Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ'

БЕНЧМАРКИНГ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бенчмаркинг / понятие / содержание / сравнение / генезис / benchmarking / concept / content / comparison / genesis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назипова Динара Азатовна

В процессе исследования были изучены и проанализированы различные трактовки понятия «бенчмаркинг», предлагаемые различными учеными. В результате был выявлен ряд преимуществ и недостатков, присущих каждому из рассмотренных определений. Для обобщения полученных данных была составлена сводная таблица, в которой представлены наиболее распространенные определения бенчмаркинга, а также выделены их основные особенности. На основе проведенного анализа было предложено новое, комплексное определение понятия «бенчмаркинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the course of the research, various interpretations of the concept of "benchmarking" proposed by various scientists were studied and analyzed. As a result, a number of advantages and disadvantages inherent in each of the definitions considered were identified. To summarize the data obtained, a summary table was compiled, which presents the most common definitions of benchmarking, as well as their main features. Based on the analysis, a new, comprehensive definition of the concept of "benchmarking" was proposed.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ»

УДК 339.138

БЕНЧМАРКИНГ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ

Назипова Динара Азатовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

E-mail: nice1231@rambler.ru

Аннотация. В процессе исследования были изучены и проанализированы различные трактовки понятия «бенчмаркинг», предлагаемые различными учеными. В результате был выявлен ряд преимуществ и недостатков, присущих каждому из рассмотренных определений. Для обобщения полученных данных была составлена сводная таблица, в которой представлены наиболее распространенные определения бенчмаркинга, а также выделены их основные особенности. На основе проведенного анализа было предложено новое, комплексное определение понятия «бенчмаркинг».

Ключевые слова: бенчмаркинг, понятие, содержание, сравнение, генезис.

Abstract. In the course of the research, various interpretations of the concept of "benchmarking" proposed by various scientists were studied and analyzed. As a result, a number of advantages and disadvantages inherent in each of the definitions considered were identified. To summarize the data obtained, a summary table was compiled, which presents the most common definitions of benchmarking, as well as their main features. Based on the analysis, a new, comprehensive definition of the concept of "benchmarking" was proposed.

Key words: benchmarking, concept, content, comparison, genesis.

Введение. Конкуренция является ключевым понятием в экономике и влияет как на внутренние, так и на мировые рынки. Майк Портер определил пять основных сил, которые создают давление конкуренции. Эти «Пять сил Портера» играют значительную роль в работе ученых и предпринимателей, поскольку они помогают фирмам понять, с кем им приходится конкурировать за прибыль: с другими компаниями из той же отрасли, с потребителями, с поставщиками, с заменителями их товаров и с возможными новыми игроками на рынке. [1, с. 325].

Несомненно, главным аспектом конкуренции является противостояние между компаниями, предлагающими аналогичные товары или услуги. Каждая организация стремится занять свое место на рынке и получить превосходство над соперниками.

Актуальность. В условиях растущей конкуренции на рынке компаниям становится все важнее следить за деятельностью своих конкурентов и лидирующих компаний в отрасли. Чтобы оптимизировать свою работу и создать конкурентные преимущества, компаниям необходимо анализировать

соперников, изучать их методы работы и использовать лучшие из них в своей деятельности. Этот подход является ключевым в мировом бизнес-сообществе и известен как бенчмаркинг [2, с. 125].

Теоретическая часть. В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной практике редко можно встретить работы, посвященные обучению на чужом опыте и поиску эталонов рыночной деятельности, иными словами, вопросам бенчмаркинга.

Система современного управления предприятием базируется на трудах специалистов, занимающихся различными аспектами менеджмента и маркетинга, таких как Анософф И., Друкер П., Мескон М., Армстронг Г., Минцберг Г., Томпсон А., Мильнер Б., Тейлор Ф. и другие.

В работах таких ученых, как Деминг Э., Кросби Ф., Исикава К., были впервые представлены базовые концепции бенчмаркинга. Термин «бенчмаркинг» получил свое научное определение только в 1980-х годах благодаря таким исследователям, как Ватсон Г., Шоттмиллер Дж., Харрингтон X. Дж., Кемп Р., Заир М. и другим [3, с. 94].

