Научная статья на тему 'БЕНЕДИКТ СПИНОЗА КАК ФИЛОСОФ ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ'

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА КАК ФИЛОСОФ ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
701
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / СПИНОЗА / ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / PHILOSOPHY OF LAW / SPINOZA / THEORY OF NATURAL LAW / THEORY OF SOCIAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье оценивается теория Спинозы в контексте истории политических и правовых учений и философии права. Показан вклад нидерландского мыслителя в теорию естественного права, особенности понимания Спинозой природы человека применительно к праву и государству. Автор уделяет внимание содержанию общественного договора в теории Спинозы, обоснованию им демократической формы правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEDICT SPINOZA AS A PHILOSOPHER OF LAW AND POLITICAL THINKER

The article evaluates the theory of Spinoza in the context of the history of political and legal doctrines and philosophy of law. The contribution of the Dutch thinker to the theory of natural law, the features of Spinoza’s understanding of human nature in relation to law and the state are shown. The author pays attention to the content of the social contract in the theory of Spinoza, his justification of the democratic form of government.

Текст научной работы на тему «БЕНЕДИКТ СПИНОЗА КАК ФИЛОСОФ ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ»

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА КАК ФИЛОСОФ ПРАВА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук, Юго-западный университет политологии и права, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университет имени М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru

Краткая аннотация: В статье оценивается теория Спинозы в контексте истории политических и правовых учений и философии права. Показан вклад нидерландского мыслителя в теорию естественного права, особенности понимания Спинозой природы человека применительно к праву и государству. Автор уделяет внимание содержанию общественного договора в теории Спинозы, обоснованию им демократической формы правления.

Abstract: The article evaluates the theory of Spinoza in the context of the history of political and legal doctrines and philosophy of law. The contribution of the Dutch thinker to the theory of natural law, the features of Spinoza's understanding of human nature in relation to law and the state are shown. The author pays attention to the content of the social contract in the theory of Spinoza, his justification of the democratic form of government.

Ключевые слова: история политических и правовых учений, философия права, Спиноза, теория естественного права, теория общественного договора.

Keywords: history of political and legal doctrines, philosophy of law, Spinoza, theory of natural law, theory of social contract.

Известным теоретиком естественного права в Новое время был Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677). Он родился в Амстердаме, с раннего детства обнаружил выдающиеся способности в школе раввинов, ему прочили карьеру теолога. Однако Спиноза начинает серьезно изучать естественные науки и философию (работы Декарта, Бэкона, Гоббса, Бруно), проникается атеистическими и материалистическими взглядами и вступает в конфликт с религиозной общиной. В 1656 г. философ отлучен от церкви (снято иерусалимским раввином в 1927 г.), поселился в провинции и написал ряд политических трактатов, в которых высказывается с симпатией о республиканской форме правления, выступает против духовенства, ограничивающего, по его мнению, свободный поиск научных истин[1]. В главном своем произведении «Этика, доказанная геометрическим методом» (писал 12 лет, трактат закончен в 1675 г.) Спиноза излагает философские, этические, правовые понятия в форме аксиом, лемм, теорем. Он стремился, как и Гроций, и Гоббс, «рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах». Политические взгляды Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате»1 (в 1665 г. - начат, в 1670 г. - закончен); работа была опубликована без имени автора. Трактат вызвал ярость теологов и был запрещен в 1671 г. После монархического переворота 1672 г. (свержения Яна де Витте, благоволившего Спинозе) в 1675 г. он пишет «Политический трактат»2, который остался незаконченным, 21 февраля 1677 г. Спиноза умер.

Политическое и правовое учение Спинозы связано с его философией. Он объяснял мир из единого начала - единая субстанция никем не сотворена, вечно существует и должна

1 Полное название трактата: «Богословско-политический трактат, содержащий несколько рассуждений, показывающих, что свобода философствования не только может быть допущена без вреда благочестию и спокойствию государства, но что она может быть отменена не иначе, как вместе со спокойствием государства и самим благочестием».

2 Полное название трактата: «Политический трактат, в котором показывается, каким образом должно быть устроено общество там, где имеет место монархическое правление, а равно и там, где правят знатные, дабы оно не впало в тиранию и дабы мир и свобода граждан оставались ненарушимыми».

