Научная статья на тему 'Анализ конъюнктуры рынка средств размещения г. Шахты'

Анализ конъюнктуры рынка средств размещения г. Шахты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / ЕМКОСТЬ РЫНКА / ДОЛЯ РЫНКА / ЦЕЛЕВОЙ СЕГМЕНТ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Н.И., Шевцова Т.В., Нигматуллина Е.Н.

Статья посвящена анализу рынка средств размещения г. Шахты. Для выявления целевого сегмента, емкости и долей данного рынка были использованы результаты опроса менеджеров предприятий гостеприимства. Исследование позволило определить тип конкуренции и степень удовлетворенности спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ конъюнктуры рынка средств размещения г. Шахты»

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

127

АНАЛИЗ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ Г. ШАХТЫ

© Гусев Н.И.* *, Шевцова Т.В.*, Нигматуллина Е.Н.*

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

Донского государственного технического университета, г. Шахты

Статья посвящена анализу рынка средств размещения г. Шахты. Для выявления целевого сегмента, емкости и долей данного рынка были использованы результаты опроса менеджеров предприятий гостеприимства. Исследование позволило определить тип конкуренции и степень удовлетворенности спроса.

Ключевые слова: средство размещения, конъюнктура рынка, емкость рынка, доля рынка, целевой сегмент, конкуренция.

Рынок средств размещения представляет собой одну из основных составляющих индустрии туризма. Но, не смотря на это, по нашему мнению, является не до конца изученным. Эго связано в первую очередь с тем, что согласно Приказу Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями», классификация гостиниц и иные средства размещения проводится в добровольном порядке. За исключением средств размещения г. Сочи и отдельных субъектов Российской Федерации, в которых будет проводиться Кубок конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года. Однако эти меры носят временный характер. Так, наличие категории у средств размещения г. Сочи является обязательным требованием до 31 декабря 2016 года.

Результатом добровольной классификации гостиниц и иных средств размещения является отсутствие достоверной информации, которая позволила бы оценить данный рынок в полной мере и наметить направления его развития.

Исследование рынка средств размещения г. Шахты проводилось впервые, и его результаты могут послужить основой для дальнейших изысканий в данном направлении. Так же отметим, что в средствах размещения города работы по классификации не проводились.

Конъюнктура рынка характеризует сложившуюся на рассматриваемом рынке экономическую ситуацию. Анализ конъюнктуры рынка средств раз-

* Профессор кафедры «Туризм и индустрия гостеприимства», кандидат социологических наук.

* Заведующий кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства», кандидат экономических наук, доцент.

* Магистрант 2 курса.

128

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

мещения включает оценку соотношения спроса и предложения, ценовой политики предприятий и других экономических показателей.

Конъюнктурное исследование представляет собой целенаправленный сбор и обработку информации о состоянии товарного рынка, анализ особенностей его функционирования, прогнозирование основных параметров и тенденций развития рынка для принятия эффективных маркетинговых решений [3, с. 127].

Проведение конъюнктурного анализа имеет огромное практическое значение. Его результаты используются руководителями средств размещения при проведении маркетинговых исследований и, в значительной степени, определяют дальнейшую маркетинговую стратегию предприятий и перспективы развития рынка.

В качестве объекта исследования (которым может служить товар или услуга) будет рассматриваться гостиничная услуга, предоставляемая средствами размещения и реализуемая на данном рынке.

В качестве географической границы исследуемого рынка принята территория г. Шахты.

Следующий этап исследования - определение целевого сегмента.

Так как г. Шахты не обладает значительными рекреационными ресурсами, спрос на услуги средств размещения практически не подвержен колебаниям. Но, тем не менее, незначительное его увеличение в период с конца мая до конца ноября все же наблюдается. Это связано, во-первых, с увеличением количества транзитных туристов, направляющихся на Черноморское побережье и обратно. Во-вторых, указанный период является наиболее экономически активным, так как отсутствуют длительные перерывы в деятельности предприятий, связанные с государственными праздниками.

Выделение целевого сегмента рынка средств размещения дает возможность определить рыночную нишу предприятия.

