Научная статья на тему 'Беларусь 2020: коронавирус и большая политика'

Беларусь 2020: коронавирус и большая политика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
453
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ВОЗ / А. ЛУКАШЕНКО / ОСОБЫЙ ПУТЬ / ШВЕЦИЯ / РОССИЯ / СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР / ПАРАД ПОБЕДЫ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / ОППОЗИЦИЯ / NORWAY / PANDEMIC / WHO / A. LUKASHENKO / SPECIAL PATH / SWEDEN / RUSSIA / UNION TREATY / VICTORY PARADE / ELECTION CAMPAIGN / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаншиева Лариса

В статье рассматривается особый путь Республики Беларусь по преодолению коронавирусной эпидемии, анализируются экономические и политические причины избранной стратегии. Сопоставляются данные о развитии заболеваемости в Беларуси и Швеции - странах, отказавшихся от жестких ограничительных мер в борьбе с COVID-19. Акцентируется внимание на подготовке к президентским выборам в РБ. Отмечаются особенности предвыборной кампании 2020 г.: празднование 75-летия Победы во Второй мировой войне, напряженность в белорусско-российских отношениях, усиление протестных настроений в белорусском обществе, растущее влияние Запада на происходящие события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беларусь 2020: коронавирус и большая политика»

БЕЛАРУСЬ 2020:

КОРОНАВИРУС И БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА

Лариса Шаншиева,

ведущий научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН

Аннотация. В статье рассматривается особый путь Республики Беларусь по преодолению коронавирусной эпидемии, анализируются экономические и политические причины избранной стратегии. Сопоставляются данные о развитии заболеваемости в Беларуси и Швеции - странах, отказавшихся от жестких ограничительных мер в борьбе с COVID-19.

Акцентируется внимание на подготовке к президентским выборам в РБ. Отмечаются особенности предвыборной кампании 2020 г.: празднование 75-летия Победы во Второй мировой войне, напряженность в белорусско-российских отношениях, усиление протестных настроений в белорусском обществе, растущее влияние Запада на происходящие события.

Ключевые слова: пандемия; ВОЗ; А. Лукашенко; особый путь; Швеция; Россия; Союзный договор; Парад Победы; предвыборная кампания; оппозиция.

Keywords: Norway; pandemic; WHO; A. Lukashenko; special path; Sweden; Russia; Union Treaty; Victory Parade; election campaign; opposition.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку коронавирусной инфекции в ряде стран пандемией. В связи с этим ею были введены строгие правила соблюдения необходимых мер защиты населения от вируса, в том числе путем социального и физического дистанцирования. Рекомендации ВОЗ не везде и не во всем принимались как руководство к действию, эпидемиологическая ситуация в разных странах была различной, отличались и стратегии борьбы с эпидемией.

Особый путь преодоления пандемии избрала Беларусь, отказавшаяся вводить строгий режим изоляции для населения и приостанавливать работу предприятий. Инициатива исходила от президента страны Александра Лукашенко, который настойчиво проводил эту линию поведения в условиях эпидемии, чем вызывал шквал критики в свой адрес, как внутри страны, так и за рубежом.

Официальная статистика заболеваемости и смертности от коронавируса в Республике Беларусь (РБ) на начальном этапе эпидемии вызывала сомнения и вопросы с разных сторон. Принимаемые властью решения сопровождались различными протестными акциями оппозиционно настроенных активистов и осуждением в средствах массовой информации. Чтобы доказать объективность данных и правильность своих действий, руководство РБ пригласило представителей ВОЗ провести своего рода инспекционную миссию в лечебных учреждениях страны. В ходе проверки, которая проходила с 9 по 11 апреля, эксперты ВОЗ не выявили каких-либо нарушений и подтвердили правдивость офици-

альной информации об уровне распространения эпидемии и численности заболевших и умерших. Вместе с тем ВОЗ рекомендовала белорусским властям ввести карантин, вплоть до комендантского часа, чтобы предупредить распространение инфекции. При этом указывалось, что в связи с ростом зарегистрированных случаев заражения СОУГО-19 и вступлением в фазу передачи среди населения, «необходимо предпринять шаги для увеличения физического дистанцирования в масштабах всего сообщества». К таким мерам относились отмена массовых мероприятий, в том числе спортивных, религиозных и культурных, помещение на карантин людей, контактировавших с зараженными СОУГО-19, и людей, потенциально подверженных воздействию вируса. Кроме того, было рекомендовано перевести на дистанционное обучение школы, университеты и другие учебные заведения.