быть объяснена из себя самой. Природа не создана богом, Бог и природа - это одно и то же. Спиноза отделил философию (служит истине) от религии (возникает из суеверия, не может быть искоренима подобно страху человека, надо обучать народ благочестию, приспособить религию к «общему благу»). Своей философией он обосновал строгий детерминизм: в природе все совершается необходимо; имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Человек такая же часть природы, как и любая другая, и как часть природы, стремится к самосохранению. Человеку присущи аффекты (состояния тела и их осознание): удовольствие, неудовольствие, желание. Свободны от аффектов только философы, которые познали закономерности природы и руководствуются только разумом. Действия человека подчинены строгой необходимости. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется только разумом. Свобода, по его теории, есть осознанная необходимость. Подобно Макиавелли, Бодену, Гроцию, Гоббсу Спиноза порицал политиков и философов, которые исследуют людей не такими, каковы они есть, а такими, какими они хотят их видеть. Задача политики, по мысли нидерландского философа, заключается в том, чтобы вывести из человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой.

Сущность государства и права объясняется Спинозой с точки зрения естественной необходимости. Он исходит из вечной и неизменной природы человека, которая объясняет происхождение и сущность государства. Исходное понятие его концепции - понятие естественного права как вечного и неизменного, вытекающего из природы человека. Естественное право - это законы или правила природы, в соответствии с которыми все совершается. Естественное право отдельного человека простирается настолько, насколько простирается его мощь или способность к самосохранению. Человек имеет столько естественных прав, сколько имеет силы (не физической, а социальной мощи). Мощь человека, согласно философии Спинозы, лучше всего обеспечивается господством разума. Разум предписывает

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 4(184)

человеку искать общения с другими людьми. Вне общества человек не может жить в безопасности, подобно Локку рассуждает Спиноза, его естественные права не обеспечены, поэтому из естественного состояния люди переходят в гражданское. Задача государства заключается в том, чтобы прекратить борьбу всех против всех, «жить в безопасности», и оказывать взаимную помощь.

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним[2]. Гоббс выступал за абсолютную монархию, Спиноза - демократ. Программные различия привели к различиям в содержательной части их теорий. Спиноза утверждал, что естественное право тождественно «мощи». Поскольку естественное состояние есть «война всех против всех», то, полагал Спиноза, оно вряд ли вообще могло существовать. К тому же люди связаны разделением труда. Поэтому «естественное право», по его мнению, является теоретической абстракцией. Необходимость государства и законов обусловлены естественной причиной - противоречием между страстями и разумом человека. Человек свободен только тогда, когда руководствуется разумом, но большинство людей одержимо пассивными аффектами, побуждающими их к неразумным поступкам. Поэтому должны существовать право и государство: «...Большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».

Спиноза - сторонник теории общественного договора. Общественный договор, по его учению, не факт истории, а отношение, постоянно существующее между подданными и верховной властью. Подданные могут открыто отречься от своего «права на все» и перенести его на государство или молчаливо подчиниться существующей власти. Свобода - подчинение равному для всех разумному закону. Истинный разум должен быть направлен на общее благо. Как этого добиться? Создание законов, рассуждал Спиноза, нельзя доверить монарху, сановникам и вообще отдельным лицам, поскольку их прихоти (в силу слабости человеческой природы пассивные аффекты неизбежно возьмут верх над разумом). Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Страсти у всех разные, аффекты - индивидуальны, частные интересы - противоречивы. В большом собрании они нивелируются, общим остается только разумное начало. Разумность закона и общая свобода есть только там, где закон принят большим собранием. Самое прочное и разумное государство, по его концепции, это республика, особенно демократическая. «В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большое собрание, если оно велико, сошлось на одной нелепости». Между верховной властью

и подданными должно быть «равновесие сил», иначе возникает «состояние враждебности». Прочна, рассуждал Спиноза, только та власть, которая выгодна подданным. Поэтому государство в своих интересах должно обеспечить свободу и общее благо.

В отличие от Гоббса Спиноза осуждал абсолютную монархию. Естественное право, полагал нидерландский мыслитель, не утрачивает свою силу в гражданском состоянии. Государство (как и любая часть природы) подчинено естественной закономерности. Государственная мощь, то есть право государства, тождественно фактической способности повелевать подданными. Эта способность (право, власть государства) не беспредельны. К праву государства не относится все то, к чему государство не в состоянии побудить своих подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Поскольку власть не имеет фактической способности заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права.

