Научная статья на тему 'БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рассказова И.Н.

В статье анализируются данные, полученные в ходе исследования базовых убеждений личности будущих педагогов дошкольного образования. Подчеркивается влияние убеждений на благополучие личности педагога, его поведение, эмоции и на их воспитанников. Изучались базовые убеждения личности по шкалам - вера в доброжелательность и осмысленность мира, в самоценность личности. По всем шкалам были получены значения немного выше среднего, что является нормальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рассказова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378:316.647.5

Рассказова И.Н., канд. психол. наук, доц., ФГБОУВО «ОмГПУ» (Омск, Россия)

БАЗОВЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются данные, полученные в ходе исследования базовых убеждений личности будущих педагогов дошкольного образования. Подчеркивается влияние убеждений на благополучие личности педагога, его поведение, эмоции и на их воспитанников. Изучались базовые убеждения личности по шкалам - вера в доброжелательность и осмысленность мира, в самоценность личности. По всем шкалам были получены значения немного выше среднего, что является нормальным.

Ключевые слова: базовые убеждения; дошкольное образование; будущие педагоги, доброжелательность и осмысленность мира, самоценность

Внимание к духовно-нравственной сфере личности обучающихся является важным аспектом воспитательной работы образовательной организации. Не случайно, в педагогических университетах в рамках воспитательной работы выделено данное направление деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, важностью данной сферы для развития человека, образования и общества в целом, ее влиянием на их благополучие и проблемы. Недоразвитие высших духовных потребностей, концентрацию на низших витальных потребностях представители гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс) считали важнейших фактором серьезных проблем личности, включая отклоняющееся поведение [4]. С другой стороны, проблемами в области духовно-нравственного развития современных детей, подростков, молодежи - снижением значимости духовных, нравственных ценностей. Ученые отмечают рост бездуховности, опустошенности, цинизма, агрессии [3], связь ценностей с направленностью личности, например, такими ее проявлениями, как антисоциальная креативность [2; 6].

Состояние системы образования, качество образования во многом зависит от профессионализма педагогов, их личностных качеств. Их духовно-нравственное развитие можно рассматривать в качестве важнейшего потенциала образования, а, учитывая их влияние на обучающихся, в целом на развитие общества в настоящем и будущем.

В духовно-нравственной сфере важными составляющими являются базовые убеждения личности, «отражающие» ее ключевые представления о мире и о самом себе. Они опосредуют эмоции, мышление, поведение человека, влияют на постановку и достижение целей. Через призму собственных глубинных убеждений человек воспринимает, понимает окружающий мир, оценивает, интерпретирует события [4]. Их исследованию серьезное внимание уделяли в когнитивной психологии (Найсер, Брунер, Норман). В теории конструктов (Дж Келли) близким по значению является термин «личностный конструкт» [4]. В рационально-эмотивной терапии (А.Эллис) система убеждений, представлений человека (В) считается основным детерминирующим фактором эмоционального состояния и поведения человека (С), а не собственно жизненное событие (А). И работа над проблемой в процессе психотерапии направлена на осознание и проработку, изменение негативных, разрушающих убеждений, препятствующих благополучию личности [5].

С. Эпштейн и Р. Янофф-Бульман выделили 4 базовых убеждения личности, связанных с отношением человека к 3 важным системам: - окружающему миру (убеждение в его доброжелательности и справедливости); людям (убеждение, что им можно доверять); самому себе (убеждение в собственной значимости) [7;8]. Р. Янофф-Бульман считал, что отношение человека к миру как безопасному является показателем

его психологического здоровья. Эти убеждения «отражают» позитивное отношение человека к данным системам. Невозможно переоценить значение данного отношения в жизни человека. Важность формирования базового доверия к миру для благополучного психического развития человека подчеркивал известный ученый Э.Эриксон. Человек, у которого сформировано такое отношение, уверен, открыт миру, его психическая энергия направлена на созидательные цели. Человек, как открытая миру система, находясь в постоянном взаимодействии с миром, получает от мира и отдает миру гораздо больше, следовательно, его развитие будет более благополучным. Человек с негативным отношением, базовым недоверием испытывает негативные эмоциональные переживания -страх, тревожность, неуверенность, он не чувствует себя в безопасности. Он закрыт, его энергия тратится на защиту от мира, поэтому он не реализует заложенный в нем потенциал, не достигает целей, которых мог бы достичь. В межличностных отношениях он испытывает трудности, поскольку он насторожен, подозрителен, что является серьезным барьером для построения нормальных человеческих отношений. Ярким проявлением подобной жизни и поведения являются известные примеры из произведений классиков отечественной литературы - «человек в футляре» из одноименного рассказа А.П.Чехова и «премудрый пескарь» из произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. Этим талантливым писателям удалось создать действительно убедительные образы.

