Научная статья на тему 'Бедность в депрессивных регионах республики Башкортостан'

Бедность в депрессивных регионах республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
282
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ БЕДНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / PROGRAM-TARGET METHOD (PROJECT MANAGEMENT) / DEPRESSED REGIONS / SOCIAL DIFFERENTIATION / SOCIAL SECURITY / BASKET OF GOODS / SOCIAL DEFENSE / INTEGRAL INDEX OF POVERTY / LIFE QUALITY INDICATOR / SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каримов Айбулат Галимьянович

His article is devoted to one of the burning social problems in contemporary Russia: i.e. the problem of poverty of the population in depressed regions. The author has analyzed research works on this problem, used statistics and results of some public-opinion poll. Differences in the level of poverty of the population in depressed districts of the Republic of Bashkortostan and negative consequences of the influence of poverty on various spheres of public life are revealed. Measures aimed to reduce the level of poverty in depressed regions are modified. The author has proved the necessity of further detailed research on this subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POVERTY IN DEPRESSED REGIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

His article is devoted to one of the burning social problems in contemporary Russia: i.e. the problem of poverty of the population in depressed regions. The author has analyzed research works on this problem, used statistics and results of some public-opinion poll. Differences in the level of poverty of the population in depressed districts of the Republic of Bashkortostan and negative consequences of the influence of poverty on various spheres of public life are revealed. Measures aimed to reduce the level of poverty in depressed regions are modified. The author has proved the necessity of further detailed research on this subject.

Текст научной работы на тему «Бедность в депрессивных регионах республики Башкортостан»

БЕДНОСТЬ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Исследование бедности, как социального феномена, на сегодняшний день является весьма актуальным. Глубинные трансформационные процессы привели к коренным изменениям в социальной структуре российского общества, вызвав, как следствие, невиданную социальную поляризацию и обострение проблемы бедности. Исследование обозначенного явления в разрезе внутрирегионального социально-экономического развития позволяет глубже изучить структуру бедности, понять причины ее возникновения. Депрессивная территория, как социальное пространство, привлекает к себе особое внимание. Именно в депрессивных территориях бедность принимает наиболее острые формы, в них ярче всего выражены процессы социальной дифференциации, духовной и психологической отчужденности, профессиональной деградации.

На основе исследований, проведенных в ИСЭИ УНЦ РАН под руководством академика АН РБ М.Н. Исянбаева, в Республике Башкортостан выделены 3 депрессивных города и 13 депрессивных районов, остро нуждающихся в государственной поддержке. Это: гг. Баймак, Бе-лорецк, Сибай; Архангельский, Баймакский, Бе-лорецкий, Балтачевский, Гафурийский, Иглин-ский, Калтасинский, Краснокамский, Кугарчин-ский, Нуримановский, Федоровский, Хайбуллин-ский, Шаранский районы [1].

Социальная сфера в них характеризуется слаборазвитой материальной базой здравоохранения, детских, дошкольных и школьных учреждений; неэффективной организацией социального обеспечения; усилением социальной конфликтности, депопуляцией.

Недостаточное развитие социальной сферы в данных регионах явилось следствием низкого уровня обеспеченности населения материальными и производственными ресурсами, а также результатом определенных просчетов в планирова-

нии. Поэтому эффективность реализации социальной политики будет обеспечена только на фоне общего оживления производства. Необходим устойчивый экономический рост, увеличивающий возможность получения доходов трудоспособным населением.

Решение проблем социального развития депрессивных территорий должно стать важнейшим элементом общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, реализации в жизнь конституционно провозглашенного в России «социального государства». В данном контексте анализ проблемы бедности и социальной политики, направленной на ее сокращение, приобретает особую актуальность.

