БЕЛАРУСЬ - УКРАИНА:
НА СТАРТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА?
Геннадий Максак Резюме
В отношениях Украины и Беларуси 2009 год явился, без преувеличения, прорывным в политической плоскости. Достигнута принципиальная договоренность о разрешении хронической проблемы ратификации белорусской стороной Договора о государственной украинско-белорусской границе и увязанного с ним вопроса о размере и статусе украинского долга. Белорусско-украинский диалог проходил на фоне начавшейся в конце 2008 г. политики либерализации в отношениях ЕС и Беларуси, с одной стороны, и натянутых отношений между Минском и Москвой, с другой. На высшем уровне достигнуто взаимопонимание в направлении решения некоторых вопросов и сформировано видение на развитие стратегических направлений диалога. В двустороннем сотрудничестве упор традиционно ставился на усиление торговой кооперации, что оказалось удачным решением в условиях продолжающегося ухудшения экономической ситуации в регионе. В 2009 г. на фоне общего сближения позиций Украины и Беларуси в направлении европейского вектора развития наблюдалась позитивная динамика и на уровнях общественного, экспертного и приграничного сотрудничества.
Тенденции:
• резкая активизация коммуникации на высшем уровне, уровне правительств и внешнеполитических ведомств позволила существенно расширить нормативно-правовую базу двустороннего сотрудничества;
• произошло снижение белорусско-украинского товарооборота как следствие кризисных явлений в экономике;
• динамика политических контактов и содержание повестки дня белорусско-украинских встреч традиционно определялись отношениями Минска и Москвы, а также президентской избирательной кампанией в Украине;
• инициатива ЕС «Восточное партнёрство» стимулировала сотрудничество Беларуси и Украины в планировании стратегических направлений регионального развития в сфере транспорта и энергетики.
Политическая оттепель в отношениях Минска и Киева
Как и прогнозировалось в 2008 г., позитивные тенденции в отношениях Европейского Союза и Беларуси сказались на
смене позиции официального Киева в построении политического диалога с Минском.
Результаты парламентских выборов в Беларуси в сентябре 2008 г., исходя из ранее принятых обязательств, хотя и не позволили европейским институтам зафиксировать значительные позитивные сдвиги во внутриполитической ситуации, в то же время не стали предпосылкой для нового витка напряжённости. Готовность белорусского руководства вести работу над ошибками и неэффективность политики изоляционизма привели к проявлению доброй воли со стороны Европы, заключающейся во временном приостановлении санкций в отношении белорусских госчиновников и предприятий.
Этот сигнал воспринят в Киеве как «зелёный свет» для реализации посреднической роли в сближении позиций ЕС и Беларуси. Уже в октябре 2008 г. в Минске прошли консультации на уровне МИД Украины и Беларуси, где обсуждались возможные совместные действия в отношениях с ЕС. Подготовительная работа внешнеполитических ведомств, проделанная в начале 2009 г., позволила восстановить канал прямой коммуникации на высшем уровне.
В рамках двусторонней встречи 20 января 2009 г. президенты Украины и Беларуси подписали несколько знаковых документов, создавших дополнительные нормативные предпосылки для интенсификации двустороннего диалога в политической и экономической сфере:
• меморандум о сотрудничестве в энергетической сфере;
• консульская конвенция между Республикой Беларусь и Украиной;
• меморандум между правительствами и национальными банками Беларуси и Украины о выработке системы мер по интенсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях мирового финансово-экономического кризиса;
• межправительственное соглашение об упрощенном порядке проезда участка автодороги Славутич — Чернобыльская АЭС, который проходит по территории Беларуси, работниками, транспортными средствами и грузами ЧАЭС и предприятий, осуществляющими деятельность в зоне отчуждения, а также иностранными спе-
циалистами, привлечёнными к реализации международных проектов, касающихся закрытия ЧАЭС, и протокол к этому соглашению.
Во время этой встречи А. Лукашенко публично задекларировал роль Киева как посредника в отношениях ЕС и Беларуси, а также ориентацию на развитие совместных энергетических проектов. Таким образом, сформирована основа, необходимая каждой из сторон для решения своих внешнеполитических задач. Для Киева принципиально важно в разгар энергетического конфликта с Россией показать наличие союзников в вопросе диверсификации путей поставок энергоносителей. Для Минска это явилось поводом продемонстрировать Москве возможный спектр политических колебаний в контексте энергетических отношений и в то же время показать стремление развивать сотрудничество в европейском направлении.
