law], 2019, No. 7-2, pp. 48-55.

18. Shlychkov D. S., Jandlecheva O. V. Sovremennye problemy zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva i per-spektivy ego social'no-jekonomicheskogo i uchetnogo razvitija [Modern problems of housing and communal services and prospects for its socio-economic and accounting development], Finansovaja analitika: problemy i reshenija [Financial Analytics: problems and solutions], 2017, No. 2 (332). [Jelektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-problemy-zhilischnokommunalnogo-hozyaystva-i-perspektivy-ego-sotsialno-ekonomicheskogo-i-uchetnogo-razvitiya (Accessed 30.03.2020).

19. Ganin S. A., Shamina O. V Optimizaciija processa ustranenija avarijnosti vodosnabzhenija v MUP «Knjagininskoe ZhKH» metodami berezhlivogo proizvodstva [Optimization of the process of eliminating water supply accidents in the municipal unitary enterprise «Knyagininskoe housing and communal services» by lean production methods], Innovacionnoe razvitie jekonomiki. Budushhee Rossii: Materialy VI Vserossijskoj (nacional'noj) nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovative development of the economy. The future of Russia: Proceedings of the VI all-Russian (national) scientific and practical conference], Knjaginino, 2019, 187 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sholin Ju. A., Shul'ga S. K. Upravlenie zhilishhno-kommunal'nym hozjajstvom i ego sovershenstvovanie (na primere municipal'nogo obrazovanija Severskij rajon) [Management of housing and communal services and its improvement (on the example of the municipal formation of Seversky district)], Sbornik statej tret'ej mezhdunarodnoj shkoly molodyh uchenyh v oblasti jekonomiki i prava na juge Rossii [Collection of articles of the third international school of young scientists in the field of Economics and law in the South of Russia], 2016, pp. 200-202.

Submitted 18.02.2020; revised 16.03.2020.

About the authors: Olga V. Shamina, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair «Economics and automation of business processes»

Address: Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22a E-mail: Sh-oly2009@mail.ru Spin-code: 7982-3282

Author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.