Дифференциация социального положения населения на внутрирегиональном уровне — это объективное явление, обусловленное неравномерностью в экономическом развитии. Радикальные экономические преобразования, в случаях резкого снижения финансирования социальной сферы, могут привести к усилению территориального неравенства в уровне жизни населения. При этом процессы расслоения на муниципальном уровне развиваются достаточно динамично. Увеличивается межтерриториальный разрыв в уровне оплаты труда, проявляются различия в потреблении социальных услуг. В Республике Башкортостан проблемы территориальных различий в уровне жизни населения имеют особую остроту, что обусловлено целым рядом социальных и экономических факторов. К ним можно отнести, прежде всего, относительно большую численность населения и площадь республики, затрудняющие оптимизацию экономического и социального развития, и несбалансированность инвестиционной политики дореформенного периода. Во многом игнорирование социальных последствий при размещении производительных сил

Каримов Айбулат Галимъянович, кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социальноэкономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук

© Каримов А.Г., 2009

привело к формированию неразвитых в социально-экономическом отношении подрайонов республики: северного, северо-восточного и уральского. Именно в этих подрайонах располагается большинство депрессивных и отсталых территорий, проблема бедности в которых приобретает наиболее острый характер.

При анализе регионального аспекта бедности выделяют два типа факторов, характеризующих неоднородность экономического пространства — абсолютные и относительные.

Абсолютные факторы региональной дифференциации и бедности связаны с особенностями климата, рельефа, местоположением по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения, размещением естественных ресурсов (водных, энергетических, минерально-сырьевых, биологических), богатством недр, степенью заселенности и характером размещения населения в регионе, историческими и этническими особенностями того или иного региона.

K относительным факторам региональной дифференциации доходов и бедности относятся: объем душевого производства ВРП, структура производства и неудовлетворительная структура занятости, различный экономический потенциал регионов, экономическая эффективность, накопленные инвестиции, возможности экспорта полезных ископаемых, импортные возможности, объем и конкурентоспособность производимой продукции, преобладание в регионе нерентабельных предприятий, ценовые факторы, низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений, неэффективность действующей системы социальной защиты населения.

Эти факторы, накладываясь один на другой, дают очень весомые внутрирегиональные отличия в среднедушевых денежных и реальных доходах, в уровне бедности [2, с. 118].

Внутрирегиональная дифференциация заработной платы остается важнейшей причиной неравенства по доходу и уровню бедности. Анализ динамики среднемесячной зарплаты показывает, что ни в одном депрессивном регионе ее уровень не достигал среднего уровня по республике. Ис-

Т а б л и ц а I Среднемесячная заработная плата работников по депрессивным регионам РБ, руб.*

Города и районы 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Баймак 4327 5839 7433

Белорецк 6150 7646 9888

Сибай 5805 7912 10119

Архангельский 3766 4971 6395

Баймакский 3053 4020 5312

Балтачевский 3048 4185 5406

Белорецкий 5707 7314 9426

Бураевский 3288 4696 5778

Г афурийский 3899 5091 6383

Иглинский 4858 6630 -

Калтасинский 4474 5852 7572

Краснокамский 6443 9027 12382

Кугарчинский 3753 4918 6403

Нуримановский 4097 5442 6553

Стерлибашевский 2990 3699 5042

Федоровский 3171 4256 5591

Хайбуллинский 3829 5018 6007

Шаранский 4595 5662 6771

По республике 6612 8632 11027

* Таблица составлена на основе данных Баш-кортостанстата.

ключение составляет Краснокамский район, где зарплата на протяжении 3-х лет была выше, чем среднемесячная зарплата по республике. Наименее низкий уровень заработной платы наблюдается в Баймакском, Балтачевском, Бураевском, Стерлибашевском районах. Соотношение среднемесячной заработной платы в депрессивном Стерлибашевским районе и развитом городе Уфа составило более 3-х раз. Таким образом, можно утверждать, что высокие различия в заработной плате напрягают единое социально-экономическое пространство Республики Башкортостан. Это детерминирует экономическое неравенство, формирует основные социальные слои, различающиеся уровнем материального достатка и потребительского поведения.

Динамика интегрального показателя беднос-ти1 по депрессивным территориям за последние пять лет свидетельствует о том, что сложившаяся хозяйственная организация большинства из них пока не в полной мере обеспечивает сокращение уровня бедности. Так, за 2006 г. в 10 из 16 депрессивных муниципальных образований уровень бедности значительно увеличился. В 8 депрес-

1 рассчитывается с учетом таких показателей, как: доходы от личного подсобного хозяйства; накопленное имущество, в т.ч. длительного пользования; уровень заработной платы и задолженность по заработной плате; уровень сбережений; обеспеченность дошкольными учреждениями и ученическими местами в учебных заведениях, в медицинских учреждениях; наличие приютов, домов инвалидов и других заведений социального характера; количество располагаемого и вводимого жилья; объем и стоимость коммунальных услуг; обеспеченность транспортом

