г
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
© Газизов Р.Р., 2020
УДК 613.6:37.011.3-051(470.41-25)
== МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА = (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНИ)
Ранль Рамилевич Газизов, аспирант очной формы обучения кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО Казанский ГМУ
Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 49; тел.: 8(927)675-36-35; e-mail: gazr@mail.ru]
Реферат. В современных условиях педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья учителя, поскольку работающие в этой сфере относятся к группе риска в связи с большими профессиональными, умственными и психологическими нагрузками. Цель исследования - медико-социальная оценка основных показателей здоровья педагогических работников общеобразовательных школ. В исследование было включено 162 учителя общеобразовательных школ города Казани, период исследования - 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием методов вариационной статистики и программного средства SPSS STATISTICS 23. В рамках данного исследования стало возможным сделать вывод о том, что учителя могут быть отнесены к группе риска по многим неинфекционным социально значимым заболеваниям. Однако до сегодняшнего дня не разработано эффективных комплексных персонифицированных профилактических мероприятий, которые бы позволили педагогам избежать заболеваний, связанных с их профессией.
Ключевые слова: учитель, здоровье, школа.
MEDICAL AND SOCIAL ASSESSMENT OF THE HEALTH INDICATORS = OF TEACHING STAFF WORKING IN BIG URBAN CENTERS = (AFTER THE EXAMPLE OF KAZAN CITY)
Rail R. Gazizov, postgraduate student of general hygiene sub-faculty of Kazan State Medical University of Health Ministry of
Russia [420012 Kazan, Butlerov str., 49; tel.: 8(927)675-36-35; e-mail: gazr@mail.ru]
Abstract. Nowadays pedagogical activity makes high demands to the state of teacher's health and belongs to the risk group due to great professional, mental and psychological stress. The purpose of the study is a medical and social assessment of the main health indicators of teaching staff in comprehensive schools. The study included 162 teachers of comprehensive schools in Kazan during the 2016/2017 and 2017/2018 academic years. The obtained data were subjected to statistical analyses carried out with the help of variation statistics method and the SPSS STATISTICS 23 software tool. We can conclude in the framework of this study that teachers can be assigned to the risk group for many non-infectious socially significant diseases. However, there are no effective comprehensive personalized preventive measures considering the risks of teaching profession up to these days.
Key words: teacher, health, school.
Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых, педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к физическому и психическому здоровью учителя и занятые в этой сфере относятся к группе риска. Работа педагога в современных условиях связана с большими профессиональными нагрузками, умственными и психологическими. Этим объясняется высокая частота факторов риска, широкая распространенность хронических неинфекционных заболеваний среди данной категории специалистов [1, 2].
Согласно исследованиям А.М. Корчевского, проведенным в 2015 г. с участием 187 преподавате-
лей, 111 из них имели хронические заболевания, среди которых лидировали сердечно-сосудистые (36,3%), несколько им уступали заболевания опорно-двигательного аппарата (29,9%), третье место занимали заболевания органов пищеварения. В исследовании названного автора также были выявлены факторы риска: повышенный уровень холестерина, повышенный уровень глюкозы, ишемиче-ские изменения сердца, изменения при биоимпе-дансометрии [3].
В исследованиях других авторов [2] отмечено, что, несмотря на достаточно высокие показатели заболеваемости, лишь 2% учителей обращаются в течение учебного года за помощью к врачам, предпо-
читают переносить болезни «на ногах», не уходя на больничный.
Актуальность проблемы здоровья педагога несомненна, поскольку именно от него в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения, так как педагогу в современном обществе приходится выдерживать социальные, психологические и профессиональные нагрузки, возникающие в процессе профессиональной деятельности.
Цель работы - медико-социальная оценка основных показателей здоровья педагогических работников общеобразовательных школ.
Материал и методы. В исследование было включено 162 учителя общеобразовательных школ Казани, использованы данные изучения их характеристик за 2016/2017 и 2017/2018 учебные годы, а также анкетирования (проводившегося в первой половине дня). Карта исследования включала в себя вопросы, структурированные в два блока: социально-демографическая и профессиональная характеристики (пол, возраст, уровень образования, стаж, условия оплаты труда, условия проживания); вопросы медико-социального характера.
Данные, полученные в процессе исследования, прошли статистическую обработку посредством методов вариационной статистики и программного средства SPSS STATISTICS 23.
Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 162 человека, из них 29 (17,9%) мужчин и 133 (82,1%) женщины, средний возраст составил (49,2±7,9) года. Распределение респондентов по полу и возрасту представлено в табл. 1.
Т а б л и ц а 1
Распределение респондентов по полу и возрасту
Возраст исследуемых, лет Пол Всего
мужской женский
Абс. числа % Абс. числа % Абс. числа %
Моложе 25 0 0 11 8,3 11 6,8
25-29 2 6,9 13 9,8 15 9,3
30-34 5 17,2 17 12,8 22 13,6
35-39 2 6,9 16 12,0 18 11,1
40-44 6 20,7 29 21,8 35 21,6
45-49 8 27,6 25 18,8 33 20,4
50-54 3 10,3 22 16,5 25 15,4
55-59 3 10,3 0 0 3 1,9
Итого 29 100 133 100 162 100
Социально-демографическая часть опросника содержала в себе общие сведения о респондентах (пол, возраст, стаж работы и образование).
