БЕЛОРУССКО-УКРАИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1991-2017 гг.
Д.В. Юрчак
Витебский государственный университет П.М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь
Аннотация. В статье рассматривается формирование и развитие двухсторонних межгосударственных отношений между Республикой Беларусь и Украиной в постсоветский период. Автор на основе имеющихся источников и публикаций по теме показывает, что переход к новому формату отношений между республиками начался после подписания первого базового двустороннего Договора о сотрудничестве между БССР и УССР в декабре 1990 г. и установления дипломатических отношений 24 декабря 1991 г. Затем страны сумели наладить прямой политический диалог и создать развитую договорную базу сотрудничества, которая по количеству подписанных документов и охвату различных сфер двусторонних отношений уступает только сотрудничеству Беларуси с Россией. В статье показана динамика политических контактов с учётом особенности взаимодействия на различных этапах развития сотрудничества, обращено внимание на несовпадение внешнеполитических приоритетов двух стран, что и обусловило специфику развития двусторонних отношений, в которых особый акцент делался на развитие экономического сотрудничества. Уделено внимание специфики развития белорусско-украинских отношений после украинского кризиса (2013 - 2014 гг.) и начала сооруженного конфликта на востоке Украины. Особый акцент сделан на то, что именно Минск стал основной переговорной площадкой по урегулированию конфликта на Донбассе, которая устроила все заинтересованные стороны и до настоящего времени не имеет альтернативы. Автор в контексте развития политического диалога рассматривает общую динамику взаимной торговли двух стран, уделяет внимание перспективам сотрудничества в рамках инициативы Европейского Союза «Восточ-
ное партнёрство» с учётом отношения к этому проекту со стороны руководства Беларуси и России.
Ключевые слова: Беларусь, Украина, двусторонние отношения, политические контакты, постсоветское пространство.
Дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве привели к появлению на политической карте Евразии новых государств. Среди них были и две славянские республики бывшего СССР - Беларусь и Украина. Им пришлось выстраивать двусторонние отношения в новом формате с учётом имевшегося опыта сотрудничества на уровне советских республик и имеющихся геополитических ориентиров правящих элит.
Актуальность темы развития белорусско-украинских отношений после распада СССР обуславливается тем, что с обретением независимости Беларусь и Украина столкнулись с практически одинаковыми проблемами, а также обладали схожими стартовыми позициями и были крайне заинтересованы в развитии тесного и взаимовыгодного сотрудничества. В государственно-политической сфере к этому подталкивали общее прошлое, тысяча километров совместной границы и геополитическое положение двух стран, выступающих своеобразным связующим мостом как между Россией и расширяющим свои границы Европейским Союзом, так и между государствами бассейнов Черного и Балтийского морей.
При работе над данной проблематикой были изучены различные источники (включая документа Архива МИД Республики Беларусь, договоры, публикации в СМИ) и имеющиеся научные работы. Автором применялись как общенаучные, так и специально-исторические методы. Широко использовался историко-генетический метод, который давал возможность проследить динамику двусторонних отношений. Для сопоставления внешнеполитических стратегий двух стран применялся историко-сравнительный метод. При изучении условий формирования межгосударственных
отношений двух республик использовался ретроспективный метод.
Научная актуальность вопроса развития белорусско-украинских отношений обусловлена и тем фактом, что на сегодняшний день эта тематика является недостаточно разработанной в отечественной и зарубежной историографии. Долгое время среди специалистов предпочтение отдавалось изучению сотрудничества Беларуси и Украины с двумя ведущими центрами силы в Восточноевропейском регионе: Российской Федерацией и Европейским Союзом. В белорусской и украинской историографии не существовало исследований, рассматривающих комплексно основные аспекты двустороннего сотрудничества стран-соседок, включая государственно-политические и экономические связи. Преимущественно изучались торгово-экономические аспекты сотрудничества [Демичев, 2000].
Первой работой, изменившей ситуацию статья А.В. Тихомирова, в которой автор сконцентрировал внимание на основных составляющих политического сотрудничества, включая контакты на уровне глав государств, руководителей правительств, дал характеристику межпарламентских связей и взаимодействия на международной арене [Цiхамiраy, 2007]. К этому вопросу А.В. Тихомиров обращался и впоследствии [Тихомиров, 2010].
В конце 2000-х гг. белорусско-украинскими отношениями заинтересовались и в Украине. В частности, руководитель Полесского фонда международных и региональных исследований Г. Максак также подготовил ряд содержательных статей, касающихся развития сотрудничества двух стран на современном этапе [Максак, 2009, 2010]. В последние годы вопросами политического и экономического сотрудничества двух стран стал заниматься С.П. Макеев. Они касаются политического диалога на разных хронологических отрезках в постсоветский период, развития приграничных отношений, экономического сотрудничества двух стран [Макеев, 2009, 2011, 2012].
