Научная статья на тему 'Информационная система визуализации объектов и процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Информационная система визуализации объектов и процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / GRAPHIC ALPHABET / PICTOGRAM / UTILITY SERVICES / VISUAL ANALYZER / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГРАФИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ / ПИКТОГРАММА / УСЛУГА ЖКХ / СФЕРА ЖКХ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Горячкин Б.С., Попков В.Е.

В данной статье представлена разработка новой методологии отображения информационных оповещений применительно к сфере работы служб жилищно-коммунальных хозяйств (ЖКХ). Разработан новый символьный алфавит, составлен и обоснован алфавит признаков. Для корректной работы с ним создан свод основных правил. Приведены примеры отображения и адаптации существующих рабочих сообщений в разработанный язык. Для подтверждения практической эффективности методологии проведен ряд расчетов и сравнительный анализ. Помимо этого в статье показаны перспективы дальнейшего развития данной методологии как при внедрении в текущую модель работы служб жилищно-коммунальных хозяйств на различных уровнях, так и при дальнейшей модернизации методологии с применением новейших информационных технологий.This article presents the development of a new methodology for displaying information alerts in relation to the sphere of work of housing and communal services (housing and communal services). A new symbolic alphabet has been developed, and the alphabet of signs has been compiled and justified. To work correctly with it, a set of basic rules has been created. Examples of displaying and adapting existing working messages to the developed language are given. To confirm the practical effectiveness of the methodology, a number of calculations and comparative analysis were carried out. In addition, the article shows the prospects for further development of this methodology-both in the implementation of the current model of housing and communal services at various levels, and in the further modernization of the methodology using the latest information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система визуализации объектов и процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 62

Технические науки

Горячкин Б. С., кандидат технических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

E-mail: bsgor@mail.ru Попков В. Е.,магистрант, Московский государственный технический

университет им. Н.Э. Баумана, E-mail: ise3201 @yahoo. com

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ И ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: В данной статье представлена разработка новой методологии отображения информационных оповещений применительно к сфере работы служб жилищно-коммунальных хозяйств (ЖКХ). Разработан новый символьный алфавит, составлен и обоснован алфавит признаков. Для корректной работы с ним создан свод основных правил. Приведены примеры отображения и адаптации существующих рабочих сообщений в разработанный язык. Для подтверждения практической эффективности методологии проведен ряд расчетов и сравнительный анализ. Помимо этого в статье показаны перспективы дальнейшего развития данной методологии - как при внедрении в текущую модель работы служб жилищно-коммунальных хозяйств на различных уровнях, так и при дальнейшей модернизации методологии с применением новейших информационных технологий.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальное хозяйство, графический алфавит, пиктограмма, услуга ЖКХ, сфера ЖКХ, зрительный анализатор.

Annotation: This article presents the development of a new methodology for displaying information alerts in relation to the sphere of work of housing and communal services (housing and communal services). A new symbolic alphabet has

been developed, and the alphabet of signs has been compiled and justified. To work correctly with it, a set of basic rules has been created. Examples of displaying and adapting existing working messages to the developed language are given. To confirm the practical effectiveness of the methodology, a number of calculations and comparative analysis were carried out. In addition, the article shows the prospects for further development of this methodology-both in the implementation of the current model of housing and communal services at various levels, and in the further modernization of the methodology using the latest information technologies.

Key words. Housing and communal services, graphic alphabet, pictogram, utility services, housing and communal services, visual analyzer.

Тенденции современного мира таковы, что информационный поток, с которым сталкивается человек, постоянно возрастает. Это касается не только работы - даже нерабочее время заполнено информацией. В силу ограниченности времени человек вынужден фильтровать информацию или заниматься проблемой эффективного восприятия информационных потоков.

Проблема скорости восприятия информации, как и привлечения внимания, становится только актуальнее. Необходимо не только распространять информацию, необходимо максимально повысить скорость и «качество» ее усвоения. Применительно к работе служб жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) задачу можно сформулировать так -необходимо повысить скорость и качество восприятия жителями информационных сообщений, располагаемых на дверях и информационных стендах во дворах обслуживаемой территории. Под «качеством» подразумевается однозначная и верная интерпретация полученного «сообщения» людьми, вполне возможно, различных языков, широкого диапазона возрастов, в том числе и даже преимущественно людьми пожилого возраста.

Важность данной задачи подтверждена практикой. "Не узнав" о плановом запуске отопительной системы или аварийно-ремонтных работах человек

может затопить соседей снизу. Поэтому максимизация усвоения людьми информации - задача актуальная и экономически выгодная.

