Научная статья на тему 'Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания'

Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / КУРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ИОАСАФО-ПОРФИРЬЕВСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ / БЕДНОЕ ДУХОВЕНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / KURSK DIOCESE / IOASAPH AND PORPHIRY ALMS-HOUSE / POOR CLERGY / SOCIAL SERVICE / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Залога Иоанн

Статья представляет собой исторический очерк Белгородской Иоасафо-Порфирьевской богадельни. В этом учреждении оказывалась помощь пожилым и тяжело болеющим церковнои священнослужителям и их вдовам из Курской епархии. Учреждение подобного заведения стало ответом на обострившееся и весьма крайнее положение бедного духовенства. История богадельни насчитывает всего лишь двадцать три года, однако она выполнила свое предназначение и стала уникальным церковным социальным проектом в истории епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ioasaf and Porfiry alms-house for clergy in Belgorod

The article is a historical sketch of the alms-house of Ioasaf and Porfiry in Belgorod. This institution provided assistance to the elderly and seriously ill clergymen and their widows from the Kursk diocese. Establishment of such an institution was a response to strained and extreme conditions of life of poor clergy. The history of the alms-house lasted only twenty three years, but it fulfilled its mission and became a unique Church social project in the history of the diocese.

Текст научной работы на тему «Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания»

Библиография

1.Житие и писание молдавского старца Паисия Величковского. - М.,

1847.

2.Илия (Читтерио), иером. Учение преподобного Паисия (Величковского) по письменным свидетельствам. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.p-seminaria.ru/paisij.htm

3.Леонид (Поляков), иером. Старец Паисий Величковский как учитель аскетики. // ЖМП,1956. № 10. С.4.

4.Паничкин А., прот. Санкт-Петербургский архиерей - член Священного Синода архиепископ Сильвестр (Кулябка) (1750-1761) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2232547.html

5.Паисий (Величковский), преп. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях. - Одесса, 1905. - 220 с.

6. Савчук В. Св. Паисий Величковский и возрождение исихастской традиции в Румынской Церкви в Х1Х-ХХ веках. // Труды КДА - № 2. - Киев, 1999. - 180 с.

7.Слово святейшего патриарха Кирилла при посещении Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3220557.html

8.Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. -

599 с.

9.Хибарин И. Литературно-переводческая деятельность старца Паисия Величковского. // ЖМП. - 1956. - № 12. - 55 с.

УДК 908

Иерей Иоанн Валерьевич Залога, преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород ioanis@yandex.ru

Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания

Аннотация. Статья представляет собой исторический очерк Белгородской Иоасафо-Порфирьевской богадельни. В этом учреждении оказывалась помощь пожилым и тяжело болеющим церковно- и священнослужителям и их вдовам из Курской епархии. Учреждение

подобного заведения стало ответом на обострившееся и весьма крайнее положение бедного духовенства. История богадельни насчитывает всего лишь двадцать три года, однако она выполнила свое предназначение и стала уникальным церковным социальным проектом в истории епархии.

Ключевые слова: история Русской Православной Церкви; Курская епархия; Иоасафо-Порфирьевская богадельня; бедное духовенство; социальное служение; благотворительность.

Priest Ioann V. Zaloga, lecturer of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod ioanis@yandex.ru

Ioasaf and Porfiry alms-house for clergy in Belgorod

Abstract. The article is a historical sketch of the alms-house of Ioasaf and Porfiry in Belgorod. This institution provided assistance to the elderly and seriously ill clergymen and their widows from the Kursk diocese. Establishment of such an institution was a response to strained and extreme conditions of life of poor clergy. The history of the alms-house lasted only twenty three years, but it fulfilled its mission and became a unique Church social project in the history of the diocese.

Key words: history of the Russian Orthodox Church; Kursk diocese; Ioasaph and Porphiry alms-house; poor clergy; social service; charity.

В конце XIX - начале ХХ века на территории Курской епархии в городе Белгороде существовало уникальное учреждение социального призрения - Иоасафо-Порфирьевская богадельня. В краеведческой литературе о ней говорится очень мало, буквально тема исчерпывается несколькими предложениями [4, с. 168; 5, с. 24; 6, с. 275-276]. Однако именно это богоугодное заведение в самый нужный момент выполнило возложенную на него высокую задачу для помощи духовному сословию в трудной жизненной ситуации.

