Научная статья на тему 'Освещение социального служения православного духовенства по материалам "Курских епархиальных ведомостей" за 1871 год: миссионерский аспект'

Освещение социального служения православного духовенства по материалам "Курских епархиальных ведомостей" за 1871 год: миссионерский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КУРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ" / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЗРЕНИЕ / CHARITY / ДИАКОНИЯ / DIAKONIA / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ СИРОТ И ВДОВ / A DIOCESAN SHELTER FOR ORPHANS AND WIDOWS / KURSK DIOCESAN BULLETIN / CARE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Залога Иоанн Валерьевич

В данной статье проводится анализ 24 номеров первого года издания «Курских епархиальных ведомостей». Предметом такого иссле-дованияявляется определение содержания основных форм социального служения Русской Православной Церкви на территории современной Белгородской митрополии во второй половине XIX века. Рассматриваемый исторический материал позволяет выделить два направления церковной благотворительности и социальной диаконии. Первое, когда Церковь сама выступает в роли попечителя о неимущих и находящихся в трудной жизненной ситуации. Другое когда духовенство призывает к добродетели милосердия и сострадания потенциальных спонсоров. Оба эти направления, так или иначе, являются миссией свидетельства о деятельной и живой православной вере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Залога Иоанн Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publicizing of social service of orthodox clergy according to the materials of the "Kursk diocesan bulletin" for 1871: missionary aspect

In the article the analysis of 24 issues of the first publication of «Kursk diocesan bulletin» is given. The subject of such a study is definition of the content of major forms of social Ministry of the Russian Orthodox Church on the territory of the modern Belgorod Metropolia in the second half of the XIX century. The historical material in the article allows to distinguish two directions of Church charity and social diakonia. First, when the Church itself plays a role of a guardian of poorpeople and those who are in difficult life situation. Another is when clergy calls to potential sponsors for virtues of mercy and compassion. Both these directions, anyway, are the mission of evidence of active and living Orthodox faith.

Текст научной работы на тему «Освещение социального служения православного духовенства по материалам "Курских епархиальных ведомостей" за 1871 год: миссионерский аспект»

Света, нимб символически изображается не только круглым, но и в виде квадрата, мог представлять сочетание нескольких квадратов и цветов.

В заключение отметим, что исследование данной проблемы - это достаточно большой пласт информации, можно, например, сравнивать символику нимба в восточной и западной христианских традициях, можно говорить о символике нимба в других религиозных системах, кроме предложенных выше, в связи с этим изучении символики нимба - это открытая тема для исследований в разных ее аспектах.

Библиография

1. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. Православное издательство «Родник». - М., 1999. -529 с.

2. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Просвещение. - М., 1971.- 542 с.

3. Кутковой В. О нимбах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/252.html

4. Тураев Б.А. История древнего Востока. Государственное социально-экономическое издательство. Т. 1. - Л., 1935. -662 с.

УДК 27-4(059)

Иерей Иоанн Валерьевич Залога, магистрант исторического факультета «БелГУ», преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород ioanis@yandex.ru

Освещение социального служения православного духовенства по материалам «Курских епархиальных ведомостей» за 1871 год:

миссионерский аспект

Аннотация. В данной статье проводится анализ 24 номеров первого года издания «Курских епархиальных ведомостей». Предметом такого иссле-дованияявляется определение содержания основных форм социального служения Русской Православной Церкви на территории современной Белгородской митрополии во второй половине XIX века. Рассматриваемый исторический материал позволяет выделить два направления церковной благотворительности и социальной диаконии. Первое, когда Церковь сама выступает в роли попечителя о неимущих и находящихся в трудной жизненной ситуации. Другое - ко-

гда духовенство призывает к добродетели милосердия и сострадания потенциальных спонсоров. Оба эти направления, так или иначе, являются миссией свидетельства о деятельной и живой православной вере.

Ключевые слова: «Курские епархиальные ведомости»; призрение; диакония; социальная деятельность; благотворительность; епархиальный приют для сирот и вдов.

Priest Ioann V. Zaloga, undergraduate of department of history of Belgorod State University lecturer of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation),

Russia, Belgorod ioanis@yandex.ru

Publicizing of social service of orthodox clergy according to the materials of the «Kursk diocesan bulletin» for 1871:

missionary aspect

Abstract. In the article the analysis of 24 issues of the first publication of «Kursk diocesan bulletin» is given. The subject of such a study is definition of the content of major forms of social Ministry of the Russian Orthodox Church on the territory of the modern Belgorod Metropolia in the second half of the XIX century. The historical material in the article allows to distinguish two directions of Church charity and social diakonia. First, when the Church itself plays a role of a guardian of poorpeople and those who are in difficult life situation. Another is when clergy calls to potential sponsors for virtues of mercy and compassion. Both these directions, anyway, are the mission of evidence of active and living Orthodox faith.

