Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кауфман Н.Ю.

В статье рассматриваются теоретико-практические аспекты применения бенчмаркинга в зарубежных странах и в России. Автором исследована этимология термина и история его возникновения, рассмотрены проблемы применения бенчмаркинга российскими предприятиями. Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития предприятия позволит разработать новую стратегию и повысить показатели эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Кауфман Н.Ю. ®

К.э.н., доцент кафедры Управление персоналом, Сургутский государственный университет

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-практические аспекты применения бенчмаркинга в зарубежных странах и в России. Автором исследована этимология термина и история его возникновения, рассмотрены проблемы применения бенчмаркинга российскими предприятиями. Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития предприятия позволит разработать новую стратегию и повысить показатели эффективности.

Ключевые слова: бенчмаркинг, инновационное развитие, конкурентоспособность, предприятия, эффективность.

Keywords: benchmarking, innovation development, competitiveness, enterprise, efficiency.

Побудительным механизмом инновационного развития предприятия является конкуренция рынка. Предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, получают хорошее преимущество перед конкурентами. Существует прямая зависимость уровня инновационного развития предприятия от участия в инновационной деятельности сферы управления. Наиболее значимым качеством управления инновационным развитием является гибкость и способность переориентироваться на решение новых задач, использовать новые технологии, продукты, услуги, формы и методы управления.

Серьезной проблемой в инновационном развитии компаний является: слабое применение технологий развития предприятия и отсутствие системы внедрения нововведений, сложность анализа и выявления скрытых проблем в деятельности, слабый потенциал организационный, кадровый, мотивационный и др., что приводит к существенному снижению темпов развития [4, С. 55].

Инновационная деятельность на протяжении многих десятилетий формирует мировую экономику и опыт применения инноваций приобретает большую значимость для эффективной деятельности многих предприятий. Обмен положительного опыта между предприятиями связывают с международным инструментом управления - бенчмаркингом.

Из истории данного метода известно, что термин «бенчмарк» использовался землемерами в качестве отправных точек отсчета при измерении границ участков. С начала 1900-х гг. бенчмаркинг использовался предприятиями в качестве эталона с целью выяснения того, как конкурирующие компании создают свою продукцию, все ее плюсы и минусы, насколько она качественна. После Второй мировой войны японцы изменили подход к бенчмаркингу, ездили по миру, исследуя опыт лучших организаций, но изучали уже не саму продукцию, а процесс. В настоящее время японские компании предпочитают не копировать продукты известных компаний, так как считают это «откатом» назад, а используют в своей работе лучшие методики и технологии управления [8, С.46].

В начале 1980-х гг. Р. Кэмпом было сформулировано: «Бенчмаркинг - это поиск наилучших методов в отрасли, которые ведут к наивысшим достижениям» [2]. Д. Кернс дает следующее определение бенчмаркинга: «постоянный процесс количественной оценки

® Кауфман Н.Ю., 2017 г.

продуктов, услуг или процессов в сравнении с показателями, достигнутыми конкурентами и фирмами, считающимися лидерами в данном секторе» [9].

Camp Robert C. считает, что бенчмаркинг непрерывным процессом поиска, исследования и оценки опыта компаний-лидеров в производстве товаров (услуг), с целью повышения производительности своей компании [5].

Робин Манн, председатель международной организации «Глобальная сеть бенчмаркинга» (Global Benchmarking Network), представлял бенчмаркинг гораздо большим инструментом, чем эталонное сравнение, считая, что это: «выявление, адаптация и внедрение методов, которые дают лучшие результаты». Благодаря бенчмаркингу развивается мышление и творческие процессы, способствующие инновационной деятельности предприятий с последующей эффективностью [2].

Бенчмаркинг, как самостоятельный управленческий инструмент стал внедряться в Американских компаниях, начиная с 1972г. (Ксерокс, «ЗМ», «НР», «Dupont», «Motorola», «Chase» и др.). Этому способствовало понимание, что в условиях конкуренции, для поиска эффективных решений необходим опыт предприятий, работающих в подобных условиях [5].

В настоящее время научно-технический прогресс, предпосылки к инновационному развитию, диктуют предприятиям изучать сильные стороны конкурентов. Но, новые концепции управления, способствующие повышению эффективности работы, многими предприятиями воспринимаются неохотно из-за нежелания изменений, или опасения повторения своих ошибок, связанных с попытками освоения плохо проверенных концепций.