Европейская платформа также легла в основу повестки дня рабочей встречи президентов А. Лукашенко и В. Ющенко, прошедшей 6 мая 2009 г. в Гомеле. Помимо обсуждения перспективных проектов сотрудничества и решения актуальных проблем, речь на встрече также шла о возможной поддержке Украины в установлении тесных контактов между Минском и Брюсселем, в частности в формате полноправного участия Беларуси в «Восточном партнёрстве». Символично, что встреча состоялась накануне саммита «Восточного партнёрства» в Праге, намеченного на 7 мая 2009 г.
Ещё одним подтверждением зарождения нового формата украинско-белорусских отношений явилась встреча президентов двух стран 9 октября в Кишинёве в рамках саммита глав государств — участников СНГ. Попытка выработки солидарной позиции Беларуси и Украины в отношении России сигнализировала о готовности белорусской стороны пойти дальше в углублении контактов с Украиной по ряду важных направлений. В этом контексте наиболее содержательным явился официальный визит А. Лукашенко в Украину 4 — 6 ноября, в ходе которого подписаны:
• соглашение между Кабинетом министров Украины и Правительством Беларуси о выездной ярмарочной торговле в приграничных регионах Украины и Республики Беларусь товарами национальных производителей;
• меморандум между МИД Украины и МИД РБ о взаимодействии в реализации взаимовыгодных проектов в рамках инициативы Европейского Союза «Восточное партнёрство»;
• протокол об обмене ратификационными грамотами Консульской конвенции между Украиной и Республикой Беларусь.
Во время пребывания президента Беларуси в Украине достигнута договоренность о ратификации договора о правовом оформлении украинско-белорусской государственной границы и решении вопроса с долговыми обязательствами Украины путём установления льготных цен на украинскую электроэнергию, поставляемую в Беларусь.
На правительственном уровне диалог строился как на уровне встреч глав правительств, так и в формате заседаний Межведомственной украинско-белорусской смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Хотя с начала 2009 г. и имелись предварительные договоренности, визит премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Беларусь так и не состоялся. В то же время 12 июня прошёл рабочий визит премьер-министра Беларуси Сергея Сидорс-кого в Украину. Во время пребывания правительственной делегации в Киеве достигнуты договоренности о возобновлении экспорта украинской электроэнергии в Беларусь.
Наконец, в 2009 г. активизировался диалог на парламентском уровне. В марте в Киеве проведено очередное заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству Национального собрания Республики Беларусь и Верховной Рады Украины. 30 июня состоялся официальный визит главы украинского парламента В. Литвина в Республику Беларусь, во время которого проходили встречи с президентом Беларуси А. Лукашенко и главой Совета Национального собрания Республики Беларусь Б. Батурой.
Насыщенный график визитов и встреч на разных уровнях частично также обусловливался тем фактором, что президент Украины В. Ющенко, премьер-министр Ю. Тимошенко и спикер Верховной Рады Украины В. Литвин являлись кандидатами на пост президента Украины в избирательной кампании 2009-2010 гг.
Повышение эффективности сотрудничества можно отметить и на уровне внешнеполитических ведомств Беларуси и
Украины, чему способствовало несколько факторов. Во-пер-въх, 9 октября, после долгого политического противостояния и отсутствия главы украинского внешнеполитического, Пётр Порошенко назначен министром иностранных дел Украины. Во-вторых, ещё в начале года одним из приоритетов украинской внешней политики обозначено урегулирование вопроса границы с Беларусью. В-третьих, новая внешняя политика ЕС «Восточное партнёрство» требовала проведения системных и углубленных консультаций на уровне внешнеполитических ведомств.
В октябре состоялся рабочий визит в Беларусь министра иностранных дел Украины П. Порошенко. А 22 ноября в Киеве прошла трёхсторонняя встреча глав внешнеполитических ведомств Украины П. Порошенко, Беларуси С. Мартынова и Литвы В. Ушацкаса. В ходе встречи рассматривались перспективы реализации трёхсторонних проектов в рамках «Восточного партнёрства». В частности, обсуждалась возможность использования транзитного потенциала Беларуси для поставок украинской электроэнергии в Литву, а также вопросы взаимодействии в рамках проекта поезда комбинированных перевозок «Викинг», развития транспортной инфраструктуры, в том числе строительства автомагистрали Минск — Киев.
В контексте «Восточного партнёрства» необходимо отметить и решение советов национальной безопасности Украины, Белоруссии и Польши о создании Киевской инициативы, которая предусматривает углубление сотрудничества стран в рамках этой программы ЕС.