Как известно, президент РБ не ввел указанные жесткие меры и заявил, что страна идет своим путем. На протяжении трех месяцев руководство республики демонстрировало следование избранному курсу, несмотря на рост заболеваемости среди населения. Не закрывались государственные границы, проводился чемпионат страны по футболу, с 20 апреля возобновились занятия в школах, 25 апреля прошел общереспубликанский субботник. А. Лукашенко принял в нем личное участие, причем эта главная «площадка» мероприятия находилась в национальном парке «Припятский», который располагается в Чернобыльской зоне. Видимо эта акция должна была показать, что белорусы не боятся никаких вирусов и считают излишней панику вокруг СОУГО-19.

В отличие от большинства других стран, охваченных эпидемией, Беларусь демонстрировала сохранение прежней организации жизни общества, без серьезных ограничений и панических настроений. Неоднократно ее президент заявлял, что отсутствие изоляции и работа обеспечивают более эффективную борьбу с болезнью, чем жесткие ограничения. Предлагал свои, основанные на народных средствах, рецепты лечения. А. Лукашенко активно выступал на мероприятиях разного уровня, продолжая убеждать оппонентов в правильности проводимой им политики и называя всемирную эпидемию «коронапсихозом». Вполне понятно, что его твердая позиция по этому вопросу имела свои причины как политического, так и экономического характера. Основной аргумент в пользу отказа от жестких ограничительных мер сводился к следующему тезису: «Коронавирус закончится, а экономика рухнет».

Вместе с тем число заболевших новым вирусом росло, что ставило под вопрос избранную белорусскими властями тактику противоборства с эпидемией. Несмотря на это, в стране не были введены карантин-

ные меры, не было закрыто ни одно предприятие. Безусловно, это имело принципиальное значение для поддержания экономики «на плаву» с учетом того, что 60% производимой в РБ промышленной и сельскохозяйственной продукции относятся к экспортному сектору. В создавшихся условиях важно было сохранять по возможности торгово-экономические отношения с другими странами, не разрывать имеющиеся связи. Нельзя было останавливать начавшиеся посевные работы, которые закладывали основу для обеспечения населения страны продовольствием в ближайшем будущем. По большому счету власти решили не жертвовать экономикой в угоду ограничительным мерам по изоляции населения. Такого рода меры были введены исключительно для граждан преклонного возраста.

Избранная тактика борьбы с эпидемией была рассчитана на то, что большинство населения переболеет коронавирусной инфекцией, в результате чего в короткие сроки будет выработан «коллективный» иммунитет. Белорусские власти придерживались мнения, что сама эпидемия не носит столь масштабного характера, какой придают ему в ряде стран. Сопоставляя данные относительно вирусных эпидемий в предыдущие годы, а также статистические показатели о причинах смертности, А. Лукашенко подчеркивал, что и раньше были эпидемии, этот год не исключение. К тому же, согласно имеющимся данным, в РБ больше, чем от вируса, умирает от алкоголизма, самоубийств и вследствие других болезней.

Такой подход Беларуси к борьбе с COVID-19 сравнивали с отношением Швеции к эпидемии, где тоже не вводились жесткие ограничительные меры и не останавливалась работа производственных предприятий. Основной аргумент был тот же - нельзя допустить серьезного спада в экономике. По численности населения обе страны близки друг другу: по последним данным, в Швеции проживают 9 838 000 человек, в Беларуси -9 480 000 человек (при этом расходы на здравоохранение значительно отличаются - 11,9% от ВНП в Швеции и 5,7% от ВНП в Беларуси). Шведское правительство делало ставку на сознательность населения, которое должно было выполнять необходимые меры защиты, и на общий «уровень социализации» в стране. Следует, однако, подчеркнуть, что шведский план противодействия пандемии разрабатывали профессионалы-вирусологи, и решения, принимаемые политиками, были основаны на их рекомендациях.