История белгородской богадельни для лиц духовного звания берет свое начало еще с времен епископа Порфирия (Крайского) (+1768). Владыка по своей мирной кончине завещал свои девять тысяч рублей на создание в городе Белгороде двух богаделен. Остаток средств необходимо было положить в банк под проценты, чтобы в дальнейшем использовать выплаты на содержание этих богаделен [4, с.99]. Однако только спустя почти столетие,

в 1883 году, на очередном ежегодном съезде духовенства епархии подымается эта тема. Поводом стало обращение епископа Курского и Белгородского Ефрема (Рязанова) в адрес Святейшего Синода с просьбой разрешить перевести Николаевское духовное училище в освобожденные здания семинарии в городе Белгороде, а помещения училища использовать для учреждения богадельни для церковно- и священнослужителей. Важность этого вопроса объяснялась тем, что необходимо было передать всю недвижимость бывшей семинарии в ведение и распоряжение духовенства Белгородского училищного округа, а помещения училища - Курскому епархиальному начальству. Письмо было одобрено, поэтому на съезде духовенства предлагалось дать название в честь знаменитого епископа -Иоасафа (Горленко), составить Устав, подобрать подходящих кандидатов для руководства заведением, определить штат призреваемых, а также рассмотреть средства и источники содержания учреждения. Так как в вопросе призрения бедного духовенства более всего компетентным являлось епархиальное попечительство, то именно ему и было поручено решение поручений съезда [3, с.22].

В «Курских епархиальных ведомостях» публикуется весьма интересная хронология распоряжений Курского епархиального попечительства по делу учреждения в городе Белгороде богадельни для бесприютных лиц духовного звания. Дело касается вопроса передачи помещений зданий. Так, 6 апреля 1883 года Курская духовная консистория сообщает попечительству о разрешении Святейшего Синода передать бывшие здания семинарии Николаевскому училищу, а училищные приспособить под богадельню. 16 июня попечительство просит правление Белгородского духовного училища отписаться о сроках переезда, на что 30 июня получен ответ о том, что ремонт семинарских зданий затягивается и перемещение училища переносится на неопределенный срок. Однако уже 18 сентября правление Белгородского духовного училища сообщает о том, что училище уже переведено в бывшие здания семинарии. Помещения под богадельню свободны и необходимо их официально передать попечительству. В свою очередь Курское епархиальное попечительство собирает все копии переписки и готовит их к докладу на очередном съезде духовенства, которое состоится 12 октября 1883 года [10, с.171-173]. Вопрос официальной передачи бывших помещений училища все еще оставался открытым до съезда духовенства епархии. Отметим, что в декабре месяце правление Белгородского духовного училища снова направляет письмо с информацией о том, что для него весьма тягостно содержание сторожа этих помещений и просит ускорить процедуру передачи.

Порученный Курскому епархиальному попечительству вопрос об изучении судьбы завещанного денежного капитала епископа Порфирия (Крайского), освещается в епархиальных ведомостях таким образом: «Дела...

в попечительстве не имеется в подлиннике, а имеется в архиве не многие копии с сего дела, из коих «отчасти» усматривается, что подлинное дело находится в Курской духовной Консистории и большая часть капитала в распоряжении правления Курской духовной семинарии» [10, с.173].

Итак, здание для будущей богадельни было уже передано, и, скорее всего, сразу были начаты ремонтные работы по подготовке помещений для дальнейшего целевого использования. В 1885 году на очередном съезде духовенства был поднят вопрос о переименовании богоугодного учреждения. Связано это было с запланированной датой открытия - днем преставления епископа Порфирия [2, с.542-543]. В следующем номере «Курских епархиальных ведомостей» богадельня упоминается уже как Иоасафо-Порфирьевская [9, с.584-585]. Конечно, епископом Михаилом (Лузиным) была назначена и попечительница богадельни - игуменья Белгородского женского монастыря Людмила (Мясоедова). Определены задачи богадельни: призрение бедных престарелых, болеющих и оказавшихся абсолютно без приюта церковно- и священнослужителей, их вдов и сирот Курской епархии.

