Научная статья на тему 'Базовые ценности в формировании деловой культуры'

Базовые ценности в формировании деловой культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инкина-ерицпохова Аревик Зауровна

Деловая культура играет важную роль при проведении переговоров, планировании стратегий взаимодействия, освоении рынков. Для равноправного и полноценного вхождения в мировое экономическое пространство необходимо теоретическое изучение ее аксиологических установок и практик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности в формировании деловой культуры»

"Культурная жизнь Юга России"

38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (47), 2012

В РФ спонсорство находится в стадии формирования, не определен правовой статус, нет четкой семантической характеристики: смысл термина в ряде случаев подменяется понятиями «благотворительность и меценатство». Однако предпосылок для становления данного социального института немало. Сегодня спонсоры (генеральные или целевые) есть у каждого крупного музея; у театров, особенно столичных («Сатирикон» и др.). Спонсорами Краснодарского краевого художественного музея им. Ф. А. Коваленко выступают ООО «КНАУФ Маркетинг Краснодар», КБ «Кубань Кредит», ОАО «МТС» в Краснодарском крае, ООО «Бондюэль Кубань». Эти и другие спонсирующие организации совместно с меценатами и грантодателями участвуют в выставочных, реставрационных, издательских и образовательных проектах. Многие уникальные кон-цертыМосковскойгосударственнойконсерватории им. П. И. Чайковского проходят при поддержке «Газпрома» и его иностранных партнеров. Компания помогает детской школе им. В. Г. Захарченко при Кубанском казачьем хоре.

Спонсоры организуют попечительские советы, помогают финансами и связями, позволяют пользоваться своим именем при рекламе или сборе средств. Привлечение крупных компаний служит гарантом благополучия учреждения культуры,

успешности культурного мероприятия (инвестиции осуществляются при условии эффективности проекта, его безопасности в отношении гражданского согласия). Развитие культуры и сохранение наследия прошлого невозможно без значительных вложений капитала. Активное участие в этих процессах создает положительный имидж бизнеса как социально-экономической структуры.

Литература

1. Райзберг Б. А., Лазовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2005. С. 377.

2. Моисеева Н. К., Рюмин Н. Ю. и др. Брен-динг в управлении маркетинговой активностью. М., 2003. С. 45; АакерД., КумарВ., ДэйДж. Маркетинговые исследования. СПб., 2004. С. 751; Михе-ева Н. А., Галенский Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2000. С. 42; Алешина И. В. Паблик рилейшинз для менеджеров и маркетологов. М., 2011. С. 210; Жданова Е. И., Иванов С. В, Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие. М., 2003. С. 101.

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. М., 2005. С. 37.

4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М., 1992. С. 25, 27.

I. N. BASAMYGINA, K. v. TOLBATOvA. SpoNSoRSHIp IN CuLTuRAL SpHERE

AS A social institute

Main characteristics of sponsorship that is management's multifunctional instrument and the source of extra incomes for socio-cultural projects are considered in the article. Key words: sponsorship, financing of socio-cultural sphere.

А. 3. ИНКИНА-ЕРИЦПОХОВА БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Деловая культура играет важную роль при проведении переговоров, планировании стратегий взаимодействия, освоении рынков. Для равноправного и полноценного вхождения в мировое экономическое пространство необходимо теоретическое изучение ее аксиологических установок и практик.

Ключевые слова: деловая культура, деловая этика, базовые ценности.

Экономическая культура как способ регуляции предпринимательства проявляется в развитии деловой культуры - стиля и формы ведения бизнеса (через переписку или личные контакты, на основе устных договоренностей либо юридически оформленных контрактов). При этом важную роль играют скорость принятия решений, фактор неопределенности, доминирование горизонтальных или вертикальных связей. С данной точки зрения к ценностям, определяющим важнейшие параметры предприятия, можно отнести:

- стабильность и развитие;

- выгоду и устойчивость;

- риск и надежность;

- формальные и личные отношения между партнерами и служащими;

- инициативу и исполнительность;

- быстроту получения результата и тщательность проработки делового решения.

Понимание данных установок необходимо для успешного проведения переговоров, планирования стратегий взаимодействия, освоения рынков, а в масштабах государства - для равноправного и полноценного вхождения в мировую экономическую систему.

