Научная статья на тему 'Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения'

Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1711
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕВРОТИЗМ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / PREGNANCY AND CHILDBIRTH AMONG MINORS / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / ANXIETY / NEUROTICISM / EMOTIONAL DISORDERS / COMPLICATIONS OF PREGNANCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлин Евгений Сергеевич

В статье представлен анализ психологических особенностей несовершеннолетних беременных женщин и возникающих осложнений беременности, в сравнении с женщинами среднего репродуктивного возраста. Психологические особенности изучались при помощи 8-цветового теста Люшера, опросника Тейлора, личностного опросника Айзенка. Сделан вывод, что беременность у несовершеннолетних сопровождается достоверно более высокими уровнями тревожности и невротизма, чем беременность у женщин среднего репродуктивного возраста, что может являться одной из причин, приводящих к частой угрозе прерывания беременности и преждевременным родам у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлин Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenage pregnansy: psychological features -obstetric complications

The article presents an analysis of the psychological characteristics and pregnancy complications of minor pregnant women, compared to the women of reproductive age. Psychological characteristics were studied using Luscher test, Taylor questionnaire, Eysenck personality questionnaire. It was concluded that pregnancy in minors accompanied by significantly higher levels of anxiety and neuroticism than pregnancy in women of average reproductive age, that could be one of the causes of the frequent threat of miscarriage and premature delivery among adolescents.

Текст научной работы на тему «Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения»

Акушерские проблемы

Е.С. Михайлин

Для корреспонденции

Михайлин Евгений Сергеевич -кандидат медицинских наук, руководитель Центра по ведению беременности и родов у несовершеннолетних «Маленькая мама» СПбГБУЗ «Родильный дом № 10», ассистент кафедры акушерства и гинекологии ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России Адрес: 198259, г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 21 Телефон: (812) 730-30-20 E-mail: mihailin@mail.ru

Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения

В статье представлен анализ психологических особенностей несовершеннолетних беременных женщин и возникающих осложнений беременности, в сравнении с женщинами среднего репродуктивного возраста. Психологические особенности изучались при помощи 8-цветового теста Люшера, опросника Тейлора, личностного опросника Айзенка. Сделан вывод, что беременность у несовершеннолетних сопровождается достоверно более высокими уровнями тревожности и невротизма, чем беременность у женщин среднего репродуктивного возраста, что может являться одной из причин, приводящих к частой угрозе прерывания беременности и преждевременным родам у подростков. Ключевые слова: беременность и роды у несовершеннолетних, психологические

особенности, тревожность, невротизм, эмоциональные нарушения, осложнения беременности

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург

E.S. Mikhaylin

Northwestern State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg

Teenage pregnansy: psychological features - obstetric complications

The article presents an analysis of the psychological characteristics and pregnancy complications of minor pregnant women, compared to the women of reproductive age. Psychological characteristics were studied using Luscher test, Taylor questionnaire, Eysenck personality questionnaire. It was concluded that pregnancy in minors accompanied by significantly higher levels of anxiety and neuroticism than pregnancy in women of average reproductive age, that could be one of the causes of the frequent threat of miscarriage and premature delivery among adolescents. Keywords: pregnancy and childbirth among minors, psychological characteristics, anxiety, neuroticism, emotional disorders, complications of pregnancy

Е.С. Михайлин / Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения

Подростковая беременность является важнейшей социальной и экономической проблемой большинства стран мира. К наиболее значимым проблемам несовершеннолетних матерей также относятся трудности во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в себе, стремление к одобрению поступков близкими людьми и сильная зависимость от их мнения. В исследовании, проведенном С.В. Скутневой, были выявлены основные причины неудовлетворительного эмоционального состояния беременных девочек-подростков и несовершеннолетних матерей: материальные, жилищные проблемы, негативное влияние городской среды, конфликты с родственниками и ближайшим окружением, недовольство своим внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние [1]. Кроме того, молодые матери испытывают сильное моральное давление общества, так как зачастую беременность в юном возрасте расценивается как признак асоциального поведения [2]. Это связано и с материальными проблемами, и с отсутствием образования, собственного жилья, с зависимостью от родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо медицинских осложнений, несовершеннолетние матери испытывают эмоциональные переживания [3]. К сожалению, не всегда новость о беременности приносит положительные эмоции, как для будущей матери, так и для её окружения. Как правило, в этом возрасте беременность не является запланированной и желанной, что приводит к возникновению негативного отношения матери к ребенку [4]. Возникающие эмоциональные нарушения, повышенный уровень тревожности, высокая степень эмоциональной нестабильности (невротизма) могут способствовать возникновению разнообразных осложнений беременности, в первую очередь - угрозы выкидыша и преждевременных родов.

Целью данной работы было выявить психологические особенности беременных несовершеннолетних женщин, решивших сохранить ребенка, и сопоставить их с возникающими осложнениями беременности.

