Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА: Т. ГОББС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ'

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА: Т. ГОББС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1979
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ / ГОББС / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР / LEGAL SCIENCE / HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL DOCTRINES / HOBBES / PHILOSOPHY OF LAW / NATURAL LAW / SOCIAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фролова Елизавета Александровна

В статье анализируется политическое и правовое учение Т. Гоббса. Оценивается его вклад в теорию естественного права и общественного договора. Дается характеристика форм правления в теории Гоббса и показывается, что абсолютизацию верховной власти философ права проецирует только на сферу публичного права; в области частноправовых отношений лицам предоставляются права и свободы. Показаны противоречия его политической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE PHILOSOPHY OF LAW: T. GOBBS ON THE STATE AND LAW

The article analyzes the political and legal teachings of T. Hobbes. His contribution to the theory of natural law and social contract is evaluated. The characteristic of forms of government in the Hobbes theory is given and it is shown that the philosopher of law projects the absolutization of the supreme power only on the sphere of public law; in the field of private law relations, individuals are granted rights and freedoms. The contradictions of his political theory are shown.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА: Т. ГОББС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ»

ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА: Т. ГОББС О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ ФРОЛОВА Елизавета Александровна,

доктор юридических наук, Юго-западный университет политологии и права, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: frolova.msu@mail.ru

Краткая аннотация: В статье анализируется политическое и правовое учение Т. Гоббса. Оценивается его вклад в теорию естественного права и общественного договора. Дается характеристика форм правления в теории Гоббса и показывается, что абсолютизацию верховной власти философ права проецирует только на сферу публичного права; в области частноправовых отношений лицам предоставляются права и свободы. Показаны противоречия его политической теории.

Abstract: The article analyzes the political and legal teachings of T. Hobbes. His contribution to the theory of natural law and social contract is evaluated. The characteristic of forms of government in the Hobbes theory is given and it is shown that the philosopher of law projects the absolutization of the supreme power only on the sphere of public law; in the field of private law relations, individuals are granted rights and freedoms. The contradictions of his political theory are shown.

Ключевые слова: юридическая наука, история политических и правовых учений, Гоббс, философия права, естественное право, общественный договор.

Keywords: legal science, history of political and legal doctrines, Hobbes, philosophy of law, natural law, social contract.

В 40-е гг. XVII в. в Англии борьба короля с английским парламентом выразилась в различных политико-правовых направлениях. Томас Гоббс (1588-1679) - известный английский философ-материалист, обосновывал права верховной власти на основе естественных законов, выступил врагом революции. Став первым крупным теоретиком Нового времени, философ на началах естественного права создал систематическое, целостное учение о государстве и праве.

Томас Гоббс вырос в семье сельского священника, после приходской школы учился в Оксфорде, где, получив степень бакалавра искусств, должен был преподавать логику, но предпочел стать воспитанником сына барона Кавендиша, вместе с которым совершил поездки во Францию, Италию, Голландию. В начале английской революции Гоббс в Париже опубликовал на латинском языке (язык международного общения) трактат в защиту абсолютной власти «О гражданине» (издания 1642 г., 1646 г.) и был вынужден эмигрировать. Во Франции он внимательно изучает учение Декарта, во многом следует философии картезианцев (в то же время критически к ней относится) и разрабатывает свою философию и политико-правовую теорию. В 1651 г. Гоббс издает в Лондоне (на английском языке) обширное свое сочинение под заглавием «Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Воззрения Гоббса сложились преимущественно под влиянием Галилея, с которым он был лично знаком и в посвящении своего трактата указывал на Галилея, как на «первого, открывшего нам двери физики, объяснив природу движения». Также Гоббс отмечал влияние на свое учение Коперника, Гассенди. В своей доктрине английский философ переносил принципы и методы физики на понимание явлений духовной и общественной жизни. Задача науки, по Гоббсу, заключается только в объяснении причин явлений. Общей причиной всех явлений служит движение, поэтому все науки имеют своим предметом движение: механика - действие движения одного тела на другие; физика - действие движения частичек, составляющих тела, наука о человеке и государстве - движения, совершающиеся в душе человека и определяющие взаимные отношения людей в обществе.

Цель политико-правового учения Гоббса заключается, по его определению, в построении учения государства и права, совершенно свободного (подобно математике) от субъективных оценок[1].