Т а б л и ц а 2

Интегральный показатель бедности по депрессивным регионам РБ за 2001—2006 гг.*

Города и районы 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Баймак и район 4,21 3,15 2,20 2,46 2,21 2,20

Белорецк и район 1,47 1,38 1,25 1,20 1,08 1,22

Сибай 1,39 1,38 1,12 1,12 0,98 1,13

А рханге льский 3,57 2,50 3,02 3,83 4,75 2,86

Балтачевский 3,59 2,75 3,08 4,03 3,05 2,74

Бураевский 3,11 2,60 2,84 2,98 2,58 2,57

Г афурийский 2,09 1,57 1,83 2,11 2,93 2,06

Иглинский 2,16 1,55 1,56 1,57 1,77 1,92

Калтасинский 1,89 1,70 2,16 1,91 2,11 2,35

Краснокамский 2,87 1,35 1,67 1,89 1,65 1,81

Кугарчинский 2,68 2,39 4,05 2,17 2,24 2,43

Нуримановский 2,89 2,21 2,72 3,80 3,89 5,02

Стерлибашевский 3,05 2,29 2,57 2,85 2,84 2,93

Федоровский 2,93 2,64 3,46 2,87 2,78 2,73

Хайбуллинский 3,20 2,46 2,73 2,45 2,76 3,03

Шаранский 2,47 1,83 2,22 2,35 2,63 3,38

* До 1,5 — низкий уровень бедности. От 1,5 до 2,5 относительно высокий уровень бедности

сивных муниципальных образованиях зарегистрирован относительно высокий уровень бедности. Основной причиной этого является низкая эффективность их агропромышленных комплексов, сложившаяся структура которых не адаптирована к современным условиям хозяйствования и не обеспечивает необходимый уровень социальных показателей [3, с. 31]. Только в двух депрессивных муниципальных образованиях (гг. Сибай и Белорецк) зафиксирован относительно низкий уровень бедности, видимо, это объясняется наличием в них действующих промышленных предприятий.

За последние годы произошли серьезные изменения в социальной сфере депрессивных регионов. Существенные положительные подвижки отмечены в некоторых депрессивных муниципальных образованиях республики: появляются инновационные школьные и дошкольные учреждения, строятся культурные и досуговые учреждения, получили развитие государственные и негосударственные образовательные учреждения. Однако в целом ситуация в этих регионах неблагоприятная. Ухудшение жизненного уровня населения пагубно сказалось на демографических процессах, качестве жизни, вызвало целый ряд негативных социальных последствий.

В современных условиях социальное положение старшего поколения, как одной из самых

относительно низкий уровень бедности. Более 2,5 —

социально уязвимых групп населения, является одним из основных индикаторов качества жизни, поэтому большой интерес вызывает оценка численности пенсионеров, проживающих в депрессивных регионах, и уровень их доходов.

Анализ среднемесячного размера пенсии по депрессивным муниципальным образованиям показывает, что только в двух из них — Сибае и

Т а б л и ц а 3 Численность пенсионеров и средний размер пенсии за 2006 г. по депрессивным городам и районам (чел., руб.)*

Г орода и районы Численность пенсионеров Средний размер пенсии

Баймак и район 13901 2185,9

Белорецк и район 31587 2648,3

Сибай 14170 2620,0

Архангельский 5538 2197,0

Балтачевский 7477 2242,8

Гафурийский 9851 2280,7

Иглинский 11061 2408,0

Калтасинский 7273 2325,4

Краснокамский 7540 2466,7

Кугарчинский 8709 2239,2

Нуримановский 5836 2289,4

Федоровский 5576 2460,4

Хайбуллинский 7611 2313,0

Шаранский 6635 2275,2

По республике 1018050 2633,8

*Таблица составлена на основе данных Башкортостан стата.

Белорецке — она фиксируется на уровне среднереспубликанской.

В условиях депрессивных регионов обостряется проблема женской бедности. Распад хозяйственных связей, банкротство нерентабельных предприятий, приватизация предприятий сферы обслуживания, сокращение числа научных и педагогических кадров влекут за собой увольнение прежде всего женщин, особенно матерей, поскольку использование их труда связано с необходимостью предоставления им определенных социальных льгот и соблюдения мер социальной защиты.