Рыночная ниша представляет собой более узкий участок рынка (так называемый «сегмент в сегменте»), где уникальность (оригинальность) товара или формы обслуживания позволяет компании быть конкурентоспособной [1, с. 72].

Как показали исследования, основным сегментом потребителей услуг средств размещения города являются гости, прибывшие с деловыми целями. Например, анализ «Анкет гостя» Апарт-отеля «Шале» выявил, что 80,9 % гостей прибыли с деловыми целями, с целью отдыха (в том числе новобрачные) - 17,6 %, с иными целями -1,5 %.

На момент проведения исследования в г. Шахты насчитывалось 9 средств размещения, чей номерной фонд составляет 5 и более номеров.

Лидирующие позиции на рынке гостиничных услуг г. Шахты занимают следующие средства размещения:

- ООО Гостиница «Никопол»;

- Гостиница «Восток»;

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

129

- Офисно-гостиничный комплекс «Горняк»;

- ООО «Постоялый двор» отель «Дио Лакруа»;

- Гостиница «Кузбасс»;

- Бизнес-отель «Континент»;

- Апарт-отель «Шале»;

- Комплекс «Green Park»;

- Ресторанно-гостиничный комплекс «Замок».

Общий номерной фонд средств размещения г. Шахты составляет 264 номера и может одновременно вместить 522 гостя. Основная часть номерного фонда - это номера первой категории и категории «Люкс», предназначенные для проживания одного-двух гостей.

Во всех средствах размещения предоставляется схожий спектр дополнительных бесплатных услуг помимо предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг: завтрак, вызов такси, в некоторых гостиницах Wi-Fi и парковка автотранспорта.

Перечень платных дополнительных услуг разнообразнее в средствах размещения, которые являются частью ресторанно-гостиничных и развлекательных комплексов, что связано с более развитой материально-технической базой предприятий. В основном это услуги ресторанов, банкетных залов, саун, бильярдов, то есть тех услуг, которые способны обеспечить гостям разнообразный досуг во время проживания в средстве размещения.

Тип рынка средств размещения г. Шахты - монополистическая конкуренция, так как на рынке присутствует большое количество конкурентов, которые помимо услуг проживания предлагают различные дополнительные услуги. На данном рынке контроль над ценами со стороны отдельных предприятий является незначительным. При этом значительный упор сделан на неценовые методы конкурентной борьбы, такие как качество обслуживания, перечень дополнительных услуг, реклама.

Для расчета емкости и долей рынка средств размещения г. Шахты приведем следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Экономические показатели средств размещения г. Шахты

Название гостиницы Загруженность номерного фонда (2012 г.) Средняя цена номера, руб. Объем реализации, руб. (2012 г.) Потенциальная емкость рынка, руб.

1.Кузбасс 5548 2150 11928200 14910250

2. Восток 6835 2115 14456025 37054800

3.Замок 1314 2875 3777750 8395000

4. Континент 2628 2383 6262524 15656310

5. Никопол 7117,5 1815 12918262,5 43060875

6. Дио Лакруа 1035 2473 2559555 18955545

7. Шале 3549 2846,2 10101163,8 13505219

8. Горняк 9417 1953,5 18396109,5 30660182,5

9. Green Park 3084 3188 9831792 15127060

Итого 40527,5 - 90231381,8 197325241,5

130

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Емкости рынка средств размещения г. Шахты можно определить в натуральной форме - по количеству койко-мест во всех средствах размещения, или в стоимостном выражении - как сумму потенциальных объемов реализации всех предприятий действующих на рынке по формуле:

n

E = ZV,

i=i

где Vi - потенциальный объем реализации /-го конкурента; n - количество конкурентов, действующих на рынке средств размещения.

Емкость рынка средств размещения (E) составляет 197325241,5 руб.

Для расчета рыночной доли каждого средства размещения, можно воспользоваться следующей формулой:

dv = V х 100%,

' E

где dv - это доля средства размещения на рынке; Vt - потенциальный объем реализации продукции (услуг) i-го предприятия в стоимостном выражении (Vi = Ki ■ Щ; Ki - объем реализации продукции (услуг) i-го предприятия в натуральном выражении; Ц/ - средняя цена за номер i-го средства размещения [составлено по: 2, с. 31].

