Научная статья на тему 'БЕХТЕРЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

БЕХТЕРЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЗНАЧЕНИЕ ВОЗРАСТА ПЕРВОГО ДЕТСТВА / СИСТЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY / AN INTEGRATED APPROACH / THE IMPORTANCE OF THE FIRST CHILDHOOD / SYSTEMATIC STUDY OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна, Юсупова Александра Юрьевна

Статья посвящена деятельности великого ученого В.М. Бехтерева, внесшего ценный вклад в развитие отечественной педагогики и зарождавшейся в это время новой науки - педологии. Анализируются взгляды В.М. Бехтерева на развитие ребенка, знание его особенностей, развитие личности и на комплексный подход к изучению ребенка, к значимому периоду первого детства. Отмечается значение деятельности Бехтерева как одного из выдающихся последователей в развитии передовых идей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других представителей российской педагогической и педологической науки. Полученные данные восполняют пробел в истории отечественной педагогики и могут обогатить современную практику организации комплексной помощи ребенку в рамках охраны здоровья и развития личности. Теоретические материалы могут быть использованы при создании учебной литературы для подготовки профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.M. BEKHTEREV: PEDAGOGICAL AND PEDOLOGICAL VIEWS IN THE CONTEXT OF CHILD HEALTH

The article is dedicated to the activities of the great scientist V.M. Bekhterev who made a valuable contribution to the development of Russian pedagogic and the new science area - pedology. V.M. Bekhterev's views on a child development, knowledge of children characteristics, personal development and to an integrated approach to the study of the child in a significant period of the first childhood are analyzed. Value of Bekhterev's activity as one of outstanding followers in the development of progressive ideas of N.I. Pirogov, K.D. Ushinsky and other representatives of the Russian educational and pedologist science is noted. The data fill the gap in the history of Russian pedagogy and can enrich the modern practice of organizing comprehensive assistance to the child in the framework of protecting health and personality development. Theoretical materials can be used to create textbooks for training professional personnel.

Текст научной работы на тему «БЕХТЕРЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

Литература

1. Березовская, Р.А. К проблеме психологического обеспечения профессионального здоровья преподавателя высшей школы / РА. Березовская // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - № 1. - С.337-338.

2. Жуков, О.Ф. Профессиональное здоровье учителя / О.Ф. Жуков, Н.С. Россошанская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). -С.75-78.

3. Корчевский, А.М. Результаты обследования преподавателей университета в Центре здоровья / А.М. Корчевский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С.105-108.

References

1. Berezovskaya, R.A. K probleme psihologicheskogo obespecheniya professional'nogo zdorov'ya prepo-davatelya vysshei shkoly / R.A. Berezovskaya // Zdorov'e -osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. - 2011. - № 1. - S.337-338.

2. Zhukov, O.F. Professional'noe zdorov'e uchitelya / O.F. Zhukov, N.S. Rossoshanskaya // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2011. - № 3 (73). - S.75-78.

3. Korchevskii, A.M. Rezul'taty obsledovaniya prepodavatelei universiteta v Centre zdorov'ya / A.M. Korchevskii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2015. -№ 7 (125). - S.105-108.

© Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю., 2020

УДК 616.8(47+57)(092)Бехтерев:[37.015.3+159.922.7](091)

== В.М. БЕХТЕРЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ = В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Фаина Лазаревна Ратнер, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, экономики и здравоохранения КГМА - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Муштари, 11; тел.: +7 917 396-87-92; e-mail: Faina.Ratner@kpfu.ru]

Александра Юрьевна Юсупова, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере МО ИМО КФУ [420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18; e-mail: alex.yusupova@mail.ru]

Реферат. Статья посвящена деятельности великого ученого В.М. Бехтерева, внесшего ценный вклад в развитие отечественной педагогики и зарождавшейся в это время новой науки - педологии. Анализируются взгляды В.М. Бехтерева на развитие ребенка, знание его особенностей, развитие личности и на комплексный подход к изучению ребенка, к значимому периоду первого детства. Отмечается значение деятельности Бехтерева как одного из выдающихся последователей в развитии передовых идей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других представителей российской педагогической и педологической науки. Полученные данные восполняют пробел в истории отечественной педагогики и могут обогатить современную практику организации комплексной помощи ребенку в рамках охраны здоровья и развития личности. Теоретические материалы могут быть использованы при создании учебной литературы для подготовки профессиональных кадров.

