Научная статья на тему 'Белозобый дрозд Turdus torquatus amicorum Hartert на Северном Кавказе'

Белозобый дрозд Turdus torquatus amicorum Hartert на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белозобый дрозд Turdus torquatus amicorum Hartert на Северном Кавказе»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1998, Экспресс-выпуск 42: 17-21

Белозобый дрозд Тигйт гощиаШъ аткогит Найей на Северном Кавказе

В.М.Поливанов1*, В.А.Тельпов2)

и Тебердинский государственный природный биосферный заповедник,

г. Теберда, Карачаево-Черкесская республика, 357192, Россия 2) Кисловодская станция юных натуралистов, г. Кисловодск, 357744, Россия

Поступила в редакцию 3 июня 1998

Материалом для настоящей статьи послужили собственные наблюдения авторов, которые проводились попутно с другими орнитологическими исследованиями в Тебердинском заповеднике и в окрестностях Кисловодска с 1976 по 1997. За это время было найдено и детально описано 40 гнёзд. Питание и миграции изучали путём визуальных наблюдений. Плотность населения оценивали на основании количественных учётов, проводимых на радиальных площадках (Винокуров 1963) и маршрутным методом (ширина учётной полосы 100 м). В Тебердинском заповеднике длина учётных маршрутов составила 50 км, на радиальных площадках, площадь которых составляла 1 га, проведено 52 учёта. В окрестностях Кисловодска точные количественные учёты не проводились. Использованы также литературные данные.

Распространение

Ареал белозобого дрозда Тигйт ^гдиШиБ Ь. разорван. Вид населяет Скандинавию, Великобританию, горы Южной Европы, Малую Азию и Кавказ, образуя три подвида. На Кавказе обитает Т. 7. ат1-согит НаЛеЛ, 1923. Этот подвид распространён в горах Кавказа, прилежащих частях Турции, в прикаспийских провинциях Ирана, в Копетдаге и Больших Балханах (Гладков 1954; Степанян 1978).

На Северном Кавказе белозобый дрозд населяет северные макросклоны Главного Кавказского хребта, Передовой и Скалистый хребты и местами предгорья.

Характер пребывания

В пределах Северного Кавказа отдельные белозобые дрозды зимуют в предгорьях, однако основная часть популяции на зиму улетает. Осенью мы наблюдали перелёт белозобых дроздов через Клухор-ский перевал в Закавказье (Поливанов 1990). Амплитуда кочёвок и длина миграционного пути этого подвида пока не выяснены. Северокавказская популяция перелётна или, во всяком случае, широко кочует. В Армении белозобые дрозды ведут оседлый образ жизни, совершая лишь вертикальные кочёвки (Ляйстер, Соснин 1942).

Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 42 1 п

Биотопическое распределение

На Северном Кавказе в гнездовой период для белозобого дрозда наиболее характерно обитание на границе леса, где чередуются участки леса, зарослей рододендрона и субальпийских лугов (Тебер-динский заповедник — наши данные; Кавказский заповедник — Аверин, Насимович 1938), или в местах, где редкий лес переходит в полосу рододендронов (Северная Осетия — Беме 1926). В зоне верхней границы леса белозобые дрозды гнездятся на низкорослых соснах, в берёзовом и буковом криволесье и зарослях рододендрона кавказского на высотах 2000-2500 м н.у.м. Часть популяции проникает ещё выше, на субальпийские луга, часть, наоборот, спускается ниже в верхнюю часть пояса пихтовых и сосновых лесов. В Кавказском заповеднике эти дрозды найдены также в парковых кленовниках (Тильба, Казаков 1985). В Северной Осетии они в небольшом числе встречаются в зоне горной лесостепи на высотах 1150-1300 м н.у.м. (Беме 1926). В пределах Дженальского и Баргустанского хребтов (отроги Скалистого хр.) под Кисловодском (почти безлесный район) белозобые дрозды гнездятся по балкам с участками леса и на лугах с чахлой кустарниковой растительностью и выходами скал. Здесь они обитают на высотах около 1000 м н.у.м. и местами даже ниже.

Весной сразу после прилёта белозобые дрозды держатся преимущественно на лугах по днищам долин, иногда в буковых лесах и по мере таяния снега поднимаются в гнездовые биотопы. В послегнез-довой период дрозды широко кочуют по верхней части лесного пояса, субальпийским и альпийским лугам.

