Петрухина Д.В.
Научный сотрудник, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Москва.
Белорусы Поволжья: современные условия сохранения этнической идентичности*
Аннотация. Проживание в условиях среды близкородственной культуры (русской) оказывает заметное влияние на сохранение этнической идентичности белорусов Поволжья. Как показывают итоги Всероссийских переписей населения, численность поволжской общины белорусской диаспоры значительно сократилась за последние два десятилетия. Представленное исследование имело целью определить основные причины этого сокращения и его связь с сохранением этнической идентичности белорусов, а также выявить существующие механизмы развития культурной самобытности белорусов. Анализ демографических и этнических процессов у поволжских белорусов показал, что одной из наиболее вероятных причин уменьшения численности общины является ассимиляция. Тем не менее в регионе активно функционируют национально-культурные автономии и общественные организации белорусов. Ими проводится большая работа по сохранению белорусского культурного наследия посредством распространения знаний о белорусской культуре, проведения традиционных мероприятий и укрепления связей с Республикой Беларусь.
Ключевые слова: этническая идентичность, белорусы Поволжья, белорусы России, белорусская диаспора, демография белорусов Поволжья, национальнокультурные автономии белорусов, общественные организации белорусов, этнические общности, близкородственная культура.
Petrukhina D.V.
Researcher. Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences.
Belarusians of the Volga region: modern conditions for preserving ethnic identity
Abstract. Living in the environment of close related culture (Russian) has a significant impact on the preservation of the ethnic identity of the Belarusians of the Volga region. As the results of the All-Russian population censuses show, the number of the Volga
© Петрухина Д.В., 2024.
diaspora Belarusian community has significantly decreased over the past two decades. The aim of the research presented was to identify the main causes of this decline and its relation to the preservation of the ethnic identity of Belarusians, as well as to identify existing mechanisms for the development of the cultural identity of Belarusians. Analysis of the demographic and ethnic processes of the Volga Belarusians showed that one of the most probable reasons for the decline of the community is assimilation. Nevertheless, Belarusian national cultural autonomy and voluntary organizations are active in the region. They are doing a great deal to preserve the Belarusian cultural heritage by disseminating knowledge of Belarusian culture, holding traditional events and strengthening ties with the Republic of Belarus.
Key words: ethnic identity, Belarusians of the Volga region, Belarusians of Russia, Belarusian diaspora, demography of Belarusians of the Volga region, national-cultural autonomies of Belarusians, public organization of Belarusians, ethnic communities, closely related culture.
В современном обществоведческом дискурсе все большую актуальность приобретают темы, касающиеся развития диаспор. Особый интерес представляют этнические процессы и механизмы сохранения этнической идентичности членов диаспоры в условиях инокультурной среды. Белорусская диаспора в России некогда была одной из наиболее крупных, однако сегодня ее численность сокращается. В фокусе данного исследования лежит поволжская община диаспоры белорусов, история взаимодействия которой с местной близкородственной русской культурой насчитывает несколько веков. Первичный анализ условий сохранения этнической идентичности белорусов Поволжья позволяет выявить некоторые факторы, влияющие на этот процесс в начале XXI в.
Белорусское переселение на российские территории началось еще в период существования Великого княжества Литовского (XIII-XVIII вв.). В XVI-XVII вв. Московское государство активно способствовало переселению белорусов (которых в то время считали русскими), с целью освоения новых территорий на востоке. Выходцы из белорусских земель, мигрировавшие как добровольно, так и принудительно, вносили значительный вклад в развитие ремесленного производства и культуры в Поволжье и Сибири [1, С. 328].
Присоединение белорусских земель к России после разделов Речи По-сполитой способствовало более свободному перемещению белорусов вглубь империи. В XIX в. миграционные движения были связаны с Отечественной войной 1812 г., а также отменой крепостного права, которая заставила белорусских крестьян, наряду с русскими, искать новые земли для возделывания [2, С. 71].
В начале ХХ в. массовому исходу населения из Беларуси способствовали
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 г., а также немецкая и польская оккупации. После начала Первой мировой войны более 2 млн белорусов переселились в различные регионы России, в том числе в Поволжье — Пензенскую и Самарскую губернии.
Третья массовая волна миграции из Беларуси была спровоцирована Великой Отечественной войной, когда во внутренние районы СССР переселилось более 1,5 млн белорусов [3, С. 332].
В конце XX в. несмотря на длительное проживание в среде близкородственной культуры (русской) представители белорусской диаспоры продолжали сохранять этническую идентичность и культурную самобытность [1, С. 333].