Ключевые слова: развитие личности ребенка, комплексный подход, значение возраста первого детства, системное изучение детей.

^^ V.M. BEKHTEREV: PEDAGOGICAL AND PEDOLOGICAL VIEWS = IN THE CONTEXT OF CHILD HEALTH

Faina L. Ratner, Doctor of Education, Professor of public health, economics and healthcare sub-faculty of KSMA - affiliated branch of RMACPE of Health Ministry of Russia [420012 Kazan, Mushtary str., 11; tel.:+7 917 396-87-92; e-mail: Faina.Ratner@kpfu.ru]

Alexandra Yu. Yusupova, PhD Pedagogy, Associated Professor of foreign languages sub-faculty of International Relations Institute of Kazan Federal University [42008 Kazan, Kremlevskaya str., 18; e-mail: alex.yusupova@mail.ru]

Abstract. The article is dedicated to the activities of the great scientist V.M. Bekhterev who made a valuable contribution to the development of Russian pedagogic and the new science area - pedology. V.M. Bekhterev's views on a child development, knowledge of children characteristics, personal development and to an integrated approach to the study of the child in a significant period of the first childhood are analyzed. Value of Bekhterev's activity as one of outstanding followers in the development of progressive ideas of N.I. Pirogov, K.D. Ushinsky and other representatives of the Russian educational and pedologist science is noted. The data fill the gap in the history of Russian pedagogy and can enrich the modern practice of organizing comprehensive assistance to the child in the framework of protecting health and personality development. Theoretical materials can be used to create textbooks for training professional personnel.

Key words: the development of the child's personality, an integrated approach, the importance of the first childhood, systematic study of children.

Широкая, многообразная научная деятельность В.М. Бехтерева оставила яркий след во многих областях отечественной науки, в том числе в педагогике и педологии. Как выдающийся представитель антрополого-гуманистического и в то же время синтетического направления в педагогической теории и практике, фундамент которого был заложен великими Н.И. Пироговым, И.И. Сеченовым, К.Д. Ушинским, а еще ранее - И.И. Бецким, Н.И. Новиковым и другими учеными, В.М. Бехтерев во многих своих работах последовательно развивал мысль о важности и значимости системного подхода к комплексному изучению детей, явившись тем самым одним из основоположников и пионеров педологического движения в России.

Материал и методы. Историографический метод, положенный в основу исследования, позволил на первом этапе ознакомиться с основными работами и взглядами В.М. Бехтерева в области обучения и воспитания. Сравнительный анализ на втором этапе позволил выделить характерные для В.М. Бехтерева педагогические взгляды, определившие дальнейшее развитие педологии и междисциплинарных принципов работы последователей ученого.

Результаты и их обсуждение. В.М. Бехтерев рассматривал проблему изучения и развития ребенка целостно, связывая воедино психофизиологическое, нервно-психическое развитие и различные стороны (нравственное, духовное, физическое, социальное и др.) воспитания. Вслед за Н.И. Пироговым он ратовал за всестороннее развитие личности, личности, отличающейся самостоятельностью и критичностью мышления. Как его современники и последователи (П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, В.П. Кащенко, Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский и др.), В.М. Бехтерев защищал идею уважения личности ребенка со дня его рождения, идею индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей и интересов, поскольку позитивное развитие личности связывается с включением ребенка в общественные процессы обучения и воспитания. Детство должно осознаваться при этом обществом как период приобретения знаний, подготовки к дальнейшей взрослой жизни [1, с. 16]. Суть педагогической позиции этих ученых состояла в том, что только гуманный педагогический процесс способствует максимальному развитию личности ребенка и реализации его природного потенциала. Как и впоследствии Г.Я. Трошин, В.М. Бехтерев указывал на необходимость взаимосвязи медико-психологических и педагогических аспектов.