Очевидно, что главная проблема данной задачи заключена во времени -отнюдь не каждый житель останавливается для прочтения сообщения полностью. Другой проблемой является язык. Поскольку Россия страна многонациональная, у некоторых жителей могут возникнуть проблемы с интерпретацией сообщений в нынешнем текстовом виде из-за слабого владения русским языком. Еще одна проблема, как ранее отмечалось, - возрастная. С возрастом падают физиологические параметры, например, острота зрения, что в совокупности с недостаточно большим шрифтом и неправильным освещением информационных площадей отрицательно сказывается как на факте верной интерпретации, так и вообще возможности принятия сообщения.

Логичным решением является замена текстовых сообщений на пиктограммы-аналоги, то есть необходимо сгенерировать новый, специализированный для данной предметной области алфавит, адаптировать население под его понимание [1 с. 41], наконец, максимально использовать возможности сегодняшнего информационного сервиса. Стоит отметить, что данный метод является принципиально новым для данной предметной области, изменяющим саму методику предоставления информации применительно к системам ЖКХ.

Разработка графического алфавита объектов и процессов ЖКХ

Алфавит - это набор используемых элементов для формирования информационных сообщений (информационной модели). Данные элементы должны позволить сформировать информационную модель необходимой степени детализации и наглядности [2]. В тоже время - обеспечить максимальную скорость и надежность приема, не допускать многозначности. Формируемая информационная модель в свою очередь должна отражать только наиболее важные взаимосвязи.

Алфавит должен обладать минимальной избыточностью - то есть каждая буква алфавита должна нести как можно больше информации. В тоже время избыточность повышает надежность (помехозащищенность) языка.

Особенностью данной методологии будет уход от абстрактной модели (текстовой информации) в сторону наглядной модели [2]. Наглядные модели являются в некотором роде визуальной копией, подобием отображаемого объекта; в них воспроизводятся те или иные, прежде всего пространственные и модальностные свойства объекта. Достоинство этих моделей в том, что процесс их восприятия во многих отношениях протекает так же, как и процесс восприятия реальных объектов, что позволяет человеку использовать опыт, полученный в процессе деятельности с реальными объектами.

Данная особенность напрямую связана с целевой аудиторией - поскольку возрастные рамки не фиксированы, необходимо учитывать возрастные особенности каждой группы, особенно пожилых людей. Темпы осознанного чтения, под которым подразумевается факт истинно верной интерпретации текста и долговременного запоминания, с возрастом падают с средних 180 слов/минуту [5] до 100-110 слов/минуту [6].

Согласно последнему исследованию с возрастом увеличивается частота симультанного узнавания в чтении - это одномоментное узнавание уже известных комбинаций слов в результате мгновенного совпадения образа перцептивной единицы, находящейся в памяти и воспринимаемого текста. Таким образом, сформировав и используя ряд легко воспринимаемых пиктограмм можно пропустить длительную фазу чтения и осознания, напрямую влияя на ассоциативную часть мышления человека.

Объем алфавита был выявлен эмпирически, на основе анализа стандартных сообщений, используемых организациями ЖКХ. Разрабатываемый алфавит было решено сделать интегральным, то есть описываемая им ситуация несет общий характер, без высокой детализации -человека-жильца по большей части мало волнует где именно была поломка и кто именно ответственен за ремонт, ключевой и достаточной информацией для

него будет, например, факт отключения воды, на определенный срок, в связи с аварией. Вся остальные детали с высокой долей вероятности будут отброшены.

Для решения данной задачи был составлен алфавит из N = 19 пиктограмм. Набор пиктограмм и обозначения, составленный на основе перечня информации размещаемой в ИС ЖКХ [10, статья 6] и руководствуясь основными определениями [9], представлен на рисунке 1.

ХВС

Проверка/замеры . . .

Отсутствие

Техработы

Л ж

/ П23*4у Д

Д Объект Ё

и ШШ

Заборы воды Состояния счетчиков

Система отопления

Плановые . . . / расписание

Класс сообщения

Замеры температуры Насекомые

Техработы

Эл-во

+

Снегоуборочные мероприятия с применением спецтехники

Снегоуборочные мероприятия

Телефоны для уточнения/ записи/регистрации

Счетчик ХВС/ГВС/ Отопления/Эл-ва/Газ

Авария на объекте

Остановка запрещена

Рисунок 1. Перечень пиктограмм алфавита

Помимо непосредственно алфавита, методология формирует ряд правил его использования:

1. Правило формирования «отсутствия».