Источник его политического учения - естественные свойства человека, которому от природы присущи следующие качества: соперничество (из него проистекает стремление к наживе), недоверие (порождает стремление к безопасности), любовь к славе (приводит к честолюбию). Эгоистические стремления людей образуют основу природы человека. Основу человеческой природы составляют эгоистические стремления. Гоббс не согласен с теми мыслителями, которые называют человека «животным общежительным». Люди, по его мнению, ищут в обществе удовлетворения своих интересов и именно для этого соединяются вместе. Являясь прирожденным эгоистом, человек сближается только с теми лицами, от кого он ожидает для себя выгоды. Человек по природе зол, естественные страсти людей, разъясняет Гоббс, делают их врагами: «человек человеку - волк». Коль скоро все действия человека возникают из его личных наклонностей, то для осуществления своих желаний люди по своей природе непрерывно желают власти. Если бы, продолжает Гоббс, человек по своей природе любил своих ближних, он любил бы всех людей одинаково, но этого нет. Все люди в естественном состоянии находятся в постоянном страхе, который проистекает из опасения зла. Когда каждый считает себе все позволенным, то на каждом шагу возникают между людьми столкновения. Более сильные стараются подчинить себе слабых; все чувствуют взаимный страх. Каждый человек ищет для себя добра и старается избежать зла. В подтверждение этого положения Гоббс приводит ряд доказательств: люди в пустынных местах ходят с оружием; в доме хозяин запирает сундуки и двери; государства, находясь даже в состоянии мира, постоянно вооружаются друг против друга.

В «естественном состоянии» каждый человек имеет право на все, что считает для себя необходимым. В догосударственном состоянии люди, по учению Гоббса, находятся в состоянии «войны всех против всех» - «bellum omnium contra omnes». Однако постоянное состояние всеобщей войны противоречит законам самосохранения человека. Следовательно, спасаясь от войны, человек должен искать мира, или, если нельзя жить в мире, надо, как утверждает ученый, искать союзников в войне. Это закон природы, то есть «предписание правового разума относительно того, что должно делать и чего необходимо избегать для возможно долговечного сохранения жизни и членов». Первый, основной закон природы, гласит: «должно искать ми-

Теория и история права и государства; история учений о

праве и государстве

ра»[2]. Из основного закона вытекают другие законы общественной жизни или естественные законы (средства для достижения этой цели). Прежде всего, очевидно, для сохранения мира человек должен ограничить свои притязания. Часть своих прав он должен уступить другим. Первый производный закон природы предполагает, что «для сохранения мира необходимо отказаться от права на все», то есть уступить другим (или перенести на других) часть своего права, а значит, заключить договор. Из этого положения вытекает второй производный закон природы: необходимо соблюдать обязательства. Понятия о правде и неправде, по мнению Гоббса, возникают только вследствие договора. Из потребности мирного сосуществования Гоббс выводит все остальные, как юридические, так и нравственные законы. Всего Гоббс выделяет 19 естественных законов, необходимых для достижения мира, предписывающих добрые нравы: быть благодарным; быть полезным другим; сострадательным; мстить и наказывать, имея в виду не совершенное уже зло, а будущее благо, то есть исправление преступника; не оскорблять других; не превозноситься перед ними; быть скромным; беспристрастным; общим пользоваться сообща; если какая-либо вещь не может быть ни разделена, ни стать предметом общего пользования, дело должно решаться жребием, но жребий может быть не только искусственный, но и естественный, как первородство и первый захват, поэтому первый захвативший имеет преимущество перед другими; посредники мира должны пользоваться неприкосновенностью; в случае споров, они должны решаться третейским судьей; никто не должен быть судьей в своем собственном деле; третейский судья не должен получать вознаграждения от сторон; решение спора должно основываться на показании беспристрастных свидетелей; с судьей не допускается никаких сделок; запрещается пьянство и все, что затемняет рассудок. Все эти законы сводятся, по словам ученого, к ясному правилу: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали». По своему содержанию естественные законы тождественны с нравственными нормами и здравым смыслом. Эти законы носят вечный и неизменный характер.