Как оригинальный теоретик воспитания, В.М. Бехтерев разделял взгляды П.Ф. Лесгафта, утверждавшего, что целью воспитания является развитие самостоятельности человека, сознательно относящегося к окружающей среде [2]. Как и П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев отводил основную роль в формировании личности ребенка воспитанию. Именно система всесто-

роннего воспитания, по В.М. Бехтереву, способствует воспитанию человека, гармонически развитого, физически здорового, духовно чистого и нравственно цельного. Он подчеркивал, что развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании и сетовал на то, что мало внимания уделяется этому делу в жизни. В работе (и в докладе на I Международном педологическом конгрессе в Брюсселе, 1911 г.) «Внушение и воспитание» В.М. Бехтерев подробно и обстоятельно предложил свои взгляды на различные стороны воспитания [3, с. 151-168].

Под нравственным воспитанием он понимал развитие чувства социальной любви и сострадания и развитие чувства правды и уважения ко всему общественно ценному, хорошему и развитие чувства долга и обязанности. Именно в развитии этих сторон личности и заключается, как считал В.М. Бехтерев, основа взаимоотношений между людьми.

Что касается умственного воспитания, то В.М. Бехтерев полагал, что развитие ума вовсе не представляется тождественным с приобретением познаний, тем более, что можно быть человеком достаточно образованным и в то же время умственно малоразвитым.

Большое внимание, как и П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев уделял физическому воспитанию, которое играет решающую роль в развитии энергии, находчивости, решительности, способности к инициативе и стойкости, т.е. в развитии тех качеств, которые объединяются общим понятием воли и самодеятельности - этого ценного дара человеческой личности.

Значительное место в работах В.М. Бехтерева уделено возрасту первого детства. Он явился новатором в этом вопросе, поскольку утверждал, что воспитание должно начинаться с первых дней жизни ребенка, а внушение он рассматривал как один из воспитательных приемов, который играет особенно важную роль как раз в возрасте первого детства. Его исследования о развитии языка, развитии детского рисунка, развитии внимания, о воспитании в первом детстве, развитии нервно-психической деятельности в детском возрасте и многие другие представляют собой весьма ценный вклад в педологическую литературу [4, с. XXXVII].

Нельзя обойти вниманием работы В.М. Бехтерева «О социально-трудовом воспитании» и «Личность и условия ее развития и здоровья», где были обоснованы факторы и условия развития здоровой личности. Прежде всего, считал В.М. Бехтерев, имеет смысл обратить внимание на взаимоотношения детей, которые играют существенную роль в развитии личности. Отношения эти должны строиться, по убеждению В.М. Бехтерева, на демократических началах сотрудничества, уважения к личности другого, усвоения общественных обязанностей и гражданского долга [3, с. 229]. Эти высказывания В.М. Бехтерева как нельзя более актуальны и в настоящее время. Что касается развития личности, то В.М. Бехте-

рев утверждал, что первым и основным условием правильного воспитания личности является природа организма, наследие отцов и те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Другим фактором он называл биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма. Только гармоническое развитие тела и духа, подчеркивал В.М. Бехтерев, обеспечит правильное совершенствование личности [3, с. 230-241].

Таким образом, по В.М. Бехтереву, нужно прежде всего заботиться «...о развитии критики и самостоятельного мышления, которое и составляет истинный залог самодеятельности будущей личности. Воспитание и обучение должны преследовать своей целью выработать личность как самостоятельную социальную единицу» [5].

Как уже упоминалось, значительное место в работах В.М. Бехтерева занимает проблема возраста первого детства. Воспитание в этом возрасте необходимо, потому что «возраст первого детства, - писал он в 1908 г. в статье «Задачи Психоневрологического института», - есть именно тот возраст, в котором формируются первоначальные устои будущей личности и впервые начинают обрисовываться особенности ее нервно-психической организации» [6, с. 56]. Более того, В.М. Бехтерев подчеркивал особо, что основы будущей личности коренятся еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни ребенка, поэтому для цельного развития личности следует постепенно приучать к систематическому труду, развивать самостоятельность мышления, широкое миросозерцание, критический взгляд и стойкость характера [3, с. 249].