Значительной вехой в изучении отношений Беларуси и Украины в постсоветский период в украинской историографии могла стать монография С.М. Вдовенко. Однако вопросам двусторонних белорусско-украинских связей после 1991 г. посвящено только около 100 страниц из 448. При этом государственно-политическое и экономическое взаимодействие рассматривается лишь на трети из них, а основное внимание уделяется вопросам двусторонних встреч, визитам и отдельным вопросам экономических связей [Вдовенко, 2010: 341-372].
Среди зарубежных исследователей и аналитиков прослеживается тенденция к изучению двух стран в контексте их сотрудничества с Европейским Союзом и Россией. Примером этого могут быть работы Р.Волчука ^о1с2ик, 2003] и Дж.Шерра [БЬегг, 2003], которые посвящены внешней политике Украины, так как это государство, по мнению западных исследователей, представляло в постсоветский период наибольший интерес для Европы и России. Также имеются работы западных авторов, посвящённые обеим странам или рассматривающие сотрудничество Европейского Союза с новыми соседями, ранее входившими в состав Советского Союза. К их числу, в частности, относятся публикации К.Гуичерд [ОшсЬегё, 2002], Д.Кацы [К^у, 1998] и Х.Тиммерманна [Тиммерманн, 2007]. Всё это свидетельствует о недостаточном внимании исследователей к данной теме.
Наиболее основательной работой, в которой комплексно проанализированы белорусско-украинские отношения в постсоветский период, стала монография Д.В. Юрча-ка [Юрчак, 2015]. Однако с момента её второго издания также произошли изменения в двустороннем сотрудничестве, что требует дальнейшего изучения данной проблематики.
Результаты и их обсуждение.
Развитие прямых двусторонних контактов Республики Беларусь и Украины началось ещё в период существования СССР. Изначально эти контакты развивались в
межреспубликанском формате. Однако после «парада суверенитетов» и в условиях дезинтеграционных процессов, охвативших Советский Союз в конце 1990 - начале 1991 гг., республики начали переходить к прямым двусторонним контактам, основанным на декларациях о независимости. БССР и УССР подписали базовый договор о сотрудничестве 29 декабря 1990 г. Для Беларуси это было второе подобного рода соглашения (первое с РСФСР). Данный документ вступил в силу после выполнения всех внутригосударственных процедур в конце августа 1991 г. и регулировал отношения республик вплоть до 1997 г. Тем самым, основы двустороннего формата были заложены ещё в тот период, когда СССР формально существовал и многие даже представить не могли, что произойдёт со страной.
Однако началом двусторонних межгосударственных отношений стоит считать не подписание Договора между БССР и УССР. Непосредственно о начале сотрудничества республик в новом формате уместно говорить с декабря 1991 г., когда после декабрьского референдума о независимости Украины, всем стало понятно, что существование СССР в прежнем формате невозможно.
Обращает на себя внимание и тот факт, что свой первый зарубежный визит Президент Украины Л.М. Кравчук совершил в Беларусь 7 декабря 1991 г., где он предполагал провести встречу и с Б.Н. Ельциным. Эти переговоры перенесли в Вискули, в которых на следующий день был реализован разработанный в Москве и поддержанный в Киеве сценарий по созданию Содружества независимых государств, с которым белорусская сторона, несмотря на имевшиеся противоречия в составе делегации, согласилась.
Кроме того, уместно обратить внимание и на то, что подписанное в Беловежской пуще Соглашение об образовании СНГ можно считать документом, утвердившим новый статус в отношениях стан «восточнославянского треугольника», которые de jure признали независимость друг
друга. Но стороны посчитали, что для налаживания двусторонних отношений необходимо заключить отдельное соглашение. 24 декабря 1991 г. руководству Украины было направлено заявление Председателя Верховного Совета Беларуси С.С. Шушкевича, в котором говорилось о признании независимости Украины и о готовности установить с нею дипломатические отношения. В заявлении белорусский спикер небезосновательно обращал внимание на то, что независимость Украины Беларусь признала ещё 29 декабря 1990 г. в ст.1 Договора между БССР и УССР. Это же, по мнению руководства Беларуси, было подтверждено 8 декабря 1991 г. в Вискулях1.
