ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
БЕГ НА МЕСТЕ
ОБЩЕ-УКРЕПЛЯЮЩИЙ
Последние два года рынок межкорпоративных электронных закупок был похож на пассажира метро, который бежал вверх по эскалатору, двигающемуся вниз. Вниз его толкало снижение деловой и инвестиционной активности заказчиков, вынужденных под влиянием кризиса сокращать закупочные бюджеты. Двигаться вверх помогал приток на электронный рынок новых корпоративных заказчиков, которые должны в условиях кризиса искать дополнительные инструменты для снижения издержек.
ЗАКАЗЧИКИ НА ГОЛОДНОМ ПАЙКЕ
Проведенное рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») исследование, базирующееся на анкетировании крупнейших компаний России, показало: подобные заказчики уже в 2014 году перешли к режиму экономии. Средний объем электронных закупок, проведенных компаниями, снизился в 2014-м на 19%. В то же время их количество выросло всего на 1,7%. Это привело к снижению средней стоимости одного договора, заключенного по результатам электронных закупок, на 20%. Сокращение стоимости «среднего чека» отмечается уже второй год подряд: заказчики начали экономить на закупках традиционной для них номенклатуры (закупают те же товарные позиции, но дешевле или в меньшем объеме).
Данные за 2015 год, скорее всего, подтвердят эту тенденцию. Андрей Бойко, коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center, определяет тенденцию последнего года: «Это сильное со-
Рынок электронной торговли B2B остается одним из наиболее стабильных и динамичных в России. На фоне кризиса он избежал «жесткой посадки» и сумел накопить потенциал для роста. Но его будущее всецело зависит от действий государственного регулятора.
кращение количества крупных закупок. Зато пропорционально выросло число относительно небольших процедур, и в результате оборот торгов на нашей площадке растет».
Несмотря на снижение средних показателей активности заказчиков, рынок межкорпоративной электронной торговли в 2015 году продемонстрировал номинальный рост. Согласно данным анкетирования крупнейших операторов электронных торговых площадок (ЭТП), увеличение объема рынка электронной межкорпоративной торговли в рублях за год составило около 10%, в основном за счет сегмента регулируемых закупок компаний по 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011). Результат скромный: если учесть показатели инфляции за тот же период, рынок стагнировал. Но сегодня в России осталось не так много рынков, которые в 2015 году могли похвастаться хотя бы номинальным ростом.
КРИЗИС КАК СТИМУЛ
Наиболее важным фактором, обусловившим подъем рынка, стал рост проникновения услуг ЭТП в сегменте корпоративных закупок, а также расширение клиентской базы площадок за счет привлечения новых заказчиков. По данным RAEX, в 2015 году доля крупнейших заказчиков, внедривших электронные закупки, увеличилась за год на 9 процентных пунктов и достигла 77,4%. Для сравнения: в 2014 году этот показатель поднялся всего на 6 п. п. Результат впечатляет, особенно если принимать
ДМИТРИЙ
МИНДИЧ
исполнительный директор проекта «ЭТП в России: кто есть кто» международного рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»)
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 57
ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
во внимание, что «сливки» в этом сегменте были уже давно сняты. Почти все основные компании ресурсоемких отраслей, обеспечивающие львиную долю оборота рынка электронной торговли B2B, уже вовлечены в электронную торговлю в качестве заказчиков. Важно, что большинство крупнейших компаний, до сих пор не использующих электронные закупки, принадлежат частному капиталу — а это наиболее «трудные» и затратные клиенты для операторов ЭТП.
«Основная конкурентная борьба между операторами сейчас развертывается не за тех клиентов, которые еще не внедрили электронные закупки, а за заказчиков, уже работающих на других площадках, — комментирует Антон Киценко, директор
департамента по работе с корпоративными клиентами Единой электронной торговой площадки. — Если говорить об отдельных отраслевых сегментах, то «незанятыми» остаются компании из отраслей, в которых практика использования электронных торгов в принципе не очень распространена».