В XX веке бенчмаркинг характеризуется следующими этапами (рис. 1).

На данном этапе и появляется бенчмаркинг с уже отработанными методиками, которые помогают понять руководству предприятия как ликвидировать разрыв между своей эффективностью и эффективностью своих самых сильных конкурентов. Современный бенчмаркинг (Benchmarking) рассматривается как управленческая технология, которая учитывает и использует передовые достижения как в своей, так и в смежных отраслях [7].

1 этап: до середины 1970-х гг. «реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта»

2 этап: «бенчмаркинг конкурентоспособности», получивший развитие в 1976-1986 гг. благодаря усилиям фирмы «Xerox»

3 этап: «бенчмаркинг процесса» (эталонное сопоставление процессов, функциональный бенчмаркинг), развивавшийся в 1982-1986 гг.

4 этап: «стратегический бенчмаркинг», направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик

производительности (середина 1980-х - 1990-е гг.)

5 этап: «глобальный бенчмаркинг» - инструмент организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства (с середины 1990-х гг.)

Рис. 1 - Этапы бенчмаркинга в XX веке [3]

Таким образом, бенчмаркинг - процесс реализации целей предприятия для выхода новый для себя уровень развития через осуществление таких функций как: планирование, поиск, наблюдение, анализ, адаптация.

Для российских предприятий бенчмаркинг все еще является новшеством, но в российском бизнесе уже существуют положительные примеры его использования преимущественно в области маркетинга: компании РНК «Лукойл», РАО «ЕЭС России», Газпром, ЮКОС, АвтоЗИЛ, фармкомпания «Нижфарм» [1].

Компании, желающие применить бенчмаркинг, сталкиваются с рядом проблем: затратные по времени и финансовым ресурсам исследования о процессах конкурентов; засекреченность необходимой информации, так как для эффективных стратегических решений требуется знание стратегии конкурентов; юридические и этические моменты компаний; отсутствие практики у персонала;

отсутствие доверия к эталонным предприятиям и к партнерам по бенчмаркингу.

Таким образом, бенчмаркинг - современный инструмент ведения бизнеса, который могут эффективно использовать компании любого размера. Сбор информации об эталонных действиях конкурентов - достаточно сложный процесс, который сопровождается значительными исследованиями на первых этапах. Многие компании ориентированы на быстрый доход и малые затраты, поэтому в результате применяют в своей работе традиционные методы управления. Но

в условиях инновационного развития, и высокой конкурентоспособности применение

бенчмаркинга в практике российских предприятий очевидно.

Литература

1. Аветисян А. М., Чердакова О. С. Проблемы практической реализации бенчмаркинга на российских предприятиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sibac. info/site s/default/file s/conf/file/ stud_3_2.pdf (дата обращения: 13.03.2017).

2. Все, что нужно знать о бенчмаркинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mamarama.ru/viewby/user/id/31344 (дата обращения 16.02.2017).

3. Иванова Е. А., Разорвин И. Е. Бенчмаркинг как эффективная маркетинговая технология сравнительного анализа эффективности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2009/02/12/ (дата обращения: 12.03.2017).

4. Кауфман Н. Ю. Применение стратегии KAIZEN + KAIRYO в условиях инновационного развития предприятий / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции // Под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_27339396_84138162.pdf (дата обращения: 12.03.2017).

5. Ленкова О. В. Бенчмаркинг нефтегазовых компаний: теоретико-методические основы / О. В. Ленкова, Е. М. Дебердиева. - Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT AcademicPublishingGmbH&Co. KG, 2012. - 80 с.

6. Меркушова Н. И., Старун А. В. Бенчмаркинг: Практика использования на российских предприятиях и проблемы применения // Молодой ученый, 2014. - №15. - С. 185-187.

7. Ростовцева И. Ф. Проблемы использования бенчмаркинга в управлении предприятием // Вестник АГТУ, 2005. - №4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-benchmarkinga-v-upravlenii-predpriyatiem (дата обращения: 12.03.2017).

8. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С., Бенчмаркинг в лучшем виде!, СПб, «Питер», 2004. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msk.treko.ru/show_article_218 (дата обращения: 12.03.2017).

9. Kearnes D. T. Quality improvement b 1. egins at the top // World, v. 20 (5), 1986, p. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.