Анализируя бедность в депрессивных регионах, следует выделить группы людей, характеризующихся наибольшим риском. К ним относятся: лица, потерявшие работу вследствие закрытия предприятий; члены многодетных или неполных семей (примерно 60% семей с тремя и более детьми входили в число бедных); одинокие пенсионеры; молодежь, в условиях депрессивных регионов не имеющая возможность получить работу; матери-одиночки; не имеющие в собственности земельные участки, автомобили, сельскохозяйственную технику и т.д. как средство обеспечения экономической безопасности.

Именно эти группы должны постоянно находиться в фокусе социальной поддержки государства, социальные проекты должны разрабатываться и реализовываться с учетом интересов данных групп.

Подводя некоторый итог, следует отметить, что бедность является ключевой проблемой социальной сферы депрессивного региона. Негативные последствия влияния бедности на различные сферы общественной жизни населения депрессивных регионов выражаются в следующих положениях:

1. Получение качественного образования является одной из самых острых проблем для бедных слоев. Дети из семей с низким материальным достатком имеют ограниченный доступ и к дошкольному образованию, и к продолжению учебы после окончания школы.

2. Бедность и плохое здоровье тесно взаимосвязаны. Низкий уровень доходов, характерный для значительной части населения депрессивного региона, существенно ограничивает возможность использования платных медицинских услуг, получения качественного медицинского об-

служивания. В свою очередь, постоянные стрессы, вызванные нехваткой средств, неудовлетворенность материальным положением, низкая самооценка вызывают серьезные заболевания.

3. Жилищная проблема в условиях депрессивных регионов приобретает особую актуальность. В депрессивных регионах качество жилищной инфраструктуры, как правило, на уровень ниже, чем в развитых и относительно благополучных. Социальная поляризация населения, застойный характер бедности становятся условиями возникновения «гетто», трущоб, с характерным для их обитателей менталитетом, криминальным образом жизни.

4. Бедность является фактором, негативно влияющим на социальное самочувствие социально уязвимых групп населения депрессивного региона, в особенности пенсионеров. В большинстве депрессивных муниципальных образований среднемесячный размер пенсии не дотягивает до среднереспубликанского.

Таким образом, бедность в депрессивных территориях — это один из главных факторов, сдерживающих выход региона на траекторию устойчивого социально-экономического, политического и духовного развития. Бедность, носящая застойный характер, ведет к общей деградации населения депрессивных территорий и представляет прямую угрозу социальной безопасности региона и страны в целом.

Решение проблемы бедности в депрессивном регионе требует системного подхода: необходима концептуализация проблемы бедности, четкое определение ее содержания (критерия оценки, совершенствования нормативов).

Политика, нацеленная на преодоление бедности, должна сопровождаться эффективными мерами, направленными на развитие человеческого потенциала. Существенные результаты могут быть достигнуты путем:

— увеличения инвестиций в образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, содействуя реализации способностей человека и его участию в производстве и распределении благ;

— более справедливого распределения дохода и богатства, обеспечивая материальную основу развития человеческого потенциала;

— достижения тщательной сбалансированности социальных расходов, всемерно укрепляя экономическую базу социальной сферы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расширения возможностей людей осуществлять свой выбор в политической, социальной и экономической сферах, уделяя особое внимание тем группам населения, чьи возможности были по тем или иным возможностям ограничены [4, с. 4].

Стратегия преодоления бедности в России может быть реализована только тогда, когда она будет тщательно проработана в региональном аспекте. Выравнивание баланса необходимых пропорций в экономике, недопущение чрезмерной внутрирегиональной социально-экономической дифференциации, обеспечение эффективного функционирования конкурентоспособного рынка на всей территории республики должны стать важнейшими элементами ее устойчивого развития.

Основными направлениями сокращения бедности в депрессивном регионе должны стать:

1. Сдерживание и предупреждение расширения масштабов бедности.

2. Создание условий для активной части населения зарабатывать достаточно, чтобы обеспечить себя и свою семью.

3. Создание эффективной системы поддержки социально-уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации — беженцы и т.д.) и гарантий их недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным социальным услугам.