Проникновение услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков также продолжило расти более быстрыми темпами, чем год назад. Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок в 2015 году в среднем увеличилась на 14,6% к показателю предыдущего года и впервые за все время наблюдений превысила 50%. Для сравнения: в относительно благополучном 2014-м этот показатель увеличился в среднем менее чем на 4%.
Стоит также отметить рост удельного веса наиболее сильно вовлеченных в электронную торговлю заказчиков, проводивших свыше 80% своих закупок в электронной форме (их доля за год выросла с 33 до 40%).
Еще одна хорошая новость: кризис пока никак не повлиял на предложение и уровень конкуренции на электронном межкорпоративном рынке. Средние оценки эффективности применения электронных закупок заказчиками практически не изменились по сравнению с результатами анкетирования 2014 года. Большинство заказчиков (38%) оценивают эффективность электронных закупок по отношению к традиционным «бумажным» процедурам в пределах 5-10%. В то же время ощутимо выросла доля сверхуспешных заказчиков, оценивающих этот показатель в диапазоне 15-20 и более 20%.
По данным большинства опрошенных операторов ЭТП, кризис пока не привел к сколько-нибудь массовому оттоку поставщиков с рынка. «На электронном рынке В2В наблюдается прирост и заказчиков, и поставщиков, — говорит генеральный директор ООО «РТС-тендер» Виктор Степанов. — Для поставщиков это огромный, во многом не освоенный рынок сбыта, где можно легко найти своих клиентов и выйти на новый уровень ведения бизнеса. Кроме того, сегодня им доступны различные вспомогательные сервисы».
«В начале 2015 года поставщики стали меньше участвовать в закупках, опасаясь, что не смогут исполнить договор по расторгованной цене, — рассказывает Дмитрий Пангин, генеральный директор АО «ОТС». — Но постепенно ситуация нормализовалась, интерес поставщиков к корпоративным закупкам снова значительно вырос. Прирост базы поставщиков у нас самый серьезный за несколько лет. Соответственно, повысилась конкуренция».
В целом развитие рынка опережает негативные тенденции, вызванные спадом инвестиционной и деловой активности компаний. Более того, ведущие операторы ЭТП успешно используют изменившуюся экономическую ситуацию для наращивания своей клиентской базы, что может дать серьезный толчок развитию рынка, как только российская экономика перейдет к росту.
КАК НЕ ЗАРЕГУЛИРОВАТЬ ДО СМЕРТИ
Тем не менее перспективы рынка неочевидны, поскольку определяются они не только экономическими факторами. Внесенный в прошлом году проект поправок в федеральный закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки компаний с госучастием, предусматривает в том числе отбор операторов электронных площадок, которые в дальнейшем будут допущены к проведению закупок госкомпаний. Первоначально
Проникновение электронных закупок
Доля крупнейших заказчиков, внедривших электронные закупки
62,5% 68,1% 77,4%
Прирост доли крупнейших заказчиков, внедривших электронные закупки, ускорился
2013 2014
Источник: RAEX («Эксперт РА»)
Регулировать или нет?
Окажется ли ограничение числа ЭТП, допущенных к проведению торгов по 223-ФЗ, благотворным для развития рынка электронных закупок в целом?
Нет, текущий уровень госрегулирования рынка уже избыточен
Нет, текущий уровень госрегулирования рынка достаточен
Г 33%
Крупнейшие корпоративные заказчики в целом негативно относятся к попыткам государства регуляторно ограничить число ЭТП
Источник: RAEX («Эксперт РА»)
58 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016
2015
Да
57%
Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством услуг в 2015 году
ПОЗИЦИЯ* ЭТП СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ ОЦЕНКА РЕСПОНДЕНТОВ** ДОЛЯ В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ОЦЕНОК, %*** ИТОГОВЫЙ БАЛЛ****
1 (2) Группа площадок B2B-Center 9,2 21,3 2,0
2 (1) Торговый портал «Фабрикант» 8,5 17,8 1,5
3 (4) Единая электронная торговая площадка (Росэлторг) 7,7 13,6 1,0
4 (3) Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ» 8,6 11,8 1,0
5 (6) Группа площадок OTC.ru 8,7 11,2 1,0
6 (9) ТЗС Электра 8,8 9,4 0,8
7 (-) ЭТП ONLINECONTRACT 9 3,5 0,3
8 (7) ООО «ТендерПро» 6,5 2,9 0,2
9 (8) Аукционный конкурсный дом 5,6 2,9 0,2
10 (7) Система электронных торгов (www. zakazrf.ru) 6,8 2,3 0,2
11 (-) Биржа «Санкт-Петербург» 8,8 1,7 0,1
12 (-) SETonline 7 1,1 0,1
13 (11) ЭТП ГПБ 6 1,0 0,1
* В скобках приводится позиция в 2014 году.
