Научная статья на тему 'Базовые ценности российских и европейских учителей'

Базовые ценности российских и европейских учителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ТИПОЛОГИЯ Ш. ШВАРЦА / МЕЖСТРАНОВЫЕ СРАВНЕНИЯ / УЧИТЕЛЯ / BASIC HUMAN VALUES / SCHWARTZ VALUE SURVEY / CROSS-COUNTRY COMPARISON / TEACHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грязнова Ольга Станиславовна, Магун Владимир Самуилович

На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безо-пасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям россий-ские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традици-ям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоя-тельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политиче-ского развития. Ценностные особенности отечественных учителей (сов-падающие, как показано, с особенностями российского населения в це-лом) резко отличаются от распространенных идеологических стереоти-пов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятст-вующие успешному функционированию и развитию российского обще-ства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Human Values of the Russian and European teachers

Basic Human Values of the Russian teachers are compared with those of their colleagues from the 27 European countries, using the Schwartz Value Survey data collected in the 1990s. It was found that the average Russian teacher is extremely high in Security and extremely low in Hedonism. In addition the Russian teachers often leave their colleagues behind in the scores on Self-Enhancement (Achievement and Power) and Conformity-Tradition but often hang back in the commitment to Self-Direction and Self-Transcendence (the latter combines the values of Benevolence and Universalism). The coincidence between relative value scores of the Russian teachers and the conclusions drawn from cross-country comparison of the national samples as well as value similarity between Russia and some other countries of similar level of economic and political development are discussed. The paper illustrates the disparity between research results and common ideological stereotypes.

Текст научной работы на тему «Базовые ценности российских и европейских учителей»

■ МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О. С. ГРЯЗНОВА, В. С. МАГУН БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

РОССИЙСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безопасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям российские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традициям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоятельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политического развития. Ценностные особенности отечественных учителей (совпадающие, как показано, с особенностями российского населения в целом) резко отличаются от распространенных идеологических стереотипов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию российского общества.

Ключевые слова: базовые ценности, ценностная типология Ш. Шварца, межстрановые сравнения, учителя.

Грязнова Ольга Станиславовна — кандидат социологических наук, научный сотрудник Института социологии РАН и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ). Электронная почта: [email protected] Магун Владимир Самуилович — кандидат психологических наук, заведующий сектором исследований личности Института социологии РАН, ведущий научный сотрудник НИУ-ВШЭ. Электронная почта: [email protected]

Статья выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 09-06-00277а «Социально-педагогическое исследование базовых ценностей и субъективного благополучия российского подрастающего поколения и анализ факторов, влияющих на их формирование». Авторы выражают глубокую признательность Л. А. Окольской, М.Г. Рудневу, Д.Г. Подвойскому и Ш. Шварцу (Sh. Schwartz) за помощь и ценные замечания.

Введение

Активная роль учителя как агента социализации хорошо изучена в социологии. Он не только обучает набору инструментальных навыков, но и транслирует корпус жизненных и культурных ценностей, необходимых для формирования социальной позиции индивида как самостоятельного субъекта социального действия. Анализ ценностей учителя, играющего ключевую роль в школьном образовании и воспитании, дает представление о том, какие ценности транслируются новому поколению по данному каналу социализации.

В своей повседневной профессиональной жизни учитель актуализирует определенную позицию, которая представляет собой систему «интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности». Эту позицию обусловливают, с одной стороны, «те требования, ожидания и возможности, которые предъявляет и предоставляет ему общество», а с другой стороны — «внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы» [9, с. 27].

Изучению учителей как социальной группы, особенностей их труда, экономического положения, социальной роли было посвящено много отечественных работ, как в советское, так и в постсоветское время. Что же касается исследования ценностей этой социальной группы, то их очень немного. Так в 1997 г. по модифицированной методике М. Рокича [2] в 14 школах всех шести районов Ярославля было опрошено 462 учителя, которым предлагалось по 5-балльной шкале оценить 19 ценностей. Было обнаружено, что у учителей доминировали приватные ценности (здоровье, семья, друзья), а ценности социальной активности и труда на благо других и самосовершенствования снизились по сравнению с советским временем.