В целом, вне зависимости от реальных мотивов основных субъектов построения двусторонних отношений результатом нового формата политического сотрудничества явилось значительное дополнение существующей нормативно-правовой базы. По состоянию на конец декабря 2009 г. между Украиной и Беларусью заключено более 180 двусторонних правовых актов, в том числе: 9 — межгосударственных, 1 — межпарламентский, 82 — межправительственных, остальные — межведомственные. Более половины нормативных документов регламентируют отношения в торгово-экономической сфере, что может свидетельствовать о важности данного направления в развитии двусторонних отношений.
Экономическое белорусско-украинское сотрудничество
Украина является одним из ведущих торговых партнёров Республики Беларусь. В 2009 г. по объёму товарооборота с Беларусью Украина занимала второе место среди стран СНГ и четвёртое — в общем объёме внешней торговли. В свою очередь, среди торговых партнёров Украины Беларусь занимала 7-е место. Товарооборот между двумя странами составил USD 2.98 млрд. При этом на объём белорусского экспорта в Украину приходится USD 1.69 млрд, импорта — USD 1.29 млрд при положительном сальдо — около USD 400 млн.
Динамика внешней торговли Беларуси и Украины, USD млн
Годы Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо
2007 3004.1 1469.8 1534.3 -64.5
2008 4893.0 2777.9 2115.1 662.8
2009 2982.5 1693.1 1289.4 403.7
Источник: данные посольства Республики Беларусь в Украине.
Основу белорусского экспорта традиционно составляли продукция машиностроения, сельскохозяйственная техника, нефтепродукты, продукция пищевой и химической промышленности. Основные импортные товары, ввезённые из Украины, — металлопродукция, электроэнергия, фармацевтические препараты, подсолнечное масло, кондитерские изделия, строительные материалы.
В 2009 г. традиционно низким оставался уровень взаимной инвестиционной активности. Объём украинских инвестиций в белорусскую экономику составил около USD 2 млн за год. Беларусь сохранила ориентацию на создание товаропроводящих сетей в Украине. На конец 2009 г. таких сетей, осуществляющих дилерские и дистрибьюторские функции, насчитывалось более 150.
Среди украинских крупных предприятий в Беларуси представлены интересы «Нефтегаз Украины», завода «Ленинская кузница», Полтавского турбомеханичекого завода, корпорации «Интерпайп», Донецкого металлургического завода. В 2009 г. зарегистрированы совместные белорусско-украинские
предприятия: ТОО «Белресурсы Украина» (Киев), СП «Вол-лун» (Волынская область), ООО «Белорусско-Украинская компания» (Житомирская область), ООО «Белпродобеспечение» (г. Житомир).
Значительное влияние на результаты двустороннего товарооборота оказывали решения Межправительственной белорусско-украинской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. В 2009 г. состоялось два заседания комиссии (16-е заседание проходило в мае в Киеве, 17-е — в октябре в Минске), на которых обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества, в том числе и в контексте наработки совместных проектов в рамках «Восточного партнёрства», в частности относительно развития 9-го транспортного коридора и диверсификации энергетических проектов.
В июне 2009 г. возобновлены поставки украинской электроэнергии в Беларусь на уровне 700 млн кВт ■ ч, в то время как на 2010 г. обсуждалась возможность увеличения поставок до 5 млрд кВт ■ ч. Эта возможность подтверждена в ноябре на высшем уровне договоренностями о льготной цене для белорусской стороны в качестве компенсации украинского долга.
В то же время в 2009 г. не достигнуто понимания в вопросе возможности транзита украинской электроэнергии через территорию Беларуси в страны Балтии. Наряду с определёнными техническими сложностями, это также обусловлено желанием белоруской стороны перепродавать украинскую электроэнергию, а не выступать лишь территорией её транзита.
Развитие белорусско-украинского диалога вне официальной повестки
Развитие украинско-белорусских отношений на уровне организаций гражданского общества, экспертных институтов и приграничных сообществ в 2009 г. происходило на основе как уже устоявшихся традиционных подходов, так и новых, сложившихся под влиянием изменений в политической обстановке как в самих Украине и Беларуси, так и в регионе Центрально-Восточной Европы.
Территория Украины по-прежнему оставалась благоприятным местом для проведения мероприятий для сообществ
Беларуси в рамках международных организаций. Хотя в 2009 г. наблюдалось снижение динамики таких встреч в связи с либерализацией внутриполитической ситуации в Беларуси, в рамках реализации проектов Европейской комиссии, ПАКТ (США), Восточноевропейского демократического центра (Польша) в Украине проходили тренинги и семинары для белорусских правозащитников, журналистов и представителей белорусских демократических сил.
В 2009 г. в сравнении с предыдущими периодами значительно интенсифицировалось научно-экспертное сотрудничество между Украиной и Беларусью. Катализаторами этого процесса стали потепления в отношениях между Минском и Брюсселем, а также включение Украины и Беларуси в политику «Восточного партнёрства».