Результаты избранной тактики проявились в показателях заболеваемости и смертности от COVID-19 в последующие месяцы. Уже в мае статистика показала высокий процент смертности в Швеции - 32 случая на 100 тыс. человек, прежде всего за счет умерших в домах престарелых. Одной из основных причин такого положения дел специалисты считали возрастной состав шведского населения, где большую часть составляют лица пенсионного возраста. К тому же выяснилось, что уход за стариками в домах престарелых оказался не на высоком уровне. Поскольку большинство этих домов ранее было приватизировано, то на них не распространялись государственные санитарные стандарты ухода, не было должного обеспечения масками и прочими защитными средствами.

В этом смысле положение пожилых людей в Беларуси было несколько лучше по причине того, что боль-

шая их часть проживает в семьях, система домов престарелых не развита столь широко, как в Швеции. Белорусские СМИ отмечали, что в целом старшее поколение вело себя в условиях эпидемии достаточно дисциплинированно и разумно, что стало важным позитивным фактором противодействия вирусу.

К 15 мая обе страны вышли примерно на один уровень показателей зарегистрированных больных СОУГО-19: согласно данным Института Джона Хоп-кинса, в Беларуси это число составило 26 772 человека, в Швеции - 28 582 человека. Ссылаясь на выявленную динамику, Министерство здравоохранения Беларуси заявило о выходе на плато по заболеваемости от коро-навируса. В последующие дни Беларусь и Швеция сохраняли схожую статистику заболеваемости. К 1 июня в Беларуси насчитывалось уже свыше 43 тыс. заболевших, в Швеции - больше 38 тыс. человек. При этом летальный исход заболевших в обеих странах резко отличался - в РБ число умерших составило 240 человек; Швеция продолжала занимать первое место в мире по числу скончавшихся - 4400 человек. В это же время появилась информация о резком ухудшении положения в экономике Швеции, что давало основания оппонентам критиковать шведские власти за отказ от мер изоляции и карантина.

При всем накопленном опыте обеих стран по борьбе с эпидемией к началу лета было еще рано говорить о результативности подобной тактики. Доказательные выводы относительно правильности «шведско-белорусской» модели могли быть сделаны только позже, на основе анализа показателей экономики и состояния здоровья населения после отмены ограничений и окончания эпидемии. Как считают специалисты, итог можно будет подвести не раньше, чем через год. Повлиять на оценку данной стратегии может также вторая волна эпидемии, которая, согласно прогнозам специалистов, вероятно произойдет осенью этого года.

Парад Победы.

Начало предвыборной кампании

Серьезным политическим фактором, определившим жизнь белорусского общества в 2020 г., стала подготовка к выборам президента страны. Ни одна из пяти предыдущих президентских избирательных кампаний не была для А. Лукашенко столь напряженной и отягощенной сложившимися обстоятельствами. Пандемия, ухудшение экономического положения, обострение отношений с Россией, активизация оппозиционных сил, все более растущее западное влияние на настроения в обществе.

СОУЮ-19 послужил своего рода «лакмусовой бумажкой», которая выявила болевые точки развития, как внутри Беларуси, так и в ее отношениях с другими странами. В этом смысле для главы государства было важно постоянно держать руку на пульсе событий, давая им оценку, высказываясь по всем животрепещущим вопросам. Следует отметить, что с этой задачей А. Лукашенко справлялся успешно, часто выступая на разных площадках по всем возникающим вопросам. Правда, риторика его речей не всегда отличалась политкорректностью.

