Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Артемьева О.А., Карапетова А.В. — Научные коллективы как основа психологической школы В.М. Бехтерева // Психология и Психотехника. - 2021. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.3.36169 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36169
Научные коллективы как основа психологической школы В.М. Бехтерева
Артемьева Ольга Аркадьевна
доктор психологических наук
профессор кафедры социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Иркутского
государственного университета
664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, каб. 406 И [email protected]
Карапетова Алина Владимировна I
специалист по учебно-методической работе кафедры медицинской психологии Иркутского I
государственного университета ^^^Н _ ^Ж
664025, Россия, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, каб. 407 ^^^Н [email protected] I
Статья из рубрики "Социальные страсти"
DOI:
10.7256/2454-0722.2021.3.36169
Дата направления статьи в редакцию:
27-07-2021
Аннотация: В русле изучения организации деятельности ведущих коллективов отечественных психологов дана характеристика научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии. С целью определения организационной базы, состава и результатов деятельности коллективов проведен целеописательный биографический анализ и анализ продуктов научной деятельности ученого и его сотрудников. Показано, что психологическое направление научной школы В.М. Бехтерева оформилось на основе коллективов, возникших под его руководством на различных научно-образовательных базах: Казанского университета, Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, Психоневрологического института и Института по изучению мозга. Новизна реализованного подхода состоит в реконструкции становления рефлексологии как самостоятельного психологического направления научной деятельности В.М. Бехтерева с позиций социально-психологической теории коллектива. Для организации коллективной работы было характерно наличие индивидуальных «веток» исследований у членов коллективов, что обеспечивало
раскрытие творческого потенциала каждого ученого и вклад в разработку общего предмета исследования; а также обобщающая, сплачивающая роль руководителя. Личность В.М. Бехтерева, объединявшая десятки талантливых исследователей на протяжении 40 лет, была основным фактором формирования отдельных коллективов и целой научной школы. Существенной характеристикой психологической «научной школы-исследовательского коллектива», представленной рядом научных коллективов, была экспериментально-, практико- и социально-ориентированная научно-исследовательская программа исследования человека. Также можно говорить о приоритете научной школы В.М. Бехтерева в разработке и реализации объективного и комплексного подходов к изучению психологических феноменов. Благодаря этим особенностям организации научной деятельности созданная научно-исследовательская база и кадры психологов определили формирование ленинградской школы советской психологии не только в работах В.Н. Мясищева, Н.М. Щелованова, А.В. Ярмоленко, М.Я. Басова, Б.Г. Ананьева, но и многих других отечественных психологов.
Ключевые слова: научный коллектив, научная школа, история психологии, советская психология, отечественная психология, организация науки, Бехтерев Владимир Михайлович, рефлексология, научное руководство, история отечественной психологии
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00675.
Введение
Имя Владимира Михайловича Бехтерева традиционно включается в списки ведущих
отечественных ученых и психологов начала ХХ века [6; 41]. Исследователи говорят о бесценном, внушительном по объему наследии В.М. Бехтерева как исследователя,
преподавателя, врача, но, прежде всего, крупного организатора науки [28; 29; 44; и др,]. Создание ряда научных школ и множества научных коллективов, определивших развитие нескольких научных дисциплин, является важнейшим результатом его научной деятельности. При этом исследованию научных коллективов В.М. Бехтерева, их состава, определению тематики уделяется недостаточно внимания.
Опыт изучения человека с позиций физиологии, неврологии, психиатрии и психологии позволил В.М. Бехтереву сформулировать представление о психологии как той
комплексной науке, которая может и должна объединить все знания о человеке [28; 441. Вместе с тем именно психологическое наследие В.М. Бехтерева наименее разработано. Основные положения и методы исследования рефлексологии как направления психологического исследования, предложенного В.М. Бехтеревым, малоизвестны среди современных психологов. Несмотря на наличие важных историко-психологических работ В.А. Кольцовой, Е.В. Левченко, Н.А. Логиновой, и др., история становления и развития психологической ветви научной школы В.М. Бехтерева так же все еще не написана.
Неразработанность данной проблемы обуславливает новизну предлагаемого исследования. Его целью является определение организационной базы, состава и результатов деятельности научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии. Объектом исследования выступает организация научной деятельности ведущих научных коллективов отечественной психологии первой половины ХХ столетия. Предмет - научные коллективы, работавшие под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии.
Методология и методы исследования
Исследование имеет междисциплинарный характер, проводится на стыке истории психологии и социальной психологии науки. Теоретико-методологическую основу исследования составляет теория коллектива (А.В. Петровского, Л.И. Уманского), программно-ролевой подход к изучению научной деятельности и коллектива М.Г. Ярошевского, уровневая субъектная концепция социально-психологической детерминации развития психологии О.А. Артемьевой. Реализуется система принципов историко-психологического исследования, наиболее важными из которых для организации данного исследования являются принцип единства логического и исторического, «принцип перспективной ориентированности историко-психологического познания» и «принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического познания» [21, c' 1561, обоснованные В.А. Кольцовой.
В качестве основного метода исследования выступил целеописательный биографический анализ, применявшийся с целью определения и характеристики научных коллективов, занимавшихся под руководством В.М. Бехтерева разработкой психологических тем.
В качестве материала анализа использованы следующие типы источников: 1) опубликованные материалы биографического характера («Автобиография» В.М. Бехтерева, биографические воспоминания Н.П. Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни» - 2 источника); 2) опубликованные свидетельства учеников и современников В.М. Бехтерева (В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.П. Осипова, А.В. Гервера, П.А Останкова, К.И. Поварнина - 6 источников); 3) материалы, содержащие анализ научной деятельности и творческого пути В.М. Бехтерева, в том числе подготовленные по результатам работы в архивах гг. Санкт-Петербурга и Казани (научные монографии - 8 источников; предисловия или вступительные статьи к изданиям научных трудов В.М. Бехтерева (4 источника); научные, в том числе биографические, статьи (28 источников).