Высшее образование имели 145 респондентов, в том числе 12 человек прошли обучение в двух и более вузах, 16 получили среднее профессиональ-
ное образование. Из числа опрошенных стаж работы до 5 лет указали 29 (19,3%) учителей, от 5 до 10 лет - 32 (20,9%), от 10 до 15 лет - 24 (16,1%), от 15 до 20 лет - 36 (24,3%), от 20 до 25 лет - 23 (11,3%), от 25 до 30 лет - 13 (6,5%), от 30 до 35 лет - 5 (1,6%); работавших более 35 лет по данным анкеты не было выявлено (рис. 1).
Работа по совместительству в других организациях отмечена 41 (25,3%) респондентом, помимо основного их места работы в общеобразовательной школе. Из всех опрошенных постоянно берут работу на дом 43 (26,5%) учителя (проверка ученических тетрадей, написание тематических планов и др.). Причина этого - в течение рабочего дня на выполнение всех должностных обязанностей у педагогов не хватает времени. Необходимость работать ежедневно более чем 8 ч отметили 63 (38,9%) респондента, поскольку доход ниже среднего (гху=0,67) на основной работе вынуждает совмещать педагогическую деятельность с другой работой, заниматься репетиторством.
Следующий блок включал вопросы, касающиеся основных показателей качества, условий жизни, а также вопросы о ежемесячном доходе и социально-бытовых условиях жизни. Информация о среднемесячной заработной плате представлена в табл. 2.
В то время как среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных, средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района) Республики Татарстан составила в 2017 г. 41 123,5 руб.
25-30 лет 30-35 лет более 35 лет ло 5 лет
8% 3% 0% /iso/5
20-25 лет
14% Х^
5-10 л 20
Рис. 1. Распределение исследуемых по стажу работы, %
Т а б л и ц а 2 Распределение респондентов по показателю среднемесячного дохода за 2017-2018 гг.
Доход, тыс. руб. Количество/доля исследуемых
Абс. числа %
Менее 10 3 1,9
10-20 19 11,7
20-30 82 50,6
30-40 58 35,8
Итого 162 100
и в 2018 г. - 44 970,3 руб., среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Татарстан в 2017 г. составила 27 462,3 руб., а в 2018 г. - 30 316 руб. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан).
Хорошими социально-бытовыми условиями своего проживания считают 75,3% респондентов и 24,7% -удовлетворительными. При этом на одного члена семьи менее 12 м2 приходится в 39 (24,1%) семьях, от 12 до 18 м2 - в 81 (50%), от 19 до 35 м2 - в 37 (22,8%) и от 56 до 80 м2 - в 5 (3,1%).
Следующая группа вопросов касалась медико-социальных аспектов. На момент опроса 99 (61,1%) респондентов считали самочувствие хорошим, 63 (38,9%) - удовлетворительным. Анкетирование также позволило получить оценку самочувствия по утрам после пробуждения: с чувством полного отдыха просыпаются 57 (35,2%) человек, с ощущением вялости - 89 (54,9%), головные боли после сна испытывают 5 (3,1%), ощущают нарушения сна - 11 (6,8%). Однако исследование показало, что утомление отмечается у 86 (53,1%) респондентов, а переутомление -у 76 (46,9%). Результаты анкетирования также показали, что хроническими заболеваниями различных органов и систем страдают 109 (67,3%) респондентов, абсолютно здоровыми считают себя 53 (32,7%) респондента. Структура выявленных хронических заболеваний у учителей по данным анкетирования представлена на рис. 2.
Ежедневные головные боли по вечерам испытывают 14 (8,6%) респондентов, при волнении -36 (22,2%), изредка головные боли возникают у 45 (27,8%), беспричинные головные боли отмечают 49
(30,3%) и только 18 (11,1%) человек не испытывают головных болей.
В 8 (4,9%) случаях отмечено верифицированное онкологическое заболевание, в двух - инвалидность. Наследственный анамнез у опрошенных учителей отягощен по таким социально значимым неинфекционным заболеваниям, как сахарный диабет, -у 63 (38,9%), гипертоническая болезнь - у 88 (54,3%), новообразования - у 28 (17,3%), избыточный вес и ожирение у 46 (28,4%).
Частота обращений в медицинские организации, по данным нашего исследования, такова: по мере необходимости обращаются 69 (42,6%) респондентов, один раз в год - 39 (24,1%), два раза в год - 31 (19,1%), не обращаются вообще - 15 (9,3%), более 3 раз в год - 8 (4,9%). И лишь 104 (64,2%) опрошенных проходят диспансеризацию взрослого населения (ДВН). Более 70% респондентов не проходят диспансеризацию по причине нехватки времени, другие -из-за отсутствия желания.