Материал и методы

Всего в исследование были включены 254 беременные женщины. Основную группу составили 144 несовершеннолетних беременных женщины (возраст 15-17 лет), родивших в Центре по ведению беременности и родов у несовершеннолетних «Маленькая мама» на базе СПбГБУЗ «Родильный дом № 10». Группу сравнения составили 110 беременных женщин среднего репродуктивного возраста (20-29 лет).

Для оценки эмоциональных нарушений у беременных женщин использовался 8-цветовой тест Люшера. Он представляет собой набор из 8 карточек разного цвета. Обследуемому предлагают расположить их по мере снижения симпатии к цвету: на первое место поставить самый приятный на момент обследования цвет, на последнее - самый неприятный. Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Уровень тревожности беременных измерялся с использованием опросника Тейлора (в модификации Т.А. Немчина), состоящего из 50 утверждений. Уровень невротизма (эмоциональной неустойчивости) исследовали с помощью личностного опросника Айзенка. Опросник состоит из 60 вопросов (24 вопроса предназначены для диагностики экстра- и интроверсии, 24 вопроса -для диагностики невротизма, 12 вопросов составляют шкалу лжи). Все психологические исследования проводились в сроки 12-22 нед беременности. Оценка частоты осложнений беременности проводилась ретроспективно при помощи анализа медицинской документации: историй родов (форма 096/у) и индивидуальных карт бе-

ременной, родильницы (форма 111/у). Статистический анализ полученных данных проводился с использованием программ Microsoft Excel 2013, для анализа статистической достоверности использовали критерий Стьюдента для нормального распределения (Microsoft Corporation, США).

Результаты и обсуждение

Средний возраст пациенток основной группы составил 16,5±0,8 года, группы сравнения - 25,0±0,9 года (р<0,001).

При анализе результатов 8-цветово-го теста Люшера выявлено, что высокий уровень тревожности у несовершеннолетних беременных женщин отмечался достоверно чаще, чем у женщин среднего репродуктивного возраста [74 (51,4%) и 38 (34,5%) соответственно; p<0,05, здесь и далее f-критерий Стьюдента]. Основными эмоциональными нарушениями у несовершеннолетних беременных женщин являются: утрата настойчивости и силы воли, необходимых для того, чтобы преодолевать существующие трудности; восприятие этих трудностей как последствие сознательной деятельности враждебных сил; стремление держаться, но при этом неспособность противостоять невыносимому давлению; потребность в поддержке окружающих людей и эмоциональном удовлетворении, стремление как можно быстрее «положить этому конец».

В табл. 1 представлена оценка уровня тревожности у беременных женщин с использованием опросника Тейлора (в модификации Т.А. Немчина).

Из приведенных данных видно, что очень высокий уровень тревожности у несовершеннолетних беременных женщин был выявлен достоверно чаще, чем у женщин среднего репродуктивного возраста [41 (28,4%) и 19 (17,3%) соответственно; р<0,05]. Высокий уровень тревожности также встречался несколько чаще в основной группе, чем в группе сравнения [39 (27,1%) и 22 (20,0%) соответственно; р>0,05]. Средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) встречался несколько реже в основной группе, чем в группе сравнения [24 (16,7%) и 21 (19,1%) соответственно; р>0,05]. Средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому) и низкий уровень тревожности в основной группе встречались несколько реже, чем в группе сравнения [18 (12,5%) и 21 (19,1%) и 22 (15,3%) и 27 (24,5%) соответственно; р>0,05].

Невротизм - черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда вегетативными расстройствами. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. У лиц с высокими показателями по шкале невротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз [5].

В табл. 2 представлена оценка уровня невротизма у беременных женщин с использованием личностного опросника Айзенка.

Высокий уровень невротизма был выявлен у несовершеннолетних беременных

Таблица 1. Оценка уровня тревожности у беременных женщин

Уровень Несовершеннолетние, Женщины среднего репродуктивного

тревожности п=144 возраста, п=110

Очень высокий 41 (28,4%)* 19 (17,3%)

Высокий 39 (27,1%) 22 (20,0%)

Средний (с тенденцией к высокому) 24 (16,7%) 21 (19,1%)

Средний (с тенденцией низкому) 18 (12,5%) 21 (19,1%)

Низкий 22 (15,3%) 27 (24,5%)

*- p<0,05.

ЕС. Михайлин / Беременность в подростковом возрасте: психологические особенности и акушерские осложнения

Таблица 2. Оценка уровня невротизма у беременных женщин

Уровень Несовершеннолетние, Женщины среднего репродуктивного

невротизма п=144 возраста, п=110

Высокий 59 (41,0%)* 19 (17,3%)

Средний 38 (26,4%) 31 (28,2%)

Низкий 23 (16,0%) 28 (25,5%)

Очень низкий 24 (16,6%)* 32 (29,1%)

*- р<0,05.