Анализ исторической динамики численности белорусов в Поволжье в XXI в. показывает планомерное снижение численности. В 2002 г. 76568 человек идентифицировали себя как белорусы или представители региональных белорусских общностей, в то время как к 2010 г. это число сократилось до 51358 человек.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 г. на территории Поволжья проживало 17846 белорусов, что составляет 8,5% белорусской диаспоры в России. Наибольшая численность белорусов была зафиксирована в таких субъектах, как Самарская область (3054 человека), Саратовская область (2723 человека) и Республика Татарстан (2270 человек). В других поволжских регионах численность белорусов не превышала 2 тыс. человек. Таким образом, за период с 2002 г. по 2020 г. белорусское население Поволжья сократилось на 76,7%.
Основные факторы снижения численности этнической общности на определенной территории включают демографические (снижение рождаемости, высокая смертность, отрицательный естественный прирост) и этнические (ассимиляция, аккультурация и т. д.) процессы. В контексте исследований сохранения этнической идентичности ассимиляционные процессы представляют особый интерес, так как они отражают изменение этнической идентичности через восприятие культуры соседней этнической группы. Однако недооценивать важность демографических факторов также не следует.
Для выявления ведущего фактора снижения численности белорусов в Поволжье необходимо провести углубленный анализ статистических данных. В частности, необходимо рассмотреть уровень рождаемости в этнической общности. Он определяется как среднее количество детей, рожденных женщинами данной общности к концу их фертильного периода. Так, если в 2002 г. среднее количество детей, рожденных белорусками, составляло 1878 на 1000 женщин, то к 2010 г. этот показатель снизился до 1607, а в 2020 г. — до 1586. Таким образом, уровень рождаемости у бело-
русов снизился за последние два десятилетия на 15%.
Тем не менее, если сравнить данные показатели с уровнем рождаемости русских, то значительных отличий между ними нет: 1727 детей на 1000 женщин в 2002 г., 1554 в 2010 г. и 1549 в 2020 г. Более того, из приведенных данных следует, что рождаемость у русских ниже, чем у белорусов. При этом общая численность русских снижается значительно медленнее, чем белорусов: за период с 2002 г. по 2020 г. — всего на 16% в целом по Поволжью. Такая ситуация может свидетельствовать о невысокой роли демографических процессов в уменьшении численности белорусов.
Существенным фактором, оказывающим влияние на этническую идентичность, являются межэтнические браки. Дети, рожденные в таких браках, зачастую предпочитают идентифицировать себя с этнической общностью одного из родителей, таким образом прерывая линию другого. В браках между представителями близкородственных этнических общностей, таких как белорусская и русская, существует высокая вероятность, что предпочтение будет отдано этническому большинству. Согласно расчетам Е.Л. Сороко [4], в начале XXI в. более 80% браков, заключаемых белорусками, были межэтническими.
Как и у других славянских народов, проживающих на территории России, среди белорусов наблюдается превышение численности женщин над численностью мужчин, которое в 2020 г. составляло 8%. В среднем по Поволжью данный показатель достигал 11,2%. Такая диспропорция в половой структуре населения могла способствовать тому, что значительное количество белорусок вступало в браки с представителями других этнических общностей.
Для понимания степени влияния межэтнической брачности на сохранение этнической идентичности белорусов, следует рассмотреть возрастной состав белорусов. По данным переписи 2002 г. белорусы моложе трудоспособного возраста (дети) составляли около 5% от общей численности этнической общности, тогда как лиц в трудоспособном возрасте было 60%. По мнению А.Ю. Орлова, такая непропорциональность в долях свидетельствует о развитии ассимиляционных процессов [5, С. 361]. Из-за культурной близости русских и белорусов, дети в таких этнически смешанных семьях впоследствии чаще выбирают русскую идентичность. До момента самостоятельного осознанного выбора этническую принадлежность ребенка определяют родители, часто исходя из прагматических соображений: какие язык и культура помогут ему в социальной адаптации и обеспечат конкурентоспособность в будущем.
Этническая ассимиляция начинается с заимствования элементов культуры другой общности, в данном случае — с восприятия белорусами элементов русской культуры. Одним из ключевых элементов культуры, лежа-
щих в основе этнической идентичности, является родной язык. Поскольку при переписи населения в 2002 г. данные о родных языках не собирались, на сегодняшний день сложно определить точное число белорусов, признававших тогда белорусский язык родным.
В 2020 г. в Поволжье родным белорусский язык назвали 3591 человек или 23% всего белорусского населения региона, что может свидетельствовать о сохранении этнической идентичности на основе других элементов культуры.