Выводы. Безусловно педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к соматическому и психическому здоровью учителя. В рамках данного исследования можно сделать вывод о том, что представители такой профессии, как учитель, относятся к группе повышенного риска по многим неинфекционным социально-значимым заболеваниям. Исследование показателей физического и психического здоровья современного педагога показывает, насколько оно подвержено значительным профессиональным, психологическим, интеллектуальным нагрузкам. Однако до сегодняшнего дня не разработано эффективных комплексных персонифицированных профилактических мероприятий, которые бы позволили нивелировать издержки, связанные с профессией.
Эндокринологические болезн 10%
Неврологические болезни 19%
Болезни костно-мышечной системы 5%
Болезни глаза 10%
Болезни системы кровообращения 14%
Болезни органов дыхания 9%
Аллергические болезни 14%
Болезни мочеполовой системы 5%
Болезни органов пищеварения 14%
Рисунок 2. Распределение респондентов (%) в зависимости от наличия у них тех или иных хронических заболеваний
Литература
1. Березовская, Р.А. К проблеме психологического обеспечения профессионального здоровья преподавателя высшей школы / РА. Березовская // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2011. - № 1. - С.337-338.
2. Жуков, О.Ф. Профессиональное здоровье учителя / О.Ф. Жуков, Н.С. Россошанская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). -С.75-78.
3. Корчевский, А.М. Результаты обследования преподавателей университета в Центре здоровья / А.М. Корчевский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С.105-108.
References
1. Berezovskaya, R.A. K probleme psihologicheskogo obespecheniya professional'nogo zdorov'ya prepo-davatelya vysshei shkoly / R.A. Berezovskaya // Zdorov'e -osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih resheniya. - 2011. - № 1. - S.337-338.
2. Zhukov, O.F. Professional'noe zdorov'e uchitelya / O.F. Zhukov, N.S. Rossoshanskaya // Uchenye zapiski universiteta im. PF. Lesgafta. - 2011. - № 3 (73). - S.75-78.
3. Korchevskii, A.M. Rezul'taty obsledovaniya prepodavatelei universiteta v Centre zdorov'ya / A.M. Korchevskii // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2015. -№ 7 (125). - S.105-108.
© Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю., 2020
УДК 616.8(47+57)(092)Бехтерев:[37.015.3+159.922.7](091)
== В.М. БЕХТЕРЕВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПЕДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ = В КОНТЕКСТЕ ОХРАНЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Фаина Лазаревна Ратнер, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, экономики и здравоохранения КГМА - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России [420012 г. Казань, ул. Муштари, 11; тел.: +7 917 396-87-92; e-mail: Faina.Ratner@kpfu.ru]
Александра Юрьевна Юсупова, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков в сфере МО ИМО КФУ [420008 г. Казань, ул. Кремлевская, 18; e-mail: alex.yusupova@mail.ru]
Реферат. Статья посвящена деятельности великого ученого В.М. Бехтерева, внесшего ценный вклад в развитие отечественной педагогики и зарождавшейся в это время новой науки - педологии. Анализируются взгляды В.М. Бехтерева на развитие ребенка, знание его особенностей, развитие личности и на комплексный подход к изучению ребенка, к значимому периоду первого детства. Отмечается значение деятельности Бехтерева как одного из выдающихся последователей в развитии передовых идей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и других представителей российской педагогической и педологической науки. Полученные данные восполняют пробел в истории отечественной педагогики и могут обогатить современную практику организации комплексной помощи ребенку в рамках охраны здоровья и развития личности. Теоретические материалы могут быть использованы при создании учебной литературы для подготовки профессиональных кадров.
Ключевые слова: развитие личности ребенка, комплексный подход, значение возраста первого детства, системное изучение детей.
^^ V.M. BEKHTEREV: PEDAGOGICAL AND PEDOLOGICAL VIEWS = IN THE CONTEXT OF CHILD HEALTH
Faina L. Ratner, Doctor of Education, Professor of public health, economics and healthcare sub-faculty of KSMA - affiliated branch of RMACPE of Health Ministry of Russia [420012 Kazan, Mushtary str., 11; tel.:+7 917 396-87-92; e-mail: Faina.Ratner@kpfu.ru]
Alexandra Yu. Yusupova, PhD Pedagogy, Associated Professor of foreign languages sub-faculty of International Relations Institute of Kazan Federal University [42008 Kazan, Kremlevskaya str., 18; e-mail: alex.yusupova@mail.ru]
Abstract. The article is dedicated to the activities of the great scientist V.M. Bekhterev who made a valuable contribution to the development of Russian pedagogic and the new science area - pedology. V.M. Bekhterev's views on a child development, knowledge of children characteristics, personal development and to an integrated approach to the study of the child in a significant period of the first childhood are analyzed. Value of Bekhterev's activity as one of outstanding followers in the development of progressive ideas of N.I. Pirogov, K.D. Ushinsky and other representatives of the Russian educational and pedologist science is noted. The data fill the gap in the history of Russian pedagogy and can enrich the modern practice of organizing comprehensive assistance to the child in the framework of protecting health and personality development. Theoretical materials can be used to create textbooks for training professional personnel.
Key words: the development of the child's personality, an integrated approach, the importance of the first childhood, systematic study of children.