2. Правило формирования «аварийности».

3. Правило «простой» и «сложной» конкатенации понятий.

4. Правило взаимодействия со стандартным алфавитом.

Правило формирования «отсутствия» задает требования и способы работы со знаком «Отсутствие». Так, хоть "Отсутствие" не несет информации самостоятельно, но является важным инструментом формирования новых понятий. Например, совокупность "ХВС" и "Отсутствие" будет интерпретироваться как "отключение/отсутствие холодного водоснабжения" (рисунок 2).

Рисунок 2. «Отсутствие ХВС»

Как видно из примера, правило предусматривает что знак отрицания обязательно располагается непосредственно поверх пиктограммы объекта, и частично перекрывает его.

Правило формирования «аварийности» организованно схожим образом, однако знак объект располагается не на заднем плане, а на переднем (рисунок

3).

Рисунок 3. «Аварийные работы»

Правило «простой» и «сложной» конкатенации понятий

подразумевает под собой формирование полноценных логически адекватных предложений, комбинируя два в «простом» и более двух пиктограмм в «сложном» случае. Логика формирования данного класса сообщений схожа с логикой пиктограммы «Отсутствия» и «Аварийности». Например, существует символ "Проверка/замеры" и, комбинируя с необходимым символом-целью проверки, получим цельное сообщение. Пример показан на рисунке 4.

Рисунок 4. "Проверка газового оборудования" в созданной нотации

Особенность данного правила заключается, во-первых, в расположении -«дополняющий» объект несколько левее, а также поверх основного. Вторая особенность - правило не ограничивает количество соединяемых объектов, важно лишь сохранить адекватность полученного выражения. Так, например, проверки и замеры могут быть аварийными или плановыми. Для обозначения подобных вариантов используется совокупность трех пиктограмм: "проверка" + "объект" + "аварийная/плановая". Таким образом "аварийный замер воды" и

"плановые проверки подвалов на наличие насекомых и грызунов" представлены на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. "Аварийный замер воды"

Рисунок 6. "Плановые проверки на наличие насекомых и грызунов"

Правило взаимодействия со «стандартным алфавитом» касается формирования информации, представление которой в виде пиктограммы частично не возможно, например, временных рамок и расписаний. Присутствуют пиктограммы способные использоваться в обоих случая - как в совокупности с другими объектами, так и с буквенно-числовой информацией, например, "Плановые/расписание". Так в совокупности со знаком "Техработы" получим фразу "Плановые техработы", а применив отдельно -"Расписание"(рисунок 7).

10.02, 13.02, 18.02, 21.02, 26.02, 28.02 С 8:00-12:00

Рисунок 7. Плановые работы и Расписание

Буквенно-численная информация располагается справа от объекта с которым она связана. Данное правило распространяется так же «Телефоны».

Помимо алфавита знаков (пиктограмм) и правил вводится алфавит признаков. В частности, для данной задачи был введен цветовой признак. Алфавит признаков содержит три цвета - синий, желтый и красный. Они показывают информационный, рекомендательный и необходимо -принудительный характер знака [7, с. 65]. Цель его использования - введение подтипов для различных знаков, например, возможность и необходимость звонка (см. таблицу 1).

Таблица 1. Зависимость и значение параметра цвета

Цвет Описание Примеры

Синий Синий - сообщение/пиктограмма носит информационный характер и не побуждает никаких действий/последствий для жильца Сообщение о зимней уборке Доп информацию можно получить по телефону

Красный Красный - сообщение/пиктограмма. Критические/аварийные ситуации или необходимость выполнить некоторые действия от жильца (например, позвонить) Авария на станции - нет ГВС 5! Жильцу необходимо позвонить

Желтый Желтое сообщение - ситуация повлияет на привычный распорядок, однако не критична и требует действий от Жильца только в исключительных случаях. Например, предупреждение о шуме/плановом отключении воды Плановое отключение ХВС для ремонта Жильцу необходимо позвонить в определенном случае

Таким образом, схему созданного языка, который впоследствии будет использован в информационной системе (ИС), можно показать следующим образом:

Рисунок 8. Схема языка информационных сообщений ИС ЖКХ

Ввод алфавита признаков значительно расширяет основание алфавита:

№ = Nаз*Nап (1) № - общее число знаков алфавита, при условии, что совокупность Знак1+Признак1 не равен Знак1+Признак2, т.е. обозначение «Телефон» и признак цвета «синий», имеет отличное значение от связки «телефон» и «красный»;

Nаз - основание алфавита символов; №п - основание алфавита признаков.