В.С. Собкин и П.С. Писарский с коллегами в 1991-1992 гг. провели в Москве и Амстердаме опрос учителей, учащихся и их родителей, в котором задавались вопросы, касающиеся системы образования, личных профессиональных и культурных ценностей [10]. В Москве был опрошен 681 учитель, в Амстердаме — 346. Респонденты оценивали девять жизненных ценностей: достижение материального благополучия, успешная профессиональная деятельность, успешная политическая карьера, полноценное общение с людьми, счастливая семейная жизнь, полноценное приобщение к культуре, развитие своих способностей, познание себя, воспитание детей. Было обнаружено, что у московских учителей существенное влияние на приверженность ценностям оказывал пол: для женщин в большей мере было значимо все, связанное с семейной жизнью, а для мужчин — общение с другими людьми, профессиональная самореализация и по-

Грязнова О.С., Магун В. С. Базовые ценности учителей

55

вышение собственного культурного уровня. Среди учителей из Амстердама не было столь явной зависимости ценностных приоритетов от социально-демографических характеристик. Объединяло московских и амстердамских учителей то, что на определенном жизненном этапе профессиональные ценности по своей значимости начинали уступать семейным: в Москве это происходило при стаже работы свыше 3 лет, в Амстердаме — свыше 9.

Российская подвыборка была и в межстрановом исследовании Ш. Шварца и А. Барди. Анализ результатов опроса учителей и студентов из 9 восточноевропейских и 12 западноевропейских стран показал, что восточноевропейские страны имеют сходный профиль ценностных приоритетов, существенно отличающийся от профилей западноевропейских стран. Восточноевропейцев отличает приверженность консерватизму и иерархии в ущерб равенству, автономии и мастерству, т. е. ценностям, составляющим «моральный базис социальной ответственности, которая необходима для поддержания демократической системы» [22, р. 408].

Сравнительный анализ базовых ценностей россиян и других европейцев осуществлялся и на основе данных Европейского социального исследования (European Social Survey — ESS), но здесь сравнивались не учителя, а национальные репрезентативные выборки всего населения [6-8]. В ESS тоже использовался общий подход Ш. Шварца, но методика и показатели были иными. Согласно результатам анализа россиян отличают крайне высокая приверженность ценностям Самоутверждения (личного успеха, богатства и власти) и пренебрежение ценностями Заботы о людях и природе (помощь окружающим, равный подход к людям вне зависимости от их богатства и статуса, толерантность, сохранение природы); по оси Открытость изменениям-Сохранение Россия ближе к полюсу консервативных ценностей. Оба эти вывода указывают на наличие у россиян ценностных барьеров, препятствующих одновременно и направленному развитию общества (проведению назревших реформ, развитию инновационной экономики и т. п.), и поддержанию его устойчивости, которое невозможно без социальной солидарности. Возникает вопрос: распространяются ли эти тревожные тенденции на российских учителей, которые в процессе воспитания непосредственно влияют на ценности будущего поколения?

В данной статье мы используем данные «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey (SVS), которое осуществлялось в 1988-2005 гг. в 73 странах мира и основывалось на разработанной автором теории базовых ценностей [21]. В отличие от упомянутой статьи Шварца и Барди, тоже базирующейся на данных SVS, наша статья сфокусирована на российских учителях, ценности которых сопоставляются

с ценностями их коллег как из старых капиталистических, так и из постсоциалистических стран. Кроме того, мы используем иную схему расчета ценностных показателей1 и сравниваем страны по показателям разного уровня агрегирования.