Как часть культуры общества деловая культура, включающая в себя ценностные ориентиры, стиль предпринимательства, меру агрессивности и конкурентности, механизмы разрешения противоречий и конфликтов, зависит от типа цивилизации и этапа исторического развития. Так, японская бизнес-этика существенно отличается от западной, а российская дореволюционная - от советской и современной; некоторые (не столь

№ 4 (47), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

значительные) локальные особенности прослеживаются и на уровне отдельных стран.

Экономика формировалась по мере развития социума и появления новых видов хозяйствования. В докапиталистических обществах она в значительной степени «растворялась» в частных взаимодействиях между людьми, подчинялась традиционным ценностям сословного иерархиз-ма и групповой солидарности. Соответственно различались цели и методы достижения результата. По отношению к вышестоящим членам общества производственные операции (денежная ссуда, поставки товара и продуктов, торговля) носили характер личной услуги или выполнения личных обязательств. На уровне горизонтальных связей между равными субъектами хозяйства до Нового времени подобные отношения имели вид размытый, неустойчивый, в этих рамках выработать специальную деловую культуру было невозможно.

Мир человека, это, прежде всего, мир реальных вещей и отношений, не измеряемых количественно, а оцениваемых качественно и эмоционально. В добуржуазных обществах не было развито стремление к скрупулезному сведению балансов в точных величинах. Как указывает В. Зомбарт, во все предшествующие времена при новизне числовой оценки вещей и цифрового способа выражения обходились всегда только весьма приблизительным описанием соотношения величин. Это специфически современное представление, что счета необходимо должны «сходиться». Свойством традиционной деловой культуры являлась малая динамичность (размеренный темп и стабильность), «вся прежняя хозяйственная мудрость заключалась в том, чтобы достичь возможно более высоких цен, чтобы с возможно меньшим оборотом получить высокую прибыль: малый оборот - большая польза, вот деловой принцип предпринимателей того времени. Не только мелких, полуремесленных производителей - нет, даже вполне крупных приобретательских обществ. Принципом голландско-ост-индийской компании, например, было вести "малые дела с большой пользой". Отсюда ее политика: истреблять деревья пряностей, сжигать богатые урожаи» [1].

В дальнейшем предпринимательство приобрело такие черты, как формальный характер взаимоотношений, скрупулезный учет, направленность на получение прибыли, на рентабельность и профессионализм. С распространением капитализма западного типа (высокий динамизм, увеличение масштабов дела, получение прибыли уже не за счет повышения цен, а за счет роста и ускорения оборота) и формирования мировой экономической системы эти свойства утвердились повсеместно. На этой основе образовалась единая деловая культура (которая, однако, не снимает наиболее существенные цивилизационные различия). Неотъемлемые свойства бизнес-этики - рациональность и способность представить реальные жизненные отношения в виде абстрактной калькуляции - вышли за рамки производства, пронизывая и неизмеряемые количественно отношения

в сфере нравственности, религии. «Экономического человека» (каким он в наиболее чистом виде представлен в американском предпринимателе), пишет Зомбарт, воодушевляет воля к рациональному устроению хозяйства. Обладая решимостью осуществить эту волю методами коммерческой организации, счетоводства или производственной техники, он, «не стесняясь какими бы то ни было трудностями, оставит старый метод в тот момент, когда он узнает о существовании лучшего» [2].

В контексте прагматического подхода отдается предпочтение долгосрочному сотрудничеству перед быстрыми и прибыльными, но не имеющими перспектив операциями. Важнейшим условием успеха является умение вести переговоры - добиваться желаемого результата не путем насилия и обмана, а в результате консенсуса. В этом Зомбарт видит способность быть торговцем, рассматривая торговлю не как профессиональную деятельность (совершение товарообмена), а как функцию, осуществляемую во многих областях предпринимательской активности.

Залогом существования бизнеса является его саморазвитие: необходимо руководствоваться стратегией постоянных изменений, которые осуществляются на основе профессионально разрабатываемых программ. Ориентация на прибыль сопряжена с высокой степенью риска и неопределенности, что отчасти компенсируется более или менее устоявшимися принципами функционирования рынка, стабильной правовой основой и политической системой.

Западная экономика базируется на индивидуализме (представление о личной свободе и ответственности), в определенной степени уравновешенном корпоративными методами управления, а также акционерной формой собственности. Важным фактором функционирования рыночной системы является инициативность, на современном этапе созданы возможности для ее оптимального развития. В то же время инициатива всегда сопряжена с ответственностью, которая также носит индивидуальный характер и четко разграничена.