В контексте родного языка также стоит обратить внимание на внутриэтническую неоднородность белорусов России: за два межпереписных периода количество языковых, политических и региональных общностей белорусов увеличилось в несколько раз. Если в 2002 г. к белорусам относились (кроме собственно белорусов) всего 3 общности: брещуки, литвины и литвяки, то в 2010 г. насчитывалось уже 8 общностей: ибуряги, литвины, литвяки, пинчуки, полешуки, полещуки, полочане, поляки с языком белорусским, а в 2020 г. — 12 общностей: бело-поляки, белорусо-татары, западные белорусы, литваки, литвины, литвяки, минчане, пинчуки, полешуки, полещуки, полочане, поляки с языком белорусским.
В 2020 г. на территории Поволжья из перечисленных общностей проживали белорусы (самоназвание — беларусы), поляки с языком белорусским и литвины. В переписных данных эти общности объединялись под названием «белорусы», в результате чего среди белорусов, указавших белорусский язык как родной, были учтены и поляки. Несмотря на это, на основе статистических данных можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство белорусов Поволжья считают родным языком русский, а не белорусский.
Одна из основных причин популярности русского языка среди белорусов связана с историческими процессами. Распространение русского языка на белорусских землях началось еще в XVIII в. и достигло своего апогея в период существования Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР). В первой четверти XX в. большая часть белорусов проживала в сельских поселениях и была белоруссоязычной. После образования БССР началась масштабная урбанизация, на развитие промышленности региона были направлены русскоязычные специалисты. Как следствие, население городов говорило в основном на русском. Белорусы, стремившиеся покинуть деревни и переехать в города, осознавали необходимость освоения русского языка, как инструмента для повышения их статуса и конкурентоспособности на рынке труда. Белорусский язык долгое время считался «языком деревни» и в городской среде был распространен только в кругах творческой и научной интеллигенции [6, С. 84]. Таким образом,
среди белорусов, переселившихся в Поволжье в XX в., русский уже был основным языком общения.
Белорусский язык в настоящее время существует в нескольких формах: сельские диалекты и два стандарта литературного языка [7, С. 65]. Однако для его повсеместного и постоянного активного функционирования необходима особая языковая среда. В условиях Поволжья такая среда никогда не создавалась, в том числе и по причине владения белорусами русским языком. Обучение белорусскому языку ограничивается курсами, которые проводят общественные организации белорусов. Единственная в России школа белорусского языка была открыта в 2012 г. в г. Екатеринбурге благодаря поддержке национально-культурной автономии «Белорусы Урала».
Вышеизложенное позволяет заключить, что люди, идентифицировавшие себя во время переписей как белорусы, обладают соответствующей этнической идентичностью, то есть осознают свою принадлежность к белорусской этнической общности, несмотря на редкое использование этнического языка.
В отличие от большинства народов России, белорусы культурно настолько близки русским, что последним мало известно о белорусской культурной самобытности [8, С. 141], что способствует ускорению процессов ассимиляции. Одним из эффективных способов сохранения традиционной культуры и этнической идентичности членов диаспоры является создание национально-культурных общественных организаций (автономий, землячеств, сообществ и т. п.), деятельность которых направлена на сохранение родного языка, традиций, обычаев, а также объектов материальной и духовной культуры этнической общности.
Согласно подсчетам Федеральной культурной автономии белорусов России, по состоянию на 2024 г. на территории Российской Федерации функционируют более 60 общественных организаций белорусов. В их число входят 15 региональных и около 30 местных национально-культурных автономий, 17 землячеств, а также 4 центра белорусской культуры, включая музеи писателей М. Богдановича и Я. Купалы.
В Поволжье общественные организации белорусов активно действуют с 1998 г., когда образовалась Ярославская региональная общественная организация русско-белорусской дружбы «Товарищество» («Сяброуства»). Кроме нее в регионе существуют еще шесть организаций: Волгоградская городская общественная организация «Землячество белорусов», Ивановская региональная общественная организация «Белорусский национально-культурный центр «Крыница», Общественная организация белорусов Казани «Спадчына», Самарская областная общественная организация «Русско-Белорусское Братство 2000», Местная общественная организация
«Белорусская национально-культурная автономия „Нёман“ городского округа Тольятти», Самарская региональная общественная организация по сохранению и развитию самобытности белорусского народа «Белая Русь». В Поволжье также располагаются два музея: музей Янки Купалы села Печи-щи (Татарстан) и музей М. Богдановича (г. Ярославль).