Key words: Kursk diocesan bulletin; care; diakonia; social activity; charity; a diocesan shelter for orphans and widows.

В современном обществе бытует мнение, что Русская Православная Церковь - это не только социальный институт, но и благотворительная организация. И это справедливо, ведь «вера без дел - мертвая вера», как говорит апостол Иаков в своем Соборном Послании (Иак. 2:26). Однако, когда речь идет об истории деятельности Русской Православной Церкви в области социального служения, нужно знать, что она развивалась в двух направлениях. Первое, когда Церковь сама выступала жертвователем и благодетелем. В этом направлении, например, совершаются бесплатные требы (богослужения) для просящих, финансируются духовные учебные заведения, открываются богадельни и другое. Другое направление, когда Церковь примером веры через слово проповеди вдохновляет общество. Так, в силу исполнения христиан-

ского долга представители государства и частные лица со значительным материальным достатком зачастую являлись спонсорами многих социальных проектов.

Каковы же были особенности или, лучше сказать, характерные черты церковной благотворительности во второй половине XIX века на территории современной Белгородчины? С 1 января 1871 года по указу Святейшего Синода начинают издаваться «Курские епархиальные ведомости». За первый год вышло 24 номера. Это официальное печатное издание. До этого в провинции отсутствовали периодические издания, предназначенные для духовенства. В первом номере среди описания того, что будет размещаться на страницах Епархиальных ведомостей, находим: «Редакция просит высылать ей самые указы об открытии, например: монастырей в Епархии, школ или благотворительных заведений при оных» [5; с.9]. Таким образом, если рассмотреть и проанализировать все номера первого года издания (1871 год), станет понятно, в чем именно состояла социальная и благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в исследуемый период в описываемом регионе. С другой стороны, кроме того, что рассматриваются и анализируются первые номера в истории епархии, 1871 год - это своего рода год-индикатор того, как именно реализовывались реформы 60-х годов на территории епархии: оказали ли влияние на настроение в обществе, привели ли к повышению роли населения в общественной жизни, способствовали ли активизации социальной деятельности православной церкви.

Изучив материалы всех номеров «Курских епархиальных ведомостей» за 1871 год, выделим следующую классификацию статей по формам служения: призыв и реклама благотворительности, помощь бедным и пожилым, попечение о сиротах и вдовах.

Как уже говорилось, одним из направлений деятельности Русской Православной Церкви в области социального служения было вдохновение верующих и призыв к благотворительности. В «Курских епархиальных ведомостях» публикуются примеры таких проповедей. Во многих из них звучат слова призыва помощи тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Вот, например, из «Слова в день святителя Николая Мир-Ликийского»: «Любить ближняго... сострадать страждущему! Помогать нуждающемуся! Как сладко звучат эти слова! Сколько отрады и теплоты проливают они в душу стражду-щаго под бременем нужды и горя! Если зрелище человека твердаго в своих убеждениях и правдиваго в своих действиях возбуждает наше удивление и благоговение; то во сколько более возбуждает благоговения и любви зрелище человека милосердаго и сострадательнаго! Тот поражает нас своим величием и силою, этот неудержимо влечет к себе любовь нашего сердца. Не ясно ли говорит это, братие, что любовь и сострадание страждущим сродны нашей душе, что оне составляют потребность внутреннюю сердца человеческаго? Поможем этой честной нищете, облегчим ея тайныя страдания, не допустим ее до нравтвеннаго падения, до котораго так не редко доводит человека горе и нужда с одной стороны, людское равнодушие и холодность с другой!» [5; с. 410,413].

124

Из этой объемной цитаты чувствуется особый колорит этой проповеди, подобранных слов и выражений. Во многих проповедях действует такой шаблон: после раскрытия истории празднуемого события дается практическая нравственная оценка. Чаще всего это призыв к христианской любви друг к другу.

