Научная статья на тему 'Бегство капитала из России: механизмы и проблемы противодействия оттоку валютных средств за рубеж'

Бегство капитала из России: механизмы и проблемы противодействия оттоку валютных средств за рубеж Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бегство капитала из России: механизмы и проблемы противодействия оттоку валютных средств за рубеж»

Исламова Р.М., Кабиев М.М.

Бегство капитала из России: механизмы и проблемы противодействия оттоку валютных средств за рубеж

Возрастающие масштабы утечки капитала из России многими специалистами рассматриваются как одна из основных причин дестабилизации экономики. Вывоз и невозврат валютных средств принял угрожающие размеры как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с обналичиванием и вывозом валюты физическими лицами, отмыванием "грязных" денег, т.е. полученных в результате преступной деятельности.

Экспертные оценки размера вывезенных и незаконно невозвращенных в Россию средств довольно противоречивы. По данным Минэкономики за весь период реформ из страны вывезено 210 - 230 млрд.долл. США.

По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 млрд.долл. Утекающие ежегодно за границу миллиарды практически сопоставимы со всей прибылью, получаемой российской экономикой. Если в предшествующие годы утечка капитала хотя бы частично компенсировалась притоком иностранных инвестиций и кредитов, то сейчас в условиях резкого сокращения инвестиционных ресурсов бегство капитала съедает примерно половину экспортной валютной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу. Нет необходимости говорить, что при дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.

Бегство капитала по своей природе является движением валютных ресурсов. Однако не всякое движение валюты означает ее бегство. Определяющим его признаком является нанесение реального ущерба отечественному производству, изъятие его инвестиционных ресурсов. Бегство капитала обычно принимает формы перевода капиталов на счета заграничных банков, покупки иностранных ценных бумаг, недвижимости за рубежом, контрабандного вывоза инвалюты, золота.

Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту.

В стране сформировалась устойчивая организационная и обширная сеть хозяйствующих субъектов, специализирующихся на использовании "серых" схем перевода валютных средств за границу, формально прикрываемых внешнеторговыми контрактами. Такое положение является результатом "либерализации внешнеэкономической деятельности", закрепившей право каждого желающего заниматься внешней торговлей.

Сейчас, по истечении десяти лет работы в условиях либерализации, все более явно начинают проявляться негативные стороны практики свободного и ничем не ограниченного выхода на внешний рынок, используемого недобросовестными предпринимателями для организации крупномасштабной утечки капитала из страны. Именно поэтому в настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного контроля состоит в ограничении масштабов утечки валютных средств при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке.

Организованные банком России проверки уполномоченных банков - крупнейших покупателей валюты ММВБ выявили ряд схем утечки валюты за границу.

Самый распространенный- через так называемые "фирмы - однодневки". Если еще четыре года назад в стране было 40-50 тыс. юридических лиц экспортеров и импортеров, то сейчас их , по данным МВД, 670 тыс. Нередки случаи, когда на паспорт гражданина в день создается до 10 внешнеторговых фирм. Никаким иным занятием, кроме участия в операциях по "выводу" капитала из страны, эти фирмы не занимаются. Вся их деятельность заключается в оформлении фиктивного импортного капитала, покупке под него валюты на валютной бирже и переводе ее за границу, преимущественно в оффшорные зоны. Причем такие фирмы, как правило, исчезают раньше, чем попадают в поле зрения органов валютного контроля. В последнее время масштабы операций, связанных с переводами в оффшоры фирмами по импортным контрактам,

предусматривающим 100% - ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и результатов интеллектуальной деятельности, приобрели особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный объем увеличился с 800 млн дол. в январе до 1 млрд..долл. в марте, т.е. более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки "уходит" в оффшоры.

Другой способ - договоренность банка- резидента с банком - нерезидентом о поддержании неснижаемого остатка на счете nostro в банке - нерезиденте с выплатой оговоренного интереса на счет третьего лица. Поясним, что средства в инвалюте (как остатки счетах клиентов, так и собственные средства банка) находятся на корреспондентских счетах российских банков (nostro account) в банках - нерезидентах.

Таким образом будучи юридически собственностью резидентов РФ, фактически эти средства являются "вывезенным" капиталом, т.к. могут быть использованы в финансовой или хозяйственной деятельности банков - нерезидентов.

Чуть более сложный способ - схема с цепочкой корреспондентских счетов: опять же банк - резидент имеет остаток на счете nostro в дружественном банке или даже в собственном банке - нерезиденте (например, оффшорном), который через свои корреспондентские счета в других банках -нерезидентах проводит необходимые действия по финансированию тех или иных операций за рубежом, включая перевод средств на счета физических лиц. Таким образом, фактически будут проведены операции, связанные с движением капитала, а остатки на счетах будут существовать лишь на бумаге. Такая ситуация, с точки зрения отчетности, может продолжаться сколь угодно долго; реальное отсутствие валютных средств может выявить лишь требование о переводе всех остатков по счетам в инвалюте на некоторый специальный счет.

Еще одним путем движения капитала является кредитование фирм или банков - нерезидентов третьим банком нерезидентом, под обеспеченные гарантии банка - резидента. Так, например, банк - резидент, аккумулируя на счете nostro в банке - нерезиденте необходимую сумму средств в инвалюте, предоставляет обеспеченную гарантию дружественной или фактически принадлежащей этому банку структуре, которая использует эти средства для операций за рубежом или репатриирует их в РФ, но уже как нерезидент под видом инвестиции, получая право вполне законно переправлять полученную прибыль за рубеж.