Установление дипломатических отношений между Беларусью и Украиной и ещё одно официальное признание независимости произошло 27 декабря 1991 г. путём обмена нотами. Обе ноты с закреплённого в тексте согласия сторон составили Соглашение об установлении дипломатических отношений. Показательным является тот факт, что именно Украина стала первым государством мира, официально признавшим независимость Республики Беларусь и установившим с нею дипломатические отношения, что легко объясняется заинтересованностью украинских элит на тот момент в скорейшем признании независимости Беларуси.
С самого начала развития межгосударственного сотрудничества стороны столкнулись с проблемой отсутствия развитой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения двух стран в различных сферах. Поэтому возникла необходимость восполнить этот пробел, тем более что работа в данном направлении была предусмотрена ещё в Договоре между БССР и УССР 1990 г. Но активное создание договорно-правовой базы началось только с конца 1992 г., когда состоялся первый после распада СССР визит представительной белорусской делегации в Киев. В ходе визита были заключены первые два десятка меж-
1 Архив Министерства иностранных дел Республики Беларусь. - Фонд 907. - Оп. 2. - Д. 12. - Л.262.
правительственных и межведомственных документов. После этого договорно-правовая база в отношениях двух стран регулярно пополнялась новыми документами двустороннего характера.
Политический белорусско-украинский диалог в постсоветский период развивался циклически и во многом зависел от их внешнеполитических ориентиров правящих элит. Позиция обеих стран в отношении сотрудничества друг с другом формировалась постепенно под воздействием ряда противоречивых факторов. Во-первых, связи Украины и Беларуси определялись их геополитическим положением. Во-вторых, важным фактором, обусловившим позицию обеих стран по двустороннему сотрудничеству, стало стремление сохранить ранее существовавшие тесные экономические отношения.
Однако основным фактором, повлиявшим на позиции Беларуси и Украины в вопросе двусторонних отношений, стала раз-новекторность их стратегических внешнеполитических приоритетов (ориентация Беларуси на интеграционные проекты в рамках постсоветского пространства и прозападный выбор большинства украинских элит), окончательно сформировавшихся в середине 1990-х гг.
Также на развитие политического диалога оказывали влияние и позиции ключевых центров силы в Балто-Черноморском регионе: России, ЕС и США. Но, несмотря на позиции последних, специфика двустороннего сотрудничества определялась всё-таки на месте. Об этом свидетельствует исполнение белорусской стороной Договора о свободной торговле с Украиной 1992 г. в той части, которая не противоречила её национальным интересам и соглашениям, заключённым в рамках Таможенного союза середины 1990-х гг. То же можно сказать и о позиции Украины. Не оглядываясь на выпады США и ЕС в 1997 г. после конституционного референдума в Беларуси официальный Киев пошёл на активизацию двустороннего сотрудничества с Беларусью.
Разнонаправленность внешнеполитических стратегий и интеграционных устрем-
лений обеих стран обуславливали постоянное доминирование экономической составляющей в сотрудничестве. В первые годы независимости (декабрь 1991 - июль 1994 гг.) в белорусско-украинских отношениях наблюдалась низкая активность в вопросе двусторонних контактов на различных уровнях, которая была вызвана тяжёлым экономическим кризисом и сосредоточением внимания на сотрудничестве в рамках СНГ. Вместе с тем, Беларусь и Украина в это время смогли добиться определённых политических результатов: установить дипломатические отношения, обменяться посольствами, заложить договорно-правовой фундамент сотрудничества, начать переговоры по урегулированию вопросов прохождения государственной границы.
После июля 1994 г. начался новый этап в отношениях, который завершился украинским политическим кризисом конца 2004 г., существенно повлиявшим на отношения Беларуси и Украины в различных областях. Данный этап характеризовался заметной активизацией двусторонних политических контактов на различных уровнях и расширением межгосударственных связей. Новый импульс приобрело региональное и военное сотрудничество, расширилась договорно-правовая база, начался процесс правового оформления режима государственной границы, к 1997 г. полностью завершилась её делимитация, налаживались приграничные связи. Всё это, несмотря на имевшие место временные похолодания в отношениях в 1996 и 1999 гг., а также неурегулированность проблемы задолженности украинских субъектов хозяйствования за 1992 г. (задолженность в размере около 200 млн. долларов, которую вначале Киев признал, как «государственный долг», но потом возникли разногласия в методике подсчёта и размерах задолженности) позитивно повлияло на сотрудничество двух стран в других областях.