Данные типы источников были подобраны с целью изучения особенностей организации коллективной работы под руководством В.М. Бехтерева, основываясь не только на свидетельствах его учеников и благодарных современников, но и на результатах систематического исследования особенностей развития научного творчества В.М. Бехтерева и отечественной науки современными учеными. Сопоставление нескольких источников одного типа, как и разных типов источников, позволило применить технику триангуляции и тем самым обеспечить объективность результатов качественного исследования.
В качестве дополнительного, взаимопроверяющего и взаимодополняющего метода использовался анализ продуктов научной деятельности. Проведен анализ списка
прижизненных публикаций В.М. Бехтерева (725 работ [9, с' 471-5231). Учитывались такие данные, как год и место публикации, издательство, индивидуальный или коллективный характер публикации (наличие, имена и статус соавторов), заголовок. Информация о публикационной активности автора сопоставлялась с данными о его организаторской и совместной работе с отечественными учеными.
Для определения составов научных коллективов В.М. Бехтерева были выработаны следующие критерии. Первый критерий - административное подчинение членов коллектива В.М. Бехтереву. Второй - наличие у коллектива научной базы, встроенной в государственную систему науки и образования. Наличие такой базы рассматривалось как условие, представляющее возможность непосредственного взаимодействия членов научного коллектива. Не менее важным является участие членов коллектива в
выполнении социального заказа, удовлетворении общественных потребностей государства. Третий критерий - единая научно-исследовательская тематика как отражение единой исследовательской программы.
Для характеристики научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева, определим: 1) организации, на базе которых они работали; 2) годы работы под его руководством; 3) ведущих представителей; 4) основные результаты совместной научной деятельности.
В научной деятельности В.М. Бехтерева выделяют казанский и петербургский периоды. Мы не будем отходить от этой традиции и рассмотрим деятельность научных коллективов как казанских, так и петербургских.
Казань. Первая в России психофизиологическая лаборатория
В 1885 г. при Казанском университете под руководством В.М. Бехтерева была создана первая в России психофизиологическая лаборатория. Ее коллектив состоял из представителей медицинских специальностей, в основном из психиатров. Проблемы психологии разрабатывались в лаборатории наряду с проблемами анатомии, гистологии и физиологии нервной системы в норме и патологии. На базе лаборатории были проведены первые экспериментально-психологические исследования, поэтому ее
называют первой экспериментальной психологической лабораторией 14; 17; 30; 351.
По результатам анализа источников можно выделить следующих членов лаборатории, в том числе студентов: В.И. Васильев, М.К. Валицкая, Б.И. Воротынский, В.Н. Васяткин, Е.А. Геник, М.М. Гран, А.В. Диомидов, М.С. Добротворский, С.Д. Колотинский, И.К
Мейер, П.А. Останков, Н.Н. Реформатский, А.М. Токарский, А.Ф. Тодорски [10; 17; 29; 421. Однако не все сотрудники проводили собственно психологические исследования. Среди последних необходимо выделить работы студентов П.А. Останкова и М.М. Грана, результаты которых сам В.М. Бехтерев оценил как «зарождение психометрии как части
новейшей физиологической психологии» (цит. по [42, с 101). Авторы сравнивали скорость психических процессов у человека в различное время дня. Кроме этого психометрические исследования проводила М.К. Валицкая - с больными, страдающими
разными нервными расстройствами ИИ; а также студенты Е.А. Геник и Б.И. Воротынский также проводили - с людьми, находящимися в состоянии гипноза -И21. Таким образом, первые психологические исследования под руководством В.М. Бехтерева в Казани были выполнены на клиническом материале в русле психометрии.
К формальным результатам деятельности коллектива лаборатории можно отнести конструирование 7 оригинальных приборов, а также опубликование 34 научных работ,
хотя лишь 4 из них были выполнены в области экспериментальной психологии [17; 40; 49]. Ожидаемо, что на этом начальном этапе организаторской работы В.М. Бехтерева 90%
опубликованных работ его коллектива были подготовлены самим автором --401.
В целом вклад членов лаборатории в психологию связан с проведением первых в России экспериментальных психологических исследований, началом разработки принципов их организации, с реализацией личностного, дифференциального подхода в психологии, комплексного и объективного подходов к исследованию сознания и психических
процессов 401. Среди других результатов деятельности коллектива можно назвать определение роли эмоционального фактора в психической деятельности, вскрытие психических феноменов «ожидания» и «акта сосредоточения», раскрытие стадиальности
сознательных и бессознательных процессов [17; 40; 44].
Анализ биографических данных позволял обнаружить, что В.М. Бехтерев объединял казанских исследователей не только на базе конкретного коллектива психофизиологической лаборатории, но и значительно шире. За год до своего отъезда из Казани он создал Общество невропатологов и психиатров (29 мая 1892 г.), которое было призвано объединить исследователей нервной системы, в том числе и психологов для общения, обмена мыслями, совместного познания объекта изучения. Печатным органом общества стал основанный В.М. Бехтеревым журнал «Неврологический вестник» (1893-1918 гг.).
В рамках психофизиологической лаборатории и, шире, Общества невропатологов и пси1 хиатров В.М. Бехтерев объединял исследователей проблем экспериментальной психологии или «психофизики» как связующего звена между физиологией нервной си1
стемы и эмпирической психологией [15;—18—42—43!. Очевидно, такая работа способствовала дальнейшему развитию идей объективной психологии и увеличению «веса» психологии в становящейся системе отечественного человекознания.