Термин «бенчмаркинг» не имеет универсального определения, и ученые предлагают различные интерпретации этого понятия.

Термин "benchmarking" впервые появился в 1972 году в Институте стратегического планирования в Кембридже (США). Он состоит из двух слов "benchmark", что означает "уровень" или "высота", и "mark", что означает "метка" или "отметка". В то время этот термин переводился как "эталонное сравение". В результате в литературе можно найти термин "эталонное сопоставление", который является приблизительным переводом benchmarking. Однако этот перевод не полностью отражает первоначальное значение этого термина. Benchmarking направлен на практическое использование готовых решений, а не просто на сравнение похожих процессов в разных организациях. Сравнение, безусловно, является важной частью benchmarking, но на практике оно рассматривается как часть общего процесса улучшения организации [4, с. 76].

Основная часть. Развитие малого бизнеса в капиталистических странах можно считать отправной точкой для широкого распространения бенчмаркинга. Небольшие предприятия, в отличие от крупных, бюрократических организаций, имеют меньше ресурсов для повышения своей конкурентоспособности, но обладают большей гибкостью. В малом бизнесе управление часто осуществляется на интуитивном уровне, и небольшому числу руководителей приходится решать широкий спектр организационных, административных и других актуальных вопросов [5, с. 181].

Любая организация, которая стремится к прибыльности своего бизнеса, совершенствует каждый процесс, влияющий на общую конкурентоспособность предприятия. Однако, этот процесс может быть длительным или привести к нежелательным последствиям из-за неразрешимых противоречий между необходимостью совершенствования бизнеса и ограниченными возможностями малых предприятий. Многие компании принимают решение не улучшать те или иные процессы постепенно, а заимствовать готовые решения у ведущих

компаний в своей отрасли или на рынке. Такой подход к совершенствованию организации бизнеса называется бенчмаркингом (benchmarking) [6, с. 292].

Первоначальная концепция бенчмаркинга не была связана с малым предпринимательством. Считается, что она зародилась в конце 1950-х годов, когда японские специалисты по менеджменту посетили ведущие компании Европы и США для обмена опытом. В Японии бенчмаркингу предшествовал термин "dantotsu", который означает «усилия, беспокойство и заботу лучшего (лидера) о том, чтобы стать лучше (укрепить свои лидерские позиции)». Таким образом, японские эксперты рассматривали бенчмаркинг как инструмент улучшения позиций лидера на рынке, но не как инструмент для малых предприятий.

Сегодня существует множество определений многогранного термина «бенчмаркинг». Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга Роберт К. Кэм считает, что «бенчмаркинг может быть определен как процесс сравнения продукции, услуг, операционных показателей, опыта производства между компанией, проводящей сравнение, и лидером рынка. Затем результаты сравнения используются для улучшения деятельности компании, осуществляющей сравнительный анализ. Важно отметить, что сравнение может проводиться не только между разными компаниями, но также внутри одной компании на уровне её структурных подразделений».

Р. Кэмп первым отметил практическую составляющую бенчмаркинга, акцентируя внимание на том, что именно в совершенствовании деятельности компании можно видеть стратегический смысл бенчмаркинга. Простое сопоставление с лидером приводит к формированию статистических и аналитических данных, однако именно практическое использование сравнительной информации для устранения пробелов в деятельности организации является конечной деятельностью бенчмаркинга [7, с. 183].

Исполнительный директор одной из наиболее успешных инжиниринговых компаний Allied Signal, Л. Боссиди, считает, что бенчмаркинг должен восприниматься как анализ конкретных методов эффективной работы в выбранной сфере и последующее использование этих методов лидеров отрасли для собственной выгоды. Боссиди отмечает, что благодаря активному применению бенчмаркинга его компания достигла значительных успехов в инжиниринге и подчеркивает, что сегодня многие новые игроки на рынке инжиниринговых услуг и работ часто копируют подходы компании Allied Signal при первоначальном выходе на рынок, и при дальнейшем расширении своей деятельности зачастую используют модель позиционирования компании Allied Signal [8, с. 172].