Серьезное негативное влияние на жизнь страны оказало то обстоятельство, что пандемия сопровождалась обострением противоречий в белорусско-россий-

ских отношениях. Продолжились нефтегазовые споры и разбирательства относительно цен на сырье, поставляемое в Беларусь из России. В результате этого РФ перестала фактически поддерживать топливно-энергетическую сферу РБ и потребовала от белорусского руководства выплатить образовавшуюся задолженность за газ в размере 165,6 млн долл. На что президент Беларуси ответил, что его страна ничего не должна, приводя в доказательство свои аргументы.

Беларусь все чаще напоминает о своем суверенитете, а судьба Союзного государства РФ и РБ вызывает много вопросов. Можно сказать, что ядро союзнических отношений размывается, а противоречия нарастают. Пункты и положения Союзного договора выполнены лишь на 10%, реального расширения интеграции нет. Есть серьезные проблемы в согласовании внешней политики. Известно, что Беларусь продолжает сохранять особые позиции по вопросам присоединения Крыма к России и признания государственного суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Не ясны перспективы двух российских военных баз на территории РБ, договор о нахождении которых истекает 6 июня 2021 г. Более того, в выступлениях белорусского президента заметно усилилась антироссийская риторика, что безусловно оказывает влияние и на отношение населения этой страны к России. В последние годы заметно укрепились связи РБ с западными странами и с Китаем. По мнению некоторых российских экспертов, А. Лукашенко уводит Беларусь от России в сторону Запада.

Вслед за газовым конфликтом весной 2020 г. широкий резонанс получила история с российскими журналистами, работавшими в Беларуси. 6 мая МИД РБ лишил аккредитации съемочную группу Первого канала российского телевидения «за предоставление недостоверной информации, а также сведений, не соответствующих действительности» после репортажа о ситуации с эпидемией из белорусского города Столбцы. Снятые там кадры большого числа свежих могил на местном кладбище сопровождались комментарием российского журналиста о том, что белорусские власти скрывают истинный размах эпидемии. Сюжет был явно рассчитан на то, что показанный материал получит широкий отклик и вызовет ряд вопросов. Но последовавшая со стороны РБ реакция в виде лишения аккредитации была вряд ли ожидаемой. Александр Лукашенко упрекнул российские СМИ в «предвзятом» освещении ситуации с коронавирусом в республике. К выяснению обстоятельств этого конфликта были привлечены авторитетные российские журналисты. В конечном счете руководство Первого канала не согласилось с белорусской оценкой показанного материала.

Упомянутый репортаж случился весьма некстати, поскольку в Беларуси шла подготовка к юбилейному Параду Победы. А для А. Лукашенко было важно убедить и собственное население, и зарубежных политиков в том, что ситуация с СОУГО-19 в его стране относительно спокойная и «парад - не самое опасное мероприятие с точки зрения эпидемиологов и вирусологов». О подготовке к параду шла речь на совещании у президента 3 мая, где он подчеркнул серьезное значение парада в честь 75-летия Победы: «Должен сказать, что мы не можем отменить парад. Просто не можем. Я долго над этим думал. Конечно, это эмоциональная,

глубоко идеологическая вещь. Надо помнить, что те люди (участники войны. - Л. Ш.) умирали, может быть, и от вирусов, и от других болезней. Но они это не ощущали порой и об этом не думали. И умирали они ради нас, как бы это пафосно ни звучало. И подумайте, что скажут люди. Может, не сразу, через день, через два после этого, - скажут, что испугались»1.

Поскольку в России и других постсоветских государствах парад 9 мая был отменен, для Беларуси возникла возможность представлять на этом параде как бы весь советский народ-победитель. Такой уникальный шанс А. Лукашенко не мог упустить. Еще в начале года перед ним стояла проблема выбора: где и как встретить 9 мая, в Минске или на параде в Москве? Вирус «определил выбор» в пользу минского варианта. Разумеется, на парад в честь 75-летия Победы в столицу Беларуси были приглашены руководители многих государств. Но с учетом эпидемии круг лиц ограничился в основном послами, в том числе гостем парада стал посол РФ в РБ Дмитрий Мезенцев. Хотя его присутствие на параде в Минске было согласовано с Москвой, но все же факт присутствия вызывал вопросы, поскольку его участие не соответствовало официальной позиции России по введению ограничительных мер и самоизоляции.