Однако полностью отказаться от стандартного буквенно-цифрового алфавита в рамках данной задачи не представляется возможным, поскольку обращения и телефоны невозможно воспроизводить в качестве пиктограмм. Поэтому основание итогового алфавита №а имеет вид объединения двух множеств:

Киа = К У Кбца (2)

Таким образом, получаем поликодовый алфавит, оптимизированный сугубо под нужды систем ЖКХ.

Адаптация и внедрение разработанного алфавита в сферу коммунальных услуг

В качестве демонстрации использования разработанного алфавита приведем примеры отображения стандартных сообщений, используемые организациями ЖКХ.

* Сообщение об отключении ГВС в связи с плановыми техработами.

УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ !!!

В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ ПЛАНОВО-

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОТЕЛЬНОЙ И ГОРОДСКИХ СЕТЯХ

с 09.07.2019 по 23.07.2019

БУДЕТ ПРОИЗВЕДЕНО ОТКЛЮЧЕНИЕ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ.

|||||||||Н'||М lUIIUIIl'llllll III временны» нсудобст««.

С уважением, ООО «ЭЗТМ-ЖнлегроИеерине»

Рисунок 9. Текст сообщения "Плановые работы - отсутствие ГВС"

В нотации разработанного алфавита данное сообщение будет иметь вид:

09.07.2019-23.07.2019

Приносим извинения за доставленные неудобства, администрация ООО «Жилстройсервис»

Рисунок 10. "Плановые работы - отсутствие ГВС" в созданной нотации

Фраза "планово-профилактические работы" представлена совокупностью двух пиктограмм "техработы" и "плановые". Фраза "будет произведено отключение горячей воды " реализовано в виде использования общей пиктограммы "отрицание/отсутствие" поверх пиктограммы "ГВС".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Желтый ярлык предполагается как способ быстрой идентификации типа информации в сообщении и им сопровождается каждое сообщение. (см. таблицу 1).

* Сообщение об аварийных работах и отключении электроэнергии:

САЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ ЖИЛОГО ДОМА №15 но бульвару 60-летия Победы

24.09.2019

В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ АВАРИЙНЫХ РАБОТ

с 1 0-00 до 1 2-00, будет производиться отключение ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

С унижением алмнмнораинн ООО «ЭЗТМ-Жмлстройсервис»

Тел.8(496)578-01-01

Рисунок 11. Текст сообщения "Аварийные работы - отсутствие электричества" В нотации разработанного алфавита данное сообщение будет иметь вид:

24.09.2019 с 10-00 по 12-00

Приносим извинения за доставленные неудобства, администрация ООО «Жилстройсер вис»

Рисунок 12. "Аварийные работы - отсутствие электричества" в созданной нотации

Как и в примере 1 присутствует пиктограмма-ярлык. Красный цвет согласно таблицы 1 означает критическую ситуацию, не запланированную и подразумевающую неудобства и даже опасность для жильца и его собственности.

Реализация фразы "аварийные техработы" подразумевает совокупность используемой ранее пиктограммы "техработы" и знака "авария/аварийная".

Реализация "произведено отключение электроэнергии" выполнена аналогично примеру 1.

* Сообщение о расписании зимних уборочных работ

ГРАФИК УБОРКИ ПРИДОМОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОГО ДОМА ПО УЛ. СТАЛЕВАРОВ 19

в феврале 2014 года

1. График уборки двора и тротуаров от снега, профилактика гололеда (ручным способом)

ПН-ПТ с 8:00 до 12:00 с 13:00 до 17:00 СБ с 8:00 до 12:00

Выходной - воскресенье

2. График захода уборочной техники во двор

10 февраля, 13 февраля, 18 февраля, 21 февраля, 26 февраля, 28 февраля Плановое время работы техники с 8:00 до 12:00 Просим освободить территорию от машин для качественной механизированной уборки.