Таким образом, уже в начальный период своей научной и организационной деятельности в Казани (1885-1893) В.М. Бехтерев стремился к объединению специалистов разных специальностей, к реализации коллективных исследований, полагая основание комплексного подхода к изучению человека. Значительное место в этом подходе занимала психология, строящаяся на результатах объективных исследований. Казанский этап научной деятельности В.М. Бехтерева и руководимого им научного коллектива можно рассматривать как период зарождения психологической ветви научной школы В.М. Бехтерева. Работами сотрудников психофизиологической лаборатории, в том числе студентов Казанского университета, было положено начало реализации принципов экспериментального психологического исследования, определивших методологию комплексного подхода В.М. Бехтерева в дальнейшем.
Санкт-Петербург. Экспериментально-психологическая лаборатория при Военно-медицинской академии
С 1893 г. В.М. Бехтерев возглавил кафедру психиатрии и нервных болезней в Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Там же при клинике душевных болезней в 1894 г. им была открыта экспериментально-психологическая (объективно-
психологическая [8, с- 29], психологическая) лаборатория. Таким образом, в качестве еще одного научного коллектива В.М. Бехтерева можно определить группу сотрудников психологической лаборатории при Военно-медицинской академии и их студентов. Под руководством В.М. Бехтерева шло освоение объективных методов психологического исследования, что позволило разработать общий план исследования личности человека,
опираясь на объективные данные ¿З^!.
Здесь начиналось «активное изучение сочетательных рефлексов как животных, так и
сначала здоровых, а затем и душевнобольных людей» [46, с 11]; закладывались основы
не только общей психологии, но и патопсихологии -И6!. Как указывал сам В.М. Бехтерев, именно в этой лаборатории возникла та самая научная дисциплина «объективная
психология», позднее переименованная автором в рефлексологию [8, с 29]. Результаты этой 10-летней работы были изложены им в статье «Объективная психология и ее предмет» (1904) и, позднее, в объемном труде «Объективная психология» (1907-1911).
Пожалуй, наиболее известный сотрудник лаборатории - А.Ф. Лазурский - стал ее заведующим в 1897 г. после окончания академии ^^Ш. Согласно периодизации научного творчества А.Ф. Лазурского, предложенной Е.В. Левченко, его работа в лаборатории была посвящена разработке собственной исследовательской программы и работе над
проблемой метода в психологии Г25; 261. Основная часть его публикаций этого периода посвящена экспериментальным исследованиям памяти, ассоциаций, а также учению о характере. Совместных работ у В.М. Бехтерева с А.Ф. Лазурским не обнаружено.
Под руководством А.Ф. Лазурского были выполнены диссертационные исследования М.И. Аствацатурова «Клинические и экспериментально-психологические исследования речевой функции» (1908) и А.В. Ильина «О процессах сосредоточения (внимания) у слабоумных душевнобольных. Экспериментально-психологическое исследование
душевнобольных» (1909) [46]. Под руководством самого В.М. Бехтерева защитил диссертацию будущий основатель отечественной военной психологии Г.Е. Шумков. Тема работы была: «Воспроизведение двигательных раздражений в зависимости от истекшего времени» (1909)
Среди других сотрудников, прежде всего врачей, работавших под руководством В.М. Бехтерева в Военно-медицинской академии, известны: А.В. Гервер, И.П. Никитин, В.П.
Осипов, В.В. Срезневский, С.И. Топалов, М.Н. Жуковски Г28; 441. Здесь же в 1894 г. В.М. Бехтерев внес предложение «об учреждении в академии особой кафедры
психологии» Г46, с- 91. Два года спустя был открыт журнал «Обозрение психиатрии, неврологии, экспериментальной психологии и гипнотизма». А в 1901 г. основано Русское общество нормальной и патологической психологии.
В целом, по словам Е.А. Будиловой и В.А. Кольцовой, «теоретические принципы и методы психологического эксперимента, разработанные в казанской лаборатории, развивались и применялись В.М. Бехтеревым в петербургской лаборатории, где у него работал большой коллектив неврологов и психиатров, совмещавших психологические
исследования с врачебной практикой в клинике» Г11, с- 1011. К основным результатам деятельности коллектива психологической лаборатории при Военно-медицинской академии в 1894-1900-х гг. можно отнести разработку основ объективной психологии, применения экспериментального метода к изучению здорового и душевнобольного человека.
Санкт-Петербург. Психоневрологический институт
Самой известной научно-образовательной базой коллективной исследовательской деятельности под руководством В.М. Бехтерева является Психоневрологический институт, созданный им в 1907 г. Институт включал в себя значительное число различных подразделений, в том числе созданных для изучения проблем психологии.
Педологический институт
Собственно Психологическую лабораторию института в 1909 г. организовал и возглавил А.Ф. Лазурский. Общее руководство над исследованиями, проводимыми в лаборатории, осуществлялось В.М. Бехтеревым. В этот период своей деятельности, согласно Е.В. Левченко, А.Ф. Лазурский развивал идеи субъективной психологии, возвращая «внутренний опыт» в психологию, дополняя своими исследованиям объективную психологию В.М. Бехтерева Также на базе лаборатории были выполнены первые работы ученика А.Ф. Лазурского, студента Психоневрологического института М.Я.
Басова, посвященные исследованию двигательно-волевых процессов и психического темпа [25!.