Накануне парада представители ВОЗ высказали свою обеспокоенность в связи с угрозой для здоровья участников предстоящего мероприятия. Но, как известно, парад состоялся. В нем участвовало 3 тыс. военнослужащих, присутствовало около 15 тыс. человек, в том числе высшее руководство страны, при этом не соблюдалась дистанция и не было защитных масок. Поэтому в последующие две недели после парада показатели заболеваемости и смертности в Беларуси находились под особо пристальным вниманием со стороны ВОЗ и СМИ зарубежных стран. 12 мая, по инициативе ВОЗ, состоялся телефонный разговор между генеральным директором этой организации и президентом Беларуси, в ходе которого была обсуждена эпидемиологическая ситуация в РБ. В ВОЗ оценили парад в Минске как «уникальный эксперимент». Директор одной из программ ВОЗ Майкл Райан заявил: «Теперь остается наблюдать лишь за его результатами - через две недели будет известно, возникнет ли новый очаг эпидемии среди белорусской политической и военной элиты или все обойдется»2.

День президентских выборов был объявлен накануне парада, в соответствии с законодательством РБ на следующий день после объявления даты можно было начинать предвыборную кампанию. Таким образом, Парад Победы 9 мая и выступление на нем А. Лукашенко стали началом его избирательной кампании.

Отказ власти от введения жестких карантинных мер оппозиция использовала, с одной стороны, как аргумент для обвинения президента в политике уничтожения собственного народа, с другой - как доказательство «видимости» выборов, так как полномасштабной избирательной кампании в нынешних условиях провести было невозможно. В том числе собрать необходимые 100 тыс. подписей.

1 http://president.gov.by/ru/news_ru/view/soveschanie-ob-epidemiologicheskoj-obstanovke-v-strane-23532/

2 https://universe-tss.su/main/politika/80854-v-voz-schitajut-provedenie-parada-pobedy-v-minske-unikalnym-jeksperimentom.html

Предвыборная кампании 2020 г. показала, что с самого ее начала большую активность проявили не столько оппозиционные политики, сколько правозащитники, блогеры и разного рода лидеры социальных сетей. Наиболее заметная фигура в этой среде - блогер Сергей Тихановский, который пытался в начале мая организовать в Бобруйске так называемый «антипарад» и был задержан на несколько дней за нарушение порядка. Тем самым получил еще большую известность, пытался зарегистрироваться в качестве кандидата в президенты и благодаря сотрудничеству с телерадиокомпанией Deutsche Welle1 мог выступать в эфире с жесткой критикой нынешней власти. Повторно он был задержан в конце мая во время массовых протестов, связанных со сбором подписей в поддержку кандидатов. Поскольку он не мог дальше осуществлять свою деятельность, попытку зарегистрироваться в качестве кандидата предприняла его супруга, как бы став продолжателем их общего дела. Акции Тихановского получили широкий отклик среди молодого поколения и избирателей среднего возраста. В крупных городах Беларуси выстраивались длинные очереди из желающих поставить свои подписи в его поддержку. Активную информационную войну против А. Лукашенко представители оппозиции вели также с помощью телеканала Белсат, который вещает в Интернете на белорусском языке и позиционирует себя как единственное независимое белорусское телевидение2.

В первые дни предвыборной кампании в Центральную избирательную комиссию было подано 55 заявок от инициативных групп в борьбе за президентское кресло, зарегистрированы были 14. Представители традиционной оппозиции не смогли договориться о едином лидере и о координации действий по выдвижению кандидатов, в результате чего вышли из предвыборного процесса. Некоторые из них, ссылаясь на опыт Польши, поднимали вопрос о переносе выборов на более поздний срок.