Б. Андерсен, известный своими работами в области бенчмаркига, будучи преподавателем Норвежского университета науки и техники часто отмечал на своих занятиях, что буквальный перевод английского слова «бенчмаркинг» означает «каменная скамейка». Он приводил следующий пояснительный пример: [9, с. 210]: на вершине холма, который видно отовсюду, стоят две каменные глыбы, установленные ребром. На них сверху положена третья глыба, образующая, таким образом, каменную скамейку. Эта идея — идея сравнения с

определенным эталоном — получила широкое распространение в экономической науке и особенно в менеджменте. Б. Андерсен дает наиболее полное, по нашему мнению, определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг — это непрерывный процесс измерения и сравнения отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемой фирме определить пути улучшения и самосовершенствования, и на практике модернизировать бизнес-процесс» [10, с. 564]. Многие специалисты считают, что бенчмаркетинг не ограничивается изучением управленческих методов других успешно работающих компаний, его целью также является заимствование ключевых элементов бизнес-процесса успешной компании для внедрения в свою компанию, которая не лишена слабых сторон и недостатков [11, с. 9].

Компания Kaiser Associates занимает лидирующую позицию в сфере бенчмаркинга. Именно она впервые начала использовать бенчмаркинговые технологии в промышленности в крупных масштабах. Согласно этому предприятию, бенчмаркинг — это детальное изучение собственной деятельности путем сравнения с лучшими компаниями в своей области и использование полученных данных для опережения лидеров рынка.

Сэм Букхарт, бывший специалист по бенчмаркингу в DuPont Fibers, считает, что бенчмаркинг является одним из видов маркетинговых исследований, который позволяет сравнивать показатели компании и её конкурентов с показателями лучших компаний в данной отрасли [12, с. 148].

Составим сводную таблицу определений бенчмаркинга (см. таблицу 1).

Мы предлагаем следующее определение бенчмаркинга: «Бенчмаркинг -это систематическое изучение, сопоставление и анализ основных показателей, процессов и функциональных особенностей бизнеса с аналогичными данными не только прямых конкурентов, но и лидирующих компаний из других отраслей. Это позволяет определить «слабые места» собственной компании и разработать стратегию их устранения путем внедрения лучших отраслевых практик. С помощью бенчмаркинга можно определить различия между нашей компанией и лидирующими компаниями, а также выявить возможности для улучшения. Это непрерывный процесс, который требует систематического подхода и анализа.

В современной экономике компаниям недостаточно просто производить товары или предоставлять услуги. Они должны делать это лучше остальных, с меньшими затратами и с использованием последних научных и технических достижений как в производстве, так и в продажах. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности работы предприятия. Каждая компания, стремящаяся к успеху, должна разработать свою собственную стратегию, основанную на инновационных методах управления, как ключе к достижению конкурентного преимущества.

Таблица 1

Сводная таблица определений бенчмаркинга

Автор Определение

Роберт К. Кэмп «Бенчмаркинг можно определить как процесс сопоставления продукции, услуг, показателей деятельности, опыта производства компании, проводящей сопоставление, и компании, являющейся лидером рынка».

Sam Bookhart, former manager of benchmarking at DuPont Fibers «Бенчмаркинг — одно из направлений маркетинговых исследований, которое позволяет сравнить показатели компании и ее конкурентов относительно лучших в данной области».

На наш взгляд, эти два определения являются неполными, так как бенчмаркинг нельзя рассматривать лишь как процесс сопоставления деятельности двух компаний, необходим также их анализ.

Л. Боссиди «Бенчмаркинг следует воспринимать как анализ конкретных методов, позволяющих эффективно работать в выбранной сфере, и последующее заимствование этих методов у лидеров отрасли для получения собственной выгоды».

Данное определение дополнено анализом методов, однако, на наш взгляд, нельзя начинать проведение бенчмаркинга с анализа конкретных методов, необходимо сначала провести сравнение деятельности компаний, затем проводить анализ.