Вместе с лабораториями физиологии и гигиены психологическая лаборатория вошла в состав Педологического института (1909). Помощником директора, а в 1910-1919 гг. директором первого в России педологического института, был психиатр и психолог К.И. Поварнин. Здесь же работали психологи Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурнин, М.П. Денисова, А.М. Лукина, В.Н. Доброхотова, В.П. Протопопов и Е.М. Сосновская, а также детские врачи А.Н. Шкерин, А.П. Заболотский, педагоги Д.В. Фельдберг, П.Ф. Каптаров и лаборанты И.Н. Спиртов, Г.Е. Шумаков-28—З2-. В институте разрабатывались практические рекомендации по педиатрии и педагогике, применялись различные методы
лечения психики и нервной системы I28!. Проводились исследования по детской психологии и педологии с применением лонгитюдного метода. В частности, сотрудниками института было установлено, что развитие движений и действий ребенка происходит под влиянием зрительных и слуховых раздражений. М.П. Денисова и Н.Л. Фигурин выявили,
что возможность зрительного выбора связана с процессом сосредоточения -44!.
Также к вкладу коллектива Педологического института можно отнести реализизацию
генетического принципа в исследовании ребенка -41!. В 1918 г. Педологический институт стал педологическим отделом (отделом развития или генетической рефлексологии) Института мозга, под руководством Н.М. Щелованова.
В.М. Бехтерев принимал активное участие в организации первых всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. О членах коллектива Педологического института, работавшего под его патронажем, можно говорить как о первопроходцах в педологии, возрастной и педагогической психологии. В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник и Б.Н. Тугайбаева относят их к «рефлексологически ориентированным
педологам» ———61!, осуществлявшим экспериментальное изучение рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).
Криминологический институт
Параллельно с разработкой проблем медицины, физиологии, психологии, педологии В.М. Бехтерев уделял большое внимание изучению личности преступника. Для проведения исследований в этом русле в 1908 г. при Психоневрологическом институте был открыт Криминологический институт - первый научно-учебный центр по проблемам криминалистики. Деятельность института была направлена на разработку проблем и методов психиатрической экспертизы, изучение особенностей личности преступников,
феномена преступности, ее причин и методов борьбы с ней [15; 38]. Активное участие в создании как самого Психоневрологического института, так и Криминалистического института принимал известный криминалист Д.А. Дриль (1846-1910). В последние годы жизни он разработал и начал чтение в институте учебных курсов, раскрывающих преступность как комплексный феномен воздействия на личность преступника врожденных качеств и факторов социальной среды.
Также деятельность Криминологического института известна сформулированной самим В.М. Бехтеревым концепцией преступности и исследовательской программой криминологии, нашедшей отражение в его общественных выступлениях и публикациях
Экспериментально-клинический институт по изучению алкоголизма
В 1911 г. при Психоневрологическом институте был организован центр, посвященный решению еще одной комплексной психолого-медицинской проблемы, долгие годы занимавшей В.М. Бехтерева. На базе Экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма (Противоалкогольного института) он объединил ученых для разработки различных аспектов алкоголизма и методов борьбы с ним. Институт был первым в России и Европе специализированным учреждением такого рода. В нем работали А.В. Гервер, П.А. Останков, М.Н. Жуковский, Ю.К. Белицкий, В.Я. Анфимов
A.Л. Горелов, С.Е. Михайлов, В.С. Светлов. Среди задач работы коллектива было не только изучение влияния алкоголя на организм человека, но и оздоровление «нравственно упавшей личности», поиск общественных мер предупреждения алкоголизма ¿З21.
С опорой на результаты деятельности Противоалкогольного института В.М. Бехтеревым была организована широкая общественная работа по профилактике и борьбе с этим негативным явлением. Результаты его исследований публиковались в 1912-1915 гг. в газетах «Русский врач» и «Врачебная газет», в журнале «Вестник Европы». В 1913 г. институтом был издан сборник «Вопросы алкоголизма» со статьями В.М. Бехтерева и других сотрудников.
В целом структура и масштаб Психоневрологического института отражала представления
B.М. Бехтерева о необходимости реализации комплексного подхода к объективному изучению человека. На базе института проводились фундаментальные и прикладные исследования, имеющие значительное практическое значение для российского общества. Работавшие в институте сотрудники объединялись для решения актуальных общественных проблем. В 1918 году, накануне реорганизации, при Государственном психоневрологическом институте, сначала как его отдел, был открыт Государственный рефлексологический институт по изучению мозга.
Санкт-Петербург. Институт по изучению мозга
Докладная записка и план организации института были подготовлены В.М. Бехтеревым вместе с Н.М. Щеловановым и представлены на рассмотрение Государственной Комиссии по Просвещению в мае 1918 г. Новый институт, получивший позднее его имя, осуществлял научно-исследовательскую, научно-практическую и научно-учебную деятельность. Он включал в себя шесть отделов. Описание работы четырех отделов института, решавшим психологические задачи, находим, прежде всего, у Е.И.
Степановой Г4411.
Отдел рефлексологии состоял из четырех лабораторий. Лабораторией общей рефлексологии заведовал А.Л. Шнирман. Здесь изучались механизмы общей сочетательно-рефлекторной деятельности человека. Лабораторией индивидуальной рефлексологии, как и всем отделом рефлексологии, руководил В.Н. Мясищев. В лаборатории изучали индивидуальные проявления сочетательно-рефлекторной деятельности человека, с целью выделения «рефлексологических типов». Лабораторией возрастной рефлексологии руководила В.Н. Осипова; совместно с А.В. Ярмоленко она занималась изучением закономерностей выработки сочетательных рефлексов у детей разного возраста, процессов сосредоточения, механизмов и форм речевых рефлексов. Под руководством В.Н. Осиповой свою научную деятельность в институте начал будущий директор сектора психологии Б.Г. Ананьев [271.
