Научная статья на тему 'Стабилизация социально-экономического развития депрессивных территорий Башкортостана: проблемы и решения'

Стабилизация социально-экономического развития депрессивных территорий Башкортостана: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
346
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ОТСТАЮЩИЕ ТЕРРИТОРИИ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМЫ СТАБИЛИЗАЦИИ / ВЫРАВНИВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / LEVELING OF THE REGION''S SOCIAL DEVELOPMENT / EPRESSED TERRITORIES / STABILIZATION OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / CLUSTER ANALYSIS / DIFFERENTIATION OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / STABILIZATION MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исянбаев Мазгар Насипович

The article is devoted to the depressed areas functioning in some Russian regions. The essential point of these socioeconomic subsystems and the main factors influencing the process of their formation are analysed. The main ways of stabilizing their socioeconomic development are modified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STABILIZATION IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF DEPRESSED AREAS OF BASHKORTOSTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article is devoted to the depressed areas functioning in some Russian regions. The essential point of these socioeconomic subsystems and the main factors influencing the process of their formation are analysed. The main ways of stabilizing their socioeconomic development are modified.

Текст научной работы на тему «Стабилизация социально-экономического развития депрессивных территорий Башкортостана: проблемы и решения»

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ЭКОНОМИКА

М.Н. Исянбаев

СТАБИЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ БАШКОРТОСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Депрессивные территории — это развитые в прошлом в социально-экономическом отношении территории с достаточно высоким промышленно-производственным потенциалом и занимавшие крупное место в межрегиональном разделении труда по выработке определенных видов продукции. В настоящий период они переживают глубокий экономический кризис, вызванный сильным спадом производства, ухудшением условий разработки месторождений сырья и топлива, ростом затрат на их транспортировку; высокой степенью изношенности основных производственных фондов; неконкурентоспособностью производимой продукции; сокращением рабочих мест, ростом безработицы; снижением реальных доходов, уровня и качества жизни населения.

Отдельные ученые-экономисты, исходя из принятого в зарубежной и отечественной экономической теории определения «депрессии» как ситуации, характеризуемой падением производства, тенденцией к снижению цен и ростом безработицы [I, с. 10—13], считают, что в российской ситуации спад производства, в отличие от традиционного понимания категории «депрессии», был вызван принципиально другими явлениями (падение производства произошло не только без снижения цен, но и со стагфляцией, рост безработицы не соответствовал темпам экономического спада и т.д.), на этом основании в условиях России не может быть депрессивных территорий. Другие, обосновывая необходимость выделения «депрессивных территорий», определяют их как территории, сильно и устойчиво отстающие по уровню социально-экономического развития от средних показателей страны [2, с. 31—43].

В нашем понимании выражения «депрессивные территории» и «отстающие территории» не тождественны, они существенно различаются между собой по своему экономическому содержанию. Отстающие территории — это территории, которые традиционно устойчиво отстают от других по основным социально-экономическим показателям развития и имеют низкий уровень жизни населения. Характерными их особенностями являются: низкий уровень развития промышленности, узкая ее отраслевая структура и производственная специализация; сырьевое и аграрное направления развития экономики; низкая интенсивность хозяйственной деятельности; слабое развитие производственной и социальной инфраструктуры; недостаток рабочих мест и неполная занятость трудоспособного населения; низкие степень бюджетной обеспеченности и уровень жизни населения (соотношение денежных доходов и прожиточного минимума).

Депрессивные территории характеризуются относительно высоким уровнем сложившегося в них промышленно-производственного потенциала; значительным удельным весом промышленности в структуре экономики; наличием сложившегося высококвалифицированного человеческого капитала; существенным спадом производства в основных отраслях экономики, особенно в промышленности; снижением инвестиционного и потребительского спроса; низким уровнем использования ресурсного потенциала; сокращением рабочих мест и ростом безработицы; уменьшением доходной части регионального и местного бюджетов, сокращением реальных доходов в расчете на одного жителя региона и расходов бюджетов

Исянбаев Мазгар Насиповт, академик АН РБ, доктор экономических наук, профессор

© Исянбаев М.Н., 2009

всех уровней в сравнении со средними показателями страны.

В депрессивных территориях действующие механизмы управления социально-экономическим развитием недостаточно эффективны и вызывают ряд негативных явлений: заторможенность инвестиционных и воспроизводственных процессов; сокращение выпуска конкурентоспособной продукции; ослабление управления структурной перестройкой экономики, ценообразованием, экономическими взаимоотношениями производителей и потребителей; нарушение товарно-денежного обращения, вызванного расширением сферы действия бартерных отношений; ослабление дисциплины платежей между субъектами производства, что приводит к финансовому дефициту, ограничению возможностей государственного регулирования развития экономики; углубление противоречий между групповыми интересами на различных уровнях управления; увеличение дифференциации социально-экономического развития регионов, уровня и качества жизни населения. Депрессивные территории, в отличие от отстающих, при создании необходимых условий и стимулов развития, а также при активной поддержке со стороны государства, эффективно задействуя свой промышленно-производственный, научно-технический и человеческий потенциал, за относительно короткий период могут восстановить региональный воспроизводственный процесс и перейти в состояние устойчивого саморазвития.

Депрессивные территории отличаются узкой отраслевой структурой экономики, низким уровнем развития промышленности, высокой степенью изношенности промышленно-производственных основных фондов. Они по уровню социально-экономического развития значительно отстают от средних показателей страны; производимая промышленная продукция неконкурентоспособна и нерентабельна. Для этих территорий характерны низкая занятость и длительный отток трудоспособного населения в связи со спадом производства и сокращением рабочих мест.

Существует несколько критериев выделения депрессивных территорий. Это обусловливается тем, что регионы существенно различаются между собой по направлениям и параметрам социально-экономического развития. В целях определения уровня социально-экономического развития городов и районов Республики Башкорто-

стан нами произведен их кластерный анализ. Базовыми показателями для оценки уровня социально-экономической дифференциации городов и районов были определены:

х1 — производство промышленной продукции в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х2 — производство продукции сельского хозяйства в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х3 — производство потребительских товаров в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х4 — уровень концентрации основных производственных фондов экономики регионов в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х5 — общий объем инвестиций в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

хт — среднемесячная заработная плата 1 работника, тыс. руб.;

х7 — доходы населения в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х8 — доходы бюджета в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х9 — расходы бюджета в расчете на 1 жителя, тыс. руб.;

х10 — обеспеченность жильем в расчете на 1 жителя, кв. м.;

х11 — обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения, чел.;

х12 — обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, %; х13 — уровень безработицы, %.

В Республике Башкортостан на основе расчетов по разработанной нами методике кластеризации территорий в зависимости от уровня социально-экономического развития выделены 4 группы регионов. В первой группе уровень социально-экономического развития городов и районов от 10 до 13 показателей превышает среднереспубликанский уровень. На этом основании эти города и районы нами названы развитыми. К ним относятся: гг. Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и Альшеевский, Бла-говарский, Илишевский, Кармаскалинский и Стерлитамакский районы.

Социально-экономическое развитие второй группы городов и районов по 5—10 показателям превышает среднереспубликанский уровень. Они отнесены к категории относительно благополучных. Это: г. Агидель, г. Белебей и Белебеевский район, г. Бирск и Бирский район, г. Благовещенск и Благовещенский район, г. Давлеканово и Давле-кановский район, г. Дюртюли и Дюртюлинский

район, г. Ишимбай и Ишимбайский район, г. Ку-мертау, г. Мелеуз и Мелеузовский район, г. Туй-мазы и Туймазинский район, г. Янаул и Янауль-ский район, г. Учалы и Учалинский район, Аурга-зинский, Бакалинский, Буздякский, Ермекеевский, Кушнаренковский, Куюргазинский, Миякинский, Чишминский, Чекмагушевский районы.

Третья группа городов и районов по социально-экономическому развитию отстает от среднереспубликанского уровня по 5—10 показателям. Они отнесены к категории депрессивных. Это — г. Баймак и Баймакский район, г. Белорецк и Белорецкий район, г. Сибай, Архангельский, Бал-тачевский, Бураевский, Гафурийский, Иглинский, Калтасинский, Краснокамский, Кугарчинский, Нуримановский, Стерлибашевский, Хайбуллин-ский, Шаранский, Федоровский районы.

В четвертую группу объединены районы, уровень социально-экономического развития которых по 10—13 показателям ниже среднереспубликанского уровня. Данная группа районов остро нуждается в государственной поддержке и требует особого внимания органов государственной власти. Они отнесены нами к категории отстающих районов с критической социально-экономической ситуацией. Это — Абзелиловский, Аскинский, Белокатайский, Бижбулякский, Бурзянский, Ду-ванский, Зианчуринский, Зилаирский, Караидель-ский, Кигинский, Мечетлинский, Мишкинский, Салаватский, Татышлинский районы.

Сложившиеся территориальные, внутри- и межотраслевые диспропорции в экономике депрессивных регионов существенно снижают эффективность функционирования экономики страны в целом, препятствуют ее устойчивому росту. Это обрекает экономику депрессивных регионов на неустойчивое функционирование с неблагоприятными последствиями для финансового положения предприятий и обеспеченности их бюджетными средствами.

В современный период важнейшими стратегическими задачами региональной социально-экономической политики Российской Федерации являются: укрепление экономической самостоятельности республик, областей, краев в составе обновленной России; четкое разграничение функций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в отношении собственности и налогов; выработка самостоятельной региональной социально-экономической политики субъектов с учетом общегосу-

дарственных интересов РФ; выравнивание социально-экономического развития регионов на основе более полного и эффективного использования местного природного, трудового и производственного потенциала; осуществление протекционистской политики по отношению к регионам, отстающим в экономическом и социальном развитии; стабилизация производства, возобновление экономического роста, улучшение экономического, социального, культурного и демографического положения населения в депрессивных территориях; осуществление структурной перестройки хозяйства депрессивных территорий с целью построения социально ориентированной рыночной экономики; создание нормальных условий жизни и деятельности человека в депрессивных территориях; совершенствование размещения производительных сил, выравнивание уровня социального развития депрессивных территорий, обеспечение комплексности в их социально-экономическом развитии.

Расширение экономической самостоятельности субъектов РФ предполагает корректировку целей и задач внутриреспубликанской (областной, краевой) региональной социально-экономической политики. Нам представляется, что в современных условиях основными целями региональной политики в России могут быть: обеспечение социально-экономического, политического, государственно-правового развития республик, областей, краев на основе углубления федерализма в России; достижение комплексного и динамичного развития экономики субъектов Федерации путем преодоления имеющихся межотраслевых диспропорций, совершенствования структуры экономики регионов посредством улучшения размещения производительных сил; реализация конституционных прав граждан, установленных Конституцией РФ на основе выравнивания уровня социально-экономического развития регионов, обеспечения в них гарантированных государством единых социальных стандартов и социальной защиты; расширение полномочий органов местного самоуправления в решении социально-экономических проблем развития регионов.

Устойчивое социально-экономическое развитие депрессивных территорий в условиях высоких темпов интеграции рынков, движения капиталов и ускорения инвестиционных потоков предполагает сбалансированное развитие в них отраслей сферы материального производства, социальной сферы, населения и окружающей при-

родной среды. Это может быть достигнуто на основе более полного и эффективного использования человеческого, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала депрессивных территорий, совершенствования моделей производства и потребления, повышения уровня и качества жизни населения.

Развитие депрессивных территорий должно реализовываться в тесной увязке со стратегическими направлениями экономического и социального развития страны. Эти задачи могут быть успешно решены при установлении общественно целесообразных соотношений темпов экономического роста в стране и социально-экономического развития ее регионов. Они, как относительно самостоятельные административно-хозяйственные подсистемы России, выступают в качестве основных звеньев территориального планирования и управления экономикой и являются необходимой предпосылкой обеспечения эффективного и устойчивого социально-экономического развития страны.

Нам представляется неправомерным противопоставление принципов «ускорения темпов экономического роста» и «выравнивания уровня социально-экономического развития регионов». В проекте Министерства экономического развития и торговли РФ «Стратегия социально-экономического развития регионов Российской Федерации» выдвинута концепция: «Решение задачи удвоения ВРП требует срочного перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке регионов-«локомотивов роста». Эти принципы, в нашем понимании, представляют собой две взаимосвязанные стороны единой проблемы экономического и социального развития страны и ее регионов, и между ними нет противоречий. Необходимые соотношения между темпами экономического роста и выравнивания социально-экономического развития регионов устанавливаются исходя из стратегии развития страны. При этом мы исходим из положения о том, что принцип поляризованного социально-экономического развития регионов-лидеров (опорных регионов) основывается на осуществлении концентрации финансовых, производственных, человеческих, административно-управленческих и других ресурсов в отдельных регионах и отраслях, на создании полюсов экономического роста, обеспечивающих получение высокого эффекта от дополнительных вложений капитала.

Ускорение темпов экономического роста предполагает строительство крупных промышленных предприятий-гигантов, создание индустриальных центров, превращение их в «опорные регионы-локомотивы роста», «точки экономического роста». Это, в свою очередь, обусловливает чрезмерную концентрацию промышленного производства в ограниченном числе промышленных центров и регионов, гиперспециализацию последних на выпуске отдельных видов промышленной продукции, удлинение транспортно-экономических связей между регионами и рост затрат на транспортировку сырья, топлива, материалов, готовой продукции и др. Нам представляется, что под «выравниванием уровня социально-экономического развития регионов» следует понимать не строительство предприятий-гигантов во всех частях регионов, в т.ч. и на депрессивных территориях, и не создание крупных индустриальных центров, а обеспечение одинакового уровня социального развития регионов и выравнивание экономических условий для их развития на основе создания собственной экономической базы, включающей в себя отрасли и производства регионального значения — отрасли перерабатывающей промышленности, производства по деревообработке, выработке местных строительных материалов, строительные организации, объекты производственной, социальной инфраструктур и т.д.

Теория поляризованного развития и создания полюсов роста, предложенная французским экономистом Ф. Перру, была применена во многих странах как инструмент рыночной экономики для создания опорных регионов и лидирующих отраслей экономики для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Концентрация крупных финансовых, производственных, человеческих и других ресурсов, образование лидирующих регионов и отраслей выступают как предпосылка притяжения факторов производства и экономического роста, обеспечения высокой эффективности использования вложенных средств.

Теория «полюсов роста» была широко использована в нашей стране в периоды ее индустриализации: строились предприятия-гиганты, создавались крупные промышленные центры и регионы, в которых сосредотачивалась основная масса промышленно-производственного, финансового, человеческого, научно-технического и другого потенциала страны. Эти индустриальные центры и регионы («локомотивы роста») должны были обес-

печить ускоренное социально-экономическое развитие всех регионов страны. Однако поставленные цели не были достигнуты. Концентрация крупных финансовых, производственных, человеческих и других ресурсов в отдельных полюсах роста, хотя и обеспечивала высокий уровень эффективности капитальных вложений, но лишила многие регионы возможностей нормального социально-экономического развития. Образовалось большое число регионов с низким уровнем промышленного и аграрно-промышленного развития, со слабыми строительной и инфраструктурной базами. Депрессивные территории вошли в рыночные отношения с низкими стартовыми уровнями социально-экономического развития. Процесс поляризации территорий по уровню социально-экономического развития усилился в период реформирования экономики страны: регио-ны-«локомотивы роста» продолжают концентрировать в себе финансовые, производственные, человеческие и другие ресурсы при существенном отставании от них регионов-«аутсайдеров» по уровню социально-экономического развития.

В настоящий период сложившиеся диспропорции в социально-экономическом развитии регионов России характеризуются показателями: соотношение стоимости основных фондов отраслей экономики (в расчете на одного жителя) между регионами-лидерами и отстающими составляет 3—5 и более раза; производство валового регионального продукта на душу населения до

50 тыс. руб. осуществляется в 19 регионах, от

51 тыс. до 100 тыс. руб. — в 54, от 101 до 150 тыс. руб. — в 10, свыше 150 тыс. руб. — в 6 регионах страны [3, с. 21—23]. В сравнении со средним показателем Республики Башкортостан в центральном и северо-западном экономических подрайонах республики (в расчете на 10 тыс. населения) производится промышленной продукции больше в 1,2 раза, в южном подрайоне — в 1,3 раза. В то время в уральском подрайоне республики этот показатель меньше на 40%, в северо-восточном — в 10 раз, северном — в 20 раз. В северо-восточном и северном экономических подрайонах республики не имеется ни одного промышленного центра.

Негативные социально-экономические последствия, вызванные неоднородностью экономического пространства, существенными различиями в уровне социально-экономического развития и условиях адаптации экономики к рыночным ус-

ловиям, сильнее проявляются в депрессивных и отстающих регионах. В них создается неблагоприятная рыночная конъюнктура, несбалансированная экономическая структура, промышленность имеет узкую производственную специализацию в межрегиональном разделении труда, производственный потенциал агропромышленного комплекса используется неполно и неэффективно. Возможности для совершенствования структуры экономики и повышения эффективности производственной специализации этих регионов ограничены. Сложившиеся существенные различия и отрыв регионов-лидеров от регионов-аут-сайдеров по уровню социально-экономического развития обусловливаются тем, что экономика страны не представляет собой совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслей и производств, а экономика регионов — совокупности взаимосвязанных составных частей экономики страны. Вследствие этого обеспечение высоких темпов экономического роста в опорных регионах непосредственно не отражается на темпах социально-экономического развития депрессивных и отстающих регионов.

Авторы концепции поляризованного развития свои подходы к решению проблемы аргументируют тем, что через такой путь прошли многие страны, пережившие экономический и социальный подъем. Известно, что промышленно-развитые страны, достигшие высокого уровня технического развития, занимая 14,7% населения мира, производят 76,9% мирового валового продукта. Эти показатели по развивающим странам составляют соответственно 78,8% и 19,8%, по странам с переходной экономикой — 6,5% и 3,3% [3, с. 21—23]. Поляризация социально-экономического развития стран мира приводит к тому, что страны с развитой промышленностью высокими темпами наращивают свой экономический потенциал, а развивающиеся страны остаются как поставщики сырья и топлива.

Концепция выравнивания уровня социальноэкономического развития территорий направлена на смягчение сложившихся диспропорций в структуре и уровне развития экономики, создание равных условий жизни и деятельности людей. Обеспечение ускоренного и эффективного социальноэкономического развития России и ее регионов на основе эффективного размещения производительных сил, прежде всего, промышленного производства по территории страны, повышения эф-

фективности системы расселения, достижения конкурентоспособности экономики регионов и их эффективной интеграции в мировой рынок, возможно лишь при выравнивании социально-экономического развития регионов: развитые в социально-экономическом отношении регионы могут обеспечить устойчивое и ускоренное развитие экономики Российской Федерации.

Важнейшими стратегическими направлениями социально-экономического развития депрессивных территорий являются:

— обеспечение экономического роста на основе более полного и эффективного использования местного природного, трудового и производственного потенциала; ориентации отраслей экономики на современные наукоемкие технологии, преодоления сырьевой направленности промышленности путем организации углубленной переработки ресурсов минерального, лесного, сельскохозяйственного сырья для производства высококачественной, конкурентоспособной продукции;

— осуществление структурной перестройки хозяйства депрессивных территорий в целях построения социально ориентированной рыночной экономики;

— совершенствование размещения производительных сил, выравнивание уровня социально-экономического развития депрессивных городов и районов;

— создание нормальных условий жизни и деятельности населения;

— разработка и реализация долгосрочных целевых комплексных программ экономического и социального развития для территорий с высоким

уровнем безработицы, острыми демографическими и миграционными проблемами, со сложной экологической ситуацией;

— усиление государственного регулирования финансово-кредитного воздействия на стабильное развитие экономики депрессивных территорий;

— стимулирование частных инвестиций путем создания благоприятных условий.

В этих целях важным является применение таких механизмов, как установление льготных процентных ставок по кредитам, предоставляемым на проекты; снижение налоговых ставок (прежде всего, по федеральным налогам) при реинвестировании прибыли; поддержка процесса частного инвестирования; создание предпосылок для инвестиций, предусматривающих гарантию прав собственности на объекты вложений (в том числе и на землю); развитие инфраструктуры в депрессивных территориях как важнейшей предпосылки для эффективного размещения промышленного производства на основе сосредоточения основной части бюджетных вложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хурсевич С. Использование нормативного подхода при организации бюджетного выравнивания // Финансы. — 1996. — №11.

2. Смирягин Л., Былов Г. О программе помощи депрессивным регионам // Регионология. — 1995. — № 3.

3. Шарипов Ш.И. Стратегия регионального развития: выравнивания или поляризация? // Экономика региона. — 2006. — № 2.

Ключевые слова: депрессивные территории, отстающие территории, стабилизация экономического и социального развития, кластерный анализ, дифференциация социально-экономического развития, механизмы стабилизации, выравнивание социального развития.

Key words: depressed territories, stabilization of socioeconomic development, cluster analysis, differentiation of socioeconomic development, stabilization mechanism, leveling of the region’s social development.

Mazgar N. Isyanbayev

STABILIZATION IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF DEPRESSED AREAS OF BASHKORTOSTAN: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article is devoted to the depressed areas functioning in some Russian regions. The essential point of these socioeconomic subsystems and the main factors influencing the process of their formation are analysed. The main ways of stabilizing their socioeconomic development are modified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.