Именно в этот период в середине 1990-х гг. стало очевидно, что основополагающий договор в отношениях двух стран, подписанный ещё в 1990 г., устарел и необходимо принятие нового. Поэтому новый
базовый документ - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве - был подписан двумя странами 17 июля 1995 г. (вступил в силу 6 августа 1997 г.). В целом за период с июля 1994 по 2004 гг. стороны сумели заключить около 120 различного рода двусторонних документов. Анализ их содержания позволяет говорить, что из 96 межгосударственных и межправительственных соглашений значительная часть касалась экономических вопросов. Те же тенденции прослеживаются и в межведомственных документах.
События 2004 года в Украине сильно повлияли на её отношения с соседями. Приход к власти В.А. Ющенко и в первую очередь то, как это было достигнуто, очень негативно восприняли в России. Всё это не могло не сказаться на белорусско-украинских отношениях. А учитывая, что это дополнялось так и нерешёнными проблемами с государственным долгом и ратификацией договора о границы, перспективы сотрудничества были очень неопределёнными. Однако на заключительном этапе нахождения В.А. Ющенко у власти ситуация кардинально изменилась, в отношениях двух стран начался активный политический диалог (2009 г. - начало 2010 гг.) и прозвучали заявления о переходе к стратегическому партнёрству.
Приход к власти в Украине В.Ф. Яну-ковича (дед которого является уроженцем белорусской деревни Януки на Витебщине) содействовал переводу политического диалога двух стран в прагматическую плоскость (середина 2010 г. - 2013 г). В это время межгосударственные контакты не выглядели такими интенсивным, как в 2009 - начале 2010 гг. Тем не менее, многие имеющиеся сложности в отношениях двух стран (вступление в силу договора о государственной границе и урегулирование вопроса задолженности украинских субъектов хозяйствования за 1992 г.) именно в это время были преодолены, что наравне со встречами на различных уровнях свидетельствует о прагматических отношениях на фоне стремительного роста товарооборота.
В этот период немного расширяется нормативно-правовая база сотрудничества. К концу 2011 года стороны заключили 194 договоров и соглашений различного уровня. За 2012 - 2013 гг. этот перечень пополнил ещё один десяток документов. Однако в сравнении с предыдущим периодом динамика сотрудничества в этом направлении явно отставала от политических контактов и роста объёмов взаимной торговли. Незначительное число двусторонних соглашений в отношениях между Республикой Беларусь и Украиной в 2005-2013 гг. и в последующем, на наш взгляд, можно объяснить тем, что стороны в предыдущие годы создали достаточно обширную и проработанную договорно-правовую базу, позволившую урегулировать правоотношения в различных областях сотрудничества. В подтверждение этого тезиса достаточно вспомнить общее количество различного рода соглашений между государствами и сравнить их с договорами, заключёнными с другими странами мира. В этом показателе для Беларуси Украина однозначно окажется на втором месте после России, что, безусловно, свидетельствует об успехах в развитии белорусско-украинского сотрудничества в постсоветский период.
Стремительное изменение ситуации в Украине после кровавых столкновений в Киеве, дестабилизация ситуации в стране, смена власти и открытое вооруженное противостояние на востоке Украины существенно изменили условия развития белорусско-украинских отношений. Наметившееся ранее несовпадение внешнеполитических стратегий Беларуси и Украины стало очевидно после бегства В.Ф. Януковича из страны. Проевропейский выбор значительной части украинской элиты и возросшие антироссийские настроения не могли не сказаться отрицательно на сотрудничестве с Беларусью, которая продолжает оставаться ближайшим союзником России в условиях возрождающегося многополярного мира. И хотя белорусское руководство стремиться минимизировать последствия конфликта в Украине и трезво оценивает
обстановку, но иногда сделать это в новых геополитических реалиях весьма сложно.
Фактор России в отношениях двух стран, безусловно, выступает одним из ключевых. Очевидно, что после присоединения Крыма к России украино-российские отношения не могли быть прежними. Всё это серьёзным образом влияет на белорусско-украинские отношения, так как любые действия белорусского руководства по этому вопросу могут быть негативно восприняты в Москве или Киеве.
Вместе с тем, уместно обратить внимание на то, что руководство Беларуси стремится максимально дистанцироваться от конфликта. Особенно показательна в этом плане позиция Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, чьи оценки ситуации в Украине в прямом эфире «Шустер life» вызвали чуть ли не 100-процентную поддержку украинской аудитории. В частности, Александр Григорьевич заявил: «Украину надо сохранить единым и целостным государством, как оно есть, надо всё успокоить. Нельзя в этой суматохе и неразберихе проводить некие референдумы о федерализации и прочее. Нельзя это де-лать!»1. В то же время Президент Беларуси продолжает утверждать, что тесная интеграция с постсоветскими странами для Украины - это неизбежность (хотя условия для этого сейчас не самые благоприятные).