Лабораторию коллективной рефлексологии сначала возглавил сам В.М. Бехтерев,
сотрудницей была А.С. Звоницкая-16!. Позднее лабораторией заведовал М.В. Ланге. Члены лаборатории изучали поведение личности в коллективе, различия между индивидуальной и совместной деятельностью, взаимовлияние личности и коллектива. Еще одним, известным, сотрудником лаборатории был П.А. Сорокин. В 1919 г. им был сделан доклад, результатом которого стало открытие специальной лаборатории по изучению рефлексологии социальных групп. Сотрудниками, кроме самого П.А. Сорокина,
стал П.Ф. Куразов -16!.
Отделом развития (генетической рефлексологии) заведовал Н.М. Щелованов. Отдел занимался изучением физического и умственного развития ребенка, выработкой проблемы сочетательных рефлексов. Н.А. Логинова указывает, что здесь, в связи со сложностью объекта изучения, была развита коллективная работа
В Отделе дефектологии , руководимом А.С. Грибоедовым, изучались дети с отклонениями, разрабатывались методы их лечения, обучения, воспитания. В структуре данного отдела было двенадцать секций (подразделений), одной из которых была рефлексологическая.
Результаты психологических исследований В.М. Бехтерева и его сотрудников публиковались в журналах «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии», в сборнике «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», основанных В.М. Бехтеревым.
Еще одним структурным подразделением института, решавшим психологические задачи, стал Отдел труда (Государственная центральная лаборатория труда) под
руководством В.П. Осипова. В состав отдела входили две лаборатории. Лабораторией гигиены труда заведовал В.П. Кашкадамов. Ее сотрудники изучали закономерности и факторы утомления в результате труда, значение чередования и соотношения труда и отдыха. Руководство лабораторий профориентации и профотбора осуществлял А.Ф. Кларк. Здесь разрабатывали проблемы профессионального образования и профессиографии, схемы по изучению профессиональной направленности -44!.
Результаты исследований по психологии труда печатались в возглавляемом В.М. Бехтеревым совместно с Н.А. Миславским журналом «Вопросы психофизиологии, рефлексологии и гигиены труда». Журнал издавался под эгидой Института по изучению
мозга и казанского Института научной организации труда -4!.
Теоретическую основу решения проблем психологии труда под руководством В.М. Бехтерева в 1920-х гг. составляла рефлексология. Так, в 1926 году совместно с профессором Л.Л. Васильевым и доктором А.Ф. Вербовым В.М. Бехтеревым публикуется книга «Рефлексология труда». В ней дана характеристика трудовых рефлексов, трудовой доминанты, а также описаны способы определения утомления и борьбы с ним.
В 1922 г. при Институте по изучению мозга было создано и активно работало Общество рефлексологии, неврологии и биофизики. Так, в 1929 г., уже после кончины В.М. Бехтерева, именно его членами было инициировано обсуждение проблем и перспектив развития рефлексологии в СССР.
Несмотря на то, что сотрудники разных отделов Института по изучению мозга были объединены общей исследовательской программой рефлексологии В.М. Бехтерева, различие областей, тематики, материала исследования не позволяет отнести их к одному
коллективу психологов. Очевидно, это были разные коллективы, сплочение членов которых проходило на основе разных предметов исследования. Кроме этого, во главе лабораторий стояли самобытные исследователи, создавшие в последующем собственные научные теории и направления. Различны и результаты их деятельности.
Обсуждение результатов
Таким образом, мы рассмотрели деятельность некоторых научных коллективов, руководимых В.М. Бехтеревым, которые в своей научной деятельности осуществляли собственно психологические исследования. Выявлено, что существуют еще «белые пятна» в вопросах состава научных коллективов и их вклада в развитие отечественной психологии. Вместе с тем представленные данные о деятельности научных коллективов, созданных и работавших под руководством В.М. Бехтерева, позволяют выделить некоторые особенности организации совместной деятельности.
Каждый коллектив В.М. Бехтерева включал ученых различных специальностей. Тем самым их руководитель обеспечивал возможности для реализации комплексного подхода к изучению человека, анализа проблемы с позиций разных наук. Обращение к тематике отдельных исследований, проведенных членами каждого их коллективов, обнаруживает, как правило, что они проводились одним или несколькими, но не всеми или большинством членов коллектива. Этот факт можно считать подтверждением мысли Н.А. Логиновой, о том, что комплексный характер исследований в основном обеспечивался
самим В.М. Бехтеревым
Каждый ученый осуществлял свое самостоятельное исследование, результаты которого способствовали расширению представлений об общем для коллектива предмете исследования. При этом ученые могли быть включены одновременно в несколько научных коллективов. Совместное обсуждение результатов обеспечивало их взаимодополняемость, объективность, а также междисциплинарный характер коллективной работы. В.М. Бехтерев как научный руководитель использовал данные как отдельных, так и всех коллективов для обоснования и разработки единой концепции. Это позволяет отнести научную психологическую школу В.М. Бехтерева, по классификации М.Г. Ярошевского к типу «школы - исследовательского коллектива», объединявшего своих членов содержанием общей исследовательской программы -Ц91.
По результатам проведенного анализа можно говорить об экспериментальной и практической направленности научно-исследовательской программы В.М. Бехтерева. Экспериментальная ориентация обнаруживается как в исследованиях самого ученого, так и в деятельности созданных им научных коллективов. Приоритет экспериментального изучения психики, утверждения объективных методов изучения в отечественной психологии принадлежит, прежде всего, В.М. Бехтереву. Практическая ориентация его научно-исследовательской программы обнаруживается в работе научных центров в связке с лечебными клиниками и реализации, таким образом, единства теории, эксперимента и практики.