Численность

Для Северного Кавказа белозобый дрозд — обычный вид. В Те-бердинском заповеднике в свойственных этому виду стациях плотность населения варьирует от 8 до 20 ос./км2. Под Кисловодском, по глазомерной оценке, плотность этого вида в полтора раза выше. В Кавказском заповеднике этот показатель составляет в пихтовых лесах 15 ос./км2, в сосновых лесах 1.2, в парковых кленовниках 40.4, в буковом криволесье 6.2, в берёзовом криволесье 10, в зарослях рододендрона 4.2, на субальпийских лугах 2.5 ос./км2 (Тильба, Казаков 1985).

Экология

Весной белозобые дрозды появляются в Северной Осетии в первых числах марта (Беме 1926), под Кисловодском в первой половине этого месяца, в Тебердинском заповеднике во второй половине марта - в первых числах апреля. В последнем они первое время держатся на полянах по днищам долин то небольшими группами, то стая-

1 о Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 42

шанные стаи с дерябами Turdus viscivorus. Выше в горы, в свои гнездовые стации, белозобые дрозды поднимаются по мере таяния снега. В Кавказском заповеднике в конце марта - начале апреля они держатся в буковых лесах и также по мере схода снежного покрова поднимаются в гнездовые биотопы (Аверин, Насимович 1938).

К гнездованию белозобые дрозды приступают рано — в начальные фазы весны. Однако, в соответствии с фенологией, календарные сроки периода размножения на разных высотах различаются.

Под Кисловодском белозобые дрозды начинают гнездиться в конце марта - начале апреля. Так, наиболее раннее гнездо, найденное нами в Ольконовском ущелье, 28 апреля 1985 содержало птенцов недельного возраста. Соответственно, кладка в нём начата 3-5 апреля, а строительство гнезда — в последних числах марта. В Берёзовом ущелье, также в окрестностях Кисловодска, 27 апреля в одном гнезде были 2-сут птенцы, а в другом самка насиживала кладку. В Тебердинском заповеднике на высоте около 1800 м н.у.м. 17 апреля нашли гнездо со свежей кладкой, а в наиболее позднем гнезде на высоте 2300 м н.у.м. кладка началась лишь 5 мая, а гнездо птицы начали строить в последних числах апреля. В Северной Осетии гнёзда с полными кладками найдены 24 и 28 мая и 6 июня (Беме 1926).

Известно три типа расположения гнёзд: 1) на деревьях, 2) на выступах скал и 3) на земле. Последний тип встречается реже. Вероятно, место для гнезда выбирается в соответствии с гнездовой стацией. Так, в лесу дрозды гнездятся исключительно на деревьях, на верхней границе леса, среди мозаики лесных и луговых участков — также преимущественно на деревьях, иногда в рододендронах. В безлесной местности птицы располагают гнёзда на скалах и иногда на земле (см. таблицу).

В районе Кисловодска В.А.Тельпов осмотрел большое число гнёзд белозобого дрозда, не делая их детального описания. По его данным, встречаемость гнёзд на деревьях и скалах примерно одинакова. Гнёзда на земле приходилось находить редко.

Расположение гнёзд белозобого дрозда

Тебердинский заповедник Окрестности Кисловодска

Расположение Кол-во гнёзд Расположение Кол-во гнёзд

На соснах 21 На деревьях,

На берёзах 4 гл. обр.берёзах 5

В зарослях рододендрона 1 На уступах скал 6

На уступах скал 1 На земле 1

На земле 1

Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 42

19

Гнездо белозобого дрозда похоже на постройку чёрного дрозда Turdus merula. Оно также трёхслойное и вьётся из сухих стеблей, иногда с примесью корешков. Наружный опорный слой затем обмазывается глиной или влажной землёй, лоток выстилается тонкими травинками. В выстилке некоторых гнёзд в небольшом количестве присутствует шерсть туров. Средний слой варьирует по мощности. В гнёздах, расположенных в местности с песчано-щебнистым грунтом, он почти отсутствует. Наружная облицовка гнезда более или менее соответствует окружающей обстановке и вьётся из сухих стеблей, а в лесу — обычно из лишайников рода Usnea. По размерам гнёзда белозобого дрозда немного крупнее, чем у чёрного.