Доля (%) каждого средства размещения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Рыночная доля средств размещения г. Шахты

Таким образом, гостиница «Никопол» имеет самую большую долю на рынке средств размещения г. Шахты - 21,8 %. Наиболее незначительную долю рынка занимает гостиница «Замок» - 4,3 %.

Проблемы и перспективы развития регионального туризма

131

Для расчета степени удовлетворенности спроса на услуги средств размещения, воспользуемся следующей формулой:

K = E,

с с,

где Kc - коэффициент удовлетворения спроса; E - емкость рынка; C - величина спроса [2, с. 33].

В зависимости от величины этого коэффициента можно предложить следующую градацию:

- Kc < 0,3 - наблюдается ажиотажный спрос, прекрасные перспективы для увеличения предложения;

- 0,3 < Kc < 0,6 - спрос частично удовлетворен, имеются резервы роста объемов реализации существующих конкурентов и внедрения новых фирм;

- 0,6 < Kc < 0,85 - удовлетворение спроса не достигло еще пикового значения, тем не менее, резервы роста объемов реализации снижаются;

- 0,85 < Kc < 1 - спрос находится в стадии насыщения, дальнейший рост объемов производства может привести к проблемам с его реализацией;

- Kc > 1 - предложение превышает спрос. Для стабилизации положения необходимо снизить или цены, или объем производства [2, с. 33].

Результаты показали, что предложение превышает спрос на услуги средств размещения г. Шахты, так как Kc = 2,2. Это говорит о весьма высокой степени конкуренции на данном рынке.

Основным сегментом потребителей услуг являются туристы, прибывшие с деловыми целями. Средства размещения предлагают своим гостям весьма широкий ассортимент дополнительных услуг. Однако, согласно результатам проведенного исследования, предложение на рынке средств размещения г. Шахты значительно превышает спрос. В связи с этим, для повышения спроса на услуги данного рынка, возможно использование как ценовых, так и неценовых методов конкурентной борьбы.

В условиях жесткой конкуренции, основной целью руководства средств размещения является формирование конкурентных преимуществ. К конкурентным преимуществам могут быть отнесены: более широкий перечень дополнительных услуг, качество предлагаемых услуг, качество обслуживания.

В связи с этим, некоторые средства размещения стремятся к расширению ассортимента дополнительных услуг и улучшению их качества, что приведет к росту спроса на услуги данного средства размещения. Соответственно, возникает необходимость в увеличении номерного фонда.

132

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Следствием подобной политики развития хотя бы одного предприятия гостеприимства может стать перераспределение долей участников рынка средств размещения г. Шахты.

Одним из важнейших направлений развития рынка и значительным конкурентным преимуществом так же может стать проведение работ по классификации. Поскольку наличие категории является одним из определяющих факторов при выборе гостем средства размещения.

Список литературы:

1. Белявский И.К., Серебровская Т.П., Тультаев Т.А. Сегментирование рынка: учеб.-практ. пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 96 с.

2. Маркетинг: методические указания / сост. И.А. Скрынникова, А.Н. Иванова, Е.В. Дуванская. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. - 79 с.

3. Нуралиев С.У, Нуралиева Д.С. Маркетинг: учебник / С.У Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2013. - 362 с.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК НОВАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА К СОЗДАНИЮ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО БРЕНДА «ПЕТЕРБУРГСКАЯ КУХНЯ»

© Криничная Ю.О.*

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Растущий интерес туристов к гастрономическим впечатлениям создает новые возможности для повышения конкурентоспособности туристских дестинаций посредством продвижения своей национальной кухни и традиций. В работе предложен механизм социального партнерства на основе краудсорсинга для формирования нового бренда «Петербургская кухня» в событийном гастрономическом туризме России.

Ключевые слова гастрономический туризм, туристские бренды, гастрономический фестиваль, социальное партнерство, петербургская кухня.

С каждым годом интерес к гастрономическому туризму подтверждает свою устойчивость и востребованность как со стороны туристского сектора, так и со стороны местного сообщества.

Студент 4-го курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.