Компания Kaiser Associates «Бенчмаркинг - это процесс тщательного изучения вашей деятельности путем сопоставления с компаниями, которые являются лучшими в данной сфере и использование полученных результатов для обгона лучших компаний».

Данное определение, на наш взгляд, также является недостаточно полным, так как оно не содержит толкование понятия «использование полученных результатов», то есть не является понятным, какие именно результаты необходимо использовать для становления лучшей компанией.

Андерсен «Бенчмаркинг — это непрерывный процесс измерения и сравнения отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемой фирме определить пути улучшения и самосовершенствования, и на практике модернизировать бизнес-процесс».

На наш взгляд, Андерсен дал наиболее полное определение понятия бенчмаркинг, однако необходимо его дополнить словом анализ. «Бенчмаркинг - это непрерывный процесс измерения, сравнения и анализа отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемой фирме определить пути улучшения и самосовершенствования, и на практике модернизировать бизнес-процесс». Данное определение является лучшим, так как в полной мере дает толкование понятия бенчмаркинг, оно содержит такие ключевые слова, как процесс, сравнение, анализ.

Выводы. Бенчмаркинг может быть определен как процесс поиска и изучения лучшей практики для своего бизнеса среди других компаний. Это может включать сравнение показателей, процессов, функций и тенденций компании с аналогами не только среди конкурентов, но и среди лидеров в других областях. Цель этого процесса — выявить различия между своей компанией и лидерами рынка, а также разработать стратегии для устранения этих различий путем внедрения лучшей отраслевой практики.

Бенчмаркинг как метод оценки позволяет измерить эффективность отдельных процессов по сравнению с аналогичными процессами в других компаниях. Этот метод помогает определить различия в производительности между компаниями, но не может объяснить их, и не указывает, какие действия следует предпринять компании, чтобы сократить эти различия [12, с. 24].

На наш взгляд, использование обоих понятий в определении бенчмаркинга является обоснованным. С одной стороны, бенчмаркинг предствавляет собой сравнение набора показателей, а с другой - это процесс поиска лучшей практики не только с точки зрения количественных, но и качественных показателей.

Список использованной литературы:

1. Porter М. Competitive Strategy. -N.Y.: Free Press, 1980.

2. Котлер Ф. Маркетинг от «А» до «Я». — СПб.: Нева-Экономикс, 2003. —

194 с.

3. Князев Е.А. Бенчмаркинг для вузов: учебно-методическое пособие / Е.А. Князев, Я.Ш. Евдокимова. - М.: Логос, 2012. - 205 с.

4. Градобоев В. Бенчмаркинг как направление стратегического планирования / В. Градобоев // Человек и труд. - 2006. - № 12. - С. 76-77.

5. Горин И.А. Бенчмаркинг как эволюционное развитие менеджмента качества промышленных предприятий / И.А. Горин // Вестник Мордовского университета. - 2007. - Т. 17, № 1. - С. 181-183.

6. Watson G. The Benchmarking Workbook: Adapting Best Practices for Performance Improvement. - Portland: Productivity Press, 1992.

7. Camp R. Benchmarking: The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. - American Society of Quality Control, 1993.

8. Caropreso F. Competitive Benchmarking: Xerox's Powerful Quality Tool In Making Total Quality Happen. - Research Report N937, The Conference Board: New York, 1990.

9. Божедомова M.A. Бенчмаркинг как инструмент достижения успеха организации / М.А. Божедомова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2013. - № 4(40). - С. 210-215.

10. Армстронг Г. Введение в маркетинг / Г. Армстронг Г., Ф. Котлер. - 8-е изд. - М.: ИД Вильяме, 2007. - 832 с.

11. Антонова И.В. Бенчмаркинг - новое слово успешной стратегии бизнеса / И.В. Антонова // Региональная экономика и управление. — 2014. — № 2-1(02).-С. 9-11.

12. Божедомова М.А. Бенчмаркинг — инструмент непрерывного процесса совершенствования организации / М.А. Божедомова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — 2011. — № 7. — С. 148-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.