В «Богословско-политическом трактате» Спиноза защищал свободу философии и науки[3] и показывал нравственное ограничение власти: границы государственной власти состоят в том, что она не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или вызывающих негодование подданных. Как и Макиавелли, Спиноза рассматривает социально-психологические основы власти: страх, любовь в качестве опоры правительства, ненависть, презрение как причины возмущения против правительства. Главный вопрос, который стремится разрешить Спиноза, заключается в следующем: как, исходя из свойств человеческой природы, организовать само государство, чтобы все (и правители, и подданные) действовали бы в соответствии с общим благом; чтобы все подчинялись (добровольно или под давлением силы) предписаниям разума? Решая этот вопрос, Спиноза выступил против абсолютной монархия, допускал ограниченную монархию и аристократическую республику, которые, по его мысли, нуждаются в специальных мерах, предупреждающих тиранию и угнетение в этих правлениях. Выступая с обоснованием демократической республики, философ подчеркивал, что единственно абсолютное и могущественное государство, опирающееся на согласие подданных, правящее только при помощи разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо есть демократия, «народная форма верховной власти». Особенность демократии, по его мнению, заключается в том, что законы и власти не противостоят народу. Народ в демократии действует по своему собственному согласию. Здесь нет политического отчуждения. Подобно Макиавелли Спиноза защищает народ, считая, что он ничуть не хуже знати, природа у всех одна и та же; вся разница заключается в том, что знать маскирует свои пороки «пышностью, роскошью, мотовством, ученым невежеством и изяществом распутства». Демократия обеспечивает разумность закона: «Только тот сво-

боден, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом». Разумность законов обеспечивается тем, полагал Спиноза, что они принимаются многочисленным собранием, в котором противоречивые страсти взаимопогашаются. При создании демократического государства люди договорились, чтобы силу решения имело то, что получило большинство голосов. Подчинение этому первоначальному решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство приближается к свободе, которую природа предоставила каждому (каждый переносит свое естественное право не на другого, как это было у Гоббса, а на большую часть всего общества, единицу которого он составляет). На этом основании все пребывают равными, как в естественном состоянии.

В аристократии верховная власть принадлежит избранному собранию («патрициям»). Народ не участвует во власти, но и не находится в рабстве. Патриции предоставляют народу некоторые права с тем, чтобы самим удержаться у власти. Условием прочности аристократии является многочисленность патрициев, при этом, замечал Спиноза, лучше, если эти лица будут богатыми - тогда олигархи смогут покрывать расходы на правление. Опасность аристократии заключается в случае уменьшения числа патрициев и в условиях усиления власти одного лица (военачальника).

Спиноза отстаивал идеи «разумной монархии», цель которой состоит в том, чтобы монархия не впала в тиранию. Этого можно достичь, рассуждал философ, с помощью следующих средств: 1) установления незыблемых законов, которые не могут быть уничтожены монархом; 2) организации законодательного органа; 3) организации вооруженных сил. Все подданные в этом государстве должны иметь равные права; должно быть «единодушие» при решении общих дел. Для этого следует провести ряд мероприятий: 1) земля и другая недвижимость должны принадлежать государству и сдаваться в арен-Библиография:

ду подданным; основное занятие граждан - торговля и кредитные операции, что создает единодушие граждан; 2) организация управления должна представлять следующий механизм: верховная власть принадлежит Великий совету, который выражает общую волю подданных. Члены Великого совета ежегодно назначаются монархом на срок от 3 до 5 лет из числа граждан, достигших 50 лет. Все граждане становятся поочередно членами Совета. Созывается Великий совет не менее 4 раз в год. К его компетенции относится: - защита основных законов; - принятие решений о новых законах; - контроль за деятельностью должностных лиц. Между созывами Великого совета его функции выполняет коллегия из 50 человек. Совет судей (61 или 51 судья), которые избираются из числа граждан; голосование при вынесении приговоров тайное. 3) Вооруженные силы состоят только из граждан; все обязаны иметь оружие и уметь владеть им - в этом случае, рассуждал Спиноза, законы не только выражают волю народа, но и поддерживаются вооруженной силой. Таким образом, власть монарха по этому проекту Спинозы номинальна; фактическая власть находится у представительных учреждений и обеспечивается вооруженными силами народа. По существу, это форма конституционной монархии, при которой монарх царствует, но не управляет.

По мнению Спинозы, войны, восстания, нарушения законов происходят из-за плохого состояния верховной власти. Его отношение к выступлению народа против верховной власти претерпело эволюцию. Вначале философ полагал, что форму всякого правления необходимо сохранять, даже тирану все обязаны сохранять верность. Эти идеи относятся к республике в Голландии до 1672 г. В «Политическом трактате» (1675 г.) он уже открыто осуждает монархический переворот 1672 г. и оправдывает восстание подданных против неугодного правительства. Верховная власть, посягающая на общее благо и свободу граждан, уверяет он в это время, сама виновна в своей гибели.

1. Лейст О.Э. Учение Спинозы о государстве и праве. М., 1960; Беленький М.С. Спиноза. М., 1964; Галкин И.В. Бенедикт Спиноза как политический и правовой мыслитель: опыт юридической метафизики. М., 2014. С.10-33.

2. Спиноза Б. Трактаты / Предисл. Е.И. Темнова. М., 1998. С.276.

3. Спиноза Б. Богословско-политический трактат / Пер. с латинского М. Лопаткина. Мн., 1998. С. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.