Продолжая тему Крыма стоит обратить внимание и на тот факт, что громкое заявление Президента Беларуси А.Г. Лукашенко в марте 2014 г. о том, что полуостров является de facto российским, не вызвал резкой реакции официального Киева. В частности, белорусский лидер заявил: «Крым сегодня - часть территории Российской Федерации. Можно признавать это или не признавать, но от этого ничего не изменится». Комментируя это заявление в
1 Интервью Лукашенко украинской программе" Шустер LIVE" // БЕЛТА - Новости Беларуси - Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.belta.by/ru/all_news/president/Intervju-Lukashenko-ukrainskoj-programmeShuster-LIVE_i_664335.html (дата обращения 11.10.2017).
эфире «Шустер life» А.Г. Лукашенко отметил: «Крым был отдан. Это ли не de facto признание того, что сегодня Крым - как минимум не территория Украины? Я что, не прав? Я как Президент, наверное, должен был витиевато, дипломатически как-то отвечать на этот вопрос. Но я Вам отвечаю, как гражданин! Как Президент Беларуси: если это твоя земля - дороже ничего быть не может, понимаете, ничего!»2.
Открытый диалог с украинской аудиторией сказался на положительном отношении к белорусскому руководству со стороны местных элит. Они, на наш взгляд, также изначально воспринимали руководство Беларуси в качестве потенциального «переговорщика» в отношении с Кремлём. Это обусловило активизацию политического диалога в 2014 г., которая началась 29 марта 2014 года с неожиданного для многих визита исполняющего обязанности Президента Украины А. Турчинова на Гомель-щину. Москва открыто не отреагировала на происходящее, хотя было очевидно, что некоторым политическим силам в России такая ситуация не импонировала.
Высказал свою позицию А.Г. Лукашенко и по поводу легитимности новой власти и президентских выборов в соседней стране посредством принятия приглашения для участия в инаугурации новоизбранного Президента Украины П.А. Порошенко. Отметим, что после этого 26 августа 2013 г. состоялся ещё визит нового главы Украины в Беларусь. Фактически это была третья встреча на уровне глав двух стран за 2013 год.
После этого, белорусско-украинский политический диалог не отличался подобной интенсивностью, хотя контакты А.Г. Лукашенко и П.А. Порошенко не прекращались, но имени немного иной формат (телефонные разговоры, встречи во время многосторонних переговоров и т.д.). Только в 20-21 июля 2017 г. состоялся официальный визит Президента Беларуси в Украину. Ему предшествовала встреча с П.А. Порошенко на годовщину аварии на ЧАЭС
2 Там же.
в апреле этого же года. Кроме того, вызывает интерес и неожиданная для многих аналитиков двухсторонняя встреча в Абу-Даби 2 ноября 2017 г., в ходе которой преимущественно обсуждались вопросы экономического сотрудничества.
Особое значение для развития белорусско-украинского сотрудничества имел тот факт, что именно минская площадка стала ключевой для начала переговорного процесса по урегулированию ситуации на востоке Украины. На саммите в Минске, состоявшимся 11-12 февраля 2015 г., руководители Германии, Франции, Украины, России в формате «нормандской четвёрки» и контактной группой, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, подписали так называемое «второе минское соглашение».
Тем самым, нейтральная позиция Беларуси по Украине содействовало превращению Минска в место для переговоров. Белорусская столица является максимально комфортной для России. Во-первых, это продиктовано тесной интеграцией и союзническими отношениями. Во-вторых, представители самопровозглашённых республик в таких условиях также более комфортно чувствуют себя именно в Беларуси, чем в любой другой стране, которая могла бы выступить посредником в переговорах (кроме России, но этот вариант не устроил бы уже украинскую делегацию).
Белорусское посредничество полностью устраивает и официальный Киев. Это обусловлено нейтралитетом белорусского руководства вокруг украинского кризиса. И хотя критика в адрес действий официального Минска уже не раз звучала со стороны представителей различных политических сил Украины, в том числе и от отдельных высокопоставленных чиновников, тем не менее, реальной альтернативы минской площадке пока нет. Всё это, безусловно, позитивно влияет на стабильное развитие двустороннего белорусско-украинского сотрудничества.