В условиях депрессивного состояния экономики региона особое внимание следует уделить второму компоненту стратегии. Основными мерами сокращения бедности должны стать оптимизация занятости и борьба с безработицей. В некоторых развитых странах разрабатываются и реализуются специальные программы, направленные на преодоление социального изоляционизма, предотвращение маргинализации населения, обусловленных безработицей. По данным социологических исследований, 75% безработных попадают под определение «социально исключенных». Одна из таких программ действует в одной из областей Финляндии, где фиксировался значительный уровень безработицы среди молодежи. Необходимость программы была обусловлена негативными социальными последствиями — ростом девиантного поведения и другими общественными проблемами. В результате мероприятиями программы («Ма-

стерская») были охвачены представители молодежи из бедных семей и тех категорий, которые находились в зоне высокого риска маргинализации. В результате была достигнута цель проекта, заключающаяся в обеспечении занятости безработной молодежи, которой были предложены значимые и востребованные виды деятельности (ремонт с/х оборудования и другой техники, изделий из дерева, металла, драгоценностей, ремонт одежды и т.д.), перечень которых был существенно расширен за время реализации программы.

В основу коренных преобразований в работе предприятий, организаций и учреждений сферы услуг должны быть положены такие факторы, как улучшение материально-технического, финансового обеспечения; принципиальное изменение условий хозяйствования; в отличие от жесткого централизованного управления объектами обслуживания необходимо предоставление свободы в выборе оптимальных экономических решений; использование разнообразных организационных форм управления производством на основе многообразия видов собственности. Кроме того, необходимо усиление роли органов местного управления с целью мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства и расширения самостоятельности в решении большинства проблем [5, с. 79]. Следует согласиться с мнением Ф. Сарбашевой и Г. Батова, считающих, что на региональном уровне наиболее эффективным способом управления социальными процессами будет являться программно-целевой метод, который разрабатывается с учетом социально-экономических возможностей региона или данного территориального самоуправления. Метод основывается на системном подходе к организации управления и предусматривает такие организационные механизмы управления и подходы к решению возникающих проблем, при которых в единстве и взаимосвязи используются трудовые, материальные, природные, финансовые и информационные ресурсы [6, с. 81].

Требования регионализации социальной политики и социальной защиты, укрепления финансовой системы неразрывно связаны с разграничением федерального регионального и местных бюджетов. В целях усиления самостоятельности региональных местных бюджетов в осуществлении эффективной социальной защиты необходимо:

— разграничение доходов и компетенции бюджетов различных уровней для обеспечения самостоятельности местных властей в проведении социальной политики;

— обеспечение включения республики в конкретные федеральные социальные программы в целях ослабления напряженности в кризисных секторах социальной сферы, полного преодоления практики финансирования социальной сферы по остаточному признаку;

— обеспечение строгого целевого использования финансовых потоков в социальной сфере;

— достижение большей адресности в распределении финансовых средств, направленных на социальные нужды. Здесь имеется в виду оказание помощи конкретной семье, конкретному человеку, а не социальной группе или организации в целом.

Конкретно по сокращению бедности в депрессивных регионах предлагаются следующие меры:

1. Существующая концепция определения показателей уровня бедности в России, на основе которой формируется потребительская корзина, не отражает реальные потребности населения депрессивных территорий, не отвечает требованиям удовлетворения минимально необходимых потребностей для социально-экономического функционирования и развития людей и нуждается в пересмотре. В связи с этим предлагается:

— внести предложения в Госдуму и Федеральное Собрание РФ о необходимости корректировки законов: «О заработной плате», «О минимальной потребительской корзине»;

— расширить инструментарий изучения и оценки бедности, применяя при расчетах показатели располагаемых ресурсов (включая и накопленное имущество в домохозяйствах).

2. При разработке и проведении реформ в системе социальной сферы депрессивного региона необходимо обозначить меры и механизмы, обеспечивающие и гарантирующие доступность социальных услуг наиболее уязвимым социальным группам (пенсионерам, одиноким матерям, молодежи).

3. Значительное большинство бедного населения депрессивных регионов не имеют достаточных средств, чтобы купить жилье даже на условиях ипотеки и не являются малоимущими, чтобы получить его на условиях социального найма. Для них проблема «жилищной бедности» ста-

новится неразрешимой. Как показало наше исследование, особенно острой жилищная проблема явилась для современной молодежи. Поэтому существует настоятельная потребность в разработке и реализации эффективных программ по обеспечению молодежи, проживающей в депрессивном регионе, доступным жильем.