Под базовыми ценностями Шварц понимает «желаемые, выходящие за рамки конкретных ситуаций цели, отличающиеся друг от друга по значимости и являющиеся руководящими принципами в жизни людей» [21]. При разработке инструментария, первоначально следуя теоретической установке, прежде всего, М. Рокича [19], а также А. Лавджоя [17] и Н. Решера [18] и опираясь на труды С. Леви [16], В. Брейтвейта и Х. Лоу [14], Шварц разделил ценности на два типа: терминальные (цели) и инструментальные (средства). Это деление нашло свое отражение в структуре ценностного вопросника: терминальные ценности (в количестве 30) выражались существительными, инструментальные (в количестве 27) — прилагательными или глаголами и предлагались респондентам двумя списками (см. Приложение). Часть показателей по результатам статистического анализа Шварц отсеял и из 57 исходных показателей оставил 46 (рис. 1) .

В опросе к респондентам обращались следующим образом: «Отвечая на этот вопросник, Вам следует спросить себя: «Какие ценности более важны для меня как основополагающие принципы моей жизни, а какие менее важны?». Ниже перечислены ценности, взятые из разных культур, они сгруппированы в два списка. В скобках после каждой ценности дано объяснение, которое поможет Вам лучше понять её значение. Ваша задача — указать, в какой степени каждая ценность является основополагающим принципом Вашей жизни. Используйте приведённую ниже шкалу оценок...»3. И далее предлагалась девятибалльная шкала (-1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), где «-1» означал, что данная ценность противоречит основополагающим принципам жизни, а «7» — что ценность в максимальной степени воплощает основополагающий принцип жизни. Наибольший балл разрешалось присваивать не более чем двум ценностям.

1 Исходные показатели (см. рис. 1) Шварц объединяет в два набора ценностных индексов: индивидуальные и культурные (см. об этом: [3, 4]). Его статья с Барди строится на сравнении культурных ценностей, а мы используем индивидуальные ценности, что позволяет проанализировать данные с учетом внутристранового ценностного разнообразия.

2 В анкете формулировки ценностей дополнялись пояснениями в скобках, раскрывающими содержание каждого пункта (см. Приложение).

3 Перевод анкеты осуществлен А.Г. Левинсоном.

Ценностные оси (4-ый уровень) Укрупненные категории ценностей (3-ий уровень) Типологические ценностные индексы (2-ой уровень) Исходные ценности, предложенные в анкете как «основополагающие принципы жизни» (1-ый уровень)

Открытость изменениям — Сохранение Сохранение Безопасность 1-ый список: Социальный порядок; Национальная безопасность; Взаимный обмен услугами; Безопасность семьи 2-ой список: Чистоплотный

Конформность-Традиция 1-ый список: Вежливость; Самодисциплина; Почитает родителей и старших; Уважение традиций 2-ой список: Послушный; Умеренный; Скромный; Принимает свою долю в жизни; Верующий

Открытость изменениям Самостоятельность 1-ый список: Свобода; Творчество 2-ой список: Независимый; Определяет жизненные цели; Любознательный

Риск-Новизна 1-ый список: Захватывающая жизнь; Разнообразная жизнь 2-ой список: Дерзающий

Гедонизм 1-ый список: Наслаждение 2-ой список: Получает удовольствие от жизни; Потакающий своим желаниям

Забота о людях и природе — Самоутверждение Самоутверждение (Достижение и Власть-Богатство) 1-ый список: Власть; Богатство; Авторитет; 2-ой список: Заботится о своей репутации в обществе; Честолюбивый; Влиятельный; Способный; Преуспевающий

Забота о людях и природе (Благожелательность и Универсализм) 1-ый список: Равенство; Мир на земле; Единство с природой; Мудрость; Мир прекрасного; Социальная справедливость 2-ой список: Широко мыслящий; Защищает окружающую среду; Верный; Честный; Помогает другим; Ответственный; Прощает

Рис. 1. Иерархия ценностных показателей по Ш. Шварцу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.