Научная статья на тему 'Белгородская область как субъект Российской Федерации'

Белгородская область как субъект Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белгородская область как субъект Российской Федерации»

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

20-23 февраля состоялся Чемпионат Центрального Федерального округа по кикбоксингу, проходивший в городе Липецке. Младший лейтенант милиции Тарасов Вла-

димир, курсант 151 взвода и курсант 117 взвода Захаров Александр заняли 1 -е места и тем самым завоевали путевки на Чемпионат России по кик-боксингу.

26 февраля в Туле проходил Чемпионат Центрального Федерального округа по карате. Младший сержант милиции курсант 134 взвода Степанова Ольга заняла в упорной борьбе 2 место и тем самым завоевала путевку на Чемпионат России.

ПАМЯТНАЯ ДАТА

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 марта 2007 года исполнилось 280 лет со дня издания Указа Екатерины I об образовании Белгородской губернии. В её состав вошли земли современных Белгородской, Курской, Орловской и частично Брянской областей Российской Федерации и Харьковской области Украины. Первым белгородским губернатором был назначен князь Юрий Юрьевич Трубецкой (1668-1739), потомок великого литовского князя Гедимина. В молодости он был комнатным стольником царей Федора и Петра Алексеевичей, потом - на дипломатической работе при Петре I. В должности губернатора Ю.Ю. Трубецкой находился три года и оставил о себе добрую память как ученый и энергичный правитель. В 1730 году был переведен в столицу на государственную службу.

Права губернатора на всю губернию распространялись по военным вопросам и судебно-апелляционным делам. Ему подчинялся основной орган губернского управления - губернская канцелярия; по другим отраслям управления его власть распространялась только на Белгородскую провинцию, в которой находился губернский центр - город Белгород. В провинциях управляли воеводы или вице-губернаторы,

наделенные широкими полномочиями. Белгородская провинция (20 уездов) включала в себя 20 городов [1].

Однако губерния просуществовала недолго. После победоносного завершения войны 1768-1774 гг. с Турцией южная граница Российской империи оказалась отодвинутой далеко на юг. В связи с этим отпала необходимость в содержании подчиненной белгородскому губернатору территории Украинской линии. В 1775 г. она отошла к Азовской губернии. С 1776 по 1778 гг. отдельные территории Белгородской губернии были переданы на создание Смоленского, Калужского, Тульского, Орловского наместничеств. 23 мая 1779 г. Белгородская губерния была упразднена. Белгород с прилегающими территориями вошел в состав Курского наместничества, вскоре переименованного в губернию. Белгород стал уездным центром, уступив лидерство Курску. Курск к этому времени обогнал Белгород в экономическом развитии и превосходил по числу жителей. Первым губернатором Курской губернии стал последний белгородский губернатор П. Свистунов [2].

В современном виде Белгородская область была образована Указом Президиума

Вкггородъ, ЖинекШ Рождестао-Гкн'ородш^п кода'.'гири.

л

белгородский юридический институт мвд россии: вчера, сегодня, завтра

2007'01

Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года.

Согласно федеральной Конституции статус субъекта Федерации определяется Конституцией РФ и конституцией или уставом данного субъекта (ч.1 и 2 ст. 66). К наиболее важным элементам статуса Белгородской области относятся: устав и законодательство, символика, территория, предметы ведения, система органов государственной власти; собственность, бюджет, право на участие в решении общефедеральных вопросов, право на международные и внешнеэкономические связи.

Первый Устав (Основной закон) Белгородской области вступил в силу 20 мая 1995 г. В настоящее время действует Устав от 31 декабря 2003 г., который состоит из вводной части, 6 глав, определяющих главным образом правовой статус органов государственной власти области, а также заключительных и переходных положений. В Устав периодически вносятся изменения и дополнения с учётом изменений федерального законодательства.

Согласно ст. 4 Устава к официальной символике области относится герб и флаг, описание и порядок использования которых установлены Законом «О гербе и флаге Белгородской области» от 6 мая 2004 г. В ряде субъектов РФ (Саратовская, Ростовская области) имеются собственные гимны. Представляется целесообразным дополнить Устав и Закон «О гербе и флаге Белгородской области» нормами о гимне области.