Обращая пристальное внимание на общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное образование, В.М. Бехтерев писал, что оно должно быть всеобщим и бесплатным; оно должно сообразовываться как с возрастом, так и с физическим состоянием и развитием организма; оно должно иметь в виду особенности психического состояния и в этом отношении должно быть индивидуализировано; школа при этом должна заботиться о развитии самодеятельной личности - с критическим умом и самостоятельным отношением к окружающей действительности; школа должна заботиться об устранении того порабощения духа, которое так легко прививается человеку с молоком матери. Окончательное завершение развития личности создается социальными условиями окружающей среды. Вот почему, утверждал В.М. Бехтерев, борьба за свободу личности является в то же время и борьбой за правильное и здоровое ее развитие, а права личности есть показатель ее развития как социальной единицы [3, с. 250-255]. Вслед за В.М. Бехтеревым те же

идеи развивали крупные российские педагоги и педологи, а Л.С. Выготский также отмечал, что социальная полноценность есть конечная цель воспитания.

В.М. Бехтереву удалось воплотить свою идею комплексности в форме создания Психоневрологического института. Являясь мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в психоневрологическую Академию и возглавляемыми В.М. Бехтеревым, в числе которых работали Детский обследовательский институт по изучению трудных и одаренных детей, Центральная вспомогательная школа для дефективных детей, Институт морального воспитания для изучения форм моральной дефективности и антисоциальных проявлений в детском возрасте, Педологический институт. Этот опыт еще требует своего самого серьезного изучения, анализа и осмысления, справедливо отмечают Б. Ломов, В. Кольцова и Е. Степанова, крупные российские ученые ХХ в. [7, с. 443].

Вывод. В своей статье нам удалось осветить лишь небольшой аспект деятельности выдающегося ученого, организатора и основоположника новых научных направлений, психолога, педагога, педолога, крупного общественного деятеля, число работ которого превышает 600. Это был неутомимый труженик с кипучей энергией, многогранный ученый, восемь лет деятельности которого прошли в стенах Казанского университета.

Литература

1. Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности: в 2 томах. Т. 2. Объективное изучение личности / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. -281 с.

2. Бехтерев, В.М. Охрана детского здоровья: к вопросу о воспитании детей дошкольного возраста / В.М. Бехтерев. - Санкт-Петербург, 1911. - 23 с.

3. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. - Москва, 1990. -375 с.

4. Ломов, Б.Ф. Очерк жизни и научной деятельности В.М. Бехтерева / Б.Ф. Ломов, В.А. Кольцова, Е.И. Степанова // Бехтерев В.М. Объективная психология. - Москва: Наука, 1991. - 428 с.

5. Поварнин, К.И. Бехтерев как педолог / К.И. Поварнин // Сборник, посвященный В.М. Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности (1885-1925). - Ленинград, 1926. - С.37-40.

6. Просецкий, В.А. В.М. Бехтерев как психолог и педагог / В.А. Просецкий // Ученые записки. Вып. 3. - Липецк: Ленинское знамя, 1957. - 73 с.

7. Психология развития, возрастная психология / под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 220 с.

References

1. Behterev, V.M. Izbrannye trudy po psihologii lichnosti: v 2 tomah. T. 2. Ob'ektivnoe izuchenie lichnosti / V.M. Behterev. - Sankt-Peterburg: Aleteiya, 1999. - 281 s.

2. Behterev, V.M. Ohrana detskogo zdorov'ya: k voprosu o vospitanii detei doshkol'nogo vozrasta / V.M. Behterev. -Sankt-Peterburg, 1911. - 23 s.

3. Lesgaft, P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya / P.F. Lesgaft; sost. I.N. Resheten'. - Moskva, 1990. - 375 s.

4. Lomov, B.F. Ocherk zhizni i nauchnoi deyatel'nosti V.M. Behtereva / B.F. Lomov, V.A. Kol'cova, E.I. Stepanova // Behterev V.M. Ob'ektivnaya psihologiya. - Moskva: Nauka, 1991. - 428 s.

5. Povarnin, K.I. Behterev kak pedolog / K.I. Povarnin // Sbornik, posvyaschennyi V.M. Behterevu k 40-letiyu professorskoi deyatel'nosti (1885-1925). - Leningrad, 1926. - S.37-40.

6. Proseckii, V.A. V.M. Behterev kak psiholog i pedagog / V.A. Proseckii // Uchenye zapiski. Vyp. 3. - Lipeck: Leninskoe znamya, 1957. - 73 s.

7. Psihologiya razvitiya, vozrastnaya psihologiya / pod obsch. red. L.I. Scherbakova. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. -220 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.