В естественном состоянии никто не может до конца быть уверенным в доброту помыслов других людей; что касается общества, то и в нем, замечает Гоббс, обязательно найдется злое меньшинство, которое будет держать большинство в постоянном страхе за свою жизнь. Следовательно, для соблюдения естественных законов необходимо обезопасить себя от произвола со стороны других лиц, что означает соединение значительного числа людей для взаимной защиты[3]. Это соединение, по утверждению мыслителя, должно быть организованным и действенным. Одного только согласия людей действовать сообща для защиты общего блага недостаточно, поскольку, рассуждает Гоббс, человек по своей природе эгоистичен, увлекаем своими эмоциями, часто подвержен страстям и может предпочесть частную выгоду общей пользе. Таким образом, чтобы все эти законы получили надлежащую силу, необходимо, чтобы все люди договорились подчинить свою частную волю одному лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.

Как результат взаимного договора, возникает государство.

Под государством ученый понимает «единое лицо, воля которого вследствие договора многих людей считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты»[4].

Независимо от способа образования государства (отеческое или деспотическое правление), права верховной власти одинаковы и включают в себя следующие полномочия: «меч правды» (наказание нарушителей закона), «меч войны», право суда, право законодательства (устранение споров о том, что принадлежит каждому), право учреждать подчиненные власти, право запрещать вредные учения (в условиях «Великого мятежа» Гоббс особо осуждал теории, призывающие к сопротивлению власти короля).

Верховная власть, по убеждению философа, выше всех законов, безгранична и абсолютна независимо от ее формы. Особенность политического учения Гоббса заключается в том, что он считал власть, установленную по договору, неограниченной и безусловной, независимо от ее формы. Несмотря на то, что в основании государства лежит общественный договор, тем не менее, верховная власть не может быть уничтожена волею граждан (подданных). Актом договора они связали свою волю не только по отношению друг к другу, но и к правителю, без согласия которого они не вправе расторгнуть договор.

В характеристике форм государства Гоббс следовал теории Ж. Бодена. Английский мыслитель отмечал, что при любой форме правления можно указать на некоторую высшую власть, которой подчинены все другие, но сама она не подлежит никакому контролю. Гоббс отвергал теорию разделения властей (власть абсолютна), смешанный образ правления (противоречит единству верховной власти) и «извращенные» формы государства (нет ясных критериев для их выделения: всякий недовольный может считать существующее правление плохим).

К демократии Гоббс относился отрицательно. По его мнению, демократия имеет столько правителей, сколько насчитывает в обществе демагогов. Все они добиваются при этом правлении для себя власти и богатства. Это пагубно сказывается на принятии политических решений: ораторы увлекают умы подвластных, однако большинство в собраниях несведущи и неспособны к принятию решений в делах государства. Государственно важные решения должны приниматься, по убеждению Гоббса, не в силу душевного порыва (как это происходит в демократиях), а под влиянием разума. Пристрастие и непостоянство толпы, свойственные демократии, беспрерывно меняют законы, что в конечном итоге, пагубно влияет на стабильность государственного режима. Таким образом, борьба партий, непостоянство толпы, влияние демагогов, воздействующих на человеческие страсти - все это невыгодно отличает демократию от других форм правления.

Аристократия, являясь серединой между монархией и демократией, тем лучше, считает Гоббс, тем больше приближается к монархическому правлению, и чем больше удаляется от демократии.

Наилучшей формой правления, по учению Гоббса, явля-

ется неограниченная монархия, в которой верховный правитель обладает всей полнотой власти. В этом правлении, следуя мысли ученого, меньше оснований для вымогательств, несправедливостей и притеснений подданных. В монархии государь есть сам народ, поскольку он воплощает в себе государственное единство; подданные - это только собрание отдельных лиц (Интересно отметить, что у Спинозы, по философской направленности учения близкого Гоб-бсу, но отстаивавшего демократию, встречается аналогичное выражение: «Царь - это само государство». «Rex est ipsa civitas»). Однако абсолютизация верховной власти в теории Гоббса относится только к сфере публичного права; в области частноправовых отношений лицам предоставляются права и свободы. В частых отношениях правитель должен обеспечить наличие имеющейся у каждого собственности, незыблемость договоров, равную для всех лиц справедливость, определить налоги и т. д.

Гоббс определял свободу как право делать все то, что не запрещено законом. В трактате «О гражданине» он писал, что «законы установлены не для устрашения, а для направления человеческих действий, подобно тому как природа поставила берега не для задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его». Цель законов, по убеждению ученого, состоит не в том, чтобы удерживать людей от всяких действий, а в том, чтобы дать им (действиям — Е. Ф.) правильное направление. Нельзя определить законом все возможные, будущие отношения и решить тяжбы, следовательно, все случаи, не урегулированные законом, необходимо решать на основе естественных законов (то есть норм справедливости). Коль скоро, рассуждал Гоббс, нельзя охватить законом всю жизнь человека, надо предоставить ему возможность поступать по собственному усмотрению.