В другом номере публикуется не менее интересная статья под названием «Благословение Святейшаго Синода». Суть вкратце можно свести к тому, что по ходатайству духовных начальств за сделанные пожертвования в пользу многих храмов, монастырей, часовен, церковных причтов и епархиального попечительства удостоены благодарности и благословения определенные лица различных сословий. Здесь предлагается читателю целый перечень имен и званий: надворный советник, майор, штабс-капитан, помещики, дворяне и другие. Однако для нас особый интерес из этого списка представляют купцы белгород-кий Федор Волчанский и старооскольские Василий Коренев и Михаил Иванов, а также купеческие сыновья: белгородский Петр Чернов и корочанские Иван и Никифор Колегаевы [5; с. 664-665]. Размещение подобной статьи это не просто публичная благодарность от Святейшего Синода, это - наглядный пример того, кто был, и конечно, кто мог бы стать благотворителем. Ведь среди жертвователей есть имена и простых крестьян. В этом контексте интересна другая статья под названием «Прибалтийское православное братство во имя Христа Спасителя», в которой сразу же обозначается причина размещения в печатном издании: «Совет этого Братства просит сделать известным в Курской Епархии об открытии в С.-Петербурге «Прибалтийскаго Православнаго Спасскаго Братства» и об его уставе чрез напечатание в местных епархиальных ведомостях». Это Братство занималось открытием и обустройством помещений для священно- и церковнослужителей; заботилось о посильном поиске средств для помощи нуждающимся православным и бесплатном обеспечением лекарствами средствами бедных больных в Прибалтийском крае [5; с. 859,860]. Публикация этой статьи преследует тоже несколько целей. Во-первых, это новостная информация о жизни и деятельности в Санкт-Петербурге. Во-вторых, это реклама для поиска жертвователей. В-третьих, это пример того, что подобное братство может быть создано в любой епархии, в том числе и на территории современной Белгородской области.

Однако в «Курских епархиальных ведомостях» можно периодически встретить и такое заглавие: «Список священно-церковнослужителей и вдов их по Курской Епархии, которым по определению Св. Синода 8/18 января 1871 года, назначено единовременное пособие» [5; с.274-276]. Общая сумма выплат составила 3400 рублей. В списке даны только фамилия и имя, статус. Поэтому трудно определить географию такой помощи. Здесь, три священника, 14 диаконов, 33 причетника, 18 вдов священников, 12 вдов причетников. Заметим, что ходатайство Святейшему Синоду о выдачи таких пособий направляет епархия.

Почему священнослужители в этом списке? Ответ найдем в такой статье «Голос прихожан и мысли приходскаго священника, по поводу высочайше утвержденнаго, 16 апреля 1869 года, постановления, касательно пересмотра

125

состава приходов и причтов православного духовенства». Цитата: «Прихожане привыкли смотреть на членов причта, как на личности, в некотором отношении, от них зависимыя, духовенство же, не обезпеченное, как следует, материальными средствами, и, не имея потому способов, чтобы дети безпрепят-ственно довершали умственное образование свое и, помимо священноцер-ковно-служительских должностей, определялись на другия, дорожило всяким местом, открывшимся, или могущим как либо открыться, в церковном причте, чрез что теряло нравственное значение свое» [5; с. 524].

Весьма печально положение некоторого духовенства. Однако где брать средства для оказания помощи? Во втором номере первого года издания в разделе «Официальные известия» размещено объявление: «По указу Его Им-ператорскаго Величества, Курской Духовной Консистории слушали рапорт благочиннаго курских градских и уездных церквей протоиерея Николая Булгакова, от 3 декабря 1869 года за № 133, в котором он изъясняет, что указом консистории от 31 марта 1869 года за № 2647 поручено ему составить проект эмеритальной кассы духовенства курской епархии. Эмеритальная касса духовенства курской епархии учреждается для выдачи пенсий вдовам и сиротам духовных лиц, участвовавших в составлении ея своими взносами, а равно и самим священно-церковно-служителям, оставляющим службу, по исполнении числа платных лет, определеннаго уставом (из Устава)» [5; с. 61,64]. То есть эмеритальная касса - это своего рода страховой фонд, который формируется из регулярных взносов духовенства. Задача такого фонда: оказание материальной помощи пожилым священно- и церковнослужителям, а также вдовам и сиротам духовенства епархии. Однако такие выплаты осуществляются при одном важном условии, что когда-то их семьи участвовали в формировании эмеритальной кассы.

Интересно, что в этом же номере публикуется начало весьма объемной статьи вокруг возникших вопросов об эмеритальной кассе: «Желалось ответить на те боязливые вопросы, которые сыплются по поводу этаго проекта отовсюду, и, оставаясь без решения, колеблют мнения нашего духовенства то так, то иначе, наклоняя его нередко ко вреду самаго дела. Вопросы эти в общих чертах такие: что такое эмеритальная касса, - спрашивают одни? Какая цель учреждать эмеритальную кассу, ведь платим же мы на составление пенсионов заслуженному духовенству, к чему же еще сборы говорят другие? «так сборам пожалуй и конца не будет» - подхватывают третьи» [5; с. 99-114, 155-166, 197207]. Официальное мнение продолжено на страницах следующих двух номеров.

