УДК 621.311:332.8
Внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ Калинин С.Г., Брасло О. А.1
Summary. In this paper, we consider the current state of housing and communal services of the Russian Federation. We define the most urgent problems and determinations. Consider ways to improve energy efficiency in housing and communal services on the basis of one of the enterprises of the Belgorod region
Key words: Energy saving; power line; energy.
Жилищно-коммунальный комплекс до 2007 года находится на грани системного кризиса. Большая изношенность основных фондов, огромные размеры накопленной задолженности, убыточность работы предприятий ЖКХ являлись признаком того, что требовалась реформа жилищно-коммунального хозяйства. В результате в 2007 году была создана государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». За счет дополнительных доходов государства был сделан первоначальный имущественный взнос Российской Федерации в бюджет Фонда - 240 млрд. руб. (декабрь 2007 г.). Второй волной по улучшению энергетической эффективности в стране стал федеральный закон N 261 принятый государственной думой 11 ноября 2009 года и одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 года «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской федерации» [3].
В 2010 году дополнительно было выделено еще 40 млрд. рублей. Государство получило серьезный инструмент для реформирования ЖКХ, который позволил взять стратегический курс на оздоровление и модернизацию этой важной для социальной стабильности страны сферы. Но отметим: добиться высокого класса энергоэффективности в секторе ЖКХ не удастся только одной модернизацией системы управления данной сферы. Необходим комплексный подход по оптимизации управления и внедрения энергосберегающих мероприятий.
На данном этапе, как в Российской Федерации в целом, так и в Белгородской области согласно ФЗ №261 проводится обязательное составление энергетических паспортов для следующих лиц [4, с. 48-50]:
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Россия.
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
По результатам составления энергопаспартов государство выделяет денежные средства, на внедрения энергосберегающих мероприятий прописанные в паспорте.
Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня 2009 года.
Эта тема была продолжена президентом на расширенном заседании президиума Госсовета 2 июля 2009 года в Архангельске. Среди основных проблем, обозначенных Медведевым, - низкая энергоэффективность во всех сферах, особенно в бюджетном секторе, влияние цен энергоносителей на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность [2, с. 19-34].
Одна из важнейших стратегических задач страны, поставленной президентом (Указ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики») - снижение энергоемкости отечественной экономики (ВВП) на 40% к 2020 году.
Для ее реализации необходимо создание совершенной системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Для уменьшения энергоемкости в сфере ЖКХ в нашей работе мы рассмотрели одно из наиболее энергоемких предприятия - Шебекин-ское муниципальное унитарное предприятии «Городское водопроводно-канализационное хозяйство»
Основные проблемные участки на данном предприятии является линия электропередачи на участке 1-2 и трубопроводная сеть участка 1-
2. Прежде чем внедрять мероприятия по замене насосного оборудования первого подъема необходимо заменить ЛЭП. Областной бюджет выделил деньги на замену линии электропередачи. На данный момент проект выдвинут на тендер. Насосное оборудование морально устаревшее. Водопроводные магистральные сети постепенно увеличивается, что влияет на энергопотребление всего водоканала, так же с каждым годом возрастает количество потребителей. Постепенный рост цен на топливно-энергетические ресурсы будет поднимать повышать стоимость тарифа на воду. Это будет сказываться на потребителях.
0%
□ Электроэнергия □ Тепловая энергия □ Моторное топливо □ Газ
Рисунок 1. Затратная часть предприятия на энергоресурсы.
Основные затраты приходятся на потребление электрической энергии насосным оборудованием осуществляющим перекачку воды от скважины до потребителя [1].
Для уменьшения затрат на единицу произведенной продукции разработаем энергосберегающее мероприятия по замене менее эффективных старых погружных насосов первого подъема на новые марки ОКиКОБОЗ. А так же рассмотрим установку частотных регуляторов на двигатели насосов второго подъема.