При позитивном развитии политического диалога в отношениях двух стран уместно говорить о периодически возникающих «торговых противостояниях». Поводом для одного из них стало решение белорусских властей от 1 мая 2014 г. о введении на полгода режима лицензирования импорта пива и кондитерских изделий из-за пределов Таможенного союза, что в первую очередь существенно ударило по украинским производителям. Кто-то в этом увидел руку Кремля, кто-то попытку поддержать отечественных производителей. В качестве ответной меры «на дискриминационные и недружественные действия Беларуси» Украиной в отношении кондитерских изделий и пива, были введены заградительные пошлины на эти же продукты белорусского производства, а также на шины, удобрения, холодильники, молочные продукты, электрические лампы накаливания до конца 2016 г.1. Всё это вызвало сдержанную оценку белорусского МИДа, а затем и отказ белорусской и украинской стороной от введённых ограничений. Такие же ситуации не раз возникали во взаимной торговле двух стран и чаще всего не приводили к длительным противоречиям.
Следует отметить, что в последние годы политические контакты происходили на фоне стремительного роста товарооборота двух стран. Так в 2011 г. общий объём торговли впервые превысил 6 млрд. долларов, в 2012 г. достиг нового рекорда в 7,9 млрд. долларов. Однако в 2013 году цифры товарооборота вновь приблизились к объёмам 2011 года, после чего наметилась тенденция значительного сокращения (2014 г. -5,8; 2015 г. - 3,5; 2016 г. - 3,8 млрд. долларов). Последнее было обусловлено общим экономическим спадом в двух странах, на которые существенное влияние оказывали ситуация в Украине, введение Западом антироссийских санкций и ответная реакция Кремля на действия европейских держав и
1 Украина наносит ответный удар: на ключевые товары белорусского экспорта введена спецпошлина // Tut.by [Электронный ресурс]. - URL: http://news.tut.by/economics/407138.html (дата обращения 15.10.2017).
США. Вместе с тем, сохранение товарооборота в нынешних объёмах при прежнем выгодном для Беларуси соотношении пропорций импорта и экспорта следует признать успехом в сотрудничестве двух стран. Оперативные данные за 2017 год позволяют говорить о том, что у обеих стран есть возможность незначительно превысить объёмы взаимной торговли в сравнении с предыдущим годом.
Конструктивное влияние на белорусско-украинские отношения мог бы оказать проект ЕС «Восточное партнёрство». Однако, на наш взгляд, рассматривать «Восточное партнёрство» как возможную площадку развития политического диалога двух стран маловероятно. Это обусловлено тем, что у Беларуси и Украины и без того достаточно возможностей для дальнейшего тесного взаимодействия, и участие третьей стороны в этом процессе совсем необязательно (если не сказать, что это может негативно сказаться на развитии двустороннего сотрудничества).
Но стоит учитывать и российский фактор, так как Россия явно негативно оценивает деятельность ЕС в рамках «Восточного партнёрства», считая его антироссийским проектом. И, на наш взгляд, небезосновательно. В пользу этого говорят, как основные приоритеты для стран партнёров ЕС, так и особенности появления самой инициативы. Она возникла именно в то время (2008 г.), когда стало очевидно, что иной антироссийский интеграционный проект на постсоветском пространстве -ГУАМ - полностью исчерпал себя (несмотря на имевшие место попытки его реанимирования с активным участием В.А. Ющенко). Поэтому «Восточное партнёрство» рассматривается в Кремле только как новый вариант реализации антироссийской стратегии, и с этим нужно считаться, особенно официальному Минску, который рассматривает данную инициативу как возможность улучшить не самые простые отношения с Евросоюзом, что, безусловно, в интересах Республики Беларусь и никак не противоречит стратегическому партнёрству с Россией.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что белорусско-украинские связи с 1991 г. развивались в зависимости от внешнеполитических приоритетов стран. С середины 1990-х гг. отчетливо просматривалось несовпадение внешнеполитических приоритетов республик. Такое положение серьёзным образом влияло на развитие двустороннего политического взаимодействия, что в условиях существования многоуровневых экономических связей приводило к доминированию экономической составляющей в отношениях. В первые годы независимости страны успешно перешли от межреспубликанских к межгосударственным связям.
Цикличность в политическом диалоге стала ключевой особенностью развития белорусско-украинских государственно-политических связей постсоветский период. Вместе с тем, не смотря на имеющиеся разногласия и противоречия, стороны сумели создать основательный договорной фундамент для дальнейшего сотрудничества, разрешить сложные противоречия, наладить политический диалог. На отношения двух стран не мог не повлиять украинский кризис 2013-2014 гг. и его последствия. В этом вопросе Беларусь заняла нейтральную позицию, что позволило найти компромисс и выстроить отношения с РФ и Украиной с учётом имеющихся противоречий между последними. Благодаря этому Минск стал оптимальной площадкой для переговоров по урегулированию военного противостояния на Востоке Украины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вдовенко С.М. Украша-Бшорусь: взаемовщносини на перехрестях пе-ремш / С.М. Вдовенко. - Чершпв: Ви-давець Лозовий В.М., 2010. - 446 с.