женщин достоверно чаще, чем у женщин среднего репродуктивного возраста [59 (41,0%) и 19 (17,3%) соответственно; р<0,05]. Это характеризует беременных подростков как людей с повышенной эмоциональной восприимчивостью и раздражимостью. Средний уровень невротизма встречался несколько реже в основной группе, чем в группе сравнения [38 (26,4%) и 31 (28,2%) соответственно; р>0,05]. Низкий или очень низкий уровни невротизма в основной группе встречались реже, чем в группе сравнения [23 (16,0%) и 28 (25,5%) и 24 (16,6%) и 32 (29,1%) соответственно; р<0,05 для групп с очень низким уровнем невротизма].

При анализе частоты осложнений беременности выявлено достоверное увеличение частоты возникновения угрозы прерывания беременности у несовершеннолетних по сравнению с женщинами среднего репродуктивного возраста, в I [43 (29,8,0%) и 11 (10,0%) соответственно] и во II триместрах беременности [32 (22,2%) и 8 (7,3%) соответственно; р<0,05], а также - большая частота преждевременных родов у несовершеннолетних [4 (2,8%) и 1 (0,9%) соответственно; р>0,05]. Достоверных различий между группами в частоте возникновения других осложнений беременности (пре-эклампсии, хронической плацентарной недостаточности, гипотрофии плода, анемии беременных) нами обнаружено не было.

К настоящему времени накоплена информация, свидетельствующая о том, что неадекватное поведение матери во время

беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы служат причиной различных осложнений беременности [6, 7]. Первые месяцы беременности - это время революционных перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии. Во внутреннем, сокровенном пространстве ее «я» появилось пространство другого человека, с существованием которого нужно не просто считаться, а возможно, изменить все свои планы на дальнейшую жизнь. Даже если ребенок желанный и долгожданный, не все могут принять эти перемены в жизни сразу. Многочисленные душевные и социальные проблемы, ставшие тяжелым грузом для юной беременной, вызывают не только чувство усталости, а порой и отчаяния, но и способны привести ко многим осложнениям беременности, стать причиной угрозы прерывания беременности и преждевременных родов. В этот период для беременной девочки-подростка, как никогда, большое значение имеет постоянная поддержка близких, равно как и работа с психологом, что поможет избежать возникновения осложнений беременности, а также сохранить физическое и психическое здоровье.

Заключение

Беременность у несовершеннолетних сопровождается достоверно более высокими уровнями тревожности и невротизма, чем беременность у женщин среднего репродуктивного возраста, что может являться одной из причин, приводящих к частой угрозе прерывания беременности и преждевременным родам у подростков.

Литература

1. Скутнева С.В. Раннее материнство // Социология семьи. Гендерные исследования. 2009. № 2. С. 32-40.

2. Можейко Л.Ф., Карпова Е.Г. Медицинские и социальные аспекты подростковой беременности // Мед. журн. 2011. № 4. С. 23-31.

3. Новикова Е.В., Можейко Л.Ф. Проблема прерывания беременности у подростков // Рецепт. 2008. № 3. С. 35-39.

4. Можейко Л.Ф., Новикова Е.В. Клинические и социальные особенности у девочек-подростков, прерывающих бере-

менность в ранние и поздние сроки гестации // Репродукт. здоровье в Беларуси. 2010. № 3. С. 48-53.

5. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб. : Ювента, 1999. 434 с.

6. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психол. журн. 2000. Т. 21, № 6. С. 51-56.

7. Батуев А.С., Соколова Л.В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СПбГУ. 1994. Вып. 2. С. 82-102.

References

1. Skutneva S.V. Early motherhood. Sociologija sem'i. Gendernye issledovanija [Sociology of the Family. Gender STudies]. 2009; Vol. 2: 32-40. (in Russian)

2. Mozheyko L.F., Karpova E.G. Medical and social aspects of teenage pregnancy. Medicinskijy zhurnal [Medical Journal]. 2011; Vol. 4: 23-31. (in Russian)

3. Novikova E.V., Mozhejko L.F. The problem of abortion in adolescents. Recept [Recipe]. 2008; Vol. 3: 35-9. (in Russian)

4. Mozheyko L.F., Novikova E.V. Clinical and social characteristics in adolescent girls undergo abortions in early and late gestation/

Reproduktivnoe zdorov'e v Belarusi [Reproductive Health in Belarus]. 2010; Vol. 3: 48-53. (in Russian)

5. Ayzenk G.Yu. Personality structure. SPb.: Yuventa, 1999: 434 p. (in Russian)

6. Batuev A.S. The emergence of the psyche in the prenatal period/ Psihologicheskiy zhurnal [Psychological Journal]. 2000; Vol. 21 (6): 51-6. (in Russian)

7. Batuev A.S., Sokolova L.V. The teaching of the dominant as a theoretical basis for the formation of the system "mother-child". Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg State University]. 1994; Vol. 2: 82-102. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.