Формируются базовые убеждения личности, доверие, либо недоверие к миру в процессе взаимодействия с ближайшим окружением, под влиянием различных жизненных обстоятельств [4]. Их основы формируются в детстве, когда ребенок получает первичную информацию о мире и людях. Безусловно, на представления современных детей, развивающихся в условиях информационного мира, влияют различные средства массовой информации. Но данный факт не снижает роли в этом процессе значимых взрослых. Они являются своего рода посредниками между ребенком и миром и им необходимо иметь с детьми доверительные отношения, обсуждать то, что они смотрят, слушают и как относятся к этому. Семья является первичным социальным институтом, в котором ребенок получает определенные первоначальные знания о мире и опыт, у него формируются определенные отношения с членами семьи, которые затем проецируются на других людей.

Базовые убеждения значимых взрослых - родителей и педагогов, несомненно, будут влиять на формирование представлений у детей об окружающем мире и людях. Это связано с их авторитетом для детей. Не случайно, в отечественной психологии учёные значительное внимание уделяли теме отношений, общения педагога и ребенка, ученика. Об их влиянии на развитие ребенка писали многие отечественные ученые (М.И.Лисина, А.А.Бодалев, Мясищев и др.). Бодалёв А.А. подчеркивает особую значимость контекста общения и личности участников взаимодействия, их убеждений [1].

Исходя из вышесказанного, понимая роль базовых убеждений личности педагога для его собственного благополучного развития и развития детей, с которыми он будет работать, мы провели эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение выраженности базовых убеждений личности будущих педагогов дошкольного образования. Для нас это представляет практический интерес с точки зрения возможностей влияния на систему убеждений личности будущих педагогов. Их возраст (средний возраст 19, 5 лет) позволяет им быть максимально гибкими, обучаемыми, способными к изменениям. Процесс обучения в университете, взаимодействие с преподавателями и студентами также является в этом смысле благоприятной ситуацией. Выявление убеждений и возможно существующих в этой области проблем у отдельных студентов позволит им их осознать и возможно поставить перед собой определенные цели в направлении личностного саморазвития, изменения, коррекции проблем, препятствующих их благополучию. В будущем они будут работать с детьми дошкольного возраста - возрастным периодом, в котором происходит 1 этап становления личности, связанный с формированием самосознания, когда ребенок активно познает окружающий

мир, интересуется человеческими отношениями и воспитатель является для него близким, авторитетным человеком. Поэтому базовые убеждения педагога дошкольного образовательного учреждения будут влиять на формирование убеждений детей.

В эмпирическом исследовании приняли участие 13 студенток 2 курса профиля «Дошкольное образование» Омского государственного педагогического университета. Нами были использована шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Максимальное количество баллов по каждой шкале - 24. В норме показатель должен быть несколько выше середины. Полученные средние значения по шкалам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выраженность средних значений параметров убеждений будущих педагогов _дошкольного образования_

№ Параметр Средние значения

1. Благосклонность мира (BW) 17,1

2. Доброта людей (ВР) 13,5

3. Справедливость мира (!) 13,4

4. Контролируемость мира (С) 14

5. Случайность как принцип распределения происходящий событий (К) 16,3

6. Ценность собственного «Я» (SW) 12,5

7. Степень самоконтроля ^С) 16

8. Степень удачи или везения (Ц) 13,5

На основе представленных в таблице 1 данных по всем изучаемым параметрам по определенной формуле были посчитаны средние значения обобщенных направлений отношений (интегральные показатели). Они были получены следующие: общее отношение к благосклонности окружающего мира - 15,3 балла; общее отношение к осмысленности мира - 14,6; убеждение относительно собственной ценности, способности управлять событиями - 14,8. Значения всех показателей немного выше среднего (которое составляет 12 баллов) - на 2,6 и 3,3 и близки. С точки зрения создателя методики значения выше среднего означают, что ситуация в целом достаточно благополучна, это нормально. Различия между всеми показатели составляют менее 1 балла (от минимального 0,2 до максимального 0,7). Наиболее высокие показатели (15,3) получены по выраженности убеждения в благосклонности окружающего мира. Все полученные значения означают, что студенты скорее убеждены в благосклонности и осмысленности мира. Данный результат, наверное, можно объяснить и возрастом испытуемых. Они молоды, а период юности - один из самых позитивных периодов онтогенеза, (несмотря на существующие определенные сложности), когда человек оптимистичен, полон сил и жизненной энергии, активен, верит в себя, свое будущее. В этом нас убеждают и результаты, которые мы получаем, проводя со студентами исследования их жизненной временной перспективы (беседы, коллаж «Мое настоящее. Мое будущее»). У большинства из них амбициозные планы по достижению успеха в профессиональной и личной жизни, в материальной составляющей. Также нужно отметить, что испытуемыми являются студенты педагогического университета, которые выбрали профессию «человек -человек», они неравнодушны к людям, любят детей. Основой этого являются в целом позитивные представления о людях.

