УДК 316.6 ББК 60.5
Виноградова Т.И.,
аспирант Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия
БЕГЛОСТЬ, ГИБКОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ КРЕАТИВНОСТИ
Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.
Таким образом, социальный заказ на исследование творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности.
Однако парадокс заключается в том, что если креативность является научно установившейся категорией в педагогической и психологической науках, то сам термин «креативность» еще не нашел достойной дефиниции в соответствующих словарях и не имеет достаточной научной интерпретации в психологии творчества.
Кроме того, несмотря на то, что проблема креативности в настоящее время изучается достаточно интенсивно, до сих пор не сложилось единого взгляда на структуру и содержание вышеуказанного понятия.
В психолого-педагогической литературе креативность чаще всего рассматривается как способность.
При этом среди исследователей можно выделить две основные точки зрения: некоторые говорят о креативности как о творческой способности, другие - как о способности к
творчеству, ведь, как отмечает С.С. Степанов, это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные [8].
В энциклопедическом справочнике по психологии креативность трактуется как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [7, с. 321-322].
М.Г. Ярошевкий, А.В. Петровский, С.С. Степанов, Е.И. Щебланова, Шумакова Н.Б., Щербо Н.П. и др. считают, что креативность - это определенный уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
При этом данная характеристика видится исследователями как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям [5, с. 173; 8; 10, с. 27-32].
С.Ю. Головиным в словаре практического психолога креативность трактуется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [2].
Рассматривая исследования, касающиеся структуры креативности, следует указать, что начало разработке этого вопроса положил Джой Пол Гилфорд, описавший несколько гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих ранее указанную способность.
Это:
1) беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
2) гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
3) оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
4) любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
5) иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов) и др. [11].
Помимо Гилфорда проблемой креативности заинтересовался американский психолог, профессор Элис Пол Торренс, разработавший «Тест оценки творческого мышления», в котором результатом выполнения заданий становится оценка указанной способности в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей [12].
В тестах, разработанных последователями Гилфорда, выделено четыре основных параметра диагностики креативности: беглость (количество идей, которые индивид может выдать за единицу времени); гибкость (количество и разнообразие категорий или классов, к которым принадлежат эти идеи); точность - насколько точно человек следует решению поставленной проблемы; оригинальность (качество, которое приписывается редко встречающимся идеям, возможно даже, не совпадающим с общепринятой точкой зрения) [1, с. 2; 11].
Схожие параметры креативности выделяет в своих трудах Г.М. Коджаспирова, а именно: беглость, гибкость, четкость, оригинальность, чувствительность к проблемам, конструктивность при их решении и другие [3]. Согласно В.Н. Козленко, в мышлении креативных личностей в основном преобладают, такие составляющие креативности как беглость, гибкость и оригинальность [4, с. 131-148].
Таким образом, по результатам теоретического анализа можно выделить несколько компонентов в структуре креативности (рис. 1): беглость (скорость) мысли - количество идей, возникающих в единицу времени; гибкость мысли -способность переключаться с одной идеи на другую; оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов.
Рис. 1. Структура креативности
По мнению исследователей, люди с высокой беглостью характеризуются тем, что способны порождать множество идей, причем эти идеи могут лежать как в одной сфере, так и в разных, могут быть как оригинальными, так и стандартными, привычными и неинтересными. Данная категория людей старается придумать как можно больше ответов, при этом они могут не заботиться о качестве, главное количество.
Люди с высокой гибкостью способны продуцировать ответы из разных областей, затрагивая самые разнообразные, а не только хорошо изученные, сферы, что говорит о широте кругозора, при этом их ответы могут и не отличаться по продуктивности и оригинальности [9; 12]. Наиболее творчески продуктивным является сочетание высоких показателей по беглости, гибкости и оригинальности. Такие люди отличаются высокой скоростью мыслительных операций, способны порождать большое количество идей, которые относятся к разным сферам и областям, при этом большинство идей являются интересными и необычными.
Таким образом, исходя из проведенного анализа психоло-го-педагогической литературы, касающейся структуры, сущности и содержания исследуемого нами понятия, хотелось бы уточнить понятие, сформулированное С.Ю. Головиным: «креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [2]. Под креативностью мы понимаем способность к творчеству, которая предполагает отклонение от
традиционных схем мышления и порождение необычных идей, лежащих в разных областях знаний, а также быстрое решение проблемных ситуаций.
Библиографический указатель:
1. Батурин Н. А. Проективная методика диагностики дивергентного мышления I Н. А. Батурин, Е. Л. Солдатова. Челябинск: ПсиХРОН, 2GG4. 22 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога I С. Ю. Головин. М.: АСТ, Харвест, І998. 3GG с.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. М.: Айрис-Пресс, 2GGS. 256 с.
4. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная I В. Н. Козленко. М.: МГУ, i99G. 22І с.
5. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, І999. 494 с.
6. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие I А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2GG4. 56G с.
7. Мещеряков Б. Г. Полный энциклопедический справочник по психологии I Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2GG7. S96 с.
S. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2GG5. 672 с.
9. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, І998. i7G с.
iG. Шумакова Н. Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии, І99І. № І. С. 27-32.
11. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. - N.Y., i967.
12. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. -Scholastic Testing Service, Inc., І974.