Многие специалисты считают в этой связи целесообразным частичное ограничение валютных лицензий уполномоченных банков в части установления прямых корреспондентских отношений с банками- нерезидентами и с этой целью осуществить следующую меру: все уполномоченные банки открывают счета nostro в инвалюте только в Банке России. В России имеется и такая специфическая форма бегства капитала без пересечения границ страны, как его хранение "под матрасом", т.е. внутреннее бегство. Граждане РФ избавляются от рублей и переводят их в валюту. Нет необходимости говорить о масштабах "долларизации" российской экономики. В настоящее время среди специалистов активно обсуждается вопрос о репатриации капитала, сбежавшего из России. К сожалению, данную проблему решить практически невозможно: капитал анонимен и на нем не указано, является ли он сбежавшим или вновь пришедшим. Он уже давно вложен в покупку недвижимости, акций или используется банком для вложения в активы, о которых сам владелец капитала может не иметь даже представления.

Наивно предполагать, что его владелец продаст замок, акции, снимет деньги со счета и вернет их в Россию. К тому же это капитал, убежавший из России на первом этапе в условиях массовой приватизации и разворовывания государственной собственности, и он вряд ли вернется.

Что же касается утечки капитала после финансового кризиса 1998 г., то здесь "сбежал" иностранный капитал, а не российский. Он пришел на рынок ценных бумаг и ГКО, существенно вырос за счет высоких процентных ставок, снял, как говорится, "сливки" и вовремя смылся при первые же симптомах кризиса.

Очевидно, что главной задачей в настоящее время является обновление стратегии: не репатриация капитала, а стимулирование притока инвестиционных ресурсов и, прежде всего, создание благоприятного инвестиционного климата.

Нарастание масштабов утечки капитала делает ситуацию критической и требует незамедлительного принятия мер. В первую очередь следует законодательно ограничить допуск хозяйствующих субъектов на внешний рынок путем внесения изменений в закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": ввести лицензирование отдельных видов внешнеторговой деятельности. Заниматься внешнеторговой деятельностью должны только те фирмы, которые имеют опыт работы на внутреннем рынке не менее 3 лет, безупречную налоговую и кредитную историю, квалифицированные кадры, умеющие работать на внешнем рынке.

Уже приняты меры для усиления контроля за крупными объемами средств, обращающихся на открытых в российских банках корреспондентских счетах банков, зарегистрированных в оффшорных зонах.

Непосредственно после кризиса была приняты два письма Банка России совместно с ГТК: "Об ответственности за незачисление валютной выручки от экспорта товаров" и "О дополнительных мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров".

В новом Уголовном Кодексе РФ от 13 июня 1996 г. нарушения валютного законодательства отнесены к преступлениям в сфере экономической деятельности.

В нем не предусматривается уголовная ответственность за незаконные сделки с инвалютой и ценными бумагами - они наказываются штрафами. Но статья 193 предусматривает лишение свободы до 3 лет руководителя организации в случае невозвращения из -за границы валютных. средств в крупном размере (более десяти тысяч минимальных размеров оплаты труда), подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Уже действующие в области валютного законодательства юридические нормы все же требуют совершенствования правового механизма их обеспечения.

И, в заключение хотелось бы отметить, что бегство капитала относится по своей природе к той категории процессов, которые нельзя остановить без устранения их фундаментальных причин. В российской действительности это означает, что усилия по противодействию оттоку валютных средств из страны напрямую вытекают из решения проблемы обеспечения инвестиционной активности, подъема на этой основе экономики России и вывода ее на траекторию стабильного развития.

Литература:

1. Абалкин Л.И. "Качественные изменения структуры финансового рынка и бегство капитала из России" // Банковское дело. - 1999, № 12.

2. Ларичев В., Милякина Е. "Валютный контроль за экспортно-импортными операциями" // Законодательство и экономика 1999, № 9.

3. Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютный контроль. // ЭКО. - 1999г., № 6.

4. Мельников В.Н. "Вопросы валютного регулирования и валютного контроля в период финансового кризиса" // Деньги и кредит.- 1998, №

12.

5. Мельников В.Н. "О развитии системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ на современном этапе" // Деньги и кредит. -1999,

№ 5.

6. Мовсесян А.Т. , Журавлев В.В. "Как остановить "бегство" капитала" // Банковское дело. - 1999, № 3.

7.Осипов С.К. "Ответственность за нарушение валютного законодательства" // Право и экономика, - 1999, № 5.

8. Сенчагов В. "Бегство капитала из России: условия и механизмы репатриации"//Проблемы теории и практики управления.-1999, № 4.

Гугаев Д.Б.

Правовой аспект деятельности территориальных учреждений Банка России

Эффективность социально-экономического развития субъектов Российской Федерации напрямую связана с деятельностью подразделений Центрального банка в регионах. Ведь, именно, территориальные учреждения Банка России (главные территориальные управления, национальные банки) призваны осуществлять денежно-кредитную политику "большого ЦБ" на местах, оперативно отслеживать ситуацию в банковской сфере регионов и предпринимать все необходимые меры, в рамках полномочий, представленных им Центральным банком Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.