4. Несмотря на то, что средний размер пенсии повысился, проблема бедности для пенсионеров, проживающих в депрессивных регионах, является очень острой. Мы полагаем, что это объясняется тем, что чрезвычайно низкие размеры пенсии не покрывают расходы на лечение, оплату жилья и коммунальных услуг. В свете данных результатов рекомендуется адресно выплачивать социальные пособия одиноким пенсионерам, которые в данном случае оказываются в наиболее сложной ситуации.

5. Одной из наиболее эффективных моделей социальной защиты в условиях депрессивных регионов должны стать организации фондов социальной защиты на двухсторонней основе: государство и частнопредпринимательские структуры, которые также создают фонды социальной защиты. Источниками финансирования этих фондов могут стать отчисления предпринимателей, взносы профсоюзов и самих работников. Создание подобных фондов выгодно всем: предпринимателям, т.к. они приобретают право использовать свободные денежные средства фондов на инвестиции; работникам, потому что в случае необходимости они получают дополнительные пособия (по старости, болезни, потери работы), в сумме превышающие их взносы. Очевидно, что создание таких фондов требует серьезного изменения действующего законодательства, принципов налогообложения и пр.

6. Особого внимания заслуживает расширение участия в социальной защите низших звеньев народного хозяйства, прежде всего, предприятий, т.к. именно они в значительной степени могут оказывать непосредственное влияние на процесс социальной защиты. Одним из источников финансовых средств, необходимых предприятиям для проведения конкретных мероприятий, может служить прибыль, размеры которой определят формы и направления стабилизации уровня жизни работников.

7. Расширение перечня социальных услуг, которые предоставлялись бы населению в зависимости от конкретной нуждаемости каждой се-

мьи и каждого человека. Такой механизм может быть реализован в виде государственной социальной службы помощи семье с акцентом на самообеспечение. Развитие системы нестационарных форм обслуживания населения.

В числе последних предполагается:

— организация специализированного торгового обслуживания с перечнем товаров, реализуемых малообеспеченным по доступным ценам;

— освобождение предприятий торговли, обслуживающих малообеспеченное население, от местных налогов, установление льготы по аренде помещений, оплате коммунальных услуг, льготные кредиты и пр.;

— новые модели специализированного торгового обслуживания — практика долговременных отношений между учреждениями социальной защиты и предприятиями независимо от форм собственности;

— различные формы бытового обслуживания населения с частичной оплатой;

— создание бригад для оказания социальной помощи на дому и ряд других мер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Депрессивные территории: теория и практика стабилизации и развития. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2008 (рукопись отчета, Исянбаев М.Н., Байгильдина АУ. и др.).

2. Беглова Е.А. Бедность как экономическая категория: теоретико-методологические аспекты. — Уфа: Гилем, 2008. — 160 с.

3. Стратегия преодоления нищеты и сокращения бедности населения Республики Башкортостан в период по 2020 год: концептуальные и методологические основы. — Уфа: БАГСУ, 2008. — 65 с.

4. Программа развития ООН. Проект по снижению бедности в Казахстане. —Астана, 2002.

5. Гасанов М. Социальная сфера как приоритет развития // Экономист. — 2006. — № 6.

6. Сарбашева Ф., Батов Г. Проблемы социальной сферы в депрессивном регионе // Экономист. — 2006. — № 9.

Ключевые слова: депрессивные регионы, социальная дифференциация, программно-целевой метод, социальное обеспечение, потребительская корзина, социальная защита, интегральный показатель бедности, индикаторы качества жизни, социальное самочувствие.

Key words: depressed regions, social differentiation, program-target method (project management), social security, basket of goods, social defense, integral index of poverty, life quality indicator, social state.

Aibulat G. Karimov

POVERTY IN DEPRESSED REGIONS OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

This article is devoted to one of the burning social problems in contemporary Russia: i.e. the problem of poverty of the population in depressed regions. The author has analyzed research works on this problem, used statistics and results of some public-opinion poll. Differences in the level of poverty of the population in depressed districts of the Republic of Bashkortostan and negative consequences of the influence of poverty on various spheres of public life are revealed. Measures aimed to reduce the level of poverty in depressed regions are modified. The author has proved the necessity of further detailed research on this subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.