Управляющая организация - ООО «ЭЗТМ-Жилстройсервис» тел. 8-496-571-87-11, 7-81-29 Подрядная организация - ООО «Метфорт-Эл» тел. 8-496-574-38-85

Территориальный отдел Госжилинспекции Московской области тел. 8-496-575-43-66

Управляющая организация - ООО «ЭЗТМ-

Жилстройсервис»

тел. 8-496-571-87-11, 7-81-29

Подрядная организация - ООО «Метфорт-Эл» тел. 8-496-574-38-85

Территориальный отдел Госжилинспекции Московской области тел. 8-496-575-43-66

Рисунок 13. "Расписание и формат зимних уборочных работ" в созданной нотации

Данное сообщение можно разложить на две части - верхнюю и нижнюю. Сверху символы "зимних уборочных работ" и "Расписание", что легко интерпретируется как график проведения зимних уборочных работ". Внизу помимо аналогичного "Расписания" присутствует совокупность "зимние техработы с применением спецтехники"(снегоуборочные машины/трактора) и знак "остановка запрещена" из актуальных правил дорожного движения (ПДД). Интерпретация такова - "в связи с проведением зимней уборки с применением спецтехники, просим жильцов не ставить свои транспортные средства на прилегающей территории согласно расписания".

Стоит обратить внимание, почему для обозначения "запрета остановки транспортных средств" и "аварий" используются знаки ПДД. В процессе реализации стало ясно, что для целевой аудитории в виде владельцев автотранспорта, будут гораздо проще восприниматься знаки ПДД (поскольку подавляющее большинство их изучало и знает), чем потенциальная совокупность "Отрицания" и "Автотранспорт".

Оценка эффективности предложенного подхода

Сравним изменение информационной загруженности следующим образом. Воспользуемся формулой Хартли [8, с. 13] - логарифмической мерой информации, которая определяет количество информации, содержащееся в сообщении.

I = (3)

где:

К- мощность алфавита;

К - длина сообщения;

I - количество информации в битах.

Тогда количество бит (количество разрядов для кодирования одного символа) одного символа согласно формулы будет равно:

i = ^Н (4)

Тогда для рассмотренных сообщений, получим следующую таблицу 2.

Таблица 2. Сравнение рассмотренных примеров

Параметры Стандартный вариант отображения Отображение согласно разработанной методологии

N (32 буквы алфавита+ 10 - цифр) * 2 (признак «курсивный шрифт») + 6 - спецсимволов (формата «!-:;») Итого: 90 с курсивом 32 буквы+ 10- цифр+ 6 - спецсимволов (формата «!-:;») + 20*3 - спец символы алфавита (20 разработанных символов * 3 цвета-признака) Итого: 108

1 7 7

1 пример

К 224 120

I 1568 840

2 пример

К 215 125

I 1505 875

3 пример

К 616 314

I 4312 2198

Данные таблицы 2 в графическом виде представлены на рисунке 14.

Сравнение объема передаваемой инфомрации в зависимости от используемого алфавита

5000

1.1. II

12 3

■ Стандартный алфавит «Алфавит методологии

Рисунок 14. Сравнение полученных результатов

Рассчитаем прирост в скорости восприятия и принятия решений, основываясь на уровнях пропускной способности зрительного анализатора (ЗА).

4500

£ 4000 ш

| 3500 га

:> 3000

о.

о

"О" 2500 х

§ 2000 ь

¥ 1500 ^

>2 1000

500

0

На уровне фоторецепторов пропускная способность ЗА составляет порядка 5.6*109 бит/с. С учетом передаваемых объемов информации данный уровень в расчетах можно опустить.

На корковом уровне средние показатели варьируются от 20 до 70 бит/с, на уровне принятия решений, характерные показатели совсем маленькие и составляют порядка 2-4 бит/с. [3]. Примем верхнюю границу за показатель взрослого здорового человека, нижнюю - за аналогичный показатель для пожилого [4]. Тогда получим следующие данные (таблица 3).

Таблица 3. Сравнение рассмотренных примеров

Параметры Стандартный вариант отображения Отображение согласно разработанной методологии

Взрослый Пожилой Взрослый Пожилой

1 пример

I 1568 840

корковый 22,4 78,4 12 42

1лр_реш 392 784 210 420

2 пример

I 1505 875

корковый 21,5 75,25 12,5 43,75

1лр_реш 376,25 752,5 218,75 437,5

3 пример

I 4312 2198

корковый 61,6 215,6 31,4 109,9

1лр_реш 1078 2156 549,5 1099

Несмотря на то, что таблица 3, как средство сравнения временных затрат на восприятие информационных сообщений, представленных в разных нотациях, дает не совсем правдивое представление, ощутимая разница все равно видна. Выражение «не совсем правдивое представление» здесь

подразумевает, что прочитать, а, именно, так оценивается стандартное сообщение при определенной скорости чтения, вовсе не означает понять и совершить какое то действие. То есть разница во времени восприятия и усвоения информационных сообщений будет еще более ощутима.

