ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
необходим переход к четко продуманной и отлаженной системе технического обслуживания и ремонта (ТОиР) с использованием технологий и новейших достижений науки и техники в виде базовых нововведений, что в настоящее время не имеет методического обеспечения и требует разработки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Разумилов Р.М. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта на железных дорогах России. Транспорт XXI века: исследования, инновации, инфраструктура: материалы научно-технической конференции, посв. 55-летию УрГУПС: в 2т./Уральский государственный университет путей сообщения. -Екатеринбург, 2011.-Вып. 97(180), т.2.-1 элек-
трон. опт.диск (CD-ROM). Издательство УрГУПС, 2011. ISBN 978-5-94614-202-1. ISBN 978-5-94614-216-8(т.2). УДК
656(063).001.18:001.895 Т65 (0,31 п.л.).
2. Стандарт ОАО «РЖД» СТО 1.05.515.3-2009 «Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы».
3. Бережливое производство + шесть сигм: http://www.finpro.com.ua - Как сделать общими ценности компаний и потребителей.
4. Правила ремонта грузовых дрезин ДГКу. № ЦП/3931 от 19 сентября 1980 г.
5. Вумек Дж., Джонс Д. / Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании; Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 472 с. -(Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
УДК 001.895:658 Божедомова Марина Анатольевна,
аспирант кафедры «Управление качеством», Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: MariBoZZZ@yandex.ru
БЕНЧМАРКИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ
УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ
M.A. Bochedomova
BENCHMARKING AS AN INSTRUMENT TO ENCOURAGE SUCCESS OF THE ORGANIZATION
Аннотация. В статье рассмотрены задачи и этапы развития бенчмаркинга, предложена классификация видов бенчмаркинга.
Ключевые слова: бенчмаркинг, классификация видов бенчмаркинга, сравнение.
Abstract. The article considers the tasks and stages of benchmarking development. The classification of benchmarking kinds is offered.
Keywords: benchmarking, classification of benchmarking kinds, comparison.
Понятие «бенчмаркинг» появилось в ряду экономических понятий сравнительно недавно. Принято считать, что концепция бенчмаркинга зародилась в конце 50-х годов, когда японские специалисты посещали ведущие компании США и Западной Европы с целью изучения и последующего использования их опыта [1].
Безусловно, сравнительный анализ зародился задолго до современных представлений о методах и системах управления. Так, в Китае еще в IV в. до н. э. в своих трудах Сунь Цзы писал: «Если вы знаете врага и знаете себя, то ваша победа не подлежит сомнению». На протяжении многих веков человечество оценивало силу и слабость других для того, чтобы избежать ситуаций, которые могут привести к нежелательным последстви-
ям [2].
Официально термин «бенчмаркинг» появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Сегодня существуют различные трактовки термина «бенчмаркинг». Руководитель глобальной сети бенчмаркинга доктор Роберт Кемп считает: «Бенчмаркинг - это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях» [3].
Большинство исследователей рассматривают бенчмаркинг как процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения собственной организации. Сравнение проводится организациями как со схожими процессами в своей отрасли, так и независимо от отраслевой принадлежности, в своей стране и за рубежом. Наиболее распространенное понимание термина «бенчмаркинг» исходит от английских слов «bench» (уровень, высота) и «mark» (отметка). Это словосочетание трактуется по-разному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т. п. В результате «бенчмаркинг» сравнивают с «ориентиром», «эталоном», «стандартом», придерживаясь которого,
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
можно достичь постоянного совершенствования процессов.
Развитие бенчмаркинга тесно связано с тем, как сознавалась суть понятия «качество». Можно выделить несколько этапов в изменении концептуальных подходов к качеству.
Функциональное понимание качества было связано с экономическими процессами. В начале XX века появляется наука управления качеством продукции в процессе производства. Для предприятий важнейшим условием успеха становится обеспечение качества их продукции. Термин «качество» применим по отношению как к продукции, так и к сфере управления и организации. Многие специалисты называют качество продукции зеркалом работы предприятия, поскольку в нём можно увидеть уровень развития научно-технического прогресса в применяемых технологиях, материалах и квалификации задействованных кадров.
В связи с этим зародилась и длительное время господствовала концепция разбраковочной инспекции качества продукции. Она характеризуется проверкой качества готовой продукции. Подобное было характерно для всех стран, в том числе и для нашей. Само понимание качества в основном носило технократический подход, при этом упор делался на качество конечной продукции [4]. Позднее пришло понимание того, что это затратная концепция. При таком концептуальном подходе возможно лишь частичное применение продуктового бенчмаркинга, основной целью которого было сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако из-за недостатка информации о протекании процессов использование опыта и знаний других организаций чрезвычайно затруднено.