Еще одной особенностью программы В.М. Бехтерева, отмечаемой как самим ученым и его учениками, так и исследователями их деятельности, является ее социальная ориентация Г8; 29; 491. Она проявлялась в научной и общественной деятельности Владимировича Михайловича, к которой он привлекал и своих сотрудников И31. Обладая чуткостью ко всему новому и удивительной способностью улавливать тенденции развития социальных процессов, он живо откликался тематикой своих исследований на актуальные проблемы
и запросы общества. И далее, основываясь на полученных результатах, руководствовался ими в своей масштабной общественной деятельности. Примерами такой активности можно считать деятельность В.М. Бехтерева по борьбе с алкоголизмом и преступностью, а также по повышению культуры и грамотности населения, по формированию идеи социального героизма и нравственному воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни. Очевидно, чутье и неравнодушие к социальным проблемам в значительной степени привлекали к нему молодых и опытных ученых, объединяя в научные коллективы для проведения исследований по данным темам.
Заключение
Психологическое направление научной школы В.М. Бехтерева оформилось на основе научных коллективов, возникших под его руководством на нескольких научно-образовательных базах: Казанского университета, Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, Психоневрологического института и Института по изучению мозга. Отличительной особенностью этого направления было внедрение «психологического взгляда» на различные разрабатываемые под руководством В.М. Бехтерева проблемы психоневрологии, что проявилось в разнообразии тематики исследований. Истоки данной особенности коренились в стремлении В.М. Бехтерева создать комплексную науку, включающую в себя все знания о человеке. Для этой цели им была выбрана психология, в терминах автора - рефлексология. Таким образом, научную школу В.М. Бехтерева, в том числе ее психологическое направление, наиболее точно характеризует тип «научной школы - исследовательского коллектива».
При этом признаки «научно-образовательной школы» также свойственны рассматриваемой научной школе, поскольку В.М. Бехтерев был одним из главных организаторов психологической науки и образования в России. Так, в программе подготовки специалистов в Психоневрологическом институте в обязательные для всех общеобразовательные курсы входил целый блок психологических дисциплин. «Школа как направление» в определенной области знаний характеризует скорее клиническую, чем психологическую ветвь научной школы В.М. Бехтерева. Примером служит создание им отечественной школы психоневрологии.
Личность В.М. Бехтерева, объединявшая десятки талантливых исследователей на протяжении 40 лет, стала основным фактором формирования как отдельных коллективов, так и целой научной психологической школы. После смерти В.М. Бехтерева реализация комплексного подхода была затруднена в силу «отсутствия руководителя, координирующего различные подходы к изучению человека» Г6, с- 2101. Рефлексология подверглась идеологической критике как механистическое, «грубо-биологизаторское»
направление ИИ. Однако созданная научно-исследовательская база и кадры психологов составили основу становления и развития ленинградской школы советской психологии, прежде всего, в работах В.Н. Мясищева, Н.М. Щелованова, А.В. Ярмоленко, М.Я. Басова, Б.Г. Ананьева и др.
Подводя итог проведенного исследования, можно выделить особенности организации коллективной работы под научным руководством В.М. Бехтерева. Среди них наличие индивидуальных «веток» исследований у членов коллектива, что обеспечивало раскрытие творческого потенциала каждого ученого и вклад в разработку общего предмета исследования; а также обобщающая, сплачивающая роль руководителя. Существенной характеристикой научной школы-исследовательского коллектива В.М. Бехтерева, представленной рядом научных коллективов, была экспериментально-, практико- и социально-ориентированная научно-исследовательская программа
исследования человека. Кроме того, можно говорить о приоритете научной школы В.М. Бехтерева в разработке и реализации объективного и комплексного подходов к изучению психологических феноменов. Благодаря этим особенностям коллективной научной деятельности созданная научная школа не только вошла в историю как одно из
ведущих научно-практических течений -6!, но и задала вектор развития советской психологии на несколько десятилетий вперед.
Библиография
1. Акименко М. А. «Ваша книга... - лучший подарок для меня» - В. М. Бехтерев (к 159-летию со дня рождения В.М. Бехтерева) / М. А. Акименко, Т. К. Ассер // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2016. - № 2. - С.86-89.
2. Акименко М. А. Научная школа В.М. Бехтерева / М. А. Акименко // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание]. - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 36-37.
3. Акименко М. А. Психоневрология - научное направление, созданное В. М. Бехтеревым / М. А. Акименко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -2004. - №1. - С. 20-22.
4. Амиров Н. Х. В. М. Бехтерев и Казанская гигиеническая школа: преемственность поколений / Н. Х. Амиров, Л. М. Фатхутдинова, В. Н. Краснощекова // В. М. Бехтерев и современные казанские медицинские школы / под ред. Н.Х. Амирова, М.Ф. Исмагилова, Д.М. Менделевича. - Казань: Медицина, 2007. - С.217-232.
5. Амиров Н. Х. Жизнь и научная деятельность В.М. Бехтерева в Казани (К 150-летию со дня рождения) / Н. Х. Амиров, А. С. Созинов, М. Ф. Исмагилов, Д. М. Менделевич // Казанский медицинский журнал. - 2007. - Т. 88, № 5. - С. 515-517.
6. Артемьева О. А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине ХХ столетия / О.А. Артемьева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 534 с.
7. Артемьева О. А. У истоков рефлексологии В. М. Бехтерева: детерминация становления и развития психологического течения / О. А. Артемьева, А. В. Карапетова // Известия ИГУ. - 2020. - С. 15-29.
8. Бехтерев В. М. Автобиография (посмертная) / В. М. Бехтерев. - М.: «Огонек», 1928.
- 54 с.
9. Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады) / В. М. Бехтерев. - М.: Медгиз, 1954. - 527 с.
10. Брушлинский А. В. Творческий и жизненный путь Владимира Михайловича Бехтерева / А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова // Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- С. 5-34.