Белгородская область имеет собственную территорию, которая составляет 27,1 тысячи квадратных километров. Внешняя граница области, отделяющая её от Луганской, Харьковской и Сумской областей Украины, является государственной границей Российской Федерации. О том, что территория области является неотъемлемой частью территории России, свидетельствует

установление пределов пограничной зоны на территории области, прилегающей к государственной границе РФ с Украиной [3], в целях формирования необходимых условий охраны государственной границы РФ, а также создания на территории области зоны таможенного контроля [4].

Белгородская область самостоятельно устанавливает своё административно-территориальное устройство, под которым понимается территориальная организация области, представляющая собой систему муниципальных образований и административно-территориальных единиц (ст. 2 Закона «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области» от 18 февраля 1997 г.). В состав области входят 21 район и 8 городов. Наделение населенных пунктов статусом городов местного (районного) значения осуществляется областной Думой по представлению губернатора области, основанному на решении соответствующего представительного органа местного самоуправления. Переименование населённых пунктов осуществляется федеральным законом [5].

Белгородская область имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Перечень предметов ведения Белгородской области и полномочий по предметам совместного ведения установлен в ч. 3 ст. 6 Устава, а также в федеральных и областных законах.

Белгородская область имеет собственную систему органов государственной власти. В соответствии со ст. 5 Устава государственную власть осуществляют губернатор, областная Дума, Правительство области и иные органы исполнительной власти области, образуемые в соответствии с Уставом, а также Уставный суд области и мировые судьи области.

Центральное место в системе государс-

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

1 андг Сшто-Т|нри«каго ОДггородсьаго кужского одютырл

Кр|>скоЯ губ,), гхЬ рдепвшитъ мощл Святитеш Товсафа.

твенных органов области принадлежит губернатору, полномочия которого закреплены в ст. 12 Устава. В сфере осуществления исполнительной власти губернатор формирует и возглавляет Правительство области, председательствует на его заседаниях, подписывает правовые акты Правительства, определяет структуру органов исполнительной власти области, принимает решение об отставке Правительства.

В отношениях с законодательным органом губернатор инициирует созыв внеочередного заседания областной Думы, представляет для согласования кандидатуры на замещение государственных должностей области; участвует в заседаниях Думы с правом совещательного голоса; представляет в Думу проект областного бюджета и проекты программ социально-экономического развития области.

Губернатор наделён нормотворческими полномочиями: обладает правом законодательной инициативы, обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания либо отклоняет законы, принятые областной Думой. При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений губернатор издает постановления [6].

В соответствии со ст. 17 Устава области в целях координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также в целях привлечения общественности к процессу осуществления государственной власти губернатор может в пределах средств, выделенных на финансирование его деятельности, создавать совещательные и консультационные органы - комиссии и советы (Совет по взаимодействию с благотворительными организациями, Комиссия по правам человека при губернаторе и др.)

Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти области. В Правительство входят пер-

вый заместитель и заместители губернатора, а также начальники департаментов области. Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором, причём назначение начальников департаментов, осуществляющих функции управления финансами, социальной защиты населения, управления собственностью области, осуществляется по согласованию с областной Думой (ст. 36 Устава).

В соответствии с распоряжением губернатора от 2 февраля 2006 г. № 51-р "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области" органами исполнительной власти области являются департаменты: а) финансов и бюджетной политики, б) социальной политики,

в) имущественных и земельных отношений,

г) экономического развития, д) строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, е) агропромышленного комплекса. Департаменты образуются в целях проведения государственной политики и осуществления управления в установленной сфере деятельности, а также для координации деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти области (ч.1 ст.39 Устава).

Наряду с департаментами органами исполнительной власти области являются управления (образования и науки; по делам молодежи; здравоохранения; культуры и др.). Следует отметить, что вопросы системы исполнительной власти области нуждаются в законодательном регулировании, в соответствии с п. «м» ч. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», тогда как структура исполнительных органов государственной власти определяется губернатором в соответствии с Уставом (ч. 4 ст. 17).