7 июля 1885 года Иоасафо-Порфирьевская богадельня была официально открыта. Она была расположена в городе Белгороде на улице Везельской. Занимала 8 641 кв.м. На территории располагалось двухэтажное каменное здание длиной 35,56 м и шириной 17,07 м. На первом этаже находилось пять жилых комнат на 14 женщин, две столовые, пекарня и кухня. На втором этаже - шесть жилых комнат на 38 женщин. Сундучная и кладовая. На каждом этаже есть по одному месту для У1Р-персоны. Кроме этого, капитального здания во дворе было три флигеля: два в хорошем и один в ветхом состоянии. Первый деревянный и обложенный кирпичом, длиной 16,36 м и шириной 9,25 м, состоял из двух жилых комнат на 6 женщин и бани. В другом деревянном флигеле, длина 14,94 м. и ширина 8,53 м, было пять комнат на 14 мужчин и одна - отдельно для трех. Наконец, третий старый деревянный флигель вмещал помещения больницы и Александровский мужской приют. Служебные помещения состояли из каменного и деревянного амбара, каменного погреба, тесового сенника с коровником и ветхого ледника [11, с.6-7]. В самом центре возвышался каменный храм в честь святителя Николая Мир-Ликийского, построенного в 1768 году [1, Ф-127. Оп.1. Д.45. 30л.].

Из опубликованного «Отчета Курскаго Епархиальнаго Попечительства о бедных духовнаго звания о сумме на содержание Иоасафо-Порфириевской богадельни в городе Белгороде за 1888 год» [7, с.16-19] видно, что богадельня находится на финансовом обеспечении епархиального попечительства о бедных духовного звания. Указаны источники денежных средств за указанный год. Это пожертвования епископа Иустина (Охотина) и двух братьев-священников слободы Борисовки Грайворонского уезда, а также священника села Жиломостного Корочанского уезда. Весьма значительная

спонсорская помощь приходила и по пригласительным листам на имя причтов церквей. Конечно, проценты из вклада ценных бумаг тоже поступают и используются на содержание богадельни.

Несколько слов о самих призреваемых в Иоасафо-Порфирьевской богадельне в городе Белгороде. При открытии помощь оказывалась 5 мужчинам и 9 женщинам. В 1900 году всех призреваемых было уже 80 человек: 64 женщины и 16 мужчин. К декабрю 1906 года количество подопечных было то же число, только из них 66 женщин и 14 мужчин. Из них 20 человек были из Белгородского уезда, 10 - Грайворонского, 10 -Крочанского, 3 - Новооскольского, 7 - Старооскольского [11, с.7-8].

Среди исследований белгородского краеведа А. Крупенкова есть упоминание о том, что здания бывшего Николаевского монастыря сдавались внаем квартировавшей в Белгороде 31-й артиллерийской бригаде [5, с.24; 6, с.275-276]. Однако, изучая архивные документы, не находим других упоминаний об аренде помещений военными, кроме Екатерининских и Кондыревских казарм, а также бывших городских винных подвалов. Например, в адрес Белгородской городской Управы от Курского губернатора направлен документ от 9 декабря 1893 года, в котором говорится, что «31-я артиллерийская бригада в полном ея составе расквартировывается в г. Белгороде» [1, Ф-22. Оп.1. Д.3. 163л.]. Далее речь идет о размерах «контрактных платежей по найму у города для бригады Екатерининскаго дома и Кондыревских казарм с конюшнями» [1, Ф-22. Оп.1. Д.3. 164л.]. Упоминается в документе и «проэкт контракта по дальнейшему найму у Белгородской Городской Управы принадлежащих городу бывших винных подвалов под помещение интендантского обоза 31 артиллерийской бригады» [1, Ф-22. Оп.1. Д.3. 164л.об.]. В другом документе «Журнал Белгородской Городской Управы» от 20 декабря 1893 года также речь идет о двух упомянутых казармах и винных подвалах, конечно, в контексте установления размера суммы оплаты аренды [1, Ф-22. Оп.1. Д.3. 165л., 165 л.об.]. Кроме того, регулярно публикуемые отчеты Курского епархиального попечительства о бедных духовного звания по содержанию Иоасафо-Порфирьевской богадельни вплоть до 1908 года свидетельствуют о существовании богоугодного заведения [8].