Деловая культура Японии наиболее ярко воплотила самобытность дальневосточной цивилизации. Она характеризуется такими особенностями, как ситуативная ориентация, особая система принятия решений - ринги, коллективная ответственность, высокая значимость вертикальных связей [3]. Доминируют принципы минимизации риска. Ценой за стабильность является более низкий, чем у американских компаний, уровень текущей прибыли. Баланс поддерживается с помощью «нерыночных» в западном понимании методов ведения бизнеса: активного влияния государственных бюрократических и административных структур на предпринимательство, с одной стороны, и, с другой - добровольного ограничения индивидуальной выгоды в пользу общей. Государственное регулирование призвано устранить влияние негативных последствий конкуренции, индивидуализма предпринимателей на общественную жизнь и экономическое развитие. Это исключает «как можно больше элементов неопределенности из

40 "Культурная жизнь Юга России" № 4 (47), 2012

рыночного процесса, что напоминает их практику использования веревок, проволок и шнурочков для связывания и изгибания стволов и веток деревьев с целью придания им форм, отвечающих их эстетическим ценностям» [4].

Свои особенности прослеживаются и у деловой культуры советского общества (по сравнению с западной рыночной или восточной). Свободное предпринимательство (по крайней мере, легальное) отсутствовало, а сфера бизнеса находилась под сильнейшим влиянием государства: «Хозяйственное развитие было подчинено не собственно экономической целесообразности, а политическому курсу, определявшему его приоритеты и темпы» [5].

Экономическая культура, регулируя сферу предпринимательства, формирует также деловую этику -нравственный аспект производственных отношений в контексте горизонтальных (между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами), а также вертикальных (между работодателями, менеджерами и наемными работниками) рыночных связей. «Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, приложимой всегда к личности), но и целые фирмы, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности» [6].

Роль категории этическое определяется прагматическими мотивами: она воплощается на практике, если способствует укреплению бизнеса, и остается декларацией, когда не приносит ощутимой выгоды. Нравственный уровень деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (людей, ориентированных, прежде всего рационально), но и от общества в целом. В условиях стабильности, растущего благосостояния народа, устойчивой системы ценностей и норм поведения он достаточно высок. В переломные моменты истории, когда экономика находится в состоянии упадка, а ориентиры смещены, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений.

Литература

1. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 2004. С. 93.

2. Там же. С. 112.

3. Okimoto D. I. Between MITI and Market. Stanford, 2009. P. 136.

4. Японский феномен. М., 2006. С. 151.

5. Деловая культура российского общества: материалы «круглого стола» // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 12.

6. Business, Religion and Ethics. Cambridge, 2002. P. 19.

a. z. inkina-yeritspokhova. basic values in the formation of business culture

Business culture plays an important role in negotiating, planning strategies of interactions and markets development. For equal and full integration into the global economic space it is necessary to study in theory its axiological aims and practices.

Key words: business culture, business ethics, basic values.

Н. Л. ГОЛУБЕВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Автор анализирует педагогическую функцию детской библиотеки, критерии оценки ее информационных ресурсов.

Ключевые слова: педагогическая функция библиотеки, информационные ресурсы детской библиотеки, информационное пространство, детское чтение, миссия библиотеки.

Детская библиотека является неотъемлемой частью информационного пространства социума. Информационная сущность как «всеобщая функция библиотеки» реализуется посредством создания информационной модели мира, окружающего ребенка в процессе удовлетворения и формирования его информационных потребностей.

Носителями культурных смыслов для пользователей детской библиотеки сегодня становятся не только книжные фонды, но и электронные, мультимедиа ресурсы (гипертекстовые словари, справочники, энциклопедии, компьютерные учебники, обучающие программы, электронные журналы и др.), чем подтверждается следующее

положение. В библиотеке на разных исторических этапах могут превалировать ее различные элементы, поскольку «информация - это не совокупность сведений, а выбор альтернатив» - то, что изменяет воспринимающую ее систему [1]. Применительно к современной библиотеке это означает, что ее миссия не может быть сведена к хранению документов, а должна быть представлена как система ролей, форм и методов работы, осуществляемых в направлении создания такого пространства, которое «способно воспринимать» содержание хранящихся в ней документов: «Библиотека вновь должна превратиться в культурный центр, объединяющий в себе не только функции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.