Решения Правительства области по воп-

«ЯШ1 ■■■ш. | П ЕРЕ ВОД

| №. -ум*? /0€С— У-ЧкШй, ^ I Мщм ш ^^И

— ШГ

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

росам осуществления своих полномочии оформляются распоряжениями и постановлениями. Правительство области при осуществлении нормативного регулирования общественных отношении принимает постановления (ст. 44 Устава). Так, Постановлением от 14 марта 2004 г. был утвержден Регламент Правительства Белгородской области [7], которым определяется порядок осуществления Правительством своих полномочий, порядок проведения заседаний и другие процедурные вопросы.

Белгородская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области. Дума состоит из 35 депутатов, 17 из которых избираются по мажоритарной системе, а 18 - на основе системы пропорционального представительства в соответствии с Избирательным кодексом области от 1 апреля 2005 г. По результатам выборов 16 октября 2005 г. пятипроцентный барьер преодолели региональные отделения партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина».

Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ перечислены в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах...»: принятие устава субъекта РФ и поправок к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. Полномочия Белгородской областной Думы конкретизируются в статье 26 Устава области, а также в Регламенте Думы.

Устав области не определяет предметную сферу законодательного регулирования, в ст.29 Устава лишь указывается, что при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений областная Дума принимает законы. Исходя из федеративного характера государства, далеко не любая

проблема, непосредственно затрагивающая интересы жителей его субъектов, решение которой возможно с помощью нормативного акта, может стать предметом регулирования законом субъекта Федерации. Поэтому в ФЗ «Об общих принципах.» (ч. 2 ст. 5) установлен перечень вопросов, решения по которым принимаются в форме закона субъекта РФ. Правом законодательной инициативы обладают губернатор области, депутаты областной Думы, Правительство области, представительные органы и главы местного самоуправления муниципальных образований, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия области по вопросам своего ведения (ст. 30 Устава). Анализ законодательной деятельности областной Думы свидетельствует о том, что наибольшее количество законов принимается в области государственного строительства и местного самоуправления, социально-экономической сфере.

Важной функцией областной Думы является участие в формировании иных государственных органов, назначение либо избрание отдельных должностных лиц: назначение на должность мировых судей и судей Уставного суда; назначение половины членов избирательной комиссии области; назначение председателя и заместителя председателя Контрольно-счётной палаты.

К контрольным полномочиям областной Думы относятся: осуществление контроля за исполнением законов (п. «в» с. 26 Устава); принятие решения о недоверии (доверии) губернатору области, а также лицам, замещающим иные государственные должности Белгородской области, назначение которых на должность согласовывала областная Дума (п. «д» ст. 26 Устава); осуществление контроля за исполнением областного бюджета и эффективностью использования собственности области с помощью Контрольно-счётной палаты (ст. 24 Устава), задачи которой

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

Гор, В 4л г-о родV. ОС;

конкретизированы в законе «О Контрольно-счётной палате Белгородской области» от 8 декабря 1998 г.

К полномочиям областной Думы относится также утверждение соглашения об изменении границ области; утверждение заключения и расторжения договоров области; назначение областного референдума и иные полномочия.

Судебную власть Белгородской области представляют Уставный суд и мировые судьи. Согласно ч.1 ст.46 Устава Уставный суд состоит из пяти судей, которые назначаются на должность областной Думой по представлению губернатора. Нормы, определяющие основы правового статуса Уставного суда, не нашли своего практического применения, т.к. пока не принят закон «Об Уставном суде Белгородской области» и не создан сам суд, что не способствует завершению оформления институтов государственной власти области.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года заложил правовую основу учреждения института мировых судей в субъектах РФ. В марте 2000 года были приняты законы «О мировых судьях Белгородской области», «О создании судебных участков и должностей мировых судей Белгородской области». Согласно статьи 51 Устава мировые судьи являются судьями общей юрисдикции области, которые назначаются областной Думой по представлению губернатора.