Яйца белозобого дрозда немного крупнее, чем у чёрного, и имеют похожую окраску. По зеленовато-голубому фону скорлупы разбросаны коричневые или тёмно-бурые крапинки. Цвет крапа и его интенсивность варьирует. В кладке 4 яйца. Иного количества яиц в гнёздах мы не видели, хотя для номинального подвида известны кладки из 3 или 5, реже даже 6 яиц (Гладков 1954). По нашим данным, насиживает только самка, хотя для номинального подвида H.A.Гладков (Там же), ссылаясь на Уайсбери, указывает, что насиживают оба партнёра. Срок насиживания 13-14 сут. Возможно, он несколько варьирует. Птенцов кормят оба родителя. В первые дни после вылупления самка много греет птенцов, а заботы по обеспечению выводка пищей ложатся в основном на самца. С 5-6-сут возраста птенцов родители кормят их примерно с одинаковой частотой, каждый совершает 35-50 прилётов к гнезду с кормом за день. В гнезде птенцы находятся 13-14 сут. В конце июня - начале июля вылетевшие из гнёзд выводки начинают кочевую жизнь, широко расселяясь по всему высокогорью. Постепенно белозобые дрозды стягиваются к перевалам и перелетают Главный Кавказский хребет. Характер и направление их дальнейшей миграции пока не выяснен.

Птенцов белозобые дрозды кормят главным образом дождевыми червями. По нашим наблюдениям, другие пищевые объекты, например, гусеницы чешуекрылых, скармливаются птенцам очень редко. Взрослые особи в гнездовой период также питаются, по-видимому, в основном дождевыми червями, хотя их рацион более разнообразен. В послегнездовой период белозобые дрозды в значительной мере или даже в основном переходят на растительную пищу. Мы отмечали поедание ими плодов рябины, черники, можжевельника приземистого. В горах Северной Осетии и Ингушетии после созревания ягод (черники, брусники, костяники), дрозды питаются почти исключительно ими (Беме 1926).

Как было отмечено выше, белозобые дрозды на Северном Кавказе распространены от верхней части пихтовых лесов до нижней час-

ОЛ Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 42

ти субальпийских лугов и населяют достаточно разнообразные биотопы. По-видимому, северокавказская популяция этих птиц распадается на ряд более мелких, каждая из которых приспособлена к конкретным условиям обитания.

Непосредственное участие в сборе материала принимал В.Н.Битаров. Помощь в работе оказывали директор Тебердинского заповедника и его заместитель по научной работе Н.Н.Поливанова. Один из авторов (В.М.Поливанов) получил материальную поддержку от фонда Дж. Сороса. Всем оказавшим содействие в работе авторы приносят глубокую благодарность.

Литература

Аверин Ю.Н., Насимович A.A. 1938. Птицы горной части Северо-Западного Кавказа // Тр. Кавказского заповедника 1: 5-56. Беме Л.Б. 1926. Птицы Северной Осетии и Ингушии (с прилежащими районами) //

Учен. зап. Сев.-Кавказ, ин-та краеведения 1: 175-274. Винокуров A.A. 1963. Об учете птиц в горных лесах // Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. М.: 148-151. Гладков H.A. 1954. Белозобый дрозд — Turdus torquatus L. // Птицы Советского

Союза. М., 6: 460-464. Ляйстер А.Ф., Соснин Г.В. 1942. Материалы по орнитофауне Армянской ССР. Ереван: 1-402.

Поливанов В.М. 1990. Видимый осенний перелет птиц через Клухорский перевал //

Тр. Тебердинского заповедника 11: 31-47. Степанян JI.C. 1978. Состав и распределение птиц фауны СССР. Воробьинообраз-

ные Passeriformes. M.: 1-392. Тильба П.А., Казаков Б.А. 1985. Структура летнего населения птиц центральной части Западного Кавказа// Птицы Северо-Западного Кавказа. М.: 34-53.

Ю GS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1998, Экспресс-выпуск 42: 21-22

Выпь Botaurus stellaris на юге Магаданской области

Е.А.Кречмар

Институт биологических проблем Севера ДВО РАН, Магадан, 685010, Россия Поступила в редакцию 12 мая 1998

Достоверные сведения о встречи выпи Botaurus stellaris в окрестностях Магадана приводит А.П.Васьковский (1956). Однако факт добычи здесь летом 1948 одиночного взрослого самца позднее стали трактовать как случайный или редкий залёт, и в большинстве орнитологических сводок восточная граница распространения выпи про-

Рус. орнитол. журн. 1998 Экспресс-выпуск № 42 л 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.