11. Будилова Е. А. 100-летие первой русской экспериментальной психологической лаборатории / Е. А. Будилова, В. А. Кольцова // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С. 96-102.
12. Воробьев В. С. В. М. Бехтерев и XXI век: к 150-летию со дня рождения ученого / В.С. Воробьев // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2007. -Т. 1, № 3. - С.56-62.
13. Вступительная статья В. Н. Мясищева / Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). - М.: Медгиз, 1954. - С. 3-20.
14. Гервер А. В. Владимир Михайлович Бехтерев / Бехтерев В. М. Общие основы
рефлексологии человека. - М., СПб.: Государственное издательство, 1928. - С. 314.
15. Гусев Е. И. Жизнь и деятельность В. М. Бехтерева / Е. И. Гусев, А. С. Никифоров // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2007. - Т. 107, № 4. - С. 510.
16. Долгова Е. А. Изучение социальной проблематики в лаборатории коллективной рефлексологии Института мозга и психической деятельности В. М. Бехтерева / Е. А. Долгова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. XIX, № 3 (86). - С. 25-31.
17. Драпкина С. Е. К истории организации В. М. Бехтеревым Психофизиологической лаборатории при Казанском университете (октябрь 1885 г.) / С. Е. Драпкина, М. Я. Полякова // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - С. 123-127.
18. Исмагилов М. Ф. Казанская неврологическая школа / М. Ф. Исмагилов // Казанский медицинский журнал. - 2003. -Т. 84, № 5. - С. 321-329.
19. Карапетова А. В. К вопросу о научном коллективе В. М. Бехтерева / А. В. Карапетова // Проблемы теории и практики современной психологии: мат-лы XX Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч./ Редкол.: И. А. Конопак и др. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 42-45.
20. Каращян В. А. Герасим Егорович Шумков / В. А. Каращян // История психологии в лицах: персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского; ред.-сост. Л.А. Карпенко. -М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 549.
21. Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии / В. А. Кольцова. - М.: ИП РАН, 2004. - 416 с.
22. Константин К. В. К истории общества им. В.М. Бехтерева при Одесском медицинском институте / К. В. Константин // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание}. - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 62-63.
23. Костригин А. А. Психиатр Г. Я. Трошин в Праге: психопатологические исследования / А. А. Костригин // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание!. - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 63-64.
24. Кулаков С. А. Школа В.М. Бехтерева и концепция реабилитации химических и нехимических зависимостей / С. А. Кулаков // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание^ - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 311-313.
25. Левченко Е. В. Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция / Е. В. Левченко // Методология и история психологии. -2008. - Т. 3, № 4. - С. 21-45.
26. Левченко Е. В. Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа // Бехтерев В. М. Психика и жизнь (избранные труды по психологии личности). - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.1. - С. 5-22.
27. Лисенкова В. П. Выдающийся советский психолог Б. Г. Ананьев (К 75-летию со дня рождения) / В. П. Лисенкова // Вопросы психологии. - 1982. - № 6. - С. 134-138.
28. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологический школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева / Н.А. Логинова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 285 с.
29. Ломов Б. Ф. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева (1857 - 1927) / Б. Ф. Ломов, В. А. Кольцова, Е. И. Степанова // Бехтерев
В. М. Объективная психология. - М.: Наука, 1991. - С. 424-444.
30. Мунипов В. М. В. М. Бехтерев (1857-1927) / В. М. Мунипов. - М.: Медицина, 1969. -56 с.
31. Незнанов Н. Г. Предисловие / Н. Г. Незнанов // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание]. - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 28-29.
32. Никифоров А. С. В. М. Бехтерев. Жизненный путь и научная деятельность / А. С. Никифоров, Н. Х. Амиров, Р. З. Мухамедзянов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 224 с.
33. Одинак М. М. Владимир Михайлович Бехтерев - основоположник клинической психоневрологии / М. М. Одинак, Н. Г. Незнанов, А. Г. Чудиновских, Н. В. Цыган // Материалы сессии РАМН Вестник РАМН. - 2012. - № 8. - С.34-39.
34. Одинак М. М. К истории кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии / М. М. Одинак, А. А. Михайленко,
A. П. Коваленко, И. В. Литвиненко // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2007. -Т. 1, № 4. - С.52-56.
35. Осипов В. П. Бехтерев / В. П. Осипов. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 92 с.
36. Письмо Николая Михайловича Бехтерева в Елабужское бюро краеведения // Знаменитые земляки. Владимир Михайлович Бехтерев. Сб. ст. / Сост. Н.А. Крапоткина. - Елабуга, 2017. - С. 80-87.
37. Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога) / К. К. Платонов / Под ред. А. Д. Глоточкина, А. Л. Журавлева,
B. А. Кольцовой, В. Н. Лоскутова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. -310 с.
38. Погорелов М. А. Криминальная антропология в России и Психоневрологический институт, 1904-1914 гг. / М. А. Погорелов // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание]. - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 76-77.
39. Помелов В. Б. В. М. Бехтерев - гордость отечественной науки (к 160-летию со дня рождения ученого) / В. Б. Помелов // Вопросы педагогики. - 2017. - С. 67-75.
40. Попов Л. М. Психологическое образование в Казанском университете / Л. М. Попов, Е. Н. Ибрагимова // Образование и саморазвитие. - 2012. - № 5 (33). - С. 135-143.
41. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 576 с.
42. Созинов А. С. Казанский период деятельности В. М. Бехтерева (К 160-летию со дня рождения великого ученого)/ А. С. Созинов, Д. М. Менделевич, И. А. Митрофанов // Практическая медицина. - 2017. - Т. 2. - С. 7-11.