Взаимодействие на общественном и экспертном уровне между Украиной и Беларусью развивалось по двум линиям. Во-первых, украинские и белорусские НГО сконцентрировались на продуцировании конкретных предложений по наполнению содержанием Форума гражданского общества как механизма коммуникации между институтами гражданского общества и органами власти. Во-вторых, представители экспертного сообщества Украины и Беларуси включились в проектирование секторального сотрудничества по определённым платформам и инициативам «Восточного партнёрства». Так, 29 октября 2009 г. в Минске при поддержке международных организаций прошло первое заседание «Энергетического клуба» с участием экспертов из Беларуси, Украины и России. Тематика обсуждения посвящалась вопросам регионального сотрудничества в области энергетической безопасности.
На уровне трансграничного сотрудничества в 2009 г. также происходило движение, которое определялось общим оживлением украинско-белорусского диалога на межгосударственном уровне. Однако необходимо отметить, что развитие этого сегмента сотрудничества связано преимущественно с активностью органов власти, а не с состоянием контактов между гражданами. В 2009 г. проведено несколько мероприятий на уровне неправительственных организаций, региональных органов власти и местного самоуправления, а также плановые мероприятия в рамках еврорегионов «Буг» и «Днепр».
В то же время ряд проблем нормативного и институционального характера не позволил достичь значительных результатов на уровне приграничного сотрудничества в 2009 г. Во-первых, до конца года так и не состоялось первое совместное заседание подкомиссии по вопросам трансграничного сотрудничества. Во-вторых, в Беларуси отсутствует закон о трансграничном сотрудничестве, в котором чётко определялись бы полномочия органов местного самоуправления в сфере межрегионального приграничного сотрудничества с областями соседних государств и закреплялись соответствующие легальные рамки существования еврорегионов.
В 2009 г. наблюдалась позитивная динамика сотрудничества в культурной сфере. С 3 по 18 мая в Киеве проходил фестиваль современной нецензурированной белорусской культуры «Белорусская весна 2009». Это был третий сезон фестиваля в Украине. Среди мероприятий «Белорусской весны 2009» в Киеве и других областных центрах Украины представлены музыкальные концерты, поэтические слэмы, литературные вечера, демонстрация кинофильмов и фотовыставка. Инициатором фестиваля выступила «Инициатива Солидарность», сообщество украинских белорусов.
В августе в Украине также прошел 3-й международный рок-фестиваль «Право быть свободным / Be Free». Организаторы фестиваля — Белорусская музыкальная альтернатива, инициатива «Студформат», Европейское радио Беларуси — основной целью определили развитие культурных белорусско-украинских контактов.
Толчком к развитию культурно-образовательного диалога Украины и Беларуси может стать решение о создании кафедры белорусского языка в одном из украинских высших учебных заведений, принятое на уровне президентов двух стран во время официального визита А. Лукашенко в Украину.
Заключение
2009 год — переходный период в украинско-белорусских отношениях. Трансформации политического диалога отчётливо свидетельствуют о стремлении белорусской и украинской сторон отойти от доминантной ориентации на внешние факторы при определении формата двустороннего сотрудниче-
ства. В то же время полностью отказаться от учёта внешнего влияния ни Киев, ни Минск пока не могут.
Необходимо отметить, что впервые в 2009 г. сторонам удалось преломить тенденцию, берущую начало в 2005 г. и заключающуюся в постоянном откладывании встреч на высшем уровне. Принятие ряда компромиссных решений и договоренностей во время четырёх встреч президентов Беларуси и Украины свидетельствует в пользу перспектив развития стратегических направлений сотрудничества.
Кардинальное снижение базовых параметров экономик Беларуси и Украины не позволило достигнуть показателей 2008 г. в товарообороте. Однако принятие дополнительных мер по активизации экономического сотрудничества в условиях кризиса позволило сохранить кооперацию на уровне 2007 г. В 2008 г. истёк срок действия Межгосударственной программы долгосрочного экономического сотрудничества между Украиной и Беларусью на 1999-2008 гг. и договора «Об экономическом сотрудничестве на 1999-2008 гг.». Новые документы так и не были разработаны в 2009 г.
Программа ЕС «Восточное партнёрство» явилась дополнительным стимулом к более интенсивному взаимодействию по разработке подходов к реализации совместных проектов в сфере энергетики и транспорта. При этом белорусско-украинское сотрудничество развивалось как на государственном, так и общественно-экспертном уровнях.
При подготовке материала использовались материалы1 информационных агентств Беларуси и Украины, данные официальных порталов МИД РБ, МИД Украины, дипломатических представительств.