В более поздний период и в настоящее время утверждается новое представление о понятии «качество» как совокупности свойств объекта, обуславливающих пригодность его удовлетворять установленные или предполагаемые ожидания потребителей. В результате этого в мировом производстве утверждается идея приоритета качества. Организации начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе. Однако удовлетворение запросов рынка не может осуществляться любой ценой, необходимо обеспечивать это как можно с меньшими затратами [5].
С этой позиции важнейшим становится качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей целостного понятия.
Отличительной особенностью современного этапа, начавшегося примерно с 70-80-х годов XX века, можно считать резкое обострение конкуренции между организациями и предприятиями.
Это привело к появлению и развитию бенчмаркинга конкурентоспособности, ярко проявившегося в начале 80-х годов XX столетия, когда между различными подразделениями организации устанавливаются в своем роде конкурентные отношения, что очень часто приводит к возникновению противоречий и осложнению взаимоотношений. Каждое подразделение выполняет свои функции и задачи, поставленные перед ним высшим руководством. К функциям обычно относят: маркетинг, продажи, проектирование, производство, управление персоналом, работа с потребителями, администрирование и контроль. Функции в организации, на предприятии разделяются по видам самостоятельных задач, что приводит к появлению организационных барьеров между функциями, тем самым снижается управляемость и эффективность работы в целом [6].
Третье поколение бенчмаркинга связано с развитием функционального, или общего, бенчмаркинга, когда предприятия изучают опыт не своих конкурентов, а организаций-лидеров вне их сектора или отрасли [7].
Четвертое поколение связано с развитием стратегического бенчмаркинга, который основывается на процессе сравнения конкурирующих в одной сфере деятельности организаций, фирм, процессов, направленных на выявление «сильных» и «слабых сторон», и сравнении характеристик своей организации с аналогичными параметрами прямых конкурентов.
Дальнейшее развитие бенчмаркинга связано с изменением представления об организации как о едином целом механизме эффективно управлять которым возможно только на основе верно принятого решения. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности предприятия.
На этом этапе стратегический бенчмаркинг переходит в глобальный. Под глобальным бенчмаркингом следует понимать процесс сотрудничества между организациями, независимо от их отраслевой принадлежности, направленный на изучение, обмен и практическое использование лучшей мировой практики.
Развитие методов бенчмаркинга привело к тому, что к настоящему моменту сформировалась основная классификация видов бенчмаркинга [7].
Однако существующая классификация не дает полной картины. На рис. 1 приведена классификация, куда включены и те виды бенчмаркинга, которые, на взгляд автора, не нашли отражения у других исследователей.
Ниже рассмотрены особенности каждого из представленных в классификации видов бенчмар-кинга.
Рис. 1. Классификация видов бенчмаркинга (данная автором)
- виды бенчмаркинга, внесенные автором в дополнение к существующей классификации
Внешний партнерский бенчмаркинг проводится несколькими фирмами или предприятиями, которые заключают договор о проведении совместных сравнительных исследований деятельности каждого из участников с целью оказания помощи друг другу для дальнейшего успешного развития. Подобные соглашения могут заключать как разнопрофильные, так и однопрофильные предприятия, т. е. предприятия-конкуренты. Недаром проведение такого бенчмаркинга считается одним из способов смягчения конкуренции. Бенчмаркинг не предполагает ограничений в обмене мнениями, проведении конференций, во взаимных посещениях предприятий. Реализация типового проекта партнерского бенчмаркинга занимает, как правило, от четырех до шести месяцев и требует немалых затрат.
Проведение даже эпизодических сопоставительных исследований приносит участникам бенчмаркинга безусловную пользу. Регулярная основа их проведения позволяет предприятиям (организациям) уверенно развиваться. Успех применения бенчмаркинга обусловлен тем, что он строится не на простом ранжировании, а на последовательном изучении действий, направленных на достижение того или иного показателя. Исследование завершается тем, что участники бенчмар-кинга разрабатывают конкретные, адресные планы совершенствования для каждого предприятия, поскольку ни одно из них не может быть успешным по всем аспектам деятельности.
Кроме того, объединение усилий ради поиска взаимовыгодных решений является, своего рода защитой от чрезмерно жесткой конкуренции. Партнерский бенчмаркинг можно считать одним из элементов новой ситуации, когда происходит отказ от соперничества в пользу сотрудничества. Именно об этом неоднократно говорил Э. Деминг, именно так работают многие японские фирмы [8].
Значительно большие трудности испытывают те предприятия, которые прибегают к индивидуальному конкурентному бенчмаркингу.