Основная цель этих организаций — консолидация белорусской общности, сохранение и развитие белорусской культуры, а также поддержание связей с этнической родиной. Для достижения этих целей они проводят традиционные и государственные праздники, организуют фестивали и другие культурные мероприятия, способствуют визитам белорусов Поволжья в Республику Беларусь и создают творческие (песенные и танцевальные ансамбли) и спортивные коллективы.
Наибольшее количество действующих организаций характерно для Самарской области, где численность белорусов значительна по сравнению с другими регионами. Важное значение в этой сети общественных объединений занимают центры белорусской культуры и музеи известных белорусских поэтов, способствующие сохранению и популяризации белорусского культурного наследия.
Итак, анализ современных условий сохранения этнической идентичности белорусов Поволжья показывает, что община сталкивается со снижением численности, наиболее вероятной причиной которой являются ассимиляционные процессы. Среди поволжских белорусов мало распространен белорусский язык, что, наряду с высокой межэтнической брачностью, также способствует ассимиляции. Тем не менее в регионе созданы и активно работают общественные организации этнокультурной направленности, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности и культурной самобытности белорусов.
Библиографический список:
1. Энциклопедия истории Беларуси: в 6 т. Т.3 Гимназии - Каденция / Г.П. Пашкоу (галоуны ред.) и другие. - Минск.: БелЭн, 1996. 527 с.
2. Высоцкая М.С. Белорусы Поволжья: миграционные процессы // Бусыгинские чтения. Казанская школа: память истории и антропологические повороты: материалы Международной научно-практической конференции. 2020. Вып. 13. С. 71-74.
3. История Беларуси: в 6 т. Том 5. Беларусь в 1917-1945 гг. / А. Вабишевич [и др.]. - Минск: Экоперспектива, 2006. 613 с.
4. Сороко Е.Л. Смешанные браки измеряют дистанцию между этносами. Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. // URL: https://iq.hse.ru/news/177665069.html (Дата обращения: 05.05.2024).
5. Орлов А.Ю. Демографические исследования этноассимиляционных процессов // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 2012. Том 1. Книга 1. С. 358-366.
6. Буденис В.Г. Социокультурная детерминация билингвизма в Республике Беларусь конца XX - начала XXI в. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Сер. 1, История и археология. Философия. Политология. 2019. Т. 11. №1. С. 84-91.
7. Сомин А.А. Языковая рефлексия в современной Беларуси через призму комментариев в Интернет-СМИ // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Восхододение. 2015. № 1 (1). С. 62-86.
8. Грицкевич В.П. Проблемы белорусских диапоральных обществ в России // Белорусская диаспора как по-
средница в диалоге цивилизаций. - Минск. Белорусский книгосбор. 2001. С. 140-146.
Reference
1. Encyclopedia of the History of Belarus: in 6 volumes. Vol. 3 Gymnasiums - Cadence / G.P. Pashko (halouny ed.) and others. - Minsk: BelEn, 1996. 527 p.
2. Vysotskaya M.S. Belarusians of the Volga region: migration processes // Busygin readings. Kazan school: memory of history and anthropological turns: materials of the International scientific and practical conference. 2020. Issue. 13. P. 71-74.
3. History of Belarus: in 6 volumes. Volume 5. Belarus in 1917-1945. / A. Vabishevich [etc.]. - Minsk: Ecoperspective, 2006. 613 p.
4. Soroko E.L. Mixed marriages measure the distance between ethnic groups. Scientific and educational portal IQ of the National Research University Higher School of Economics. // URL: https://iq.hse.ru/news/177665069.html (05.05.2024).
5. Orlov A.Yu. Demographic studies of ethno-assimilation processes // XII International Scientific Conference on Problems of Development of Economy and Society. 2012. Volume 1. Book 1. P. 358-366.
6. Budenis V.G. Sociocultural determination of bilingualism in the Republic of Belarus at the end of the 20th - beginning of the 21st century. // Bulletin of Grodno State University named after Yanka Kupala. Ser. 1, History and archaeology. Philosophy. Political science. 2019. Volume 11. № 1. P. 84-91.
7. Somin A.A. Language reflection in modern Belarus through the prism of comments in Internet media // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: History. Philology. Culturology. Rising. 2015. № 1 (1). P. 62-86.
8. Gritskevich V.P. Problems of Belarusian diaporal societies in Russia // Belarusian diaspora as a mediator in the dialogue of civilizations. - Minsk. Belarusian book collection. 2001. P. 140-146.