Для снижения затрат на единицу произведенной продукции в Ше-бекинском муниципальном унитарном предприятии «Городское водопроводно-канализационное хозяйство» рассматриваем два энергосберегающих мероприятия:
В качестве первого энергосберегающего мероприятия рассматриваем замену (одного) старых погружных насосов первого подъема на новый марки ОКиКОБОЗ. Годовое потребление старым насосным оборудование равно 327,361 тыс. кВт/год. Эффектом от данного мероприятия буден снижение потребления электроэнергии 112 939 кВт в год (в денежном выражении эффект будет равен 332 040 руб.). Эффект достигается за счет внедрения менее энергоемкого оборудования. При производительности старого и нового насосного оборудования в 67 м3/ч. потребление старого насосного оборудования составляет 37,4 кВт/ч (КПД 35,2%), потребление нового оборудования равно 23,72 кВт/ч (КПД 63,7%). Снижение потребления электроэнергии новым оборудование вызвано более высоким коэффициентом полезного действия (за счет улучшения характеристик рабочего колеса насоса). За расчетный период 15 лет эффект от данного мероприятия составит
5 526 318 руб. по курсу ЦБ на 28 ноября 2011 года. Разовые затраты на данное мероприятие составит 427 770 руб. по курсу ЦБ на 28 ноября 2011 года. Период окупаемости будет равен 1,29 года.
В качестве второго энергосберегающего мероприятия рассматриваем установку частотного регулирования на повысительные насосы станции второго подъема. Регулирования давления в сети производится на станции второго подъема. Работники предприятия вручную (изменяя положение задвижки) поддерживают среднее давление в городской сети водопровода 4 атм. Регулировка производится из-за неравномерности потребления воды потребителями. Данная регулировка достаточна проста, но очень не эффективна. При использовании частотного регулятора давление в сети поддерживается не за счет изменения сопротивления в задвижки, а за счет уменьшения подаваемого напряжения на обмотку электродвигателя за счет чего и возникает экономия электроэнергии. Потребление без использования частотного регулятора равно 829,440 тыс. кВт/год, потребление с использованием частотного регулятора 530,320 тыс. кВт. Размер экономии составит 299,12 тыс. кВт/год (36%). Срок окупаемости равен 0,5 лет.
В ходе работы мы выяснили что основной движущей силой в области энергосбережения в ЖКХ является федеральный закон 261 от 23.11.2009 и федеральным законом от 21 июня 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». После вступления в силу данных закон в России был назначено направление энергосбережения страны в целом.
На сегодняшний день энергосбережение вступает в фазу проведения обязательного энергетического обследования, которая влечет за собой не изменение структуры управления, а оптимизацию производства и внедрения энергосберегающих мероприятий. На основе данного механизмы мы рассмотрели внедрения энергосберегающих мероприятий в Шебекинском муниципальном унитарном предприятии «Городское водопроводно-канализационное хозяйство» Согласно ФЗ 261 данное предприятие должно снизить потребление ТЭР на 4187,09 тыс. руб. (15%) за пять лет. При укрупненном расчете видно, что при замене одного погружного насоса и установке частотного регулятора размер экономии составляет 1496 тыс. руб. в год, срок окупаемости данных мероприятий не превышает одного года. При замене всего оборудования предприятия (не включая канализационные насосные станции) размер экономии может составить до 10482,2 тыс. руб. в год. Данная экономия повлечет за собой снижение стоимости тарифа на воду что непосредственно отразима на потребителях.
Библиографический указатель:
1. Белгородстат [Электронный ресурс] Режим доступа к изд: http ://belg.gks.ru/digital/region 17/default. aspx.
2. Петроченков В.А. Развитие муниципальных образований: инвестиционные решения «СОВТЕКС» // Национальные проекты, 2007. № 9. С. 35.
3. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс] Режим доступа к изд: http://www.reformagkh.rU/state/stat#dynamic/1/4/0/0/1/1.
4. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 2007, № 30, ст. 3799.
Об авторах:
- Калинин Сергей Григорьевич, Магистрант, Экономика недвижимости, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Российская Федерация, ООО «Центр Энергосервисных Технологий», Начальник производственного отдела, Г. Белгород, ул. Вокзальная 22. E-mail: [email protected]
- Брасло Ольга Александровна, Магистрант, Экономика недвижимости, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Российская Федерация.