УДК 339.1
Савельев А.В., магистр кафедра «Управление и предпринимательство»
Малинина О. Ю., к.э.н.
доцент
кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства
ДГТУ
филиал в г. Шахты Россия, г. Шахты
БЕНЧМАРКИНГ - ИСКУССТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ФАКТОРОВ УСПЕХА ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Аннотация:
В статье рассмотрена концепция «бенчмаркинг», описывается краткая история появления концепции, а так же ее особенность. Приводится информация о практическом применении бенчмаркинга в целях управления конкурентоспособностью гостиничных услуг. Перечислены основные преимущества применения бенчмаркинга.
Ключевые слова: бенчмаркинг, конкурентоспособность, гостиница, концепция, маркетинговый анализ.
The article discusses the concept of "benchmarking", describes the brief history of the concept, as well as its peculiarity. Provides information on the practical application of benchmarking in order to manage the competitiveness of hotel services. The main advantages of benchmarking are listed.
Keywords: benchmarking, competitiveness, hotel, concept, marketing analysis.
В современных социально-экономических условиях уровень конкуренции на рынке товаров или услуг достиг предела, при котором предприятия вынуждены ориентироваться на новые инструменты и техники повышения конкурентоспособности. Одним из таких инструментов по повышению конкурентоспособности можно считать «Бенчмаркинг». В основе «Бенчмаркинга» лежит концепция постоянного совершенствования деятельности, которая предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий в целях устойчивого улучшения работы предприятий [1].
Особенностью концепции бенчмаркинга является то, что она позволяет выявить факторы успеха у предприятий-конкурентов, добившихся лучших результатов, позволяет определить внутренние недостатки в процессе производства товаров или предоставления услуг. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использование на практике [2].
В России бенчмаркинг является актуальным и перспективным направлением развития для современных предприятий.
Бенчмаркинг имеет множество преимуществ по сравнению с другими методами конкурентного анализа:
— помогает перенимать опыт как партнеров, так и конкурентов;
— позволяет в кротчайшие сроки снизить расходы, связанные с новшествами;
— способствует улучшению основных финансовых показателей;
— открывает новые технологии и способы управления компанией;
— позволяет объединить стратегию и усилия предприятия по совершенствованию [4].
В качестве объекта исследования выбрана двухзвездочная гостиница ООО «Горняк». Гостиница популярна у представителей бизнес-среды, так как специализируется не только на гостиничных услугах, но и предоставляет услуги бизнес-центра, аренды офисов и конференц-залов.
Основными успешными конкурентами, осуществляющими гостиничную деятельность в г. Шахты и вблизи него, являются: Никопол, Восток, Кузбасс, Кава Ди Пьетра, Континент. В таблице 1 представлены результаты наблюдений по выбранным параметрам сравнения.
Таблица 1 - Информация об исследуемых гостиничных предприятиях
Параметр Горняк Никопол Восток Кузбасс Кава Ди Континент
ы Пьетра
сравнения
Внешний Хорошо Хорошо Отлично Удовлетвор Отлично Удовлетвор
вид ительно ительно
Номерной 40 70 35 14 17 17
фонд
Цена за 2500 2100 2100 2100 3400 2000
номер
класса
«стандарт » Дополнит
Мобильн Презентаци Бесплатная Конференц- Комната Парковка,
ельные ое онный зал, парковка, зал,услуги перегов Места для
услуги биллинг парковака, места для факсимильн оров, курения,
овое факс/копир курения,пра ой связи, работа доставка
обслужи ование, чечная, свадебный на продуктов.
вание, банкет-зал. торговый пакет. персона
хранение автомат, льном
багажа, факс/ксеро- компьют
ценносте копировани ере,
й, стирка е. автостоя
белья. нка,
банкома т. Очень
Отзывы Очень Хорошо Очень Хорошо Удовлетво-
гостей хорошо хорошо хорошо рительно
Оценки 8,2 7,9 8,1 7,9 8,2 4,7
гостей
Интернет- Личный Личный Booking,co Личный Личный Booking,co
реклама сайт, сайт, m и др. сайт, сайт, m и др.
Booking. Booking. co Booking.co Booking.
com m m com
Количеств ** *** нет нет *** нет
о звезд
В таблице 2 представлена интерпретация результатов наблюдения в
балльную оценку.
Таблица 2 - - Балльная система оценки показателей на основании
полученных данных (от 1 до 5, где оценка «5» является самой высокой)
Параметры Горняк Никопол Восток Кузбасс Кава Ди Континент
сравнения Пьетра
Внешний вид 4 4 5 3 5 3
Номерной фонд 2,86 5 2,5 1 1,21 1,21
Цена за номер 4 4,76 4,76 4,76 2,94 5
класса «стандарт»
Дополнительные 4 4 4 4 5 4
услуги
Отзывы гостей 5 4 5 4 4 3
Оценки гостей 8,2 7,9 8,1 7,9 8,2 4,7
Интернет-реклама 5 5 4 5 5 4
Количество звезд 3 Итого 32,86
На рисунке
предприятий.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
5
36,58
2 32,2
2
28,57
5
33,15
2
25,08
1 представим балльный рейтинг гостиничных
Горняк Никопол Восток Кузбасс
Кава Ди Континент Пьетра
Рисунок 1 - Балльный рейтинг гостиничных предприятий Проведенное исследование свидетельствует о том, что гостинице «Горняк», которая позиционирует себя как бизнес-отель, целесообразно изучить опыт гостиницы «Кава Ди Пьетра» и «Никопол». В ходе поиска информации для проведения исследования, было так же обнаружено, что гостиница «Кава Ди Пьтера» является частым участником выставок, является победителем конкурсов, таких как: Best отель on Don, Лидеры
туриндустрии Дона и т.д. Все это лишь еще раз подтверждает тот факт, что гостиницы «Кава Ди Пьетра» и «Никопол» являются лидерами на рынке гостиничных услуг среди ближайших конкурентов.
Использованные источники:
1. Борисенко М. Ю. Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием / М. Ю. Борисенко // Кант. - 2013. - № 3 (9).
2. Малинина О.Ю. Бенчмаркинг - практический инструментарий выявления ключевых факторов успеха / О. Ю. Малинина // Вестник УМО, Экономика. -2016. - №2.
3. Лайко М.Ю, Ильина Е.Л, Латкин А.Н, Панова Е.А. Бенчмаркинг как инструмент управления конкурентоспособностью гостиничных услуг / М.Ю. Лайко, Е.Л. Ильина, А.Н. Латкин, Е.А. Панова // ДИСКУССИЯ. - 2017. - № 3 (77).
4. Энциклопедия маркетинга // [Электронный ресурс] Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований. URL:http://www. marketing.spb.ru/read/m9/14.htm (дата обращения 22.03.18).
УДК 65.01