Научная статья на тему 'Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития образовательной организации'

Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MARKETING MANAGEMENT / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Инна Владимировна, Емельянова Ксения Александровна

Рассматриваются проблемы конкурентоспособности образовательной организации. Анализируются инструменты бенчмаркинга как способа понимания и адаптации имеющихся лучших практик образовательных учреждений. Обосновывается, что бенчмаркинг и маркетинговое управление необходимы для улучшения конкурентных позиций образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Benchmarking as a tool of innovative development of educational organizations

Problems of competitiveness of the educational organization are considered. Benchmarking tools as way of understanding and adaptation of the educational institutions which are available the best the practician are analyzed. Is proved that the benchmarking and marketing management are necessary for improvement of competitive positions of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинг как инструмент инновационного развития образовательной организации»

УДК 338.4; 37.07

И. В. ЗАХАРОВА, К. А. ЕМЕЛЬЯНОВА

БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рассматриваются проблемы конкурентоспособности образовательной организации. Анализируются инструменты бенчмаркинга как способа понимания и адаптации имеющихся лучших практик образовательных учреждений. Обосновывается, что бенчмаркинг и маркетинговое управление необходимы для улучшения конкурентных позиций образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, конкурентоспособность, инновации в образовании, маркетинговое управление, бенчмаркинг.

Драйвером различных сфер социально-экономической жизни в нашей стране в последние годы являются инновации. В сфере образования инновационная деятельность обеспечивает организации конкурентные преимущества, репутацию среди деловых партнёров и потребителей образовательных услуг.

На сегодняшний день система образования находится в ситуации структурных изменений. При этом государственная власть подталкивает образовательные организации к работе в режиме саморазвития [3, с.86]. Общий вектор развития российской системы образования характеризуется личностно-развивающейся направленностью образовательных процессов, вариативным содержанием образования, совершенствованием государственно-общественной системы управления [6, с. 139]. Для решения данных задач важно обеспечить высокую эффективность образовательных учреждений на всех ступенях процесса образования. В связи с этим важной проблемой менеджмента в сфере образования является поиск современных технологий управления и диагностики качества образования. Цель данной статьи - обоснование необходимости бен-чмаркинга для улучшения конкурентных позиций образовательной организации и её услуг как образовательных продуктов.

Маркетинг образовательной организации ведущими задачами имеет продвижение её услуг на рынке и повышение её конкурентоспособности [2, с.167]. В связи с этим особым инструментом в системе инновационного образования может стать бенчмаркинг (или бенчмаркетинг), от англ. benchmarking - «bench» - уровень, высота, «mark» - отметка. Данный термин переводят как

© Захарова И. В., Емельянова К. А., 2018

«опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение». Предложенный в 1972 г. специалистами Института стратегического планирования Кембриджа, сегодня наиболее в общем смысле термин означает объект, обладающий определённым количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами.

Заимствованный из бизнеса, в отечественном образовании бенчмаркинг стал использоваться относительно недавно. Данная технология позволяет оценить слабость конкурентной позиции образовательной организации и необходимость изменений управленческой системы или образовательного процесса. Маркетологи подразумевают под бенчмаркингом метод мониторинга информации о деятельности других организаций и особую управленческую технологию, которая включает в себя комплекс мероприятий, помогающих в распознавании внутренних проблем организации, контроль и совершенствование всех бизнес-процессов.

Первоначально за основу бенчмаркинга брались финансовые показатели организаций. Количественные данные легче собирать и сравнивать. Однако в ряде отраслей (в первую очередь, в сфере услуг) для описания конкурентных преимуществ необходимы и качественные данные. Они позволяют учитывать особенности субъективного восприятия потребителями процессов работы организации. Услуга - это любое мероприятие и выгода, которые одна сторона может предложить другой, это невещественные действия, которые не приводят к владению чем-либо, но удовлетворяют определённые потребности [1, с. 19]. Оценка качества процессов и качества результатов оказания услуг требует сочетания количественных и качественных показателей.

Рис. 1. Этапы реализации бенчмаркинга образовательной организации

Бенчмаркинг отличается от других инструментов инновационного развития образовательных организаций обоснованностью методологического подхода.

Существуют две формы бенчмаркинга: конкурентный и совместный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг представляет собой сравнение своей организации с конкурентами, часто для этого используют конкурентную разведку или скрытое проведения исследований независимыми экспертами. Менее затратный (и более массовый) вариант такого исследования - сопоставительный анализ отдельных продуктов силами сотрудников организации на основе общедоступной информации. Совместный бенчмаркинг предполагает сравнение организаций путём их добровольного обмена информацией. Он происходит на основе договоров организаций с учётом обеспечения информационной безопасности. Договор может предусматривать как обмен данными, так и открытое посещения исследуемых объектов. Американским центром повышения производительности и качества (American Productivity and Quality Center) и Европейским фондом управления качеством (European Foundation of Quality Management) разработан кодекс проведения бенчмаркинга, чьи принципы признаны во всём мире.