2. Демичев ДМ. Торгово-экономические отношения Республики Беларусь и Украины / Д.М. Демичев // Экономический журнал. - 2000. - №4. -С. 75-83.
3. Макеев С.П. Полггичш вщносини Украши та Республши Бшорусь на рiвнi глав держав (2005 - 2010 рр.) / С.П.
Макеев // 36ipHMK наукових праць ХНПУ iMeHi Г.С. Сковороди Серiя «Iсторiя та гeографiя». - Харюв: Ко-лeгiум, 2012. - С. 112-116.
4. Макеев С.П. Проблеми поглиблення прикордонних укра'шсько-бшоруських зв'язюв / С.П. Макеев // Збiрник наукових праць ХНПУ iмeнi Г.С. Сковороди. Сeрiя «Iсторiя та гeографiя». - Харкiв: Майдан, 2011. - С. 41-44.
5. Макеев С.П. Розвиток полггичних вщносин Украши та Рeспу6лiки Бшо-русь (1991 - 2008 рр.) / С.П. Макеев // Збiрник наукових праць ХНПУ iMern Г.С. Сковороди. Сeрiя «Iсторiя та гео-графiя». - Харюв: 2009. - С. 115-119.
6. Максак Г.А. Международный аспект диалога Украины и Беларуси / Г. Мак-сак, Б.А. Уваров // Полесская аналитика. - 2009. - № 2. - С. 26-35.
7. Максак Г. Украина-Беларусь: состояние и перспективы / Г. Максак // Украина - Россия: второе дыхание: Ежемесячный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - №3. - С.22-28.
8. Тиммерманн Х. Внутренне развитие и внешнеполитические перспективы Белоруссии и Украины (Европейский взгляд) / Х. Тиммерманн // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №7. - С.82-97.
9. Тихомиров А.В. Белорусско-украинские отношения в 1991-2009 гг. / А.В. Тихомиров // Труды факультета международных отношений: науч. сб. -Минск, 2010. - Вып. 1. - С. 43-46.
10. Цiхамiраy А.В. Беларуска-украшсюя адносшы у 1991-2006 гг. / А.В. Цiхамiраy // Беларуси пстарычны часотс. - 2007. - № 2. - С. 3-10.
11. Юрчак Д.В. Беларусь - Украина: 20 лет межгосударственных отношений / Д.В. Юрчак. 2-е изд. перераб. и доп.-Витебск: УА "ВДУ iм. П.М. Машэрава", 2015. - 295 с.
12. Guicherd C. The enlarged EU's eastern border: Integrating Ukraine, Belarus and Moldova in the European project / C.Guicherd. - Berlin : Stiftung Wissenschaft und Politik, 2002. - 88 p.
13. Katsy D. The European Union policy towards Belarus and Ukraine / D. Katsy // European Integration in a Changing World. - Prague, 1998. - p. 205-230.
14. Najder Z. Ukraine and European Union / Z.Najder // Where Ukraine is heading? Conference proceedings / edited by J. Onyszkiewicz. - Warsaw : Center for international relations, 2003. - P. 39-45.
15. Sherr J. Ukraine and its neighbours / J.Sherr // Where Ukraine is heading? Conference proceedings / edited by J.Onyszkiewicz. - Warsaw : Center for international relations, 2003. - P. 78-84.
16. Wolczuk R. Ukraine's Foreign and Security Policy 1991 - 2000 / R.Wolczuk -New York : Routledge Curzon, 2003. -216 p.
Сведения об авторе: Юрчак Денис Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси учреждения образования «Витебский государственный университет П.М. Машеро-ва» (e-mail: [email protected]).
BELARUS-UKRAINIAN RELATIONS IN 1991-2017
D.V. Yurchak
Vitebsk State University named after P.M.
Masherova, Vitebsk, Republic of Belarus.
Abstract. The process of formation and development of bilateral interstate relations between the Republic of Belarus and Ukraine in the post-Soviet period is penciled in the article. On the basis of available sources and publications on the subject, the author shows that the transition to a new format of relations between the republics began after the signing of the first basic bilateral Treaty between the Byelorussian SSR and the Ukrainian SSR in December 1990 and the establishment of diplomatic relations on December 24, 1991. After that, managed to establish a direct political dialogue, create a developed contractual framework for cooperation, which, in terms of the number of agreements signed and the coverage of various spheres of bilateral relations, is second only to cooperation Republic of Belarus with Russia.