Белгородская область имеет свою собственность. В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 6 Устава области к ведению области относится собственность Белгородской области и управление ею. В целях осуществления собственных полномочий органы государственной власти области могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации. В соответствии со ст. 26.11 ФЗ «Об

общих принципах» в собственности субъекта Федерации может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Федерации, государственных гражданских служащих субъекта РФ, работников государственных унитарных предприятий и работников государственных учреждений субъекта РФ; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

В соответствии с п «ж» ч. 3 ст. 6 Устава к ведению области относятся областной бюджет, налоги и сборы области, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области. К собственным доходам областного бюджета согласно ст. 12 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Белгородской области» от 25 ноября 2005 г. относятся налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах, а также доходы, полученные бюджетом области в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций.

Белгородская область участвует в решении федеральных вопросов. В соответствии с ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» областная Дума избирает члена Совета Федерации. Ещё одного представителя назначает губернатор области, постановление которого в трёхдневный срок передаётся в областную Думу и вступает в силу, если на заседании этого органа против назначения не проголосуют две трети от общего числа депутатов.

В соответствии с Конституцией РФ законодательный орган субъекта РФ обладает

Гор- БЪлгорол'ь. Московское шоссе.

мвд россии: вчера, сегодня, завтра

правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании и правом обращения в Конституционный Суд РФ. Губернатор области вправе предлагать Совету Федерации кандидатуру члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Белгородская область как субъект Федерации вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях в соответствии с ФЗ от 4 октября 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей» [8]. Закон «О договорах и соглашениях, заключаемых органами государственной власти Белгородской области» от 6 июля 1998 г. [9] применяется в отношении договоров о хозяйственно-экономическом, социальном, культурном и ином сотрудничестве с другими субъектами Федерации; соглашений о международных и внешнеэкономических связях области, заключаемых органами государственной власти области с иностранными партнёрами. Договоры и соглашения подписываются губернатором и утверждаются областным законом [10].

В г. Белгороде открыто Отделение Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Воронеже. В соответствии с п. 2.1. Положения об Отделении, утверждённого распоряжением

Представителя МИД РФ в г. Воронеже 17 апреля 2000 г., основными задачами Отделения являются: обеспечение взаимодействия Представительства с органами исполнительной власти г. Белгорода; оказание содействия г. Белгороду в обеспечении выполнения международных договоров, участницей которых является Россия, а также в осуществлении полномочий г. Белгорода в сфере международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права; оказание содействия в развитии торговых, культурных и иных связей г. Белгорода с зарубежными партнёрами и др. Очевидно, что в вышеуказанном Положении речь должна идти не о г. Белгороде, а о Белгородской области как субъекте Федерации, что предусматривается Положением «О представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации», утверждённым приказом МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304.

Таким образом, Белгородская область является неотъемлемым субъектом Российской Федерации, обладающим широким комплексом прав, полномочий в рамках своего ведения и с Федерацией в целом.

Литература

1. Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 2. - Ст. 231.

2. Белгородские известия. - 1998. - № 103.

3. См.: Закон «Об утверждении Соглашения о создании Еврорегиона «Слобожанщина» // Белгородские известия. - 2005. - 25 октября.

4. Белгородские известия. - 2004. - 24 марта.

5. Напр., Постановление губернатора от 2 февраля 2004 г. № 35 «Об областной программе «Молодость Белгородчины на 2004 - 2008 гг.»

6. См.: Федеральный закон от 30.01.2007г. «О переименовании города Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области в город Бирюч» // Российская газета. - 2007. - 2 февраля.

7. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 2 июня 2006 г. № 244 «О пределах пограничной зоны на территории Белгородской области» // Российская газета. - 2006. - 14 июля.

8. Приказ Федеральной таможенной службы от 29 ноября 2006 г. № 1247 «О создании на территории Белгородской области зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации с Украиной» // Российская газета. - 2006. - 20 декабря.

9. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2002. - С.90.

10. Пархоменко, И.Г. Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк) [Текст] / И.Г. Пархоменко. - Белгород, 2001. - С.41.

Ерыгин А.А.,

начальник кафедры государственно-правовых дисциплин БелЮИ МВД России,

кандидат политических наук,

Ерыгина В.И.,

доцент кафедры теории и истории государства и права БелГУ,

кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.