Таким образом, 80-е годы XIX века стали удобным временем для открытия в городе Белгороде Иоасафо-Порфирьевской богадельни для лиц духовного звания Курской епархии. Это был ответ на возникшую острую ситуацию вокруг бедного духовного сословия, когда необходимо было оказать помощь пожилому и болеющему, оказавшемуся без крова духовенству и их вдовам. Мотивом послужили проводимые в Российской империи реформы 60-70-х годов и, конечно, сложившаяся благоприятная ситуация со свободными помещениями. В начале ХХ века ситуация поменяется, потому что по распоряжению императора Николая II были

значительно увеличены пенсии и пособия для бедного духовенства, их вдов и сирот [1, Р-1528. Оп.2. Д.282. 55л.]. Именно поэтому появляется предложение расформировать Иоасафо-Порфирьевскую богадельню по уездным городам. К этому времени почти в каждом уезде есть похожие учреждения, например, в Белгородском уезде - в Томаровке, в Грайворонском - Борисовке, в Новом Осколе - Велико-Михайловке и Чернянке, в Старом Осколе - Орлике. Вот почему с 9 сентября 1908 года территорию Иоасафо-Порфирьевской богадельни и бывшего Николаевского монастыря занимает женское епархиальное училище [1, Р-1528. Оп.2. Д.282. 4л., 55л.]. Просуществовав более двадцати лет, Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания все это время оказывала помощь заштатным пожилым церковно- и священнослужителям и их семьям из всей Курской епархии.

Библиография

1. Государственный архив Белгородской области (ГАБО).

2. Журнал № 6-й Курскаго Епархиальнаго съезда духовенства 1885 года января 17 дня // Курские епархиальные ведомости. - 1885. - Отд. оф. - № 11. - С. 539-544.

3. Журнал Курскаго епархиальнаго съезда депутатов, № 2-й, Октября 14-го дня 1883 года. Ст. 3-я: суждение относительно устройства богадельни // Курские епархиальные ведомости. - 1884. - Отд. оф. - № 1. -С. 22-23.

4. Кобец О., протоиерей, Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской епархии. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. - 400 с.

5. Крупенков А. Белгородская старина. - Белгород: Константа, 2011. - 272 с.

6. Крупенков А. Пройдемся по старому Белгороду. - 6-е изд. -Белгород: Константа, 2012. - 740 с.

7. Отчет Курскаго Епархиальнаго Попечительства о бедных духовнаго звания о сумме на содержание Иоасафо Порфириевской богадельни в городе Белгороде за 1888 год // Курские епархиальные ведомости. - 1890. -Отд. оф. - № 2. - С. 16-19.

8. Отчет Курскаго Епархиальнаго Попечительства о бедных духовнаго звания о сумме на содержание Иоасафо-Порфириевской богадельни в городе // Курские епархиальные ведомости. - 1892. - Отд.оф. -№ 9. - С. 171-176; - № 10. - С. 207-211; - 1893. - № 1. - С. 16-19, - № 2. -С. 28-33, - № 3. - С. 47-52; - 1894. - № 6. - С. 94-98, - № 14. - С. 238-241; -1895. - № 8. - С. 102-108; - 1897. - № 24. - С. 306-311; - 1898. - Приложение. - С. 1-4; - 1899. - № 38. - С. 595-601; - 1902. - № 4. - С. 81-87, - № 43. -С. 533-539; - 1904. - № 14. - С. 259-263.

9. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Михаила, Епископа Курскаго и Белоградскаго, Курскому Епархиальному попечительству о бедных духовнаго звания: о назначении Игумении Белоградскаго женскаго монастыря Людмилы попечительницею Иоасафо-Порфиревской богадельни // Курские епархиальные ведомости. - 1885. - Отд. оф. - № 12. - С. 584-585.

10. Распоряжение Курскаго Епархиальнаго Попечительства по делу об учреждении в г. Белгороде богадельни для безприютных лиц духовнаго звания // Курские епархиальные ведомости. - 1884. - Отд. оф. - № 4. - С. 171174.

11. Солодовников В., священник. Сведения о положении Иоасафо-Порфириевской богадельни в г. Белгороде // Курские епархиальные ведомости. - 1907. - № 1. - С. 6-12.

УДК 233.5

Иерей Николай Николаевич Михальцов магистр богословия, старший преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г. Белгород mnn-st@mail.ru

Роль православного персонализма в решении актуальных вопросов антропологии

Аннотация: В данной статье рассматриваются различные персоналистические концепции православных и инославных авторов, излагается святоотеческая основа этих концепций. Православный персонализм представляется как методологическая основа в решении вопросов современной антропологии.

Ключевые слова: православный персонализм; личность; антропология; святые отцы; ипостась; сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.