Автоматизированная информационная система представления объектов и услуг в сфере ЖКХ

Внедрение данной методологии в качестве модуля для автоматизированной информационной системы (АИС) ЖКХ (или всей системы) позволит существенно автоматизировать генерацию информационных сообщений. Оператору достаточно выбрать необходимые пункты, отражающие причины, последствия и ввести сроки - само сообщение будет сгенерировано АИС. Это позволит существенно снизить время создания сообщений, тем самым повысить его актуальность за счет быстрого донесения информации до жильцов.

Сгенерированные изображения-сообщения могут использоваться для оповещения посредством информационного портала и/или мобильных сервисов. Подобные оповещения гораздо лучше воспринимаются и читаются «на ходу», чем традиционные текстовые. Эта тема в данном направлении безусловно еще получит дальнейшее развитие.

Одна из особенностей данной методологии - возможность максимальной унификации работ служб ЖКХ. Например, потенциально возможно создание единой базы данных на уровне Департамента жилищно-коммунального хозяйства. Департамент будет консолидировать опыт применения, обновлять и дополнять при необходимости данную базу, к которой будет привязана единая АИС формирования информационных сообщений.

Централизация базы позволит максимально легко развернуть клиент-серверное приложение, которым по сути будет являться АИС, и потребует минимальных вложений со стороны управляющих организаций. Так же она позволит центру иметь отчетность о качестве и скорости оповещения жителей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сопоставляя факт формирования и печати сообщений с информацией от администрации.

Унификация сообщений позволит избавиться от разнообразия трактовок и стилей написания сообщений, присущих различным районам и/или городам. Поскольку сообщение будут формироваться из выбираемых элементов -достаточно будет хранить коды выбранных параметров-пиктограмм, что существенно снизит объемы хранимой отчетности.

Посмотрев еще дальше, можно с уверенностью сказать, что дальнейшим развитием этой системы станет переход в область дополненной реальности. Влияние и развитие этой области нельзя недооценивать - ее влияние увеличивается огромными темпами во многих сферах - особенно в сфере маркетинга (IKEA Place), развлечений(VR-шлемы) и, как и это было со всеми современными технологиями, сфере военных технологий (HUD, нашлемные системы целеуказаний).

В рамках сферы ЖКХ актуальной будет система отслеживания маркеров. QR-код на стенде будет проецироваться в полноценное сообщение и/или добавляться в систему «умных домов». Но это лишь потенциальный вектор развития системы.

В статье описана принципиально новая методология информирования клиентов в сфере ЖКХ. Предложенный метод, основанный на грамотном ассоциативном графическом представлении объектов и процессов ЖКХ, опирается на изменении используемого для создания сообщений алфавита -перехода от абстрактной модели к наглядной. Данный переход позволит повысить скорость и качество восприятия оповещений, тем самым снижая шансы аварийных ситуаций, существенно сэкономит время всех участников процесса. Используя созданный алфавит, становится возможным снять с оператора часть нагрузки, автоматизируя создание сообщений. Сгенерированные сообщения-изображения потенциально могут использоваться как средства оповещения, в том числе на информационных порталах и мобильных приложениях.

Библиографический список:

1. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. — М.: Машиностроение, 1975.

2. Гасов В.М., Горячкин Б.С. Анализ требований, предъявляемых к информационным моделям систем отображения// Деп. в ВИНИТИ, № 67-В87 -М , 1987.

3. Горячкин Б.С. Эргономические проблемы в автоматизированной системе обработки информации и управления// Международный научно-технический журнал «Информационно-измерительные и управляющие системы»: Издательство «Радиотехника» - Москва, 2016. - № 12, т. 14. С.38-48.

4. Горячкин Б.С. Эргономический сертификат автоматизированной системы обработки и отображения информации и управления//Международный научно-исследовательский журнал: Часть 2 Технические науки - Екатеринбург, 2016. № 9 - С. 25-29.

5. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика // М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005.

6. Емельянова Т. В., Соколова Л. В. Особенности зрительной ретенции у пожилых людей с разной продуктивностью чтения // Экология человека. 2017. № 7. С. 39-45.

7. Сергеев С.Ф. Введение в инженерную психологию и эргономику иммерсивных сред: учебное пособие// СПб: Изд-во СПбГУ ИТМО, 2011. — 258 с.

8. Стратонович Р.Л. Теория информации// М., «Сов. радио», 1975.

9. Федеральный закон от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Жилищный кодекс Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.