В учении Гоббса о праве много теоретически значимых идей и интересных замечаний, выходящих далеко за пределы юридического мышления своего времени. Он исследовал природу и назначение законов, классифицировал виды законов, изучал их структуру. Любой гражданский (светский) закон, по этой теории, предполагает две части: дистрибутивную (распределяющую) и вин-дикативную (карающую) части. Первая содержит определение правил поведения, то есть содержит, как отмечал Гоббс, права и обязанности сторон и запреты), вторая часть определяет наказание. Бесполезен закон, убеждал философ, если он не содержит в себе обеих частей — и той, что «запрещает совершать беззакония», и той, что «карает провинившихся»[5]. Отличительной особенностью правового учения Гоббса и несомненным теоретическим прогрессом для XVII века явилось утверждение мыслителя о том, что первая часть (дистрибутивная — распределяющая) обращена ко всем лицам, а вторая часть (виндикативная — карающая) — только к должностным лицам. Эти выводы Гоббса о содержании закона воплощены в современном понимании структуры нормы права: определение Библиография:

1. Гоббс Т Сочинения в 2т Т.2 М. Мысль, 1991 С.79.

2. Гоббс Т Сочинения в 2т Т.2 М. Мысль, 1991 С.99.

3. Гоббс Т Сочинения в 2т Т.1 М. Мысль, 1989 С.327-332.

4. Гоббс Т Сочинения в 2т Т.2 М. Мысль, 1991 С.133.

5. Гоббс Т Сочинения в 2т Т.1 М. Мысль, 1989 С. 416-417

правил поведения (права и обязанности сторон или запреты) содержатся в диспозиции нормы права, а ответственность за правонарушение предполагается санкцией правовой нормы.

Политическое и правовое учение Гоббса противоречиво по содержанию, поэтому и его оценки различны, даже противоположны, о чем писал сам Гоббс в обращении к читателям в трактате «О гражданине»: «Резкие возражения встретило следующее: я сделал гражданскую власть слишком могущественной» (возражение от церковников); «я уничтожил свободу совести» (доказывали сектанты); «я освободил верховных правителей от ответственности перед гражданскими законами» (утверждали юристы). Опровергая эти обвинения, Гоббс соглашался с единственным положением, говоря, что оно в его системе действительно не доказано, а только «лишь постулировано» - о преимуществах монархии. Противоречивость политического учения Гоб-бса заключается и в обосновании им своего идеала. Гоббс подчиняет государству духовную жизнь человека. Он настаивает, что подвластные не должны иметь собственных суждений о добре и зле — за них это делает государство, определяя гражданским законом что дОлжно считать хорошим (это предписывается гражданским законом) и что дОлжно считать плохим (запрещено гражданским законом). С одной стороны, считать человека политическим рабом своего правителя, а с другой стороны, наделять его правами и свободами, провозглашенными и даже гарантированными правителем в сфере частного права, -такое противоречие вряд ли произведет компромисс в теории и практике. Однако Гоббс видел силу общества именно в авторитарности государственной власти. Необходимо заметить, что, обосновывая теоретически преимущества абсолютной монархии, Гоббс, тем не менее, допускал существование и иных форм правления. «Там, где известная форма правления уже установилась, соглашался английский философ с Гроцием, не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать наилучшей существующую». Следуя этим взглядам на государство и власть, Гоббс поддержал протекторат Кромвеля, который с уважением принял ученого и даже поручил ему реорганизовать Университет. (После реставрации Стюартов Гоббса обвинили за сотрудничество с Кромвелем, трактаты «О гражданине» и «Левиафан» попали в Список запрещенных книг).

Несмотря на отмеченную противоречивость учения, рационалисты XVIII века преклонялись перед теорией Гоббса. Гольбах переводил отрывки из его философии, Дидро был приверженцем его доктрины, Руссо развивал (хотя и с иными предпосылками) идею государственной абсолютизации власти. О. Конт называл Гоббса «отцом революционной философии» - по тому рационалистическому духу, по оригинальности мысли, по смелости и стремлению к свободному обсуждению острых социально-политических вопросов, которые были поставлены в учении Гоббса о государстве и праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.