43. Сохор Т. Е. Константин Иннокентьевич Поварнин - ученый, врач, педагог / Т. Е. Сохор // Я. (А. Слинин) и МЫ: К 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. Серия «Мыслители». - Вып. 10. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С.633-641.
44. Степанова Е. И. Бехтерев и человекознание / Е. И. Степанова // Бехтерев В. М. Психика и жизнь (избранные труды по психологии личности). - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.2. - С. 261-273.
45. Степанов С. С. Психология в лицах / С. С. Степанов. - М., 2001. - 382 с.
46. Чудиновских А. Г. О роли профессоров кафедры душевных и нервных болезней
Военно-медицинской академии и их учеников в становлении медицинской психологии и психотерапии в России / А. Г. Чудиновских // Вестник психотерапии. -2008. - № 26 (31). - С. 9-22.
47. Шигашов Д. Ю. Роль Самуила Семеновича Мнухина в становлении Ленинградской школы детской психиатрии / Д. Ю. Шигашов, Ю. А. Фесенко // Школа В. М. Бехтерева: от истоков до современности: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. - [Электронное издание^ - СПб.: Альта Астра, 2017. - С. 222-224.
48. Яковлев Г. М., Шостак В. И. Военно-медицинская академия как один из этапов творческой биографии В. М. Бехтерева / Г. М. Яковлев, В. И. Шостак // Бехтерев В. М. Психика и жизнь (избранные труды по психологии личности). - СПб.: Алетейя, 1999. - Т. 2. - С. 274-281.
49. Якупов Э. З. Казанский период деятельности В. М. Бехтерева / Э. З. Якупов, М. Ф. Исмагилов, Р. А. Гадиева, К. Ягунова, А. Ю. Казанцев // Журнал неврологии и психиатрии. - 2018. - № 6. - С. 77-81.
50. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. - М.: Наука, 1977. - С. 7-97.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Данная статья выполнена на интересную и необходимую в научном отношении тему, поскольку вклад В.М. Бехтерева в психологическую науку до конца не оценен по достоинству. Не утихают споры о том, кто является основоположником психологической науки в нашей стране и при этом имя В.М. Бехтерева почти не упоминается. Психологи считают его только врачом, но это неправильно. Дело в том, что верно отмечает автор, опыт изучения человека с позиций физиологии, неврологии, психиатрии и психологии позволил В.М. Бехтереву сформулировать представление о психологии как той комплексной науке, которая может и должна объединить все знания о человеке. Вместе с тем именно психологическое наследие В.М. Бехтерева наименее разработано. Автор отмечает, что именно неразработанность данной проблемы обуславливает новизну предлагаемого исследования.
В статье обращается, что целью исследования является определение организационной базы, состава и результатов деятельности научных коллективов, работавших под руководством В.М. Бехтерева в русле психологии. Корректно сформулированы предмет и объект исследования.
Методология исследования имеет междисциплинарный характер, проводится на стыке истории психологии и социальной психологии. Теоретико-методологическую основу исследования составляет теория коллектива (А.В. Петровского, Л.И. Уманского), программно-ролевой подход к изучению научной деятельности и коллектива М.Г. Ярошевского, уровневая субъектная концепция социально-психологической детерминации развития психологии О.А. Артемьевой. Кроме того, автор опирается на ряд принципов, которые обеспечивают надежность и убедительность при изложении материала. Тем более, что в качестве основного метода исследования выступил целеописательный биографический анализ, применявшийся с целью определения и характеристики научных коллективов, занимавшихся под руководством В.М. Бехтерева разработкой психологических тем. То есть, в методическом и методологическом
отношении данная статья обеспечена вполне на достаточном уровне.
Стиль изложения текста научно-исследовательский. Автор приводит фактические данные, умело их систематизирует и делает логичные умозаключения. Текст читается легко и вызывает интерес.
Структура работы соответствует в целом требованиям, которые должны быть соблюдены для логичного и последовательного изложения фактического материала. В качестве достоинства по структуре текста можно отметить выделение соответствующих рубрик по тексту в соответствии с периодами деятельности В.М. Бехтерева и его школы по формированию конкретных научных направлений.
Содержание работы можно охарактеризовать как интересное в научном отношении. Приводятся факты, материалы, фамилии учеников и соратников В.М. Бехтерева, сведения об истоках целых научных направлений, которые в дальнейшем получили свое самостоятельное развитие. Без преувеличения можно сказать, что гений В.М. Бехтерева позволил оказать влияние на формирование правильного, то есть гуманного, мировоззрения врача, поскольку основную часть своей профессиональной жизни он провел в стенах Военно-медицинской академии.
Известны особенности отношений двух выдающихся ученых, В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Но автор в статье эти особенности не анализирует и какие-либо факты не приводит. Это правильно, поскольку такая тема требует отдельного рассмотрения. В статье все внимание сконцентрировано на динамике развития психологической науки и ее истоках в нашей стране. Обращает внимание, что нет каких-либо сведений о пересечении интересов В.М. Бехтерева в период его интенсивной научной деятельности, с интересами Л.С. Выготского, который тоже вне всякого сомнения является одним из основоположников и патриархом психологии в нашей стране. Тем самым можно сказать, что данная статья имеет потенциал для продолжения, то есть для развития научной фактологии с учетом объективного историко-психологического анализа. Автор отмечает, что существенной характеристикой научной школы-исследовательского коллектива В.М. Бехтерева, представленной рядом научных коллективов, была экспериментально-, практико- и социально-ориентированная научно-исследовательская программа исследования человека. Кроме того, можно говорить о приоритете научной школы В.М. Бехтерева в разработке и реализации объективного и комплексного подходов к изучению психологических феноменов.
Библиографический список включает литературные источники по теме исследования. Статья может быть рекомендована к опубликованию, как представляющая научный интерес для читающей аудитории.