** По результатам анкетирования заказчиков, имевших опыт сотрудничества с соответствующей ЭТП по десятибалльной шкале (1 балл — минимальная оценка, 10 баллов — максимальная оценка). Учитывались также оценки по результатам проведения тестовых закупок.
*** Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт сотрудничества.
**** Средневзвешенная оценка с учетом доли в общей численности оценок.
Источник: RAEX («Эксперт РА»), по данным анкетирования компаний
предполагалась открытая аккредитация для неограниченного числа операторов ЭТП. Однако впоследствии концепция реформы изменилась: по сообщениям СМИ, сегодня на повестке дня отбор ограниченного числа операторов, которые будут допущены к проведению регулируемых государством корпоративных закупок (в СМИ сообщалось о 3-5 или 7 операторах). Оценивать возможные последствия такой реформы пока рано, однако уже сегодня можно обозначить ряд важных характеристик рынка услуг ЭТП, которые определят, по каким сценариям будет происходить его переформатирование под влиянием изменений в госрегулировании.
Во-первых, этот рынок в сегменте закупок по 223-ФЗ отличает высокая концентрация. По данным Минэкономразвития, в декабре 2015 года закупки по 223-ФЗ проводили 162 электронные площадки. Однако львиная доля от общего объема регулируемых этим законом корпоративных закупок приходится на ограниченное число крупнейших ЭТП. Если рассматривать исключительно ЭТП, работающие на конкурентном рынке, то на одиннадцать крупнейших площадок по итогам 11 месяцев 2015 года, по нашим подсчетам, пришлось 67% объема электронных закупок по 223-ФЗ, а на мелкие независимые площадки и корпоративные ЭТП — всего треть. В связи с этим проблема наличия на рынке услуг ЭТП чрезмерного числа участников, которая является одним из аргументов в пользу проведения отбора операторов, представляется преувеличенной. Корпоративные заказчики самостоятельно, без вмешательства государства «отделили зерна от плевел».
Во-вторых, торги по 223-ФЗ обеспечивают большую часть оборота торгов на независимых ЭТП. В среднем закупки субъектов 223-ФЗ, согласно данным анкетирования операторов ЭТП, составляют примерно 61% оборота торгов, проводимых на главных независимых площадках. Подавляющее большинство крупных независимых операторов, за единичными исключениями, потеряют 2/3 и более оборота в случае, если не пройдут отбор. Линейной зависимости между объемом проводимых на ЭТП торгов и доходами оператора нет, тем не менее это взаимосвязанные величины. Таким образом, отбор операторов для проведения торгов по 223-ФЗ повлечет не появление еще одного обособленного сегмента рынка электронной торговли, а переформатирование рынка услуг ЭТП в сегменте B2B в целом.
В-третьих, согласно результатам опроса RAEX, крупнейшие корпоративные заказчики заинтересованы в сохранении конкурентного рынка услуг ЭТП. Две трети респондентов уверены, что ограничение числа площадок, допущенных к проведению закупок по 223-ФЗ, не повлияет благотворно на рынок услуг ЭТП в целом.
Конкурентный рынок услуг ЭТП в сегменте B2B в России уже сложился, и его текущее состояние в целом устраивает корпоративных заказчиков. Его перспективы зависят от того, учтет ли регулятор в ходе проведения отбора операторов сложившийся расклад сил и позиции его основных участников, определившиеся к настоящему времени в результате ща конкурентной борьбы. НИ
БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 59