EenopyccKO-yKpaHHCKHe araomeHHa b 1991-2017 rr.
The article shows the dynamics of political contacts, taking into account the specifics of interaction at various stages of development of cooperation, attention is drawn to the discrepancy between the foreign policy priorities of the two countries, which determined the specifics of the development of bilateral relations, in which special emphasis was placed on the development of economic cooperation. Attention is paid to the specifics of the development of Belarusian-Ukrainian relations after the Ukrainian crisis (2013 - 2014) and the beginning of the conflict in the east of Ukraine. Particular emphasis is placed on the fact that Minsk has become the main negotiating ground for the settlement of the conflict in the Donbass, which has arranged all the parties concerned and has no alternative so far. In the context of the development of the political dialogue, the author considers the overall dynamics of mutual trade between the two countries, pays attention to the prospects for cooperation within the framework of the initiative of the European Union "Eastern Partnership", taking into account the attitude of the leadership of Belarus and Russia towards this project.
Key words: Belarus, Ukraine, bilateral relations, political contacts, post-Soviet space.
REFERENCES
1. Vdovenko S.M. Ukraine-Belarus: Relations at Changes. Chernigov, Publisher Lozovy V.M., 2010, 446 p. (in Ukr.).
2. Demichev D.M. Trade and Economic Relations of the Republic of Belarus and Ukraine. Economic Journal, 2000, No4, p. 75 - 83. (in Russ.).
3. Makeev S.P. Political relations of Ukraine and the Republic of Belarus at the level of heads of state (2005 - 2010). Collection of scientific works of KhNPU named after G.S. Skovoroda. Series «History and Geography», Kharkiv: Collegium Pab., 2012, p. 112 - 116. (in Ukr.).
4. Makeev S.P. Problems of deepening Ukrainian-Belarusian border links. Collection of scientific works of KhNPU named after G.S. Skovoroda. Series
«History and Geography», Kharkiv: Maidan Pab., 2011, p. 41 - 44. (in Ukr.).
5. Makeev S.P. Development of Political Relations of Ukraine and the Republic of Belarus (1991 - 2008). Collection of scientific works of KhNPU named after G.S. Skovoroda. Series «History and Geography», Kharkiv, 2009, p. 115 - 119. (in Ukr.).
6. Maksak G.A., Uvarov B.A. International dimension of the dialogue between Ukraine and Belarus. Polesskaya Analytics, 2009, No 2, p. 26 - 35. (in Russ.).
7. Maksak G. Ukraine-Belarus: state and prospects. Ukraine-Russia: second wind: Monthly information-analytical bulletin, 2010, No 3. p. 22 - 28. (in Russ.).
8. Timmermann H. Internal development and foreign policy prospects of Belarus and Ukraine (European view). World Economy and International Relations, 2007, No 7, p. 82 - 97. (in Russ.).
9. Tikhomirov A.V. Belarusian-Ukrainian relations in 1991 - 2009. Proceedings of the Faculty of International Relations: scientific collection, Minsk, 2010, Vol. 1, p. 43 - 46. (in Russ.).
10. Tikhomirov A.V. Belarusian-Ukrainian relations in 1991 - 2006. Belarusian Historical Journal, 2007, No 2, p. 3-10. (in Belarus.).
11. Yurchak D.V. Belarus - Ukraine: 20 years of interstate relations. Vitebsk, Vitebsk State University named after P.M. Masherova, 2015, 295 p. (in Russ.).
12. Guicherd C. The enlarged EU's eastern border: Integrating Ukraine, Belarus and Moldova in the European project. Berlin, Stiftung Wissenschaft und Politik, 2002, 88 p.
13. Katsy D. The European Union policy towards Belarus and Ukraine. European Integration in a Changing World, Prague, 1998. p. 205-230.
14. Najder Z. Ukraine and European Union. Where Ukraine is heading? Conference proceedings,Warsaw, Center for international relations Publ., 2003, p. 3945.
nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T. 1. № 1 (2018)
15. Sherr J. Ukraine and its neighbours Where Ukraine is heading? Conference proceedings,Warsaw, Center for international relations Publ., 2003, p. 7884.
16. Wolczuk R. Ukraine's Foreign and Security Policy 1991 - 2000. New York, Routledge Curzon, 2003, 216 p.
About the author: Yurchak Denis Va-lerievich - candidate of historical sciences, associate professor, associate professor of the department of Belarus history, Vitebsk State University named after P.M. Masherova, (email: [email protected]).