Серьезных конкурентов у А. Лукашенко не было до тех пор, пока не поступили заявки от двух реальных кандидатов, способных вести самостоятельную избирательную кампанию и найти поддержку у электората. Впервые политическими оппонентами нынешнего президента стали представители государственных структур, т.е. фактически люди системы. Это - Валерий Цепкало, бывший помощник президента, экс-посол РБ в США, создатель Парка высоких технологий, а также Викторий Бобарико - бывший глава Белгазпромбанка. Изначально было непонятно, насколько они самостоятельны в своих действиях и в какой степени будут использовать проте-стный потенциал в обществе. Высказывались предположения, что оба кандидата участвуют в «игре», задуманной с целью однозначной победы А. Лукашенко. Появлялась версия о том, что кандидатуру В. Бобарико поддерживает Кремль, который заинтересован в смене руководства РБ. Сам претендент опровергал эти слухи.

На сложившуюся ситуацию белорусское общество достаточно активно прореагировало и, можно сказать, показало готовность участвовать в реальном выборе будущего президента страны. Свидетельством тому стали растянувшиеся очереди на пунктах сбора подписей за кандидатов. Из трех проявившихся лидеров среди кандидатов в президенты С. Тихановский не смог физически продолжать широкую кампанию, да и никакой серьезной позитивной программы преобразований на будущее не имел. В отличие от него В. Бобарико, имевший богатый управленческий опыт, показал, что он четко представляет, каким должно стать белорусское государство в случае избрания его президентом. Его поддержали многие избиратели, желающие перемен, и это достаточно быстро обеспечило ему около 90 тыс. подписей. Первые публичные выступления В. Бобарико и В. Цепкало в рамках предвыборной борьбы вызвали жесткую реакцию и критику со стороны А. Лукашенко.

По мере приближения к выборам напряжение в белорусском обществе нарастало, обозначилась реальная угроза развития событий по украинскому сценарию. Еще до начала предвыборной кампании в прессе появилось сообщение о том, что США готовят очередной майдан, «белорусскую весну». С таким заявлением выступила бывший депутат Верховной рады Украины и пресс-секретарь В. Януковича Анна Герман3.

После массовых пикетов против действующего президента и активного сбора подписей в поддержку других кандидатов состоялась встреча А. Лукашенко с председателем КГБ Беларуси В. Вакальчуком, где обсуждались меры по противодействию возможным угрозам нарушения стабильности и порядка в стране. На этой встрече от имени власти было четко заявлено, что в Беларуси майдана не будет. «Мы абсолютно знаем цели, которые преследуют тут отдельные ветродуи. Эти цели нам ясны: устроить нам майданчик в преддверии президентских выборов или в день президентских выборов. Так они планировали. Хочу на этой встрече вас предупредить и всех, кто нас услышит, всех этих "майдану-тых" хочу предупредить, что майданов в Беларуси не будет»4, - подчеркнул А. Лукашенко.

Вслед за этим было отправлено в отставку правительство, назначен новый премьер-министр. Понятно, что действующий президент принимал решения, способные в какой-то степени смягчить ситуацию и сделать условия президентских выборов для него более комфортными.

В настоящее время большинство экспертов не могут предсказать окончательный итог избирательной кампании в Беларуси. Хотя опытный белорусский политик Ст. Шушкевич считает5, что при любых условиях выборы выиграет А. Лукашенко. И все же интрига, скорее всего, сохранится до дня выборов. Определенно можно сказать лишь одно: после пережитой эпидемии и президентских выборов (при любом их исходе) Беларусь будет иной.

1 В 2020 г. Deutsche Welle присудила премии «За свободу слова» 17 журналистам из 14 стран, которые боролись за правдивое освещение ситуации с COVID-19 и пострадали от этого. В их числе оказался белорусский журналист Сергей Сацук.

2 Канал финансируется с 2007 г. преимущественно Министерством иностранных дел Польши, официальной регистрации в Беларуси не имеет.

Штаты готовят новый Майдан в Минске в пику Александру Лукашенко // https://newsbuzz.ru/archives/63304

4 http://president.gov.by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-predsedatelem-komiteta-gosudarstvennoj-bezopasnosti-valeriem-vakulchikom-23721/

5 https://nsn.fm/policy/shushkevich-lukashenko-vyigraet-vybory-blagodarya-falsifikatsii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.