Если у предприятия отсутствует возможность заключить соглашение по проведению совместных бенчмаркинговых исследований со своими конкурентами, но оно хотело бы сравнить свою деятельность с их результатами, бенчмаркинг приобретает «разведывательный» характер. Предприятию необходимо самостоятельно определить своих конкурентов на рынке, выбрать какой-то признак, по которому будет выстроен их ранговый ряд, определив в нем собственное положение. Далее среди всех противников избирается наиболее сильный конкурент, показатели которого принимаются за «эталон», которого намерены добиться к определенному сроку.
При проведении такого бенчмаркинга особая трудность будет заключаться в том, что предприятию при составлении плана действий необходимо будет рассчитать перспективы развития предприятия, принятого за эталон, и в ходе выполнения программы периодически сравнивать его деятельность со своей. Однако в условиях отсутствия открытого доступа к информации это далеко не простые задачи, почему и оказывается предпочтительным партнерский бенчмаркинг.
В последние годы стало возможным проведение индивидуального бенчмаркинга на основе самооценки. Самооценка рассматривается сегодня как самостоятельный и эффективный инструмент управления качеством, что вполне справедливо, но при этом она является не чем иным, как разновидностью внешнего индивидуального бенчмаркинга.
При осуществлении самооценки на соответствие, например, критериям премий в области качества или требованиям международных стандартов на системы менеджмента качества, предприятие, находясь на любом уровне развития, может сравнить свою деятельность с деятельностью лучших. Предприятия, организации, победившие в конкурсах или добившиеся успехов в развитии системы менеджмента качества, как правило, делятся своими достижениями на страницах специальных изданий, что дает возможность другим перенимать их опыт.
Последние исследования лучших мировых практик совершенствования деятельности организаций привели к развитию партнерских отношений между различными организациями, независимо от формы собственности и государственной принадлежности. На развитие партнерских отношений повлияло становление европейского фонда управления качеством (ББОМ), благодаря которому все желающие могут получить свободный доступ к интересующей информации.
Оценка организации по модели ББОМ является не чем иным, как одним из видов глобального бенчмаркинга, который, в свою очередь, можно отнести к разновидности партнерского бенчмар-кинга.
Как уже отмечалось, появляются новые варианты самооценочного бенчмаркинга путем получения информации из сети Интернет, это связано с открытием глобальной сети «бенчмарикинга». ББОМ занялся накоплением информации о передовом опыте в области менеджмента. Предполагается, что доступ к этой информации позволит членам указанного фонда беспрепятственно использовать широкую гамму различных вариантов бенчмар-кинга.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
К числу ощутимых преимуществ, которые дает членство в ББОМ, относят распространение через Интернет современных достижений менеджмента. Компании, не входящие в фонд, также могут быть пользователями информации, но на менее выгодных условиях.
В последние годы развития стали выделять комбинированный бенчмаркинг - это процесс комбинации внутреннего и внешнего бенчмаркинга (конкурентного, внутриотраслевого бенчмаркинга).
Бенчмаркинг должен стать эффективным инструментом и вне конкурентной среды - внутри отрасли, фирмы, предприятия, его подразделений и даже процессов. Речь идет о внутреннем бенчмаркинге.
Внутренний бенчмаркинг представляет собой первый этап исследований, проводимых организацией, с целью совершенствования своей деятельности путем использования собственного передового опыта, не привлекая оценку и опыт, полученный извне.
Общеизвестно, что в любой отрасли, любом хозяйстве, на любом предприятии с определенной периодичностью имеет место обычная практика подведения итогов деятельности и сопоставления ее результатов по подразделениям. К сожалению, чаще всего дело ограничивается ранжированием данных, посредством которого выявляются подразделения, достигшие высоких и низких результатов деятельности.
Внутренний бенчмаркинг тем и отличается от простого сопоставления данных, что предполагает глубокое изучение участков и проблем каждого дочернего предприятия или его подразделений, точное установление причин возникновения этих проблем и разработку корректирующих мер по их устранению.
Прежде чем разработать мероприятия, направленные на улучшение деятельности подразделения, следует уточнить и определить именно те факторы или «узкие места», на которых необходимо первостепенно сосредоточить усилия. Это возможно сделать путем специально разработанных выборочных обследований, проводимых посредством различного рода инструментов менеджмента.
В зависимости от объектов исследования, различают следующие типы внутреннего бенчмаркинга [10].
Бенчмаркинг показателей - это сравнение основных показателей с показателями, взятыми за эталон.
Бенчмаркинг процесса - кроме отдельных показателей сравниваются процессы, протекаю-
щие в предприятии (организации). При применении данного типа важно выделить процессы функционирования, добавляющие и создающие ценности организации (бизнес-процессы). Анализ основных процессов позволит выявить взаимосвязь процессов, ответственность за протекание процессов. Согласно концепции бенчмаркинга, любой процесс должен иметь несколько точек контроля, по которым организация способна оценить, насколько успешно она работает в данный момент, а для этого организации необходимо проанализировать, насколько соблюдаются нормативные показатели технологических процессов с фактическим их выполнением.