В девятом номере «Курских епархиальных ведомостей» публикуется своего рода отчет о работе эмеритальной кассы: «Епархиальное попечительство, без увеличения средств своих, очевидно, не в силах расширять пособий несчастному духовенству в больших размерах и требованиях. Оно свободно может располагать теперешними своими средствами только впоследствии, когда духовенство приведется в новый штатный состав церковных причтов и со-

кратится по естественному порядку вещей. Почтеннейшим оо. Уполномоченным на предстоящем съезде выпадает возможность обстоятельно рассмотреть и обсудить, совместно с вопросом о кассе, бедственное положение близких каждому сиротствующих семейств, безотлагательная помощь которым есть вопиющая потребность. Можно думать, что духовенство, по чувству сострадания и человеколюбия, единодушно примет искреннее и деятельное участие в своих собратиях и принесет от усердия жертву действительной нищете и горькому сиротству» [5; с.479]. Отсюда очевидный вывод, что к середине 1871 года на повестке дня самый актуальный вопрос - помощь сиротам из семей духовенства. Ранее в номерах уже публиковалась статья за авторством самого благочинного приюта девиц и вдов духовного звания протоиерея В. Ершова о состоянии дел в этой области к описываемому периоду: «Курский Духовный Приют, открытый 9 октября 1866 года с Высочайшаго соизволения, по Указу Св. Синода от 7 декабря 1865 года, состоит под главным управлением Его Преосвященства, в общем заведывании местнаго попечительства. <...> Всех пользовавшихся приютским содержанием. 48 воспитанниц <.> Все они ду-ховнаго звания и преимущественно круглыя сироты» [5; с. 179-185]. В самом номере, где обозначен вопрос о материальной помощи сиротам, размещается продолжение истории существования приюта и о реальном состоянии дел. Так, епископ Сергий (Ляпидевский) собрал необходимые сведения о количестве сирот духовного сословия в своей епархии и решил открыть в городе Курске приют. Усилиями кафедрального протоиерея Иоанна Истомина было приобретено необходимое здание. Уже в отчете за 1870 год содержится такая информация: «На содержание полнаго состава призреваемых в приюте девиц и вдов полагалось 2500 рублей. Сумму сию предполагалось ежегодно извлекать, без всякаго пособия от казны, из местных епархиальных источников, как то: а) из процентов с капитала приюта; б) сборов по местам попечительским; в) доброхотных приношений от духовенства; и г) пожертвований от благотворителей» [5; с.303-313]. Конечно, приют Курский, но его подопечные собраны со всей епархии. Спонсоры, зачастую, в силу христианской скромности оказывали помощь анонимно, чтобы «левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6: 3). Поэтому с большой вероятностью можно предположить, что среди благотворителей были жители современной территории Белгородской области.

Таким образом, рассмотрев материалы 24 номеров первого года издания «Курских епархиальных ведомостей» (1871 г.), мы становимся свидетелями того, что социальное служение и благотворительность духовенства развивалось в двух направлениях. В первом - живой голос проповеди с призывом помощи всем нуждающимся и находящимся в трудной жизненной ситуации по долгу христианской совести и нравственности. Здесь же, как реальное и практическое воплощение, наравне с частной благотворительностью, учреждение церковно-приходских попечительств. Другое направление - оказание помощи со стороны самого православного духовенства Курской епархии. Она направлена «вовнутрь», то есть только на сословие духовенства. Священники помо-

гают приюту для сирот и вдов священно- и церковнослужителей, создают эмеритальную кассу с регулярными взносами как фонд материальной помощи пожилым и малоимущим священникам. В этом тоже, помимо свидетельства о благотворении, прослеживается назидательный пример, как и чем можно послужить ближнему своему. Не случайно на обратной стороне наперсного креста священника слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12).

Библиография

1. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. - М.: ПСТГУ, 2007. - 684 с.

2. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке. - М., 2011. - 356 с.

3. Кобец О., протоиер. Крупенков А.Н., Крупенков Н.Ф. История Белгородской епархии. - Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. - 400 с.

4. Крупенков А. Белгородская старина. - Белгород, 2011. -270 с.

5. Курския епархиальныя ведомости. 1871. - 1318 с.

6. Миссиология: учебное пособие. - Белгород: Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью), 2009. - 460 с.

УДК 009-093

Химич Маргарита Дмитриевна, кандидат педагогических наук, преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью)

Россия, г.Белгород khimich- 1963@mail. т

Тугин Дмитрий Геннадьевич, выпускник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), магистрант Московской Духовной академии

forest277@mail.ru Россия, г. Сергиев Посад

Предпосылки к революции 1917 г.: проблемы Церкви и общества в Российской империи накануне переворота. Начало гонений

Аннотация. В данной статье представлен краткий обзор социально-политической ситуации в Российской империи и положение Русской Православной Церкви. Анализируются некоторые из проблем Церкви и общества,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.