Но при этом, учитывая не слишком высокие значения, вероятно, студенты достаточно реально оценивают окружающий мир, осознают его несовершенство, происходящие в нем негативные разрушительные процессы (войны, насилие, голодающие, заброшенные дети и т.д.). Понимают, что не все в нем происходящее разумно и справедливо. А также учитывают влияние случайностей, внешних обстоятельств на жизнь человека, которые от него иногда не зависят. Показатели по этому

39

параметру одни из самых высоких - 16,3 балла, а убеждение в справедливости мира ниже почти на 3 балла и составляет 13,4. На развитие, поведение человека влияют социальные факторы, его личностные особенности и факторы ситуации.

Безусловно, данные убеждения, «отражающие» позитивные представления человека о мире и себе полезны для жизни, личностного развития, эмоционального состояния, что было раскрыто нами выше. Человек с такими убеждениями будет более активным, инициативным. В отличие от людей с противоположными, негативными убеждениями, которые, не чувствуя себя в безопасности, ощущают угрозу и вынуждены тратить энергию на защиту, а не созидание.

Испытуемые также убеждены в собственной ценности и способности управлять событиями, но при этом, учитывая не слишком высокие значения выраженности (14,8), и близкие значения по параметру «степень удачи или везения» (13,5), они, вероятно, считают, что не все в жизни определяется только внутренними факторами (личностными особенностями), влияние могут оказать внешние факторы (окружение, случайность, удача или ее отсутствие и т.д.).

Таким образом, результаты нашего эмпирического исследования, несмотря на небольшой объем выборки, не позволяющий нам делать серьезные обобщения, позволяют сделать вывод о том, что у будущих педагогов дошкольного образования в целом сформированы достаточно позитивные отношения к 3 важным системам - окружающему миру, другим людям, собственной личности (все значения немного выше среднего), что свидетельствует об их психологическом благополучии, здоровье. Это важно не только для собственной жизни будущих педагогов, но и является условием их позитивного влияния на развитие детей, с которыми в будущем они будут работать, представлений детей о мире и себе. Личностные особенности значимых взрослых из ближайшего окружения ребенка, их представления о мире, как позитивные, так и негативные «отражаются» на детях. Педагогам необходимо понимать степень своего влияния, осознавать собственные базовые установки, убеждения для того, чтобы своевременно корректировать те из них, которые оказывают негативное влияние на их собственную жизнь и отношения с миром и на тех, с кем они работают. Будущие педагоги в этом смысле, в силу возрастных особенностей, могут проявлять высокий уровень гибкости, способности к изменениям.

С нашей точки зрения, изучение базовых убеждений личности будущих педагогов, является одним из важных и интересных направлений исследований в современном образовании, имеющее серьезное практическое значение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалёв А.А. Личность и общение [Текст]: монография / А.А.Бодалёв. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

2. Егоров И.В., Наумова Д.В., Павленко Т.А., Рассказова И.Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности/И.В. / Егоров, Д.В. Наумова, Т.А. Павленко, И.Н. Рассказова//Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. - 2021. - № 3 (51). -С. 375-389. doi:10.32744/pse.2021.3.26

3. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. [Электронный ресурс] / /Д.И.Фельдштейн. - М.:МПСИ, 2011-Режим доступа: https://docplayer.com/25954034-Glubinnye-izmeneniya-sovremennogo-detstva-i-obuslovlennaya-imi-aktualizaciya-psihologo-pedagogicheskih-problem-razvitiya-obrazovaniya .html

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности [Текст]: монография /Л.Хьелл, Д.Зиглер. - СПб. Питер Пресс, 1997 - 608 с.

5. Эллис А. Психотренинг по методу А.Эллиса [Текст]: монография /А.Эллис-СПб: Питер Ком, 1999.- 288 с.

6. Egorov I.V., Naumova D.V., Pavlenko T. A., Rasskazova I.N., Kuts S.A. The connection between antisocial creativity and values of students of pedagogical specialties// SHS Web of Conferences 117, 01007 (2021) Psychology of Giftedness and Creativity 2020. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111701007.

7. Epstein S. Cognitive experiental self-theory. In L.A. Pervin (Ed.) Handbook of personality: Theory and research. - New York: Guil-ford. - 1990. -p.165-192.

8. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes. In: C.R. Snyder (Ed.) Coping: The psychology of what works.-N.Y. Oxford University Press.- 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.