Конкурентный бенчмаркинг образовательной организации представляет альтернативу традиционному стратегическому планированию от достигнутого, переход к планированию на основе показателей конкурентов. Практическое применение бенчмаркинга можно описать как алгоритм последовательных действий (рис. 1), в результате которого может возрасти конкурентоспособность образовательной организации или отдельных образовательных продуктов.

Классическая технология бенчмаркинга предполагает анализ индикаторов, на основе которых определяются позиции объектов сравнения друг относительно друга. По заранее определённым шкалам рассчитывают значимость каждой из оцениваемых характеристик и составляются сответствующие профили объектов наблюдения. В результате можно не только ранжировать анализируемые объекты, но и определить, какие из характеристик следует усовершенствовать, чтобы повысить рейтинг организации. Выводы делаются на обнове следующих показателей: минимальное значение индекса в выборке, максимальное значение индекса в выборке, медианное значение индекса, значения квартилей, стандартное отклонение, определяющее разброс значений по сравнению с медианным.

Бенчмаркинг образовательной организации может основываться как на изучении отдельных простых индикаторов, так и на сравнении составных индикаторов. Положение отдельной образовательной организации в рамках национального либо регионального рейтинга определяется такими показателями, как реальное значение индекса, иллюстрирующее результаты деятельности (от среднего балла ЕГЭ до количества патентов, затрат на научные исследования и разработки и т. п.), процентный ранг, определяющий место в массиве данных относительно числа включённых в него объектов (показывает относительное место, занимаемое анализируемым объектом среди остальных), индекс потенциала развития, показывающий, насколько текущее значение отличается от максимального.

В Европе с 1960-х гг. получили распространение различные системы индикаторов науки и технологий. В 2000-х Европейские регулирующие органы стали применять несколько

методологий международных сопоставлений по различным сферам экономики инновационной политики. Начиная с 2002-2003 гг., Европейская Комиссия и Маастрихтский центр по социально-экономическим исследованиям и подготовке кадров в сфере инноваций и технологий (Maastricht Economic and Social Research and Training Centre on Innovation and Technology, MERIT) периодически готовят Региональный европейский рейтинг инновационной деятельности (РЕРИД, Regional European Innovation Scoreboard).

Образовательная и научная продукция, которую производят различные учебные заведения, должны обладать инновационностью. Использование механизмов инновационной деятельности повышает конкурентоспособность и качество оказываемых населению образовательных услуг. [3, с. 22]. Термин «инновация» характеризует процесс реализации новой идеи в различных сферах жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект. [5, с. 66]. Инновация - это новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле и т. д. [7, с. 92].

В Государственной Программе «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ №1642 от 26.12.2017 г., изм. 30.03.2018 г.) цель №1 - это качество образования. Под ним в Программе понимается сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международных рейтингах: в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS), в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Таким образом, качество образования и показатели инновационной деятельности организаций на международном и национальном уровнях в своей основе имеют технологии бенчмаркинга.

Различные нововведения, использования положительного и успешного опыта зарубежных стран в системе образования, реорганизация деятельности и т. п. - всё это может стать основным решением проблем, влияющих на развитие современного образования. Бенчмаркинг как технология управления инновациями в образовании имеет ряд преимуществ:

- даёт возможность объективного анализа сильных и слабых сторон образовательной организации;

- позволяет увидеть у конкурентов новые идеи в организации учебного процесса, в управлении и маркетинге образовательных услуг;

- задаёт стратегические ориентиры образовательной организации на основе изучения опыта лидеров на рынке образовательных услуг.

Образование является одной из перспективных сфер экономики, а образовательные организации стремятся к совершенствованию своих услуг, превращению их в более актуальный, современный, востребованный товар. Применение технологии бенчмаркинга способствует более широкому и эффективному использованию чужого опыта в качестве ориентира совершенствования деятельности образовательных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова И. В. Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие / И. В. Захарова. - Ульяновск : УИПК ПРО, 2014. - 232 с.

2. Захарова И. В. Образовательное учреждение как субъект некоммерческого маркетинга // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - Т. 4, №1 (42). -С.181-187.

3. Захарова И. В. Смена экономических моделей развития российской системы образования // Экономика образования. - 2012. - №4. -С. 83-86.

4. Майоров А. А. Инновационное управление образовательными учреждениями // Государственный советник. - 2015. - №1. - С.61-67.

5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / под ред. В. А. Алексуни-на. - 6-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 716 с.

6. Табарданова Т. Б. Инновационный менеджмент в образовании // Симбирский научный вестник. - 2015. - №3 (21). - С. 139-142.

7. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авт. под ред. А.Г. Грязновой. -М. : Финансы и статистика, 2004. - 1168 с.

Захарова Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова».

Емельянова Ксения Александровна, магистрант кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова».

Поступила 03.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.