Деятельность организации во многом зависит от системы управления организацией. В эффективно работающей системе управления обеспечивается постоянная циркуляция информации по заданному маршруту, поэтому неправильные решения будут скорректированы, а требуемый результат получен. Для реализации любого решения важно не просто грамотно поставить задачу, но и обеспечить ее решение необходимыми ресурсами.
В отдельный вид внутреннего бенчмаркинга можно вынести внутриорганизационный бенчмар-кинг, задача которого будет заключаться в изучении структурных подразделений по различным направлениям деятельности.
К внутриорганизационному бенчмаркингу можно отнести следующие виды бенчмаркинга: ресурсов, затрат, планирования, удовлетворенности потребителей и др.
В мировой практике зачастую предприятия прибегают к использованию внешнего бенчмар-кинга, крайне редко - к проведению внутреннего бенчмаркинга. Между тем именно внутренний бенчмаркинг помогает предприятию совершенствовать свою деятельность путем использования собственного передового опыта, не привлекая оценку и опыт, полученный извне. Проведение подобного вида бенчмаркинга позволяет сэкономить время на проведение сравнительного анализа, разработать конкретные методы улучшения с учетом имеющихся ресурсов по каждому исследуемому подразделению.
Практическое использование данного метода позволит достичь наиболее высоких результатов деятельности, поскольку объединяет все предприятия в единую систему работы, а такая слаженная работа позволяет достичь больших результатов, чем предприятий, действующих разрозненно, достигается так называемый синергетический эффект.
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. Экономика и управление
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Понамарев С.В. Мищенко С.В. Управление качеством продукции.-М.: РИА «Стандарты и качество». 2005 - 248с.
2. Харрингтон Х.Дж, Харрингтон Х.С. Бенчмар-кинг в лучшем виде; пер. с англ Б.Разниченко -СПб: Изд «Питер», 2004 - 176,с.
3. Данилов И.И, Михайлова С.В. Бенчмаркинг -эффективный инструмент повышения конку-рентоспособности//Стандарты и качество. -2005. - №2. с 6.
4. Понамарев С. В. Мищенко С. В. Управление качеством продукции. - М.: РИА Стандарты и качество, 2005. - 248с.
5. Протасов Д.В. Теория и практика применения технологии бенчмаркинга для улучшения качества деятельности организации: монография /
Д.В. Протасов. - Тамбов: Изд- во Тамб. гос. тех. ун-та, 2009. - 80 с.
6. Михайлова М.Р. Организация труда: учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. -208с.
7. Канне М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты управления качеством: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 560с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
8. Деминг У.Эдвард. Новая экономика / У.Эдвард Деминг: пер. с англ Т.Гуреш - М.: изд-во экс-мо, 2008. - 208 с.
9. Михайлова М.Р. Бенчмаркинг - универсальный инструмент управления качеством // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 5.
10. Голубева Т.Г. Бенчмаркинг как эффективный инструмент управления организацией // Качество. Инновации. Образование. - 2002. - № 1
УДК 658.14/. 17: 303.724.32 Уткин Илья Сергеевич,
аспирант кафедры ««Финансы и антикризисное регулирование», Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: utkin.ren@gmail.com
ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
I.S. Utkin
EVALUATION OF THE MARKET CAPITALIZATION OF RUSSIAN COMPANIES WITH ECONOMETRIC METHOD
Аннотация. Представлена эконометриче-ская модель оценки рыночной стоимости российских компаний, полученная в результате эмпирического исследования влияния величины чистых активов, выручки от реализации продукции и кредитного рейтинга на капитализацию с учетом отраслевой принадлежности компании. Получены оценки параметров регрессии, что дает возможность для анализа и прогнозирования рыночной стоимости компании.
Ключевые слова: рыночная капитализация, оценка стоимости, регрессионный анализ, эконо-метрическая модель.
Abstract. Econometrical model of evaluation of market value of Russian companies, which was obtained as a result of empiric research of affecting of the net asset value and credit rating on capitalization considering industry specific, is presented. Estimates of the regression parameters were obtained, wich allows to analyze and forecast market capitalization of the company.
Keywords: market capitalization, evaluation, regression analysis, econometrical model.
В настоящее время в области определения результатов деятельности компании наблюдается тенденция к переходу к использованию концепции управления стоимостью компании. Суть концепции управления стоимостью предприятия сводится к следующему: с точки зрения акционеров (инвесторов) фирмы, управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму - курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала [2].
Одним из направлений оценки рыночной стоимости компаний является использование такого эконометрического метода, как регрессионный анализ. В регрессионных моделях зависимая переменная у представляется в виде функции: