Научная статья на тему 'Бедность и социальное исключение: к вопросу о соотношении понятий'

Бедность и социальное исключение: к вопросу о соотношении понятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
437
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / БЕДНОСТЬ / SOCIAL EXCLUSION / INCLUSION / POVERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Астоянц М. С.

В статье определена специфика концепта социального исключения в сравнении с родственным ему понятием бедности; показана целесообразность применения концепции социального исключения к изучению проблем российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бедность и социальное исключение: к вопросу о соотношении понятий»

Астоянц М.С. ©

Д.соц.н., доцент, зав. кафедрой социологии Южного федерального университета

БЕДНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ

ПОНЯТИЙ

Аннотация

В статье определена специфика концепта социального исключения в сравнении с родственным ему понятием бедности; показана целесообразность применения концепции социального исключения к изучению проблем российского общества.

Ключевые слова: социальная эксклюзия / инклюзия, бедность.

Keywords: social exclusion / inclusion, poverty.

Анализируя проблемы трансформирующихся обществ, ученые все чаще обращают внимание на социальное исключение - «механизм, отделяющий группы людей от главного социального потока» [1, p. 105]. Под исключением подразумевается постепенный процесс накопления ущерба, ведущий от полной интеграции через пограничное состояние надлома к полному отделению или изоляции от социума. При этом человек или социальные группы страдают от множества проблем: бедности, безработицы, плохих жилищных условий, болезней, разрушения семьи. Процессы исключения имеют нисходящий характер, когда каждая следующая ступенька еще больше сужает спектр доступных индивиду ресурсов и тянет его все дальше вниз, подобно снежному кому. Исключение - это не только недостаток материальных ресурсов, но и недостаток культурного и социального капитала, ослабление или разрыв социальных связей.

Ученые считают, что процесс социального исключения приобретает сегодня глобальный характер. Н. Луман писал в конце ХХ в.: «Наихудший из возможных сценариев в том, что общество следующего столетия примет метакод включения/исключения. А это значило бы, что некоторые люди будут личностями, а другие - только индивидами, что некоторые будут включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь существами, которые пытаются дожить до завтра. Что забота и пренебрежение окажутся по разные стороны границы, что тесная связь исключения и свободная связь включения различат рок и удачу, что завершатся две формы интеграции: негативная интеграция исключения и позитивная

интеграция включения. В некоторых местах... мы уже можем наблюдать это состояние» [2, с. 102].

Социальное исключение - не только научный, но и социально-политический концепт, широко распространившийся в западноевропейских дискуссиях связанных с проблемами бедности, маргинальности и депривации с середины двадцатого века и весьма популярный в наши дни. Впервые использовавшийся во французских политических дебатах в 1950-е гг. ХХ века, он широко распространился в Европе к концу 1980-х, началу 1990-х гг., когда Совет министров ЕЭС принял резолюцию, призывающую бороться с социальным исключением и поддерживать интеграцию и солидарность в Европе, а некоторые европейские страны учредили организации по борьбе с исключением. Наиболее активно этот концепт используется в научных и политических дискуссиях в Великобритании, где с 1997 г. создана особая государственная структура для борьбы с социальным исключением - Департамент социального исключения.

Понятие социального исключения хотя и используется в течение сравнительно короткого времени, но, несомненно, оно указывает на некий феномен, который «существовал всегда, но не имел подходящего названия» [3, p. 4]. Ведь многие проблемы, для определения которых используется термин социальное исключение, возникли значительно раньше, чем сам концепт.

Хотя социальное исключение и является сравнительно новым концептом, его применению предшествовало использование некоторых неидентичных, но весьма близких

© Астоянц М.С., 2013 г.

понятий. И сейчас как одновременно, так и независимо от использования его в научных дискуссиях применяется ряд родственных ему концептов: бедность, социальное неравенство, андеркласс, маргинальность, депривация.

Некоторыми учеными термин социальное исключение критикуется за то, что оно не привносит ничего нового в понимание реальности и представляет из себя ничто иное, как перелицованный старый концепт бедности. К примеру, М. Хилл, Дж. Дэвис, Э. Праут и К. Тисдэйл [4] описывают два частично перекрывающихся понимания социального исключения в Великобритании. Первое в широком смысле эквивалентно относительной бедности и означает состояние, в котором недостаток материальных ресурсов, особенно низкий доход, делают очень сложным для индивидов их участие в социальной деятельности в целом ожидаемой в том обществе, в котором они живут. Второе означает состояние, в котором некоторые группы маргинализированы, обездолены или стигматизированы. Обычно здесь принимаются во внимание те особенности, которые отличают меньшинства от остального общества.

Мы попытаемся определить, что связывает, и что отличает понятия исключения и бедности, которые постоянно соседствуют в публичном и научном дискурсах.

Бедность можно считать одной из самых актуальных социальных проблем во всем мире. Поэтому ее изучению всегда уделялось самое серьезное внимание. Интерес к этой проблеме еще в середине XIX в. проявляли сторонники социал - дарвинизма (Г. Спенсер, Ф. Гиддингс, П.Ж. Прудон), считавшие бедность не только естественным, но и полезным для общества явлением, движущей силой его развития. Сторонники другого, социал - уравнительного или эгалитаристского подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Реклю), напротив, считали бедность ненормальным состоянием общества, с которым необходимо бороться и предполагали, что ее возможно устранить при всеобщем равенстве и общественной собственности на средства производства. Во второй половине XIX в. возникает статистическо - социологическое направление (Ф. Ле-Пле, Ч. Бут, С. Раунтри), связанное с эмпирическим изучением условий жизни различных социальных групп, также рассматривавшее бедность как социальную болезнь общества. Проблеме бедности в Великобритании посвящены широко известные исследования П. Таунсенда [5].

Не удивительно, что термины исключение и бедность часто соседствуют друг с другом. Ведь именно бедность стала одним из важнейших факторов выхода дискуссии об исключении на общеевропейский уровень. К тому же бедность (уровень доходов) - первый из четырех индикаторов социального исключения, принятых в странах Евросоюза.

Бедность это центральная, но не единственная проблема исключения. Обязательно ли бедность будет вызывать социальное исключение? Это зависит от многих условий. Важно, во-первых, то, является ли бедность устойчивым или временным состоянием, и какова степень этой бедности (например, Л.А. Гордон [6] выделяет 3 степени бедности: нищету, нужду и необеспеченность). Во-вторых, единственная ли это проблема, или она дополняется другими (слабое здоровье, низкий уровень образования, плохие жилищные условия и т.п.). Наконец, важно то, насколько оказывается доступной и действенной помощь социальных служб.

Бедность тесно связана с экономическими проблемами, тогда как исключение скорее ассоциируется с социальными и психологическими проблемами. Это хорошо иллюстрирует утверждение Департамента социального исключения Великобритании: «социальное

исключение - это больше, чем просто низкий доход» [7].

В концепции социального исключения большое внимание уделяется кумулятивному характеру социальных процессов. В отличие от сформировавшейся в предшествующие десятилетия традиции изучения бедности как статичного явления (недостаточного уровня потребления), концепция исключения акцентирует внимание на динамических аспектах неравенства («процесс исключения»). В концепции социального исключения вводится понятие «множественности социальных проблем»: накопления подобно снежному кому

взаимопорождающих негативных жизненных обстоятельств.

Бедность всегда связана с измерением определенных ее показателей. Существуют три концепции измерения бедности: абсолютная, депривационная и субъективная. Согласно концепции абсолютной бедности бедными считают тех, кто имеет доходы ниже прожиточного

минимума (такой способ измерения бедности принят в России). Депривационная концепция соответствует европейскому стандарту измерения бедности. Здесь бедными являются те, стандарт жизни которых существенно отклонен от стандарта преобладающего в том или ином обществе. И, наконец, субъективная бедность относит к бедным тех, кто субъективно ощущает себя бедными. Приверженцы теории социального исключения показывают ограниченность «финансового», статического подхода к изучению бедности, необходимость использования неэкономических индикаторов, анализа процессов накопления неблагоприятных обстоятельств.

Интересно еще и то, что одни виды исключения теснее связаны с уровнем материального благополучия, чем другие. Например, исключение подростков из-за недоступности популярных среди сверстников развлечений и модной одежды теснее связано с доходом семьи, чем исключение вследствие неадекватного поведения и школьной неуспеваемости.

То, что бедность является далеко не единственным показателем и причиной социальной эксклюзии, подтверждают результаты эмпирического исследования, проведенного под руководством автора в рамках межрегионального проекта «Региональные модели социальной защиты и их влияние на социальное исключение (на материалах Республики Татарстан, Ростовской и Иркутской областей)»1.

Результаты первичного анализа кейс-стади в пос. Новониколаевский (Республика Татарстан), г. Шахты (Ростовская область) и пос. Хужир (Иркутская область) позволили выделить два вида социальной эксклюзии: городскую и сельскую.

Для городской эксклюзии наиболее важным фактором оказался разрыв социальных сетей, одиночество. Так в г. Шахты в так называемой «черной дыре» эксклюзии (в терминологии Н.Е. Тихоновой [8, с. 9]стадия полного разрыва социальных связей) оказались мигранты, особенно старшего поколения, так и не включившиеся в социальные связи несмотря на длительный (более 10 лет) срок проживания на новом месте (в нашем случае речь идет о переселившихся из республик Северного Кавказа и Средней Азии); одинокие пожилые и молодые (выпускники интернатных учреждений, а также возвратившиеся из мест лишения свободы) люди в силу разорванных или утраченных семейных связей. И хотя факторы риска социальной эксклюзии многочисленны и взаимозависимы - утрата, разрыв родственных связей или плохие взаимоотношения с родственниками; отсутствие работы с т. зрения отсутствие сетей поддержки в трудовом коллективе; миграция как препятствие для налаженных отношений в соседстве и дружеских связей; слабое здоровье (инвалидность); малые доходы; плохое жилье или его отсутствие - все же именно родственные, соседские, дружеские связи могут стать эффективным «противоядием» от социального исключения. Результаты исследования показывают, что даже инвалиды, малообеспеченные, и практически не получающие государственную социальную помощь не попадают в состояние глубокой эксклюзии, если они могут рассчитывать на поддержку своей семьи, родственников, соседей.

Сельская же эксклюзия оказалась не только тесно связанной с эксклюзией территориальной (именно территориальная удаленность и транспортные проблемы стали лейтмотивом многих интервью с жителями пос. Новониколаевский и пос. Хужир), но и, одновременно, с отсутствием развитой социальной инфраструктуры. Среди основных факторов социального исключения в сельских поселениях - недоступность получения, медицинского обслуживания, низкие доходы, плохие бытовые условия, невозможность использовать все положенные меры социальной защиты. В условиях территориальной удаленности (в частности, транспортное сообщение с материком пос. Хужир, расположенного на острове Ольхон, осуществляется при помощи единственного парома, который имеет строгое расписание и в летний сезон требуется несколько часов, для того, чтобы на автотранспорте дождаться своей очереди на паром и пересечь озеро) затрудняется и получение мер социальной поддержки (граждане не пользуются положенными им льготами, субсидиями, и, тем более, не получают надлежащего социального обслуживания). Но и в этом случае крепкие социальные связи могут помочь в преодолении исключения: так, в пос. Новониколаевский в зону «серой» эксклюзии (промежуточная зона, согласно классификации Н.Е. Тихоновой [9, с. 9]) попали преимущественно пожилые одиноко проживающие граждане, однако, степень эксклюзии до состояния «черной дыры» не доходит, поскольку соседские отношения становятся тем

социальным капиталом, который помогает частично приспособиться к ситуации и компенсировать ее. Например, транспортная проблема - самая главная в поселке Новониколаевский - решается только одним способом: с помощью односельчан, имеющих личный автотранспорт. Аналогично решаются и другие социальные проблемы, такие как доступность здравоохранения и образования, бытовые вопросы.

Важным фактором исключения в кейсе пос. Хужир оказалась недоступность тех источников дохода, которыми пользуются остальные жители. Исключенными в Хужире можно назвать тех, у кого нет новых домов - на фоне быстрого роста благосостояния некоторых жителей и последовавшим за этим строительством внушительных особняков контраст по отношению к баракам, построенным в 1940-х годах, оказывается особенно сильным. Большой дом в поселке на побережье Байкала - это возможность принимать летом туристов. Из-за туристического бума высоко взлетели цены на квартиры, что не позволяет социально исключенным надеяться поменять жильё. Проблема низких доходов также частично решается с помощью ресурсов взаимопомощи: особо нуждающимся жителям посёлка помимо

государственной и региональной помощи, оказывается поддержка местным предпринимателем.

Таким образом, бедность и социальное исключение можно рассматривать как дополнительные, взаимодействующие понятия, которые изображают - несмотря на наложения -различные виды ситуаций жизни. Социальное исключение не обязательно связано с недостатком материальных ресурсов, поскольку экономическое лишение автоматически не ведет к социальному исключению. Но бедность влечет за собой высокий риск социального исключения; фактически она является важным критерием исключения.

Концепция социального исключения ориентирована на практическую деятельность в сфере социальной политики. Она способствует пониманию того, что старые методы борьбы с бедностью в виде социальных пособий в лучшем случае позволяют поднять уровень потребления низших слоев, но не повышают «жизненные шансы» последних, фактически, консервируя их ущемленное положение. В то время как борьба с бедностью предполагает необходимость поддержки определенного уровня доходов, решение проблем социального исключения немыслимо без предоставления адекватных социальных услуг, способствующих интеграции, прежде всего таких, как образование и возможность трудиться. С точки зрения преодоления социальной эксклюзии остается недооцененным потенциал коммьюнити, который имеет огромное значение в повседневной жизни людей. Больше всего человеку в трудной жизненной ситуации помогает он сам и его соседи, друзья и родственники; и только потом -государственные органы власти; на последнем месте оказываются общественные организации. Таким образом, социальные сети, использование социального капитала становится ресурсом, помогающим преодолевать эксклюзию.

Исследование проводилось Астоянц М.С., Куклиной В.В. и Сересовой У.И. в Республике Татарстан, Ростовской, Иркутской областях. Авторы выражают благодарность программе “Социальная политика: реалии XXI века” Независимого института социальной политики за поддержку в работе над проектом (Проект №SP-02-2-07).

Литература

1. Giddens. A. The Third Way. The Renewal of Social Democracy. - Cambridge, 1998.

2. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. - М, 1998. - С. 94 -108.

3. Page, D. Communities in Balance. The reality of social exclusion on housing estates. - York, 2000.

4. Hill M., Davis J., Prout A., Tisdall K. (2004) Moving the participation agenda forward // Children & Society, - 18, - p. 77-96.

5. Townsend P. The concept of poverty. - London, 1970; Townsend, P. Poverty in the United Kingdom. -Berkeley, 1979.

6. Гордон Л.А. Четыре рода бедности // Социологический журнал. - 1994. - №4. - С. 18-36.

7. См. официальный сайт Департамента социального исключения Великобритании http:// www.socialexclusionunit.gov.uk

8. Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе // Общественные науки и современность. - 2002. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.